рефераты скачать

МЕНЮ


Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

макроэкономическую значимость.

Растёт парк ЭВМ, ускоренными темпами идёт развитие систем и средств

телекоммуникации, растёт число корпоративных информационных сетей.

Количество российских пользователей Интернета превышает два миллиона

человек. В среднем за неделю в Интернет обращаются 430 тысяч человек, что

составляет 0,6% взрослого (старше 16 лет) населения страны. Интенсивно

расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы,

успешно осуществляется телефонизация страны, стремительно растёт рынок

средств мобильной связи. Отставание России от развитых стран в области

телекоммуникаций и компьютерных сетей быстро сокращается: сегодня число

телефонных линий, приходящихся на одного жителя страны, всего лишь вдвое

меньше, чем на Западе.

В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства,

системы национальной и общественной безопасности, банковская сфера и сфера

государственного управления и правопорядка. В государственных органах на

федеральном уровне, а также в некоторых регионах достигнута относительно

высокая насыщенность информационными системами и телекоммуникационными

сетями.

Россия обладает бесценными культурными и информационными сокровищами

– в стране более 1 млн. уникальных архивных фондов и 130 тысяч библиотек,

около 1 млн. баз данных общим объёмом более 170 терабайт. В целом по объёму

информационных ресурсов наша страна уверено занимает одно из ведущих мест в

мире. Быстрыми темпами развивается индустрия мультимедиа [3].

В настоящее время одним из динамичных секторов российского рынка

стал рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и

услуг. Сегодня всё программно-техническое обеспечение процессов

информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается отечественным

информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии

появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.

Сделаны первые шаги в разработке основных положений законодательства

в сфере информации, информатизации и защиты информации, которые должны

обеспечить правовую поддержку развития информационной сферы и перехода к

информационному обществу. Сейчас в Российской Федерации действует более 40

федеральных законов в области информации, более 80 актов Президента РФ,

около 200 актов Правительства РФ. При этом, однако, можно сказать, что

правовая основа развития информационного общества только начинает

создаваться и может быть качественно сформирована только при условии

системного её завершения и развития её на региональном уровне.

В 1998 году в нашей стране была разработана и одобрена на высоком

государственном уровне Концепция государственной информационной политики, а

в 1999 году – Концепция перехода России к информационному обществу.

Возможно, наш старт можно посчитать несколько запоздалым, однако иногда он

даёт определённые преимущества – те, кто начал позже, могут уберечь себя от

ошибок, допущенных первопроходцами.

Использование материальных и духовных благ информационного общества

может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое

процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия

должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах

полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением

политической независимости, национальной самобытности и культурных

традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно

ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут

сформированы в России при стабильных социально-экономических условиях и

глубоких экономических преобразованиях в первой четверти 21 столетия.

Вместе с тем, в России, так же как и в других странах мира, имеет

место «информационная бедность». В последнее время в связи со сложностями

экономического развития люди, особенно малоимущие категории населения и

жители депрессивных регионов, теряют доступ даже к традиционным источникам

ИКТ. Выходят из строя телевизоры, ломаются радиоприёмники, а на починку или

приобретение новых не хватает средств. Огромное число жителей не имеет

возможности пользоваться мобильной связью, которая у других уже

превратилась в инструмент бизнеса.

Несмотря на бурное развитие технологии, немало россиян отрезано от

пользования компьютером и Интернетом. Более того, у многих из них нет

возможности даже научиться использовать эти технологии и, таким образом,

они лишены возможности пользоваться ими в немногочисленных, но всё же

существующих точках общественного доступа – в вузах, библиотеках, школах.

ИКТ стали фактором политической борьбы в России. Особенно ярко это

показала избирательная кампания 1999 года, когда Интернет, сетевые СМИ

завоевали своё место в политической жизни. И опять-таки, мы можем говорить,

что у большинства населения России нет возможности получить доступ к

сетевым СМИ и к Интернету. Не потому, что они этого не хотят, а потому что

они не имеют компьютера, не имеют доступа, не знают, как это делать, и к

этому не готовы.

