рефераты скачать

МЕНЮ


Логика и риторика

Рассуждал я примерно так: естественно, не вы отдали диадему. Значит, осталась только ваша племянница или горничные. Но если в похищении замешаны горничные, то ради чего ваш сын согласился принять вину на себя? Для такого предположения нет оснований. Вы говорили, что Артур любит свою двоюродную сестру. И мне стала понятна причина его молчания: не хотел выдавать Мэри. Тогда я вспомнил, что вы застали её у окна и что она упала в обморок, увидев диадему в руках Артура. Мои предположения превратились в уверенность".

3. На вопрос доктора Ватсона, каким образом Холмс узнал, что он утром был на почте и отправил телеграмму, последний сказал следующее: „Мне известно, что утром вы не писали никаких писем, ведь я всё утро сидел напротив вас. В открытом ящике вашего бюро я заметил толстую пачку почтовых открыток и целый блок марок. Для чего же тогда идти на почту, как не за тем, чтобы послать телеграмму? Отбросьте всё, что не могло иметь места, и останется один-единственный факт, который и есть истина".

4. Внимательно осмотрев комнату, в которой было совершено преступление, Шерлок Холмс сказал доктору Ватсону следующее: „Нам известно, что преступник не мог попасть в комнату ни через дверь, ни через окно, ни через дымовой ход. Мы знаем также, что он не мог спрятаться в комнате, поскольку в ней прятаться негде. Как же тогда он проник сюда?

Через крышу! - воскликнул я.

Без сомнения. Он мог проникнуть в эту комнату только через крышу".

5. В одном из номеров газеты „Известия" сообщалось о любопытном случае, происшедшем на складе одного из магазинов Саратова.

На складе внезапно начался пожар. Как утверждали продавцы, ничего особо огнеопасного на складе не было. Электропроводка оказалась исправной. В склад никто не входил не только с горящей папиросой, даже со спичками в кармане.

Изучили список товаров, хранящихся на складе. Оказалось, что наряду с другими товарами там хранился ящик с бумажными пистонами для детских хлопушек. Но как могли загореться пистоны? Возникла версия: искра могла возникнуть от трения мышиных зубов о взрывчатую начинку пистонов. Решили проверить. Отловили мышей, „нагуляли" им аппетит, затем подпустили к коробке с пистонами. Проголодавшиеся мыши стали грызть пистоны, в которых, как оказалось, их привлёк клей, склеивающий полоски бумаги с положенными между ними крупицами зарядов.

В) Осуществите все возможные выводы по логическому квадрату

Некоторые правонарушения не являются преступлениями.

Все преступления являются правонарушениями.

Среди преступлений есть преступления против личности.

Некоторые правонарушения являются преступлениями.

Большинство преступлений успешно раскрывается.

Ни одно из преступлений не остается безнаказанным.

Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ

1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004.

4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002.

5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987.

6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000.


Вариант 9


Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Простой категорический силлогизм, его структура, фигуры и модусы.

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Вопрос, неизвестное, известное, базис вопроса, предпосылка вопроса, контекст вопроса, ареал вопроса, проблемное поле, ответ, позитивный ответ, негативный ответ, прямой ответ, косвенный ответ, краткий ответ, развернутый ответ, исчерпывающий ответ, частичный ответ, ответ по существу.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

Возможно ли представить экзистенциальные и релятивные суждения как атрибутивные? Если возможно, то почему?

Задание 4. Решите тесты:

А) Определите, какой вид аналогии применен в каждом рассуждении в качестве логического основания


1. Если масштаб одной карты в 2 раза больше, чем другой, то и расстояние, измеренное между одними и теми же населенными пунктами на различных картах, будет выражено различными величинами, отличающимися также в 2 раза

2. "Меняйте ваши мнения, сохраняйте ваши принципы; меняйте листья, сохраняйте корни"

(В. Гюго)

3. "Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости" (А. Шопенгауэр)

4. Один несправедливый приговор влечет большие бедствия, чем многие преступления, совершенные частными людьми;

последние портят только ручьи, только

одинокие струи воды, тогда как несправедливый судья портит самый источник"

(Ф. Бэкон)

5. "Стремление человека к свободе - как пар, заключенный в котле: оно также Может стать опасным, когда его слишком вжимают, как и благотворным, если ему дают верное направление в хорошо слаженной машине" (В. Вейтлинг)

6. Чеховский литературный герой Семи-Булатов утверждает: "Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом наоборот? День зимою оттого короткий, что от холода сжимается и от того, что солнце рано заходит, а ночь от возжжения светильников и фонарей расширяет

1. Аналогия свойств

2. Аналогия отношений

3. Строгая

4. Нестрогая

5. Ложная


Б) Закон противоречия как средство логической аргументации

1. Какое коренное свойство правильного мышления выражает закон противоречия?

