рефераты скачать

МЕНЮ


Любовь как философская категория

“Единение с группой является еще и ныне в современном западном обществе преобладающим способом преодоления отделённости. Это единство, в котором индивид в значительной степени утрачивает себя, цель его в том, чтобы слиться со стадом. Если я похож на кого-то еще, если я не имею отличающих меня чувств или мыслей, если я в привычках, одежде, идеях приспособлен к образцам группы, я спасен, спасен от ужасающего чувства одиночества» (Фромм Э. Искусство любить).

Как видим, на уровне взаимодействия Единение в Любви оказывается наиболее эффективным способом преодоления отчуждённости, так же как оно оказывается наиболее эффективным в преодолении отделённости на уровне трансцендентном.

Материальный уровень.

На этом уровне отделённость проявляется как одиночество. Если человек по каким-либо причинам не смог создать семью или, что гораздо хуже, потерял её в результате каких-то обстоятельств, он остаётся один на один с этим неуютным и зачастую жестоким миром. Как правило, люди страшатся одиночества. Тяжело когда не с кем поделиться своими успехами и радостями, некому пожаловаться на свои трудности или недомогание, просто поговорить с кем-то близким. Одиночество, как отсутствие родного и близкого человека ведет к психологическому дискомфорту, а иногда и к тяжёлым депрессивным состояниям. Но, проблема преодоления одиночества решается на социальном уровне (уровне взаимодействия) и выражается в стремлении к созданию и сохранению Семьи.

Единение же в Любви на материальном уровне заключается в стремлении к максимально возможной форме физического единства. Таких форм множество. Поцелуи, объятия, танцы, особенно с близким физическим контактом, семейные застолья, походы в гости, корпоративные вечеринки – всё это, и многое другое, есть формы физического единства с различной степенью единения. Максимально возможной формой физического единства является физическая близость, со взаимным проникновением тел друг в друга. Поэтому любящие постоянно стремятся именно к этой форме физического единства, стремясь к наиболее полному слиянию тел, сердец и сознаний в экстатическом порыве физической близости. Им важна именно физическая БЛИЗОСТЬ, а не половой акт или секс, которым занимаются самцы и самки человекоподобных животных. Сравнивать диапазон и глубину психофизических ощущений, возникающих в результате физической близости двух любящих людей и случайным половым актом, всё равно что сравнивать эффект от выстрела из детского пистолета и настоящего боевого оружия. Учёными доказано, чем чаще люди имеют беспорядочные половые контакты, тем хуже у них со здоровьем, особенно психическим, и тем быстрее они стареют, очень быстро приобретая “потасканный” вид молодых старичков и старух. И, наоборот, чем чаще происходит физическая близость между любящими людьми, тем крепче у них здоровье и тем дольше они сохраняют молодость, по сравнению со своими менее удачливыми в любви сверстниками.

Таким образом, стремление к единению в реальной Любви на материальном уровне можно сформулировать, как постоянное стремление к физической близости с объектом любви, как максимально возможному физическому ощущению единства.

Ещё одним путём обретения единства на материальном уровне является Творчество. В любом виде творческой работы творческий человек объединяет себя со своим материалом, репрезентирующим внешний мир. Во всех видах творческой деятельности творец и его предмет становятся чем-то единым, то есть в процессе творения человек объединяет себя с миром. Но, этот путь оказывается ложным, потому что он не межличностен. На самом деле, человек замыкает круг единения на самого себя. Он может не ощущать своего одиночества, но одиночество то, от этого не исчезает.

Итак, на трансцендентном уровне основным отличительным признаком реальной Любви является Единение, как преодоление отделённости, отчуждённости и одиночества. Именно Единение является основанием или фундаментом реальной Любви, на котором держатся все её остальные признаки.

При, этом люди безнравственной ментальности, не признающие равенства Человеческих Достоинств и утверждающих принцип превосходства людей друг над другом, к реальному Единению и реальной Любви НЕ СПОСОБНЫ. Их попытки единения ведут лишь к симбиотическому единству, по типу: господство – подчинение; садизм – мазохизм.

