рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии

Средние века: Прогрессивное расширение границ культуры Европы, шёл процесс

образования нации, развития техники, естествознания.

Но мировоззрение было теологическим. Тело человека не должно вечно знать

никаких радостей. Церковь боролась с ересями. Особо церковь следила за

учёными, философами. В её лицах юриспруденция, политика и вся духовная

жизнь. В средние века переводились произведения Платона и Аристотеля.

Философия могла существовать только как богословская мысль. Борьба между

материализмом и идеализмом перешла в спор между поменализмом и реализмом.

Эти учения расценивались как определённые догматы церкви.

Поменализм: если мир вещей признаётся за реально существующий, то

материализм против церкви, он подрывает религиозные взгляды на мир. Если

существует общее, то конкретно отдельное. У поменалистов общее есть, а

отдельных компонентов нет. Из этих учений вытекает пантеизм—опасность для

церкви, т. к. не признает бога, управляющего всем. Церковь не соглашалась с

объективным существованием вещей.

II. (см. выше)

III. Шотландский философ Гротен.

Он был умеренным материалистом и поменалистом. В своих трудах он доказывал

верховную роль божества. Он считал, что вера и разум совместимы. Стремился

утвердить авторитет церкви и религии, пытаясь обосновать религию разумом и

диалектикой. В ходе познания диалектических исследований человеку

раскрывается смысл существования Бога. Мировое развитие складывается из

меняющихся ступеней:

1) Природа творящая и не творимая—основа мирового процесса.

2) Природа выступает как творящая и творимое.

3) Природа выступает как не творящая, но творимое, это мир конкретных

вещей, чувственных объектов, среди которых и сам человек.

4) Природа выступает как не творящая и не творимое—тот же бог, но как цель

мирового процесса.

Сам мировой процесс есть последовательность нахождения бога (верховного и

всеобщего бытия) через сына до множественности, раздробленности вещей

природы и возвращение всего множественного и раздробленного к единому и

неделимому отцу через сына. Вещи объединяются идеями, идеи объединяются в

боге и всё становится в боге. Он говорит, что человек в своей жизни

представляет собой особый мирок, в котором воспроизводятся основные

сущности развития природы. Т. к. вещи из общего, и общее содержит их в

себе, то общее как сущность вещей.

Аксель Пентельверийский —сторонник веры. Вера—основа всего знания. Без веры

нет знания. Но это не означает, что для разума нет места. Цель

разума—раскрыть полное содержание предмета веры.

Особую известность он получил за концепцию онтологического существования

Бога:

” Человек мыслит Бога как высшее благо, выше которого никакого иного блага

нельзя мыслить, а раз человек понимает мысль о Боге как о высшем благе, то

хотя бы человек и отрицает бытие Бога, то Бог должен существовать”.

Благо, существующее только в понятии, меньше блага, существующего и в

понятии, и в реальности. Поэтому понятие о благе, не существующем в

реальности, и есть понятие о высшем благе.

Отсюда Аксель выводит, что благо, соответствующее понятию о Боге, не может

существовать только в мысли, должно существовать и в не мысли, т. е. в

реальности. Аксель представлял неоплатонизм.

IV. Фома Аквинский (философ-идеалист).

Его работа—официальная энциклопедия средневековой философии. Он занимался

вопросами права, морали, государственного устройства и вопросами экономики.

Учение Фомы—единственно истинная философия. Его философия—грандиозная

попытка приспособить Аристотеля к учению католической церкви. Фома пытался

обосновать христианскую веру. Он разграничивал области философии и

теологии. Предметом философии он считал истины разума, а теологии—истины

откровения. Т. к. конечным объектом истины является Бог, то не может быть

противодействия между откровением и действующим разумом. Однако не все

истины откровения доступны рациональному доказательству. Богословские

истины сверхразумны, но не противоразумны. Философия находится в услужении

богословия. Религиозная истина не может быть доказана со стороны философии.

Природа—доля к небесному царству. В природе всё обусловлено божественной

премудростью.

Верховная цель—Бог. От субстанциональной формы отличны другие. Бог есть

чистая, лишённая материи форма, конечная причина мира, но мир не вечен.

Душа—субстанциональная форма, она превращает первичную материю в

человеческое тело. Интеллект не отделим от души. Душа бессмертна. Конечная

цель человека—блаженство (в познании Бога). Блаженство достижимо только в

загробном мире.

В вопросе о природе-универсалии Фома занял позицию умеренного реализма. Они

существуют как идеальные прообразы предметов в божественном разуме.