1. Непротиворечивость

2. Последовательность

3. Определенность

4. Обоснованность


2. Кто из мыслителей открыл закон противоречия и сформулировал его сущность?

1. Демокрит

2. Кант

3. Аристотель

4. Гегель

5. Лейбниц

3. Определите символическую запись закона противоречия

1. в есть потому, что есть а

2. а=а

3. Или а, не-а

4. а не есть не-а

4. На какие суждения распространяется закон противоречия?

1. Эквивалентные

2. Противоположные

3. Противоречащие

4. Эквивалентные и противоположные

5. Эквивалентные и противоречащие

6. Противоположные и противоречащие

5. Укажите рассуждение, в котором нарушен закон противоречия

1. Не все студенты сдали зачеты.

Некоторые студенты сдали зачеты

2. Слесарь Иванов нарушил трудовую дисциплину. Сантехник Сидоров не нарушал трудовой дисциплины

3. Студент Харитонов учится на отлично. Студент Харитонов не является спортсменом-разрядником

4. Все студенты успешно сдали сессию. Студенты Дубов и Гусев получили в сессию двойки на экзамене по иностранному языку

5. Студент Рыжов хорошо знает английский язык, так как получил на экзамене оценку "пять". Студент Рыжов плохо знает английский язык и не может работать в переводчиком


Задание 5 Решите задачу и упражнения

А) Установите, какие из приведенных ниже выражений естественного языка имеют одинаковую логическую форму.

Некоторые работники нарушают трудовую дисциплину.

Все аудиторы - экономисты.

Каждый человек имеет право на труд.

Среди ПР-специалистов есть женщины.

Иванов окончил гуманитарный факультет МГЭИ и стал специалистом-международником.

Москва - столица России.

Если у человека есть деньги, то он может купить товар.

В библиотеке есть интересные книги.

Ни один студент нашей группы не имеет академической задолженности.

Все социальные разногласия между партнерами были урегулированы в результате переговоров.

Фирма вправе принимать любые решения, если это не противоречит действующему законодательству.

Михайлов с отличием окончил МГУ и получил диплом экономиста.

Ни один продавец не имеет права нарушать права покупателя.

Если потребители получают общественные товары в равных объемах, то и платить за них налоги они должны в равной мере.

Каждая страна имеет свой гимн.

Б) Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям:

полезность;

сборная команда России;

Международный союз металлургов;

связь с общественностью;

экономический рост;

производительность;

журналист.

В) Сограждане. Джон, Сэм и Том живут в одном городе. Один из них журналист, один физик и один главный редактор городской газеты. Кто чем занимается, если известно, что недавно физик сделал открытие и решил попросить знакомого журналиста написать об открытии статью? Когда физик позвонил журналисту, то ему ответили, что тот сдаёт материал главному редактору городской газеты. Также известно, что Том никогда не слышал о Сэме.

Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ

1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004.

4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002.

5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987.

6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000.


Вариант 10


Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Операции над понятиями.

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Аргументация; аргумент - к авторитету, к верности, к выгоде, к здравому смыслу, к невежеству, к силе, к состраданию; демонстрация, довод, доказательство, критика, обоснование тезиса, тезис, спор, эристика.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

Что представляет собой закон противоречия? Объясните, почему этот закон не действует, если речь идет о разных объектах, в разное время и в различных отношениях?

Задание 4. Решите тесты:

А) К какому виду суждений относится рассуждение?


1. Если не контролируешь себя, то тебя контролирует кто-то другой

2. Лишь при условии добросовестного отношения к учебе вы можете стать отличником

3. Предложение и спрос идентично взаимодействуют на всех видах рынка

4. Люди получают друг от друга необходимые потребительские блага или услуги

5. Среди косвенных налогов главные поступления в бюджет обеспечиваются

налогом на добавленную стоимость, таможенными пошлинами, акцизами

1. Соединительное

Разделительное

3. Условное


Б) По какой фигуре силлогизма построено умозаключение

1. Все экономисты знают логику.

Зайцев не знает логики.

Зайцев не экономист.

2. Осмотр места происшествия имеет одной из задач обнаружение следов преступление.

