рефераты скачать

МЕНЮ


Курс лекций по философии (СПбГУ)

упорядоченности, глубинном моральном основании мира.

Сострадание есть переворот воли, освобождение от страха за свою жизнь,

дверь в свободу.

Философия Шопенгауэра возникает в тот период, когда человек ощутил свою

выключенность из ранее существовавшей ценностной иерархии. С разрушением

этой иерархии человек получил возможность делать свой собственный выбор(

автономия индивида, человек сам устанавливает связь с миром.

По Ш. подлинная свобода невозможна, возможен лишь краткий прорыв к ней

(противостояние с Ницше и его поиском вечной свободы).

Кьеркегор

К. утверждал, что он не философ, а религиозный мыслитель. Задачу свою он

видел в том, чтобы вернуться к истокам христианского вероучения, возвратить

веру, утраченную современным обществом. Однако философия К. не совпадает с

позицией церкви.

Лев Шестов: «Философия Кьеркегора – это безумный прорыв от Бога философа к

Богу Авраама и Богу Исаака».

К. рассматривает библейский сюжет о жертвоприношении Авраама как средоточие

веры. Здесь особо важна любовь отца к сыну и тот страх, который испытывает

Авраам перед Богом. Авраам верит в противоречие, он – путеводная звезда для

тех, кто охвачен страхом божьим каждое мгновение, отсюда возникает и вера в

милость Бога.

Таким образом, вера – это страх и трепет (идея очень близкая русскому

сознанию, особенно Достоевскому). Вера – это абсурд, скандал разума. Она

даёт возможность войти в чудо. Однако К. утверждает, что вера не

предполагает отречения от мира, не требует аскетизма. Верующий человек

целен и твёрд, он принимает мир. Человек должен быть способен на

самоотречение. Самоотречение – это возможность примирения с «наличным

существованием», то есть с миром, где есть зло, миром несовершенным.

Верующий человек живёт в парадоксе, так как вера – это выбор без каких-либо

гарантий. Таким образом, К. провозглашает принцип субъективности в

противоположность рационалистическому принципу объективности, характерному

для немецкой классической философии.

Саморефлексия – выход в пространство веры. Бог – бесконечная полнота

возможностей, в которой сила жить. Христианство – это религия страдания,

добровольно взятой на себя муки. Отчаяние – форма прорыва к Богу.

Отчаяние бывает четырёх видов:

1. Неосознанное – низшая степень отчаяния, характерная для людей, не

способных к саморефлексии.

2. Осознанное – попытка выйти к духовности сравнения себя и другого

человека. Такой человек строит свою жизнь по образу ближнего, что

приводит к забвению себя.

3. Отчаяние-вызов – страстное желание быть самим собой, непрерывности

«Я». Таким образом человек выходит в пространство моральной

ответственности через постоянный осознанный выбор.

4. Религиозное отчаяние – вызывает неутомимую работу духа, основанную на

сознании малости и виновности перед Богом. В основе – страх и трепет.

Два подхода к проблеме добра и зла: этический и религиозный. Единичное

близко в пространстве веры к абсолюту.

Фридрих Ницше

Н. разделял понимание мира, свойственное Шопенгауэру – мир трагический,

наполненный космической жизненной стихией. Подлинная жизнь – жизнь

творческого становления, требующая переизбытка жизненных сил, которым

обладают только исключительные личности. Этот переизбыток – дионисийское

начало в культуре. Именно он обеспечивает жизнеспособность культуры, питает

её.

Однако восприятие мира как трагедии не оборачивается у Н. пессимизмом и

отрицанием жизни, как у Шопенгауэра. Пессимизм по Н. – это результат упадка

языческой мифологии. Упадок культуры начался ещё в античности с появления

философии Сократа, который внёс в философию нравственное самоуглубление,

что и привело к ослаблению творческой, дионисийской стихии в культуре,

усугубившемуся в века христианства. Спасение культуры, говорит Н., - в

досократовском восприятии жизни, в возврате к мифологии. В мифологии

человек един с миром, там отсутствует мораль.

Мощь познания – способ включения в нескончаемый поток творческой энергии.

Философия Н. пропитана индивидуализмом – эстетический культ гения и героя.

Счастье – в возможности совершить героический жизненный путь.

Н. отвергает жалость и сострадание: «Что не убивает меня, то делает меня

сильнее». Н. преодолевает страх страдания и смерти.

Жизнь по Н. – глубочайшее зло. Она не знает и не хочет знать истины. Именно

на исключении моральных критериев основан имморализм Н.

«Рождение трагедии из духа музыки» - влияние отношений с Вагнером – Н.

складывает свою философию музыки. Творческому, дионисийскому началу Н.

противопоставляет апологическое начало. Лев Шестов пишет, что Н. можно

представить одним из бунтующих героев Достоевского.