Подведём краткие итоги.

На трансцендентном уровне главным отличительным признаком, фундаментом реальной Любви является стремление к Единению со своим любимым.

На трансцендентном уровне – постоянное присутствие любимого человека в сознании и в сердце любящего, непрерывная настроенность на него, как максимально возможная форма духовного единства.

На уровне взаимодействия – стремление к долгосрочным отношениям, созданию и сохранению семьи, как максимально возможной форме социального единства.

На материальном уровне – постоянное стремление к физической близости с объектом любви, как максимально возможному физическому ощущению единства.


Глава 3. Любовь. Уровень взаимодействия


На данном уровне основным отличительным признаком реальной Любви является Жертвенность. Прежде чем рассматривать, как именно проявляется Жертвенность в Любви на различных уровнях взаимодействия, необходимо понять, что же она собой представляет и что является её основанием.

Иногда, жертвенность понимают как лишение, связанное со страданием. Предполагается, что человек сознательно отказывается от чего-либо, ему жизненно необходимого, добровольно обрекая себя на страдание. Это христианское понимание жертвенности:

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела (Евангелие от Луки, 21:1-4).

В языческих культах, жертвы богам возносились как благодарность за помощь в каком-либо важном деле. С одной стороны, это было более целесообразно, так как жертва понималась именно как подарок, и не влияла сколько-нибудь существенно на благополучие жертвующего лица. С другой стороны, в этом была известная доля цинизма: ты – мне, я – тебе. Удалось дело – получай жертву (подарок), нет удачи – нет жертвы.

Первый вариант присущ психологии альтруиста, второй – эгоиста.

С нравственной точки зрения, жертвенность не является ни добровольным страданием альтруиста, ни торгашеской благодарностью эгоиста. Жертвенность – это отказ от более низкого состояния сознания ради состояния более высокого. Это переход на новый уровень взаимодействия с миром. Переход этот заключается в том, что человеку становиться жизненно необходимым, отдавать, а не брать. Это своеобразное ощущение и реализация своей внутренней Силы. У человека появляется настоятельная потребность отдавать, делиться с другими избытком своей Силы. Это не имеет ничего общего с отказом от чего-то, жизненно необходимого, ради страдания угодного Богу. Нравственная жертвенность делиться именно избытком силы, хотя и подразумевает готовность, в случае необходимости, для спасения другого человека отдать и гораздо больше, вплоть до собственной жизни. Не имеет она ничего общего и с разовой благодарностью за полученную выгоду, так как это постоянная жизненная потребность отдавать, а не брать. Жертвенность – это радость максимально возможного утверждения своей индивидуальности и жизнеспособности, выражаемой через другого человека. Но, жертвенность предполагает и реальное самопожертвование: отказ от части собственных интересов ради интересов другого человека, отказ от каких-то планов и целей, если они не совместимы с планами и целями другого человека. А в критических ситуациях, когда любым другим способом невозможно спасти другого человека, то и отказ от собственной жизни ради жизни этого человека. Но, и физическое самопожертвование есть лишь максимально возможная, окончательная реализация своей внутренней силы.

Жертвенность, это привилегия сильных людей. Слабому человеку попросту нечем делиться. Ведь давать, дарить, делиться чем-то можно лишь имея это что-то. Нельзя дать то, чего у тебя нет. Только осознание своей силы, избытка эмоций и чувств, позволяет делиться, дарить, отдавать кому-то свою силу и заботу, душевное тепло и нежность, жизнь и счастье. Слабый человек, не выскочит первым из окопа под шквальным огнём противника, увлекая в атаку своих товарищей. Он не броситься, рискуя жизнью на защиту незнакомого человека, избиваемого хулиганами; он не закроет собственной грудью друга от случайной вражеской пули; он не останется на верную смерть, встречая в одиночку врага и давая возможность своим товарищам уйти от погони. Для слабого человека всё это не под силу. При этом, такие поступки совершаются не вследствие безумной храбрости, аффекта или веры в Бога и во славу Его. Они совершаются благодаря нравственной Жертвенности и Мужеству, Человеком и ради Человека. Что же является источником той внутренней силы, которая даёт возможность человеку проявлять Жертвенность и получать радость от возможности её проявления?

