рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

сущее, как таковое, предметом исследования.

Структуру человеческого бытия Хайдеггер обозначает как "заботу". Она

представляет единство трех элементов:

- "бытие в мире" – неразрывность чел. бытия и мира;

- "забегание вперед" – отличие человеческого бытия от любого

вещественного бытия;

- "бытие при внутримировом сущем" – отношение к вещам не как к

наличным, предполагающим дистанцию между человеком и вещью, а как к

"сподручным", "обреченность вещам".

Ясперс считает, что бытие нельзя рассматривать ни как целое, ни как

бесконечно расчлененное. Бытие, согласно Ясперсу, непознаваемо. Человека

нельзя рассматривать объективно, его необходимо понять как экзистенцию.

Ясперс не сомневается, что существует "бытие в себе". Мы только не можем

его знать. Мы создаем бытие только как "бытие в мире" – это предметное

бытие, груз повседневных забот.

Ясперс в трактате "Бытие и ничто" анализируют формы проявления бытия в

человеческой реальности.

1. "Бытие для себя" – непосредственная жизнь самосознания;

2. "Бытие в себе" – заменяет объективную реальность;

3. "Бытие для другого" – конфликтность межличностных отношений.

Старая философия не видела различия между бытием мира и бытием человека.

Бытие человека рассматривалось по аналогии с бытием вещей. Особенность

человеческого бытия в том, что он знает о своем бытии. Конечность

человеческого существования и осознание этой конечности порождает вопрос о

бытии. В человеческом бытии другое по сравнению с вещественным бытием –

отношении сущности и существования. В бытии вещей сущность предшествует

существованию. В бытии человека существование предшествует сущности, т.к.

человек – всегда становящееся существо.

В центре внимания экзистенциализма стоит проблема свободы. Свобода должна

быть понята из экзистенции. Она проявляется в "забегании вперед". Человек

свободен в том смысле, что он сам "проектирует" себя, не определяясь ничем,

кроме своей субъективности, суть которой в полной независимости от чего бы

то ни было. Человек сам ответственен за свое будущее, он не оправдывает

себя обстоятельствами.

Свобода человека неотчуждаема и неистребима. Она предстает как тяжелое

бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может

отказаться от свободы, перестать быть самим собой, стать как все. При этом

он погружается в безличный мир, мир поглощения личного общим,

безличностным.

32. Концепция отчуждения человека и пути его преодоления в

экзистенциализме.

Человек, истолковав, себя как сущее, наряду с другими сущими, приходит в

состояние "отчуждения". При "неподлинном бытии" человек рассматривает себя

по сравнению с другими людьми. При этом возникает так называемый

"объективный взгляд на личность", при котором она может быть заменена любой

другой личностью. Эта мысленная подстановка другого на свое место и себя на

место другого создает феномен усредненности и приводит к потере

собственного существования. Такую власть общего, безличного над

индивидуальным Хайдеггер называет "das Man" .

Согласно Ясперсу, подлинный смысл бытия открывается человеку в периоды

глубоких потрясений (болезнь, страх, смерть). В эти моменты человек

освобождается от груза повседневных проблем, от своих интересов и

повседневных представлений о деятельности. "Пограничная ситуация" ставит

человека на границу между бытием и небытием. Человек осознает себя как

экзистенцию, что позволяет ему перейти от "неподлинного" бытия к

"подлинному". "Подлинное существование" выступает как осознание человеком

своей конечности и свободы.

33. Неопозитивизм. Принципы верификации, фальсификации, конвенционализма.

Позитивизм – направление буржуазной философии. Основные идеи позитивизма

были сформулированы Кантом. Философия, по его мнению, не имеет оснований

претендовать на феноменальность, т.к. она ориентировалась первоначально на

теологические "абсолюты", а затем на метафизические, но никогда не была

научной. Позитивным, т.е. реальным, является чувственно-физическое

существование.

Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма:

1. Кант, Милль, Спенсер – первый позитивизм;

2. Макс и Авенариус – эмпириопозитивизм (отказались даже от формального

признания объективно-реальных законов);

3. Неопозитивизм.

Особенности неопозитивизма:

- отрицание научной осмысленности вопросов о существовании объективной

реальности и ее отношения к сознанию;

- рассмотрение логики и математики как совокупности дедуктивных

построений, опирающихся на произвольные соглашения (конвенции).

Витгенштейн считает, что мир – это совокупность фактов, а не вещей, а

знание – это совокупность высказываний.

На первом этапе неопозитивизма (логический позитивизм) его представители

видели свою цель в создании специального логического метода для

разграничения осмысленных утверждений и утверждений, лишенных смысла. Для

этого был разработан принцип "верификации" – требование проверки

предложений об опыте.

Предложение истинно, если оно подтверждается фактами и если могут быть

указаны воображаемые факты, которые, если были бы действительны, это

предложение опровергли бы, и наоборот.

