рефераты скачать

МЕНЮ


Философия (WinWord97/2000)

науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописи

античности. Ситуация изменилась к 16-17 в, в Новое время формы мышления] и

в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием

большинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Без

этого становление индустриального общ вообще не могло состояться.

Естественно, что многие науки появились значительно позже, например,

генетика, социология, кибернетика. В наши дни наука имеет разветвленную

структуру и научных знаний, и науч учреждений. Она стала важнейшим фактором

формирования дух жизни общ, культуры и практики общения.

Наука отпочковалась от обыденного знания и вместе с тем она превзошла его

по всем статьям. Казалось бы, что наука может обойтись теперь и без него. В

то же время наука не имеет единовластного мандата на познание. ОНа имеет

взаимодополняющие связи с повседневным познанием, с философией,

этикой,искусством и др. Наука уподобляется верхним этажам здания, но их нет

без нижних. Наука находит в повседневном познании материал для дальнейшей

обработки, без которого она не может обойтись. Примером этому может служить

естественный язык. Хоть наука и выраб свой язык, в тоже врем я не может

обойтись и без повседневного. Наука имеет своей противоположностью

неверное, неправильное знание, а не то знание, которое, будучи правильным,

добывается за пределами науки, в повседневной жизни, практической

деятельности, искусстве.

Современную науку можно определить как сферу исследовательскойдеятельности,

направленную на производство новых знаний о природе,обществе и мышлении,

включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их

знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и

кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и

лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы;

понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также

всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или

средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут

выступать как одна из форм общественного сознания. Наука не ограничивается

естествознанием или точными науками, как сч позитивисты. Она

рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное

соотношение частей, природоведение и обществоведение, ф-я и естествознание,

метод и теорию, теоретические и прикладные исследования.

Наука есть необходимое следствие общ разделения труда, она возникает за

отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной

деятельности в особый род занятий --- сперва очень малочисленной--- группы

людей. С появлением крупного машинного производства создаются условия для

превращения науки в активный фактор самого производства. В качестве

основной выдвигается новая задача --- познание с целью переделки и

преобразования природы. В связи с этой технической ориентацией лидирующим

становится комплекс физико-химических дисциплин и соответствующие

прикладные исследования. В условиях НТР происходит новая коренная

перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям

совр производства, он превращается в соц институт, для того, чтобы научн

знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов,

инженеров и рабочих. в самом процессе труда от рабочего требуется широкий

научно-технический кругозор, овладение основами научных знаний. Наука

превращается в непосредственную производительную силу, а практическая

реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение.

Наука призвана все в большей степени ориентироваться уже не на технику, а

на самого чел, на развитие его интеллекта, его творческих способностей и

культуры мышления, на создание предпосылок для его творческого развития. В

связи с этим совр наука уже не слепо следует за развитием техники, а

обгоняет ее , становится ведущей силой прогресса материального

производства. Она формируется как целостный интегральный организм. Весь

фронт научн исследования (в естеств и общ науках) оказывает стимулир

воздействие на общ производство. Если прежде наука развивалась как

отдельная часть часть социального целого, то теперь она начинает

пронизывать все сферы жизни. Научные знания и научный поход необходимы в

материальном производстве, в политике и общ деятельности, в управлении, в

системе образования, здравоохранения, в судебной и др практике. Поэтому

наука разв более быстрыми темпами, чем другие отрасли.

Наука влияет даже на искусство и ее формы, о результатах научн исследований

теперь быстро узнает каждый житель Земли и интересуется ими, Наука вошла в

культуру как ее неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит формированию

новой этики и эстетики. Во всем мире признана ценность именно

доказательного рассуждения. Подтверждение некоторых рассуждений рез-тами

науки считается обязательным. Занятие наукой вырабатывает определенное

ценностное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высоко ценит

логическую дисциплину ума, способность обосновывать сделанные выводы,

стремление к истине, достоинства теории и эксперимента. Рано или поздно

приходится решать вопрос о правильном применении достижений науки.Оно не

является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в

экологическом, ни в моральном плане. НЕдаром теперь рядом с каждым значимым

научным открытием разгораются общ дискуссии --- применять или запретить?

Ответственность за применение несут в первую очередь сами творцы науки,

ученые, так как никто лучше них не может представить последствия, слабые и

сильные стороны изобретения. Хотя в полной мере не могут это сделать и они.

