Курс лекций по философии (СПбГУ)
сотворён под влиянием Святого Духа. Первопричины дают начало миру
отдельных вещей. Таким образом единство Бога понимается как общее.
[pic] Номиналисты. Реально существует вещь. Общее, имя вещи,
существует только после самой вещи.
Раскол церкви
Раскол наметился в ещё IX веке, и окончательно произошёл в 1204 году, когда
Константинополь был захвачен крестоносцами. Это событие обострило
политическое соперничество Рима и Константинополя, к чему прибавились
мировоззренческие разногласия.
|Запад |Восток |
|[pic] Западная церковь к IX веку |[pic] Опиралась на философию |
|стала церковью феодальной. Опиралась|(неоплатонизм) |
|на юридическое наследие, оставленное|[pic] Онтологические проблемы |
|Римской империей |[pic] Греческий язык |
|[pic] Этические проблемы | |
|[pic] Латинский язык | |
|В IX веке Западная церковь вводит |Восточная церковь этого дополнения |
|дополнение к Символу веры: Св. Дух |не приняла. |
|исходит не только от Бога-Отца, но и|Бог-Отец – единый и общий источник |
|от Сына. |для Бога-Сына и Св. Духа. «Отец Мой |
|Таким образом, отношения Духа и Сына|более Меня». Эта точка зрения |
|становятся односторонними. Св. Дух |способствовала укреплению |
|становится как бы агентом Христа, с |монархического начала. |
|которым связывается деятельность | |
|церкви. | |
|Первостепенное значение приобретает |Богословие рассчитывает на |
|понятие первородного греха; его |индивидуальное устремление человека |
|огромность – причина того, что |к Богу. Возможно взаимодействие |
|человек без церкви не может достичь |человека и благодати. |
|спасения. Складывается строгая | |
|система оценки заслуг и грехов | |
|человека. Возникают определённые | |
|функции церкви: она получает | |
|благодать и распределяет её между | |
|мирянами. В то же время личные | |
|устремления человека теряют | |
|значение. | |
|Задача спасения: оправдать человека |Задача спасения: достижение единства|
|перед Богом (чем и занимается |с Богом |
|церковь) | |
Возрождение
Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая
эпоха в рамках Средневековья; началось в XIV веке и было ознаменовано
развитием светского знания и гуманистического движения. Центром нового
мироощущения стала Флоренция. Предвосхищали эту эпоху «Божественная
комедия» Данте и «Де камерон» Боккаччо.
Характеристика исторического периода
1440-е гг. – изобретение Гуттенбергом печатного станка. Одна из первых
печатных книг – басни Эзопа (на древнегреческом) – это знак возврата к
культуре, языку
1453 – падение Константинополя
80-е гг. – активизируется деятельность инквизиции. Призыв папы Иннокентия
VIII к массовому уничтожению ведьм. «Молот ведьм»
1486 г. – Пино делла-Мирандоло «О достоинстве человека» - своеобразная
программа Ренессанса
1492 – открытие Америки
1499 – начало путешествия Америго Веспуччи в Новый Свет
1494 – начало серии итальянских войн, которые вели французские короли(
начало знакомства Франции с итальянским искусством. Преемственность идей:
Италия( Франция( Германия( Испания.
Рубеж XIV и XV веков – расцвет пластического искусства: «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи, «Джоконда», «Св. семейство» Микеланджело, собор Св.
Петра в Риме.
1517 – начало борьбы между католиками и протестантами – 95 тезисов против
католицизма Лютера
1532 – «Гаргантюа и Пантанрюэль» Рабле
1535 – казнь Томаса Мора, одного из самых ярких представителей эпохи
Ренессанса.
Время укрепления Ордена Иезуитов в Испании и усиление его влияния на
культуру из-за школ.
XVI век – время Тициана, Веронезии, Чилини Тинторетто
1572 – Варфоломеевская ночь
90-е гг. – начало творчества Шекспира
1600 – казнь Жордано Бруно в Риме
1601 – издание первой части «Дон Кихота»
1620 – Френсис Бэкон «Новый Органон» ( переход от Возрождения в Новое
время.
1633 - публичное покаяние Галилея.
