Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии
| |сбалансированных и пропорциональных соотношений между вещами - к росту |
| |гармонии среди всего сущего. |
| |От хаотического состояния он приходит ко все большему порядку, которому |
| |имманентна необходимость и причинность. |
| |Огонь - самое динамическое, наблюдаемое и активное начало, способное к |
| |самосохранению. |
| |Душа имеет чувственные побуждения и аффекты, ставящие её в зависимость |
| |от вещей; для большинства людей, управляемых собственными страстями, |
| |производство и потребление материальных благ становится их жизненным |
| |уделом. |
| |Она занимает промежуточное положение между двумя мирами и поэтому |
| |наделяется свойствами обоих. Это обстоятельство и делает возможными |
| |переходы между двумя мирами. |
| |Различие состоит в соотношении (пропорциях) между материей и формой: чем|
| |совершеннее вещь, тем меньше в ней материи (потенциально |
| |неопределённого) и тем больше в ней актуально уже реализованного, т.е. |
| |вполне определённого (формы). |
| |Число (мера) и гармония. |
| |Общим вектором устремлений людей, а равно и природы в целом, является |
| |состояние атараксии - покоя, безмятежности и невозмутимости, или апатии |
| |-индифферентности к добру и злу, к истине или заблуждению. |
| |Мельчайшие, неделимые (подобно атомам), но одушевленные частицы - |
| |"логои" могут сгущаться, образуя тела, и рассеиваться в мировом океане. |
| |Подобно тому, как некогда распался на "логои" единый и изначально |
| |разумный мировой Огонь. |
| |Необходимость, характерная для факта восприятия, обеспечивается |
| |благодаря физическому воздействию на органы чувств отделяющихся от вещей|
| |«идолов» -материальных копий; последующая фиксация в душе этих копий |
| |влечет появление устойчивых образов. |
| |Семя в потенции заключает в себе зачатки свойств будущей вещи; атомы |
| |безжизненны и обладают лишь формой, размером и расположением в пустоте |
| |относительно друг друга. Кроме того, они могут перемещаться, толкаться и|
| |сцепляться. |
| |Трем составляющим души соответствуют три сословия в обществе, а также |
| |три космические силы: идея, материя и мировая душа. |
| |Идеи бестелесны, не имеют чувственных качеств (запаха, цвета и т.п.), не|
| |доступны восприятию органами чувств, не имеют пространственной и |
| |временной локализации и других параметров, неизменны и вечны. В |
| |платоновской философии они предстают как прообразы вещей, своего рода |
| |«порождающие модели» для всех вещей одного и того же класса. |
| |В природе все совершается по законам динамической зависимости. Однако |
| |последняя, помимо доминирующей тенденции, всегда сопряжена со случайными|
| |отклонениями или погрешностями. Они происходят регулярно в силу |
| |случайных отклонений атомов от вертикальной траектории. Эти спонтанные |
| |отклонения, накапливаясь в сложных телах, приводят к появлению |
| |альтернативных вариантов, выбор из которых и составляет суть |
| |человеческой свободы |
| |Наряду с 4-мя стихиями нужны еще силы, приводящие их в движение: любовь |
| |и вражда. Одна сила притягивает элементы друг к другу, другая же - |
| |отторгает их. |
| |Сама по себе «чистая» материя - есть ничто, так как всякое «что» есть |
| |нечто определённое, существует лишь благодаря своему понятию или идее. |
| |Материя -это бескрайнее поле для воплощения разнообразных идей; лишь |
| |благодаря своему браку с идеями оно обретает свою определённость, |
| |становится «чем-то». |
| |«Телос» - цель, то есть то, ради чего создаётся и служит определённая |
| |вещь. Расширительно «цель» - быть полезным, существовать для чего-либо. |
| |«Телеология» - учение о целесообразном порядке мира, при котором каждая |
| |вещь имеет своё место и свою цель. Часто термин «телеология» означает |
| |логику вещей, задаваемую целеустремлённостью субъекта (целевая |
| |причинность). |
| |Количественный рост элементов в семени приводит к разделению и смешению |
| |семян в конкретные органы, из органов образуются тела. |