Путь Н.: от имморализма - через нигилизм - к идее сверхчеловека.

Томас Манн: о последствиях претворения философии Н. в жизнь: «Н. –

чистейший образец теоретического человека», который не задумывался о

реализации своих идей в жизни.

М. Хайдеггер (1889 – 1976)

Переводы Достоевского, Кьеркегора, Рильке. Гардман, Ясперс, Годамер –

окружение, интеллектуальные круги. Докторская диссертация «Учения о

суждениях, психологизм». 1927 г. – «Бытие и время». 30-е гг. – поворот в

творчестве и мировоззрении:

Бытие распадается на куски. Собрать мир, восстановить целостность. Беда

современности: время, когда человек слышит только крик и не слышит голос

бытия - тишину.

Бытие даётся при рождении. Мысль относит бытие к человеку. Мысль словесна,

даёт бытию слово. Язык – дом бытия. Хранители языка – художники, мыслители,

поэты.

Переосмысление «технического истолкования отношения бытия и мысли» (Платон,

Аристотель). Мысль противопоставляется практике, делу. Философия боится

потерять престиж науки из-за плена логики.

Проблема соотношения бытия и мышления в философии

1. Мышление и бытие слиты (мифологическое сознание – до Сократа). (

НЕСОКРЫТОСТЬ. Не существует диалога бытия и мышления. «Истина бытия и

бытие истины суть единство».

2. От Сократа и Платона до рационализма Декарта( Мышление и бытие

разделяются. Мышление само оказывается предметным полем, помещаясь в

самосознание. Субъект противопоставляется объекту. Истина – не ядро

бытия; ищется в идеальном, в высказывании. Бог – сверхпредмет.

Сознание опредмеченно. ( метафизика. «Эпоха опред. человеческие

сущности вне бытия».

3. Эпоха диалога мышления и бытия. Восстановление утраченного единства.

Чтобы найти бытие и понять его смысл, необходимо обратится к человеческой

жизни. Человеческое бытие – тут-бытие. Бытие разворачивается вокруг

человека.

Сущность – открыто устремлёно к выходу за пределы, устремлено к другому.

Экзистенция – это:

[pic] существование

[pic] сущность

Разрыв между существованием и сущностью – знак забвения бытия.

Как бытие касается человека и как бытие заявляет на человека свои права?

Мир – целое, мир – перв. дело мысли. Человек вёл разговор с целым миром.

Современная мысль гонится за упущенным целым. Бытие включает возможность

мысли, а мысль даёт бытию слово. Упадок языка! Человек должен окунаться в

безымянный простор, в молчание – это возврат к бытию, к истокам, начало

возврата к человечности.

Проблема гуманизма( исследование упадка гуманизма в культуре. Понимание

гуманизма основано на истолковании природы, мира и т.д.

В период расцвета Римской империи мы встречаем первые проявления гуманизма:

человек понимается как разумное существо среди других таких же живых

существ. Сущность человека не продумана в её истоке: не домысливается

человеческая суть в человеке.

В христианстве человек оценивается через отношение к Богу. Теряется

человечность.

Важно определить, что человек принадлежит своему существу постольку

поскольку слышит требования бытия. Экзистенция - «Стояние в просвете

бытия», содержательное вступание человека в истинность бытия.

Биологический подход: противопоставление животному; телесность человека(

душа ( дух. Сущность человека не определяется в таком подходе. Человек

экзистирует, несёт на себе тут-бытие, «пастушества бытия». Проблема

ответственности и меры ответственности. Проблема выбора.

Бытие – судьба человека, он обречён на него. По Бахтину: бытие – событие,

бездомность – судьба современного мира (у Маркса – идея отчуждённости).

Хайдеггер: человек, оказавшись пастухом бытия, несёт ответственность за

себя и за бытие. Во главу угла должно быть поставлено историческое существо

человека. Экзистенциальность – обитание вблизи бытия, проявление заботы о

бытии, выст. в открытость бытия. В этом новый гуманизм: для пастуха бытия

исключён момент самоутверждения и эгоизма. Главная черта нового гуманизма –

бытие в мире.

Поиск нового гуманизма – это попытка ответить на массовый отход

человечества от религиозного сознания. Человек перестал слышать бытие, мир

стал глух и нем. Жизнь человека может пойти двумя путями: либо это

собственная жизнь, либо бытие по типу других. Во втором случае человек

становится предметом среди других предметов, теряет индивидуальность,

забывает о смерти. Возникает усреднённость, взаимозаменяемость. Человек

становится уникальным в момент смерти. Собственное бытие связано с

осознанием своей смерти, с этой мыслью человек перестаёт быть вещью среди

других. Осознавая смерть, человек находится впереди самого себя,

экзистирует. Человек, находящийся в модусе будущего, идущий впереди себя

через осознание своей смерти – сам выбирает свою самость. Модус настоящего

– безличность, усреднённость, забвение смерти. Таким образом, по

Хайдеггеру, время становится характеристикой самого бытия.

