рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии

природы строится на актах самодеятельного ”я”, но только в формах

созерцания. Субъективное ”я” не означает как личностно-индивидуальное, а

божественное, таинственное. Абсолютное я и не я —противоположности, которые

то взаимно уничтожают друг друга, то совпадают.

VII. Шеллинг—1775-1854.

Представитель объективного идеализма и задача его философии в изучении

природы. Шеллинг пытался изучить природу с точки зрения развития от

простого к сложному. У него природа—не просто объект, а носитель

бессознательной жизни разума. У него природа развивается от неорганического

мира к органическому. Ставит задачу познания натурфилософии. Он опирается

на диалектический опыт познания и разрабатывает диалектическую картину

мира. Он подчёркивает целесообразность в основе жизни. По мнению Шеллинга,

мировая душа обеспечивает единство природы и её целесообразность в

развитии. В природе происходит борьба противоположных сил.

I. Георг Гегель.

1) Абсолютная идея, её сущность и этапы развития.

2) Идеалистическая диалектика Гегеля.

3) Система Гегеля.

II. Людвиг Фейербах.

1) Антропоцентрический материализм Фейербаха.

2) Религиозные и общественные идеи Фейербаха.

I. Представитель объективного идеализма.

Считал источником всей действительности абсолютную идею, которой

представлял свой источник развития—настоящую действительность. Абсолютная

идея представляет субстанцию мира (универсум), существует вечно, содержит в

себе в сжатом виде все возможные определения духовных, общественных

явлений. Она же есть и разумное мышление. Она же—истина, суть всего. Гегель

ставит задачу —рассмотреть, как из единого появляется множество. Реальный

мир и чувства есть отражение. Абсолютная идея—субъективное и объективное

начала. Абсолютная идея проходит ... в виде движения от абстрактных (общих

определений0 к определениям, обогащенных конкретным содержанием. Три её

ступени:

1) Абсолютная идея порождает и накапливает своё богатство (научно-

теоретическое осознание абсолютной идеи).

2) Идея происходит в свою противоположность, обнаруживает себя в природе

(как и небытие).

3) Развитие идеи завершается почти совпадением мирового разума.

Последняя ступень показана в философии духа. Задачи философии по

Гегелю—расширить исторический путь абсолютной идеи. Его философская

система—система объективного диалектического идеализма (в целом система

метафизична). Гегель стремится показать свою философию в форме

взаимосвязанных идей. О чём бы Гегель ни рассуждал, он всюду видит идеи.

Эти идеи—суть вещей, в том числе и понятия. Идеи Гегеля изменчивы.

Происходит диалектическое отрицание понятий (тезис переходит в антитезис).

Все идеи Гегеля—стихийны. Его идеи существуют на трёх уровнях: идеи сами по

себе, идеи в природе, идеи в духе. Всю тотальность идей Гегель называет

абсолютной идеей—саморазвивающейся. Учение о бытии начинается с

рассмотрения чистого бытия. Затем триада бытия—качество, количество, мера.

Качество и количество хранит нечто, а ничто уже перестало существовать.

Единство, качество и количество образуют меру. Переход от одной меры к

другой есть скачок.

В учении о сущности Гегель выделяет определяющее главное нечто, а это уже

сущность, которая определяет явление. Сущность, в силу своей внутренней

противоречивости сама себя отталкивает и переходит в явление, т. е.

существование. Источником этого существования является её противоречивость,

т. е. наличие в ней противоположности идей.

Учение о понятии—раздел науки. Здесь речь идёт не только о субъективных

понятиях. Все дальнейшие развития приводят к тождеству субъекта и объекта.

Объект проходит три ступени развития: механизм, кенизм и теологизм. Понятие

есть внутренняя цель развития объекта по идее. Оно же есть доля единства.

В своей философии природы Гегель пишет, что абсолютная идея решается из

самой себя свободно отпустить одно понятие природы. Философия Гегеля

старается показать, что природа и есть становление духа. Именно здесь

Гегель приходит к метафизическому постулату о неизменности мира. Движение

идеальной природы идёт от абстрактных понятий к конкретным. Гегелю

принадлежит идея о единстве пространства-времени и материи.

Учение об обществе. Здесь дух стремится найти себе полное воплощение. В

учении об объективном духе Гегель рассматривает цели духа в обществе.

Объективный дух в своём развитии проходит три ступени: абстрактное право,

мораль, нравственность (семья, гражданское общество, государство).

Объективный ум поднимается на уровень мировой истории. Мораль—глубокое

убеждение человека. Насилие в области морали недопустимо.

