Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)
Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)
1. Философия, ее особенности в сравнении с мифом, религией, искусством,
наукой.
Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира,
характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы заключают в себе
попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройства мира, о
мировой гармонии и т.д.
Миф соединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических
взглядов, разных видов искусства. Миф выступал как единая, универсальная
форма сознания. Своеобразие мифа проявилось в том, что мысль выражалась в
конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. В мифологии
отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, идеального и
вещественного, объективного и субъективного.
Религия – это такая форма мировоззрения, в которой освоение мира
осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний.
Специфика религии – в особом характере ее «второго» мира и его смысловой
роли. Основу религ. мировоззрения составляет вера в существование
сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни
людей.
Вера – способ существования религиозного сознания. Внешней формой
проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.
Религиозные представления невозможно вывести из чувств и переживаний
отдельного человека. Они – продукт исторического развития общества.
Близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-
исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и
воздействия на создание людей.
Но и велико их различие. Для философской мысли характерно свободомыслие.
Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения,
отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с
позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.
Философию интересует истина, науки – порода.
До конца 18 века – Ф. Стоит над наукой. Затем наука – сама себе Ф. Наша
наука – связана с опытом. Философские положения умозрительны. Сейчас Ф-ия –
особая наука. Ф-ия смотрит на мир глазами науки. Наука без ф-ии
существовать не может. Наука выполняет методическую функцию, ф-ия
ориентирует науки в их подходе к миру.
Философия – «любовб к мудрости». Слово «философ» впервые употребил Пифагор
по отношению к людям, стремящихся к высокой мудрости и правильному образу
жизни.
В отличие от мифологич. и религиозного мировоззрения философская мысль
представляла собой принципиально иной мир понимания, прочным фундаментом
для которого стали позиции разума, интеллекта. С другой стороны, бытующие в
народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, или придается новое
смысловое, рациональное истолкование.
Возникновение философии означало появление особой духовной установки –
поиска гармонии, знаний о мире с жизненным опытом людей, их верованиями,
идеалами, надеждами.
Философия – теоретически сформированное мировоззрение. Это система самых
общих теоретических взглядов на мир, места в нем человека, уяснения
различных форм отношения человека к миру. На фоне стихийно возникавших форм
миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о
мудрости. Философская мысль избрала своим ориентиром не слепую,
догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное,
критическое, основанное на принципах разума, размышления о мире и чел.
жизни.
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих
самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем
жизненные позиции, программы поведения людей.
Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на
уровне настроений и чувств.
Миропонимание – эмоционально-интеллектуальная сторона мировоззрения.
Философия теоретически осмысливает совокупные данные науки и практики,
выражает их в виде наиболее объективной картины действительности. Она
выступает как критический анализ и творческое совершенствование суммарного
и наиболее цельного опыта людей.
Человек част природы, но в то же время он противостоит природе.
2. Природа философских проблем, их связь с фундаментальными вопросами
человеческого бытия.
Основной вопрос всей философии – это вопрос об отношении мышления к бытию.
Что является первичным: дух или природа?
В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, они
составляли два противоположнвых направления: идеализм и материализм.
Но большинство философов посчитало в прошлом и не считает сейчас своим
важнейшим делом решение именно этого вопроса. На первый план в различных
учениях возносились проблемы достижения истинного знания, природы
нравственного дома, свободы, чел. счастья, смысла чел. жизни.
В свое время Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению,
принципиальное отношение для ф-ии: что я могу знать? (познавательное
отношение человека к миру); что я должен делать? (практическое отношение);
на что я могу надеяться? (ценностное отношение).
Вопрос с возможности познания мира – вытекает из кантовского вопроса «что
я могу знать?». Точке зрения познавательного оптимизма противостоят более
пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм.
Коренные мировоззренческие вопросы традиционно представлялись философам
вечными и неизменными. Выявление Ниршом их исторического характера, привело
к переосмыслению этих вопросов.
Отношение «человек-природа» было переосмыслено как исторически изменчивое,
зависящее от производственной и иной деятельности людей на том или ином
этапе истории.
Классические фил. Вопросы (об отношении «человек – природа», «природа –
история», «личность – общество», «свобода – несвобода») и при новом подходе
сохранили свое непреходящее мировоззренческое значение.
В понимание фил. проблем был внесен историзм, т.е. проходя через всю
человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы,
они приобретают в различные эпохи свой конкретный, неповторимый облик.
В свете историко-материалистического подхода классические фил. проблемы
утратили облик неизменных, умозрительно решаемых проблем.
Новым было также понимание фил. проблем не как «чистых» проблем познания,
а как проблем общественного бытия, которые объективно возникают и
разрешаются в человеческой жизни, практике.
Классическая традиция связывала философию с постижением вечных принципов
понимания мира и чел. жизни. Маркс вступил в спор с таким пониманием,
подчеркнув, что философская мысль обращена к общественно-исторической жизни
людей, подверженной изменению, развитию. Отсюда следовало переистолкование
предмета, методов и результатов философии как исторических, принимающих
различный облик в разные эпохи.
