Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии
| |Кто пользовался учением Аристотеля для доказательства бытия | |
| |Бога? | |
| |Как называл Аристотель философию, которая рассматривает первые | |
| |причины и начала вещей? | |
| |Что такое «душа»? | |
| |Какие три части в душе человека выделяли Платон и Аристотель? | |
| |Для чего у человека несколько органов чувств, а не один? | |
| |Какова высшая способность души? | |
| |Какова роль разума в чувственном познании? | |
| |Бессмертна ли душа? | |
| |Возможно ли существование «чистых» форм, не заполненных | |
| |материей? | |
| |Как называли учеников Аристотеля и почему? | |
Тест №7. Политика и логика Аристотеля
|№п/п |Вопросы |Код |
| | |ответа |
| |Как возникло государство? | |
| |В каком отношении находится личность и государство? | |
| |Как определял в этой связи человека Аристотель? | |
| |Какая форма управления является наилучшей для слаборазвитых | |
| |народов? | |
| |Как развиваются из нее другие формы государства? | |
| |Приведите основания классификации форм государства. | |
| |Какие формы государства выделяет Аристотель? | |
| |Какая форма наилучшая? | |
| |Источник рождения знания. | |
| |Какие виды знания следует различать? | |
| |Существуют ли внеопытные знания? | |
| |Каковы признаки научного знания? | |
| |Что такое “логика” и как рождается знание о ней? | |
| |Из каких разделов состоит “Органон” (орудие)? | |
| |Что такое дедукция и индукция? | |
| |Что такое посылки и какие виды исходных посылок различает | |
| |Аристотель? | |
| |Что такое силлогизм? | |
| |Сколько фигур силлогизмов исследовал сам Аристотель? | |
| |Как понятия образуются, определяются и различаются? | |
| |Что такое суждение и как их различать? | |
| |Что такое умозаключение и в чем его гносеологическая ценность? | |
| |Какими признаками Аристотель наделяет бытие как субстанцию? | |
| |Какие законы логики открыл Аристотель? | |
| |Какое значение приобрел Аристотель для средневековой философии | |
| |и как его богословы “подстригли”? | |
| |Что доказывает жизнетворный характер философии Аристотеля? | |
Тест №8. Этические школы античности (ранний период).
|№п/п |Вопросы |Код |
| | |ответа |
| |Какова роль софистов в нравственно – этических вопросах | |
| |мировоззрения? | |
| |Совместимо ли любомудрие с меркантилизмом? | |
| |Как рождаются нравственные каноны, по Сократу? | |
| |Что такое этический рационализм? | |
| |Почему невозможна злая воля, а зло в мире обречено на | |
| |исчезновение? | |
| |Как связаны добродетель и счастье? | |
| |Как философия способствует приращению добродетели? | |
| |Какой нравственный урок стоит за выбором Сократа принять | |
| |приговор неправедного суда? | |
| |Перечислите сократические школы в этике. | |
| |Что такое аскетизм и гедонизм? | |
| |Каким критериям пользуется Диоген Синопский в оценке людей? | |
| |В чем состоит добродетель и цель жизни человека, по Диогену? | |
| |Какой эмпирический критерий для определения добродетели людей, | |
| |предлагает Аристотель? | |
| |В чем отличие эвдемонизма от аскетизма и гедонизма. | |
| |Совпадают ли знание и добродетель, по Аристотелю? | |
| |Как достижима добродетельная жизнь в масштабах социума? | |
| |Что заставляет человека практически действовать? | |
| |Как классифицировать человеческие потребности? | |
| |Что следует полагать причиной поступка? | |
| |Какую этическую функцию выполняет разум в регуляции поведения | |
| |людей? | |
| |Найдите формулировку принципа “золотой середины”, адекватную | |
| |здравому смыслу. | |
| |Каковы достоинства и возможные издержки принципа “золотой | |
| |середины”? | |
| |Кто доводит этот принцип до этического релятивизма? | |
| |На какие виды Аристотель предлагает разделить человеческие | |
| |добродетели? | |
| |Укажите, какое продолжение получили рассмотренные этические | |
| |школы. | |
Тест №9. Философские школы эллинизма.