Нравственность—высшая ступень развития объективного духа. Нравственность

проводится в семье, как природное единство. А образование множества семей

ведёт к образованию общества. Их высшее единство—государство.

Религия—вторая ступень воплощения абсолютного духа.

II. 1804-1872.

Представитель антропологического материализма. Возражения Фейербаха против

Гегеля основательны, философия ничего не достигнет, если будет изучать свои

собственные стили. Лишь изучая природу, философ приобретает знание. Для

философии единственный путь—возврат к природе. Он утверждал, что сознание

есть порождение материи. Бог —отражение сущности человека. По Фейербаху

человек—не творение Бога, а часть природы (продукт природы). Душа не может

быть отделена от тела человека. Первый объект, который видит человек—это

другой человек, и только любовь к другому человеку и есть путь познания

объективности, т. е. существования. Любовь к другому человеку должна стать

на место любви к Богу. Фейербах тип государства связывает с религией.

Формирование и развитие философии марксизма.

I. Исторические условия развития марксизма.

II. Естественнонаучные и теоретические источники.

III. К. Маркс и Ф. Энгельс в контексте мировой философской культуры.

IV. Развитие философии марксизма Лениным.

I. Возник в 40-е годы 19 века.

В наиболее развитых странах Западной Европы победил капитализм. Резко

обострились противоречия между производительными силами и

производственными отношениями. Рабочие стали выступать против

господствующих классов.

30-50-е годы—чартизм: боролись за всеобщее избирательное право, тайное

голосование, отмену цензуры для кандидатов в парламент и за участие в нём

рабочих. 1840—создана рабочая ассоциация, которая имела ряд отделений и

возглавлялась комитетом. Самая революционная часть создала товарищество

братских демократов, которые имели связь с Марксом и Энгельсом.

30-е годы—волнения во Франции.

1831—установление рабочей власти в Лионе.

1844—восстания в Германии (бедственное положение рабочих—из 35000 5000

умирает).

40-е годы 19 века—центр движения переместился в Германию, пролетариат стал

организованным.

1834—германские политические эмигранты основали в Париже ”Союз

отверженных”.

1836—от него отделилась социалистическая группа ”Союз справедливых”.

1847—он был преобразован в ”Союз коммунистов” (первая коммунистическая

организация).

Выводы:

1. В силу конкретных исторических условий марксизм возник в Германии.

2. Марксизм имел интернациональный характер.

3. Марксизм отразил социально-экономические процессы, которые совершались и

в других странах.

4. Марксизм, таким образом, выступал теоретическим обобщением

освободительного движения рабочих.

II. Источники:

1) Английская буржуазная политэкономия.

2) Французский утопический социализм.

3) Немецкая философия конца 19 столетия.

1) Была разработана теория трудовой стоимости. Труд—отец богатства,

земля—его мать. Капитализм имеет переходный характер.

2) Разработан французскими теоретиками, страстно пропагандировавшими

равенство.

Говорили о глубокой социальной противоречивости того общества. Теоретики не

смогли объяснить переходный характер капитализма 9они не верили в

историческую миссию пролетариата, выступали против самостоятельного

движения рабочих, отказались от социалистической революции,

пропагандировали союз).

начало 19 века—классовый антагонизм ещё не обострился.

середина 19 века—ситуация изменилась (рабочие—сила).

Создана новая теория научного социализма, создан путь освобождения от

эксплуатации.

Маркс и Энгельс критически использовали немецкую классическую философию,

материализм Фейербаха и диалектику Гегеля.

Учение о материи и её самодвижении, Взгляд на познание и философию бытия.

Недостатки—ограниченность материализма. В целом не понята всеобщность

развития.

Открытия: закон сохранения энергии, клеточная теория, учение Дарвина.

III. Новая философия возникла в новых исторических условиях, отразивших все

виды жизни общества.

В философии марксизма было показано, что не общественная жизнь связана с

деятельностью человека. Общество—это обработка людей людьми. Общество

развивается по законам, носителем которых является человек. Человек, прежде

чем начать деятельность, должен поставить цель. Закономерное развитие

общества и исключает сознание в человеке. Каждый отдельный человек

действует сознательно. В природе законы проявляются стихийно, а в обществе

через сознательную деятельность человека. Человеческая деятельность

направляется человеческими потребностями. Бытие определяет сознание.

