Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)
Значительный вклад в
развитие цивилизационного подхода внесли О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби. Этот
подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического
базиса, а на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и
господствующей системы ценностей в жизни общества. Здесь отсутствует
абсолютизация социально-экономических законов, господствующих над людьми,
принимается во внимание сложное переплетение технического, экономического,
политического, религиозного и других социокультурных факторов в реальной
деятельности людей, провозглашается право каждого народа на собственный
социально-исторический эксперимент, на реализацию своей культурной программы.
Но посвящая анализу культуры
все свое внимание и энергию, сторонники цивилизационного подхода часто вообще
не обращаются к материальной жизни. Цивилизационный подход представляется
именно как противоположность формационного, как отрицающий
материально-произ-водственную детерминацию общества и его истории. Но
противоположности смыкаются. Выпячивание какой-либо одной формы культуры делает
подход монистическим, однотипным формационному.
Цивилизационный подход еще
не разработан до конца как общеметодологический подход к анализу
общественно-исторического процесса. И он должен быть плюралистическим,
принимающим во внимание сложное переплетение технического, экономического,
политического, религиозного и других социокультурных факторов в
общественно-историческом процессе. Его методология должна находиться в
соответствии с современными представлениями о многофакторности и
многовекторности развития. Сущность цивилизационного подхода должна усматриваться
в многофакторном и многовекторном анализе общественно-исторического процесса. В
этом случае насущно необходимым станет использование достижений монистического
подхода, результатов анализа места и роли отдельных сторон общественной жизни,
смыкание цивилизационного (плюралистического) и формационного (монистического)
подходов.
Одной из предпосылок
сопряжения формационного и цивилизационного подходов является сложный,
спиралевидный характер формационной теории общественного развития (а не
линейно-стадиальный, как многие себе представляют). Она может многое дать
цивилизационной теории, указывая на единство развития мировой совокупности
цивилизаций как целостной системы.
На необходимость сохранения
и использования формационного подхода к анализу общества и его истории
указывают многие отечественные и зарубежные исследователи. Проведя
сравнительный анализ марксистского и плюралистического подходов, английский
либеральный социальный мыслитель Г. Макленнан пришел к следующему заключению:
"В то время, как плюралисты не стремятся исследовать фундаментальные
процессы человеческого общества, вследствие чего их социальная онтология весьма
небогата, марксисты, напротив, проявляют интерес именно к процессам, идущим в
глубинах общества, к их причинно-следственным механизмам, которые призваны
обнаружить как логически рациональное, так и возможное общее направление этой
эволюции"[3]. Далее он указывает, что системные аспекты капиталистических
обществ невозможно рассматривать, не используя марксистские категории (особенно
такие, как способ производства и смена общественных формаций). Анализ же
явлений, приводящих к множественности социальных формирований и их субъективных
интересов (урбанизация, потребительские субкультуры, политические партии и
т.д.), более плодотворен в плоскости плюралистической методологии.
Методологию формационного
подхода рано отвергать. Задача состоит как в ее модернизации, так и в
сопряжении с цивилизационным подходом. Наметившаяся тенденция по принципу
"или-или", формационный или цивилизационный подход, по сути,
отвергает принцип соответствия, согласно которому старая теория не отрицается
полностью, поскольку она обязательно чему-то соответствует в теории новой,
представляет ее частный случай.
Каждый из рассматриваемых
подходов необходим и важен, но недостаточен сам по себе. Так, цивилизационный
подход сам по себе не может объяснить причины и механизмы перехода от одной
фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода
сложно описывать различие стран Запада и Востока.
Возникшая в исторической
науке и обществознании проблема может быть решена через целеустремленное
исследование и нахождение такого сопряжения формационного и цивилизационного
подходов, которое может быть плодотворно приложено и к задачам крупномасштабного
членения исторического процесса, и к анализу исторической деятельности
различных народов, протекающей в определенных географических,
социально-экономи-ческих и культурных условиях.
Жизнь человеческого общества это не только
сохранение и воспроизведение общественных структур, она развернута во времени и
социальном пространстве и представляет собой исторический процесс. Этот процесс
не имеет никаких антрактов, охватывает всю историю человечества, начиная от
первых шагов обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами XX-го века.
Естественно возникает вопрос: что собой представляет собой история
человечества?
