рефераты скачать

МЕНЮ


Философия (WinWord97/2000)

кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные отличия. Можно

выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между

собой: 1) ФИЗИЧЕСКАЯ Простое механичестое перемещение, изменение

местоположения обьектов, движение элементарных частиц внутриатомные и

ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромагнитные и

оптические и др. процессы 2) ХИМИЧЕСКАЯ Неорганические химические реакции,

реакции,приводящие к образованию органических веществ, геологические

процессы и др. 3) БИОЛОГИЧЕСКАЯ Различные биологические процессы, явления и

состояния: обмен веществ, размножение, наследственносгь, приспособляемость,

рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т.п. 4) СОЦИАЛЬНАЯ

Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех ее многообразных

проявлениях Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие —

это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния,

которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и

необратимостью.

19. Представления современной физики и астрономии о материи.(неполн)

Время и пространство - осн. формы существования материи. Ф-ю прежде всего

интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п.

реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании.

Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и рассматривают

их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как

априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории

абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в.

и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их

универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения

одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность

существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий

материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к

будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и

п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п.

и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга.

Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в.,

говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в

отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно

независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими

взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели

вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда

и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр.

физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в.

как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности

Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не

сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной

взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны

единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что

течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и

что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время)

изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля

тяготения. В создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи

Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии

опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопытных формах чувственного

восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей

обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы

материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи

простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших

представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их

объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое

познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное

представление об объективно-реальном в. и п.

20. Материя как субстанция. Ее атрибуты: движение, пространство, время.

Атрибуты – свойства, неотделимые от материи. Материя – единственно

существующая субстанция. Она вечна и бесконечна.

Свойства движения: 1) Движение – основное свойство материи. Нет движения

без материи, нет материи без движения. 2) Понимаем движение как всякое

изменение вообще. 3) Если материя абсолютна, то, очевидно, все эти

характеристики применимы и к движению, то есть оно абсолютно, неучтожимо,

несотворимо.

Через определенные изменения возникают и определенные формы движения

материи. Из неорганической материи возникает жизнь, а развитие организмов

ведет к развитию человеческого общества. 1 ) Источник движения и

самодвижения в самой материи, в её внутренних противоречиях. 2) Движение,

как и материя, многообразно, чем сложнее объект, тем сложнее движение. 3) В

сложных структурах и образованиях формы движения материи есть синтез

множества форм движения материи.

Формы движения материи: физическая, химическая, биологическая, социальная.

Классификация Канта: 1) Принцип от простого к сложному. 2) Специфический

материальный носитель движения. 3) Специфические закономерности, присущие

той или иной форме движения материи. 4) Высшая форма движения материи

включает в себя низшую, но к ней не сводится. 5) Границы между формами

движения материи носят не абсолютный, а относительный характер. Одна форма

материи плавно переходит в другую. На стыке этих форм могут появиться новые

науки. Свойства пространства и времени: 1) Возникновение от многочисленных

конкретных состояний материальных отношений (пространства) и мерой их

изменений (время). 2) Пространство связано с протяженностью предметов,

объектов. 3) Под пространством мы понимаем материальную структуру

предметов, объектов, систем материального мира, их протяженность. Также под

ним мы понимаем состояние отношений материальных тел друг к другу и кривые

их движения, которые дают качественную определенность движущимся объектам.

4) Время – это длительность существующего объекта, смена его состояний.

ОБЩЕЕ: 1) Носят объективный характер. 2) Движение материи всегда находится

в пространстве и времени. 3) Пространство, время и движущаяся материя

неотделимы. РАЗНОЕ: 1) Пространство трехмерно, время одномерно. 2)

Пространство обратимо, время нет (прошлое(будущее). 3) Пространство и время

носят относительный характер, так как зависят от состояния и движения

материи. 4) Пространство не может выступать независимо от времени, а время

от пространства.

Форма существующей материи: пространство-время ( мир выступает в 4-х

мерном измерении.

21. Происхождение и сущность сознания. Сознание и идеальное.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и

материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и

исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения.

сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а

только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не

мозг, а чел. при помощи мозга. Сознание - это высшая, свойственная только

человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и

целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно

противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет.

За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть

самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно,

неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к

тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с

материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство

высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие,

и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее

свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны

по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - Псих

явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство

принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих

образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами. Сущностью

созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл созн образы

не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных

процессов, на основе кот они возникли. Идеальное выступает как момент

практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного

формами, созданными предшествующиим поколениями - прежде всего

способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их

посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом:

оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане

идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн,

отнош сознания к мат миру. Идеальное и матер не разделены нероходимой

гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел

голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное

производит мозг. Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития

материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все

мат образования. Отраж - это изменение одного явления под воздействием

другого. В неживой природе распроствранены изоморфные отражения - отпечатки

, следы…

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап

развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением

чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства

предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные

образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим

потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и

состояний его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика

охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные

процессы.