Осмотр места происшествия следственное действие.

Некоторые следственные действия - обнаружение следов преступления.

3. Мышление - психический процесс.

Психические процессы имеются у животных.

Следовательно, мышление имеется и у животных.

4. Растрата - хозяйственное преступление.

Хозяйственное преступление - опасное деяние, предусмотренное УК.

Некоторые опасные деяния, предусмотренные УК, являются растратой.

1. По первой

2. По второй

3. По третьей

4. По четвертой


Задание 5. Решите задачу и упражнения

А) Определите логические отношения между следующими понятиям и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

российский рынок - мировой рынок;

гуманитарный факультет - институт;

ученый - историк - доктор исторических наук;

мужчина - сын - отец;

деньга - кредитные деньги - чек - вексель;

фактор - фактор, влияющий на конъюнктуру рынка, - временный фактор - сезонный фактор - постоянный фактор - циклический фактор;

самолет - реактивный самолет - реактивный двигатель;

корреспондент - журналист;

вуз - институт - техникум.

Б) Из записок инспектора Лосева. Произошла кража, и было задержано трое подозреваемых. Один из них вор - лжет систематически, другой соучастник - иногда лжет, а иногда говорит правду, последний, подозреваемый напрасно, - вообще никогда не лжет. Лосев начал дознание с вопросов о профессии каждого из задержанных. Их ответы были такими:

Борис: Я маляр. Алексей - настройщик роялей. Шура - декоратор.

Алексей: Я врач. Шура - страховой агент. Что касается Бориса, то если вы его спросите, он ответит, что он маляр.

Шура: Алексей настраивает рояли. Борис - декоратор, а я - страховой агент.

Лосев, ведущий допрос, хотел бы знать профессию соучастника. Помогите ему.

В) Определите посылки, заключение и вид сложного дедуктивного умозаключения.

Все научные законы имеют объективное содержание. Все законы общества - научные законы. Все экономические законы - законы общества. Все законы микроэкономики - экономические законы. Значит, все законы микроэкономики имеют объективное содержание.

Бригада строителей не выполнила дневное задание, потому что или не работал подъемный кран, или не был вовремя доставлен раствор бетона. Установлено, что раствор бетона был доставлен вовремя. Следовательно, бригада не выполнила дневное задание потому, что не работал подъемный кран.

Если реформирование всех сфер общественной жизни проводить энергично и целеустремленно, то наше общество через определенное время достигнет уровня развитых стран в социально-экономической сфере. Если же ограничиться косметическими полумерами, то отставание России в этой сфере будет неуклонно возрастать. Но в настоящее время существуют лишь две возможности - либо энергично и целеустремленно реформировать все сферы общественной жизни, либо ограничиться косметическими полумерами. Следовательно, либо Россия через определенное время выйдет на уровень развитых стран в социально-экономической сфере, либо ее отставание будет неуклонно возрастать.

Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ

1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004.

4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002.

5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987.

6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000.

При составлении практической части контрольных работ использовались материалы книг:

Блажевич Н.В. Селиванов Ф.А. Лекции по эристике. - Тюмень, 2002.

Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М., 1999.

Каверин Б.И. Демидов И.В. Логика и теория аргументации. - М., 2005.


Вопросы для подготовки к зачету


Что такое логика? Предмет логики как науки.

Основные этапы развития логики.

Основные законы логики.

Софизмы и паралогизмы. Логические парадоксы.

Что такое понятие? Понятие и слово, их отношение.

Содержание и объем понятия. Виды понятий по их содержанию и объему.

Понятия сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые.

Понятия соотносительные и безотносительные, собирательные и несобирательные.

Понятия пустые и непустые, единичные и общие.

Определение понятия, виды определений. Род и вид.

Правила определения понятия. Ошибки в определении.

Деление понятия. Правила деления. Ошибки в делении.

Обобщение и ограничение понятий. Что такое плеоназм?

Что такое суждение? Суждение и предложение. Структура суждения. Что такое термин суждения?

Простые суждения, их виды по качеству и количеству. Что такое квантор (кванторное слово)

Выделяющие и исключающие суждения.

Распределенные и нераспределенные термины суждений.

Объединенная классификация суждений по количеству качеству. Логический квадрат.

Отношение суждений по значениям и истинности в логическом квадрате.

Сложные суждения, их виды. Конъюкция.

Разделительные суждения (дизъюнкция), их виды.

Условные суждения (импликация), их виды.

