рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)


















08.00.10

«Финансы, денежное обращение и кредит»





КАНДИДАТСКИЙ

ПО

ФИЛОСОФИИ


















Вопросы к кандидатскому экзамену по философии на 2004 год:


1.        Динамика научного знания: сущность, альтернативные модели развития знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного.

2.        Активность сознания и особенности его проявления.

3.        Аналитическая философия (Г. Фриге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн).

4.        Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.

5.        Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм как специфические черты философского мировоззрения эпохи Возрождения.

6.        Бытие, субстанция, материя, природа.

7.        Возникновение науки. Практика и познание. Основные функции социальной практики и социальной теории в процессе научного познания мира.

8.        Детерминация и индетермизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма.

9.        Диалектика: сущность и основные принципы. Всеобщие законы и категории диалектики.

10.     Духовная сфера общества. Понятие духовного производства.

11.     Зарождение    философской   теоретической    мысли,    её    социально-культурные    и природные предпосылки. Формирование восточного и западного стилей мышления

12.     Информационное общество и проблема манипулирования общественным и массовым сознанием, сознанием человека.

13.     Истоки и духовные начала философии: мифология, религия, духовный опыт, зарождающиеся научные знания.

14.     Исторический процесс: проблемы развития цивилизации.

15.     Классификация наук, проблемы и критерии периодизации истории науки. Специфика социального познания.

16.     Классическая философия Средневековья. (Ф. Аквинский).

17.     Конец индустриальной эпохи. Переход западной цивилизации в индустриальную, информационно-технологическую стадию развития.

18.     Космопланетарные   факторы   социального   развития.   Проблема   существования   и поиска внеземных цивилизаций.

19.     Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии, её место в историко-культурном развитии человечества.

20.     Культура как детерминанта развития общества. Искусство - важнейший вид духовной деятельности.

21.     Материалистическая концепция истории общества К. Маркса.

22.     Метафизика как форма мышления и знания. Диалектика и метафизика - два подхода к развитию

23.     Методы научного познания и их классификация.

24.     Наука как социокультурный феномен. Социальные функции науки.

25.     Наука как сфера духовно-теоретического освоения действительности по производству достоверного (истинного) знания.

26.     Научное знание как система, его особенности и структура. Идеалы и нормы научного знания.

27.     О  многообразии форм знания. Научное и вненаучное (эзотеризм) знание.

28.     Общество как единая и саморазвивающаяся система.

29.     Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля, учение о "разумной действительности".

30.     Объективный характер законов функционирования и развития общества.

31.     Основные виды бытия. Проблемы бытия в современной философии и науке.

32.     Основные источники, этапы развития, реалистическое и идеально-утопическое в социально-философской доктрине К. Маркса и Ф. Энгельса. Историческая судьба марксизма в России.

33.     Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.

34.     Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Её основные школы и направления: ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, миманса и др.) и неортодоксальные (буддизм, джайнизм).

35.     Основы трансцендентальной философии И. Канта: от теоретического к практическому разуму, всеобщность и необходимость научного знания,

36.     Особая роль научного познания в развитии современной цивилизации.

37.     Особенности и периодизация русской философии.

38.     Понятие "свобода" и его эволюция. Свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора.

39.     Понятие цивилизации. Цивилизационный подход. Формация и цивилизация.

40.     Правовая сфера общества: правообразующие принципы - равенство, свобода, справедливость. Концепции правового государства и гражданского общества.

41.     Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке.

42.     Проблема жизни, её конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

43.     Проблема сознания в философии и науке. Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение.

44.     Проблема типологизации исторического процесса (О. Шпеглер, К Маркс, А. Тойнби, М. Вебер).

45.     Проблема философского осознания исторического пути России (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).

46.     Пространство и время: эволюция философских и научных представлений.

47.     Реальная опасность ухода Российской цивилизации с мировой арены в историческое небытие и пути её преодоления.

48.     Религия как мировоззрение и как явление культуры. Атеизм в прошлом и настоящем, его формы.

49.     Роль социальной и культурной среды в формировании личности.

50.     Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции преодоления и судьбы человека в философии прошлого и настоящего времени.

51.     Социально - философские воззрения Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо: проблемы естественного права и общественного договора.

52.     Социальное развитие: понятие, типы. Социальная мобильность и общественный прогресс. Проблемы исторического сознания. Идеи Н.Н. Моисеева и коэволюции природы и общества: поиски новой парадигмы развития общества.

