рефераты скачать

МЕНЮ


Основы философии (Шпаргалка)

целое, его происх. и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-

ка, этики, общ. устр-ва; средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как

творение Бога. В 14-16 в. происх возврат к ценностям античн. культуры и

принц. антропоцентризма в связи с р-ем светского гос-ва и возникн. светск.

культуры, деятели кот. пересматр. традиц. религиозн., нравств., эстетич.

взгляды ср.в. Новые разностор. запросы чел. личности нашли свое выр-е в

гуманизме, связ. с антиклерик. настроениями (против госп. духовенства).

Италия встала раньше всех на путь бурж. р-я и прониклась идеями В. Раннее

В.: Данте Алигьери, Петрарка; позднее: Платоновск. Акад., Ник.Кузанский -

ключевая фигура. К.: Бог - абсол. максимум, мир - огранич. минимум. Бог

противоречив, т.к. абс. макс. явл. бесконечностью, не страдает ни от каких

конечн. ситуаций, сл. Бог - абсол. минимум. Бог - единство

противоположностей. Совп. мин. и макс.: сл., Бог пребыв. во всем. Диалект.

поним. Бога - ослабляет творящие функции Бога, сближ. бескон. Бога и

конечн. мир. Роздн.: Патрици, БруноИдея ч-ка ка творца самого себя:

гуманист 15 в. Джованни Пико делла Мирандола, в “Речи о достоинстве”

рассужд., что Бог, сотворив ч-ка и поставив его в центре мира не дал ему ни

опр. места, ни образа, ни собств. лица, ни обязанности, чтобы ч-к мог их

определить по собств. желанию. Образ прочих творений определен. В отличие

от античн. фил., где границы ч-ка были опр. его природой, от него зависело,

последует ли он ей или отклонится от нее. Теперь природа подчинена ч-ку, ч-

к творит самого себя и этим отлич. от прочих прир. существ. В отл. от ср.в.

ч-к уже не нужд. в божеств. благодати для своего спасения. По мере того,

как ч-к осознает себя в кач-ве творца собств. жизни и судьбы, он оказ. и

неогранич. господином над прир. Поэтому символом В. стан. фигура худ.-

творца. Он не просто удовл. свои земные нужды, но и созидает новый мир,

созд. красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя. В эпоху

В. ч-к стрем. найти точку опоры не в космосе, а в себе самом, в своей душе

и теле. Т.о. истор. зн-е этой ф. закл. в преодолении схоласт. догматизма

ср.в. и явл. фунд. для ф. мышл-я Нов. времени.

15.Фр.Бэкон-родонач.мат-ма ф.Нов.вр.Разраб.Б.индукт.метода позн-я

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой

окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего

существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать

окр. мир, что предст. собой это познание? В конце 16 - нач. 17 в. возник.

капит. отн-я, что изм. дух. жизнь о-ва. Религия утрач. господств. вл-я на р-

е науки и ф., возн. нов. мир-е, отвеч. интересам р-я науки о прир. Усилия

ученых концентр. на собир., опис. и классиф. фактов. На целое смотрят как

на мех. сумму частей, а отд. части нередко надел. св-вами целого. Такие

приемы распр. и на ф., что прив. к созд. механист. мат-ма и метафизич.

метода иссл-я окр. мира. В Новое вр. перед ф. на одно из первых мест

выдвин. задача создания и обосн-я методов науч. позн-я. Одним из первых,

кто сознат. приступил к разраб. науч. метода на осн. наблюд-я и поним.

природы - Бэкон. Гл. произв. Б. “Новый Органон”: матер. взгляды на прир. и

обстоят. обоснов. индуктив. методу и его роли в позн. (2я важн. раб. -

утопия “Новая Атлантд.” - важн. роль науки и техники для р-я пр-ва и о-ва в

целом). Высш. задачей ф. Б. считал завоевание прир. и соверш-е чел. жизни.

Знание станов. силой, если оно опир. на иссл. явл-й природы и руководств.

познанием ее законов. Предметом ф. должна быть материя, а тж. разл. и

многообр. ее формы. Б. - родонач. материл-ма Н.вр. В поним. материи он не

был типич. механицистом и гов. о качеств. разнородности материи, имеющ.