На международном уровне проблема информационного неравенства

признаётся так же, как признаётся необходимость его преодоления. Оно

поддаётся объективным количественным способам измерения, то есть существует

определённый набор параметров, критериев, по которым однозначно

определяется «информационная бедность» или информационное богатство той или

иной страны. Здесь получается парадоксальная ситуация. Россия в

экономическом отношении находится во второй сотне государств. Но если

говорить про развитие ИКТ, то благодаря инфраструктуре, которая была

создана более 10 лет назад и продолжает быстро развиваться, Россия занимает

достаточно привлекательное положение в мире.

Если же соотнести, скажем, насыщенность компьютерами, степень

подключённости к Интернету и т.д. не применительно к территории страны или

к количеству населения, а применительно к ВВП, то получится, что при

минимальном продукте у нас очень хорошие показатели, едва ли не лидирующие

в мире. И так как наша страна является участником «Большой Восьмёрки», её

участники считают, что Россия находится на верхней ступени, на высоком

берегу информационного неравенства.

Необходимо отметить, что вопрос не сводится к только к неравенству

между различными категориями населения. Существует проблема информационного

неравенства и между регионами. Скажем, между Москвой и Дагестаном.

Существуют проблемы в каждом населённом пункте. Даже в Москве есть

места, где больше возможностей доступа к информационным технологиям, и где

меньше. Наконец, это неравенство имеет отношение и к образованию. Человек,

который имеет лучшее образование, способен получить в Интернете намного

больше полезной информации, чем человек, который является пользователем,

только подошедшим к компьютеру.

Вопрос о преодолении информационного неравенства (если исходить из

той посылки, что оно всё же преодолимо) сводится к четырём важнейшим

приоритетам.

Первый из них – это вопрос нормативной базы. В отсутствие

соответствующего законодательства никакие попытки устранить информационное

неравенство не могут иметь успеха. В России такой базы нет.

В других странах, например, в Аргентине, вопрос использования

гражданином электронной почты уже вносится в Конституцию как одно из прав

человека. В Великобритании принята правительственная программа можно

сказать «всеобщей интернетизации» населения, которая должна к 2005

году обеспечить всем доступ к сети. Он должен быть бесплатным и в пределах

«пешеходной доступности»

Второй приоритет – вопрос образования, того, что называют

«человеческий капитал». Необходимо уделить особое внимание нынешнему

подрастающему поколению. Следует обучать и уже взрослых граждан. В России

большинство населения просто не готово к тому, чтобы эффективно

использовать ИКТ. Часть так называемых «продвинутых пользователей»

достаточно небольшая.

Третий – вопрос технологического доступа к сетям. Вопрос развития

телекоммуникаций, средств доступа – телефонной связи, сетей передачи

данных, мобильной связи и т.д.

Надо отметить, что несмотря нет телефонной связи в большом

количестве населённых пунктов России, острота проблемы может быть хотя бы

частично снята с применением мобильных телефонов. Сейчас уже наметилась

тенденция существенного снижения стоимости использования таких средств

доступа. Необходимо также оказывать государственную поддержку центрам

доступа в отдалённых районах.

И четвёртый приоритет – повышение благосостояния посредством ИКТ, то

есть развитие электронного бизнеса, электронной коммерции, перевод части

бизнес-операций, бизнес-процессов в сеть.

Есть точка зрения, что информационное неравенство – явление

неизбежное и социально обусловленное и с этим ничего нельзя сделать.

Сторонники данного подхода ведут речь лишь о нахождении некоего социально-

этически приемлемого уровня. Сейчас не менее 10% российских детей обречены

на информационное неравенство и социальную неконкурентоспособность. Сама

ситуация в образовании не менее парадоксальна, чем в целом по

информатизации в обществе. С одной стороны, идёт реформа образования,

декларируется переход к постиндустриальному обществу, с другой – ярко

выражена деградация науки, образования, деиндустриализация. На окраинах

России из-за отсутствия финансирования дети не могут получить и начального

образования. Общая обстановка тяжёлая и совершенно утопично надеяться на

то, что информатизацией можно преодолеть социально-экономические проблемы в

наших условиях [11].

