рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

Парменида люди стали терять веру в традиционных богов Олимпа, тем самым

рушились основы и нормы мира. В глубинах человеческого сознания зародилось

отчаяние, сомнение. Людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице

Парменида осознала сложившуюся ситуацию и попыталась успокоить смятенную

душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли.

Парменид постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-

то, что выполняло бы роль гаранта существования этого мира.

Бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль.

Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и

объект, оно есть вся возможная полнота совершенств.

Бытие не возникло, не уничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во

времени. Бытие это Логос, космический Разум, через который раскрывается

содержание мира, непосредственно для человека.

Проблемы бытия:

- первый аспект – вопросы о непроходящем и проходящим: что существует?

Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго оно существует? Теперь

и всегда, он непроходящ. Как долго существуют отдельные вещи? Они

конечны, проходящи.

- второй аспект – вопрос о единстве мира: мир, как непроходящее

единство независимо от воли и сознания человека.

- третий аспект – мир, как таковой, в различии и единстве его основных

целостностей является реальностью для сознания и действия каждого

человека.

Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, одни из которых

рассматривали бытие, как неизменное, единое, неподвижное (Парменид), другие

– как непрерывно становящуюся (Гераклит). С другой стороны досократики

различают бытие "по истине" и бытие " по мнению", сущность и существование.

Платон противопоставлял мир чувственных вещей чистым идеям – миру

истинного бытия.

Средневековая христианская философия противопоставляла божественное бытие

и бытие сотворенного мира, различая при этом действительное бытие (акт) и

возможное (потенция).

В концепциях XVIII-XIX веков бытие рассматривается как реальность,

противостоящая человеку. Отсюда вытекает трактовка бытия как объекта,

противостоящего субъекту, как реальности, которая подчинена автономно

действующим законам.

Вопрос о сущности человека, его происхождении и назначении – один из

основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской,

индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса,

некоторого "порядка", "строя" бытия (природы), как "малый мир", микрокосмос

– отображение и символ Вселенной.

Человек содержит в себе основные элементы космоса, состоит из тела и души,

рассматриваемых как два аспекта одной реальности или как две разнородные

субстанции.

В христианстве представление о человеке как "образе и подобии Бога"

сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в

личности Христа и возможности внутреннего приобщения каждого к божественной

благодати.

Представление Декарта о мышлении, как единственно достоверном

свидетельстве человеческого существования, легло в основу новоевропейского

рационализма, который именно в разуме, мышлении усматривает сущность

человека, его специфическую особенность.

Экзистенциализм разграничивает и противопоставляет понятия

индивидуальности – как части природного и социального целого и личности как

неповторимого духовного самоопределения ("экзистенции").

Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактовка его

как продукта и субъекта общественно-трудовой деятельности. "Сущность

человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей

деятельности она есть совокупность всех общественных отношений".

44. Естественные и культурные предпосылки бытия человека. Понятие культуры.

Здесь идет вечный спор между религиозной и эволюционной теориями. Теория

Дарвина и теория Маркса (трудовая). Когда чел-к начал регулировать свое

либидо, он становится чел-ком. (в процессе нравственной дея-ти). Понятие

культуры возникает у греков – возделывание почвы (противоположность – это

природа). Постепенно понятие культуры стало означать создание ценностей и

процесс их создания. С др стороны – культура – продукт чел-ого бытия. Чел-к

– это продукт не только природы, но и эл-т культуры.

Проблема соотношения природного и социального в философии.

46. Материально-практические измерения чел бытия. Проблема практики.

Бытие чел-ка – это социальное бытие. (Марксизм)

В марксизме на 1-ый план выходит проблема соц бытия. В марксизме рассм

сама природа бытия. Социал бытие – экономич бытие. Труд – основа всего. Для

того, чтобы жить чел-к должен трудиться. Идеи опр-ся материальными

интересами и теми отношен, кот складываются в процессе производства. Мат-

произв практика явл основой чел-ого бытия и именно она определяет все др

стороны чел бытия(духовн). Чел-к наряду сос своими мат основаниями

(материальными) – чел-к существо духовное.

Мы должны выделять 2 вида производства: духовное и материальное, кот

различ продуктами в ходе этого пр-ва. В ходе дух пр-ва возник продукт,

направленный на удовлетв духовн потребностей чел-ка.