Подход к человеку
|Средневековье |Возрождение |
|[pic] Человек – родовое существо |[pic] Принцип антропоцентризма: |
|(следствие теоцентрического |человек – индивидуальность. Духовное|
|мировоззрения) |начало неотъемлемо от телесного. В |
|[pic] Созерцательный, а не |своей творческой мощи человек |
|творческий тип личности |уподобляется Богу. Он – творец |
| |цивилизации и культуры. |
| |[pic] Активный тип личности. |
| |Возрождается этика эпикурейства. |
Николо Кузанский «Об учёном неведении»
[pic] демократичность – обращение ко всей аудитории
[pic] единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен
[pic] в центре внимания оказываются вопросы познания
[pic] появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит
окружающий мир природы
Франциск Ассизский
ФА – один из первых святых католической церкви. «Блаженный неуч», юродивый.
Он нёс любовь к реальному миру, одновременно пребывая душой в мире ином. В
этом вся сложность: не отказываясь от этого мира, принадлежать миру духа.
Своим поведением ФА отвечает аскетизму средневековья, который приводит к
религии без человека в его реальном существе. Суть приближения к Христу –
следование Ему в повседневной жизни (без посредников). Он стремился
охватить жизнь во всех её проявлениях.
Природа – божье детище, Бог творец всех прекрасных вещей. Таким образом, в
философии ФА выражен номинализм: Бог – творец не идей и типов, а вещей.
(Позже это тяготение к индивидуальному будет главенствовать в возрождении).
В целом, культура Возрождения направлена на истолкование природы.
Обожествление природы – пантеизм. Бог и мир тождественны, Бог разлит в
мире, весь мир одушевлён (панпсихизм). Сенсуализм – доверие к человеческим
чувствам в познании природы, именно чувственный опыт – критерий познания.
Это ответ средневековью с его абстрактным способом познания. Возвращение к
античности (в культуре и языке) и античной философии (особенно к атомистам
и эпикурейцам).
Открытие Джордано Бруно
Новое отношение к материи. Это понятие использовалось ещё Аристотелем, но
у него материя – это нечто пассивное, испытывающее воздействие
преводвигателя как источник активности и многообразия.
У Бруно «материя есть божественное бытие в вещах» - это начало, которое всё
производит, само по себе источник многообразия бытия. Источник форм – не
Бог (перводвигатель), а сама материя.
Со времён Аристотеля существовало геоцентрическое представление о мире: в
центре мира – Земля, вокруг – система звёзд, а за этим перводвигатель. Этот
мир в центре, так как он создан Богом. Бруно развивает гелиоцентрическую
идею: Земля рядовая планета, она не неподвижна, а вращается вокруг своей
оси; а Солнце – одна из бесчисленных звёзд( возникает идея о бесконечности
вселенной, о множественности систем, что подготовило почву для развития
идей Нового времени.
Новое время
Характеристика времени
[pic] XVII век – эпоха революций.
[pic] Развитие мануфактур, торговли( возникает практическая
потребность в научном знании. Вся эпоха стремится получить практически
действенные истины.
[pic] На смену органистическому материализму (пантеизм + панпсихизм –
сенсуализм) приходит механистический материализм. Развиваются точные
науки, на целое смотрят как на сумму механических частей, а части
наделяют свойствами целого.
[pic] «Человек – слуга, интерпретатор природы, он действует и понимает
настолько, насколько может установить устройство природы путём наблюдения
за вещами и работой ума» - Бэкон. Учёные собирают и классифицируют факты
чтобы обосновать методы научного познания.
[pic] Именно эта эпоха даёт толчок атеистическому мировоззрению:
разделение церкви и светской жизни, секуляризация общественной жизни(
идея веротерпимости – ответ на разгул инквизиции.
[pic] Великое восстановление наук: книгопечатание, изобретение
компаса, пороха.
Френсис Бэкон (1561 – 1626)
Закончил Кембридж, яркий политик, служил в дипломатической миссии в Париже.
С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность.
Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и
приумножении наук».
Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс
зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая
Атлантида»).
В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение
отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались
науки отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма
выдвигаемся новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её
обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что
достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия.
Критерием оценки познания оказывается практический результат.