Осознать проблему информационного неравенства важно для России уже

сегодня, когда развитие информационного общества находится на начальной

стадии, но идёт довольно высокими темпами. Информационное неравенство

развивается вместе с развитием самих ИКТ. Складывается ситуация, когда

быстрый прогресс в области информатизации углубляет информационное

неравенство, и в этом состоит одна из серьёзных трудностей его преодоления.

Для эффективной борьбы с информационным неравенством необходима активная

позиция государства. Если государство не начнёт думать о тех слоях

населения, которые остаются «за бортом» информатизации, общество разделится

на узкий круг информационной элиты и аутсайдеров.

Для решения проблемы информационного неравенства принципиально важно

партнёрство государства и гражданского общества. Это партнёрство должно

быть направлено не только на развитие самой инфраструктуры информационного

общества, но и на её социальную ориентацию, то есть стимулировать

«проникновение» ИКТ в новые социальные ниши. Информационное неравенство –

социальная проблема с высокой степенью приоритетности для государственных и

муниципальных структур. Это означает, что эта проблема может и должна

решаться с помощью мер социальной политики. Ключевым элементом деятельности

по преодолению информационного неравенства является тесное социальное

партнёрство государства, сообщества предпринимателей и некоммерческого

сектора.

Проблема неравного доступа к информации становится одним из ключевых

вопросов современного общества во многих странах мира. В особенности это

актуально для постсоветского пространства, где образовательный уровень

населения традиционно высок, и где в последние годы имела место поспешная

«экономизация» всех сфер социальной жизни. Отсутствие долговременных

программ поддержки социальных проектов в сфере информатизации привело к

тому, что ИКТ обслуживают исключительно экономические цели. Это означает,

что значительные группы населения (люди с малыми доходами, пенсионеры,

инвалиды, дети из малообеспеченных семей) практически не имеют доступа к

информационным ресурсам, следовательно, не имеют перспектив жизни в

информационном обществе.

Социальное разделение по отношению к информации становится в России

болезненным вопросом, вызывает болезненное противостояние. Развитие

альтернативных некоммерческих проектов чрезвычайно важно, так как должно

привести к относительному уравниванию возможностей для разных социальных и

культурных групп.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что ситуация с

информатизацией в России крайне противоречива, её нельзя оценивать

однозначно, она характеризуется определённой двойственностью. С одной

стороны, в России ускоренными темпами идёт развитие информационной

индустрии, в значительной степени информатизированы многие отрасли

хозяйства, системы национальной и общественной безопасности, банковская

сфера и сфера государственного управления и правопорядка. С другой стороны

– не снята с повестки дня проблема «информационной бедности», когда целые

слои населения лишены доступа к ИКТ, и которая имеет также региональное

преломление (информационное неравенство между регионами).

Кроме того, существуют значительные пробелы в законодательстве,

которое регулирует информатизацию в России. Не получило надлежащей правовой

защиты право граждан на охрану персональных данных, не приняты законы о

праве на информацию, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране

авторских и смежных прав, о средствах массовой информации, об участии в

международном информационном обмене и т.д..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информатизация общества – это организованный социально-экономический

и научно-технический процесс создания оптимальных условий для

удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан,

органов государственной власти, организаций, общественных объединений на

основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация

включает в себя медиатизацию, компьютеризацию и интеллектуализацию. Наука

выделяет два подхода к информатизации технократический и гуманитарный.

