рефераты скачать

МЕНЮ


Философия (WinWord97/2000)

того не миновать”, т.е. в жизни все предопределено или судьбой

(античность), или богом (христианство), или всей системой вхаимод явлений.

С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъект

понятие, при помощи кот мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем.

Как только мы узнаем причину явл, оно перестает быть случ. Однако та случ,

причина кот познана, не перестает от этого быть случ, наличие причины

необязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно

обусловлены, но это е значит, что случ нет. Наиболеее ярко детерминизм

сформулирован у Лапласса - возможно в одной мат формуле выразить все

параметры, характеризующие мгновенное сост всех частей природы и всех сил,

все прошлые состояния мира и предсказать любые события на все грядущие

времена.

Другие считают, что все на свете - дело случая и нужно вверить ему

свою судьбу.Так возникла ложная альтернатива - или в мире господствует

случайность, или нет никакой случайности, только необходимость.

Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, кот

обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления

причинами. Сл - это субъективно неожид, объективно привходящие явления,

то,что в данных усл м.б., а может и не быть.

Сл м.б. внешней и внутреней. Внешняя сл находится за пределами власти

данной необходимости. Она определ привходящими обстоятельствами. Чел

наступил на корку и упал. (падение не вытекает из логики поступков

упавшего)

Внутр сл вытекают из самой природы объекта. Сл рассм как внур, если

ситуация рожд сл явления описывается изнутри какого-то одного причинного

ряда, а совок действие др прич последовательностей описыв

посредствомпонятия объект условия осущ основного причиного ряда.

Выделяются сл субъективные, связанные с наличием у чел свободы воли,

когда он соверш поступок вопреки объект необходимости, и случ объективные.

Итак случайное - это возможное при соотв условиях. Оно противостоит

закономерному акк необходимому при соотв условиях. Необходимость - это

закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутреней

основой и совокупностью сущ условий их возникновения, существования и

развития.

Необх м.б. внешней и внутреней, т.е. порожденной собственной прир

объекта илистечением внешних обстоятельств. Необход м.б. динамической и

статистической.

Необх и сл выступ как соотносит категории, в кот выражается ф

осмысление характ взаимозависимости явлений, степени детерминированности их

возникнов и сущ. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное.

Почему же необход может проявл только через случайное? Потаму что она

реализуется только через елиничное. Случ оказывают влияние на ход необхо

процесса. Более того, случ в ходе развития могут превращаться в

необходимость. Так законом. признаки одного биол вида появились как случ

отклонение от признаков др вида.

Основная цель познания - выявить закономерное. Но, чтобы его понять

необход выявить опред порядок. А для этого надо проанализ те конкретные

формы случ, в кот проявляется необходимое. А вот предсказ общ событий,

например, предполаг учеь и того и другого. В истории, как и в повед людей ,

немало иррационального. Движ истории в сильной степени зависит от субъект

факторов.

В истории общества в большей мере, чем в природе, проявл случай, ибо

тут действуют люди, побуждаемые идеями, волей и страстями. Логика истории,

действие в ей необходимости как результирующая своб деятельности множ людей

была названа Гегелем хитростью истор разума. Вне случайности история была

бы фатальной. Однако и абсолютизировать волюнтаризм не надо.

Волюнтаризм - абсолютиз внутр аспект свободы, доводя его до

произвола. Фатализм - рассм каждый чел поступок как неотвратимую реализацию

изначального предопределения, исключ своб выбор. Однако если бы чел

действовал только под влиянием вн сил, то его постигла бы учась “буриданова

осла” (2 охапки сена). Такая трактовка свободу воли, точнее несвободы,

унижает чел достоинство с 1 стороны , а с др снимает с него всякую

ответственность и не позволяет по достоинству оценить его заслуги.

Законом ход истор событий реализ не помимо, а посредством воли людей,

их созн действий. Что же такое своб воли? Своб воли - это способность чел

принимать решения и совершать поступки в соотв со своиим интересами,

целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельости,

основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом

связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел есть

сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ

независим от объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решеия.

Своб воли есть необход условие любой целенаправл деятельности,

субъекту кот неотъемлемо присуще чувство ответственности. Ответств

предполагает с 1 стороны осознание должного, а с др - возм своб выбора

путей его реализации.

Свобода есть специфически человеческий способ бытия: “Мера свободы

входит в понятие человека”. Мера своб как творческого самовоплощения чел

определ уровнем развития производ сил и общ отношений, а также степ

познания и овладения природными и соц законами. И если объем чел свободы

явл мерой общ прогресса, то сам прогресс зависит от степ свободы, кот люди

располаг в своей деятельности. Личность, как таковая, облад реальностью

своей своб, выражающейся в свободе выбора из совокупности возм,

предоставляемых ей обществом.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб

присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в

виде бескон цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись,

привела к данному общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход

не только сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в

своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей.

В общем свобода есь осознанная необходимость.

Для того чтобы выявление законом и случ, своб и необходимого в целях

прогнозиров будущего было максимально приближено к конкретной практике и

свободно от субъект оценок, необхо использовать и такую чрезвычайно важную

пару категорий диалектики как возможность и действительность, т.к.

необходимоть, случайность и свобода явл различными способами превращ

возможного в действительное, ибо чел осущ свою свободу в меру своих

возможностей.

44. Учение об истине. Критерии истины. Абсолютность и относительность

истины. (см. шпарг)

Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго

чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и

характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как

субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания

определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не объекта

познания.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа.

Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А

будущее - может ли оно быть предм отражеия? Можно ли оценить как истинную

идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится

на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако

замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм

истинности или ложности.

Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим

субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе,

вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в

динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с

прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно

организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и

заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее

реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда

односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. В любом

вымысле содержатся нити реальности.

Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но

их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь

- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то

в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное

сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное

мышлеие.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений,

убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в

ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел

стремится вперед он блуждает,” - говорил Гете.

Гораздо сложнее все в обществ нуках в частности в истории. Тут и

доступность источников и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь

призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством

свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень

познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания

поэтому нсят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и

вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект

не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть

ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты

событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания,

кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно

подтверждается жизнью.

Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она

объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле

любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание

моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн

с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а

дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и

глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).

Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей,

взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его

развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б.

установлеа если не известны условия места, времеи..., в кот они

сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в даных условиях, становится

ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды

при100 град).

Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид особенностями. В

силу этого наряду с обобщеным необходим и конкретный подход к объекту: нет

абстр истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы клас

механики? Да, но в опред пределах. И так для люб истины.

Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит

истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны.

Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в

опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв

мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а

остальные - нет.

Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо

работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего

подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего

опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они

истинные.

Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать

истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н

мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать,

применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в

термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание

соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую

меру объективности, истинности своего содежания.

В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность.

Она выступает и в опосредованой форме - как логика, закалившаяся в горниле

практики. Можно сказать, что логика - это опосредованая пактиак. Наш разум

дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и

всей системе дух культуры.

45. Глобальные проблемы человечества и их философское значение.

Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого

диапазона параметров физической среды, био-и социосферы. Человечество

держится на острие. ускорение процессов развития общества сопровождается

понижением уровня его стабильности. сопровождается состояниями

неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Та как

человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали

носить глобальный характер. Неустойчивость внушает надежду, что малые

изменения могут привести к изменению всей структуры, что означает, что

индивидуальная деятельность совсем не бессмысленна. При этом мир, видимо,

навсегда лишился стабильности и гарантий непреходящих законов. особенно

стали важны нелинейные системы и отношения, когда малый сигнал на входе

дает большой на выходе, и повышение темпоральности --- чувствительности к

ходу времени.

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия

системы "общество-природа".

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл

ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-

прир. "Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу

она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те

последствия, на кот мы рассчитывали, но во втор и в третью очередь совсем

другие, непредвиденные последствия, кот очень часто уничтожают значение

первых." Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,

расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно

обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на

нее. Здесь находит отражение общефил принцип: "чем полнее свобода, тем выше

ответственность".

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного

способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это

прежде всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в

своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение

равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг

с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в

решениях этих проблем. В соврем обществе потребления решение эколог проблем

невозможно...

Другие проблемы

невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение. Нарушено ли хрупкое

равновесие между природой и чел. Уничтожение прир ископаемых, пресной воды,

лесов, видов животных. Вправе ли чел, осознавая ответственность перед лицом

Вселенной, изменять Землю?Действия людей носят некомпенсируемый характер.

Озоновый слой,парниковый эффект, проблема шума. Сам человек начинает

эволюционировать в техногенной среде. ведут мутации к негативному или к

полезному? Психические изменения в рез-те жизни в неестественных условиях.

Скука, апатия, безнадежность, мусор, теснота и др проблемы.

Демографические проблемы, учение Мальтуса о перенаселении. Население растет

в геометрической прогрессии, еда – в арифметической. При этом проблема

нехватки населения в развитых странах и переизбытка рождаемости в Африке и

Лат Америке. Вопрос о коэволюции человека и животного. Вынос высоких

технологий в космос и загрязнение космоса. Проблема информационного потока.

Проблема искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной

инженерии сейчас вышли на первый план. Ну и так далее, словом, здесь можно

говорить, не останавливаясь.

Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее

определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть

человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как

безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого.

Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема -- когда

можно говорить о жизни нового человеческого сущва? проблема борьбы со

СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия.

Мутации --- повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их

адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему ---

если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и

нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?

При анализе глобальных проблем важно помнить, что их решение не есть дело

простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху необратимого

развития, и предотвращение деградации человечества как элемента биосферы

сводится к формированию новой цивилизации.

Становится вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со

стратегией природы. Понятие об экологическом и нравственном императиве, то

есть некоторые вещи, в частности изменение некоторых свв окружающей среды

недопустимо ни при каких обстоятельствах. Это новые составляющие новой

нравственности человечества. актуальной задачей стало создание планетарного

гражданского общества как института, в рамках которого и возможна

эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая формами

контроля международных организаций. Невозможность разделения этических и

научных ценностей, следовательно, новая этика, построенная на

ответственности как на высшей ценности.

Концепция --- изменить путь современной цивилизации, совершив коренной

поворот в сторону глобальных духовных проблем, откуда и пойдет экономика и

др. Надо переориентировать людей с материальных ценностей на духовные, а то

сейчас общество есть общ потребителей, потребление стало целью, все

производится для того, чтобы потреблять. Чел попал в зависимость от вещей и

прогресса. Это наносит непоправимый урон дух миру чел, Необходимо дух

совершенствование.

46. Практика и ее роль в процессе познания.

Основной формой проявления жизни чел. является деятельность - чувственно

предметная, практаческая, и духовная, теоретическая. Чел - активное

существо. Он активно воздействует на окруж его вещи, придает им форму и св-

ва, необход для удовлетворения его обществ и личных потребностей. Именно в

преобразов мира челов придает определенностьсвоему бытию.

Практика - это материальная, чувствнно предметная целенаправленная

деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразов прир и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.