рефераты скачать

МЕНЮ


Логика и риторика

Сохранился ли в современной речевой действительности русский риторический идеал? В каких сферах жизни?

Как вы определите перспективы возрождения и реконструкции отечественного речевого идеала и мастерства красноречия в России? Возможно ли это? Почему?


Тема 2. Современная общая риторика


Вопросы для обсуждения.

Необходимость риторического мастерства. Риторика и культура речи.

Основные качества речи. Произношение, орфоэпия, просодика. Изобразительно-выразительные средства языка.

Коммуникативное сотрудничество, стратегия речевого поведения. Дискурс, речевая ситуация, речевое действие.

Типы речевых действий, типы дискурса.

Восприятие и оценка речи человека.

Риторика и повседневное общение. Риторика и профессиональная речь.

Термины.

Акустическое поведение, вербальное поведение, гармония речевого события, дискурс, задача высказывания, мыслеречедеятельность, прагматика (лингвистическая), речевая ситуация, речевое событие, речевое поведение, речевое действие, слушание (вербализация), сообщение (прямое и косвенное), типы дискурса (агитирующий, эвристический, эпидейктический, гедонистический, поэтический), толерантность.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ.

1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. - М., 2002.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. - Ростов н/Д, 2003.

3. Волков А.А. Основы риторики: Учеб. пособие умо. - М., 2005.

4. Крюков Р.В. Риторика: конспект лекций. - М., 2007.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. - М., 2003.

6. Петров О.В. Риторика: Учебник. - М., 2007.

Риторика: Учебное пособие. - М., 2007.

Вопросы для самоконтроля.

Что изучает современная общая риторика? Чем отличается от нее риторики частные?

Что такое речевое событие? Каковы его важнейшие элементы? Из чего складывается речевое поведение человека?

Как вы понимаете термин "дискурс"? Каково его происхождение?

Что такое речевая ситуация? Каковы ее главные составляющие?

Что такое речевой поступок (речевой акт)?

Что значит "понять собеседника"? Ответьте, пользуясь терминами современной риторики.

Что такое метасообщение? Назовите основные риторические формы метасообщений.

Почему мы называем гармонию речевого события основополагающим принципом общей риторики?

Каковы основные условия эффективности речевой коммуникации?

Какие виды слушания вы знаете? Расскажите об условиях, принципах и приемах правильного слушания.

Влият ли нравственные установки личности на характер и эффективность общения?

Почему в профессиональной деятельности человека есть сферы "повышенной речевой ответственности"? Какие это сферы? Относится ли к ним деятельность экономиста, инженера?

Какова связь риторического образования и культурных стандартов повседневной бытовой речи?


Тема 3. Речевое поведение человека


Вопросы для обсуждения.

Эффективность речи и личность говорящего.

Образ говорящего (оратора) как система свойств личности.

Обаяние и его проявление в речи. Речевой артистизм.

Уверенность говорящего и "право на речь". Стресс и его влияние на речевое поведение.

Основной закон неориторики - закон гармонизирующего диалога.

Взаимосвязь основных законов неориторики.

Этика речевого поведения и коммуникативной стратегии.

Термины.

Ассертивность, аудиторный шок, интроверсия, экстраверсия, лабильность, мобилизация (психологическая), стиль общения, открытость (оратора), речь (внешняя и внутренняя), слушание (активное и пассивное), суггестивность, эмпатия, этос.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ.

1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. - М., 2002.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. - Ростов н/Д, 2003.

3. Волков А.А. Основы риторики: Учеб. пособие умо. - М., 2005.

4. Крюков Р.В. Риторика: конспект лекций. - М., 2007.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. - М., 2003.

6. Петров О.В. Риторика: Учебник. - М., 2007.

7. Риторика: Учебное пособие. - М., 2007.

Вопросы для самоконтроля.

Как говорящий может влиять на гармонию речевого события? Может ли он активно создавать эту гармонию? Как? (Назовите черты личности и речевого поведения, которые особенно важны для этого).