Техника. Суть техники в том, что она выводит всё действительное из

потаённости, торжествует утилитаризм. Понятие ПОСТАВ – это когда всё

действительное оказывается в наличии; это определённая установка,

заставляющая человека выводить действительное из потаённости. Человеку

также оказывается в ситуации постава, так как оказывается предметом среди

предметов. Технический прогресс мешает человеку встретиться с самим собой.

Структурализм

Это направление получило развитие в 60-е гг. ХХ века.

Ю. М. Лотман

Успенский

Диорский

Гаспаров

На Западе: Ч. Пирс (возм. Гирц) – основоположник семиотики: мир – знаковая

система.

Соссюр – лингвистическая школа структурализма

Структурная антропология – Леви-Стросс

Структура познания - М. Фуко

Структурализм рассматривает явления чувственного мира. Структура (всё, что

познаётся) может быть выражена в модели. Свойства модели:

[pic] целостность (все элементы структуры подчинены целому)

[pic] трансформация (подвижность структур)

[pic] саморегуляция

Семиотика : любая мысль – знак, связь с лингвистикой. Исследования языка в

механизме передачи его содержания, языка знаков.

На исходе структурализма наступает период постструктурализма.

Р. Барт

Делида

Ю. Кристева

[pic] проблема структурности

[pic] проблема коммуникативности (знаковый подход)

[pic] шизофренический дискурс (язык абсурда)

Людвиг Фейербах

[pic] «Основные положения философии будущего»

[pic] «Сущность христианства»

В основе философии Ф. - антропологический подход. Однако человек является

предметом философии в качестве существа чисто биологического. В первую

очередь, человек – это материальное тело, и только как следствие из этого

он способен чувствовать и мыслить. Единство духовного и телесного - это две

сторон одной реальности – человеческого организма. Ф. больше внимания

уделяет именно биологической, а не социальной природе человека (в отличие

от Маркса).

«Критика фил. Гегеля» - формируется мысль о необходимости реформы

философии. Философия Гегеля устарела, так как вся она связана с

христианством. А христианство истощилось и не удовлетворяет духу

современности.

Новый этап философии начинается с нехристианской философии. Ф. показывает

характер подмен: в новом обществе место веры занимает неверие, место Библии

– разум, место религии и церкви – политика, место неба – земля, место

молитвы – работа, место ада – материальная нужда, место Христа – человек. С

развитием государства церковь становится ненужной. Для верующего защитник –

Бог и социальная защита ему не нужна; такие люди связаны друг с другом

лишь случайно. В государстве же люди слагаются в единую силу, государство

подменяет Бога. Побеждают практические цели и политические интересы(

политика становится религией. Основой такого поворота становится

побеждающий атеизм. «Люди теперь бросаются в политику, потому что в

христианстве они усматривают религию, лишающую человека политической

энергии». Появляется стремление к упразднению политической иерархии и к

созданию демократических институтов. Дух будущего – дух реализма.

Человечество откажется от христианства, так как с христианством оно

лишается права на республику. Верующему же человеку не нужна справедливость

на земле, так как он верит в справедливость в будущей жизни.

«Тезисы к реформе философии» - Ф. раскрывает понятие реализма, которое он

противопоставляет идеалистической философии Гегеля. Первоначало – не Бог и

не абсолют, не бытие в качестве идеи, а действительное, то есть то, что

наличествует. Основа бытия – в нём самом. Бытие дано через себя. Оно

первично. Сущность бытия – сущность природы. Философия – это познание того,

что есть. Философия эпохи реализма откажется от всяческих абстракций и

обратится к конкретному. Переход от идеального к реальному происходит в

практической философии.

Проблему соотношения бытия и мышления, центральную и неразрешённую в

немецкой классической философии, Фейербах решает так: мышление исходит из

бытия (у Маркса – бытие определяет сознание).

Карл Маркс

I период: 1841-1848 (до Французской революции):

[pic] «К критике Гегелевской философии права»

[pic] «Св. семейство»

[pic] «Немецкая идеология»

[pic] «Манифест коммунистической партии»

II период: 1848-1883:

[pic] «Капитал»

[pic] «К критике политической экономии»

Базисом для построения философии для М. Становится анализ

капиталистического производства. М. Стремится предвидеть дальнейшую

эволюцию. И видел он саморазрушение капитализма.

Основные положения теории Маркса:

[pic] антагонизм между трудом и капиталом определяет весь исторический

прогресс

[pic] деление на пять формаций исходя из соотношения между

производительными силами и производственными отношениями

[pic] механизм перехода от одной формации к другой - противоречие

между производительными силами и производственными отношениями

[pic] Теория прибавочной стоимости: есть время, необходимое для

производства товара, оно оплачивается рабочему в виде заработной платы. А

есть время, которое не оплачивается, тогда и создаётся прибыль. Таким

образом, прибавочная стоимость – это время, когда создаётся прибыль.

