Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии
| |Киркегор; «Чувственно воспринимаемый мир - создание интеллекта; бытие же|
| |«в себе» разумом не познаваемо!»- А. Шопенгауэр. «То, что может быть |
| |мыслимо, наверняка есть фикция, »- Ф. Ницше. |
| |Гармоническая душа, сопряжённая с достойным образом жизни данного |
| |человека, переходит в более совершенное тело и наслаждается счастливой |
| |жизнью; поражённая пороками душа переходит в тела животных и вынуждена |
| |довольствоваться скотским образом жизни. |
| |От тел отделяются их тонкие подобия - "эйдолы", которые, проникая через |
| |органы чувств в тело, производят в нас восприятие вещей. |
| |Опыт наблюдений и размышлений. |
| |В сущности, это процесс припоминания того, что душа ранее уже поимела, |
| |пребывая в мире идей. Мысленное восхождение к сущности вещи, толчок к |
| |которому даёт чувственное восприятие внешних вещей, есть процесс |
| |дискурсивного воссоздания в сознании некоторых глубинных содержаний |
| |самой человеческой души. |
| |До своего «падения» в тело Душа находилась в мире идей и все их близко |
| |сопереживала (интим!). Поэтому главное и существенное она уже знала до |
| |встречи с объектом познания (априори), нужно лишь восстановить это и |
| |очистить от эмоциональных наслоений. |
| |Разум заключён в голове, Воля - в сердце (груди), вожделения - в животе |
| |и ниже. |
| |«Идея» - это одновременно и истина, и идеал. Благодаря первому |
| |определению идею можно отождествить с сущностью вещи, а благодаря |
| |второму идея может непосредственно воздействовать на вещи. |
| |Удивление, смутное чувство, что здесь что-то не так, даёт импульс для |
| |особого рода деятельности - познания. Чувственность озадачивает, разум |
| |ищет ответы. |
| |Принимая во внимание, что сущность каждого человека обнаруживается в его|
| |личности, а последняя есть некий индивидуальный проект человека вообще, |
| |можно сказать, что индивидуальная душа есть «падшая» в тело Идея |
| |человека, испорченная плотскими аффектами и обременённая бытейскими |
| |заботами. Но она не утратила своей тяги к совершенству, к полёту в |
| |вечное, к тому, что дорогого стоит. |
| |Главная роль отводится Душе, т.к. ей изначально присуще стремление к |
| |познанию и благу. Расшифровывая чувственную информацию, Душа вдруг |
| |«узнаёт» в вещи её сущность, родственную её собственным потаённым |
| |интенциям. |
| |«Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но |
| |не необходимые, и, наконец, есть желания и не естественные и не |
| |необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко |
| |достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до |
| |бесконечности». (Эпикур). |
| |Разум выделяет в показаниях разных органов чувств общие свойства вещи и |
| |тем самым обретает возможность различить ощущаемое (саму вещь) и |
| |ощущение (образ вещи). Выделив вещь как нечто вне и независимо от нас |
| |существующее, разум обретает сверх того возможность знать различие |
| |сладкого и белого как различие моих собственных ощущений, поставляемых |
| |разными органами чувств. Иначе говоря, благодаря разуму чувственная |
| |информация становится знанием и вещей, и моих собственных ощущений. |
| |Это то, что обеспечивает функциональную целостность здорового организма |
| |вопреки действию возмущающих факторов; что сохраняет индивида в |
| |изменяющемся мире; что предопределяет самосовершенствование субъекта |
| |через постановку и достижение целей. Всё это обозначается термином |
| |«энтелехия». Суть человеческой души - энтелехия. |
| |Стоики полагают что существуют две реципрокные пары аффектов: |
| |удовольствие - неудовольствие, страх - вожделение. Все они вредны, |
| |поэтому нужно учиться их сдерживать и ставить под контроль. Иначе их |
| |сила заглушит голос разума и выльется в поступки постыдные и |
| |предосудительные. Получается, что эмоции хоть и естественное, но |
| |неразумное. |
| |Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело. Стремится|
| |к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину. |