Внутренняя сила не сводится ни к физической силе, ни к силе воли, хотя они и являются её составляющими. Основу внутренней силы составляет осознание собственного Человеческого Достоинства, незапятнанная Честь и Порядочность, как в быту, так и в человеческих взаимоотношениях, а также отрицание превосходства людей друг над другом. Отрицая превосходство людей друг над другом, Человек осознаёт себя равным среди равных. Для него и уборщик мусора, и он сам, и президент страны одинаково равны в своём Человеческом Достоинстве. У него нет двойных стандартов и лицемерия во взаимоотношениях с людьми. Со всеми он общается одинаково уважительно, без подобострастия, но и без превосходства или снисходительности. Он не меряет Достоинство человека материальными мерками: известностью, материальным благосостоянием или социальным положением. Для него имеют значение только моральные качества и реальные способности человека. Именно такая жизненная позиция является источником его внутренней силы, ведь если нет более достойных, чем он, значит, нет и более сильных, чем он. То, что нет и менее достойных, а значит и менее сильных, чем он, ничуть не умаляет его собственной внутренней силы. Внутренняя сила, это духовная, а не физическая категория. Такую внутреннюю силу невозможно отнять, в отличие от “значимости”, которая зависит не от внутренних, а от внешних причин. Популярность и известность проходят, богатые разоряются, государственные деятели снимаются с должности или просто уходят в отставку. Их “значимость” или “значительность”, связанные с внешними атрибутами их жизни уходят вместе с материальными благами. Они остаются теми, кем они подсознательно и ощущали себя всю свою жизнь – совершенно пустыми и ничтожными существами. Мыльные пузыри их “значительности”, которые выглядели красивыми и радужными только благодаря их поклонникам, деньгам или должностям, родственным или деловым связям, лопаются с оглушительным треском. Хотя есть и такие, которые, благодаря своей глупости и апломбу (качества совершенно неотрывные друг от друга), осознают это только в последние мгновения своей жизни.

Но и в расцвете своей “значимости”, они никогда не ощущают своей реальной внутренней силы. Ведь всегда находятся те, у кого больше известности, больше денег, больше власти, а значит они “значительнее” и “сильнее”. А если от таких людей ещё хоть как-то зависит и собственное благополучие, то им просто невозможно не угождать, всячески подчеркивая их “значительность” и собственную “ничтожность”. Какая уж тут “внутренняя сила”. Вот и приходится добиваться этого же от подчинённых, показывая им собственную “значительность” и их “ничтожность”. Нелегкая жизнь у людей, живущих по принципу превосходства. Им никогда не почувствовать реальной внутренней силы. Не гипертрофированной, психопатической силы по типу: “Я – всё, остальные – ничто”, или наоборот, гипертрофированного, психопатического самоуничижения: “Я – ничто, остальные – всё”, а силы реальной, базирующейся на Человеческом Достоинстве. Им не понять, что источник внутренней силы не может зависеть от внешних факторов. Внутреннюю силу невозможно занять, купить или отнять, её можно только ощутить, а для этого надо осознать своё Человеческое Достоинство.

Таким образом, жертвенность - это внутренняя потребность, жизненная необходимость отдавать, дарить, делиться избытком своей внутренней силы с другими людьми. Это радость от возможности реализации своей индивидуальности и жизнеспособности, выражаемой через других людей.

Для эгоиста подобный вид жертвенности неприемлем. С одной стороны у него нет, и не может быть той внутренней силы, которая необходима для жертвенности. С другой стороны, для него отдать что-либо не получив ничего взамен, значит быть обманутым. Эгоист не способен на бескорыстие.

