Основы философии (Шпаргалка)
Основы философии (Шпаргалка)
1.Ф.как форма общ.созн.,предм.ф.Становл.ф.,отл.от миф.,религ.
Ф. (любовь к мудрости) зарод. ок.2500 лет наз. в странах др. мира (Индия,
Китай, Египет). Классич. форма - в Др. Греции. 1-й чел-к, назыв. себя ф. -
Пифагор. В кач-ве особой науки выделена Платоном. Сначала вкл. в себя всю
совок. знаний, позже превр. в сист. общих знаний о мире, им. задачу дать
ответ на наиб. общие и глуб. вопросы о природе, обществе, человеке. Формир.
разделы ф.: онтология (о бытии и его сущности), гносеол. (о познании) -
осн. вопросы; логика (о мышл., его законах и формах), этика (о морали),
эстетика (о прекрасном), социальн.ф. (о чел. о-ве), история ф.
(зарожд.,становл., разв-е ф.мысли). Проблемы ф.: начальн. пер-д хар-тся
космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность.
След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва;
средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как творение Бога; Нов. время:
пробл. познания, науч. методов, общ. устр-ва. Предметом ф. явл. всеобщ. св-
ва и связи (отн-я) дейст-сти - природы, о-ва, чел-ка, отн-я объ. дейст-сти
и субъ. мира, матер. и идеальн., бытия и мышл. Всеобщее - это св-ва, связи,
отн-я, присущие как объ. дейст-сти, так и субъ. миру ч-ка. Колич. и кач.
опред-сть, структ. и прич.-следств. связи и др. св-ва, связи относятся ко
всем сферам дейст-сти: природе, о-ву, сознанию. Предмет ф. необх. отл. от
проблем ф. Пр.ф. сущ. объ-вно, незав. от ф. Всеобщ. св-ва и связи (пр-во и
время, кол-во и кач-во) сущ-ли, когда ф. еще не было. Центр. мировоззр.
пробл. - отнош. чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и
физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. осн. вопр. ф. В о-ве
формир. общечел. ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравств.
принц., эстетич. и др. критерии. Т.О. можно гов. о мировоззр. всего о-ва на
опр. этапе истор. р-я. Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-
я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. происх. и устр-во мира, появл. людей,
жив., причины стихийн. явл., опр. свое место. Мифы связ. с обрядами,
обычаями, содерж. нравств. нормы и эстетич. предст-я, сочет. реальн. и
фантазии, мысли и чувства. В мифах ч-к не выдел. себя из прир. Религиозн.
мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств. роль
в мирозд. и жизни людей. Раздваив. мир на земной/небесн. Вера в сверхъест.
- основа. Религ. вера проявл. в поклонении высшим силам, позднее формир.
образ единого Бога. Ф. мировоззр. ориент. на рациональн. объясн. мира.
Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов. предм. теор. рассм. и логич.
анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел. совок. вопр. о происх. мира, его
строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич. упорядоч. сист. знаний, хар-ся
стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы. В ф.м. входят тж. обобщ.
экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич.,
религ./атеист. принципы, воззр., идеалы. Сл., ф. мир-е не совсем тожд. ф-
ии. Ф. - теор. основа ф. мир-я.
2. Мировоззрение. Сущность философского мировоззрения
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой
окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего
существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать
окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие
вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, на
веру в сверхъест. или на науч. знания. Это зав. от типа мир-я. М. - это
система обобщ. взглядов на мир, на место в нем ч-ка и его отн-е к этому
миру, а также осн-ные на этих взгл. убеждения, чувства, идеалы, к-рые
опред. жизн. позицию ч-ка, принципы повед. и ценностн. ориентации. Взгляды
- опред. совок. знаний, выраж-х в представл. и понятиях: они сост. основу
мир-я. Эти общ. полож. и принципы превр. в убеждения - особ. сост. знаний,
хар-ся тверд. увер-стью. Мир-е полож. и принц. содерж. оценку явл-й дейст-
сти, опр. жизн. поз. ч-ка. М. вкл. настроения, чувства, переж., сост. эмоц.-
псих. основу. 2 стороны м-я: эмоц.-псих./рац. Идеалы - компонент м-я,
духовн. ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти. Знания,
ставшие убежд-ми - основа м-я. Сущ. м. ч-ка/о-ва. Личн. м. - зав. от хар-
ра, соц. гр. В о-ве формир. общечел. ценности - единые для всех людей идеи
гуманизма, нравств. принц., эстетич. и др. критерии. Т.О. можно гов. о
мировоззр. всего о-ва на опр. этапе истор. р-я. Мифолог. мировоззр.:
формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. происх.
и устр-во мира, появл. людей, жив., причины стихийн. явл., опр. свое место.
Мифы связ. с обрядами, обычаями, содерж. нравств. нормы и эстетич. предст-
я, сочет. реальн. и фантазии, мысли и чувства. В мифах ч-к не выдел. себя
из прир. Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил
и их главенств. роль в мирозд. и жизни людей. Раздваив. мир на
земной/небесн. Вера в сверхъест. - основа. Религ. вера проявл. в поклонении
высшим силам, позднее формир. образ единого Бога. Ф. мировоззр. ориент. на
рациональн. объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов.