| |Каждая вещь имеет свою материю и душу. Материя тел непрерывна. Твёрдые |
| |тела получаются путём сгущения материи и состоят из пластинок - |
| |треугольников, соединяющихся друг с другом в правильные многогранники. |
| |Значит, вещь не имеет ничего общего ни с атомами, ни с пустотой (vs |
| |Демокрита). Как отдельной вещью, так и всей их совокупностью управлять |
| |отныне будет лишь гармония (как и у Пифагора). |
| |Богов следует признавать не из - за страха перед ними, или надежды на |
| |бессмертие, а в силу почитания совершенства как такового. Будучи |
| |существами, лишенными человеческих слабостей, они ведут свою полную |
| |блаженства жизнь в межзвездных просторах; им сейчас стало обременительно|
| |вмешиваться и в жизнь людей, и в действие законов природы. |
| |Материя для разнообразных вещей - это геометрические фигуры: |
| |треугольники, квадраты, прямоугольники, кружочки и т. п. Из наложения |
| |друг на друга тонких пластин (фигур) образуются тела определенной |
| |(благодаря воздействию идеи) формы. Платоновские элементы мира - это |
| |чисто умозрительные конструкты, не имеющие никакой материальной начинки.|
| |Эмпедокл: "Неразумны те, ибо недалеко простираются их мысли, которые |
| |думают, что не бывшее прежде может возникнуть, или что нечто может |
| |совсем умереть и исчезнуть". Самозарождающиеся во влажном иле органы |
| |(головы, руки, желудки и т. п.) вначале блуждали отдельно; случайно |
| |сталкиваясь, они срастались и образовывали сложные гибриды; лучшие из |
| |них выживали и давали потомство, худшие - погибали. |
| |Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы; следовательно, истинно сущее |
| |-бестелесно, как бестелесны и те отношения, которые постигаются |
| |мышлением. Вот это зримое лишь нашим умом бытие более совершенно, чем |
| |чувственно данный нам мир; оно более реально, чем марево исчезающих |
| |красок, теней и т. п. |
| |Целеполагание свойственно человеческому разуму, а не природе. В ней нет |
| |никаких целевых причин и никакого целенаправленно действующего разума. В|
| |природе все совершается по законам динамической зависимости, правда, с |
| |небольшими отклонениями ("клинаменами"). |
| |Материальная, формальная, динамическая и целевая причины. |
| |Это философия объективного идеализма: господствующий в мире порядок |
| |имеет духовную природу, но не является , однако, творением человеческой |
| |головы; в человеческом мышлении он лишь наиболее выразительно заявляет о|
| |себе. |
| |Термин означает то, что поистине, реально существует, - вещь как |
| |нераздельное единство материи и формы. |
| |Так как идеям сопутствуют понятия, мир идей устроен по иерархическому |
| |принципу - аналогично полной и совершенной системе понятий. |
| |Иерархическая система идей предполагает субординацию низших идей высшим.|
| |У Платона вся пирамида идей венчается высшей и всеобъемлющей идеей Блага|
| |(=Бога). |
| |Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой |
| |(божественный) дух, а мы сами становимся в чем - то подобны Богам. Душа |
| |человека - одно из звеньев мирового духа (разума или Бога). |
| |Огонь заключает в себе противоположности (холодного и горячего, твёрдого|
| |и газообразного и т.д.), переходящие друг в друга. «Всё в мире |
| |совершается через борьбу и по необходимости» Гераклит. |
| |Универсальной причиной всех перемен мыслится чисто механическое |
| |движение. Присущая ему необходимость исключает как случайность ("- |
| |выдумка глупцов для оправдания собственного невежества") так и |
| |целесообразность (камень не стремится угодить именно в голову, даже если|
| |последняя этого и заслуживает). |
| |Мир идей довлеет себе, первичен и самодостаточен; мир вещей зависим от |
| |него, вторичен, «подражает» ему как образцу и хочет, но не может |
| |достигнуть своего идеала. Мир идей - совершенное бытие, мир вещей - |
| |несовершенное, так как они вечно «текут», становятся, существуют и |
| |вместе с тем перестают существовать. |