многообр. формы движ-я (19 видов, в т.ч. сопротивл, колеб.). Вечность

материи и движ-я не нужд. в обосновании факт. Б. остаивал познаваемость

прир., считал, что этот вопр. реш. не спорами, а опытом. На пути позн-я -

мн-во препятствий, заблужд-й, кот. засоряют созн-е. 4 вида забл.: идолы

(ложн. образы). И. рода: ведут к ложн. предст. о мире и явл. следствием

огранич-сти чел. ума, органов чувств. Люди к прир. примешив. свою собств.

природу, искажая реальн. карт. мира. Сл., показания чувств люди должны

сопост. с предм. прир., проверять их прав-сть. И. пещеры: ложное воприятие

дейст-сти отд. людей или индив. заблужд-е. Кажд. ч-к им. внутр. субъ. мир

(пещеру), кот. искаж. его сужд-я о явл. мира. Происх. из прирожд. св-в ч-

ка, образ-я, воспит-я и т.п. И. рынка: ложн. понятия, кот. порождены

неправ. употр. слов. В одинак. слова люди часто вклад. разл. поним-е, что

затрудн. познание вещей прир. И. театра: неправ. предст-е о мире, возн. на

осн. некритич. усовения ф. взглядов и систем. Эти предст-я изобр. вымышл.

карт. мира, а не действит. прир. вещей. Цель критики идолов - осв. созн.

людей от схоластики. Б. подч. исключит. знач-е естествозн-я, но стоит на т.

зр. теории двойственности истины (тогда прогрес.): теология им. своим

объектом Бога, наука - природу. Необх. разгран. сферы компет. Б.: Бог -

творец мира и ч-ка, но тольок объект веры. Знание не зав. от веры. Ф. основ-

ся на знании и опыте. Гл. препятствие - схоластика. Осн. порок -

абстактность, вывед. общ. пол. из частных. С пом. силлогизмов нельзя

достичь подлин. знания, т.к. сил. часто сост. из смутных и недостат. четких

понятий, сл. все рассужд. рушится. Источник чел. знания - чувств. опыт.

Важность опытн. иссл-я, восход. от единичн. явл. и прост. умозакл. к общим

полож. Сл., первое условие прогресса знания явл. усоверш. методов обобщ.,

образ. понятий. Процесс обобщения есть индукция. И. исх. из ощущений, отд.

фактов, шаг за шагом без скачков подним. до общ. полож. Гл. задача - созд-е

нов. метода позн-я. Суть: 1) наблюдение фактов; 2) их системат. и классиф.;

3) отсечение ненужн. фактов; 4) разлож-е явл-я на сост. части; 5) проверка

фактов на опыте; 6) обобщение. Б. эмпирик: позн-е нач. с чувств. данных,

кот. нужд. в эксперим. проверке и подтвержд., сл.судить о явл. природы

следует лишь на осн. опыта. Б. тж. считал, что позн-е должно стрем. к

раскрытию внутр. прич.-сл- связей и законов прир путем обраб. данных орг.

чувств и теор. мышл.. Поставил вопр. о необх. единства чувств. и рац-го.

Однако недооценивал роль теор. мышл., полагался на индукт. метод. В целом

ф. Б. предс. собой попытку создания эффект. способа позн-я природы, ее

причин, законов.

16. Р. Декарт. Обоснование Д. рационализма, разраб. дедукт. метода

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой

окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего

существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать

окр. мир, что предст. собой это познание? В конце 16 - нач. 17 в. возник.

капит. отн-я, что изм. дух. жизнь о-ва. Религия утрач. господств. вл-я на р-

е науки и ф., возн. нов. мир-е, отвеч. интересам р-я науки о прир. Усилия

ученых концентр. на собир., опис. и классиф. фактов. На целое смотрят как

на мех. сумму частей, а отд. части нередко надел. св-вами целого. Такие

приемы распр. и на ф., что прив. к созд. механист. мат-ма и метафизич.

метода иссл-я окр. мира. В Новое вр. перед ф. на одно из первых мест

выдвин. задача создания и обосн-я методов науч. позн-я. Фил. работы Д.