|№п/п |Вопросы |Код |
| | |ответа |
| |Какие исторические события и социальные процессы определили | |
| |этико – религиозный характер эллинистической философии? | |
| |Укажите основные философские школы поздней античности. | |
| |Укажите наиболее известных стоиков. | |
| |Сформулируйте основную идею стоицизма. | |
| |В чем сущность человека, согласно стоикам? | |
| |Какой должна быть его жизнь? | |
| |Какова роль разума в нравственном укладе нации? | |
| |Как соотносятся законы природы и разума? | |
| |Что является целью нравственных поступков и в чем она состоит? | |
| |Что означает принцип нравственной автономии? | |
| |Каковы основные аффекты и как к ним относится? | |
| |Что такое “апатия”? | |
| |Как стоики относились к имуществу и другим материальным благам?| |
| |Является ли удовольствие благом? | |
| |Следует ли однозначно определять страдание как зло? | |
| |Существует ли необходимая связь между добродетелью и счастьем? | |
| |Что считал целью жизни Эпикур? | |
| |Как ее можно достичь? | |
| |Какое удовольствие философ должен ценить превыше всех прочих? | |
| |Что является причиной страданий? | |
| |Как их можно избежать? | |
| |В силу чего рождается страх перед смертью? | |
| |Какой важный философский вывод следует из рассуждений Эпикура о| |
| |смерти? | |
| |Что такое “атараксия”? | |
| |Какие две главные функции выполняет человеческий разум, как | |
| |регулятор всей деятельности субъекта? | |
Тест № 10. Поздний эллинизм.
|№п/п |Вопросы |Код |
| | |ответа |
| |Какие идеи греческих философов стоики использовали в своей | |
| |натурфилософии? | |
| |Как связаны душа человека и мировая душа – божественный дух? | |
| |К какому типу относится теория познания стоиков? | |
| |Как происходит чувственное восприятие? | |
| |Как возникает понятие? | |
| |Существуют ли врожденные понятия? | |
| |Какая полезная функция философии эксплицирована стоиками и | |
| |звучит как обращение? | |
| |Что завещал Сенека своим друзьям и близким, и как | |
| |аргументировал свое завещание? | |
| |Какое влияние оказал стоицизм на последующие эпохи? | |
| |Как Эпикур относился к телеологии Аристотеля? | |
| |Упраздняет ли Эпикур богов и что это такое? | |
| |К какому типу можно отнести теорию познания Эпикура? | |
| |Какую полезную функцию философии открыл Эпикур? | |
| |Основной тезис скептицизма? | |
| |Назовите крупнейших скептиков. | |
| |К чему стремится вся природа и человек, в частности? | |
| |Каково различие между скептицизмом и догматизмом? | |
| |Способен ли скептик, усомнится в справедливости собственной | |
| |позиции? | |
| |Различие между скептицизмом и диалектикой? | |
| |Последняя философская школа античности? | |
| |Что такое “эманация”? | |
| |Что такое “эволюция” (“инволюция”)? | |
| |Соприкасается ли человеческая душа с Богом? | |
| |Какое значение имел неоплатонизм для средневековой теологии? | |
| |Какой девиз созвучен семантике слова “философия” и мог бы | |
| |служить оправданием профессионального выбора философа? | |
Компендиум
ответов по античной философии.
Раздел I. Онтология
|№п/п |Ответы |
| |Бытие как вещь, бытие как субстанция вещей, бытие как деятельность |
| |человека и бытие как истина. |
| |Сущность состоит в разумности человека, т. к. главным регулятором |
| |поведения |
| |людей является Разум. |
| |Фалес - это вода (она есть всюду и может принимать любую форму); |
| |Анаксимандр - это апейрон (бескачественное и бесконечное по числу |
| |начало); |
| |Анаксимен - это воздух (необходим, пластичен, реально существует, но сам|
| |не виден); |
| |Гераклит - это огонь (самое динамичное и самосохраняющееся начало); |
| |Эмпедокл - это четыре стихии природы (земля, вода, воздух и огонь), |
| |элементы |
| |которых связываются в семени конкретной вещи |
| |Жизнь человека должна быть разумной, т. е. согласной с Разумом, и |
| |естественной, |
| |т. е. согласной с природой. |
| |Открывающийся философу мир-един, однороден, неизменен и самодостаточен. |
| |Упраздняется Бог как творец всего сущего: если любая вещь может |
| |возникнуть |
| |естественным путём, то зачем тогда творец? |
| |По большей части (растительной и животной) душа человека смертна; |
| |исключение делается однако для самой высшей части души - разумной, |
| |которая безлична и бестелесна. Эта часть души предстает в виде логики и |
| |научного |
| |знания. |
| |"Бог вначале сформировал материю в виде цельных, массивных, твердых, |
| |непроницаемых, движущихся частиц, которые настолько устойчивы, что |
| |никогда не изнашиваются и не распадаются на части. Из факта |
