рефераты скачать

МЕНЮ


Логика и риторика


Б) Отношения между суждениями как способ логической аргументации


1. Какое суждение будет истинным при истинности данного суждения: "все библиотеки являются научными учреждениями"?

2. Какое суждение будет ложным при ложности данного суждения: "некоторые книги рукописные"?

3. Какое суждение будет истинным при ложности следующего: "все промышленно развитые страны применяют безотходные технологии"?

4. Какие суждения будут ложными при истинности следующего: "каждое суверенное государство - субъект международных экономических отношений"?

5. Какое суждение будет ложным при ложности следующего: "некоторые государства не имеют рыночную экономику"?

1. Некоторые библиотеки являются научными учреждениями

2. Ни одна библиотека не является научным учреждением

3. Некоторые библиотеки не являются научными учреждениями

1. Ни одна книга не является рукописной

2. Все книги - рукописные

3. Некоторые книги - нерукописные

1. Ни одна промышленно развитая страна не применяет безотходных технологий

2. Некоторые промышленно развитые страны применяют безотходные технологии

3. Некоторые промышленно развитые страны не применяют безотходных технологий

1. Ни одно суверенное государство не является субъектом международных экономических отношений

2. Некоторые суверенные государства - субъекты международных экономических отношений

3. Некоторые суверенные государства не являются субъектами международных экономических отношений

1. Все государства имеют рыночную экономику

2. Некоторые государства имеют рыночную экономику

3. Ни одно государство не имеет рыночной экономики


Задание 5. Решите задачу и выполните упражнения:

А) Найти и охарактеризовать логические ошибки в делении понятий.

1. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные, каждое из них может быть восклицательным и невосклицательным.

2. Пушкин уважает и любит Татьяну за то, что она видит в окружающей её среде всю пошлость и пустоту не только помещичьего, но и московского дворянства.

3. Это произведение помогло мне лучше понять жизнь казахского народа и поставило на новую ступень исторического развития казахскую литературу.

4. Леса бывают хвойные, смешанные, сосновые и лиственные.

5. Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.

6. Грамматические предложения бывают простыми, сложными, сложноподчинёнными и бессоюзными.

7. На семинар были приглашены учителя разных специальностей: химики, биологи, филологи, иностранного языка, организаторы внеклассной работы, завучи по учебной работе.

Б) Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении понятий в приведенных ниже примерах?

Конституция. Основной закон государства.

Нравоучение. Проповедь.

Прибыльность. Рентабельность.

Ложь. Неправда.

Бизнесмен. Делец.

Эффектный. Эффективный.

Неправовая норма. Моральная норма.

Персона. Персонаж. Персоналии.

Дельный. Деловой. Деловитый.

Героика. Героизм. Геройство

В) Проверьте по правилам категорического силлогизма, являются ли приведённые ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение - истинным суждением.

1. Ни один скряга не пьёт много пепси. Никто, кроме скряг, не станет собирать скорлупу от яиц.

Ни один человек, пьющий много пепси, не станет собирать скорлупу от яиц.

2. Некоторые здоровые люди прожорливы. Ни один нездоровый человек не силён. Некоторые прожорливые люди не сильны.

3. Все ослы злы.

Ни один щенок не зол. Щенки не ослы.

4. Ни одна ящерица не ходит в парикмахерскую. Все вы посещаете парикмахерскую. Некоторые из вас не ящерицы.

5. Некоторые нелюбезные замечания вызывают раздражение.

Ни одно критическое замечание не любезно. Все критические замечания вызывают раздражение.

6. Золото тяжёлое.

Ничто, кроме золота, не сможет заставить его

замолчать.

Ничто лёгкое не сможет заставить его замолчать.

7. Я - человек. Ты - не я. Ты не человек.

8. Жизнь - борьба. Дзюдо - борьба. Жизнь - дзюдо.

9. Все педагоги воспитаны. Он не педагог. Он не воспитан.

10. Все кошки смертны. Сократ смертен. Сократ - кошка.

11. Закон исключённого третьего - закон мышления. Закон исключённого третьего впервые сформулирован Аристотелем.

Некоторые законы мышления впервые сформулированы Аристотелем.

