Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)
Объективные черты: территория, которая включает среду
хозяйствования, быт людей, характер и образ жизнедеятельности с появлением
государства и государственной территории.
Субъективные черты: общий язык, общность
психологического склада, самосознание нации, особенности трудовой деятельности.
Нация существует когда:
– объединяются глубинно-сущностный и
эмпирическо-этнический уровни;
– когда объективно взаимосвязаны всеобщие черты и мера
осознанности, принадлежности к нации каждым ее представителем;
– когда объективная общность классового положения в
общности идеологического и психологического облика представителя данного
класса.
Этнос - это определенная культурная целостность, ей
присуща этнитеза (мы и другие). В общественной жизни встречаются разные
этнические образования: метоэтносы - группы людей, имеющие общие черты культуры
(африканский народ); субэтносы - определенные части какого-либо народа
(сибиряки) - это следствие обособления территории. Этнос - это
социально-биологическая категория, важнейший признак которого выражен понятием
генофонд. Бердяев генофондом этноса считал "единство исторической
судьбы", осознание этого единства, которое и представляет суть национального
сознания.
Геллянер в работе "Нация и национальность"
определяет характерную черту этноса, как врожденное свойство человека, т.е. его
убежденность. Это свидетельствует о том, что взгляд на понятие нация в
социальной философии неоднозначен. Существует ряд концепций:
Кон, Герхард, Стенхард считают, что нация - это всего
лишь единство национальной идеи.
Пейдж, Маккайвер утверждают, что нация - это
национальный характер.
Эмерсон, поддерживая Геллянера, Бердяева, считает, что
с одной стороны - это общая судьба людей, с другой - это убежденность человека
в принадлежности к конкретной социальной группе.
Кординер, Бонер и Макдауэл утверждают, что деление
людей на нации лишено объективной значимости.
Сейвелл - в физическом мире наций не существует,
поэтому эта категория вымышленная.
Национальность - это этническая категория, которая
характеризует определенную социальную общность. Наций нет без национальности,
но национальность сама по себе не означает принадлежность к одноименной нации(
метис, мулат).
Идея национального самосознания возникла в 19 веке в
Европе. Введенное понятие символизировало с одной стороны, уничтожение феодальной
раздробленности и становление наций и национальных государств, с другой стороны
фиксировало новые экономические отношения и единство экономической жизни.
"Декларация прав народов России", принятая в
ноябре 1917 года, провозглашала:
равенство и суверенность народов;
право на свободное самоопределение;
отмену всех национальных и национально-религиозных
привилегий;
свободное развитие национальных меньшинств.
Фактически эта декларация была официальным документом
по национальной унификации. В связи с этим не обращалось внимание ан межнациональные
отношения, а также разработку теории взаимодействия этносов на уровне
"культуры вины" и "культуры стыда". Носителями
"культуры вины" считаются этносы европейского культурного круга,
вина, как внутренняя правота. "Культура стыда" относится к восточному
культурному кругу, стыд - это озабоченность оценкой достоинств личности и, в
связи с этим, сокрытие слабостей этноса. "Культура вины" ориентирована
ан собственную общность. Стыд существует между своими, поэтому культурные
феномены достоинства, бесчестия соотносятся с внешними формами контроля
(осуждение, похвала, наказание). "Культура стыда" наиболее устойчива,
особенно это проявляется сегодня под влиянием исламского фактора. Этническое
самосознание сегодня развивается по схеме: прошлое, как идеал будущего. Это
накладывает отпечаток на этнопроцессы, происходящие во всем мире. Сегодня за
пределами своих этнических территорий проживает 54 млн. человек. Структура
межнациональных отношений пересматривается по факту. Тем не менее, во всем
мире существует два типа политического устройства национальных сообществ:
федерация и конфедерация. Федерация имеет свою территорию, конституцию, права и
полномочия заложены в единой общесоюзной конституции. Наряду с союзным
гражданством, может быть гражданство субъектов федерации. Конфедерация - союз
независимых государств, объединяющихся для координации в области экономических,
внешнеполитических и военных отношений. В конфедерации нет единой территории и
единого гражданства. Есть права нулификации, т.е., когда личные права не
распространяются на другой территории. Ученые сегодня считают, что самым
серьезным фактором, влияющий на национальные отношения, является ислам, который
делит на "своих" и "чужих" и поощряет национальные
конфликты. Следствием этого является депортирование народов и беженцы.
Конвенция о статусе беженцев, принятая международным сообществом в 1951 году, не
ратифицирована странами СНГ. Документы ООН в странах СНГ не действуют.
56.
Специфика философского знания, его роль и значение в системе познания. Осознанность
человеческого бытия.
57. Сущность
марксовой теории формации. Её судьба в европейской мысли XX века и в советском
марксизме.