53.     Социально-культурные предпосылки античной философии: этапы, направления, основные проблемы. Постановка и решение проблемы о первооснове мира.

54.     Социально-философские воззрения и экзистенциальная диалектика Н.А. Бердяева.

55.     Социальные общности. Проблемы этносов и этнической дифференциации,, национального самосознания и межнациональных отношений в конце XX и начале XXI века.

56.     Специфика философского знания, его роль и значение в системе познания. Осознанность человеческого бытия.

57.     Сущность марксовой теории формации. Её судьба в европейской мысли XX века и в советском марксизме.

58.     Сциентизм и антисциентизм: сравнительный анализ парадигм.

59.     Теория познания в философии Нового времени.

60.     Теоцентризм -системоразвивающий принцип философии Средневековья.

61.     Учение о бытии, мире и человеке в античной философии. Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага.

62.     Философия "всеединства": истоки, цельность, знания, софиология, пути богочеловечества (Вл. Соловьев, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк).

63.     Философия "общего дела" Н.Фёдорова - представителя русского космизма.

64.     Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).

65.     Философия и наука Нового времени: эмпиризм, рационализм, методология знания.

66.     Философия и наука: единство и отличие познавательных и практических функций.

67.     Философия истории о динамизме общественного развития ( Н. Бердяев, Н Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж. А. Кондросе, Ж.-Ж. Руссо).

68.     Философия истории. Направленность и смысл истории

69.     Философия как методология. Конкретно-научные, общенаучные и философские методы познания мира. Проблемы противоречий и гармонии.

70.     Философия неопозитивизма и постпозитивизма.

71.     Философия Платона: мир идей и мир теней; учение о душе и теле, диалектика Платона.

72.     Философия политики и её категории: политика, власть, государство. Гражданское общество и государство.

73.     Философия прагматизма (У. Джеймс, Д. Дьюи, Ч. Пирс). Взаимодействие рационального и прагматического в философии XXI века.

74.     Философия: сущность и роль в обществе. Глобальные проблемы современности и поиски нового образца философии.

75.     Философская антропология, её комплексный и междисциплинарный характер.

76.     Философские проблемы экономической сферы общества: объективные экономические законы, экономические отношения, экономические интересы. Отношения собственности: экономический и правовой аспекты.

77.     Формирование и основные периоды развития русской философской мысли.

78.     Формы научного познания: научный факт, проблема, гипотеза, теория, научное предвидение.

79.     Характерные черты философии Древнего Китая, особенности их проявления в философских учениях (даосизм, конфуцианство, легизм и др.).

80.     Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое обоснование в рамках этики.

81.     Человек как ядро философии. Философия в эпоху кризисов.

82.     Человек, индивид, личность. Личность и массы.

83.     Энциклопедизм философской системы Аристотеля.

84.     Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема искусственного интеллекта.









1. Динамика научного знания: сущность, альтернативные модели развития знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная            ответственность учёного.



































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Активность сознания и особенности его проявления.

































































3. Аналитическая философия (Г. Фриге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн).


Немецк. математик Готтлоб Фриге был одним из многочисл. исследователей, стремившихся средствами логики усовершенствовать математику. Но в подходе Ф. была одна важнейшая особенность: согласно его интуиции, следовало существенно развить саму логику, создать формализованный язык, который служил бы достойной заменой естественного языка с его многочисленными недостатками. По Ф., тогдашняя формальная логика и естественный язык страдали одним и тем же недостатком - допущением, что все предложения имеют субъект предикатную форму. Изобретения Ф. преобразили логику, которая получила доступ не только к математике и различного рода формализованным языкам, но и к естественному языку, а значит и к философии.

Англ. логик, математик и философ Бертран Рассел был убежден, что новая логика позволит более адекватно, чем когда-либо ранее, найти окончательные философские истины, обнаружить природу основных элементов реальности, которые не сводятся к фикциям идеалистов. Рассел руководствовался 3 идеями:

– Здравая философия является логикой, т.к. она начинается с объяснения предложений того, что может быть истинным или ложным, а это - задача логики.

– Знание наиболее достоверным образом дано нам непосредственно, прежде. всего в чувственных данных.

– Он использовал свой вариант приема: предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах чего-либо еще.

Для Р. философия совпадает с наукой, не имеющая ничего общего со старой метафизикой.

Кульминацией 1-го этапа развития аналитической философии явилась книга философа Людвига Витгенштейна. "Логико-философский трактат" В. более настойчиво, чем Р. концентрирует свое внимание на языке. Мысль выражается в языке, а значит именно язык есть граница мышления.