12. Ни одна захватническая война не может быть справедливой.

Освободительные войны не могут быть захватническими.

Освободительные войны являются справедливыми.

13. Все рабовладельческие государства являются диктатурой рабовладельцев.

Государство Древнего Рима было рабовладельческим.

Государство Древнего Рима являлось диктатурой рабовладельцев.

14. Книги - источник поучения и развлечения.

Таблица логарифмов - книга.

Таблица логарифмов - источник поучения и развлечения.

Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ

1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004.

4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002.

5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987.

6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000.


Вариант 6


Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Логика вопросов и ответов.

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Аргументация, дискуссия, доказательство, критика, круг в доказательстве, обоснование тезиса, опровержение, ошибка в доказательстве, пропонент, оппонент, тезис доказательства, подтверждение.

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Почему частоутвердительные суждения (I) не поддаются преобразованию путем противопоставления предикату?

Задание 4. Решите тесты:

А) Укажите, в каких случаях для логического доказательства следует использовать деление понятия, а в каких - расчленение целого на части


1. Сделки совершаются в устной или письменной форме


2. Люди делятся на экономистов и неэкономитстов


3. Люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов


4. Средства производства делятся на средства труда и предметы труда


5. Экономические законы делятся на всеобщие экономические законы, общие экономические законы, специфические экономические законы

1. Деление понятия

2. Расчленение целого на части

6. Взятки бывают в форме денег, продуктов питания, ценных подарков и различных услуг


7. Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения


8. Земной шар делится на Восточное и Западное полушария


9. Отношения материального производства включают два вида отношений: отношения между обществом и природой и отношения между людьми в процессе производства



Б) К какому виду сложных умозаключений относится данное рассуждение.


1. Я могу пойти на военную службу или заняться коммерческой деятельностью.

Я решил пойти на военную службу.

Следовательно, я не могу заняться коммерческой деятельностью.

2. Если Ершев купил телевизор, то он был в магазине.

Ершов не был в магазине.

Ершов не купил телевизор.

3. Если у Петрова есть экономическое образование, то он займется коммерческой деятельностью.

У Петрова нет экономического образования.

Петров не будет заниматься экономической деятельностью.

4. Оригинален, ибо мыслит.

(А.С. Пушкин о Е.Л. Баратынском)

1. Условно-разделительное

2. Условно-категорическое

3. Разделительно категорическое

4. С пропущенной меньшей посылкой


Задание 5. Решите задачу и выполните упражнения

А) Проверьте правильность следующих определений:

адвокат - специалист права, защищающий в суде обвиняемых;

менеджер - специалист по управлению;

специалист по связям с общественностью - это человек, который управляет общественными связями;

правоисполнение означает строгое и точное следование юридическим законам;

физика - это наука, не изучающая экономические явления;

рынок - наихудший способ организации хозяйства, за исключением всех остальных;

обмен - не акт производства;

дилер - посредник, осуществляющий продажу товара непосредственно потребителю;

жизнелюб - это человек, который любит сам пожить и окружающим дать жизни;

экономист - человек, занимающийся экономической деятельностью;

маркировка - индексация технических документов или товара;

счет - документ, в котором указана причитающаяся за что-либо денежная сумма.

Б) Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата, и укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чём они заключаются.

1. Истинно, что некоторые мероприятия Наполеона были прогрессивны, значит истинно, что некоторые мероприятия Наполеона не были прогрессивными.

2. Ложно, что некоторые сражения не принесли Суворову победы; значит истинно, что некоторые сражения принесли Суворову победу.

3. Ложно, что некоторые мысли невыразимы; значит истинно, что все мысли невыразимы.

4. Истинно, что некоторые мысли можно выразить жестами; значит истинно также, что некоторые мысли нельзя выразить жестами.

5. Истинно, что некоторые болезни пока не излечимы; значит, истинно, что некоторые болезни излечимы.

6. Истинно, что Юрий Гагарин - первый космонавт; значит истинно также, что ни один человек до Гагарина не летал в космос.

7. Истинно, что некоторые государства являются унитарными, значит ложно, что ни одно государство не является унитарным.