Формационны и
цивилизационый подходы
58. Сциентизм и антисциентизм:
сравнительный анализ парадигм.
59. Теория
познания в философии Нового времени.
60.
Теоцентризм -системоразвивающий принцип философии Средневековья.
Средневековая европейская философия - чрезвычайно содержательный
и продолжительный этап в истории философии, связанный прежде всего с
христианством и умозрительным типом философствования. Хронологически этот
период охватывает I-XV вв. В сравнении с древней философией, она имела свою
специфику:
5.Главное
отличие средневекового мышления состоит в том, что движение философской мысли
было пронизано проблемами религии. Философия сознательно служила ей. В
образованных кругах того времени ее называли служанкой богословия. Объяснялось
это тем, что церковь в средние века монополизировала образование и науку.
Большинство ученых представляли духовенство, а монастыри превратились в очаги
культуры и науки.
6.Философию
средневековья характеризовал библейский ТРАДИЦИОНАЛИЗМ и РЕТРОСПЕКТИВНОСТЬ.
Библия в глазах ученых и в массовом сознании была самым древним, самым
истинным, значимым и подлинным произведением в мире. Кроме того, это была не
просто "Книга книг" (в переводе в греческого библион означает
книга), но боговдохновенное произведение, слово Бога, Завет и тем самым объект
веры. Она, в отличие от языческого мировоззрения, исключала многобожие в любом
варианте и утверждала идею о единой сущности мира.
7.Поскольку
Библия понижалась как полный свод законов бытия и повелений Бога, особое
значение приобрела ЭКЗЕГЕТИКА - искусство правильного толкования и разъяснения
положений Завета. Соответственно, и вся философия была "экзегетична".
В своих формах. Это означало, что очень много внимания уделялось тексту
произведений, способам его толкования. Критерием истинности теории стало
соответствие духу и букве Библии.
8.Философии
средневековья была присуща ТЕНДЕНЦИЯ К НАЗИДАТЕЛЬНОСТИ, УЧИТЕЛЬСТВУ. Это
способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки
зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма философских трактатов -
диалог авторитетного учителя и скромного, поддакивающего, алчущего знаний
ученика.
В целом философия среневековья обосновывала
возможность личного спасения, воскресения из мертвых, конечного торжества
истин христианства в космическом масштабе, была по духу оптимистична.
Базовые положения христианского вероучения со временем
приняли форму основных принципов религиозно-философского стиля мышления. Не
случайно средневековое мировоззрение -ТЕОЦЕНТРИЧНО (от греч. теос - Бог).
Главенствующая идея его - идея Бога. Отсюда и основной принцип
религиозно-философского теоретизирования - СУПРАНАТУРАЛИЗМ (от лат.
супер-сверх и натура - природа; надприродный, сверхъестественный). Не природа и
космос определяют все сущее в мире, а СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ НАЧАЛО - БОГ. От него
целиком зависят и природа, и человек, и общество.
Верующие люди по-особому смотрят на смысл мироздания и
человеческого существования. Они как бы возвышаются над конечными житейскими и
историческими ситуациями, постоянно помнят о чем-то непреходящем, абсолютном,
вечном, находящемся за пределами всего земного, относительного, временного, преходящего.
Супранатурализм как самая характерная черта христианского
стиля мышления пронизывала все части средневековой философской теории:
онтологию (от греч. онтос - сущее) - учение о бытии, антропологию (от греч.
антропос - человек) - учение о человеке, гносеологию - учение о познании,
провиденциализм (от лат. провиденция - провидение) и эсхатологию (от греч.
эсхатос - последний, конечный) - учение об историческом развитии.
В области онтологии теоцентризм раскрывается через
принцип креационизма (от лат. креацио - сотворение), в антропологии - через
принцип антропологизма, в гносеологии - через принцип богоуподобления, в
философии истории - через принцип провиденциализма и эсхатологизма.
Остановимся кратко на этих основных моментах христианского мировоззрения.
КРЕАЦИОНИЗМ. Согласно христианскому вероучению, Бог
создал мир из "ничего", сотворил его актом своей воли, благодаря
своему могуществу. Христиане трактуют Бога как абсолютное творческое начало.
Ему приписывали все атрибуты, которыми древнегреческие философы наделяли
бытие: Он вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего другого не зависит и является
источником всего сущего.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. В контексте религиозного
мировоззрения - это совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль
человека среди творений Бога. По христианскому вероучению, Бог сотворил
человека не вместе со всеми существами, а в специально для него выделенный,
шестой, день. Христианские философы, в соответствии с Библией, подчеркивают
особое положение человека в мире. Если все другие материальные системы и
живые организмы - лишь просто творения, то человек -венец творения. Более того,
он - существо, господствующее на земле.
