рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии

движения, 4) отвечает на вопрос, как происходит развитие, как изучить

объект с разных сторон, учесть диалектику.

VI. Считается главным законом диалектики, т. к.:

1) Единство и борьба противоположностей определяет качественную

характеристику предметов и явлений.

2) Он выступает конечной причиной их возникновения и развития.

3) Выявляет источник развития.

Закон называется так, всецело включая в себя теоретические противоречия,

которые борются. Сначала противоречивые стороны существуют вместе, а затем

борются. Борьба одного начала с другим—источник следующего этапа развития.

Происхождение и сущность сознания.

I. Проблема познания сознания.

II. Естественно-биологические предпосылки возникновения сознания.

III. Социально-исторические источники сознания.

IV. Сущность сознания.

V. Сознание и кибернетика.

I. Проблема малодоказательна и вариантов возникновения много:

религиозные, естественнонаучные, по Фрейду, философские. Половина

учёных мира исповедуют естественнонаучную теорию,

другая—теологическую.

Теологическая: сознание—божественная искра, которая внедряется в момент

рождения. ”Это то, что мы не знаем и никогда не узнаем”. Философы

предложили происхождение слова сознание, т. е. совместное знание. Люди

привыкли информацию получать с помощью ощущений. Сознание—идеально, его

нельзя воспринимать чувствительно. Существует два способа изучения

сознания: 1) Опосредованно, т. е. через предметную деятельность и поведение

человека. 2) Т. к. человек происходит из природы, то, изучая эту природу,

можно узнать предпосылки возникновения сознания.

Сознание изучают все те науки, которые изучают природу. Естествознание—не

столько наука о природе, сколько о человеке и его деятельности. Оно

раскрывает всю историю возникновения сознания. Физиология головного мозга

раскрывает механизмы, лежащие в основе мышления. Психология раскрывает

сознание посредством поведения человека в окружающей среде. Кибернетика

позволяет исследовать сознание через моделирование психических процессов.

Логика исследует законы развития мышления. Философия:

1) Раскрывает методологию науки о сознании.

2) Объединяя данные всех наук о сознании, она раскрывает сущность сознания,

его отличие от психической жизни животных.

3) Философия является наукой о сознании и потому, что специально занимается

теоретико-познавательными, т. е. гносеологическими проблемами.

История проблемы сознания. Религия ставит вопрос о сознании в виде

представлений о душе. Душа—первая гипотеза о происхождении сознания, т. к.

в религии ставится вопрос об отношениях души и тела. О Боге говорить без

человека не имеет смысла. Философы античности сравнивали сознание с воском,

на котором оставляла следы природная действительность. Ими идея понималась

как важнейший вид объекта, который оставлял след на поле разума. Античные

философы говорили о душе как об источнике движения вещей. Христианство

свело сознание со своими переживаниями, с общением человека и Бога через

молитвы. Душа была самостоятельной при исповеди, и совершался самоанализ

души, т. е. это было знание о собственном состоянии духовного опыта ибо

мысль о Боге придавала особую святость человеку, его ”я” которую ощущал

верующий. Верующий знал, с кем имеет дело, и таким образом появлялось

содержание сознания, т. е. оно становилось духовным переживанием, духовным

явлением. Гегель—дух представлял объективно существующим и над

индивидуальным. Дарвин объяснял сознание через эволюцию природы, т. е.

происхождение человека из мира животных. Декарт: я мыслю=>существует

Бог—гарант того, что человек мыслит. Кант: сознание человека связывал с его

априорными знаниями (доопытными). Фрейд говорил о сознательном и

подсознательном (бессознательном). Сознательное засоряет

бессознательное—совокупность психических явлений, лежащих вне человеческого

разума и не поддающихся контролю. Фрейд считал, что психика человека имеет

три сферы: оно, я и сверхъя. Оно—слой бессознательных влечений и

наслаждений. Я—сфера сознательного или посредник между сознательным и

внешним миром. Сверхъя—внутренние установки совести, обусловленные моралью

общества. Фрейд не учитывает общественную сторону в развитии сознания.

В основе сознания лежат два свойства мозга: отражение и память.

Древнегреческий анатом Алкмеон впервые выдвинул идею о мозге как о главном

органе психики. Идею рефлекса развили в учении об условных и безусловных

рефлексах (Декарт). Мозг способен получать, хранить и перерабатывать

различную информацию и на её основе составлять план действий.

