Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)
Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)
08.00.10
«Финансы, денежное обращение и кредит»
КАНДИДАТСКИЙ
ПО
ФИЛОСОФИИ
Вопросы к кандидатскому экзамену по философии на 2004 год:
1.
Динамика
научного знания: сущность, альтернативные модели развития знания. Научные
революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного.
2.
Активность сознания и особенности его проявления.
3.
Аналитическая философия (Г. Фриге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн).
4.
Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.
5.
Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм как специфические черты
философского мировоззрения эпохи Возрождения.
6.
Бытие, субстанция, материя, природа.
7.
Возникновение науки. Практика и познание. Основные функции социальной
практики и социальной теории в процессе научного познания мира.
8.
Детерминация и индетермизм. Детерминизм и закономерность. Формы
детерминизма.
9.
Диалектика: сущность и основные принципы. Всеобщие законы и категории диалектики.
10. Духовная
сфера общества. Понятие духовного производства.
11. Зарождение
философской теоретической мысли, её социально-культурные и природные
предпосылки. Формирование восточного и западного стилей мышления
12. Информационное
общество и проблема манипулирования общественным и массовым сознанием,
сознанием человека.
13. Истоки и
духовные начала философии: мифология, религия, духовный опыт, зарождающиеся
научные знания.
14. Исторический
процесс: проблемы развития цивилизации.
15. Классификация
наук, проблемы и критерии периодизации истории науки. Специфика социального
познания.
16. Классическая
философия Средневековья. (Ф. Аквинский).
17. Конец индустриальной эпохи.
Переход западной цивилизации в индустриальную, информационно-технологическую стадию развития.
18. Космопланетарные
факторы социального развития. Проблема существования и поиска
внеземных цивилизаций.
19. Космоцентричность,
всесторонность и универсальность античной философии, её место в
историко-культурном развитии человечества.
20. Культура как
детерминанта развития общества. Искусство - важнейший вид духовной деятельности.
21. Материалистическая
концепция истории общества К. Маркса.
22. Метафизика
как форма мышления и знания. Диалектика и метафизика - два подхода к развитию
23. Методы
научного познания и их классификация.
24. Наука как
социокультурный феномен. Социальные функции науки.
25. Наука как
сфера духовно-теоретического освоения действительности по производству достоверного
(истинного) знания.
26. Научное
знание как система, его особенности и структура. Идеалы и нормы научного знания.
27. О
многообразии форм знания. Научное и вненаучное (эзотеризм) знание.
28. Общество как
единая и саморазвивающаяся система.
29. Объективный
идеализм Г.В.Ф. Гегеля, учение о "разумной действительности".
30. Объективный
характер законов функционирования и развития общества.
31. Основные виды
бытия. Проблемы бытия в современной философии и науке.
32. Основные
источники, этапы развития, реалистическое и идеально-утопическое в социально-философской
доктрине К. Маркса и Ф. Энгельса. Историческая
судьба марксизма в России.
33. Основные
этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.
34. Основополагающие
принципы древнеиндийской философии. Её основные школы и направления: ортодоксальные (веданта,
йога, ньяя, вайшешика, миманса и др.) и неортодоксальные
(буддизм, джайнизм).
35. Основы
трансцендентальной философии И. Канта: от теоретического к практическому
разуму, всеобщность и необходимость научного знания,
36. Особая роль
научного познания в развитии современной цивилизации.
37. Особенности и
периодизация русской философии.
38. Понятие
"свобода" и его эволюция. Свобода и необходимость; свобода и ответственность;
свобода выбора.
39. Понятие
цивилизации. Цивилизационный подход. Формация и цивилизация.
40. Правовая
сфера общества: правообразующие принципы - равенство, свобода, справедливость.
Концепции правового государства и гражданского общества.
41. Природное
(биологическое) и общественное (социальное) в человеке.
42. Проблема
жизни, её конечности и бесконечности, уникальности и множественности во
Вселенной.
43. Проблема
сознания в философии и науке. Сознание, подсознательное, бессознательное.
Интуиция и воображение.
44. Проблема
типологизации исторического процесса (О. Шпеглер, К Маркс, А. Тойнби, М.
Вебер).
45. Проблема
философского осознания исторического пути России (русская идея, западники и
славянофилы, почвенники, евразийцы).
46. Пространство
и время: эволюция философских и научных представлений.
47. Реальная
опасность ухода Российской цивилизации с мировой арены в историческое небытие и
пути её преодоления.
48. Религия как
мировоззрение и как явление культуры. Атеизм в прошлом и настоящем, его формы.
49. Роль
социальной и культурной среды в формировании личности.
50. Смысл жизни. Человеческая судьба.
Концепции преодоления и судьбы человека в философии
прошлого и настоящего времени.
51. Социально -
философские воззрения Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо: проблемы
естественного права и общественного договора.
52. Социальное
развитие: понятие, типы. Социальная мобильность и общественный прогресс. Проблемы исторического
сознания. Идеи Н.Н. Моисеева и коэволюции природы
и общества: поиски новой парадигмы развития общества.
