Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)
Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра философии и отечественной истории
Р Е Ф Е Р А Т
по философии на тему:
«Информатизация как механизм социального управления
(философский аспект)»
Выполнил: аспирант А.В. Юрасов
Рецензент: док. филос. наук
А.М. Старостенко
ОРЕЛ 2004
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие, теоретические основы, взгляды философов на проблему
информатизации………………………………………………………………….5
2. Информационное общество: сущность, тенденции, проблемы развития
развития………………………………………………………………………….18
3. Современное состояние информатизации в России и перспективы
её развития………………………………………………………………….…...33
Заключение……………………………………………………………………...51
Список использованных источников………………………………………….54
ВВЕДЕНИЕ
Рубеж тысячелетий совпал с переходом к третьей – после аграрной и
индустриальной – стадии цивилизации, которую обычно обозначают как
«информационное общество». В последние годы информация стала одним из
важнейших управленческих ресурсов, наряду с ресурсами человеческими,
финансовыми, материальными. В складывающемся сегодня типе цивилизации –
информационной цивилизации – информация становится стратегическим ресурсом
общества. Её производство и потребление составляют необходимую основу
эффективного функционирования и развития всех сфер жизни общества, и,
прежде всего, его экономики. В современных условиях право на информацию и
доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества.
Возрастающая роль информации в жизни общества явилась предметом
научного осмысления. Были выдвинуты различные теории, объясняющие её роль,
место и значение в жизни общества, наиболее популярными из которых являются
теории постиндустриального и информационного общества.
Во многих публикациях последнего времени одним из ключевых
становится тезис о том, что мир вступает в новую эру – информационную, в
век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций
без границ. Все авторы едины в том, что приход нового времени радикально
изменит экономические и социальные стороны жизни общества.
Концепция информационного общества разрабатывалась на протяжении
многих лет учеными философами, которые так и не пришли к единому мнению о
том, что первично в их исторической концепции – духовная либо материальная
сфера. Все они рассматривали информационное общество с какой-то одной
стороны – либо с экономической, либо с технической, либо с социальной или
культурной точки зрения.
Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила
революция в области коммуникаций и информатизации, достигая таких
масштабов, каких не могли себе представить предшествующие поколения.
Информатизация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества,
вступившего в новую эпоху развития цивилизации – эпоху интенсивного
движения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена
управления. Именно информатизация, управление и организация, как могучие
локомотивы прогресса, двигают развитые страны в новую цивилизацию.
Все эти вопросы сейчас достаточно актуальны и активно обсуждаются во
многих средствах массовой информации, хотя до сих пор нет единого мнения
относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного
направления, формулировок и понятий.
Таким образом, проблема информатизации и шире – информационного
общества – является сегодня очень актуальной как в научно-теоретическом
плане, так и в практическом.
Цель реферата – анализ информатизации как механизма социального
управления. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Дать понятие и характеристику основных теоретических подходов к
проблеме информатизации.
2. Охарактеризовать сущность, проблемы и тенденции развития
информационного общества.
3. Охарактеризовать современное состояние информатизации в России и
перспективы её развития.
Структура работы. Работа объемом 57 страниц основной части состоит
из введения, трех разделов, заключения, а так же списка использованных
источников из 42 наименований.
1. Понятие, теоретические основы, взгляды философов на проблему
информатизации
В современных условиях информация становится реальным социальным
ресурсом – ведь фактически только она способна помочь человеку
адаптироваться в жизни в условиях неопределённости, приспособиться к
постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения,
соответствующие новым обстоятельствам. Информация является важным ресурсом
социально-экономического технологического и культурного развития, масштабы
её использования сопоставимы с масштабами использования традиционных
ресурсов (энергия, сырьё и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию
уже имеет макроэкономическую значимость. Значение информации в жизни
общества стремительно растёт, меняются методы работы с информацией,
расширяются сферы применения новых информационных технологий.
Понятие «информация» достаточно широко используется в обычной жизни
современного человека, поэтому каждый имеет интуитивное представление, что
это такое. Но когда наука начинает применять общеизвестные понятия, она
уточняет их, ограничивает использование термина строгими рамками его
применения в конкретной научной области. Так, понятие информации, становясь
предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и
обобщается. Понятие информации является одним из ключевых в современной
науке.
Сложность явления информации, её многоплановость, широта сферы
применения и быстрое развитие отражается в постоянном применении новых
толкований понятий информации и информационных технологий. Поэтому имеется
много определений понятия информации, от наиболее общего философского –
«информация есть реальное отражение мира» [9] до узкого, практического –
«информация есть все сведения, являющиеся объектами хранения» [18].