Суждения категорические и модальные. Виды модальности.

Что такое умозаключение? Виды умозаключений, их роль в познании.

непосредственные умозаключения: обращение, превращение, противопоставление предикату.

Простой категорический силлогизм, его структура. Общие правила простого силлогизма (правила терминов и посылок).

Четыре фигуры простого силлогизма: сравнительная характеристика. Частные правила силлогизмов.

Модусы четырех фигур силлогизма (назвать несколько правильных модусов разных фигур).

Энтимема, ее виды. Полисиллогизм.

Сорит и эпихейрема.

Условные умозаключения, его виды. Правила условно-категорического силлогизма.

Разделительное умозаключение, его виды. Правила разделительно-категорического силлогизма.

Условно-разделительное умозаключение. Дилемма, его виды.

Индуктивное умозаключение, его роль и структура. Полная и неполная индукция. Виды неполной индукции.

Научные методы индуктивного установления причинных связей.

Умозаключение по аналогии: сущность и логическая структура. Виды аналогии.

Гипотеза как форма развития знания. Виды гипотез. Доказательство и опровержение гипотезы.

Логическая сущность вопроса и ответа. Виды вопросов и ответов. Основные правила вопросно-ответного диалога.

Что такое аргументация, доказательство и опровержение? Структура и способы аргументации.

Что такое тезис? Основные правила тезиса в аргументации.

Что такое аргументы (или основания, доводы)? Основные правила аргументов.

Что такое демонстрация в доказательстве (опровержении)? Основные правила демонстрации.

Диалог как вид общения. Соотношение понятий о беседе, дискуссии и споре. Пропонент, оппонент и слушатели.

Что такое эристика? Общие и частные приемы спора. Допустимые приемы спора.

Грубые непозволительные приемы спора. "Утонченные" непозволительные приемы в споре.

С.И. Поварнин о стратегии эриста в искусстве противостояния софизмам и уловкам в споре.

Что такое риторика? Основные этапы развития риторики.

Риторический канон. Общая структура публичной речи.

Основной закон современной неориторики. Доводы к логосу, пафосу, эпосу.

Что такое риторические тропы и фигуры? Что такое метафора?

Что такое эпитет? Для чего нужны образные определения, сравнения?

Что такое метонимия, синекдоха, оксюморон, гипербола?

Что такое антитеза, повтор и период как риторические фигуры?

Риторический вопрос и восклицание. Вопросно-ответный ход.

Цицерон об идеальном ораторе. Логика и риторика в их единстве.


Часть П. Риторика


Семинарские занятия


Тема 1. Предмет и история риторики


Вопросы для обсуждения.

Риторика как наука и искусство убеждения словом

Античная культура красноречия. Горгий, Аристотель, Цицерон.

Западноевропейский и древнерусский риторический идеал.

Трансформация риторики в Новое время.

Формирование неориторики в ХХ веке.

Термины.

Гомилетика, доказательная речь, канон (риторический), красноречие, лингвистика, мастерство речи, метафора, оратор, пайдейя, парадигма, поэтика, риторика, риторический идеал, слово, смысл, стилистика, софист, троп (риторический), убеждение, элоквенция.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ.

Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. - М., 2002.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. - Ростов н/Д, 2003.

Волков А.А. Основы риторики: Учеб. пособие умо. - М., 2005.

Крюков Р.В. Риторика: конспект лекций. - М., 2007.

Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. - М., 2003.

Петров О.В. Риторика: Учебник. - М., 2007.

Риторика: Учебное пособие. - М., 2007.

Вопросы для самоконтроля.

Каково место и роль риторики в системе культуры?

Какова этимология слова "риторика"?

Каково отношение философии и риторики?

Каково отношение лингвистики и риторики?

Какое влияние оказал древнегреческий эпос на формирование риторики?

Каков вклад софистов в становление риторики?

Каков вклад Сократа в общеевропейскую риторическую культуру?

Какие основные принципы науки о красноречии разработаны в "Риторике" Аристотеля?

Каковы достижения известнейших риторов античности? Как современники оценивали мастерство Горгия, Демосфена, Цицерона?

Какова роль "Краткого руководства к красноречию …" М.В. Ломоносова в истории русской речевой культуры?

Какая речь называется эффективной? Почему?

Что такое риторический идеал? Как охарактеризовать риторический идеал софистов, Сократа и Платона, Цицерона?

Каковы главные особенности, определяющие специфику русского риторического идеала?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.