Мозг—высокоорганизованная материя, способная к ощущению=>можно

предположить, что вся материя и её низшие структуры обладают таким

свойством, т. е. свойством отражения. Эта теория доказала, что

отражение—всеобщее свойство материи. Различные виды материи обладают

различными свойствами отражения, т. е. познание истории развития

отражения—познание происхождения сознания. В природе и в обществе отражение

идёт по восходящей линии. Раздражимость, чувствительность, ощущение и

восприятие, представление, понятие, рассуждение и умозаключение. Кроме

того, есть узловые ступени развития отражения:

1) Переход от неживой к органической, т. е. живой материи.

2) От биологической к психической деятельности организма.

3) От психической к сознательной.

ЦНС функционирует в виде рефлексов, т. е. идея безусловного и условного

рефлексов—ступень в развитии механизма памяти, т. е. рефлекс, позволяет

организму ориентироваться в повторяющейся обстановке. На основе этого

возникла возможность опережающего отражения. Возникновение условных

рефлексов привело к психической форме отражения. Особенности:

1) Переход к сложному избирательному поведению.

2) Изменение памяти—она приобретает образный и эмоциональный характер.

3) Возникает чувствительное переживание, возможные реакции.

Мозг после рождения и до двух лет увеличивается в шесть раз (2900-650

грамм). Затем сильно развивается память. Мозг превратился в сложный

биологический орган или компьютер. Американский учёный Тригер доказал, что

глаз тоже участвует в переработке информации.

III. Вопрос о причине возникновения сознания рассматривался Дарвиным.

Энгельс—труд и членораздельная речь способствовали возникновению сознания.

Социальное надстраивалось над биологическим. Всемирная история—порождение

человека человеческим трудом. Первобытный человек не отличался сознательным

мышлением (инстинктивный—по деятельности человек, а по психике животное).

Труд—условие возникновения сознания. Труд и орудийная деятельность

порождала в человеке целепорождающее начало. Труд порождал потребность

общения,—первобытное стада превратилось в первобытнообщинное общество, т.

е. общество—обобществившееся в труде человечество. Появился социальный

механизм, который надстраивался над биологическим механизмом. Отражение

связывало людей, затем появилось отношение, ум, начало, управление и

память, которая развивалась в виде механизма традиций, моральные нормы

поведения, письменность и т. д.

I. Проблема познаваемости мира.

II. Понятие субъективного и объективного познания.

III. Соотношение чувственного и рационального в познании.

IV. Роль практики в процессе познания.

V. Философское учение об истине.

I. Проблема познаваемости мира—суть основного вопроса философии.

Философские школы, которые отрицают познаваемость мира, относятся к

агностицизму:

1) Античный агностицизм—Протогор и другие. Суть—каждое знание есть лишь

мнение=>ничего нет истинного. Истина не тождественна объекту, был отрыв

мира от вещей, а мысли от ощущений.

2) Английский философ Юм—все знания из опыта, а в опыте мы имеем дело с

ощущениями, но не можем выйти за их пределы=>мы познаём свои собственные

ощущения. Ощущения связывают объект с субъектом.

3) Немецкий философ Кант—противоречива. Кант в теории познания шёл не от

объекта к субъекту, а наоборот. В ограниченности человеческого познания

он видел нравственный смысл, иначе не было бы риска при выполнении

нравственного долга. Вещь непознаваема, т. к. явления не дают нам

положительных знаний, они хаотичны, как Броуновское движение. Кантовский

субъект как представитель человечества оперировал априориями (?). Ум

человека читает в природе то, что сам же ей приписывает. Сущность вещи не

познаваема, Кант разрывает сущность и явление. Законы не объективны, а

есть только связь с человеческим сознанием.

4) Теория иероглифов Гельмгольца—исходил из Мюллеровского закона

специфической энергии чувств: источником ощущений является чувственный

нерв, а не материя. Любому нерву свойственен специфический вид ощущений=>

различные объекты вызывают одни и те же ощущения=>ощущение—не образ и не

копия предмета, а символ, знак. Символизм (по учебнику).

Ошибки агностицизма:

1) Познание не имеет границ, а возможности любого поколения ограничены, и

познание остаётся не завершённым.

2) В познание включается относительность истины, т. е. знание содержит и

незнание.

3) Новое знание возникает путём отрицания старого (возникает сомнение по

отношению к старому знанию).

4) Агностики не понимают роли практики в познании, ощущений и не

осмысливают диалектику сущности и явления.

Вывод:

1) Существуют вещи независимо от наших ощущений, вне нас.

2) Никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет.

3) В теории познания следует рассуждать диалектически, т. е. не

предполагать знание как неизменное и готовое, а как оно становится полным

и истинным.

II. Что, кто и для чего познаётся?

Здесь работают эти категории: субъектно-объектные отношения.

..............

В материализме берётся за основу действий человек, который связан с

объектом, а потом происходит осмысление предметной деятельности человека.

Во взаимной связи человека и природы берёт чисто отражательную сторону.

Материализм берёт за критерий истины практику и исследует её, а в идеализме

это начало не исследуется. Т. е. познание—созерцательное отражение. У

Фейербаха—человек как бы эхо природы. У материалистов человек—действующее

существо=>субъектом познания является действующий человек и всё

человечество. Объектом познания является та часть природы, на которую

направлена человеческая деятельность. Объект познания может выступать как

результат человеческого труда, это не весь мир Вселенной, а только малая

его часть, но сфера деятельности человека расширяется, т. е. расширяется

объект познания.

III. Познание выступает как деятельное начало, особый вид деятельности.

В проблеме однозначного толкования не было. В истории философии отмечаются

такие учения как:

a) Сенсуализм—абсолютизировал роль чувственного начала в познании (Локк).

b) Рационализм—абсолютизировал в познании только разум, логическое

познание.

Диалектика чувственного познания формулируется немецкими философами

(Кантом, Гегелем), а завершается в марксизме. Чувственное познание—процесс

образования психологических образов с помощью чувств:

1. Ощущение— чувственный образ отдельного свойства вещей или начальная

ступень познания.

2. Восприятие— чувственный образ вещи в совокупности всех его сторон.

3. Представление— чувственный образ, запечатлённый в памяти, переход к

абстрактному мышлению.

Выделяют пять органов чувств, которые отражают не все сигналы окружающей

среды, а лишь только те, которые необходимы человеку.

Рациональное познание—психологические образы, создаваемые с помощью

абстрагирования, обобщения и идеализации в виде понятий, суждений и

умозаключений. Здесь появляется способность мысли отвлекаться и

сосредотачиваться на главном. Характерные особенности:

1. Основано на чувственном отражении (это развёртывание чувственного образа

в истину).

2. Логическое познание, оно устанавливает связь между словами.

3. Здесь отражение осуществляется без бытия вещей, т. е. мысленно.

4. В рациональном познании раскрывается творческая природа мысли и

создаётся духовная сфера общества.

5. Оно осуществляется в трёх формах: понятии, суждении и умозаключении.

Понятие—опорный пункт мышления, ступень в познании или абстрактный образ

вещей.

Суждение—система понятий и мыслить=>высказывать суждения.

Умозаключение—выведение одних суждений на основе других.

Рациональное познание делится на эмпирическое и теоретическое.

(по учебнику).

IV. Познание следует начинать с практики.

Познание и практику разделила классовая дифференциация общества.

Практика—чувственно-материальная деятельность:

1) Производственная—направлена на преобразование природы.

2) Социально-общественная—на обработку людей людьми.

3) Научно-экспериментальная—на творческую духовную деятельность.

Практика выступает основой познания.

a) Она предшествует познанию.

b) Создаёт материально-технические средства для общества.

c) Ставит задачи перед наукой и определяет её направление.

d) Даёт материал для обобщения.

e) Выступает для определённой цели (практика подчиняет сознание целям).

f) Выступает критерием истины.

6.04 99

Раздел3: Формирование обществознания.

Общество, его история как предмет философского анализа.

I. Методологические принципы изучения общества.

II. Материалистическое понимание общества.

III. Августиновская концепция развития общества.

IV. Гегелевская концепция развития истории.

I. Философия по отношению к обществу выполняет методологическую роль (в

решении глобальных проблем, исходных принципов развития истории).

Философия формирует цельное представление об обществе и историческом

процессе, изучает историю не отдельных государств, а в целом универсальную

историю всего человечества. Одни изучают историю по горизонтали (линейный

метод), т. е. в рамках философии истории. В этих рамках изучают в тесной

связи с природой. Другие—по вертикали, т. е. изучают её с точки зрения

структуры и связывают с социальной деятельностью сущности человека. Третьи

считают, что именно уровень развития личности, её образование,

мировоззрение, мораль влияют на развитие общества. Некоторые философы

считали, что научно-технический прогресс идёт сам по себе, ведёт к

появлению индустриального общества будущего. В обществе действует либо воля

личности, либо иная необходимость.