посвящ. в осн. методологич. пробл. (“Рассужд. о методе”, “Начала ф.”). Д.

придерж. дуалистич. взглядов. Пыт. созд. ф. систему на осн. признания 2х

самост. начал: духа и материи. Мир - творение Бога, сост. из самост.

субстанций: дух. и мат. Неотъемл. св-во матер. субст. - протяженность, дух.

- мышл-е. Ч-к - механич. соед-е дух. и мат. субст., души и тела. Движ-я

чел. орган-ма зав. от тела, мысли связ. лишь с душой. Обе субст. не явл.

соверш. Субст. - вещь, кот. в своем сущ-ии нужд. толко в самой себе. Сл.,

соверш. субст. явл. лишь Бог, он тж. прич. самого себя. Исходн. пункт ф. Д.

- мышление, а не бытие, сл. склоняется к идеализму, но в физике и

физиологии Д. материя - единств. субст., единств. основ. бытия и позн-я. Д.

наделяет материю механист. св-вами. М. - все, что им. объем, заним. опр.

часть прост-ва. Д. свел все многообр. движ-я мат. к мех. движ. Качества как

запах, цвет - только чел. ощущ. Ч-к - механизм с 2мя субст. - тел. и дух.,

тж. ч-к в отл. от жив. имеет врожд. идеи. Дуализм опр. теорию позн. и

учение о методе Д. Д. развив. рацион-м: в акте позн-я разум ч-ка не нужд. в

чувств. вещах, т.к. истинность знаний нах. в самом разуме, постигаемых им

предст. и понятиях. Разум - главн. и единств. источник знаний, сл. немат.

дух. субст. им. врожд. идеи (напр. идея Бога, чисел и фигур). Д. считал,

что матем., геометр. методы - единств. всеобщ. метод позн-я. Сл.,иссл-я во

всех науках, вкл. ф., след. нач. с отыск. самоочевид., ясн., и в силу этого

истинных пол-й, не нужд. в чувств. мат-ле и логич. док-вах. Дедукция -

единств. метод позн-я. Начинать надо с методол. сомнения. Сомневаться можно

во всем, кроме сущ-я самого сомн-я. Сомн. - акт мышл-я. “Я мыслю - я сущ.”

Д. уверен, что сущ. достоверное познание. Д. счит., что не мышление порожд.

бытие тела, а бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы.

Первопричина - Бог - не м. обманывать ч-ка, сл. познание чувств. восприн.

мира возможно. Задача - использ. познават. способ-стей правильно.

Истинность позн. вытек. из сущ-я врожд. идей. В.и. - не готовые истины, а

предрасполож. разума. Сл., в позн. гл. роль принадл. разуму, а не ощущ-ям.

Это утверждение рац-ма. Разум неизб. достигнет ист. знания, если будет исх.

из достоверн. метода. На осн. рац-ма Д. созд. учение о рац-ме. 4 правила:

1) ясность и отчетливость позн-я, не вызыв. никаких сомнений; 2) разделять

всякий исслед. вопрос на столько частей, ск. треб. для лучшего понимания;

3) мыслить по порядку, нач. с простого и постеп. подним. до сложных вещей;

4) полнота познания - нельзя упускать ничего существенного. Д. полагал, что

с пом. дедукт. мет. можно логич. вывести все знания о мире. Он исходил из

факта сущ-я мысли и приходил к реальности всего физ. мира. Чувства и опыт -

лишь дополнит. способ подтвержд. знаний, получ. путем разума и дедукции.

32. Совр. ест.-науч. предст. о структ., строении материи, их ф. смысл

Мир явл. материальным. Он сост. из разл. предметов и процессов, которые

превр. друг в друга, возник. и исчез., отражаются в сознании, существуя

независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не м.

быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи,

составляет мат. дейст-сть. В домарксовском материализме материя часто

поним. как нечто существующее наряду с вещами, как некот. телесность,

праматерия, из кот. возникают и в кот. исчезают конкр. вещи. Диалект. мат-м

развивает иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее

как бесконечно развивающееся многообразие единого мат. мира. С этой точки

зрения материя сущ. только в многообразии конкретных объектов, через них, а

не наряду с ними. Категория материи является фундаментальным философским

понятием. Диалектико-материалистич. определение этого понятия было дано

Лениным в книге “Мат-м и эмпириокр-м”: “Материя есть ф. категория для

обозначения объ. реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая

копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя

независимо от них.” В этом определении выделено 2 осн. признака: 1) материя

сущ. независ. от сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается

ощущениями. 1я х-ка озн. признание первичности материи по отн. к сознанию,

вторая - признание принципиальной познаваемости мат. мира. Т.о. опр.

материи предстает как сжатая, свернутая формулировка материалистического

решения ОВФ. Сл., оно сразу позволяет провести разграничительные линии

между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом - с

другой. Вместе с тем ленинское определение материи заключает в себе и такое

содержание, которое отличает диалектическое понимание мира от

метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные

свойства и виды материи, нет перечисления каких-либо ее конкретных

характеристик. В традиции материализма были и другие определения. Напр.,

многие материалисты 18-19 в определили материю как совокупность неделимых

корпускул (атомов), из которых построен мир. Но Ленин дает совершенно иное

определение материи. На каждом этапе познания и практики ч-к осваивает

только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого в своем многообразии

мира. Поэтому бессмысленно определять материю через перечисление ее

известных видов и форм, если учесть, что последующее развитие познания и

практики будет приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов

и форм материи. Несостоятельны также попытки определить материю,

рассматривая некоторые ее виды в качестве своеобразных “первокирпичиков”

мироздания. Здесь заранее предполагается, что такие “п.” вечны, неизменны и

не возник. ни из каких других объектов (если же они возникают из какого-то

предшествующего состояния материи, то тогда они уже не могут

рассматриваться в кач. последнего основания мат. мира). Таким образом,

остается только один способ определить материю - выделить такой предельно

общий признак, который характеризует любые виды материи независимо от того,

познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим

признаком является свойство "быть объективной реальностью, существовать вне

нашего сознания". Определяя материю посредством этого признака,

диалектический материализм неявно предполагает бесконечное развитие материи

и ее неисчерпаемость. В основе совр. научн. представл. о строении м. лежит

идея ее сложной системной организации. Любой обьект мат. мира может быть

рассмотрен в кач. системы, то есть особой целостности, кот. хар-ся наличием

эл-тов и связей между ними. Например, макротело можно рассм. как опр.

организацию молекул. Любая молекула тоже является системой, кот. сост. из

атомов и опр. связи между ними. Атом также представляет собой системное

целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на

определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого атома, в свою очередь, имеет

внутреннюю структуру. Матер. системы всегда взаимодействуют с внешним

окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом

взаимодействии меняются, но осн. связи могут сохраняться, и это явл.

условием сущ-я системы как целого. Сохраняющиеся связи выступают как

устойчивые связи, не изменяющиеся при вариациях системы. Эти устойчивые

связи и отношения между элементами системы и образуют ее структуру. Система

- это элементы и их структура. Любой объект материального мира уникален и

нетождественен другому. Наличие общих признаков оранизации позволяет

объединить раличные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто

называют уровнями организации материи или видами материи. Все виды материи

связаны между собой генетически, то есть каждый из них развивается из

другого.