Приведём для сопоставления также некоторые другие определения и
характеристики:
- информация является одной из фундаментальных сущностей окружающего мира
(академик Г.Поспелов) [25];
- информация – первоначально – сведения, передаваемые одними людьми
другим людям устным, письменным или каким-либо другим
способом [16];
- информация является одним из универсальных свойств материи [9].
- под информацией следует понимать не сами предметы и процессы, а их
отражение или отображение в виде чисел, формул, описаний, чертежей,
символов, образов [8].
В общеупотребительном смысле слова под информацией понимается любое
сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и
т.п., но, несмотря на видимую простоту и очевидность, общепринятого
определения информации пока ещё нет.
Самое простое, классическое, докибернетическое определение
информации гласит, что информация это передача сообщения. По Н.Винеру
информация – это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в
процессе приспособления к нему [6]. Заметим здесь момент отражения внешнего
мира (гносеологический аспект) и адаптационный (приспособление к нему).
Далее, информация – это уже коммуникация и связь, в процессе которой
устраняется неопределённость [10]. В данном определении акцентируется
внимание на философско-психологической стороне (коммуникация и связь).
Имеются ещё и такие определения как: информация – передача
разнообразия (Р. Эшби) [41]; информация – оригинальность, новизна, мера
сложности структур (С. Моль) [20]; информация – вероятность выбора
(Т. Яглом) [42] и др.
Л.Г. Свитич отмечает, что «понятие информация… имеет множество
значений», но в общефилософском и металингвистическом толковании «она
понимается как совокупность непроявленых, потенциальных и развёрнутых,
проявленных, реальных смыслов» [33] .
Такое разнообразие понятий существует потому, что в отечественной
философской науке более трёх десятилетий существуют два различных подхода,
две противоборствующих друг другу концепции – атрибутивная и
функциональная.
Атрибутивный подход рассматривает информацию как свойство материи, а
функциональный связывает информацию лишь с функционированием
самоорганизующихся и организуемых систем. В чём же разница между двумя
подходами? Рассматривая информацию как свойство материи вообще, мы (исходя
из того, что материя может быть как живой, так и неживой) должны будем
признать, что информация – признак, характерный не только для живой
материи, но и для неживой. Функциональный же подход по сути дела признаёт
информацию свойством только живой материи (самоорганизующихся и
организуемых систем). Таким образом, атрибутивный подход более широко
рассматривает данное понятие и он мне ближе, поскольку информация, на мой
взгляд, – универсальное свойство материи и источником информации может быть
и неживая материя (естественно, речь не идёт о социальной информации).
Ещё в 1973 г. А.Д. Урсул определил информацию как отражение
многообразия. Впоследствии он уточнил свою концепцию об информации как
передаче (отражении) разнообразия и стал рассматривать информацию как
передающую часть, сторону отображения [36].
Думается, что данного определения всё-таки недостаточно в плане
представления его в классической и постнеклассической методологии.
Понятие «информация» становится всё более многоаспектным,
мнлогоуровневым, многомерным, одним словом, усложнённым. При этом важно
подчеркнуть, что информация и знания – самостоятельные, но неразделимые
понятия. Информация первоначально – сведения, передаваемые людьми устным,
письменным или другим способом. Это понятие включает обмен сведениями между
людьми, обмен сигналами между различными объектами социального и животного
мира (энциклопедическое определение).
В социальном управлении мы имеем дело с различными видами социальной
(экономической, политической, правовой, социально-психологической,
социологической и т.д.) информации, то есть информации, рассматриваемой с
позиций социальной информациологии.
Итак, в философско-социальном плане информация – это передача,
циркулирование отражённого и взаимоотражённого многообразия жизненного
пространства человека.
В теории информации информация определяется как конечные сведения,
являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования. Важное значение для
понимания сущности социальной информации имеет её смысловое содержание. С
точки зрения классической теории информации понятие «информация»
определяется через меру уменьшения неопределённости знания о
совершенствовании какого-либо события. Эта мера была названа энтропией.
В социальном управлении информация выступает связующим звеном между
объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления
в статике и динамике и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в
виде управленческого решения и характеристику результата его реализации.
Наконец, если посмотреть на информацию в чисто утилитарном, рабочем
плане, с точки зрения управленца, который должен принять на основании
определённое решение, то здесь информация выступает как «совокупность каких-
либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах и
явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и
систематизированных в пригодную для использования форму» [3]. Однако надо
отметить, что в управленческой сфере происходит взаимодействие не со всей
информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для
формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идёт об
управленческой информации.