Волюнтаризм абсолютизировал волю отдельного человека и его влияние на

развитие общества.

Вульгарный экономизм признавал необходимость. Допускали роковые действия,

случаи. Новые философы переориентировались с теории индустриального

общества на теорию модернизации. Отказались от технологического и

производственного детерминизма и признают различные темпы и пути развития

общества.

Считают, что в 21 веке те страны, которые были в авангарде, останутся

таковыми, передовые страны способны обеспечить быстрый уровень развития.

Проявилась идея неоконсервизма, которая противостоят реформизму, отстаивает

теорию предков социальной политики.

II. Имела место материалистическая концепция (Маркс).

Главная идея— диалектики производительных сил и производственных отношений.

Человечество постоянно занимается развитием производительных сил. Развивая

производительные силы, вступают в противоречие со старыми производственными

отношениями. Способ производства формирует общественно-экономическую

формацию. Известны первобытнообщинная, рабовладельческая и т. д.

Социология была поставлена на научную основу. Любое общество изучалось

конкретно. Общество изучалось как целостный организм. История изучалась как

естественноисторический процесс. Отмечалась последовательность развития

общества, что позволило выделить законы развития общества, понять

направление исторического движения, отметить преемственность этих формаций.

Общественно-экономическая формация —социальный организм со своими законами,

способами производства, базисом и надстройкой. Базис—совокупность

производственных отношений, вся экономическая структура общества.

Надстройка включает идеи, идеологические организации, все формы

общественного сознания. Базис носит исторический характер, который

измеряется уровнем развития производительных сил. Надстройка может

действовать и против базиса, разрабатывать новые модели базиса,

государства, системы.

На Западе вводились новые понятия общества: постиндустриальное,

посткапиталистическое, постбуржуазное, постцивилизационное,

технократическое, многомерное, традиционное, переходное, стадия подъёма,

стадия потребления и т. д.

III. Августиновская концепция рассматривает историю как целенаправленный

процесс спасения человечества и единение его с Богом.

Эта концепция существовала с 4 века н. э. и до 18 столетия. О Боге судить

без человека невозможно, а судить об истории невозможно без знания о том,

что стоит человек у Бога.

IV. Гегель впервые философию истории с поиском её законов, направленностью

и предвидением будущего.

Доказывал, что отдельный человек действует сознательно. Желания и воля

одного человека наталкиваются на желания и волю другого человека в

обществе, складывается закономерность. Развитие общества стали

рассматривать как закономерное. Гегель рассматривал человека в тесной связи

с социокультурной средой. Гегель ищет новую субстанцию в истории, отмечает

перспективность развития истории, различные традиции, подчёркивает

различный уровень культуры.

Тойнби обосновывал мировоззренческую направленность истории. Считал, что в

истории доминирует вселенский разум (божественный закон-голос); отсюда

сущность исторического процесса. Подчёркивал, что история не подчиняется не

человеческому произволу, но имеет человеческое лицо. Доказывает

невозможность единой цивилизации в мире.

Ясперс утверждал, что человечество имеет единое происхождение и единый путь

развития. Возвращается к линейной схеме истории, где кульминационным

пунктом исторического процесса является пришествие Иисуса Христа. Для

Ясперса вера является основным смыслом истории. Убеждён, что человечество

обречено на общность судьбы и единую веру. Рассматривает человека со

стороны, история получается как механическое проявление общественной жизни.

Историю невозможно понять без анализа социальной деятельности.

Общество 4 подхода:

1) Общество как определённое единство человеческих отношений.

2) Как этап человеческой истории.

3) Как индивидуально-национальная форма определённого этапа.

4) Как определённое сообщество (некая неформальная организация людей).

Все эти концепции об обществе можно разделить на две группы:

1) Общество предстаёт как органическое целое, определяющее все элементы и

действия своего содержания.

Основные сферы, составляющие структуру общества:

a) Материальная производственная сфера, осуществляет функции

воспроизводства материальных отношений, материальных благ и самого

человека.

b) Социальная сфера выполняет функции реализации социального статуса

субъекта и общества, формирует образ жизни.

c) Политическая сфера выполняет функции социально-властного управления и

воспроизводства политических отношений.

d) Духовная сфера—функции воспроизводства общественного и индивидуального

сознания и духовных ценностей.

Каждому обществу свойственны свои политическая система—характер

политической организации общества, государственной жизни... Субординация

кланов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.