предм. теор. рассм. и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел.
совок. вопр. о происх. мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отл.
логич. упорядоч. сист. знаний, хар-ся стремл. теор-ски обоснов. положения и
принципы. В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч.
предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы.
3. Проблема основного вопроса философии (ОВФ)
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой
окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего
существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать
окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие
вопр. наз. мировоззренч. Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к
бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и
физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отн-
е ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в
мире, его предназн-е, смысл сущ-я. Любое ф. учение основыв. на его реш-ии,
опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отн-
ии матер./дух. о прир. истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит
филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и
незав. от созн-я, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов,
счит. что дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма:
объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух.
начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот.
признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух.
творч-ва субъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл.
обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф.
матер-м: осн. формы: стихийн. мат-м древних/метафиз. м. 17-18 вв/диалект.
Тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист.,
призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн.
природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн.
мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности
целостную картину мира.
41. Истина (сущность, диалектика абсолютной и относит. истины)
Истина - адекв. отраж. объекта познающим субъектом, воспроизводящим
реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от
сознания. Истина ограниченна, т.к. отражает объект не целиком, а в
известных пределах, кот. постоянно изменяются и развиваются. Форму
выражения объ. истины, зависящую от конкр. историч. условий, хар-зующую
степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном
уровне познания, называют относит. истиной. Т.о. все развитие чел.
познания, в т.ч. науки, есть постоянная смена одних относит. истин другими,
более полно и точно выражающими объ. истину. Процесс познания предст. собой
все более полное и точное познание объ. истины. Совершенно полное, точное,
всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении наз. абсолютной
истиной. Часто спрашивают, можно ли достичь и сформулировать абсолютную
истину? Агностики на этот вопрпос отвечают отрицательно. В док-во они
ссылаются на то, что в пр-се познания мы имеем дело лишь с относит.
истинами. Каждая из них, рассуждают они, оказывается со временем не вполне
точной и полной, как в примере с Солнечной системой. Сл., полное,
исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем
труднее достичь абсол. истины, т.е. полного, исчерпывающего знания о нем.
Тем не менее абс. истина сущ.; и ее надо понимать как тот предел, ту цель,
к кот. стремится чел. познание. Каждая относит. истина - ступенька, шаг,
приближающий нас к этой цели. Т.о., относ. и абс. истины - лишь разные
уровни, или формы объ. истины. Наше знание всегда относит., т.к. зависит от
уровня развития о-ва, техники, состояния науки и т. д. Чем выше уровень
нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс
этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе истор. развития мы
открываем новые стороны и св-ва в окружающем нас мире и создаем о нем все
более полные и точные знания. Этот постоянный пр-с перехода от одних
относит. форм объ. истины к другим -важнейшее проявление диалектики в
процессе познания. Т.о. каждая относит. истина содержит в себе долю
абсолютной. И наоборот: абс. истина - это предел бесконечной послед-сти
истин относительных.
4. Диалектика и метафизика
Диал-ка - наука о наиб. общ. законах разв-я прир., о-ва и мышл-я. Научному
пониманию Д. предшествовала долгая история, само понятие Д. возникло в ходе
переработки и даже преодоления первонач. смысла термина. Уже античн. ф.
подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действит-сть как
процесс, осветила роль, какую в этом пр-се играет переход всякого свойства
в противоположное (Гераклит, отчасти милетск. мат-сты, пифагорейцы). К
подобным иссл-ям еще не применялся термин Д. Первонач. этим термином
обозначались: 1) способность вести спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во
классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель счит.
изобретателем Д. Зенона, к-рый подверг анализу противоречия, возник. при
попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Арист. отличает Д. от
аналитики как науку о вероятн. мнениях от науки о док-ве. Платон вслед за
элеатами опред. истинное бытие как тождеств. и неизменное, но обосновыв.
диалект. выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т.о.,
что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен
себе и переходит в свое иное. Сл. бытие заключает в себе противоречия: оно
едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и
движется. Противоречие - необх. условие для побуждения души к размышлению.
Это иск-во и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали
неоплатоники. В философии феод. о-ва - в схоластике Д. стали называть
формальн. логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возр.
диал. идеи о совпадении противоположностей выдвиг. Ник. Кузанский и Бруно.
В Нов. время Декарт и Спиноза (Д. в космогонии, С. в учении о субстанции
как о самопричине) дают образцы диал. мышления. В 18 в. во Франции
богатством диал. идей выдел. Руссо и Дидро. Первый исслед. противоречия как
условие истор. разв-я, второй, кроме того, противоречия в совр. ему
обществ. сознании. Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем.
классич. идеализм, к-рый в отличие от метафизич. материализма рассм.
действительность не только как предмет познания, но и как предмет деят-сти.
Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деят-сти
субъекта привело к ограниченности и ошибочности диал. идей нем. идеалистов.
Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоп. сил
в физич. и космогонич. процессах, ввел впервые после Декарта идею разв-я в
познание природы. В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об
антиномиях. Однако Д. разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как
только мысль возвр. в свои пределы, огранич. познанием одних явлений.
Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Гегель
впервые представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса,
т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и
сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отл. от
абстр. определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного
определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни
и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть,
согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания мысли и
предст. собой единств. принцип, кот. вносит в содержание науки имманентную
связь и необходимость". Рез-т Д. Гегеля далеко превзошел то значение, к-рое
ей отвел он сам. Истинно научное понимание Д. было создано Марксом и
Энгельсом.
Отбросив идеалистич. содержание ф. Гегеля, они построили Д. на основе
материалистич. понимания историч. процесса и развития познания, обобщения
реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. В научной Д.
органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они
по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Сл.
материалистич. Д. не только онтологическ., но и гносеологич. учение,
логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и
развитии, т.к. вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се развития,
и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. В этом
смысле и теория познания рассматривается материалистич. Д. как обобщенная
история познания и каждое понятие, каждая категория несм. на свой предельно
общий характер, отмечены печатью историчности. Гл. категорией
материалистич. Д. является противоречие. В учении о противоречиях она
вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ
ко всем остальным категориям и принципам диал. развития: развитие путем
перехода колич. изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки,
отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания,
повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния.
Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я природы и о-ва. Только с
позиции Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становления объ.
истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абс. и
относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения
к др., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью,
делает ее орудием практич. преобразования о-ва, помогающим объ. учитывать
историч. потребности обществ. развития, несоответствие старым форм новому
содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим
прогрессу чел-ва.
Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия
Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист.
называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-
ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь
умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат.
для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В
ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с
термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта,
Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и
гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов. время возник.
понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та
односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как
неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как
источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем,
что научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало
природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и
дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей,
рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. в смысле
антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как
правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения
термина М.
5. Предназначение философии, ее смысл и функции
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой
окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего
существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать
окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие
вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, на
веру в сверхъест. или на науч. знания. Проблемы ф.: начальн. пер-д хар-тся
космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность.
След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва;
средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как творение Бога; Нов. время:
пробл. познания, науч. методов, общ. устр-ва. Предметом ф. явл. всеобщ. св-
ва и связи (отн-я) дейст-сти - природы, о-ва, чел-ка, отн-я объ. дейст-сти
и субъ. мира, матер. и идеальн., бытия и мышл. Чел-к пытается найти ответ
на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и
предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.?
Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст.
собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз.
мировоззренч. Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к бытию/чел-ка к
миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и физич./идеальн. и матер.,
что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отн-е ч-ка, его мышл-я, созн-
я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в мире, его предназн-е, смысл
сущ-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему
сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира. Дать
такую карт., предст. мир как целое - мировоззр-я F ф. В отл. от других наук
ф. искл. подробности, выдел. только наиб. общие св-ва и связи. Гносеол. F
состоит в изуч. отн-я “мир-ч-к”. Теория познания рассм. как отн-е объ. и
субъ-та познания, выявл. связь чувств. и рац-го, иссл. пробл. истины и др.
гносеол. вопр. Каждый ф. концепция явл. взгл. на мир., предст. собой метод
позн-я. Ф. разраб. всеобщ., обоснов. частные и общенауч. методы позн-я -
выполн. методологич. F. Ф. обощ. выводы спец. науук, объед. их на осн.
своих ф-й и методов поз-я - выполн. интегрир. F, распростр. ее и на др.
обл. дух. культуры, вкл. полит., правов., моральн., эстет., религ./атеист.
формы общ. созн-я. Ф. система не только выдвиг. и обосн. положения, но и
интерпр. их, дает оценку, формир. сист. ценностей - аксиологич. F. Подверг.
критич. оценке то, что не соотв. ф. системе - выступ. в критич. F.
6. Становл.древнегреч.ф. Милетская школа и Гераклит Эфесский
Зарод. в Др.Гр. 6 в. до н.э. Отличит. черта - формир-е нов. способа дух.
самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира.
Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и
сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. Становл.: 6-5 в. до
н.э. - центр. вним. пробл. космоса, природы. 1-я науч. и ф. школа -
Милетская. Родонач. натуралистич. фазы р-я антич. ф. Ярк. предст.: Фалес -
считал, что все сущее происх. из воды. Океан - кольц. река, окруж. землю,
Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн. вещей началом их
прир. явл. вода”. Все происх. из воды и возвр. в нее. Фалес - монист, т.к.
принимал за основу всего сущ. одно начало. Его треб. - все знание надо
сводить к обной основе - чувств. видимости. Душу считал материальной, д.
явл. движ. нач. всех явл. прир. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я
вещей. 1-й сформул. вопр. “Что есть всё” - что явл. первоосновой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|