| |Проблема истины (как разорвать путы чувственности?) и её критерия (сила |
| |предрассудков большинства кажется неодолимой). |
| |Во - первых, сомневаться в каком - либо частном мнении, значит допускать|
| |для него возможность быть истинным. Во - вторых, высказывать сомнение по|
| |тому или иному поводу, значит навязывать аудитории предпочтение к |
| |обратной позиции. Ни к тому, ни к другому скептик не стремится. Пусть |
| |каждый остается при своем мнении, каждое из которых равно далеко отстоит|
| |и от истины, и от социальной значимости. За что же тогда упрекать |
| |скептика? Позиция - безупречная (и лукавая!, - добавим от себя). |
| |Он резко противопоставляет мир видимости (объект мнения) миру, зримому |
| |лишь философским умом. Первый мир пронизан заблуждениями людей, поэтому |
| |он подпадает под категорию «не-бытие». Лишь второй мир и озарён светом |
| |истины и излучает его (=бытие). |
| |Существует множество разных (в т.ч. контрадикторных) мнений. Истина - не|
| |более, чем претензия носителя отдельного мнения на исключительность. |
| |Всякое человеческое представление недостоверно, относительно, |
| |субъективно и сомнительно. Мудрость состоит не в утверждениях, а в |
| |отказе от однозначных суждений ("ЭПОХЭ"). |
| |Всякое знание рождается благодаря ударами "копий" по органам чувств. |
| |Вещь такова, какой ее запечатлевают наши органы чувств. Но люди всегда |
| |привносят в картину реальности свои желания (часто обознаются!); разум |
| |очищает картину реальности от подобных привнесений ("идолов") и тем |
| |самым позволяет видеть вещи в их подлинном свете. Это концепция |
| |сенсуализма. |
Раздел III. Логика и методология.
|№п/п |Ответы |
| |Применяя "мягкую" критику суждений оппонента, способствовать выбору |
| |более правильной точки зрения. |
| |Риторика, эристика, эклектика, софистика, схоластика, метафизика и |
| |релятивизм. |
| |Выстраивая "древо" альтернатив, обеспечить выход договаривающихся сторон|
| |на взаимоприемлемый результат. |
| |По Аристотелю, это общность, необходимость (логическая), |
| |доказательность, систематичность (упорядоченность). |
| |Протагор, Горгий и Продик исповедовали релятивистский принцип:" Человек |
| |есть мера всех вещей, существующих - в том, что они существуют, и |
| |несуществующих - в том, что они не существуют". Виртуозно манипулируя |
| |речевыми формами мысли, софисты готовы были опровергать все, что угодно,|
| |и доказывать, что угодно, демонстрируя тем самым, что истины нет, а есть|
| |одни лишь мнения, а среди мнений правильным является то, которое имеет |
| |более весомое обоснование. За высокую плату они обучали юношей из |
| |состоятельных семей софистической риторике. Примеры софизмов: 1) |
| |Скажите, ведь то, чего вы не теряли, то вы и имеете? Рогов вы не теряли,|
| |следовательно, вы рогоносец! 2) Философы - лучшие друзья Богов. У друзей|
| |все общее. Следовательно, все, что принадлежит богам, должно |
| |принадлежать и философам. |
| |Три силлогизма. Позднее врач Гален открыл четвертую фигуру силлогизма. |
| |«Не вращай бесцельно глазами, не слушай ушами, в которых раздаётся |
| |только шум, и не болтай праздно языком, но ... взиррай без колебания |
| |умственными очами на то, чего нет перед нами, как на то, что есть.» |
| |Парменид В поле зрения здравого смысла: вещи, другие люди и речевые |
| |сигналы, которыми они обмениваются. В философском умозрении: значения, |
| |референты и знаки, а также отношения между ними. В первом случае мысль |
| |вязнет в разнообразных «Вам говорят!», и лишь во втором- воспроизводит |
| |реальные отношения, лежащие по ту сторону слов. |
| |Как нужно организовать мыслительную деятельность, чтобы её результаты |
| |заслуживали доверия? Философский ум не может складываться на иной |
| |основе, кроме здравого смысла, но обязан обрести иные горизонты и |
| |оснащение, чем располагает здравомыслящий человек. |
| |"Нет пользы в философии, не лечащей душу, как нет пользы в медицине, не |
| |лечащей тело." Эпикур. |
| |Это психотерапевтическая функция философского дискурса с близкими тебе |
| |по |
| |духу людьми. |
| |"Как выразить движение в логике понятий?" - Гегель. |