Неприемлема такая жертвенность и для альтруиста, но по иным причинам. По своему психологическому типу альтруист является мазохистом, и не может не получать удовольствия от страдания. Но это наслаждение именно страданием, а не радость жертвенности. С одной стороны, альтруист, это самоуничижённая личность, ставящая себя ниже остальных людей, и не имеющая внутренней силы для проявления жертвенности. С другой стороны, примеров жертвенности среди верующих людей за свою Веру несчётное множество. И в этом нет никакого противоречия. Мазохист, избегая невыносимого чувства изоляции и одиночества, делает себя неотъемлемой частью либо другого человека, либо, если он верующий – Бога, который направляет его, руководит им, защищает его, являясь как бы его жизнью и кислородом. Мазохист преувеличивает силу того, кому отдает себя в подчинение: будь то человек или Бог. Он - все, я - ничто, я всего лишь часть его. Но, как часть, я часть Его величия и силы. Вот эта Вера, являясь следствием симбиотического единства с Богом, и даёт альтруисту силы для преодоления любых страданий. Жертвенность для верующего имеет ценность только как страдание, нет страдания – нет жертвы. Таким образом, нравственная (во имя Человека) и религиозная (во имя Бога) виды жертвенности имеют принципиально разные основания.

Нравственная Жертвенность есть порождение, продолжение и проявление Человечности. Человечность – Равенство Достоинств – Внутренняя Сила – Жертвенность. При этом, эгоизм и альтруизм НЕ СПОСОБНЫ к реальной Жертвенности.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что Жертвенность, это не долг, который хоть и не очень хочется, но надо отдавать. Жертвенность – это именно внутренняя, непреодолимая потребность делиться избытком своей силы с другими людьми.

Жертвенность в реальной Любви отличается от обычной Жертвенности, прежде всего, своей избирательной направленностью на конкретного человека. Поскольку Жертвенность является состоянием сознания, жизненной необходимостью, то её направленность на конкретного человека не исключает, а наоборот усиливает её проявления и по отношению к остальным людям.

Согласно исследованиям современной медицины, состояние влюблённости сопровождается изменениями как психического, так и физического характера, вплоть до изменения химического состава крови влюблённого. Главным результатом этих изменений является значительное увеличение внутренней энергии и силы влюблённого человека, которые настоятельно требуют своей дополнительной реализации в виде Жертвенности. Влюблённость, как всякое чувство проходит, но Любовь, как особое состояние Сознания остаётся надолго, иногда на всю оставшуюся жизнь. Любовь многократно усиливает внутренние силы человека, давая ему мощнейший дополнительный стимул к проявлению своей индивидуальности и жизнеспособности, выражаемой через другого человека в виде Жертвенности. Если реальная Любовь оказывается взаимной, то эти процессы, взаимно усиливая друг друга, возрастают до бесконечности, преодолевая все ограничения материального мира, по направлению к Бессмертию.

Трансцендентный уровень.

На этом уровне Жертвенность в реальной Любви проявляется как Дарение максимально возможной ценности. Любящий человек готов отдать любимому самое ценное, что у него есть. А что может быть ценнее в этом мире, чем сам Человек. Безусловно, разнообразие физических и психологических типов живущих людей беспредельно. Всегда найдутся люди, превосходящие любящего человека по своим моральным, психологическим, физическим, интеллектуальным и другим параметрам. Поэтому, если ограничить сущность Человека исключительно материальными рамками, то его ценность для любимого будет относительна. Он не будет видеть в любящем человеке какой-то исключительной ценности. Если бы выбор избранника осуществлялся исключительно по внешней привлекательности, то он был бы невозможен вовсе, так как каждый человек привлекателен по-своему. Но, в том-то и дело, что человека невозможно ограничить рамками материальными, биологическими, низвести его до уровня животного, пусть и самого совершенного. Ценность Человека уходит в бесконечность трансцендентного мира, где его биологические особенности настолько ничтожны, что не имеют для любящего человека, хоть сколько-нибудь существенного значения. Вероятно, поэтому иногда появляются пары, которые со стороны выглядят не совсем гармонично. Либо она красавица, каких мало, а он вполне серенький и средний человечек, либо наоборот. Но в том-то и дело, что со стороны видят лишь внешность, а любят не внешность, а Человека. Человека в целом, со всеми его достоинствами и недостатками, которые для любящего человека являются не недостатками, а индивидуальными особенностями любимого.