Чтобы увеличить прибыль необходимо либо увеличить рабочее время, либо

использовать низкооплачиваемую рабочую силу. Избежать этого можно только

благодаря техническому прогрессу (что, в общем-то, и сделалось).

Концепция Маркса социологична. К Философским вопросам можно отнести

проблему отчуждения. М. Рассматривает место человека в обществе и пытается

познать, когда и при каких условиях человек реализует себя как целостность.

Каждый человек является гражданином, он связан с государством и через эту

связь реализует начало своей всеобщности. Но это удаётся ему довольно редко

(например, при голосовании). В целом же, человек большую часть своей жизни

не участвует во всеобщности. Он замкнут в рамках своей профессиональной

когорты. Из этой ситуации Маркс видел два выхода: либо политехническое

образование, либо гуманизация труда для преодоления отчуждения человека от

его труда.

Идеи Маркса развивал Энгельс: закон реальности – закон изменения;

необходимо перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги. В целом, теория

Маркса подтверждает стремление философии к практичности.

Позитивизм

I этап: 40-е гг. XIX в. – до первой М.В.

Представители:

[pic] Франция – П. связан с рациональной фил. Декарта - Огюст Конт

[pic] Англия – традиция эмпирической фил. Бэкона – Спенсер

[pic] Германия – интерес к материализму

Развитие П. Определили открытия в точных науках. Интерес к ним приобретает

статус религиозного поклонения. Особое значение имела теория эволюции

Дарвина.

Основные положения:

[pic] П. утверждает главенство науки.

[pic] Научный метод познания переносится и в сферу изучения общества.

[pic] Вера в принципиальную познаваемость мира.

[pic] Культура должна быть светской, свободной от теологии.

Отношение между точными науками и гуманитарным знанием( возникает

герменевтика – задача истолкования, интерпретации, определения понятий.

Конт: закон трёх стадий развития человечества, характерных для отдельного

человека и для общества в целом:

1. Теологическая стадия

2. Метафизическая, абстрактная

3. Научная, познавательная – нужно искать действующие законы, пользуясь

рассуждением и размышлением

II этап: эмпириокритицизм – Эр Мах и Рихард Авенариус.

[pic] Меняется представление о материи, появляется идея об

исчезновении материи

[pic] Мир – комплекс ощущений. Метод познания мира – опыт. Категории

причина и время – априорны.

[pic] Идеал науки – чисто описание эксперимента.

Неопозитивизм: 20-е – 60-е гг. – Карнап, Л. Витгенштейн, Карл Поппер –

«Открытое общество и его враги».

Феноменология

Э. Гуссерль (1859 – 1938)

Феноменология – отклик на засилье позитивизма в философии конца XIX –

начале XX века( критика естественнонаучного знания: «слишком заблудился

европейский разум, увлёкся исследованием внешнего мира, так называемой

объективностью / объективной природой». Из самой науки исчезло главное –

смысл того, что она исследует. Дух сведён к матем. физике. Точные науки

игнорируют качество вещей и их смыслы. ( потеря связи наука – человек,

разрыв с субъективностью.

Объективные принципы знания коренятся в сознании человека( кризис науки и

культуры вытекает из забвения человека. Объективной же науки о духе быть

вообще не может, так как дух самодостаточен и независим. Поэтому нельзя

применять меры научного знания для познания духа. Призыв: вернуться разуму

к самому себе, начинать с Я.

«Логические исследования» 1901 г. ( обоснование теоретического знания.

Задача философии: обоснование всякого истинного знания. Для этого

необходимо обратиться внутрь сознания и в его структуре «искать последние

очевидности». Сознание – регион бытия. Субъективность – фундаментальное

условие познания.

Феноменология – отклик на релятивизм в науке. Истина не выводится из

фактов. Она абсолютна и вневременна. Истина даётся в последней очевидности,

в особом переживании. Достоверные истины даны нам непосредственно, ясно и

отчётливо. ( Декарт.

Понятие интуиции

Последняя очевидность находится в сознании( отвергнув привычную установку

на эмпиризм, проникнув в идеальное, чистое сознание, безличное «Я»,

совершить феномен. редукцию.

Насколько существует мир вокруг меня? Проблема не в существовании

окружающего мира, а в том, что этот мир значит для меня( мир конструируется

сознанием. Возникает вопрос: творит ли само сознание, придавая

осмысленность миру (т. е. мир таков, каким мы хотим его видеть); либо

сознание раскрывает эти смыслы как изначальную данность.

[pic] Сознание активно.

[pic] Суждения о чём–то(

Восприятие чего-то(

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.