рефераты скачать

МЕНЮ


Курс лекций по философии (СПбГУ)

сотворён под влиянием Святого Духа. Первопричины дают начало миру

отдельных вещей. Таким образом единство Бога понимается как общее.

[pic] Номиналисты. Реально существует вещь. Общее, имя вещи,

существует только после самой вещи.

Раскол церкви

Раскол наметился в ещё IX веке, и окончательно произошёл в 1204 году, когда

Константинополь был захвачен крестоносцами. Это событие обострило

политическое соперничество Рима и Константинополя, к чему прибавились

мировоззренческие разногласия.

|Запад |Восток |

|[pic] Западная церковь к IX веку |[pic] Опиралась на философию |

|стала церковью феодальной. Опиралась|(неоплатонизм) |

|на юридическое наследие, оставленное|[pic] Онтологические проблемы |

|Римской империей |[pic] Греческий язык |

|[pic] Этические проблемы | |

|[pic] Латинский язык | |

|В IX веке Западная церковь вводит |Восточная церковь этого дополнения |

|дополнение к Символу веры: Св. Дух |не приняла. |

|исходит не только от Бога-Отца, но и|Бог-Отец – единый и общий источник |

|от Сына. |для Бога-Сына и Св. Духа. «Отец Мой |

|Таким образом, отношения Духа и Сына|более Меня». Эта точка зрения |

|становятся односторонними. Св. Дух |способствовала укреплению |

|становится как бы агентом Христа, с |монархического начала. |

|которым связывается деятельность | |

|церкви. | |

|Первостепенное значение приобретает |Богословие рассчитывает на |

|понятие первородного греха; его |индивидуальное устремление человека |

|огромность – причина того, что |к Богу. Возможно взаимодействие |

|человек без церкви не может достичь |человека и благодати. |

|спасения. Складывается строгая | |

|система оценки заслуг и грехов | |

|человека. Возникают определённые | |

|функции церкви: она получает | |

|благодать и распределяет её между | |

|мирянами. В то же время личные | |

|устремления человека теряют | |

|значение. | |

|Задача спасения: оправдать человека |Задача спасения: достижение единства|

|перед Богом (чем и занимается |с Богом |

|церковь) | |

Возрождение

Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая

эпоха в рамках Средневековья; началось в XIV веке и было ознаменовано

развитием светского знания и гуманистического движения. Центром нового

мироощущения стала Флоренция. Предвосхищали эту эпоху «Божественная

комедия» Данте и «Де камерон» Боккаччо.

Характеристика исторического периода

1440-е гг. – изобретение Гуттенбергом печатного станка. Одна из первых

печатных книг – басни Эзопа (на древнегреческом) – это знак возврата к

культуре, языку

1453 – падение Константинополя

80-е гг. – активизируется деятельность инквизиции. Призыв папы Иннокентия

VIII к массовому уничтожению ведьм. «Молот ведьм»

1486 г. – Пино делла-Мирандоло «О достоинстве человека» - своеобразная

программа Ренессанса

1492 – открытие Америки

1499 – начало путешествия Америго Веспуччи в Новый Свет

1494 – начало серии итальянских войн, которые вели французские короли(

начало знакомства Франции с итальянским искусством. Преемственность идей:

Италия( Франция( Германия( Испания.

Рубеж XIV и XV веков – расцвет пластического искусства: «Тайная вечеря»

Леонардо да Винчи, «Джоконда», «Св. семейство» Микеланджело, собор Св.

Петра в Риме.

1517 – начало борьбы между католиками и протестантами – 95 тезисов против

католицизма Лютера

1532 – «Гаргантюа и Пантанрюэль» Рабле

1535 – казнь Томаса Мора, одного из самых ярких представителей эпохи

Ренессанса.

Время укрепления Ордена Иезуитов в Испании и усиление его влияния на

культуру из-за школ.

XVI век – время Тициана, Веронезии, Чилини Тинторетто

1572 – Варфоломеевская ночь

90-е гг. – начало творчества Шекспира

1600 – казнь Жордано Бруно в Риме

1601 – издание первой части «Дон Кихота»

1620 – Френсис Бэкон «Новый Органон» ( переход от Возрождения в Новое

время.

1633 - публичное покаяние Галилея.