Почему в ситуациях публичной речи говорящий нередко испытывает стресс? В чем проявляется это состояние?

Какие принципы речевого поведения должен соблюдать говорящий, чтобы "возбудить в слушателе его собственное внутреннее слово"?

Почему волнение полезно для успеха речи, а страх вреден?

Как проявляется этика речевого поведения (в частности, ораторского) в соблюдении говорящим риторических требований искренности, дружелюбия, объективности, заинтересованности?

Как составить "портрет" вашего будущего слушателя (адресата)?

Почему второй закон неориторики назван законом продвижения и ориентации адресата? Как его выполнять?

О чем гласит третий закон неориторики? Какими средствами достигается его выполнение?

Назовите и сформулируйте четвертый закон неориторики?

Каковы основные значения термина "культура речи"?

Какие семь вопросов-символов создают риторическую модель речевого акта?

Что такое автоматизм механизмов речи?

Каковы основные признаки литературного языка?

Что такое "разговорность речи"?

Как устанавливается зрительный контакт с аудиторией?

Как поддерживается голосовой контакт с аудиторией?

Как можно развить способность к эффективной ораторской коммуникативности?


Тема 4. Риторический канон


Вопросы для обсуждения.

Риторический канон и современное красноречие.

Античный риторический канон, его структура.

Изобретение (инвенция). "Общее место" (топ) как смысловая модель. Смысловая схема речи.

Расположение (диспозиция). Как описать предмет речи. Как рассказывать истории? Как подготовить речь-рассуждение (хрию)?

Словесное выражение (элокуция). Понятие риторического тропа, его виды и разновидности.

Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи.

Термины.

Аллегория, антитеза, градация, гипербола и литота, диспозиция, инвенция, инверсия, ирония, каламбур, канон, метафора, метонимия, намек, оксюморон, парадокс, период (в риторике), перифраз (а), риторические вопрос и восклицание, риторическое обращение, синекдоха, ссылка (в речи), стилистическая фигура, топика, троп, умолчание, хрия, цитата, элокуция, эпитет.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ.

1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. - М., 2002.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. - Ростов н/Д, 2003.

3. Волков А.А. Основы риторики: Учеб. пособие умо. - М., 2005.

4. Крюков Р.В. Риторика: конспект лекций. - М., 2007.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. - М., 2003.

6. Петров О.В. Риторика: Учебник. - М., 2007.

Риторика: Учебное пособие. - М., 2007.

Вопросы для самоконтроля.

Какие элементы пути от мысли к слову отражены в классическом риторическом каноне?

Какую роль в классическом каноне играет этап "изобретения"? В чем состоит деятельность говорящего (ритора) на этом этапе?

Как "размножаются" идеи?

Что такое топ ("общее место") в классической риторике? Какие новые значения приобрел этот термин в риторике современной?

Как можно составить смысловую схему развития идеи (терминов) речи?

Что такое риторический смысловой эскиз речи? Как его разработать?

Каков порядок расположения содержания в описании "схематическом"? В каких речевых ситуациях используются такие описания? Каковы риторические требования к удачному "схематическому" описанию?

Какие варианты начала повествования рекомендуют риторики? Какие из этих вариантов вы предпочитаете? В каких речевых ситуациях?

Что такое хрия? Почему она так важна? Каково происхождение термина?

Какие части строгой хрии, с вашей точки зрения, совершенно необходимы, а какие не обязательны?

Что такое риторический троп? Каково происхождение термина?

Почему можно сказать, что риторические тропы способствуют выполнению законов общей риторики?

Что общего и что различного у метафоры, метонимии, иронии?

Какова структура метафоры? Чем она отличается от сравнения?

Каковы принципы создания хорошей метафоры? Каковы принципы развертывания метафоры речи?

Чем хороша ирония в качестве риторического средства? Умеете ли вы быть ироничным? Что такое парадокс? В чем его близость и отличие от иронии?

Что такое риторические фигуры? Каково происхождение термина? Какие существуют группы риторических фигур? Какая группа риторических фигур представляется вам самой важной? Почему?