Высокий статус человеческого бытия определяется библейской
формулой: "Человек - образ и подобие Бога". Но "подобие" не
означает копию. Ясно же, что человеку нельзя приписывать ни всемогущество, ни
бесконечность, ни безначальность. Божественные качества человека, подсказывают
христианские богословы, - это разум и воля.
Свобода воли позволяет человеку выбирать добро и зло.
Первые люди - Адам и Ева - сделали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и тем
самым совершили грехопадение. Отныне природа человека оказалась испорченной,
на нее постоянно воздействует грехопадение. Причем, своими силами человек не
способен преодолеть своих греховных наклонностей. Ему постоянно необходима
божественная помощь, действие божественной благодати (сипы). Соотношение
человеческой природы и благодати является центральной темой христианской
антропологии.
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ - религиозная интерпретация истории
как осуществления божественного плана, промысла божия. Этот божий промысел
спасительно направляет историю на достижение царства божия и недоступен
человеческому пониманию. Исторический процесс при таком подходе предстает как
раскрытие богочеловеческих отношений. Он характеризуется, с одной стороны,
упадком, регрессом, вызванным грехопадением и отчуждением человека от Бога, а,
с другой стороны, восхождением человека к Богу. Основная миссия истории
понимается как спасительная, искупительная, исправительная, испытательная и
назидательная. Провиденциализм неразрывно связан с ЭСХАТОЛОГИЕЙ - религиозным
учением о конце света, смысле и завершении земной истории, конечных судьбах
человека (индивидуальная эсхатология) и человечества (универсальная
эсхатология). История изображается как процесс, направляемый Богом к заранее
предопределяемой цели - царству Эсхатона ("царству божию"). У христианских
мыслителей "царство божие" представляет собой мир истинного,
прекрасного и совершенного, в котором человек полностью соединится с Богом.
Достижение "царства божия" - это конечная цель и смысл человеческого
существования.
Апокалипсические (в данном случае - пророческие) симптомы
скорого конца являются источником страха перед земными страданиями и посмертным
наказанием. Он принуждает христиан мириться с несчастьями и несправедливостью,
толкает к покаянию и питает религиозное рвение.
И, наконец, процесс познания как БОГОУПОДОБЛЕНИЕ. Поскольку
в христианском мировоззрении цель и смысл познания задаются потребностью
"спасения души", постольку конечной целью познавательных усилий
человека признается не знание объективного мира, а обретение человеком своего
первоначального "догреховного" облика: "образа и подобия
Бога".
В "догреховном" состоянии, по описаниям
христианских философов, человек жил не сам по себе, а по-божески, находился в
единстве с Богом, был сопричастен сверхъестественному. Сущность же
грехопадения, по их мнению, как раз и состоит в том, что человек отдалился от
Бога, захотел жить по своим принципам и нормам, пожелал стать равным Богу.
Обретение человеком вновь божественного образа и
подобия предполагает отказ человека от своих претензий, от своей субъективности,
от своего "Я". Богоуподобление есть ничто иное как самоотречение
человека, полный переход его в подчинение Богу.
Формой же такого перехода является вера. Христианские
философы рассматривают ее как особую, сверхъестественную, познавательно-мировоззренческую
позицию субъекта. Согласно их учению, вера является формой единения человека с
Богом, каналом, через который Бог в качестве мистической силы-благодати
воздействует на его познавательные способности, оздоровляет, оплодотворяет и
совершенствует их. Божественная благодать в христианской гносеологии выступает
главным движущим началом и регулятором познавательной деятельности.
Мистика и схоластика - два метода средневекового
философствования
В средневековой философии наблюдались два метода
философствования: мистический и схоластический. Мистический наиболее
характерен для патристики (от лат. патрес - отцы, подразумевается - отцы
церкви) - ранней христианской философии (I-VII) вв.), схоластический (от лат.
схола - школа) характеризовал второй период христианской философии (VIII-XV
вв.).
В основе МИСТИЦИЗМА (от греч. мистикос - таинственный)
лежало учение о божественном проникновении в человеческое познание. Это учение
берет свое начало в философской системе крупнейшего представителя средневековой
патристики АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА (354-430). По его мнению, ни человеческая душа, ни
веши сами по себе не содержат света. Они светятся отраженным светом. Все
видимо, все реально только через Бога. Бог - это солнце, которое само невидимо,
но делает все остальное видимым.
Не учением человеческим, утверждал Августин, а внутренним
светом, а также силой высочайшей любви мог Христос обратить людей к
спасительной вере. Религиозная вера, согласно его воззрениям, не предполагает
обязательного понимания тех или иных положений религии. Она не требует никаких
доказательных аргументов. Надо просто верить.