Подход к человеку

|Средневековье |Возрождение |

|[pic] Человек – родовое существо |[pic] Принцип антропоцентризма: |

|(следствие теоцентрического |человек – индивидуальность. Духовное|

|мировоззрения) |начало неотъемлемо от телесного. В |

|[pic] Созерцательный, а не |своей творческой мощи человек |

|творческий тип личности |уподобляется Богу. Он – творец |

| |цивилизации и культуры. |

| |[pic] Активный тип личности. |

| |Возрождается этика эпикурейства. |

Николо Кузанский «Об учёном неведении»

[pic] демократичность – обращение ко всей аудитории

[pic] единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен

[pic] в центре внимания оказываются вопросы познания

[pic] появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит

окружающий мир природы

Франциск Ассизский

ФА – один из первых святых католической церкви. «Блаженный неуч», юродивый.

Он нёс любовь к реальному миру, одновременно пребывая душой в мире ином. В

этом вся сложность: не отказываясь от этого мира, принадлежать миру духа.

Своим поведением ФА отвечает аскетизму средневековья, который приводит к

религии без человека в его реальном существе. Суть приближения к Христу –

следование Ему в повседневной жизни (без посредников). Он стремился

охватить жизнь во всех её проявлениях.

Природа – божье детище, Бог творец всех прекрасных вещей. Таким образом, в

философии ФА выражен номинализм: Бог – творец не идей и типов, а вещей.

(Позже это тяготение к индивидуальному будет главенствовать в возрождении).

В целом, культура Возрождения направлена на истолкование природы.

Обожествление природы – пантеизм. Бог и мир тождественны, Бог разлит в

мире, весь мир одушевлён (панпсихизм). Сенсуализм – доверие к человеческим

чувствам в познании природы, именно чувственный опыт – критерий познания.

Это ответ средневековью с его абстрактным способом познания. Возвращение к

античности (в культуре и языке) и античной философии (особенно к атомистам

и эпикурейцам).

Открытие Джордано Бруно

Новое отношение к материи. Это понятие использовалось ещё Аристотелем, но

у него материя – это нечто пассивное, испытывающее воздействие

преводвигателя как источник активности и многообразия.

У Бруно «материя есть божественное бытие в вещах» - это начало, которое всё

производит, само по себе источник многообразия бытия. Источник форм – не

Бог (перводвигатель), а сама материя.

Со времён Аристотеля существовало геоцентрическое представление о мире: в

центре мира – Земля, вокруг – система звёзд, а за этим перводвигатель. Этот

мир в центре, так как он создан Богом. Бруно развивает гелиоцентрическую

идею: Земля рядовая планета, она не неподвижна, а вращается вокруг своей

оси; а Солнце – одна из бесчисленных звёзд( возникает идея о бесконечности

вселенной, о множественности систем, что подготовило почву для развития

идей Нового времени.

Новое время

Характеристика времени

[pic] XVII век – эпоха революций.

[pic] Развитие мануфактур, торговли( возникает практическая

потребность в научном знании. Вся эпоха стремится получить практически

действенные истины.

[pic] На смену органистическому материализму (пантеизм + панпсихизм –

сенсуализм) приходит механистический материализм. Развиваются точные

науки, на целое смотрят как на сумму механических частей, а части

наделяют свойствами целого.

[pic] «Человек – слуга, интерпретатор природы, он действует и понимает

настолько, насколько может установить устройство природы путём наблюдения

за вещами и работой ума» - Бэкон. Учёные собирают и классифицируют факты

чтобы обосновать методы научного познания.

[pic] Именно эта эпоха даёт толчок атеистическому мировоззрению:

разделение церкви и светской жизни, секуляризация общественной жизни(

идея веротерпимости – ответ на разгул инквизиции.

[pic] Великое восстановление наук: книгопечатание, изобретение

компаса, пороха.

Френсис Бэкон (1561 – 1626)

Закончил Кембридж, яркий политик, служил в дипломатической миссии в Париже.

С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность.

Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и

приумножении наук».

Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс

зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая

Атлантида»).

В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение

отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались

науки отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма

выдвигаемся новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её

обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что

достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия.

Критерием оценки познания оказывается практический результат.