Есть только один мир – мир фактов, событий, который описывается совокупностью всех естественных наук. Предложение – картина мира, она имеет с последним одну и ту же логическую форму. Если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений. Смысл предложений выражают факты. Все предложения являются обобщениями элементарных предложений, которые в  качествеве моделей соотносятся непосредственно с фактами. Итак, "то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно." Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.

Для 1 этапа аналитической философии характерны логико-лингвистический акцент, а также пересмотр статуса философии, которые подвергается суровому логико-лингвистическому экзамену. Философия понимается либо как наука (Рассел), либо как путь к науке, деятельность по прояснению мыслей (Витгенштейн). В связи с тем, что семантический позитивизм решал только проблему слов и выражений, терминов и предложений, он не мог удовлетворять требованиям философии неопозитивизма.

ВИТГЕНШТЕИН  Людвиг  (1889— 1951)—философ и логик, один из создателей  аналитической  философии. Родился в Вене. В “Логико-философском трактате” (1921) выдвинул концепцию “логически совершенного”, или “идеального”, языка, прообразом которого для него является язык математической логики, как она была изложена в капитальном труде Рассела и Уайтхеда. Эта концепция есть неоправданная попытка экстраполяции на всю совокупность знания о мире свойств ограниченного логического формализма, основанного на изображении знания как множества элементарных утверждений, связанных между собой логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции и т. д. Логико-гносеологической концепции В. предпосылает онтологическое обоснование в виде доктрины логического атомизма. Все, что не попадает в схему “идеального” языка,— традиционная философия, этика и т. д.— объявляется В. лишенным научного смысла; философия   признается   возможной лишь как “критика языка”. Отвергая постановку вопроса об объективной реальности, существующей независимо от “языка”, от сознания, В. приходит к солипсизму. Идеи “Логико-философского трактата” были восприняты логическим позитивизмом. Ряд логических идей В. (применение табличного, или матричного, метода определения значения истинности, взгляды на вероятность и др.) оказал влияние на развитие совр. логики. Взгляды В., подытоженные в работе “Философские исследования* (1953), оказали воздействие на лингвистическую философию.

















4. Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.


Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его философия являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к младогегельцам, затем отошел от них и выпустил работу "Критики философии Гегеля". В ней он подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь обосновал принципы материалистического мировоззрения.

Идеализм по его мнению представляет собой рациональную религию. А подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг другу. Религия как и ее основа представляют собой невежество человека, его неспособность вдуматься в природу. Бог - абстрактное, отвлеченное, нечувственное существо, он представляет собой сущность разума. Бог объективирует себя, как божественное существо. Таким же способом действует идеализм, который отчуждает человеческую сущность и т.о. предписывает духу, идее, понятиям - всемогущество равное божеству.

Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться от предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и творением природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к человеку. На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную силу, ибо единственным богом для человека является человек. Этот вывод Фейербах  положил в основу новой философии, которая по его мнению превращает человека, включая и природу как его базис единственный, универсальный и высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил антропологию и физиологию в универсальную науку. Таким путем он сформулировал задачу создания философской антропологии, основа которой выражалась словами: природа и человек. Подчеркивая единство природы и человека Фейербах их не отождествлял как это делали аргоницисты. Разум, любовь, сила воли - это человеческое совершенство. И Фейербах  делает вывод: человек существует для того, чтобы познавать, любить и хотеть. Ничего подобного нет ни в природе, ни в животном мире.

Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность различия между "я" и "ты".

Уединенность по нему, есть конечность и ограниченность, общение - есть свобода и бесконечность.

Фейербах стремиться возродить в человеке чувство самоутверждения и достоинства, и сделать это можно на основе материального мировоззрения.

Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Это вызвано не тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что в тот период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от бога, ни от философии людей.

Безусловно уделяя большое внимание природе Фейербах примыкал к натуралистическому направлению философии, но его натурализм носит антропологический характер. В решении конкретных проблем теории познания он стоит на позициях сенсуализма.

Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится в реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств.

Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства людей. Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично.

Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической философии, материализма Маркса и Энгельса.
























5. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм как специфические черты философского мировоззрения  эпохи  Возрождения.


Философия эпохи Возрождения характеризуется рядом специфических черт, которые отражают особенности появления и формирования нового типа личности, обладающего широким научным, социально- творческим потенциалом. Здесь были гиганты мысли и титаны слова: Л. Да Винчи, Микеланджело, Данте, Ботичели и это далеко не полный перечень имен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.