Универсалии находятся в вещах, ибо общее существует объективно лишь потому,

что оно присуще вещам.

Универсалии образов в человеческой голове и они возникают как понятия и

абстрагируются.

Фома отвергает онтологическое доказательство бытия Бога, оно может быть

доказано апосториорно.

V. Пять доказательств существования Бога:

1) Должен существовать первый двигатель (Бог).

2) Цепь причин не может быть бесконечной, должна быть первая причина—Бог.

3) Все вещи мира случайны, случайное зависит от необходимого, т. е. должно

существовать абсолютно необходимое существо—Бог.

4) Вещи обнаруживают разные степени совершенства, т. е. должно существовать

абсолютно совершенное существо—Бог.

5) Целесообразность природы не может быть объяснена естественными

причинами, необходимо принять внеприродный разум, который упорядочил

мир—Бог.

I. Ф. Бекон—разработка индуктивного метода.

II. Рене Декарт—очевидность как критерий истины.

III. Бенедикт Спиноза—о множественности и субстанции.

IV. Критика материализма.

V. Философско-теоретические идеи французских просветителей.

I. Буржуазная революция и развитие капиталистических отношений в Европе.

Середина 17 века—развиваются мануфактуры, которые способствуют развитию

производительных сил и нового сознания людей. Порождается целая эпоха

революций.

В средние века философия выступала в союзе с богословием, теперь с наукой.

Т. к. наука занимает ведущее место в мировоззрении, в философии на первый

план выступает теория познания.

1561-1626—Фрэнсис Бекон (материализм и наука).

Он упрекал идеалистов в том, что они смешали человеческое и божественное.

Он пытался освободить человеческое сознание от предрассудков, которые

мешают познанию истины. В основе всех вещей лежат простейшие природы,

которые в свою очередь лежат над законами. Как увеличить власть человека

над природой?

Наука—главная производительная сила. Его девиз—не ссылаться ни на какие

авторитеты. Созерцание природы выходило на второй план, поэтому нужна была

наука для развития производительных сил.

Отсюда его знаменитый лозунг—”Знание—сила”.

Он старается обратить науку даже к протестантизму. Наука—главная

производительная сила. Бекон вытолкнул разум человека в ремесло. Особой

ценностью становятся технические изобретения. В технике Англия шла вперёд,

отсюда и новая философия.

Он ввёл опытное индуктивное исследование, которое от изучения единичных

фактов вело к общим положениям.

Пять этапов исследования (таблицы):

1) Таблица присутствия встречающихся всех явлений.

2) Таблица отклонения тех или иных данных или признаков в предмете.

3) Таблица сравнения, сопоставления, увеличения или уменьшения данного

признака в предмете.

4) Таблица исключения отдельных случаев, которые нетипичны для предмета.

5) Таблица сбора плодов и формирования вывода.

Философ недооценил рационального начала в познании. Даже математику он не

мог применить к индуктивному методу. Далее Бекон помог найти многие

субъективные помехи в знании. Это идолы или призраки, присущие субъекту при

взаимодействии с объектом.

Идолы—предрасположения человеческого сознания:

1) Пещерные. (Связаны с психологическими особенностями людей—каждый человек

смотрит на мир из своей пещеры, что искажает истину.)

2) Театра. (Догматическая вера в авторитеты)

3) Площади. (самообщение людей прошлого поколения с новым—отсюда большие

заблуждения)

4) Рода (самые опасные, они находятся в чувствах человека и от них

освободиться очень трудно, человек пытается истолковывать природу по

аналогии с самим собой).

Вывод: схоласты видели истину в Боге и искали истину в книгах, пантеизм

эпохи Возрождения усматривал истину в Боге, но искал в мире, Бекон

утверждает истину в вещах и необходимость искать её в природе.

Теологическая непоследовательность Бекона.

Гоббс и Локк (самостоятельно).

II. Декарт говорил, что философия отличает нас от дикарей и народ тем

больше образован и развит, чем лучше он философствует.

1596-1650. Две позиции: материалистическая и идеалистическая.

1) Он впервые предложил материалистическую картину мира, ибо рассматривал

природу как состоящую из частиц, различных величиной, формой и движением.

Вселенная первоначально состояла из огне подобного, воздухо-подобного и

земле подобного элементов. Эти элементы—вихри. В ходе первого вихревого

движения возникли Солнце и звёзды, второго—небо, третьего—Земля и другие

планеты—наивное материалистическое понимание Вселенной. Декарт опирался на

механику, поэтому его материализм был материальным. Животные—простые

машины, а человек—более сложная. Вселенная—огромный механизм. В отличие от

Бекона Декарт обращался к разуму и самосознанию человека, т. е. требовал

положить в основу философского мышления принцип очевидности или, по-

другому, достоверности, требующего проверки каждого знания с помощью светы

разума. Отказался от всех суждений, принятых когда-либо человечеством.