Тема 5. Основы мастерства публичного выступления


Вопросы для обсуждения.

Структура публичного выступления. Части речи (этапы), их функции и задачи оратора.

Эпидейктическая речь: её особенности и принципы ведения.

Аргументирующая и информирующая речи.

Как готовиться к публичному выступлению? Тезисы выступления и эпистемический план ("план-гармонь").

Общие принципы управления вниманием аудитории. Нравственный долг оратора. Внешний вид оратора, мимика и жестикуляция. Качество хорошей речи.

Необходимость импровизации, как и когда импровизировать.

Термины.

Речевой голос (высота голоса, диапазон, динамика, тембр, полетность голоса), дикция, жанр, композиция, концепция, стиль общения ("пристройка"), память, тезисы, тембр речи.

Активность субъекта в речи, актуальность речи, вербальное и невербальное общение, восприятие речи, выразительность речи, дар слова, дефекты речи, импровизация, интонации, лаконичная речь, пауза, пафос, разговорная речь (стили), чистота речи, языковая личность.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ.

1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. - М., 2002.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. - Ростов н/Д, 2003.

3. Волков А.А. Основы риторики: Учеб. пособие умо. - М., 2005.

4. Крюков Р.В. Риторика: конспект лекций. - М., 2007.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. - М., 2003.

6. Петров О.В. Риторика: Учебник. - М., 2007.

Риторика: Учебное пособие. - М., 2007.

Вопросы для самоконтроля.

Назовите общие принципы выбора материала для публичного выступления.

Назовите общие принципы расположения материала публичной речи. Каковы две основные модели? В каких речевых ситуациях они используются?

Что такое общая и конкретная цель речи? Как их найти и определить?

Каковы задачи оратора во введении к речи? С помощью каких риторических средств они выполняются?

Как структурируется (организуется) основная часть речи? В чем значимость переходов ("связок")? Где они совершенно необходимы? Где желательны?

Каковы задачи оратора в заключении речи? С помощью каких риторических средств они выполняются?

Что такое эпидейктическая речь? Каковы ее подлинные темы? Что может служить ее предметом?

Что представляет собой аргументирующая речь? В каких ситуациях она выступает? Каковы ее разновидности в публичном выступлении?

Каковы характерные особенности введения и заключения аргументирующей речи? Убеждающей речи? Агитирующей речи?

Как должен работать оратор, готовя доводы к аргументирующей речи? Как располагать доводы "по силе"?

В чем особенности информирующего выступления?

Как сделать сообщение (доклад, лекцию) интересным? Что такое внимание? Каковы виды внимания?

Как вы понимаете долг оратора? Каково, с вашей точки зрения, современное содержание этого понятия?

Нужно ли готовиться к речи? Каковы основные принципы подготовки? Что из них больше подходит лично вам?

Какие "ступени" сценического движения выделяют в актерской и ораторской практике? От чего зависит это деление? В какие моменты речи движение необходимо?

Что может выражать жестикуляция? Как характер жестикуляции отражает характер эмоций? Какие типы (группы) жестов вы знаете? Приведите примеры.


Тема 6. Логическая культура публичного общения


Вопросы для обсуждения.

Логика и риторика в их единстве. Основные логические законы, их роль в диалоге и публичной речи.

Нормы применения и операций с понятиями, суждениями и умозаключениями.

Современная эристика и дискуссии, полемике, споре. Доказательство, убеждение, аргументация в публичной речи.

Вопросно-ответные комплексы в диалоге. Классификация вопросов и ответов.

Стратегия и тактика эриста в споре. Позволительные и непозволительные приемы и уловки в споре.

Термины.

Закон мышления, непротиворечивость, обоснованность мышления, правильность мышления, понятие, род и вид, объем и содержание понятия, суждение, термин суждения, связка, аналогия, дедукция, индукция, умозаключение, посылки и вывод, правила силлогизма.

