рефераты скачать

МЕНЮ


Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

перестраивают деятельность государственных органов, ответственных за

формирование и проведение информационной и телекоммуникационной политики.

Под государственной информационной политикой имеется ввиду

регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие

информационной сферы общества, которая охватывает не только

телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации

(СМИ), а всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием,

хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах

– деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и

т.п.[10;202] Такая расширительная трактовка информационной политики

представляется сегодня обоснованной, так как «цифровизация» информации и

новейшие телекоммуникационные и компьютерные технологии интенсивно

размывают барьеры между различными секторами информационной индустрии.

Комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной

сфере общества, современных методов ее государственного регулирования

весьма актуально для России, так как в этой области государство не

полностью определилось. Имеющиеся попытки написания различных концепций

информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само

пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и

новыми коммерческими структурами.

Анализ зарубежной практики регулирования информационной сферы

общества позволяет выделить ряд направлений, к числу которых

относятся:

- поощрение конкуренции, борьба с монополизмом (контроль за концентрацией

собственности в СМИ, выдача разрешений на слияния компаний, решения по

дезинтеграции крупных компаний-монополистов);

- обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и

информационным ресурсам для всего населения;

- соблюдение свободы слова;

- защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в

информационной сфере;

- защита национального культурного наследия, языка, противостояние

культурной экспансии других стран;

- обеспечение информационной безопасности;

- охрана интеллектуальной собственности, борьба с пиратством;

- борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;

- контроль за использованием информационных и телекоммуникационных

технологий в государственных учреждениях;

- цензура в глобальных компьютерных сетях;

- формирование национально ориентированной политики на всех уровнях – от

общегосударственного до местных сообществ;

- формирование эффективной стратегии финансирования ИКТ-проектов, которые

направлены на вовлечение социально незащищённых групп.

В настоящий момент за рубежом идет волна слияний крупнейших

информационных компаний мира в крупные объединения, которые будут

контролировать рынок создания и распространения массовой информации в

будущем. Эти преобразования являются ответом ведущих информационных

компаний на возможности, создаваемые новыми технологиями и изменениями в

системе регулирования информационной индустрии. Поскольку этот процесс

чрезвычайно динамичен, у России есть немного времени для того, чтобы занять

достойное место в системе международных информационных отношений.

Сохранение конкуренции, борьба с монополизмом отдельных

производителей или фирм, предоставляющих услуги является краеугольным

камнем государственного регулирования. В области телекоммуникаций

объединения различных компаний на национальном и межгосударственном уровнях

происходят обязательно с разрешения соответствующих органов (например, в

США это Федеральная комиссия по связи и Министерство юстиции, которые

определяют не приведет ли объединение двух или более компаний к

возникновению монополии, которая устранит конкуренцию и как следствие с

течением времени снизит качество и разнообразие услуг, предоставляемых

деловому миру и населению, приведет к росту цен. Все крупные американские

компании, такие как АТ&Т, Микрософт, ИБМ, телевизионные компании, которые

сейчас ищут партнеров на своих и чужих рынках, находятся под пристальным

вниманием этих органов).

Развитие информационной индустрии и новых информационных отношений в

России во многом стимулировано мировыми процессами в этой области –

дерегуляцией рынка телекоммуникаций, приватизацией государственных

операторов связи, созданием новых информационных конгломератов, включающих

как средства доставки информации (кабельные и телефонные сети, спутники,

компьютерные системы и т.п.), так и производителей содержания – теле- и

киностудии, издательские дома, информационные агентства.

В российском информационном законодательстве имеются обширные

пробелы – не приняты законы о праве на информацию, об охране персональных

данных, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране авторских и

смежных правах, о средствах массовой информации, об участии в международном

информационном обмене. Однако к старым нерешенным проблемам добавляются

новые. На повестке дня стоит регулирование уже начавшегося процесса

концентрации собственности отечественных средств массовый информации,

слияния газет, объединения их с телеканалами, информационными агентствами,

финансовыми группами. Нет документов, регламентирующих порядок формирования

и поддержания ведомственных информационных ресурсов, доступа к ним граждан.

Не установлены правила приобретения и эксплуатации информационных и

телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях, что приводит

к бесконтрольному и безответственному расходованию значительных сумм,

компьютерные и информационные системы не вносят ожидаемого вклада в

повышение эффективности деятельности государственных органов. Необходимо

развивать свой «собственный Интернет» на основе российской информации.

Весьма актуальной является разработка нормативных документов,

регламентирующих продажу информационных ресурсов, создаваемых

государственными органами. Ресурсы, которые не подлежат разгосударствлению,

типа статистической информации, должны быть четко перечислены. Наконец,

необходимо определиться, каковы место и роль России в международных

программах, например, Глобальной информационной инфраструктуры.

Несмотря на столь не достаточно оптимистичное положение дел в России

относительно информатизации, стоит отметить и положительные стороны этой

проблемы.