”Традиционные формы знаний нужно сравнивать с достоверными истинами”. На

истину наталкивается скорее отдельный человек, чем целый народ. Этот

принцип—установка не на чужие мнения, а на создание собственных. Сомнение

должно снести здание традиций культуры и расчистить почву для культуры

рациональной. Его метод—средство познания мира с помощью разума.

Новизна Декарта: научное знание должно быть построено как единая система,

но до сих пор оно было собранием случайных истин. Основанием системы должны

стать достоверные, очевидные утверждения. Таким достоверным он считает своё

суждение—”мыслю—следовательно существую” и этот аргумент как бы говорит о

превосходстве умопостигаемого над чувственным.

Но это не принцип мышления, а субъективно пережитый процесс мышления, от

которого невозможно отделить мыслящего человека. Декарт и этот принцип

мышления не возводит в абсолют знания, а истинность мышления он связывает с

существованием Бога как гаранта, т. к. Бог—источник человеческого мышления,

а человек открыт для Бога. Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и

поддерживаются его могуществом. Получается, что природные процессы у

Декарта определяются железными пружинами, подобно действию механизмов с той

разницей, что механизмы человека тоньше и превосходны, но это также

механизмы.

Если мир—механизм, а наука в нём —механика, то познание—конструирование

определённого варианта машины мира с простейших начал в сознании человека.

Основные правила метода:

1) Начинать с простого и очевидного.

2) Путём дедукции получать более сложные высказывания.

3) Надо действовать так, чтобы не упустить ни одного звена, т. е. сохранить

непрерывность цепи умозаключений.

Выводы: Декарт применял метод постулирования отдельного субъекта; само

сомнение у Декарта есть не процесс мысли, а субъективно пережитый акт

мышления, который не отделим от мыслящего субъекта.

Абсолютно несомненно: мыслю следовательно существую. У Декарта мы находим

принцип методического сомнения, поиск рационального порядка во всём,

дуалистичность представления о мире.

III. Бенедикт Спиноза—родоначальник нового пантеизма.

Считал, что Бог присутствует в природе, растворившись в ней. Природа как бы

стоит выше Бога, и только природа существует в мире, который является

причиной самому себе. За это его отлучили от церкви и прокляли. Спиноза

утверждал, что мышление—коренное свойство материи. Короче говоря, Спиноза

как бы устраняет Бога и считает, что природа—вечная субстанция, которая

проявляется через свои модусы.

IV. Дж. Беркли 1685-1753—его философская система представляет субъективный

идеализм и направлена против материи.

Цель—опровергнуть материализм и дать обоснование религии. Человек имеет

дело лишь с отдельными вещами. Человек воспринимает мир как совокупность

ощущений. Если их отбросить, то с ними исчезнет и сам предмет.

Ощущение—превращает внешнюю энергию в акт сознания. Они выстраивают логику

субъекта. Беркли неверно трактует природу ощущений. У него ощущение—вещь.

Человек тоже комплекс ощущений.

У материалистов материя—философская категория для обозначения реальности

(ощущения вторичны, материя первична).

V. Рационализм эпохи просвещения во Франции.

Особенности эпохи: прежде всего просвещенных философов и философское

обоснование идеи Просвещения. Они утверждали, что основным инструментом

познания является разум, а ощущения и опыт—второстепенные факторы познания.

Для рационализма характерны подходы возвеличивания человеческого

достоинства и индивидуальности, вера в свои возможности. Рационализм

утверждает пессимизм в познании человечества и отказ от прогресса общества.

Эпохе просвещения соответствуют две формы познания:

1) Это период разложения феодализма и становления капитализма.

2) В центре философии становится активно действующий субъект, который

изменяет мир сообразно со своим разумом.

Разум становится источником всей деятельности человека. Рационализм

связывал и все совершенные формы человеческой жизни, мысли и будущего.

Единственный недостаток: разум—особая субстанция, не зависящая от человека.

Немецкая классическая философия.

I. Кант о проблемах научного познания.

II. Пространство и время как априорные формы чувственности.

III. Рассудок и разум и проблемы объективности познания.

IV. Явление и вещь в себе. Природа и свобода.

V. Социально-нравственные идеи Канта.

VI. Субъективный идеализм Витте.

VII. Натурфилософия Шеллинга.

I. Эммануил Кант—1724-1804.

Во всём видел гармонию. До 1770 года—докритический период. Затем

послекритический.