53. Социально-культурные
предпосылки античной философии: этапы, направления, основные проблемы.
Постановка и решение проблемы о первооснове мира.
54. Социально-философские
воззрения и экзистенциальная диалектика Н.А. Бердяева.
55. Социальные
общности. Проблемы этносов и этнической дифференциации,, национального самосознания и
межнациональных отношений в конце XX и
начале XXI века.
56. Специфика
философского знания, его роль и значение в системе познания. Осознанность
человеческого бытия.
57. Сущность
марксовой теории формации. Её судьба в европейской мысли XX века и в советском
марксизме.
58. Сциентизм и
антисциентизм: сравнительный анализ парадигм.
59. Теория
познания в философии Нового времени.
60. Теоцентризм
-системоразвивающий принцип философии Средневековья.
61. Учение о
бытии, мире и человеке в античной философии. Значение творчества Сократа для
понимания сущности человека и Блага.
62. Философия
"всеединства": истоки, цельность, знания, софиология, пути богочеловечества
(Вл. Соловьев, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк).
63. Философия
"общего дела" Н.Фёдорова - представителя русского космизма.
64. Философия
жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).
65. Философия и наука Нового времени:
эмпиризм, рационализм, методология знания.
66. Философия и
наука: единство и отличие познавательных и практических функций.
67. Философия
истории о динамизме общественного развития ( Н. Бердяев, Н Данилевский)
и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж. А. Кондросе, Ж.-Ж. Руссо).
68. Философия
истории. Направленность и смысл истории
69. Философия
как методология. Конкретно-научные, общенаучные и философские методы
познания мира. Проблемы противоречий и гармонии.
70. Философия
неопозитивизма и постпозитивизма.
71. Философия
Платона: мир идей и мир теней; учение о душе и теле, диалектика Платона.
72. Философия политики и её категории:
политика, власть, государство. Гражданское общество
и государство.
73. Философия
прагматизма (У. Джеймс, Д. Дьюи, Ч. Пирс). Взаимодействие рационального и
прагматического в философии XXI века.
74. Философия: сущность и роль в
обществе. Глобальные проблемы современности и поиски
нового образца философии.
75. Философская
антропология, её комплексный и междисциплинарный характер.
76. Философские
проблемы экономической сферы общества: объективные экономические законы,
экономические отношения, экономические интересы. Отношения собственности:
экономический и правовой аспекты.
77. Формирование
и основные периоды развития русской философской мысли.
78. Формы
научного познания: научный факт, проблема, гипотеза, теория, научное предвидение.
79. Характерные
черты философии Древнего Китая, особенности их проявления в философских
учениях (даосизм, конфуцианство, легизм и др.).
80. Ценности, их
природа и принципы классификации. Эволюция ценностей. Моральные и
нравственные ценности, их теоретическое обоснование в рамках этики.
81. Человек как
ядро философии. Философия в эпоху кризисов.
82. Человек,
индивид, личность. Личность и массы.
83. Энциклопедизм
философской системы Аристотеля.
84. Язык и
мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема искусственного интеллекта.
1.
Динамика научного знания: сущность, альтернативные модели развития знания.
Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного.
2.
Активность сознания и особенности его проявления.
3.
Аналитическая философия (Г. Фриге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн).
Немецк. математик Готтлоб Фриге был
одним из многочисл. исследователей, стремившихся средствами логики
усовершенствовать математику. Но в подходе Ф. была одна важнейшая особенность:
согласно его интуиции, следовало существенно развить саму логику, создать
формализованный язык, который служил бы достойной заменой естественного языка с
его многочисленными недостатками. По Ф., тогдашняя формальная логика и естественный
язык страдали одним и тем же недостатком - допущением, что все предложения
имеют субъект предикатную форму. Изобретения Ф. преобразили логику, которая
получила доступ не только к математике и различного рода формализованным языкам,
но и к естественному языку, а значит и к философии.
Англ. логик, математик и философ Бертран
Рассел был убежден, что новая логика позволит более адекватно, чем когда-либо
ранее, найти окончательные философские истины, обнаружить природу основных
элементов реальности, которые не сводятся к фикциям идеалистов. Рассел
руководствовался 3 идеями:
– Здравая философия является логикой, т.к. она
начинается с объяснения предложений того, что может быть истинным или ложным, а
это - задача логики.
– Знание наиболее достоверным образом дано нам
непосредственно, прежде. всего в чувственных данных.
– Он использовал свой вариант приема:
предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в
терминах чего-либо еще.
Для Р. философия совпадает с наукой, не
имеющая ничего общего со старой метафизикой.
Кульминацией 1-го этапа развития аналитической
философии явилась книга философа Людвига Витгенштейна. "Логико-философский
трактат" В. более настойчиво, чем Р. концентрирует свое внимание на языке.
Мысль выражается в языке, а значит именно язык есть граница мышления.