| |Форма вещи есть и её непосредственная данность субъекту в актах |
| |восприятия, и её внутренняя предопределённость к сохранению или развитию|
| |(вид или эйдос вещи). |
| |Континуум развития всего сущего (=диапазон совершенства) задаётся снизу |
| |категорией «материя» и категорией «чистая актуальность» - сверху; первой|
| |придаётся смысл «Ничто»; второй - «Бог» (в религиозных терминах). |
| |Благодаря свойствам атомов (тяжесть?) изначально лишь вихревые движения |
| |атомов сами собой упорядочивались - происходило вращение, сгущение, |
| |разогревание, уплотнение и дифференциация агрегатов атомов. |
| |Всему присуще стремление к совершенству; к тому, чтобы «уподобиться» |
| |идеям, максимально воплотить их в себе. |
| |Это космический эрос как порыв к продолжению жизни, к слиянию с |
| |предметом своих вожделений (идеалом). Космическая плоть (материя) |
| |стремится самоутвердиться через уподобление идеалу и обретение |
| |совершенных форм. |
| |Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает |
| |качествами наблюдаемых, однородных тел (качествами воды, земли, золота, |
| |кости, мяса, рыбы и т. п.). |
| |Процесс обратный эманации - есть эволюция. Суть - восхождение по |
| |ступеням иерархии от менее совершенных форм к более совершенным (от |
| |множественности к единому, от материального к духовному, от тварного и |
| |вторичного к творящему, первоначальному). |
| |10 признаками: 1) данность как факт или допускаемая разумом возможность;|
| |2) качество; 3) число; 4) отношение обладания (иметь или не иметь); 5) |
| |место; 6) длительность; 7) состояние (движение или покой); 8) действие; |
| |9) страдание; 10) направление перемен. |
| |Всякая вещь есть процесс, включающий в себя становление, бытие и гибель;|
| |она существует в своей внешней определённости и одновременно не |
| |существует по своей тенденции; всё сущее ранее не существовало и |
| |обречено умереть. |
Раздел II. Гносеология и психология.
|№п/п |Ответы |
| |Приобщится душой к Богу человек может в исключительных случаях, "когда |
| |он оказывается в состоянии сверхумного экстаза". Именно тогда в |
| |истерзанную сомнениями и страданиями душу и проливается божественный |
| |свет. С этого момента его одолевает стремление быть подобным Богу. |
| |Повторяющиеся впечатления фиксируются в душе и, благодаря наложению их |
| |друг на друга, образуют "ядро" понятия, которое в последующем начинает |
| |"рассказываться" словами. |
| |Так как нравственный канон первоначально рождается в душе индивида (как |
| |некий укор совести!), то, познавая самого себя, я обретаю ключ к |
| |расшифровке мотива поступков других людей, а, наблюдая жизнь во всех её |
| |проявлениях, я обретаю ясность в отношении собственных мотивов. |
| |Вызревающее таким путём понятие о каноне затем обретает свою |
| |общезначимую формулировку посредством обсуждения (диалога). |
| |Возможность подобных знаний следует признать. Всякое знание начинается с|
| |опыта, но не всякое знание целиком выводимо из опыта. Возможно и такое |
| |знание, источником которого является не опыт (мириады сенсорных фактов),|
| |а сам Разум. Именно подобные знания дают начало наукам и могут стать |
| |предметом разнообразных доказательств. |
| |Это происходит по явному недоразумению. Трудно осознать тот факт, что |
| |собственную смерть установить никто не может. Когда мы есть, то смерти |
| |нет для нас; когда же наступает смерть, то нас уже нет для нее. "Смерти |
| |нет, ребята!" |
| |Познание природы, ее устройства и законов, а так же оценка переживаний с|
| |точки зрения их ценности, значения и последствий. |
| |Мотивы человеческого действия весьма разнообразны: потребности, |
| |страсти, желания, склонности, эмоции и интересы. |
| |Мудрость - добродетель разума, мужество - добродетель воли, умеренность |
| |- добродетель страстей. |
| |Каждая из стадий («влечение», «влюблённость», |
| |«сотрудничество», |
| |«божественная любовь») пронизана стремлением к идеалу. |
| |1.Женщина и мужчина - каждый ищет свою половину. |