Антитезис, аргумент, аудитория, вопрос, демонстрация, довод, доказательство, критика, обоснование тезиса, оппонент, поле аргументации, порочный круг, пропонент, семантика, тезис.

Аргумент (к авторитету, к выгоде, к состраданию, к личности, к тщеславию) как эристический прием, паралогизм, софизм, эристика, эристический спор.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ.

1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. - М., 2002.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. - Ростов н/Д, 2003.

3. Волков А.А. Основы риторики: Учеб. пособие умо. - М., 2005.

4. Крюков Р.В. Риторика: конспект лекций. - М., 2007.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. - М., 2003.

6. Петров О.В. Риторика: Учебник. - М., 2007.

7. Риторика: Учебное пособие. - М., 2007.

Вопросы для самоконтроля.

Кто является основоположником наук "Логика" и "Риторика"?

Что общего и в чем различие логики и риторики?

В каком аспекте мышление и язык являются предметом изучения логики?

Каково значение термина "закон мышления"?

Что такое "форма мышления" и "логическая норма"?

Как формулируется закон тождества? Какие предписания для правильного мышления содержит в себе этот закон?

Что означает закон противоречия? Какие предписания содержит в себе этот закон?

Как формулируется закон исключенного третьего? Чем этот закон отличается от закона противоречия?

Как формулируется закон достаточного основания? Какие предписания содержит этот закон?

Каковы основные логические характеристики понятия?

Как можно соотносить понятия по объему? Какие отношения между понятиями существуют по их содержанию?

Какова логическая форма суждения?

Какая есть объединенная по количеству и качеству классификация суждений?

Что такое распределенность терминов в категорическом суждении?

Что называется умозаключением в логике? Каковы условия истинности умозаключений?

Что называется дедуктивным умозаключением?

Что такое индуктивное умозаключение? Какие есть виды индукции?

Что такое вопрос? Какова его логическая структура? Что такое ответ на вопрос?

На каких основаниях различаются корректные и некорректные вопросы и ответы?

Что такое аргументация? В чем ее отличие от доказательства? Какие внелогические приемы убеждения применяются в аргументации?

Какие правила относятся к тезису аргументации и какие ошибки возникают в случае их нарушения? Какие правила относятся к аргументам и демонстрации? Какие ошибки возникают при нарушении этих правил?

Что является предметом эристики?

Что такое общение, деловое общение?

Что такое стратегия и тактика эриста?

Как различаются позволительные и непозволительные уловки в споре?


Тема 7. Риторика беседы и делового общения


Вопросы для обсуждения.

Беседа и её важнейшие разновидности.

Поведение в первой беседе с незнакомым человеком и в "светской" беседе.

Непродуктивные модели беседы и как их избежать.

Основы ведения деловой беседы. Риторический инструментарий деловой речи.

Термины.

Беседа (гедонистическая, дружеская, деловая, светская), переговоры (как вид общения), презентация, содержательность речи, точность речи, речевой этикет, формулы речевого этикета, имидж делового человека, личное резюме, собеседование, психологический климат (в общении), компетенция коммуникативная, языки телодвижений (жесты, мимика, позы).

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ.

1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. - М., 2002.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. - Ростов н/Д, 2003.

3. Волков А.А. Основы риторики: Учеб. пособие умо. - М., 2005.

4. Крюков Р.В. Риторика: конспект лекций. - М., 2007.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. - М., 2003.

6. Петров О.В. Риторика: Учебник. - М., 2007.

7. Риторика: Учебное пособие. - М., 2007.

Вопросы для самоконтроля.

Охарактеризуйте различные типы беседы. Могли бы вы самостоятельно выделить другие типы? Какие?

Чем отличается подлинная беседа - диалог от беседы мнимой (совокупности одновременных монологов)?

Какое из свойств и умений хорошего собеседника самое важное, определяющее?

В чем суть и в чем мастерство непринужденной дружеской беседы?

Назовите основные фазы "светской" беседы; определите главные задачи собеседников на каждом этапе.