Начало познания – опыты.

|Опыты плодоносные |Опыты светоносные |

|Направлены на немедленный |Наиболее важны, так как проливают |

|практический результат. Необходимы в|свет на глубинные закономерности |

|науке, но имеют частное значение |природы. |

Принцип невмешательства религии и науки.

|Естественная философия |

|физика |метафизика |

|Две категории причин |

|Материальные причины, то есть |Формальные – целевые причины |

|ближайшие причины всего | |

|происходящего в природе | |

Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется

как индивидуум и как член общества.

Познание начинается с освобождения от идолов:

1. Призраки рынка (толпа),

2. пещеры (мнение человека),

3. театра (авторитеты учёных, философов),

4. рода (представления рода).

Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактов( движение от

частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разум(

наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом,

эмпирический подход связан с аналитическим.

Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать

факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент –

активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению

конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и

рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:

[pic] аналитическое исследование

[pic] опыт, подтверждённый экспериментом

[pic] чувственный опыт

Рене Декарт(1596 – 1650)

Родился в семье французского дворянина, получил хорошее образование.

Увлекался математикой и медициной. Но вскоре наука начала его утомлять:

«Подлинную науку можно найти или в самом себе, или в Великой книге мира».

Для постоянного жительства Д. едет в Нидерланды, где и будут написаны его

основные труды:

[pic] «Рассуждение о методе»

[pic] «Правило о руководстве ума»

[pic] «Метафизические размышления»

Многие из трудов философа при его жизни были запрещены.

«Человеку доступно многое. Главное правильно пользоваться своим умом».

«Философия должна способствовать единству знания» ( Цель: познать механизм

познания

Вся философия подобна древу: ствол её составляет физика, а крону этика,

математика и медицина.

Декарт утверждает, что метафизика стоит выше физики (противоречие с Бэконом

и сходство с Аристотелем). Однако Д. ,как и Бэкон, противопоставляет

умозрительную философию практической.

Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Путь познания:

от общего к частному.

Фактически Декарт весь познаваемый мир связывает с всеобщей математикой (

мир математически сконструирован.

В «Рассуждении о методе» Д. предлагает методы, лежащие в основе процесса

познания. Главное понятие: интуиция – «усмотрение ума», некий

интеллектуальный свет, не зыбкое свидетельство чувств, «очевидность и

отчётливость истины». Интуиция – это первая ступень в познании, начальный

пункт дедуктивной цепочки.

Принципы построения дедуктивной цепочки:

[pic] все истины вводятся опосредованно

[pic] непрерывность цепочки

[pic] должна напрягаться память, так как для познания необходим опыт,

но не чувственный. Чувственный опыт мешает достижению чистого знания.

Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению. Сомнение –

форма мысли.

В целом, метод Д. выступает против характерного для средневековья

скептицизма. Размышления Д. наполнены верой в возможности человека.

Истина находится у человека в самом себе. Она глубже, чем в книге мира.

«Я мыслю, следовательно, я существую»

«Есть некая сила, пытающаяся обмануть меня, … пусть обманывает меня, она

никогда не сможет превратить меня в ничто до тех пор, пока я буду думать…»

(«Метафизические размышления»)

Наивысшая причина мысли – Бог. В Нём Д. обнаруживает интеллектуализирующую

структуру (связь с Августином). «Бог мог создать бесконечное множество

миров, а создал наш мир». Следовательно, наш мир - «оконченный мир», где

существуют истины математики, метафизики и физики.

Для Д. важен принцип развития во времени. Обращаясь к главным принципам

метафизики, он выделяет две субстанции:

|[pic] телесную |Главный принцип - протяжённость |

|[pic] духовную |Главный принцип - мышление |

Мыслительное начало противостоит телесному, оно единственно истинно. Душа

мыслит непрерывно.

Существуют два типа качеств:

[pic] Первичные (для них характерна протяжённость)

[pic] Вторичные: цвет, вкус, запах, вес и т. д. (их нельзя считать

объективными, так как они возникли как реакция нервной системы).

Первичными являются логическое мышление и познание. Д. не уравнивает факты

мышления и сознания. Человек в процессе познания вырабатывает три класса

идей:

1. «Приобретённые идеи» - при непосредственном контакте чувств человека с

миром.

2. «Сотворённые идеи» - образуются на основе приобретённых, к которым мы

примысливаем что-то своё. (Пример: идея химер, идея Солнца для

астронома( влияние понятия идей у Платона!)