| |Апории выявили недостаточность для этой цели логики здравого смысла. |
| |Рассматривать одно подле другого и одного вслед за другим. Метафизик |
| |мыслит сплошным противоположениями: "Да - значит да; нет - значит нет; |
| |что сверх того, то от лукавого". Зенон Элейский доказывал свои апории |
| |путем строгого следования законам логики здравого смысла с |
| |использованием доказательств от противного (апогогический метод). |
| |Коротко, метафизика как метод -абсолютизация законов формальной логики. |
| |Дедуцирование или индуцирование заключения (нижний посылки) посредством |
| |нахождения среднего термина (понятия, суждения), входящего неявно и в |
| |верхнюю, и в нижнюю посылки одновременно. Решение любой задачи сводится,|
| |в конечном счете, к отысканию среднего термина. |
| |Понятия конструируются нашим мышлением путем абстрагирования общего |
| |признака в ряду аналогичных случаев; при этом необходимо указать родовую|
| |общность предмета и его видовую специфику. Понятия различаются признаком|
| |и объемом: чем больше признаков (т.е. чем конкретнее понятие), тем |
| |меньше его объем (число предметов, подводимых под это понятие), и, |
| |наоборот. Чем меньше признаков (чем понятнее абстрактнее), тем больше |
| |его объем. Это соотношение справедливо и для того случая, когда исходным|
| |пунктом в конструировании понятия берется объем. |
| |Принцип вопросно-ответной артикуляции высказываний, принцип иронии|
| |и принцип маевтики. |
| |Умозаключение путем логического выведения суждения из двух других |
| |(посылок), содержащих общий признак. |
| |Речевая проработка проблемы закладывает структуру практических действий |
| |людей, непременным условием успешности которых оказывается их (действий)|
| |соответствие особенностям и структуре референта. "Слово есть образ дела"|
| |-Солон. Вместе с тем известно, что между словом и делом может пролегать |
| |пропасть (особенно в политике!). "Слово - это тень дела" - подчеркивал |
| |Демокрит. Отсюда видно, что оба определения диалогового метода |
| |справедливы. |
| |Это суждения, из которых делается логический вывод в процессе |
| |умозаключения; исходными посылками Аристотель полагает аксиомы, |
| |постулаты и предположения. |
| |Манипулирование смыслами слов с целью выведения заранее заданного |
| |тезиса. Вводя в рассуждения туманные абстракции и надуманные конструкты,|
| |схоласты выстраивают сложные псевдо - теоретические системы, призванные |
| |сохранить и упрочить догматы религиозной веры или идеологически |
| |окрашенные им мифологеммы. |
| |Для скептика факт противоречивости мнения есть доказательство его |
| |неистинности, для диалектика противоречие при определенных условиях |
| |может выступать фундаментальным законом. |
| |Закон тождества ("а" верно, если имеет место А и мы судим действительно |
| |об А); закон непротиворечивости суждений (недопустимо, чтобы одно и тоже|
| |одновременно было и не было присуще одному и тому же в одном и том же |
| |смысле); закон достаточного основания (суждение "а" может быть верным |
| |лишь при том условии, если мы располагаем знанием об А); закон |
| |исключенного третьего (любой реально существующий предмет может быть |
| |включен или в класс А, или в любой другой класс, но только не в А). |
| |Наука о мышлении, его всеобщих формах и законах; у Аристотеля - это |
| |наука о законах научного мышления; путем сопоставления данных |
| |самонаблюдения с правилами речевого общения создается наука логики. |
| |Произвольное объединение "хороших" свойств, принадлежащих несовместимым |
| |предметам и поэтому - взаимоисключающих друг друга. |
| |Умозаключение от общего к частному и наоборот; в сущности, и то и другое|
| |состоит в выведении суждения из двух других, содержащих общий обоим |
| |признакам (понятие или предикат). |
| |Учения о понятиях, учение о суждениях, учение об умозаключениях |
| |(силлогизмах). |
| |Это связь понятий (в виде «субъекта» и «предикта»), выражаемая словами |
| |«есть» или «не есть». Суждения различаются по качеству (утвердительные |
| |или отрицательные), по объему ("все", "некоторые", "единичные") и по |