Есть только один мир – мир фактов, событий,
который описывается совокупностью всех естественных наук. Предложение – картина
мира, она имеет с последним одну и ту же логическую форму. Если бы мир был
нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений. Смысл
предложений выражают факты. Все предложения являются обобщениями элементарных
предложений, которые в качествеве моделей соотносятся непосредственно с
фактами. Итак, "то, что вообще может быть сказано, может быть сказано
ясно." Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.
Для 1 этапа аналитической философии характерны
логико-лингвистический акцент, а также пересмотр статуса философии, которые
подвергается суровому логико-лингвистическому экзамену. Философия понимается
либо как наука (Рассел), либо как путь к науке, деятельность по прояснению
мыслей (Витгенштейн). В связи с тем, что семантический позитивизм решал только
проблему слов и выражений, терминов и предложений, он не мог удовлетворять
требованиям философии неопозитивизма.
ВИТГЕНШТЕИН Людвиг (1889— 1951)—философ и
логик, один из создателей аналитической философии. Родился в Вене. В
“Логико-философском трактате” (1921) выдвинул концепцию “логически совершенного”,
или “идеального”, языка, прообразом которого для него является язык
математической логики, как она была изложена в капитальном труде Рассела и
Уайтхеда. Эта концепция есть неоправданная попытка экстраполяции на всю
совокупность знания о мире свойств ограниченного логического формализма,
основанного на изображении знания как множества элементарных утверждений,
связанных между собой логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции и т. д.
Логико-гносеологической концепции В. предпосылает онтологическое обоснование в
виде доктрины логического атомизма. Все, что не попадает в схему “идеального”
языка,— традиционная философия, этика и т. д.— объявляется В. лишенным научного
смысла; философия признается возможной лишь как “критика языка”. Отвергая
постановку вопроса об объективной реальности, существующей независимо от
“языка”, от сознания, В. приходит к солипсизму. Идеи “Логико-философского трактата”
были восприняты логическим позитивизмом. Ряд логических идей В. (применение
табличного, или матричного, метода определения значения истинности, взгляды на
вероятность и др.) оказал влияние на развитие совр. логики. Взгляды В.,
подытоженные в работе “Философские исследования* (1953), оказали воздействие на
лингвистическую философию.
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.
Фейербах принадлежит к немецкой классической
философии. Его философия являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к
младогегельцам, затем отошел от них и выпустил работу "Критики философии
Гегеля". В ней он подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь
обосновал принципы материалистического мировоззрения.
Идеализм по его мнению представляет собой рациональную
религию. А подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг
другу. Религия как и ее основа представляют собой невежество человека, его
неспособность вдуматься в природу. Бог - абстрактное, отвлеченное,
нечувственное существо, он представляет собой сущность разума. Бог
объективирует себя, как божественное существо. Таким же способом действует
идеализм, который отчуждает человеческую сущность и т.о. предписывает духу,
идее, понятиям - всемогущество равное божеству.
Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку
освободиться от предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью
и творением природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к
человеку. На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную силу,
ибо единственным богом для человека является человек. Этот вывод Фейербах
положил в основу новой философии, которая по его мнению превращает человека,
включая и природу как его базис единственный, универсальный и высший предел
философии. Тем самым Фейербах превратил антропологию и физиологию в
универсальную науку. Таким путем он сформулировал задачу создания философской
антропологии, основа которой выражалась словами: природа и человек. Подчеркивая
единство природы и человека Фейербах их не отождествлял как это делали
аргоницисты. Разум, любовь, сила воли - это человеческое совершенство. И
Фейербах делает вывод: человек существует для того, чтобы познавать, любить и
хотеть. Ничего подобного нет ни в природе, ни в животном мире.
Человеческая сущность заключается в общении, в
единстве и взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на
реальность различия между "я" и "ты".
Уединенность по нему, есть конечность и
ограниченность, общение - есть свобода и бесконечность.
Фейербах стремиться возродить в человеке чувство
самоутверждения и достоинства, и сделать это можно на основе материального
мировоззрения.
Фейербах не использует в своих трудах термин материя.
Это вызвано не тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что
в тот период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие
материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от
бога, ни от философии людей.
Безусловно уделяя большое внимание
природе Фейербах примыкал к натуралистическому направлению философии, но его
натурализм носит антропологический характер. В решении конкретных проблем
теории познания он стоит на позициях сенсуализма.
Исходным в познании он считает ощущения, источник
ощущений находится в реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств.
Фейербах выступил против разграничения мира явлений и
мира вещей в себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства
людей. Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим
мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично.
Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой
классической философии, материализма Маркса и Энгельса.
5.
Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм как специфические черты философского мировоззрения
эпохи Возрождения.
Философия эпохи Возрождения характеризуется рядом специфических черт,
которые отражают особенности появления и формирования нового типа личности,
обладающего широким научным, социально- творческим потенциалом. Здесь были
гиганты мысли и титаны слова: Л. Да Винчи, Микеланджело, Данте, Ботичели и это
далеко не полный перечень имен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45
|