| |существования мира следует, что изменения материальных вещей могут быть |
| |приписаны единственно расщеплению и установлению новых связей и движений|
| |этих вечных частиц". |
| |И. Ньютон |
| |Неделимые, неизменные, простые, неуничтожимые и несотворимые, неощутимые|
| |и движущиеся по пустотам частицы тел; тела же, будучи сцеплениями |
| |множества атомов, благодаря тонким истечением с их поверхности "копий", |
| |вызывают в нас различные ощущения. |
| |Архитектор мира - Демиург создал посредством смешения Идей с |
| |бесформенной материей мировую Душу, т.е. создал «одушевлённую» материю, |
| |способную к развитию; из неё и произошли все тела. |
| |Таковая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев,|
| |а именно, когда речь идет о Боге и когда говорят о бессмертной части |
| |души - о человеческом Разуме. И то, и другое - суть "чистые" формы. |
| |Таким образом, "чистые" формы - это идеализированные объекты мышления = |
| |абстракции. |
| |Форма вещи, взятая в качестве цели, влечёт ряд изменений в направлении к|
| | |
| |финалу. |
| |Пифагорейский термин «космос» означал порядок. В целом же для античной |
| |философии под этим словом разумелась открытая наблюдению среда обитания |
| |человека или эмпирически известные сферы жизненных отправлений индивида:|
| |природная среда, государство-полис и микрокосм душевной жизни. |
| |Это истечение, излучение, ступенчатый переход от всереальнейшей и |
| |всесовершенной сущности - некой абсолютной полноты бытия (Бога, Блага, |
| |Единения и т.п.), - к менее совершенным ступеням или формам (вещам, |
| |животным, человеческим расам и т. д.). |
| |Они опровергают, по мнению Зенона, учение Эмпедокпа о множественности |
| |начал, а также тезис Гераклита «Все течет». И то, и другое присуще |
| |только миру видимости, а не подлинному бытию. |
| |Парменидовские миры неравноправны и несовместимы друг с другом. Мир |
| |видимости выступает как реальность лишь в силу того, что многим людям не|
| |дано прорваться в умопостигаемый мир. Безусловной реальностью обладает |
| |лишь умопостигаемый мир, но из него нет пути назад - чувственно данная |
| |конкретика вещей не выводима из структур умопостигаемого мира. Выбор |
| |между бытием и не-бытием и должны сделать сами люди, поскольку они |
| |мыслят. |
| |В целом - это вселенский Разум, который привел в целесообразный порядок |
| |хаотическое множество гомеомерий; но это вместе с тем и присущее вещам |
| |их качественное своеобразие. |
| |Вопрос об архе, т.е. о первоматерии (первовеществе, первоначале) как об |
| |истинно сущем. Признаки архе: прямо или опосредованно воздействует на |
| |органы чувств; не возникает и не уничтожается; служит исходным |
| |материалом для прочего многообразия вещей. |
| |Все они стремятся к совершенствованию, одухотворению, воплощению в себе |
| |идеального; к осуществлению идеалов знания, добра и красоты. |
| |Именно для предельных случаев концептуального рода и нужна Аристотелю |
| |категория «Бог» - в качестве «Перводвигателя», «Первопричины», |
| |«Энтелехии» и др. |
| |Как и у Платона, материя сама по себе есть ничто, но в человеческом |
| |дискурсе это «первое подлежащее каждой вещи», способное превратиться в |
| |любую вещь; в философии Аристотеля материя - это вид бытия, обладающего |
| |10 признаками. |
| |Идеи существуют сами по себе и не нуждаются ни в материи, ни в вещах; по|
| |Аристотелю, форма и материя неразделимы: нет материи без формы, как нет |
| |и формы без материи. |
| |«Первая» философия - Теология. |
| |Атомы, вихрями двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются друг с |
| |другом, зацепляясь и воздействуя один на других соприкосновением и |
| |толчком. Так вещи возникают и разрушаются, обмениваясь своими атомами. |
| |Тела сложные, т. к. состоят из атомов, между которыми есть пустоты. |
| |Атомы же, напротив, просты, ни частей, ни пустот внутри себя не имеют. |
| |Именно поэтому их нельзя раздробить. |
| |В любой вещи присутствуют крупицы земли, воздуха, |
| |воды и огня, объединяющиеся в семени. |
| |Натурфилософские проблемы - это логически взаимосвязанные вопросы о |
| |естественных (природных) причинах наблюдаемых метаморфоз. |
| |"Гомеомерии" - подобочастные, инвариантные. |
| |Атомы и пустота: о существовании атомов можно заключить, наблюдая |
| |движение пылинок в солнечном луче; о существовании пустоты - из фактов |
| |разрезания, размельчения, деформации твердых тел, а также из возможности|
| |их перемещения в среде. |
| |Природные взаимодействия сами по себе приводят к установлению более |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|