Итак, формационный и цивилизацонный подходы к
пониманию исторического процесса предполагают (гласят):
1)
Формационный: Маркс,
Энгельс. История – объективный, естественный исторический процесс смены
формаций. Функционирование и время существование формаций зависит от развития
материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого характера,
это сделали его последователи. Неудовлетворенность формальным пониманием
исторического процесса, из-за того, что в формации экономические отношения
определяют все другие (понимание в духе экономического материализма).
2)
Цивилизационный. Не только
экономические моменты, но и социально-культурные измерения общества, духовное
отношение. Нерерывность эволюционность развития. Если в 1) – есть
предопределенность, направленность, то в 2) – многоваринтности истории. В
случае формационного человек оказывается не у дел, перестает быть
действительным субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей
объективности как к совокупности явлений и процессов, законов их развития,
существующих «независимо от воли и сознания людей». Свобода человека
ограничивается рамками экономической необходимости.
1.
История – продукт
деятельности людей, каждый из которых преследует свои цели и интересы.
2.
История – единство
субъективного и объективного,
-
независима от воли и
желания людей,
-
их история (Дальше у
Ольги)
1.
Кто делает историю? (Много
кто задумывается над этим).
-
народ
-
роль личности: каждая
личность, создающая материальные блага или духовные ценности, играет
определенную роль
-
выдающиеся личности. (Это
политики и государственные деятели, полководцы, великие ученые, деятели
литературы и искусства).
22. Метафизика
как форма мышления и знания. Диалектика и метафизика - два подхода к развитию
Метафизика, в буквальном смысле -“то, что после физики”; так
были названы Андроником Родосским в изданном им сборнике сочинений Аристотеля
статьи, не имеющие собственного заглавия и помещенные им после трактатов по
физике. Впоследствии название М. стали прилагать к наиболее общей части
философии, к учениям о высших принципах познания (онтология), о Боге, о
первоначале мира, о бессмертии души и свободе воли, причем до Канта все
названные вопросы рассматривались догматически, допуская возможность
абсолютного познания. В этом смысле под М. ныне разумеют не критическую (по
терминологии Канта) философию, решающую высшие вопросы познания, исходя из
положения о тождестве познания и действительности. Позитивная философия Канта
признает самую постановку метафиз. вопросов. выходящих за пределы возможного
знания.
Метафизика, 1) философская "наука" о сверхчувствительных
принципах бытия. Термин "М." имеет искусственное происхождение. Александрийский
библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить
произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной связью,
озаглавил "Metà a tà physiká" ("после
физики") его книгу о "первых родах сущего". Сам Аристотель
называл науку, изложенную в этих книгах, то "первой философией", то
"наукой о божестве", то просто "мудростью". В современной
западной буржуазной философии термин "М." часто употребляется как
синоним философии. 2) Противоположный диалектике философский метод, исходящий
из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. Оба указанных
смысла понятия М. исторически преемственны: возникнув как основная философская
"наука" о началах всего сущего, М. на определённом этапе, на базе
механистического естествознания 17 в., была переосмыслена как общий
антидиалектический метод. Это переосмысление сочеталось с отрицательным
отношением к М. как философской спекулятивной науке, которой был
противопоставлен метод точных наук - механики и математики - в качестве
научного образа мышления. В качестве метода мышления, противоположного
диалектике, М. впервые была истолкована в идеалистической форме Г. Гегелем. К.
Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин показали научную несостоятельность
метафизического метода мышления. Именно в марксизме понятие "М."
приобрело указанный смысл и в терминологическом отношении.
Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) - искусство
вести беседу, спор, от dialégomai - веду беседу, спор], учение о
наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник
которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д.,
начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления,
который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от
друга. По характеристике В. И. Ленина, Д. - это учение о развитии в его
наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об
относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся
материи. В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная
Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения; идеалистическая Д.
немецкой классической философии; Д. русских революционных демократов 19 в.;
марксистско-ленинская материалистическая Д. как высшая форма современной Д. В
философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение
единство материализма и Д.
Самое примечательное в философии то, что она выводит, с одной стороны,
человека за пределы обыденной жизни, приобщает его к высшим идеалам и ценностям
и разрывая цепи материальных и временных границ, она обращается к вечности и
ставит и ставит человека перед разрешением вечных вопросов и проблем, которые
не могут ни устаревать, не становиться актуальными.