33.Движение-способ сущ-я мат. Осн.формы движ-я, их взаимосвязь

Сущ-е любого мат. объекта возм. только благ. взаимодействию образующих его

эл-тов. Так, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется

взаимод. между ядром и электронами, образующими оболочку атома; живые

организмы сущ. только благодаря взаимод. составляющих их молекул, клеток и

органов; общество сущ. благодаря обмену деятельностью между людьми, взаимод-

ю различных подсистем соц. организма. Кроме внутр. взаим-я между элементами

и частями обществ происх. и взаимод. объектов с внешним окружением. Они

могут включаться в более сложн. системы, становиться их эл-тами. Напр.,

ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул,

из молекул могут строиться макротела и т. д. Итак, структурность материи,

существование в ней определенного типа мат. систем предполагает

взаимодействие как внутр., так и внешнее по отн. к каждому выделенному

объекту. Взаимодействие приводит к изм. его св-в, отн-й, состояний. Все эти

изм-я, рассмотренные в самом общем плане, предст. собой неотъемл. х-ку

бытия материального мира. Изм-е в ф. обозн. понятием движения. Под

движением материи нужно понимать не только механ. перемещение тел в

пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний

объектов, кот. вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное

превращ. элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен

деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может

сущ. вне движения. Любой ее объект сущ. лишь благодаря тому, что в нем

воспроизводятся опр. типы движения. При их уничтожении объект прекращает

свое сущ-е, переходит в другие объекты, кот. х-ся опр. набором типов и форм

дв-я. Т.е. движение внутренне присуще материи, Оно так же абсолютно, как

абсолютна сама материя. Понятие покоя предст. собой обозн-е тех сост. дв-я,

кот. обесп. стабильность предмета, сохр. его кач-ва. Сл., покой

относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемл. св-во, атрибут

материи. Итак, 1й тип движения - это дв-е, когда сохраняется кач-во предм.

Сущ. еще один тип дв-я, связ. с переходом от одного кач-ва к друг., с

изменением качеств. состояния предмета. Это м. быть разрушение предмета,

распад его на составл. эл-ты, кот. предст. собой особые кач-ва, возник. в

рез-те преобразования исх. предмета. Но м. быть и более сложный процесс,

когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложн. систему, новый

объект. Пр-с разв-я - это переход одного кач-ва в другое, направленное

формирование нов. систем, нов. типов организации, кот. рождаются из

предшествующих им систем. 2 разновидности пр-сов разв-я. 1) Пр-сы качеств.

превращений, не выход. за рамки соотв. вида материи, опред. уровня ее

организации. 2) Пр-сы перехода от одного уровня к другому. Сущ. качественно

разнообразные формы движения материи. Идея о формах дв.м. и их взаимосв.

выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм дв. он положил след.

принципы: 1) формы дв. соотносимы с опр. матер. уровнем организации

материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соотв. своя форма дв-

я; 2) между формами дв-я сущ. генетич. связь, т.е. форма дв. возникает на

базе низших форм; 3) высшие формы дв. качественно специфичны и несводимы к

низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достиж. науки своего

вр., Э. выделил 5 форм дв. мат. и предложил следующую классификацию:

механич., физич., химич., биологич. и социальн. дв. мат. Совр. наука

открыла новые уровни орг. материи и обнар. нов. формы движ. Сл.,

энгельсовскую классифик. необх. развить и дополнить, но положенные в ее

основу принципы сохр. свою ценность, т.к. схватывают важные особ-сти

взаимосвязи форм движ-я и видов материи с учетом их р-я. Формы движ-я,

перечисл. в указ. классификации, можно разбить на 3 блока соотв. 3

важнейшим этапам р-я материи и 3 возникшим в этом р-ии сферам мат. мира:

неживой прир., живой прир., о-ву. Неж. прир. хар-ет взаимосвязь физич. и

химич. форм дв-я, живую - биол., а общество - соц. форма дв. Осн. генетич.

связи между этими блоками правильно выявлены в энгельсовской классифик. Что

же касается их внутреннего расчленения и представлений об их материальных

носителях, то совр. наука вносит сюда ряд серьезных корректировок. Наиб.

значит. изм-я кас. соотн-я мех., физич. и хим. форм движ. Прогресс науки

приведет к открытию новых форм как материи, так и дв-я, уточнит и разовьет

совр. представл-я. В пр-се этого р-я диалектико-материалистическое учение о

формах дв-я материи будет конкретизироваться, обогащаться новым

содержанием, а в ряде отношений и пересматриваться. Одной из важнейших

сторон учения о формах дв-я материи является трактовка обществ. процессов

как социальн. формы дв-я материи. Эта трактовка стала возможной благодаря

открытию и разработке материалистического понимания истории. Выделяя в

обществ. жизни материальн. и духовн. процессы, диалект. мат-м подчеркивает

первичность матер. процессов, но не отрывает их от духовн. жизни о-ва. Лишь

в абстракции можно отделить друг от друга эти стороны общ. жизни. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.