Маркс понимает общественное сознание и духовное измерения чел бытия

материальными. Общ сознание – отражение общ бытия.

Маркс абсолютизировал метод, что мат бытие – опр духовное. Марксизм ищет

причины всех изменений в экономич разделах. Разум – это то, что ставит чел-

ка над всеми (Маркс).

Фрейд: «Человека делает человеком обуздание либидо». Экзистенциализм:

47. Диалектика, как система законов и категорий.

Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять

явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что

развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к

высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в

качественные, что источником развития являются противоречия: противор

движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет

принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность представлена

как цепь диалект переходов. Каждое понятие и категория у него во внутренней

необходимой связи со всеми остальными, взаимно переходят друг в друга.

категории есть чистые мысли, и в силу тождества бытия и мышления,

диалектика категорий всеобща, существует не только для философского

познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений категорий.

Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь

есть то, чем она является благодаря качеству. количество есть внешняя для

бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное

скачкообразное развитие. Закон Взаимопроникновения противоположностей -

идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания

отрицания - развитие не только абс идеи, но и каждой отдельной вещи.

Природа диалектического отрицания --- не тотальное отрицание, а сохранение

положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной и относительной

истины. каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную,

незаконченную.

48. Сознание и бессознательное. Общественное и индивидуальное сознание и

бессознательное.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг

от друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она

носитель и причина его возникновения. сознание - производное от материи.

Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в

опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности.

Эмпирической базой психоаналитической философии является психоанализ. Он

возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов

методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он

вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные,

культурные и социальные явления.

Основоположник психоанализа австрийский врач – З. Фрейд (1856 - 1939 гг.).

Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они

проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя

характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой

психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое

значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на

индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда.

Бессознательны по Фрейду многие наши желания и побуждения. Довольно часто

прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях,

в каких-либо фактах нашего поведения. Согласно Фрейду, психика человека

представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного,

предсознательного и сознательного. Бессознательное он считал центральным

компонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное –

лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная

Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. “Оно” –

глубинный слой бессознательного влечения – психическая самость, основа

деятельности индивидов, “Я” – сфера сознательного, посредник м/у “Оно” и

“внешним миром”. “Сверх - Я” внутриличностная совесть, которая возникает

как посредник м/у “Оно” и “Я” в силу постоянно возникающего конфликта м/у

ними. “Сверх - Я” является как бы высшим существом в человеке. Глубинный

слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе

природных инстинктов, первичных влечений с целью получения наибольшего

удовольствия. В качестве основы первичных Фрейд сначала рассматривал чисто

сексуальные влечения. Позднее он заменяет их более общим понятием “либедо”,

которое охватывает всю сферу человеческой любви ( к родине, родителям и

т.д.). В конечном счете он выдвигает гипотезу, что деятельность человека

обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где

доминирующую роль играют так называемые “инстинкт жизни” – эрос и инстинкт

смерти – танатос. Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид

сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде “Оно”, в

нем выделяется “Я”, стремящееся обуздать бессознательные влечения и

направить их в русло социально одобренного поведения при помощи “сверх -

Я”. Фрейд считал что психоанализ м.б. использован и для объяснения и для

регулирования общественных процессов. В психической жизни человека всегда

присутствует “Другой”, с которым он вступает в контакт. Механизмы

психического взаимодействия м/у различными инстанциями в личности находят

свой аналог в культурных процессах общества. Люди, подчеркивал он,

постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений

цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека.

Чувство страха и беспокойство усиливается от того, что социальные

инструменты, регулирующие отношения м/у людьми в семье, обществе и

государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Развитие

культуры – это выработанная человечеством форма обуздания человеческой

агрессии. Противоречие м/у культурой и внутренними устремлениями человека

ведут к нервозам.

Идеи Фрейда развивал Г. Юнг (1875 - 1961 гг). Юнг считал, что Фрейд

неоправданно свел всю человеческую деятельность к биологически

унаследованным инстинктам, тогда как имеют чисто символическую природу. В

связи с этим он ввел понятие “архетипы” – формальные образцы поведения или

символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные

содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам

сознательной деятельности человека. Понятие “архетипы” Юнг разъясняет на

основе учения о коллективном бессознательном. Юнг проводит четкое

разделение м/у индивидуальным и коллективным бессознательным.

Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека

и состоит из переживаний , которые когда то были сознательными, но утратили

свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное

бессознательное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и

народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого

прошлого, а также дочеловеческое животное состояние, оно выходит у

современных людей на поверхность через сновидения.

Если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал свое

внимание на выявлении причины действия человека, то А. Адлер считал, что

для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, “бессознательный

жизненный план”, при помощи которого он старается преодолеть напряжение

жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид чувствуя свое

физическое не совершенство пытается самоутвердится среди других, за счет

концентрации своего творческого потенциала. В результате он получает

сверхкомпенсацию (например Наполеон).

49. Познание в контексте чел существования. Субъект и объект познания.

Субъект познания --- это источник целенаправленной активности, носитель

предметно-практической деятельности, оценки и познания.

Нечто типа сознания в чистом виде. Суб поз может быть индивид, коллектив,

соц группа, общество в целом. Компьютеры или приборы могут входить как

часть суб , а могут быть предметом, которым пользуется субъект. Суб наделен

сознанием, ощущениями, восприятием, способностью оперировать образами,

действует в процессе практики как реальная сила, изменяющая мат системы.

общество есть универсальный суб поз. Объект --- это то, на что нацелена

предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность суб. Есть

системы, пока не ставшие об поз, поэтому об реальность не совп с об поз.

Суб поз может выступать и как об поз, причем в качестве об может выступать

и духовное, например, сознание есть об для психолога.

В новой науке субъект вторгается в объект, грань между ними сливается.

Принцип неопределенности Гейзенберга, невозможность познать об без его

изменения. Важную роль играют условия познания, они опосредуют отношения об

и суб.

В идеалист трактовке есть сущ-ние всемирного суб, которому приписывается

все творческое начало. У Канта суб сводится исключительно к чел сознанию,

которое понимается как чистая деятельность.

Знание, добытое отд индивидом, отчуждается в процессе его фиксации в

некоторых символьных средствах, языке. Тогда оно становится принадлежащим

всем, всеобщим. Оно само может выступить об поз. активная, направленная на

об деятельность субъекта есть необходимая предпосылка выступ предмета об

поз. Познание есть активное воспроизведение внешнего мира суб. Например,

камень воспринимается чел и геологом по-разному. восприятие снега жителями

севера и юга. На предмет накладывается пред опыт.

52. Наука, как специализированная форма познавательной деятельности.

Особенности научного познания.

Научное познание, как все формы духовного производства, в конечном счете,

необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.

Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого

различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей

научного познания. Деятельность может быть рассмотрена как сложно

организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда

продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее

компонентами. Предметная структура деятельности - взаимодействие средств

с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря

осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект

деятельности , осуществляющего целенаправленные действия и использующего

для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны

средства могут быть представленны в качестве скуственных органов

чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве

естественных объектов , которые взаимодействуют с другими объектами.

Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями.

Ценность отвечает на вопрос “ Для чего нужна та или иная деятельность”

Цель на вопрос “ что должно быть получено в деятельности?” Мы имеем дело

с предметной стороной изменения человеком природы , когда в функции

предметной деятельности выступают фрагенты природы, а если в функции ее

предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной

практики , направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой

точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического

действия.

Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов

практической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующие

продукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому основная задаяа науки -

выявить законы , в соответствии с которыми изменяются и развиваются

объекты. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть

включены в деятельность , и их исследжования как подчиняющиеся объективным

законам функционирования и развития, составляют первую, главную

особеность научного познания., которая отличает ее от других форм

познавательной деятельности. Наука ориентированна на предметное объективное

исследование действительности.Процесс научного познания обусловлен не

только особенностями изучаемого объекта , но и многочисленными факторами

социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет

только ее предметную структуру и все рассматривает только сквозь призму

этой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его

состояния, она может исследдовать и деятельность и человеческую психику, и

культуру. но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые

подчиняются объективным законам. Субъективную структуру деятельности наука

тоже изучает но как особый объект.. Таким образо наука может изучать все в

человеческом мире но в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука не

может заменить собой всех форм познания мира , всей культуры, и все что

ускользает из ее поля зрения . компенсируют другие формы постижения

духовного мира. Наука имеет систему отличительных признаков научного

познания от обыденного : 1) установка на исследования законов

преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и

объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур

производства и обыденного опыта и изучене его объектов относительно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.