| |2.Отождествление избранника с идеалом делает обе половины |
| |слепыми к |
| |недостаткам друг друга. |
| |3.Распределение семейных обязанностей в соответствии с талантами делает |
| |супругов незаменимыми друг для друга. |
| |4.Любовь сбрасывает свою половую определённость и становится стремлением|
| |к |
| |вечной красоте и совершенству. |
| |Опыт, искусство, наука. Знание о частном и общем. Практическое и |
| |теоретическое знание. Знание вероятное и достоверное (доказательное). |
| |Чтобы можно было знать вещь в ее общих свойствах, независимых от |
| |чувственной модальности ощущений, т.е. чтобы знать вещь как таковую, а |
| |не простой набор разнообразных чувственных качеств (красноты, кислоты, |
| |шаровидности и т. п.). |
| |Субстанцией нашего "Я" являются ощущения; устраните ощущения - и угаснет|
| |"Я";-и дифференцированные прежде ощущения сольются в сплошной поток |
| |чувственности. |
| |Платон полагал, что внутренний мир человека - это общежитие трёх разных |
| |душ - аффективной, мужественной и разумной; доминирование одной из них |
| |определяет принадлежность человека к одному из трёх социальных классов. |
| |Аристотель членил психику на три части: растительная душа (регулятор |
| |процессов роста и размножения), животная душа (регулятор поведенческих |
| |актов) и разумная душа (регулятор взаимодействий между людьми). |
| |Цицерон склоняется к мысли о том, что наиболее общие понятия (категории)|
| |включают в себя опыт предков, передаваемый генетическим способом - это |
| |"врожденные впечатления души". |
| |Эмпиризм: из знания фактов складывается общечеловеческий опыт, из опыта |
| |рождаются идеи. |
| |Причины страдания-невежество, неразумие, предрассудки, |
| |страх перед неопределенностью. |
| |В зависимости от достигнутой степени совершенства, чистоты и |
| |раскрепощенности от чувственных телесных побуждений Душа переходит в |
| |другой организм - либо высший, либо низший, - и через множество |
| |инкарнаций возвращается в мир идей. |
| |Главным объектом критики Аристотелем Платона был тезис о |
| |самостоятельном, изолированном от вещного мира существовании мира идей. |
| |Идеям необходимо найти место среди мира фактов. |
| |Идеальная - Разум, состоящий из идей. Он должен направлять |
| |Волю на предметные действия и совместно с Волей обуздывать Страсти. |
| |Преобладание в индивидуальной душе "золота", "серебра" или |
| |"меди" -основание для причисления индивида к определенному классу. |
| |По Аристотелю, поведением человека руководят две детерминанты: 1) |
| |обычные действия направляются чувствами и идеями; 2) поступками же |
| |руководят волевые привычки. |
| |Разум как способность человека мыслить все, в том числе и самого себя, и|
| |свои ментальные образования (восприятия и мысли, чувства и эмоции). |
| |Разум полагается эпицентром (целью) всех живых отправлений индивида - |
| |рождения, деятельности, обучения, самосовершенствования и т. п. |
| |"Без воплощенья в ином - мысли тебе не найти" - Парменид. Собственная |
| |мысль может стать объектом исследования только при том условии, если она|
| |сформулирована словами. Когда она становится понятной адресату, тогда и |
| |ее автор обретает понятийное видение сказанного. Невысказанная мысль - |
| |аморфна, изменчива, фрагментарна и туманна. Но мысль изреченная - есть |
| |ложь (Тютчев),если не связывать ее с конкретикой совместного с адресатом|
| |бытия. Итак, речь как осознание мысли дает начало логической организации|
| |наших высказываний, а речь как поступок - этической организации общения.|
| |В любой данный момент предмет мысли есть лишь содержание нашей мысли о |
| |предмете, и, наоборот, мыслимый нами предмет и есть реально существующий|
| |для нас предмет. (Принцип тождества мышления и бытия). |
| |Наперекор рационалистической традиции, заложенной парменидовским |
| |принципом, выступали Киркегор, Шопенгауэр и Ницше (19в.). «Всё |
| |действительное - неразумно, всё разумное - недействительно.»- С. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|