Австрийский философ Поппер выступил с критикой верификации, т.к. возникли

проблемы верифицируемости общих предложений (гипотез, законов природы). Он

предложил заменить их "фальсификацией" – способом указания на такие

эмпирические условия, при которых гипотезы были бы правдивы, но ложными.

Отсутствие опытного подтверждения гипотезы свидетельствует не в ее пользу.

Но наличие опытного опровержения гипотезы говорит о ее ложности.

На этапе "символического позитивизма" неопозитивисты переходят к

пониманию реальности, как совокупности значений. Высказывания являются

истинными только тогда, когда содержат утверждения о состоянии вещей, и

положение вещей соответствует утверждению.

Семантики считали, что философия должна объяснять явления человеческой

жизни, исходя из структуры языка. Слова, сами по себе ничего не значат. Это

только символы. И, чтобы избежать конфликтов, необходимо только отказаться

от слова, которое вызывает несогласие.

Согласно идее "конвенциализма", смысл высказываний выражается не их

объективным смыслом, а местом этих высказываний в системе других

высказываний.

В соответствии с этим Карнап выдвигает "принцип терпимости" – можно

терпеть любую избранную решением субъекта непротиворечивую логическую

систему.

Фальсификация – научная процедура, устанавливающая ложность теории или

гипотезы в результате теоретической и экспериментальной проверки.

Принцип фальсифицируемости – критерий демаркации науки от "метафизики"

(выдвинут Потером).

34. Религиозная философия.

Федоров, Соловьев, Бердяев, Флоренский, Булгаков. С их точки зрения выход

в космос обусловлен нравственными причинами. Федоров: “Общее дело”. Задача

не только выбросить смерть, но и воскресить всех живших на земле. В религии

мы стремимся брать пример с Христа-страдальца, а надо не страдать а

воскрешать. Воскрешение по цепочке от отца к сыну. Если говорить, что будем

жить только мы, то это безнравственно по отношению ко всем доведшим нас до

этой стадии. Соловьев. 1. Идея всеединства человечества, 2. идея

софийности, 3. идея обожествления мира. Богочеловечество. Творчество (и

творение) не заканчивается созданием мира. Человек вместе с богом участвует

в совершенствовании мира. Спастись могут все, то что предсказано в

Апокалипсисе это прогноз, предупреждение. Надо что-то менять сейчас, чтобы

не прийти к этому. У человечества есть шанс прийти к Суду во всеоружии -

встать вместе с Богом в гармонизации мира. Бог вместе с человеком -

богочеловек. Обожествление мира. Человеку помогает София. Единство

различных областей позитивной науки (религия, искусство, философия).

Всеединая духовная деятельность. Всеединое культурное духовное развитие.

Богочеловек это не сверхчеловек Ницше, здесь все по-другому.

Вел русск фил-ф Соловьев гов что необх объединить понятия: религии, ф-фии,

науки, т.к. всеединство объективно существует, ибо начало всего – всеединое

сущее – Бог, его нельзя определить. Бог разумному опр-ию неподвластен.

Соловьев гов, что оно опр-мо и реализуется в бытии и его стремление к бытию

определяет его определенность. Этот мир – это реализация всеединого сущего.

Когда мир реализовывался, единство рассыпалось, хотя в каждом существующем

заложена стремление к единству. Чел-к есть высшая степень, и вообще

актуализация стремления к единству осуществляется ч/з Христа. Миф

актуализировался. Сол. Гов, что есть разл степень бытия: животное царство,

чел-кое царство, минеральное и растит. Царства. Это иерархия. Это всеединое

сущее рассыпалось, когда оно актуализировалось. Ед-во можно достичь ч/з чел-

ка, ч/з ф-фию. Разрыв проявляется в чел-ке – он есть путь, кот ведет к

всеединому сущему и богочеловеческому. Этот процесс – двухсторонний. Бог

послал Христа, чтобы искупить грехи людей.

Неотомизм. Тейяр де Шарден воспитанник католической церкви. Он крупный

ученый в области археоглогии в Китае. Т.д.Ш. – эволюционист.

В основе эволюц. Мира лежит ткань универсума. Здесь лежит в основе 2 вида

энергии – тангенциальная (обычная, физическая) энергия, радиальная

(обеспечив развитие мира, эволюцию). Он один из первых проводит мысль о

том, что чел – это ступень ткани к универсуму. Т.д.Ш. заявляет, что чел-во

явл ступенью движения к точке омега (пути к сверхжизни). Он трактует его

так – это Христос, кот нах не впереди , а сзади.

35. Человек, как волевое существо.

Индивид --- единичный представитель человечества, безотносительно к его

реальным или антропологическим особенностям. Родившийся реб - индивид, но

не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид стан личностью

по мере того, как перестает быть единицей чел рода и приобретает

относительную самостоятельность. Ин есть существо общественное и всякое

проявление его жизни яв проявлением общ жизни. Это понятие общеродового

признака. Он безличен. Начиная высказывать какие-то качества, мы начинаем

выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и

меньше по объему. В конце мы придем к единственному представителю чел рода,

персонификации. Это и есть личность.