Человек есть совокупность всех общественных отношений. Общество есть

непосредственная колыбель человека, мир человека, а исторический

процесс—становление человека. В марксизме новым его содержанием был

гуманизм, т. к. человек рассматривается как высшая цель общества. В

марксизме центральной идеей было обеспечение свободного всестороннего

развития человека. Особое внимание уделялось практике, практика—есть

критерий истины, истина—основа познания, цель познания. Центральное место в

марксизме занимает проблема познания и преобразования мира. Важной заслугой

является развитие диалектики, соединение её с материализмом. Диалектика

обуславливает творческую деятельность человека в обществе.

Русская философия.

I. Особенности развития истории русской философии.

II. Русская средневековая философия.

III. Флореонтийство и западничество.

IV. Философские взгляды Ломоносова, Радищева, Достоевского и т. д.

V. Философия Плеханова.

VI. Философия всеединства В. Соловьёва.

VII. Зарубежная русская философия.

VIII. Проблемы возрождения русской философской мысли.

Фролов с. 192-208 ”Введение в философию”.

Скиркин ”Основы философии”.

I. Особенности: сложный путь развития.

Её главные этапы развития совпадали с этапами развития России. Философия

отражала общественно-экономические отношения в России, формы сознания и т.

д. Философия России тесно связана с мировой цивилизацией и религией.

Ранний феодализм—философия не отмежевана от других областей знания. Начала

она развиваться на почве языческого мировоззрения, т. е. древнеславянской

религии и мифологии. Пропагандировалась элементная система природы,

различные трактовки взаимоотношений души и тела, научные представления.

Перед мыслителями встают собственные идеологические проблемы познания.

Попытки истолковать священные тексты и элементы теологического

рационализма. В ”Повести временных лет” излагаются мысли об исторической

роли славянства, проблемы русской истории как части мировой. Обоснование

идеи единства русского народа, общности происхождения славян,

рассматривается философия истории христианства. Во многих произведениях

утверждаются идеи смирения, воздержания и т. д. В ”Слове о полку Игореве”

воспеваются черты характера русского народа, призыв русским князьям к

единению, общности, единству. В этот период звучат идеи о единстве народов

страны и о необходимости сильного центрального государства.

В христианской идеологии выдвигается учение о Москве как третьем Риме,

которой стоять вечно. Грозный обосновывает необходимость неограниченного

самодержавия, о предназначении Святой Руси, споры между светской и духовной

властью.

II. Иногда её называют допетровской,

Особенности:

1) Восприняла ряд элементов славянского языческого мировоззрения.

2) После введения христианства она вбирает в себя византийское философское

наследие и богословскую мысль.

От Византии Русь получила немало имён, образов, понятий, но в христианском

виде. О древнерусской философии 11-14 века можно говорить как о сложившейся

философской мысли, которая в 15-16 веке переживёт расцвет, а в 17-19—смена

её новым европейским мышлением. Отечественная философия следовала традициям

учителей—Кирилла, Мефодия и т. д. Допетровской философии характерно

тяготение к живому, образному слову, пламенная публицистичность, интерес к

нравственной проблематике, союз с искусством и литературой. Эта философия

выражает концепцию мироздания с помощью икон, образов бытия, умозрения в

красках. Произведения зодчества как образ мироздания. Иконостас отражает

историю человечества. Преобладала художественная тенденция над

рациональной. Характерной чертой была её историческая глубина, стремление

писать историю народа в истории человечества. Рассматривалась роль личности

в истории. Мысль раскрывалась через борьбу двух начал: Бога и дьявола,

добра и зла; о равноправии народов; о совпадении духовной и светской

власти. В литературе подчёркивается, что правители должны прислушиваться к

советам мудрых людей. Обращение к правде, целомудрию, кротости. Полемика об

устройстве общества, традиции, влиянии иноземного наследства.

Гносеологические идеи на Руси—два метода познания: внешний и внутренний,

путём божественного познания природы; познание неотделимо от нравственного

начала и т. д. Кроме этизации познания происходит процесс эстетизации.

Большую роль в познании играл эмоциональный элемент. ”Любовь очищает

сердце, а сердце просветляет разум”. Логика представлена переводными

изданиями.

III. Славянофильство и западничество.

Славянофилы (славянолюбы)—40-50 годы 19 века. Они обосновывали самобытность

развития России, её истории, традиции. Теоретики: Чижов, Беляев, Аксаков.

Суть: самобытность России состоит в том, что здесь нет классовой борьбы, а

есть поземельная община, артели и единственно истинное христианство. Эти же

традиции усматривались даже в русских славянах. Выступали против усвоения,

навязывания России форм западной жизни, но необходимо развитие торговли,

промышленности с Западом. Выступали за отмену крепостного права сверху за

выкуп. Многие (Самарин, Кошелев) были активными деятелями проведения

земельной реформы 1861 года.