3. «Врождённые идеи» - не зависят от чувственного опыта. Они неизменны,

независимы от воли, ясны, отчётливы, просты.

Первичнее врождённых идей – идея Бога. С понятием врождённых идей связано

понятие врождённых аксиом, которые выполняют функцию связи между различными

понятиями в нашем мышлении.

Томас Гоббс (1588 – 1679)

Предмет философии по Гоббсу:

Главная область философии – социальная концепция. Г. поддерживает

сенсуализм, то есть чувственный опыт в процессе познания. «Нет ни одного

понятия в человеческом уме, которое было бы порождено первоначально целиком

или частично в органах ощущений». Наука связана с всеобщностью знания, что

невозможно почерпнуть только от чувственного опыта.

Г. приближается к Декарту, но с некоторыми акцентами.

Особую роль он отводит языку и отождествляет с ним мышление. Язык –

разновидность опыта, он переводит нашу внутреннюю речь во внешнюю. Г.

развивает знаковую концепцию языка: «Общее – это языковой знак,

закреплённый в слове». Язык возникает в результате социального общения.

Основа знания – дефиниция – точное определение слов, которое фиксирует

общее значение.

Механистическая концепция мира. Главное свойство – внешняя протяжённость

Пространство – конечная протяжённость конечного тела. Время – образ

движения. Реально же существует только движение единичных тел. А время

существует только в мышлении.

Понимание человека также связано с механистической моделью мира. «Жизнь –

лишь движение членов»( механистический материализм, отказ от декартовой

идеи «разумной души».

Пьер Гассенди (1592 – 1655)

Вводит понятие относительных истин. Опытно-индуктивный путь познания. «Нет

ничего в уме, чего бы не было в чувстве». «Всякое знание выходит из опыта»

Не признаёт врождённые идеи.

Джон Локк (1632 – 1704)

За активное участие ев борьбе с абсолютизмом был изгнан из страны. Именно в

изгнании он создал свои основные труды: «Трактат о государственном

управлении», «Письма о веротерпимости», «Опыт о человеческом разуме».

Л. оспаривает идею врождённых идей. Он обращается к тому, как разум доходит

до истины:

Первый этап познания – ощущение, так включается абстрагирующая способность

ума. Источник идеи – ощущения (на основании опыта) или рефлексии (ум

исследует приобретённые идеи, то есть деятельность ума внутри самого себя).

Существуют простые и сложные идеи. При формировании простых идей (пример:

идея тепла) ум пассивен, но на их основе формируются сложные, и тогда ум

активен.

Идея – то, что является объектом мышления. Ощущения и образы фантазии –

тоже идеи по сути своей. В процессе познания участвует внешний и внутренний

опыт.

Первичные качества: протяженность, форма, число, плотность, движение или

покой – это свойства всех тел. Вторичные качества – то, что доводится до

нашего сознания органами чувств. Вторичные качества зависят от первичных.

Первичные качества являются более важными, так как постигаются более, чем

одним чувством и, следовательно, наделены большей объективностью.

Познание: первая ступень – интуитивное познание, вторая ступень –

демонстративное познание. В познании участвуют интуиция и доказательство.

Говоря о познании, Локк обращается к Богу: «В нашем познании участвует

божественное откровение, добрая воля и благость Творца».

Л. противостоит Декарту в мысли об активном мышлении в познании:

|Декарт |Локк |

|Мышление – главное в познании. «Наша|Мышление всегда конкретно, |

|разумная душа мыслит непрерывно». |прерывисто |

Джордж Беркли (1685 – 1753)

Родился на юге Ирландии. Главная работа – «Трактат о принципах

человеческого знания».

Б. упраздняет материю, отрицает её существование. Идея эмпиризма у Б.

выражена в простом тезисе: «Существовать – значит быть воспринятым». Б.

отталкивается от идеи о первичных и вторичных качествах.

Возражение Локку: невозможно образовать абстрактные идеи, отвлекаясь от

какого-либо конкретного предмета (пытаясь представить движение мы

представляем нечто движущееся). Это положение ложиться в основу эмпиризма

Б. Наше познание начинается с конкретного предмета. Такое отрицание общего

и признание единичного, конкретного – номинализм, признание относительности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.