3. Предпосылки философии. Особенности античной философии.
В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл чел.
жизни, ее привычный строй и порядок оказываются над угрозой. Она
формируется в тот период (VII в. до н.э.), когда прежние традиционно-
мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою
недостаточность, свою неспособность удовлетворить мировоззренческие
запросы.
Кризис мировоззренческого сознания был вызван рядом причин. Главную роль
сыграло экономическое развитие Греции: регулирование торговли и
судоходства. Не самым важным было расширение связей и контактов с другими
народами, открытие неизвестных прежде обычаев, нравов и верований, что
наводило на мысль о ботносительности, условности их собственных социальных
и политических установлений. Это вело к кризису традиционного уклада и к
утрате прочных нравственных ориентиров.
Социально-экономические изменения требовали от индивида выработки новой
жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она
предложила человеку новый тип самоопределения не через привычку и традицию,
а через разум. С одной стороны, философия выступает как критика традиции, а
с другой – пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести
новый тип культуры.
Спецификой греческой философии является стремление понять сущность мира в
целом. Направления интересов определялись характером мифологии. Миф
повествовал о том, кто все сущее, а философия спрашивала, из чего оно
произошло. Философия мыслится как наука причинах или наука о причинах и
началах всего сущего. Для ранних натур философов характерна особого рода
стихийная диалектика: они рассматривали космос как непрерывное неменяющееся
целое.
4. Учение о бытие в античной философии.
Становление древнегреческой философии происходит в VII в. до н.э. В это
время появляются люди, которые в своей деятельности выражали интересы
нового общественного класса, формирующегося на обломках родового общества.
Первой философской школой явл. милетская школа. Ее основатель – один из
семи «мудрецов» Фалес. В этой школе впервые был поставлен вопрос о
первоосновах всего сущего. Различные представители этой школы решали этот
вопрос по разному, но в основе мира все они видели определенный
материальный принцип.
Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал как текущее,
аморфное сосредоточение материи. Все возникает путем «сгущения» и
«разряжения» первоматерии.
Анаксимандр утверждал, что первоначалом и основой является беспредельное и
не определял его ни как воду, ни как воздух, ни как что-либо другое.
«Апейрон» является безграничным и неопределенным не только в
пространственном, но и во временном отношении.
Анаксимен первоосновой всего считал неограниченный, бесконечный, не
имеющий определенной формы – воздух. Разрежение воздуха – огонь, сгущения –
ветры, тучи, вода, земля, камни. Он впервые вводит понятие взаимного
отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия постоянно
колеблется, и если бы он не двигался, то не изменялся бы настолько,
насколько он изменяется.
Тераклит Эффеский основой всего считал огонь. Огонь – это праматерия,
первооснова и основной элемент. Он вечен, несотворен и неучтожим. Огонь
является также наиболее адекватным символом динамики развития,
постепенности постоянных изменений.
Пифагор – реальной сущностью всех вещей являются числа. Начало всему –
единица. Пифагорейское учение – попытка постижения количественной стороны
мира.
Единое, по пифагорейскому учению, выше множественности, оно служит началом
определенности. А где определенно, там возможно познание, неопределенное –
непознаваемо.
5. Античная наука и проблема метода познания.
Хотя отдельные элементы научного знания начали формироваться в более
древних обществах (шумеры, Египет, Китай, Индия), возникновение науки
относят к V в. до н.э., когда в Др. Греции сложились соответствующие
условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических
систем; для ее возникновения был необходим также достаточно высокий уровень
развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению
умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для
систематических занятий наукой.
Полисный характер греческой жизни (с ее ролью народного собрания,
публичных ораторских состязаний и т.д.) объясняет доверие греков к разуму,
теории, а поклонение безликому абсолюту (природе) – постоянную близость и
даже неразделимость физики (учения о природе) и метафизике (учения о
первоосновах бытия).
Раннегреческая натурфилософия – это способ философствования и способ
миропонимания, в котором physis играет ключевую роль, интегрируя
мироздание: природу с человеком, богов с природой. Но природа при этом не
обособляется ни как объект самостоятельного и специального рассмотрения, ни
как выражение человческой сущности. Она не отрывается от окружающих
человека вещей.
Человек не может и не должен останавливаться на феноменах, он ищет
подлинной природы и на этом пути обращается к началам мироздания.
Методы познания – метафизика и диалектика.
Метафизика – метод, отражающий качественное саморазвитие бытия через
противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и
умозрительной картины мира.
Термин «Метафизика» ввел систематизатор произведений Аристотеля Андронник
Родосский, назвавший так группу трактов о «бытии самом по себе». Метафизика
обнаруживается у Платона.
Аристотель построил классификацию наук, в которой первое по значению и
четности место занимает наука о бытии как таковом и о первых началах и
причинах всего сущего, названная им «первой философией» (метафизика). В
отличие от «второй философии» (физики) метафизика рассматривает бытие
независимо от конкретного соединения материи и формы.
Диалектика – метод научного познания. Основные принципы диалектики –
всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью
всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Слово
«диалектика» впервые применяет Сократ, обозначивший им искусство вести
спор, диалог.
Древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом
завершенном целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно
совершаются непрерывные процессы изменения, движения. Всеобщая изменчивость
бытия представлялась как превращение одного первроначала в другое.
Гераклит – мир внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении,
движении, в единстве противоположностей.
Платон понимал под диалектикой знание относительно сущего и истинно
сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых
частностей в цельное и общее.
Аристотель развил диалектику дальше – в направлении познания реально
существующего космоса. В своем учении о четырех причинах Аристотель
утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и
тождественно с каждой вещью.
В древности наука и философия тождественны. Но уже Аристотель поставил
проблему размежевания философии с другими науками. Различие он видит в том,
что собственно философия интересуется истиной, частные науки интересует
польза. Кроме того философия занята поисками первооснов сущего. Поэтому
науки должны опираться на философию.
В VI в. до н.э. образовалась элейская школа (рассматривали проблему
бытия).
Ксенофен рассматривает бытие как единое, независимо от разнообразия его
конкретно-чувственных форм. Это единое он назвал «богом», отрицая в то же
время существование конкретных богов.
Парменид считал, что к познанию мира ведут два пути – путь мышления и путь
догадок, которым соотв. Две картины мира. Первый путь приводит к миру
единого, вечного и неизменного бытия. Второй – к видимому миру вещей,
началами которого явл. огонь и земля.
Зенон Элейский также различает два типа познания: чувственное и
рациональное. Истинным является рациональное. Зенон отстаивает идеи
вечного, неизменного и целостного сущего. Зенон подверг сомнению движение.
Для этого представил пять опровержений движения (апоран).
1. Движимое не движется не в том месте, где оно, ни там, где его нет.
2. Дихотомия – движение никогда не может закончится.
3. Ахилл и черепаха.
4. Стрела, которая летит.
5. Стадион.
У греков подлинное познание возможно только разумом. Цель познания –
познать бытие, которое стоит за миром.
6. Софисты и Сократ. Самопознание как цель философии.
Софистами называют древнегреческих философов, выступавших в роли
профессиональных учителей «мудрости» и «просторечия». Общее в их взглядах –
отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический
и социальный релятивизм. Для них характерно в общем материалистическое
понимание природы. Представители этой группы были первыми просветителями –
энциклопедистами. В центре их внимания стоял вопрос познания. Некоторые
софисты приходили к скептическим выводам относительно бытия и его познания.
Представители: Протогор и Горгий.
Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека
выступает как непосредственно данное. Они требуют проверки всякого
утверждения.
Главным искусством софистов было искусство слова. В центре их внимания
человек и психология.
Исходный принцип софистов (Протогор): «Человек есть мера всех вещей:
существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
Индивид со всеми его особенностями – субъект познания.
Все знания о предметах основаны на восприятии через органы чувств, так что
чувственное восприятие субъективно. Значит, всякое человеческое знание
относительно.
Бытие – это не что иное, как изменчивость чувственного мира, каким
является индивидуальное восприятие.
Руководящий принцип – произвол индивида.
Релятивизм (относительность, условность, субъективность человеческого
познания) в теории познания служит обоснованием нравственного релятивизма.
Софисты показывают условность правовых норм, государств и моральных
оценок. Человеческое общество – мера справедливого и несправедливого.
Тезисы Горгия:
1) Ничего не существует.
2) Если что-то и существует, то его нельзя познать.
3) Если это и можно познать, то нельзя объяснить и передать другому.
Мир только и существует, бытие – изменчиво.
Сократ в центре своих философских интересов ставит проблему субъекта –
человека, что такое человека, что такое сознание. Человек не может познать
природу ( остается только направить человеческое познание на самопознание,
т.е. законы по которым должен жить. «Познай самого себя». Задача Сократа –
обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание и доказать,
что именно оно должно быть главным судьей над субъектом. Эта высшая
инстанция именуется разумом. Она способна дать не только индивидуальное
мнение, а всеобщее знание. Философия понималась Сократом как познание добра
и зла.
Безнравственность – плод познания истины, знание – источник нравственного
совершенства.
Философия у Сократа – путь к знанию, т.е. формирование добродетельного
человека и справедливого государства, а ее главная задача – рациональное
обоснование религиозно-нравственного мировоззрения (мир у Сократа –
творение божества великого и всемогущего, а основа мира – духовный
принцип).
Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который был
гарантией постижения подлинной истины.
«Демоны», «гении» имеют божественное происхождение. Через них боги
сообщают смысл всему мирозданию.
Добродетели по Сократу – одержимость, мужество, справедливость. Эти
добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Их и
моральные нормы Сократ считал вечными и неизменными.
Сократовская философия – начало перехода от идеи просто и от материи
просто к их диалектике, то вся философия до Сократа – досократовская.
Создает 2 диалектических метода:
1) Иронию – обнаруживает противоречия в суждениях;
2) Люйевтика – повевальное искусство – с помощью вопросов направить
человека на путь истины к познанию данного явления.
7. Учение Платона о идеях и государстве.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|