Научным сообществом не выработан единый подход к определению понятия

информационного общества. Проблематика информационного общества как нового

типа общественных отношений, разрабатывалась Д.Беллом, А Туреном,

О.Тоффлером и др. Одно из самых распространённых определений

информационного общества такое: информационным называется общество, в

котором обработкой информации занято больше людей, чем обработкой сырья и

материи. Ключевой тенденцией информационного общества является

последовательное возрастание роли информации и знания в современном

обществе. Информация и знания становятся всё более важными факторами

производства, движущей силой экономического развития и процветания

общества. Информация становится реальным социальным ресурсом.

Важнейшей особенностью информационного общества является перенос

акцента в производстве с использования материалов на производство

информации и оказание услуг, что влечёт за собой значительное снижение

добычи и переработки сырья и расхода энергии. Преимущественное развитие

получает «третичный» сектор экономики – оказание услуг. Отличительным

признаком информационного общества является свобода доступа к информации и

свобода её распространения, признаётся ведущая роль науки, знаний,

получения, распространения информации, а также университетов, учёных,

менеджеров-консультантов. В информационном обществе производство товаров и

услуг существенно зависит от сбора, обработки и передачи информации.

Признавая достоинства информационного общества, нужно также сказать

и о его недостатках и рисках, связанных с ним. Как и любое другое,

информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их

применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений.

Взрывное развитие ИКТ, либерализация международной торговли, триумф

рыночной экономики приводят к размыванию национальных и политических границ

и к ускорению темпов индустриализации и унификации культур – частично за

счёт образования глобальных конгломератов в области информации,

коммуникации и досуга.

Интенсивное использование глобальных сетей способствует

возникновению новых форм культурной агрессии со стороны наиболее развитых

стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми

сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая

самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских

предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-

производителей.

Усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных

корпораций могут неблагоприятным образом повлиять на политику охраны

окружающей среды, а также на право на труд и социальную защиту.

Актуальной становится проблема ограничения информации, считающейся

социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и

других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав

производителей электронной информации.

Развитие и широкое использование ИКТ привело к появлению ещё одного

измерения бедности – так называемой «информационной бедности», когда

население дифференцируется по принципу возможности доступа к информационным

технологиям. Значительные группы населения (люди с малыми доходами,

пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей) практически не имеют

доступа к информационным ресурсам, следовательно, не имеют перспектив жизни

в информационном обществе. Специалисты отмечают также существование

информационного неравенства между регионами.

Взрывное развитие ИКТ, предоставляя большие возможности обществу, в

то же время создаёт предпосылки для установления диктатуры и глобального

контроля власти над обществом, манипуляции общественным сознанием.

Характеризуя развитие информатизации в России, необходимо отметить

двойственность ситуации и противоречивость протекания этого процесса. С

одной стороны, бурными темпами развивается информационная индустрия,

стремительно растёт рынок информационных услуг, с другой стороны для

России, к сожалению, остаётся весьма актуальной проблема «информационной

бедности». Если государство не начнёт думать о тех слоях населения, которые

остаются «за бортом» информатизации, общество разделится на узкий круг

информационной элиты и аутсайдеров. Эта проблема может и должна решаться с

помощью мер социальной политики. Ключевым элементом деятельности по

преодолению информационного неравенства является тесное социальное

партнёрство государства, сообщества предпринимателей и некоммерческого

сектора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Абдеев Р.Ф. Философия новой информационной цивилизации. – М.: ВЛАДОС,

1994. – 216 с.

2. Анохин П.К. Конструкция мозга. – М.: Иностранная литература, 1962. –

232 с.

3. Г.В. Атаманчук Теория государственного управления.- М.: Изд-во РАГС,

1997. – 280 с.

4. Балабанов И.Т. Интерактивный бизнес. – СПб.: Питер, 2001. – 314 с.: ил.

– (Серия «Краткий курс»).

5. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-

ПРЕСС, 1999. – 560 с.

6. Н. Винер Кибернетика и общество. - М.: Наука, 1991. - 620 с.

7. ГОСТ 7.83-2001. «Электронные издания. Основные виды и выходные

сведения» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

8. Доктрина информационной безопасности РФ от 09.09.2000 №Пр-1895 //

Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

9. Журналистика в информационном обществе /Под ред. Я. Засурского. -

М.:Изд-во МГУ, 2001. – 276 с.