Аристотель разделил науку на практическую и теоретическую.
Теоретическая: Философия или теология, в отличии философии как физики.
Практическую философию он назвал наукой о реальности по ту сторону
физической. Так появилось понятие метафизики. Для обозначения выхода
человеческой мысли за пределы эмпирического мира и приобщения ее к
метаэмпирической деятельности.
Аристотель в метафизике выделил 4 цели:
1)
исследование первопричин
или высших начал сущего
2)
познание бытия, поскольку
оно бытие
3)
познание субстанции
4)
познание о боге как
сверхчувственной субстанции
Понятие метафизики
было введено в научный оборот А. Родосским в1в. до н. э., который
издал сочинения Аристотеля
Аристотель метафизику определил как наиболее возвышенную из всех
наук и как своеобразное рафинирование философии, которая не знает ни
материальной нужды, ни потребности, ни выгод и прибыли. Т.е. метафизика
рассматривается Аристотелем в качестве чистой жажды знания, знания ради знания,
страсть к истине, которая свободна от всего материального, эмпирического и
представляет собой самоценность. Метафизика=философия.
Обоснование метафизики принадлежит Платону, открывая
реальность сверхчувственного, надфизического мира, он как бы познавал
недоступную предшествующей философии природы (физис) страницу знаний. Платон
делает вывод: Нельзя объяснить до конца чувственное, воспринимаемое
посредством чувственного и закона физиса. И он предложил два уровня бытия:
1)
видимый физический (феноменальный)
2)
невидимый метафеноменальный или метафизический
Он подчеркнул, что только метафизический уровень обладает достоинством
истинности и реальности. А видимый, физический – это слепок метафизического
мира, мира идей, красоты и т.д. Мир идей – это и есть субстанция, реальность
бытия, которая определяет все сущие и доступно лишь наиболее возвышенной части
души, носителями которой являются философы.
От Платона исходит деление мира на мир идей и мир
теней.
Мир теней – это имитация идей и поэтому метафизика занимает центральное
место в философии личности.
В дальнейшем проблемы метафизики рассматривал Фома Аквинский.
Он утверждал, что метафизика – это одна из частей философии, которая хотя и
говорит о божественном, но не рассматривается в качестве высшего знания и
последним, так как божественное милосердие проявило спасительную
предусмотрительность предписав на веру то, что способен исследовать рассудок,
остальное может привести к познанию бога с ошибкой, т.е. на первом месте у
Аквинского стоит вера, а не разум и в с связи с этим он считал, что изучать
метафизику нужно в последнюю очередь.
Представляя греховную и не греховную жизнь в двух градах земном и
божьем Августин в граде божьем поместил все лучшие: вечность,
любовь, добро, красоту. Т.о. метафизические ориентиры привели Августина к
выделению 3 уровней зла: метафизического, морального и физического
Фома Аквинский, обосновывая бога как само бытие человека, его
сущность и сущностное в 3 лицах доказал, что метафизика – это бесконечное
разнообразие созданных вещей и предметов Богом.
На метафизику обратил внимание Декарт. Метафизические
учения о субстанциях, каковыми являются бог, мышление и материя, с
соответствующими характеристиками и различиями, с другой стороны как учение о
качествах человеческого познания, основополагающим среди которых является
принцип сомнения во всем, кроме души и сознания.
Вслед за Декартом метафизикой занимался Кант. Он заявил,
что нет больше метафизики, философия сама себя разрушила. Этот вывод он
сделал в связи с тем, что в этот период появился целый ряд наук, которым
философия выделила тот или иной раздел своего знания и поэтому Кант отдал
философии область теории познания, где не оказалось места учению о боге, мире и
душе. К этому времени возникли науки теология, естествознание, психология. Его
ученик Виндельбандт не согласился с такой характеристикой
философии и отверг, чтобы философию называли наукоученией. «Философия есть
учение о знание, но она не метафизика вещей, а метафизика знания».
Дальнейшее определение сущности метафизики принадлежит Гегелю.
Он вернулся к платоновскому пониманию метафизики и характеризовал ее как учение
о субстанции как реальность и действительность, какими являются субъект мысль,
идея, дух. Но в отличии от Платона Гегель субстанцию понимает не как застывшую
сущность, а как деятельность, процесс, самодвижение. Дух – это единство
множества, создающее себя, т.е. дух – это процесс, формирующий нечто
определенное, а значит и отрицательное по формуле «тезис – антитезис –
синтез».