| |степени достоверности (ассерторические, аподиктические, |
| |проблематические). |
| |Принцип укоренен в здравом смысле и имеет широкое практическое |
| |применение. Но и на бытовом уровне он может служить оправданием |
| |конформизму -"Проживи незаметно!", "Не высовывайся!" и т.п. На |
| |теоретическом уровне (в философии) этот принцип лежит в основе эклектики|
| |(См. тест № 3). |
| |Придерживаясь заданной темы, осуществить аналитическое разграничение |
| |известного и неизвестного, желаемого и реально возможного в целях |
| |прояснения сути предмета или проблемы. |
| |Догматизм - положительная философия; она строится на неколебимых |
| |принципах и скептически относится к новациям. Скептицизм - отрицательная|
| |философия недоверия ко всему, кроме аксиом, полезных для жизни |
| |Диалоговый метод философствования органически объединяет в себе |
| |логическую и этическую компоненты общения, что значительно, повышает КПД|
| |и познания (ум - хорошо, а два - лучше!), и общения (ради чего лясы |
| |точим?). |
| |Разновидность риторики - спор ради победы над собеседником. |
| |1) Ограничить тему и задать вектор продвижения. 2) Преодолеть |
| |сопротивление (субъективизм, инерция привычек) другой стороны; 3) |
| |Обеспечить добровольный выход собеседника на нужный результат. |
| |Этос и Логос ритора, выделяя в первом деструктивные приемы и |
| |конструктивные правила, а во втором - общие принципы ведения диалога и |
| |их частные (операциональные) требования. |
| |По мнению Платона, в то время как другие люди всуе считают, будто они |
| |располагают знанием о том, что такое добродетель, благо, мудрость и т. |
| |д., Сократ - единственный, кто сознается в своем полном невежестве |
| |касательно этих понятий и старается найти концензус среди сограждан |
| |посредством строго организованного общения (диалога). |
| |"Риторика - это словесное искусство делать человека рабом по его |
| |собственной воле". (Горгий) |
| |"Прежде чем станешь вещать, научись же порядочно мыслить; книги |
| |философов могут тебя в том достойно наставить!" Квинт Гораций Флакк. |
| |Как принцип развития, так и принцип всеобщей взаимосвязи, введенные |
| |Гераклитом, выполняют важную мировоззренческую роль - позволяют исходить|
| |из имманентного самой природе порядка, упраздняя Бога как объяснительный|
| |принцип. Законы диалектической логики, впервые угаданные Гераклитом, |
| |являются предельно широкими по охвату рациональным способом всех |
| |возможных вариаций. Все, что допускает наш человеческий разум, не может |
| |выходить за пределы, полагаемые законами диалектики. За этими пределами |
| |-хаос, иррациональное, сумасшествие. Следовательно, структура мыслимого |
| |объекта не может не совпадать с модусами (законами) диалектической |
| |логики. |
| |Предметная и беспредметная спекуляция. Беспредметная спекуляция |
| |довольствуется комбинаторикой слов в соответствии с логикой здравого |
| |смысла и рече - язвиковыми нормами (" Материя - первое подлежащее всякой|
| |вещи".); предметная спекуляция ("диалектическая метода" - Платон) ставит|
| |своей задачей прорыв к экстралингвистическим реалиям - общественным |
| |связям или естественно - природной необходимости. |
| |В одну и ту же реку нельзя войти и один раз". - Кратил. Это утверждение |
| |выводится как из факта изменений объекта наблюдения, так и из факта |
| |преобразований в самом наблюдателе. Устраняя точку отсчета (момент |
| |устойчивости), можно любой предмет утопить в потоке изменений. В то |
| |время как диалектика полагает изменчивость и устойчивость соразмерными |
| |предмету познания, релятивизм абсолютизирует изменчивость всего сущего, |
| |привнося тем самым в картину субъективный произвол. |
| |Интроспекция - «Познай самого себя!» и спекуляция – «Узнай больше, чем |
| |сказано!». Фиксировать что и как происходит в собственной душе, когда, |
| |например, решают задачу, действительно необходимо при исследовании |
| |этических канонов или при создании науки логики. Судить с понятием и |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|