Вопрос об ответственности. Прогресс --- не самоцель человечества, а

средство развития человека, улучшения его материальных условий, и никто не

отменял ценность таких понятий, как свобода, справедливость, счастье.

40. Эстетическое отношение человека к действительности и искусство.

Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, кот обеспечивает

гармоничное единство и внутренюю взаимосвязанность различных проявлений дух

жизни чел и общества в целом. Синтетическая функция эстет формы освоения

действительности проявилась уже в феномене нерасчлененности античной

культуры в которой не только сами произв искусства, но и научные и

религиозные и фил трактаты зачастую создавались как худож тексты.

Необходимо различать два во многом совпадающих, но не тождеств

понятия - эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное

проявление этого сознания. Эстет сознание имеет место в каждом акте челов

активности. Чел оценивает с эсет позиций любое свое проявление, каждое

противостоящее ему объект явление, все, что вовлекается в сферу его опыта.

Искусство же - это профессиональная сфера деятельности, в кот эстет

сознание из сопутствующего эл-та превращ в основную цель.

В истории культуры сложились 2 концепции эст сознания: первая -

онтологическая- трактует эст сознание как отражение особых принципов самого

бытия, вторая - гносеологическая, сложившаяся уже в обособившейся эстетике,

интерпретирует его в качестве атрибута одного только челов сознания.

Обе эти концепции - возведеные в абсолют крайности, в кот есомнено

присутствуют и зерна истины. С одной стороны, эстет качества настолько

“человечны” в своей основе, что их нельзя рассм как первопринципы мира, сущ

независимо от человека. Существование общества- необход условие превращ

эстет ценности из возможного в действительное. С др стороны эстет качества

могут проявиться не только в деятельности самого человека, ведь эстет

выразительна и природа и сам человек, да и все продукты чел труда. Эстет

категшории явл объективными, поскольку они отражают объективную прир самого

человека, складывающуюся в его многообр взаимоотношениях с миром.

Эта двоякая природа эстет сознания, равно зависящая и от субъекта и

от объекта эстет созерцания, нуждается в интерпретации. В чем зависимость

эстет ощущения от объекта созерцания? В том, что эст ощущ, чувственное по

своей природе, невозможно без внешег стимула - пейзажа, чел лица, произв

искусства, всегда имеющее материально зафиксир форму. Выразительность вн

формы т.о. есть необходимое условие эстет аслаждения. В чем же тогда зав-ть

эстет ощущ от свубъекта? В том, что при оценке выразительности внешней

формы объекта субъект должен приложить дух усилие для того, чтобы вскрыть

идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь

предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если налицо

оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный дух смысл - может

состояться эстетическое событие.

Между тем не только педмет очеловечивается но и человек как бы

опредмечивается в эстет акте. Вскрывая в объекте его внутр смысл чел тем

самым как бы одаряет природу частицей своего духа. Чел созерцает себя в

созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это

опредмечивание чел сущности проявляется в процессе труда и возникающем при

этом эстет наслаждении его р-тами. Именно благодаря труду возниклись и

развились на зае чел истории музыкальное ухо, чувств красоту формы глаз-

короче говоря такие чувства, кот способны к челов наслаждениям”.

Т.о. между эстет сознанием и развитием труд деятельности людей

имеется генетическая связь. Однако ее нельзя абсолютизировать. Для

развитого общ созания эстетическое тем и отличается от прагматического, что

предполагаетбескорыстное любование, жестко е связанное с категорией пользы.

Эстет переживание ценно само по себе. Это не значит конечно, что прекрасное

и полезное несовместимы (архитектурные сооружения)., это говорит о том, что

е никакого императива, заставляющего нас видеть красоту только в полезном.

Иначе бы ни музыка ни живопись не были бы для нас прекрасными, нас окружили

бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобная техника.

Эстетическое, таким образом, есть непосредственно данная чувственная

выразительность внутреней жизни предмета, запечетлевающая в себе процесс

опредмечивания челов сущности и очеловечивания прир мира, которая

воспринимается и переживается чел-ком как самостоятельная жизенная

ценность.

Будучи чувственно-предметным бытием, эстет вместе с тем не является

одной только вещественной данностью. Все веществ характеристики

эстетического выступают как носители смысла, а потому оно не только

предметно, но и идеально.

Искусство и ф-я. Соотношение искусства и фил исторически менялось.

Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да

Винчи низывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его

словам самолстоятельно обнимает первую истину. Аналог миссия признаваласт и

за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь

состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией.