Индивидуальность --- неповторимый, самобытный способ существования

конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности.

личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения.

Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь,

по происхождению и форме носит инд характер. Сущность индивидуальности

раскрывается в самобытности индивида, его способности быть собой в рамках

окр соц среды. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и

способностей, но она опосредована соц факторами.индивидуальность есть

целостная система, диалектического взаим качеств общих, типических

(общечеловеческих природных и соц признаков), особенных (конкретно-

исторических, формационных) и единичных (неповторимость телесных и

психических характеристик).Индивидуальность есть высокая ценность, так как

их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса.

Индивидуальность меняется в процессе жизни чел.

В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная

(ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция

однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его

внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел.

Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное

выражение общ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования

мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц норм.

Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни

и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый

человек.

Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее

в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел

продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий,

поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности

самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка

в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот

складывается неповторимая специфика личности. При этом только в

деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он

остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то,

чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И

именно по нему другие люди могут оценить его личность.Соц-деятельная

сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется

личность.

Социализация есть процесс усвоения социального опыта, через включенность в

жизнь общ. Соц осущ в филогенезе (формирование родовых св-в и качеств

человечества) и онтогенезе (форм конкретной личности). Лич --- всегда в

процессе формирования, застывшая лч есть деградация.

Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических

задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я

определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих

интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования

убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир

соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести,

справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ

его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то,

каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.

Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек

вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то

или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность

осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно

вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.

Особым компонентом личности явл ее нравственность Соц обстоятельства

нередко приводят к тому, что чел, поставленный перед выбором, не всегда

следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только

высоконравств личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания

своей "не-личности", т.е неспособности совершать то, что диктует

сокровенный смысл "Я".Личностные качества обусловлены не только внешним, но

и внутренним, духовным содержанием.Личность есть категория религ-духовная,

индивид натуралистически-биологическая.

Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет

личности.

Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии

личности. Изоляция --- страшное наказание. Еще страшнее есть навязывание

чужой воли.Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность.

Аналогично не личность, лишенный рассудка или разума. Они не могут нести

ответственность за свои действия. свобода и ответственность есть

неотъемлемые атрибуты личности.

Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности,

средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и

претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и

плана действий.

Своб воли есть необход условие любой целенаправл деятельности, субъекту

кот неотъемлемо присуще чувство ответственности. Ответств предполагает с 1

стороны осознание должного, а с др - возм своб выбора путей его реализации.

Свобода есть специфически человеческий способ бытия: "Мера свободы входит в

понятие человека". Мера своб как творческого самовоплощения чел определ

уровнем развития производ сил и общ отношений, а также степ познания и

овладения природными и соц законами. И если объем чел свободы явл мерой общ

прогресса, то сам прогресс зависит от степ свободы, кот люди располаг в

своей деятельности. Личность, как таковая, облад реальностью своей своб,

выражающейся в свободе выбора из совокупности возм, предоставляемых ей

обществом. Но свобода для одного есть несвобода для другого (диктатура).

Свобода есть относительное понятие.

Новая этич проблема соотношения свободы и ответственности личности. В

техногенной цивилизации человек может сделать больше, чем он имеет прав.

Лозунг свободы "Не мешайте действовать!" восходит к эпохе бурж рев. Это

критика разных феод регламентаций. Развитие капитализма сопровождается

требованиями разл свобод. Св стала основной ценностью. Экзист, Сартр: мы

приговорены к свободе, человек всегда имеет возможность выбора и пытается

переложить ответственность на других.

36. Концепция развития научного знания.

В общем виде наука --- это деятельность человека по выработке,

систематизации и проверке знаний. Разумеется чел занимается научной

деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными

задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпыв

знания , выработка которых и есть цель всякой научной деятельности.

Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы,

осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации.

Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др Востоке: Египет,

Вавилон, ИНдия, Китай. Здесь накапливаются и осмысливаются эмпирические

знания о природе и общ, возникают зачатки астрономии, математики, этики,

логики. Это достояние воспринято и переработано в стройную теоретическую

систему в Др Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся

наукой, отмежевавшись от мифологических и религиозных традиций. С тех пор

до самой инд рев главной функцией науки было объяснение, а ее основной

задачей --- познание с целью раздвинуть горизонты мира, видения природы,

частью которой явл сам чел. Но тем не менее длительное время научное знание

пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки требовало

постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной

рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не

было ни в эпоху античности, ни в средневековье, когда вообще все содержание

науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописи

античности. Ситуация изменилась к 16-17 в, в Новое время формы мышления] и

в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием

большинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Без

этого становление индустриального общ вообще не могло состояться.

Естественно, что многие науки появились значительно позже, например,

генетика, социология, кибернетика. В наши дни наука имеет разветвленную

структуру и научных знаний, и науч учреждений. Она стала важнейшим фактором

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.