На наш взгляд, информация в сфере социального управления – факты,
сведения о процессах и явлениях окружающей действительности, которые
отобраны в соответствии с нуждами и потребностями управления. Естественно,
что прежде чем попасть к лицу, принимающему решения, она подвергается
определённой обработке и адаптации, которые в идеале не должны искажать
сущность информации.
Научное определение информации дается достаточно просто, если
предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в
природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов.
Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все
остальное время пребывает в виде данных. Информация – это продукт
взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого
взаимодействия.
Информатизация – относительно новый термин, который всё чаще
начинает использоваться в тех же контекстах, в которых раньше мы встречали
слова «автоматизация», «компьютеризация», «электронизация». Но
информатизация – не только новый способ обозначить известную проблему,
употребление этого термина стало своего рода вехой, отмечающей новый
уровень понимания самой проблемы. Речь идёт о резком увеличении
производительности труда на основе новых информационных технологий.
Информатизация общества – это организованный социально-экономический
и научно-технический процесс создания оптимальных условий для
удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан,
органов государственной власти, организаций, общественных объединений на
основе формирования и использования информационных ресурсов.
По мнению ряда авторов информатизация включает три взаимосвязанных
процесса:
- медиатизацию – процесса совершенствования средств сбора, хранения и
распространения информации;
- компьютеризацию – процесса совершенствования средств поиска и обработки
информации;
- интелектуализацию – процесса развития способности восприятия и
порождения информации, т.е. повышение интеллектуального потенциала
общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
Эти три процесса, особенно если они проводятся решительно и
последовательно, всегда ведут к радикальным и революционным изменениям
социальной структуры.
Термин «информатизация общества» является более широким понятием,
чем «компьютеризация общества». Под термином «компьютеризация» понимается
широкое внедрение вычислительной техники во все сферы деятельности людей
[17]. При компьютеризации основное внимание уделяется развитию и внедрению
технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение
результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации
общества делается упор на комплекс мер, направленных на обеспечение полного
использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех
видах человеческой деятельности. Таким образом, информатизация является
более широким понятием по сравнению с компьютеризаций при их внешней
схожести и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения
своих потребностей.
Информатизация должна быть слита с процессами социальной
интелектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и
ее информационной среды.
Ученые выделяют два основных теоретико-методологических подхода к
информатизации общества:
- технократический – когда информационные технологии считаются средством
повышения производительности труда и их использование ограничивается, в
основном, сферами производства и управления;
- гуманитарный – при котором информационная технология рассматривается
как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для
производства, но и для социальной сферы.
Концепция информатизации включает, прежде всего, создание
унифицированной в широком спектре приложений и полностью структурированной
информационной технологии, охватывающей процессы сбора, накопления,
хранения, поиска, переработки и выдачи всей информации, необходимого для
информационного обеспечения деятельности.
До сих пор несмотря на широкое распространение термина
«информационное общество» учёные и специалисты ещё не пришли к единодушному
пониманию его основного содержания. В мире активное обсуждение
теоретических основ развития информационного общества проходило в конце 70-
х начале 80-х, когда возникла так называемая теория информационного
общества, основные положения которой сводятся к следующему:
- на смену самовозрастания капитала идет самовозрастание информации,
совместное пользование которой ведет к развитию новых социальных
отношений, в которых главное не право собственности, а право
пользования;
- возрастание скорости и эффективности обработки информации вместе с
понижением стоимости этих процессов имеет далеко идущие социально-
экономические последствия;
- информационно-коммуникационная техника становится определяющим фактором
социальных перемен, меняющим мировоззрение, ценности, социальные
структуры.
Уже к началу 60-х годов сформировались важнейшие методологические
основы, позволявшие рассматривать становление нового социального состояния
с позиций отхода от традиционного индустриализма и развития «экономики
услуг», сопряжённого с повышением роли технологического фактора, науки и
образования, расширением влияния нового класса квалифицированных
профессиональных менеджеров и технократов и качественным изменением места
теоретического знания и информации в общественном производстве. Оставалось
объединить все эти элементы в систему, которая могла бы стать действенным
инструментом социального прогнозирования.
Впервые в достаточно отчётливом виде идея информационного общества
была сформулирована в конце 60 – начале 70-х годов прошлого века. В 70-е
годы началась конвергенция двух почти одновременно появившихся идеологий –
информационного общества и постиндустриализма Сегодня многие учёные вслед
за известными социологами Д.Беллом и О.Тоффлером считают, что человеческая
цивилизация после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в
новую – информационную. По мнению Д. Белла информационное общество – это
новое название для постиндустриального общества, подчёркивающее не его
положение в последовательности общественного развития (после
индустриального общества), а основу определения его социальной структуры –
информацию. Теорию постиндустриального общества Д. Белл разрабатывал в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|