10. Информациология и информационная политика /Под ред. Попова Л.Г. -

М.:Луч, 1999. – 276 с.

11. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции /Под ред. А.А.

Иванова. М.: Институт развития информационного общества, 2000. 840 с.

12. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект //

Вестник ВОИВТ, 1990, № 2, с.31.

13. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для

вузов. – М.: Академический Проект, 2002. Изд. 4-е, испр. и доп. – 640

с.

14. Киселев Ю.Н. Электронная коммерция: практическое руководство. – СПб:

ООО «ДиаСофтЮП», 2001. – 224 с.

15. Козье Д.К. Электронная коммерция. М.: ИТД «Русская редакция», 1999. –

268 с.

16. Компьютеры и экономика: экономические проблемы компьютеризации общества

/Под ред. И.М. Макарова. – М.: Наука, 1991. – 346 с.

17. Л.Н Королёв, В.К. Власов Компьютеризация в науке и производстве. - М.:

Знание, 1988. - 35 с.

18. Краткий толковый словарь русского языка /Под ред. В.В. Розановой. М.;

Русский язык, 1987. – 252 с.

19. Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных

работ. – Мн.: ООО «Сэр-Вит», 2002. – 256 с.

20. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. –

СПб.: Питер, 1994. – 187 с.

21. С. Моль Информационное воздействие в современном мире. - М.: Крымский

мост, 484 с.

22. Москва и информационное общество /Под ред. С.В. Орлова и Ю.Е. Хохлова.-

Институт развития информационного общества, 1999. - 800 с.

23. Новая постиндустриальная волна на Западе /Под ред. Иноземцева В.Л.- М.:

Академия, 1999. – 640 с.

24. Попов В.М. и др. Глобальный бизнес и информационные технологии:

современная практика и рекомендации. М.: Финансы и статистика, 2001. –

287 с.

25. Г. Поспелов Теория и практика коммуникации. М.: Академия, 1998. – 574

с.

26. Проект открытой программы саморегулирования «Организационно-правовые

стандарты электронной коммерции» // Справочно-правовая система (СПС)

«Консультант Плюс».

27. Проект Федерального закона РФ «О государственной политике Российской

Федерации по развитию и использованию сети Интернет» // Справочно-

правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

28. Проект Федерального закона РФ «О предоставлении электронных финансовых

услуг» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

29. Проект Федерального закона РФ «О сделках, совершаемых при помощи

электронных средств (Об электронных сделках)» // Справочно-правовая

система (СПС) «Консультант Плюс».

30. Проект Федерального закона РФ «Об информатизации банковской системы

российской федерации с использованием мировой информационной сети

Интернет» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

31. Проект Федерального закона РФ «Об электронной торговле» // Справочно-

правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

32. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Дело, 1991. –

217 с.

33. Свитич Л.Г. Социальная информациология. - М.: Алгоритм, 2000. – 250 с.

34. Соколова А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция: мировой и

российской опыт. – М.: Открытые системы, 2000. – 224 с.

35. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. 816 с.

36. Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу. //

Философские науки. 1991, №5. С.20 – 37.

37. Федеральная целевая программа РФ «Электронная Россия» от 28.01.2002 №65

// Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

38. Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите

информации» от 20.02.1995 №24-ФЗ // Справочно-правовая система (СПС)

«Консультант Плюс».

39. Федеральный закон РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 №1-

ФЗ // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

40. Школьникова И.Г. Информационные технологии – «Галактика» на выставке

Бухучет и аудит’2003: некоторые итоги. // Экономика и жизнь. – 2003. –

№4. – С.15-16.

41. Р. Эшби Массовая информация: стратегия и тактика потребления. - М.:

Дело, 1993. – 469 с.

42. Т. Яглом Массовые коммуникации в современном мире: методология анализа

и практика исследования.- С-Пб.: Питер, 2000. 190 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.