Какие модели беседы зачастую используют собеседники, не получившие специальной риторической подготовки? Почему эти модели непродуктивны? Какая из моделей самая плодотворная? Как к ней перейти, если собеседник придерживается одной из непродуктивных моделей?

Как определить сущность деловой беседы? Как к ней готовиться? Чем важна техника вопросов в деловой беседе? Почему уметь задавать вопросы выгодно?

Какие типы вопросов в деловой беседе вы знаете? На каких этапах деловой беседы употребляется каждый из типов вопросов? Почему нельзя завершать деловую беседу на слове "нет"?

Назовите этапы беседы, разрешающей конфликт. Как определить задачи говорящего на каждом этапе? Что не следует допускать в беседе? Что не следует допускать в беседе такого типа (каких ошибок избегать)?

Что такое комплимент? В чем его особая значимость с точки зрения законов общей риторики? Определите и раскройте основные принципы риторики комплимента.

Может ли человек существовать, не споря с другими? Почему? В чем значение пословицы: "В споре рождается истина"?

Как в споре проявляется национальный характер? В чем особенности русского спорщика?

Охарактеризуйте как можно более полно и последовательно тот тип речевого поведения, который может помочь истине родиться в споре. Что нужно контролировать? Чего избежать? К чему стремиться?


Упражнения и задачи для самостоятельной работы


I. Материалы и задания по теме "Предмет и история риторики"

1. Из 3-4 словарей выпишите определения (толкование) терминов красноречие, риторика, оратор, общение. Обратите внимание на расхождения в толковании. Попытайтесь сформулировать свое мнение.

2. Обратите внимание на то, что понятие "риторика" как бы разветвляется: риторика как наука и как искусство.

Как вы оцениваете эту двойственность? Покажите на примерах, где риторика выступает как наука, и где - как искусство.

В чем разница между оратором и ритором! Или эти термины взаимозаменимы?

3. Составьте синонимический ряд к слову оратор: вития, краснобай и т.п. Попытайтесь объяснить оттенки значения и особенности употребления каждого синонима. Можно пользоваться словарями синонимов.

П. Законспектируйте нижеследующие теоретические принципы и выводы. Их положения используйте для риторического анализа классических и современных образцов красноречия.

1. Аристотель (384-322 гг. до н. э). Риторика. Книга первая (фрагмент).

Риторика - искусство, соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки. Вследствие этого люди некоторым образом причастны обоим искусствам, так как всем, в известной мере, приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять. В этих случаях одни поступают случайно, другие действуют согласно со своими способностями, развитыми привычкою. Так как возможны оба эти пути, то, очевидно, можно возвести их в систему, поскольку мы можем рассматривать, вследствие чего достигают цели как те люди, которые руководятся привычкой, так и те, которые действуют случайно, а что подобное исследование есть дело искусства, с этим, вероятно, согласится каждый. До сих пор те, которые строили системы риторики, выполнили лишь незначительную часть своей задачи, так как в этой области только доказательства обладают признаками, свойственными ораторскому искусству, а все остальное не что иное, как аксессуары.

Так как очевидно, что правильный метод касается методов убеждения, а способ убеждения есть некоторого рода доказательство, ибо мы тогда всего более в чем-нибудь убеждаемся, когда нам представляется, что что-либо доказано, риторическое же доказательство есть энтимема, и это, вообще говоря, есть самый важный из способов убеждения, и так как очевидно, что энтимема есть некоторого рода силлогизм и что рассмотрение всякого рода силлогизмов относится к области диалектики - или в полном ее объеме или какой-нибудь ее части, то ясно, что тот, кто обладает наибольшей способностью понимать, из чего и как составляется силлогизм, тот может быть и наиболее способным к энтимемам, если он к знанию силлогизмов присоединит знание того, чего метить и относительно всех остальных искусств, ибо дело врачебного искусства, например, заключается не в том, чтобы делать всякого человека здоровым, но в том, чтобы, насколько возможно, приблизиться к этой цели, потому что вполне возможно хорошо лечить и таких людей, которые уже не могут выздороветь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.