В последние два-три года Россия осознав предпосылки и реальные пути

формирования и развития информационного общества начинает двигаться по пути

перехода к его построению. Этот процесс имеет так же и глобальный характер,

т.к. вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество в

дальнейшем неизбежно.

Использование материальных и духовных благ информационной

цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь,

экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития

личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически

развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного

развития с сохранением политической независимости, национальной

самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и

правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки

информационного общества будут сформированы в России при стабильных

социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в

первой четверти ХХI столетия.

На сегодняшний день в России создано несколько организаций,

занимающихся вопросами как информатизации в целом, так и отдельными

отраслями, которые в процессе своего развития она порождает (например,

сфера электронной коммерции).

В 1998 году был создан Институт развития информационного общества

(ИРИО), представляющий собой независимую исследовательскую и сервисную

организацию, созданной по инициативе профессионалов из различных областей,

объединенных идеей развития информационного общества в России. Выделяя

цели. Которые преследует данная организация стоит отметить две основные:

формирование и развитие информационного общества в России и интеграция

России в глобальное информационное общество.

Основными задачами Института являются следующие:

1. Создание условий для эффективного взаимодействия между субъектами

информационного общества.

2. Создание условий для добросовестной конкуренции на коммуникационном и

информационном рынке, а также для развития информационных ресурсов,

технологий, инфраструктуры и услуг.

3. Содействие международному сотрудничеству в процессе формирования

информационного общества.

4. Поддержка эффективных проектов, направленных на развитие

информационного общества.

5. Разработка и экспертиза проектов законов и иных нормативных актов,

целевых программ, инновационных и инвестиционных проектов, направленных

на создание и развитие информационного общества в России.

Экономика функционирует благодаря разнообразным сетям связей между

людьми (транспортным, социальным, культурным и др.), которые позволяют им

обмениваться информацией, координировать и согласовывать свою экономическую

деятельность. Появление мировых сетей связи, и, в первую очередь, –

глобальной сети Интернет, привело к настоящей революции в области

организации и ведения различных видов деятельности.

Появление мировых сетей связи, и, в первую очередь, – глобальной

сети Интернет, привело к настоящей революции в области организации и

ведения экономической деятельности. Преобразования коснулись как внешних

отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней

структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения

бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. В связи с чем в

любом государстве возникает необходимость создания соответствующих

структур, на которые была бы возложена обязанность контроля за созданными

«гибридными» сферами деятельности. В России эту нишу заняла Рабочая группа

по электронной коммерции при Экспертно-координационном совете Комитета по

экономической политике и предпринимательству Государственной Думы

Российской Федерации. Данная организация занимается вопросами, связанными с

развитием сферы интерактивного бизнеса и электронной коммерции в России.

Основными задачами Рабочей группы являются:

- разработка пакетов законодательных актов по вопросам электронной

коммерции;

- создание необходимых правовых условий, обеспечивающих функциональную

равнозначность юридических документов, представленных в электронной

форме и юридических документов, оформленных на бумажном носителе;

- разработка типовых правил ведения электронного бизнеса в российском

сегменте сети Интернет и др.

Данной группой было представлено не мало законопроектов относительно

регулирования сфер электронной экономической деятельности, однако немногие

из их получили дальнейшее развитие. Все это говорит о том, что в России

пока еще институт электронного бизнеса находится на стадии зарождения.

Еще одним немаловажным звеном в процессе развития информатизации

является создание единого электронного правительства для целей контроля за

деятельностью субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках

различных информационных сетей.

В общем виде понятие электронного правительства может выглядеть

следующим образом – как система управления, основанная на автоматизации

совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая

снижению издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

Целью создания электронного правительства является эффективное

государственное управление, прозрачность работы государственной власти и

разрушение монополии чиновников на информацию.

Создание системы электронного правительства можно разделить на

четыре стадии.

Первая стадия создания электронного правительства – это разработка

информационного интернет-портала, предоставляющего любую оперативную и

справочную информацию о данном государственном учреждении или

административно-территориальном образовании.

На второй стадии создания электронного правительства информационный

интернет-портал становится инструментом для двустороннего общения между

органами власти, с одной стороны, и бизнесом и гражданами, с другой. Для

этого должна быть проведена стандартизация всех процессов информационного

взаимодействия между ними.

На третьей стадии интернет-портал предоставляет возможность

осуществлять отдельные процессы взаимодействия государства с гражданами и

бизнесом в электронной форме. Это может включать, например, уплату налогов,

социальные выплаты, регистрацию предприятий и выдачу

лицензий и т. д.

Последняя, четвертая, стадия предполагает наличие портала, который

интегрирует весь комплекс услуг правительства и обеспечивает свободный

доступ к ним для всех граждан. Внедрение таких порталов способствует

повышению эффективности деятельности государственных организаций, а также

существенному снижению уровня бюрократизма в государственном секторе.