Начало познания – опыты.
|Опыты плодоносные |Опыты светоносные |
|Направлены на немедленный |Наиболее важны, так как проливают |
|практический результат. Необходимы в|свет на глубинные закономерности |
|науке, но имеют частное значение |природы. |
Принцип невмешательства религии и науки.
|Естественная философия |
|физика |метафизика |
|Две категории причин |
|Материальные причины, то есть |Формальные – целевые причины |
|ближайшие причины всего | |
|происходящего в природе | |
Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется
как индивидуум и как член общества.
Познание начинается с освобождения от идолов:
1. Призраки рынка (толпа),
2. пещеры (мнение человека),
3. театра (авторитеты учёных, философов),
4. рода (представления рода).
Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактов( движение от
частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разум(
наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом,
эмпирический подход связан с аналитическим.
Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать
факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент –
активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению
конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и
рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:
[pic] аналитическое исследование
[pic] опыт, подтверждённый экспериментом
[pic] чувственный опыт
Рене Декарт(1596 – 1650)
Родился в семье французского дворянина, получил хорошее образование.
Увлекался математикой и медициной. Но вскоре наука начала его утомлять:
«Подлинную науку можно найти или в самом себе, или в Великой книге мира».
Для постоянного жительства Д. едет в Нидерланды, где и будут написаны его
основные труды:
[pic] «Рассуждение о методе»
[pic] «Правило о руководстве ума»
[pic] «Метафизические размышления»
Многие из трудов философа при его жизни были запрещены.
«Человеку доступно многое. Главное правильно пользоваться своим умом».
«Философия должна способствовать единству знания» ( Цель: познать механизм
познания
Вся философия подобна древу: ствол её составляет физика, а крону этика,
математика и медицина.
Декарт утверждает, что метафизика стоит выше физики (противоречие с Бэконом
и сходство с Аристотелем). Однако Д. ,как и Бэкон, противопоставляет
умозрительную философию практической.
Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Путь познания:
от общего к частному.
Фактически Декарт весь познаваемый мир связывает с всеобщей математикой (
мир математически сконструирован.
В «Рассуждении о методе» Д. предлагает методы, лежащие в основе процесса
познания. Главное понятие: интуиция – «усмотрение ума», некий
интеллектуальный свет, не зыбкое свидетельство чувств, «очевидность и
отчётливость истины». Интуиция – это первая ступень в познании, начальный
пункт дедуктивной цепочки.
Принципы построения дедуктивной цепочки:
[pic] все истины вводятся опосредованно
[pic] непрерывность цепочки
[pic] должна напрягаться память, так как для познания необходим опыт,
но не чувственный. Чувственный опыт мешает достижению чистого знания.
Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению. Сомнение –
форма мысли.
В целом, метод Д. выступает против характерного для средневековья
скептицизма. Размышления Д. наполнены верой в возможности человека.
Истина находится у человека в самом себе. Она глубже, чем в книге мира.
«Я мыслю, следовательно, я существую»
«Есть некая сила, пытающаяся обмануть меня, … пусть обманывает меня, она
никогда не сможет превратить меня в ничто до тех пор, пока я буду думать…»
(«Метафизические размышления»)
Наивысшая причина мысли – Бог. В Нём Д. обнаруживает интеллектуализирующую
структуру (связь с Августином). «Бог мог создать бесконечное множество
миров, а создал наш мир». Следовательно, наш мир - «оконченный мир», где
существуют истины математики, метафизики и физики.
Для Д. важен принцип развития во времени. Обращаясь к главным принципам
метафизики, он выделяет две субстанции:
|[pic] телесную |Главный принцип - протяжённость |
|[pic] духовную |Главный принцип - мышление |
Мыслительное начало противостоит телесному, оно единственно истинно. Душа
мыслит непрерывно.
Существуют два типа качеств:
[pic] Первичные (для них характерна протяжённость)
[pic] Вторичные: цвет, вкус, запах, вес и т. д. (их нельзя считать
объективными, так как они возникли как реакция нервной системы).
Первичными являются логическое мышление и познание. Д. не уравнивает факты
мышления и сознания. Человек в процессе познания вырабатывает три класса
идей:
1. «Приобретённые идеи» - при непосредственном контакте чувств человека с
миром.
2. «Сотворённые идеи» - образуются на основе приобретённых, к которым мы
примысливаем что-то своё. (Пример: идея химер, идея Солнца для
астронома( влияние понятия идей у Платона!)