Для любящего человека совершенно неважно как выглядит любимый человек. Женщин это иногда обижает, ведь они столько сил и времени тратят на то, чтобы быть сексуальными и привлекательными. Не стоит обижаться, ведь вот эта крохотная жировая складочка, которая приводит вас в ужас, заставляет любящего вас мужчину задыхаться от нежности и умиления. Ведь эти еле заметные морщинки, целлюлит, как и любые другие женские кошмары, принадлежат ВАМ, а потому, для любящего человека они также бесценны, как и вы сами. Для него всё, что связано с вами свято, так как освящено самой Любовью. Станете ли вы пухленькой или наоборот похудеете, будете вы брюнеткой или перекраситесь в блондинку, шатенку или рыженькую, наденете роскошное вечернее платье или домашний халатик, для любящего человека всё это будете ВЫ, во всём многообразии ваших проявлений. Чтобы не случилось с вашей внешностью, благодаря вам самим или по воле беспощадного времени для любящего это не имеет никакого значения. Он любит вас в каждый момент времени именно такой, какой в этот момент вы являетесь. Потому что любят не внешность, любят Человека.

Поэтому, принося в дар любимому человеку самого себя, своё счастье и свою жизнь, любящий делает самый бесценный подарок из всех для него возможных. Принося себя в жертву любимому человеку, человек любящий вполне осознанно и добровольно берёт на себя определённые обязательства.

Отныне он уже не вправе единолично распоряжаться самим собой. Его тело, его сердце и его сознание теперь принадлежит не только ему, но и любимому им человеку. Собственные интересы, жизнь и счастье становятся единым целым с интересами, жизнью и счастьем другого человека. Некоторые ограничения свободы и самостоятельности не тягостны, так как эти ограничения не внешние, со стороны другого человека, а внутренние, со стороны самого любящего. Они естественны и органичны. Ведь если ты делаешь что-то, что обижает твою любимую, то ты фактически обижаешь самого себя. Стремление жить для другого человека не является ни психологическим, ни каким-либо другим рабством. Наоборот, любящий человек стремится максимально реализовать себя. Ведь чем полнее он реализует самого себя, тем ценнее будет его дар любимому человеку. Поэтому он всячески развивает свои физические, интеллектуальные и духовные качества. Но, реализуя и совершенствуя себя, он не стремиться понравиться всем особям противоположного пола, он делает это для одного единственного, любимого им человека. Только пожертвовав свою собственную жизнь на благо и счастье другого человека, можно наиболее полно проявить и реализовать самого себя.

Сделать другого человека максимально счастливым – вот главная цель любящего человека. Все свои силы: физические, психологические, интеллектуальные, духовные он использует для этой цели. Ведь чем больше счастья он сможет дать любимому, тем счастливее он будет сам. Человек живёт, работает, продвигается по карьерной лестнице с единственной целью, обеспечить наиболее полное счастье другому человеку. И чем больше он в этом преуспевает, тем полнее становится его собственное счастье.

Счастье, как категория, как одна из духовных ценностей, многопланово и рассматривать его надо на всех уровнях взаимодействия Человека с Миром. Иногда счастье связывают с достижением человеком какой-то определённой цели. И, чем сложнее путь достижения этой цели, тем полнее счастье. Это верно, но лишь отчасти. Наиболее полная реализация собственных способностей и возможностей, это неотъемлемый элемент Счастья, но только на материальном уровне. Если ограничиться только им, то Счастье не будет полным. Достигая каких-то промежуточных целей на пути собственной реализации, человек испытывает не столько счастье, сколько чувство глубочайшего удовлетворения самим собой и своими достижениями. Удовольствие и наслаждение от этого удовлетворения могут быть очень сильными и острыми, но весьма кратковременными. Счастье же, как и Любовь, как и любая другая духовная ценность не может быть кратковременным. Это особое состояние сознания, которое было бы бесконечным, если бы зависело только от самого человека. Но, в том-то и дело, что Счастье не может быть единоличным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.