Со времён Петра Первого государство стало над народом, односторонне и

внешне усвоив западную культуру, оно оторвалось от жизни. Философское

мировоззрение славянофилов весьма рационалистично, патриотично.

Западничество—появилось в результате споров 40-50—каким путём идти России,

как её развивать. Они считали, что Россия и Западная Европа развиваются по

одному пути, в России должен утвердиться парламентарно-буржуазный строй,

подчёркивали, что Россия должна избежать революционных переворотов.

Западничество было буржуазно-либеральным течением, выражавшим интересы

буржуазии и помещиков. Западники критиковали крепостничество, за свободу

слова, конституцию, обращались к различным сторонам западной жизни.

Государство отражает интересы различных классов. По-разному относились к

атеизму. Умеренные западники мечтали о правовом буржуазном государстве.

Будущее—государство, обладающее высоким международным авторитетом.

IV. Радищев—просветитель-гуманист.

Дал импульс, что теперь называется проблематикой русской философии.

Страстно призывал к революционному просветительству народа и в общем виде

сформулировал идею крестьянской революции, писал о противоречивой связи

свободы и тирании в истории. Он открыл новую главу в обществе и наметил

пути решения онтологической, гносеологической и социально-философской

проблем.

Чаадаев—философ-дуалист: против крепостничества, Все проблемы человека он

связывал с просвещением и в развитии религии самосознания, глубоко верил в

прогрессивное развитие России и государства в целом. Идеи Чаадаева о

специфике русской истории, о роли русского народа повлияли на Герцена,

Бакунина, Чернышевского. Главная задача—примирить науку и религию и на этой

базе сформулировать новую философию.

Л. Н. Толстой—учитель нравственности проповедник всеобщей любви народов;

нравственность связана с идеей прогресса, признавал этико-религиозное

совершенствование человека, отказ от борьбы.

I. Философская антропология.

II. Позитивная философия.

III. Критический рационализм Хоппера.

IV. Философия экзистенциализма.

V. Прагматизм.

VI. Фрейдизм или теория и метод психоанализа.

VII. Франкфуртская философская школа.

VIII. Персонализм, геотомизм, герминектика.

Скиркин ”Основы философии” с.81-92

Фролов ч.1 с.282-365

Волчек ”Философия” 1995 с. 57-67

Особенности западной философии:

1) В чем назначение философии?

2) Охарактеризовать мир и место в нём человека.

3) Рассмотреть многообразие и единство культур.

4) Охарактеризовать сущность человека, его призвание.

5) Ставит вопросы выживания человечества. (новые проблемы мышления)

I. Разрабатывает проблемы о человеке, его природе, жизни. Появилась—20-30

20 века.

Представители: Шиллер, Ландман.

Эта философия претендует на единственную теорию о человеке. Использует

антропоцентрический метод, согласно которому доказывают, что сущность

человека заключена в неизменной его природе (агрессивная порода—”обезьяна-

убийца”). После ВОВ было 268 конфликтов. Рассматривали низменность

человека. Агрессивность трактуется как инстинкт. Агрессивность человека

вечна!!! Возрождение идеи сверхчеловека (человек пытается стать выше самого

себя).

Определение сущности человека из его биологической неполноценности.

Обосновывают невиновность тех вождей, которые начинают войны. Делают акцент

на характере субъективных качеств человека. Рассматривает проблему в

историческом плане, человека в социальных условиях. Проблемы о судьбах

человечества. Рассматривают человека с точки зрения кризиса личностных

качеств человека, его культуры.

II. 20-е 19 века—Компт, Спенсер.

Она далее прошла через империокритицизм, кембриджскую и оксфордскую школы,

стал логическим позитивизмом, семантический, лингвистический, аналитическая

философия, а сейчас постпозитиизм наших дней. Эта философия прошла путь от

обоснований научного знания до анализа языка, высказываний человека, из

которых выводится сущность мира. Характерен мировоззренческий скептицизм,

устраняющий из философии все её основные проблемы. Цель—оставить только

анализ языка с помощью принципа верификации (проверки), предлагали

проанализировать все философские термины, сопоставить основные философские

понятия с миром в целом. Задача философии состоит в прояснении

высказываний. Сущность философии в объяснении деятельности человека в

языковом мире. Все высказывания разделяются на истинные и бессмысленные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.