Вместе с тем Августин отчетливо осознавал ту важную
роль, которую играло рациональное познание. Поэтому он не отрицал необходимость
усиления веры доказательствами разума, ратовал за внутреннюю связь веры и
разума. Послушный религии разум и подкрепленная разумными доводами вера - таков
идеал августиновской апологетики (от греч. апологеомай - защищаю, подразумевается
защита христианского вероучения). Однако представленная Августином теория о
Гармонии веры и разума исключала какую-либо возможность поставить веру в
зависимость от разума. Решающую роль в его системе, без всякого сомнения,
играло откровение (в представлении верующих открытие божеством сверхъестественным
способом - знамение, видение и др. - своей воли или каких-либо божественных
истин).
Наряду с мистицизмом, огромным влиянием в
средневековой философии пользовалась СХОЛАСТИКА - философия, приспособленная
для обучения народных масс основам христианского мировоззрения. Она
сформировалась в период абсолютного господства христианской идеологии во всех
сферах общественной жизни Западной Европы. и являлась наследницей традиций
христианской апологетики, прежде всего философии Августина. Ее представители
стремились создать стройную систему христианского мировоззрения. В ней
наличествовала иерархия сфер бытия, на вершине которой располагалась церковь.
Одним из самых характерных признаков схоластического метода философствования
являлся авториторизм. Схоластов, в частности, не волновало происхождение тех
или иных положений, которыми они оперировали. Для них главным было одобрение
этих положений авторитетом церкви.
В период расцвета схоластики (XI-XII вв.) на авансцену
идейной борьбы вышла светская культура. Церковь со временем перестала быть
абсолютным носителем образования и образованности. В этих условиях зародилось
свободомыслие. Оно складывалось как движение за десакрализацию (от лат. сакрум
- священный) определенных сфер жизнедеятельности человека, за признание их
автономии по отношению к религии и церкви.
Свое наивысшее выражение идеология средневекового
свободомыслия нашла в ТЕОРИИ ДВУХ ИСТИН или "ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ".
Эта теория переносила проблему соотношения веры и разума в область
взаимоотношений теологии и философии. Суть ее сводилась к учению о разделении
философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может
быть ложным в теологии и наоборот. Другими словами, это была попытка утвердить
независимость науки и философии от теологии, признать их равноправное
существование.
Руководство церкви всполошилось и обязало католических
теологов найти средства противодействия влиянию свободомыслия, учитывая при
этом возросший авторитет науки и философии. Наилучшим образом, с точки зрения
церкви, поставленную задачу решил ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274). Не случайно
вскоре после смерти философа его учение католицизм признал в качестве официального.
Краеугольным камнем всей громадной
философско-теологической системы Фомы являлась НОВАЯ, в сравнении с
Августином, ВЕРСИЯ ТЕОРИИ О ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА. Он провозгласил, что вера
не должна противоречить разуму. Разум и вера направлены к познанию одной и той
же истины - Бога, но делают это по-своему. Разум опирается на науку и
философию, вера - на теологию. Возможность гармонии веры и разума базируется на
том факте, что Бог открывается человеку двумя путями: естественным - через
сотворенный мир - и сверхъестественным - через откровение.
Проведя границу между разумом и верой, Фома отделил науку
и философию от теологии и тем самым обосновал их относительную
самостоятельность. Но такая обособленность, по его мнению, отнюдь не означала
полного отделения веры от знания и знания от веры. Фома не признавал теорию
"двух истин". Согласно его учению, в науке и философии не может быть
признано истинным то, что с точки зрения теологии является ложным. В случае
конфликта между ними приоритет отдавался истинам откровения, превосходящим
любые рациональные доказательства.
Фома, таким образом, признавал ценность научного
звания, рациональных доказательств, но в то же время сохранял контроль
теологии над наукой и философией. Теология, по его утверждению, исходит из Бога
и нисходит к его творениям. Философия же восходит к Богу от его творений,
т.е., как и теология своим особым путем ведет к знанию Бога и, следовательно,
дополняет теологию. Знания Бога, даваемые философией, косвенны и относительны,
знания же Бога, даваемые теологией, абсолютны.
Тенденции средневековой схоластики: реализм и номинализм
Многие характерные особенности средневековой философии
проявились в наблюдавшейся в течение нескольких веков борьбе реализма и
номинализма.
"Реализм" в его средневековом понимании не
имеет ничего общего с современным значением этого термина. ПОД РЕАЛИЗМОМ
ПОДРАЗУМЕВАЛОСЬ УЧЕНИЕ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ПОДЛИННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ ОБЛАДАЮТ
ТОЛЬКО ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ИЛИ УНИВЕРСАЛИИ, а не единичные предметы, существующие в
эмпирическом мире. Универсалии, по мнению реалистов, существуют до вещей,
представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому
человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и
есть не что иное, как всеобщее понятие. Поэтому ясно, что для реалистов,
например, для Ансельма Кентерберийского (1033-1109), познание возможно лишь с
помощью разума, так как лишь разум способен постигать общее.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45
|