Разработал концепцию происхождения Солнечной системы из газовой туманности,

пробил брешь в метафизике. Попытался приложить принципы естествознания к

истории. Выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного

происхождения. Обосновал идею о естественном происхождении человеческих

рас, но запутал теорию познания. Критический период—обоснование системы

трансцендентального идеализма (потустороннего).

Здесь Кант проводит критический анализ всей философии, которая существовала

до его системы. Он противопоставляет свой анализ возможностей человека

догматическому подходу: все философы шли традиционным путём от объекта к

субъекту. Кант исследовал возможности субъекта, а затем корректировал

объект.

Кант говорит, что существовавшая до него философия концентрировала внимание

на природе и т. д. Кант рассматривает специфику субъекта, который

определяет объект. Кант сказал: ”Человек, ты многое знаешь, а многое не

знаешь, но действовать тебе придётся. Будь осторожен!”

Задача Канта: установить различие между субъективными и объективными

элементами знания, но установить эти различия в самом субъекте познания, т.

е. в человеке. Два уровня знания: эмпирический (опытный) и трансцендентный

(находится по ту сторону опыта).

К эмпирическому он относил индивидуальные психологические особенности

человека. К трансцендентным—надындивидуальные начала в человеке. Это

всеобщее определение человека как представителя человечества и Кант ставит

три проблемы в своей ”критике чистого разума”:

1) Как возможна математика?

2) Как возможна физика и естествознание?

3) как возможна метафизика или философия?

Кант критически относится к философии и даёт отрицательный ответ на вопрос

3).Достоверное по Канту—значит, объективное, отождествляется со всеобщим и

необходимым. Чтобы знание имело достоверный характер, оно должно обладать

чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания обуславливается

трансцендентными свойствами человека. По Канту субъекту присущи врождённые

формы подхода к действительности. Пространство и время—не формы бытия

вещей, а субъективные формы чувственности человека, присущие субъекту как

представителю человечества.

II.

Пространство—доопытная форма внешнего созерцания.

Время—врождённое чувство внутреннего созерцания.

Математика возможна как наука на основе пространства. Доопытные формы

создают предпосылки достоверности математического знания.

III.

По Канту рассудок—это мышление, оперирующее понятиями и категориями.

Рассудок выполняет функцию подведения материала под категорию. Можно

познать только то, что сами создали. Знание, основанное на категориях,

принимает объективный характер. У Канта логика понятий превращается в

логику вещей. Теория Канта: вещи существуют сами по себе, и они действуют

на органы чувств человека, однако эти ощущения упорядочиваются формами

чувственности, т. е. пространством и временем. Такая деятельность рассудка

с помощью этих категорий и придаёт восприятию всеобщий необходимый

характер, т. е. даёт картину. Не понятия—отражение вещей, а наоборот.

Человек знает о вещах только в соответствии со своими априорными

качествами. У человека нет средств, чтобы установить связь между сущностью

вещи и явлением.

V.

Движущей силой в деятельности человека является не мышление, а воля.

Кантовский субъект ставит волевой закон над своим сознанием. ”Поступай так,

чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего

законодательства”, т. е. поступай по отношению к другим так, как ты хотел,

чтобы они относились к тебе. Своими поступками ты формируешь действия

других и создаёшь характер взаимоотношений. Новая концепция

субъекта—разделение бытия на мир природы и мир человека со своими законами,

между которыми нет противоречия. Кант ограничил возможности познающего

субъекта миром явлений и оставил непознаваемыми вещи в себе. Для канта

общественные отношения также являются хаотичными. Сквозь бессвязность

исторических событий проникает высокая разумная цель, предопределяющая ход

истории. Человеческому обществу свойственны неуживчивость, раздоры. Только

пройдя сквозь эти испытания и полностью истощив себя в войнах человечество

способно прийти к миру.

VI. Витте—1762-1814.

Представлял субъективный идеализм. Абсолютное ”я” даёт начало объективному

миру. Самое главное—самосознание, из деятельности которого возникает акт

совпадения субъекта и объекта. В таком суждении человек утверждает себя,

выражает свою автономию, создаёт свой собственный мир, не обременённый

никакими природными факторами. У Витте идеализм свободы. У него природа не

объективна, как у Канта, она для деятельной человеческой свободы.

Субъективно деятельное даёт жизнь объективному. Проблемы познания—познание

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.