3. «Врождённые идеи» - не зависят от чувственного опыта. Они неизменны,
независимы от воли, ясны, отчётливы, просты.
Первичнее врождённых идей – идея Бога. С понятием врождённых идей связано
понятие врождённых аксиом, которые выполняют функцию связи между различными
понятиями в нашем мышлении.
Томас Гоббс (1588 – 1679)
Предмет философии по Гоббсу:
Главная область философии – социальная концепция. Г. поддерживает
сенсуализм, то есть чувственный опыт в процессе познания. «Нет ни одного
понятия в человеческом уме, которое было бы порождено первоначально целиком
или частично в органах ощущений». Наука связана с всеобщностью знания, что
невозможно почерпнуть только от чувственного опыта.
Г. приближается к Декарту, но с некоторыми акцентами.
Особую роль он отводит языку и отождествляет с ним мышление. Язык –
разновидность опыта, он переводит нашу внутреннюю речь во внешнюю. Г.
развивает знаковую концепцию языка: «Общее – это языковой знак,
закреплённый в слове». Язык возникает в результате социального общения.
Основа знания – дефиниция – точное определение слов, которое фиксирует
общее значение.
Механистическая концепция мира. Главное свойство – внешняя протяжённость
Пространство – конечная протяжённость конечного тела. Время – образ
движения. Реально же существует только движение единичных тел. А время
существует только в мышлении.
Понимание человека также связано с механистической моделью мира. «Жизнь –
лишь движение членов»( механистический материализм, отказ от декартовой
идеи «разумной души».
Пьер Гассенди (1592 – 1655)
Вводит понятие относительных истин. Опытно-индуктивный путь познания. «Нет
ничего в уме, чего бы не было в чувстве». «Всякое знание выходит из опыта»
Не признаёт врождённые идеи.
Джон Локк (1632 – 1704)
За активное участие ев борьбе с абсолютизмом был изгнан из страны. Именно в
изгнании он создал свои основные труды: «Трактат о государственном
управлении», «Письма о веротерпимости», «Опыт о человеческом разуме».
Л. оспаривает идею врождённых идей. Он обращается к тому, как разум доходит
до истины:
Первый этап познания – ощущение, так включается абстрагирующая способность
ума. Источник идеи – ощущения (на основании опыта) или рефлексии (ум
исследует приобретённые идеи, то есть деятельность ума внутри самого себя).
Существуют простые и сложные идеи. При формировании простых идей (пример:
идея тепла) ум пассивен, но на их основе формируются сложные, и тогда ум
активен.
Идея – то, что является объектом мышления. Ощущения и образы фантазии –
тоже идеи по сути своей. В процессе познания участвует внешний и внутренний
опыт.
Первичные качества: протяженность, форма, число, плотность, движение или
покой – это свойства всех тел. Вторичные качества – то, что доводится до
нашего сознания органами чувств. Вторичные качества зависят от первичных.
Первичные качества являются более важными, так как постигаются более, чем
одним чувством и, следовательно, наделены большей объективностью.
Познание: первая ступень – интуитивное познание, вторая ступень –
демонстративное познание. В познании участвуют интуиция и доказательство.
Говоря о познании, Локк обращается к Богу: «В нашем познании участвует
божественное откровение, добрая воля и благость Творца».
Л. противостоит Декарту в мысли об активном мышлении в познании:
|Декарт |Локк |
|Мышление – главное в познании. «Наша|Мышление всегда конкретно, |
|разумная душа мыслит непрерывно». |прерывисто |
Джордж Беркли (1685 – 1753)
Родился на юге Ирландии. Главная работа – «Трактат о принципах
человеческого знания».
Б. упраздняет материю, отрицает её существование. Идея эмпиризма у Б.
выражена в простом тезисе: «Существовать – значит быть воспринятым». Б.
отталкивается от идеи о первичных и вторичных качествах.
Возражение Локку: невозможно образовать абстрактные идеи, отвлекаясь от
какого-либо конкретного предмета (пытаясь представить движение мы
представляем нечто движущееся). Это положение ложиться в основу эмпиризма
Б. Наше познание начинается с конкретного предмета. Такое отрицание общего
и признание единичного, конкретного – номинализм, признание относительности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|