Движение уха есть также движение самосознания, которое включает три
момента:
1)
бытие в себе
2)
инобытие, бытие для
другого
3)
возвратное бытие, себя и
для себя
В связи с этим в философию Гегель включает логику, философию природы,
философию духа. Причем логика – это представление бога как он есть в вечной
сущности до сотворения природы и конечного духа.
Природа – есть инобытие духа, самобытие идеи, отказ идеи от себя, ее
бессилие.
Т.о. метафизическая идея Платона о реальном мире идей и мире теней
нашла отражение в философии Гегеля.
В русской ф.
проблемами метафизики занимались славянофилы: Федоров, Соловьев,
Флоренский, Бердяев, Булгаков.
Так идеи Платона и
Гегеля об устойчивости совершенства и красоты духа и идей нашли отражение в
русской философии.
В современной философии понятие метафизики часто употребляется
тождественно понятию философия.
Хайдеггер пишет: Философия есть философствование. Метафизика –
это философствование, которое пытается ответить на вопросы, что есть люди и
человек
Другая точка зрения – Метафизика – это фундаментальное событие в
человеческом бытие, ее основное понятие суть понятия, которые дает
представление нечто общего универсального.
Бердяев: « Метафизика – это философия»
23. Методы
научного познания и их классификация.
Основными принципами научного познания являются
объективность подхода к анализу, объективность истины, практическая ценность,
воспроизводство знаний и доказательность.
Критериями истинности являются:
–
Внутренняя системность
знания и его непротиворечивость
–
Опытная проверяемость
–
Восприимчивость
–
Открытость для критики
–
Научная строгость
СПЕЦИФИКА ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. Долгое время
анализ науки и научного познания моделировался по естественно-математическим
методам познания. Его характеристики приписывались науке в целом как таковой, о
чем наглядно свидетельствовал позитивизм. В последние годы резко возрос интерес
к социальному (гуманитарному) познанию. Когда речь заходит о социальном
познании как одном из своеобразных видов научного познания, то следует иметь
ввиду два его аспекта:
1) любое познание в каждой из своих форм всегда
социально, потому что представляет собой общественный продукт и детерминировано
культурно-историческими причинами;
2) один из видов научного познания, который имеет
своим предметом социальные (общественные) явления и процессы - общество в целом
или его отдельные стороны: экономику, политику, духовную сферу и др.
При исследовании недопустимо как сведение социальных
явлений к природным (попытки объяснить общественные процессы только законами
естествознания), так и противопоставление природного и социального, вплоть до
полного их разрыва. В первом случае социально-гуманитарное знание
отождествляется с естественно-научным и механически, некритически сводится
(редукция) к нему. Это натурализм, выступающий в формах механицизма,
физикализма, биологизма и др. Во втором случае налицо противопоставление
естествознания и наук о культуре, сопровождаемое нередко дискредитацией
"точных" наук ("гуманитаристика").
Оба типа наук - ветви науки как целого,
характеризующиеся единством и различием. Каждая из них, при тесной взаимосвязи,
имеет свои особенности. Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется
в следующем:
1. Его предмет - "мир человека", а не просто
вещь как таковая. А это значит, что данный предмет имеет субъективное
измерение, в него включен человек как "автор и исполнитель своей
собственной драмы", он же и ее исследователь. Гуманитарное познание имеет
дело не с реальными вещами и их свойствами, а с отношениями людей. Тут тесно
переплетается материальное и идеальное, объективное и субъективное,
сознательное и стихийное и т.п. Здесь сталкиваются интересы и страсти, ставятся
и реализуются определенные цели и т.д.
Поскольку общество - деятельность людей, постольку
социальное познание исследует ее многообразные формы, а не природу. Обнаружение
законов этой деятельности есть вместе с тем открытие законов общества и, на
этой основе, законов и принципов самого познания, мышления.
2. Социальное познание неразрывно и постоянно связано
с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и
несправедливого и т.п.) и "субъективными" (установки, взгляды,
нормы, цели и т.п.) ценностями. Они определяют человечески весомое и культурное
значение определенных явлений действительности. Таковы, в частности,
политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его
привязанности, принципы и мотивы поведения и т.д. Все указанные и им подобные
моменты входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на
содержании получаемых при этом знаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45
|