Для 19 в на первый план выдвинулось проблема иеархического строения

здания гуманит наук. Так Романтизм , ставя искусство выше науки,

провозглашали его главенство над фил, а Гегель,наоборот, при всей

признаваемой им значимости эстет венчал здание самопознания абс идеи его

высшей формой - философией.

Вопрос о соотнош искусства и фил действительно очень сложен, Между

этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного

внутреннего тождества. Совместно противостая на соврем этае развититя

культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта позания, эти

формы дух деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познав

средств, своей конечной цели и языка. Фил в этом отношении ближе к науке -

она тяготеет к логико-поняийному аппарату, систематичности... Искусство же

ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, кот не

предполагают своей рассудочной воспроизводимости.

Искусство и фил, т.о., - это взаимозависимые, но различные формы общ

сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою

направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом

познания и выражения. Фил, в сущности, м.б. растворена в понятиях и подана

в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и

обезличиванию.

41. Процесс информатизации общества и его философское значение (неполн)

Современное об-во называют информатизационным, т.к. информация образует

важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс

перехода к информационному об-ву, коснулась всех сфер человеческой жизни.

Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии

науки и жизни научного об-ва в целом. Электронная почта, компьютерные

конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного

обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это

реализация комплекса мер, направленных не обеспечене полного и

своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.

Информатизация образования является ключевым условием подготовки

специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой

деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования.

Информация образования - процесс, в котором политические, социально-

экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе

широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи.

Цель информатизации - глобальная рационализация интеллектуальной

деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и

автономию процесса познания каждого индивида за счет свободного доступа ко

всем видам, формам и уровням учебных знаний.

Сущность информатизации образования составляют структурирование

профессиональных знаний в заданных предметных областях и обеспечение

свободного доступа обучаемых к базам данных.

Компьютерное моделирование-эффективное средство обучения. Полезным

средством может быть компьютер и при изучении тем, требующих усвоения

большого объема цифровой и иной конкретной информации. Компьютеры дают

новые возможности хранения хода и результатов решения многообразных задач,

включая допускаемые при этом типичные ошибки. Помимо развития

индивидуальных форм обучения будут появляться и новые формы совместного

обучения.

Научный эксперимент сегодня развивается по двум основным направлениям:

1. постоянно усложняется и совершенствуется его метериальная основа; 2.

оптимизация управления экспериментом. Автоматизация эксперимента позволяет

многократно ускорять его проведение, существенно повышая эффективность

труда экспериментатора. Важной областью применения компьютерных методов для

расшифровки экспериментальной информации является воссоздание

производственных структурных моделей сложных молекул на основе

рентгеновских снимков.

Развитие информационных технологий ставит перед человечеством массу

новых проблем, прежде всего по философскому осмыслению информационного

образа жизни и содержания информационного подхода. Сам по себе

информационный подход не есть панацея от бед человечества. Широкое

использование компьютеров рационализирует деятельность человека, расширяет

доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалистов,

позволяет достичь многочисленных положительных экономических эффектов. Но

вместе с тем компьютерная революция может приводить к снижению

индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, изоляции

индивидов, усилению — с использованием банка данных — манипуляции людьми,

дегуманизации труда. Чтобы этого не случилось, необходима целенаправленная

ф-ская работа, которая не позволила бы подвергнуть забвению гуманитарную

составляющую информационного подхода. Наиболее значительными в этом смысле

являются этические проблемы, ибо именно в них запросы человека получают

свое пиковое выражение.

42. Современные проблемы экологии и их философское значение.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов

в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является

экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и

углубляющемся противоречии между производительной деятельностью

человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал

основатель Римского Клуба А. Печчеи: “Истинная проблема человеческого вида

в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и

приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир”. Эти изменения

являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего,

производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком

неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты

ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год

составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из

этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду,

которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших

факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической

проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр

среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих

катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния

ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в

экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в

пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных

условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и

более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и

его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не

только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб

пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП,

ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного

населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не

на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а

наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые

страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям

философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на

ценности духовные.

43. Общественно-историческая закономерность и сознательная деятельность

людей. Критика волюнтаризма и фатализма.

Исторически категории необход и случ возникли как следствие размышления о

чел судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или

стихийности всего чел бытия. Освободились от такого этического толкования

прежде всего с успехами науки, в частности теор вероятностей.

Существовали разное понимание необх и случ. Одни говорят “чему быть,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.