8. Ложно, что все французские энциклопедисты XVIII в. были идеалистами; значит ложно, что некоторые французские энциклопедисты XVIII в. были идеалистами.

В) Переход через пустыню. Какое наименьшее число носильщиков следует нанять путешественнику, чтобы совершить шестидневный переход через бесплодную пустыню, если он сам и каждый из носильщиков могут нести лишь четырехдневный запас пищи и воды для одного человека?

Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ

1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004.

4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002.

5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987.

6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000.


Вариант 7


Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Аналогия как форма умозаключения.

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Умозаключение, дедуктивное умозаключение, силлогизм, простой категорический силлогизм, термины силлогизма, посылка, вывод силлогизма, фигура силлогизма, модус, сложный силлогизм, разделительный силлогизм, условный силлогизм, дилемма, правил посылок, правила терминов.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

На каком основании выделяются виды сложных суждений? Какие есть виды сложных суждений?

Задание 4. Решите тесты:

А) Определите виды ответов


1. По отношению к вопросу

2. По области поиска

3. По грамматической структуре

4. По объему информации

5. По степени точности

6. По семантической характеристике и связи с объектом

1 Краткие

2. По существу вопроса

3. Развернутые

4. Прямые

5. Не по существу вопроса

1. Косвенные

2. Полные

3. Частичные

4. Прямые

5. Определенные

1. Истинные

2. Краткие

3. Ложные

4. Развернутые

5. Косвенные

/. По существу вопроса

2. Краткие

3. Полные

4. Частичные

5. Не по существу вопроса

1. Истинные

2. Ложные

3. Определенные

4. Истинные

5. Неопределенные

1. Прямые

2. Ложные

3. Полные

4. Краткие

5. Истинные


Б) Исключите лишнее слово:

а) дебаты, монолог, диалог, полилог;

б) острая полемика, спокойная полемика, умеренная полемика, неразборчивая полемика;

в) спор из-за тезиса, спор из-за аргумента, спор с оппонентами, спор из-за демонстрации;

г) спор при слушателях, спор для слушателей, спор без слушателей;

д) дебаты, дрязги, свара, перебранка, дискуссия.

Задание 5. Решите задачу и выполните упражнения

А) 1) О каких уловках идет речь в следующем тексте: Известный современный философ Й. Хёйзинга в книге "Homo Ludens. В тени завтрашнего дня" пишет: "В Древнем Риме долгое время любые средства были хороши, чтобы одолеть в суде противную сторону. Истец обличался в траурные одежды, вздыхал и стенал, громогласно ссылался на благо государства, приводил с собой в суд как можно больше клиентов, дабы усугубить впечатление, одним словом, делал все то, что еще делается порой и в наше время".

2) Исключите лишнее слово:

А) Аргумент к авторитету, довод к публике, условное принятие аргумента, чтение в сердцах.

Б) Оттягивание возражения, объявление довода произвольным, подставление противоречивой мысли, обращение к состраданию.

В) Слово в конце спора, бойцовское поведение, возложение бремени доказывания на противника, эффект внезапности.

Г) Логическая диверсия, аргумент к невежеству, обращение к здравому смыслу, довод к выгоде.

Д) Наведение на ложный след, доводы в разброс, выведение из равновесия, отвлечение.

Б) 1. Правильно ли поставлены следующие вопросы:

А) Когда ты бросил курить?

Б) Кто ваши родители?

В) Какое преступление является уголовно наказуемым?

Г) Какие детективы следует читать, чтобы стать юристом?

Д) Полезен или вреден алкоголь?

Е) Кто из твоих друзей оскорбил этого человека?

Ж) Занимались ли вы когда-нибудь общественной работой?

З) Почему падающие тела теряют вес?

И) Что первично - слово или дело?

К) Может ли бог создать такой камень, который сам не смог бы поднять?

Л) Почему мёртвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой?

В) Перетягивание каната. Однажды в минуту отдыха друзья-мушкетеры Атос, Портос, Арамис и Д, Артаньян решили немного поразвлечься в перетягивании каната. Портос с Д, Артаньяном легко перетянули Атоса с Арамисом. Но когда Портос стал в паре с Атосом, то победа против Арамиса с Д, Артаньяном досталась им уже не так легко. А когда Портос с Арамисом оказались против Атоса с Д, Артаньяном, то никакая из этих пар не смогла одолеть другую. Определите, как мушкетеры распределяются по силе.

Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ

1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004.

4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002.

5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987.

6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000.


Вариант 8


Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Общая характеристика суждений и их классификация.

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Признак предмета, содержание понятия, объем понятия, класс (логический), элемент класса, универсальный класс, единичный класс, пустой класс, понятие, регистрирующее понятие, сравнимые понятия, несравнимые понятия, совместимые понятия, несовместимые понятия, контрарные понятия, контрадикторные понятия.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

Можно ли рассматривать понятия доказательство и подтверждение как равнозначные? Если нельзя, то почему?

Задание 4. Решите тесты:

А) Логика как наука

1. Что является объектом логики как науки?

Сознание

Интуиция

Абстрактно-логическое мышление

Наглядно-практическое мышление

Психика человека

2. Что составляет предмет науки логики?

Формы мысли

Средства мысли

Формы и средства мысли

Понятия и формально-логические законы

Суждения и умозаключения

В форме понятий в абстрактном мышлении отражаются

Отношения между предметами и их свойствами;

Изменение свойств предметов и отношений между ними;

3. Определенная связь существенных признаков предметов

В форме суждений в абстрактном мышлении отражаются

 1. отношения между предметами и их свойствами;

2. изменение свойств предметов и отношений между ними;

3. определенная связь существенных признаков предметов

В форме умозаключений в абстрактном мышлении отражаются

отношения между предметами и их свойствами;

изменение свойств предметов и отношений между ними;

определенная связь существенных признаков предметов


Б) Какая ошибка допущена в данных утверждениях?


1. Студенты Соколов и Еремеев на занятиях сидят за одним столом. Значит, они дружат

2. Синичка в окно постучит - будет известие

3. Во время грозы всегда после вспышки молнии гремит гром и никогда не бывает наоборот. Значит, молния есть причина грома

4. Преподаватель, принимающий экзамен, был неудовлетворен ответами трех первых студентов и высказал суждение: "Ваша учебная группа плохо подготовилась к экзамену"

5. Повышение зарплаты шахтерам, врачам и учителям повысило их уровень жизни. Значит, повышение зарплаты всех, кто занят физическим или умственным трудом, повышает их уровень жизни

1. Поспешность обобщения

2. Обобщение без достаточного основания

3. Подмена причинной связи

4. Подмена условного безусловным


Задание 5. Решите задачу и упражнения

А) Дайте объединенную классификацию суждений, отобразите отношения терминов с помощью "кругов Эйлера", установите распределенностъ субъекта и предиката.

Честный ученый не может устраниться от решения нравственных проблем научной деятельности;

некоторые соглашения не являются выгодными для обеих сторон;

многие виды преобразующей деятельности человека негативно изменяют условия развития естественных систем;

по некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз;

критическая публикация в газете не проходит бесследно;

современный этап в развитии нашей страны характеризуется ростом демократических тенденций;

несколько лет М.Ю. Лермонтов жил на Кавказе;

в архивах хранятся и закрытые дела;

человек осваивает космическое пространство.

Б) Используя материал данных ниже ситуаций, постройте различные виды умозаключений. Проверьте их логическую состоятельность.

1. „Не было гвоздя - подкова пропала. Подкова пропала - лошадь захромала - командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя". (С. Маршак)

2. В рассказе Конан Дойла „Берилловая диадема" банкир Александр Холдер, в доме которого произошла кража драгоценности - берилловой диадемы, - обратился к помощи Шерлока Холмса. Холдер был уверен, что в краже виновен его сын Артур, так как ночью, когда была совершена кража, в его руках он видел диадему, у которой не хватало одного из золотых углов с тремя бериллами. Однако Холмс установил, что к краже диадемы причастна племянница Холдера, которая передала диадему через окно своему любовнику.

Рассказывая Холдеру о результатах расследования, Холмс сказал, в частности, следующее:

„Мой старый принцип расследования состоит в том, чтобы исключить все явно невозможные предположения. Тогда то, что остаётся, является истиной, какой бы неправдоподобной Она ни казалась.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.