Электронное правительство должно решать ряд взаимосвязанных задач:

- координацию и администрирование взаимодействия между различными

государственными структурами;

- организацию доступа граждан к обслуживанию их государственными органами

(получение пенсий, пособий, стипендий, паспортное обслуживание,

здравоохранение, образование и т. д.);

- организацию взаимодействия структур власти и бизнеса (государственные

закупки, выдача лицензий, патентов, уплата налогов, управление

государственной собственностью, разработка и реализация программ

развития экономики и т. п.);

- выдачу гражданам любой связанной с деятельностью правительственных

органов информации, включая информацию личного характера (например,

порядок начисления пенсии для данного пенсионера), доступной благодаря

использованию систем электронной цифровой подписи для идентификации

пользователя, запрашивающего конфиденциальную информацию;

- создание форм правления с большим участием граждан и т. п.;

- обеспечение равной доступности социальных и культурных благ вне

зависимости от места проживания гражданина;

- обеспечение полного охвата населения правительственными услугами;

- преодоление информационного неравенства;

- обеспечение трекинга (отслеживание статуса) документов, посылаемых в

государственные структуры, позволяющего в любой момент узнать, в каком

статусе (как и кем рассматривается, какие решения по данному документу

приняты) находится данный документ;

- расширение спектра предоставляемых государственными учреждениями услуг;

- реформирование высокозатратных структур государственной власти;

- радикальное улучшение качества использования информации в рамках всего

общества.

Один из наиболее важных элементов концепции информационного

общества, обеспечиваемый механизмами электронного правительства, –

прозрачность деятельности государственных учреждений и процессов

взаимодействия с ними, будь то государственные тендеры, лицензирование

коммерческой деятельности или просто общение государственного чиновника с

гражданином.

С 1999 года действует официальный сайт правительства России. Как

один из вариантов решения проблемы – создание разветвлённой системы сайтов

всех органов государственной власти.

Сегодня уже действует федеральная целевая программа «Электронная

Россия на 2002 – 2010 гг.». В рамках этой программы помимо электронизации

взаимодействия правительства с гражданским обществом, решаются вопросы

электронного обучения, электронной медицины, развития электронных

технологий в целом по стране и т.д. Разработана и утверждена программа

развития телекоммуникационного рынка в России. Тем не менее остались

барьеры, которые необходимо преодолевать [22].

Диалог населения с государственными служащими посредством

телекоммуникационных сетей позволяет более рационально организовать

взаимодействие власти и граждан – исчезает необходимость непосредственного

контакта в установленные часы в присутственном месте, общение может

осуществляться круглосуточно и практически в любое время. Деятельность и

конкретные решения федеральных министерств, ведомств и местных органов

власти становятся более понятными и подконтрольными, одним из результатов

этого становится укрепление стабильности в стране.

В России нет системы показателей развития информационного общества,

а она должна быть чётко определена. Более того, эти показатели должны быть

согласованы с теми показателями, которые используются в международной

практике.

И самое важное – это то, что в России вообще отсутствует форум, на

котором граждане, законодательная и исполнительная власть вели бы диалог о

развитии информационного общества.

Часть управленческих процессов сегодня информатизирована. Но это те

сервисы, которые доступны россиянам в очень малой степени. Даже в Москве,

которая является лидером в России в области развития информационных

технологий и информационного общества в целом, жители города не могут

получить справку, используя Интернет. Хотя доступ в Интернет в Москве есть.

Ни один из жителей города не заполняет в электронном виде соответствующие

документы, продолжая стоять в очередях. Жители города не имеют возможности

по электронной почте задать вопрос ответственному чиновнику правительства

города, депутату и получить официальный ответ. Вместе с тем, в столице уже

начинают развиваться электронные торги.

Подытоживая выше сказанное стоит отметить, что концепция

электронного правительства разрабатывается не только у нас в стране.

Подобные концепции разрабатывают многие страны мира, где уже существует

достаточно развитое (по сравнению с Россией) информационное общество. Но до

сих пор ни одна из подобных концепций не заняла свое законное место в новом

информационно-телекоммуникационном типе экономики. Это говорит о том, что

процесс развития «гибридного» вида экономики, во-первых, еще не до конца

изучен а, во-вторых, сами люди ещё не до конца осознали необходимость

внедрения информационно-телекоммуникационных технологий практически во все

сферы жизни общества, в том числе в политическую и экономическую.

В России за последние 10 лет процессы информатизации,

компьютеризации и развития телекоммуникаций позволили создать серьёзные

предпосылки и условия перехода к информационному обществу, интеграции

страны в мировое информационное сообщество. Главные из них следующие.

Информация становится важным ресурсом социально-экономического,

технологического и культурного развития, масштабы её использования

сопоставимы с масштабами использования традиционных ресурсов (энергия,

сырьё и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию уже имеет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.