22. Сознание и самосознание (относительно сознания см. 21 вопрос)

САМОСОЗНАНИЕ — выделение человеком себя из объективного мира, осознание

своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий,

мыслей и чувств, желаний и интересов. Животное тождественно своей

жизнедеятельности, оно изменяет природу лишь в силу своего присутствия, т.

е. относится к ней непосредственно. Человек же опосредствует свое отношение

к природе общественной практикой, и прежде всего употреблением орудий

труда. Благодаря труду он выделяется из непосредственной природной свяая: в

процессе труда соотносит свои цели и задачи с природным материалом и

учитывает собственные возможности. Изменяя природу, он изменяется сам.

Создавая в процессе труда продукты, человек как бы удваивается и в предмете

своей деятельности созерцает дело своих рук. Он различает себя как деятеля

от предметов своей деятельности. Но т.к. труд всегда носит общественный

характер, то человек начинает сознавать себя как человека, принадлежащего

данной исторической системе, лишь относясь к др. человеку как к себе

подобному. Важную роль в формировании «С» играет язык. с. возникает

одновременно с сознанием как производное от него, но проявляется на

значительно более высокой ступени развития человечества. Вначале человек

отличает себя от объекта, сознает объект своей деятельности и самого себя

как субъект лишь в процессе практического действованяя е вещами. Затем С.

проявляется как родовое, коллективное: человек еще поглощен родом, к-рый

выступает носителем и средоточием человеческой сущности. С гибелью родового

строя, появлением цивилизации и обособлением индивида возникаем

собственно С. личности. С. в истории ф-ии выступало как деиственный

принцип, и этим часто исчерпывалось понимание практической. деятельности

человека (Фихте, Гегель, младогегельянцы). При этом ,С. рассматривалось

нередко как начало, творящее и сам объективный мир. В действительности С.,

будучи действенным принципом, может быть понято в решающей мере лишь как

результат практической общественно-производственной деятельности человека.

Прогрессируя на основе и в итоге социального прогресса, С. человека

достигает своего высшего развития в условиях об-ва, свободного от всякого

социального гнета и создающего все возможности для полного проявления

жизнедеятельности индивида.

23. Бытие как ф-ская категория. Основные сферы бытия.

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле

слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о

существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на

вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -

Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,

организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве

мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа,

чел-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр.

единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что

мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр.

логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд.

индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а

более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-

вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в

мире. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б.,

например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и

становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни

продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную

форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть

уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме.

Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей

(тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост.

природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б.

человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б.

духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров.

(внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б.

отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной

формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы

Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей

субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния,

целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее

отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для

прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием

только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

24. Принцип детерминизма. Критики индетерминизма.

Д и И протовиположные ф-ские концепции по вопросу о месте и роли

причинности.Детерминизм и индетеминизм. Детерминизм - методолог принцип,

согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич

обусловлено, следует возм познания и предсказания событий, имеющих как

однозначно определ, так и вероятностную природу. Механический детерминизм -

однозначная прич обусловленность=> абсол строгое предсказание.

Индетерминизм - методолог позиция, в кот отрицается как объективность прич

связей, так и ценность причиных объяснений в науке. Г.Риккерт: “Причинное

объясн действительно лишь в пределах наук о прир и неприменимо к наукам о

духе, т.е. наукам общественым”. Чел воля (или в телеологии - воля

божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, своб в

своих проявлеиях от всякой причинности и необходимости, т.е ничем не

обусловленая. Индетерм трактуют принцип объективн необходимости как

фатализм. Стройная организация всего сущего. Телеология - определяется

изначальным целевым устремлениям природы. Стихийно действ причина рассм как

действующая в преднамеренно избранном направлении, т.е как цель. Цель

ставится творцом. Гейне: “деревья зелены потому, что зел цвет полезен для

глаз. Бог создал быков так как гов бульен полезен для чел; ослов для

сравнения, а самого чел, чтобы он ел гов бульен и не был ослом”.

Естественный отбор - вот истинная причина совершенства орган мира, причина

объективной целесообразности природы. Однако сознательная цель явл одним из

атрибутов в сфере челов деятельности. В науке часто применяется целевой

подход, т.е. подчинение процесса иследования его целевой, конечной стадии.

25. Принцип историзма в познании. Единство исторического и логического в

теоретическом мышлении.

Исторический и логический методы познания относятся к методам

теоретического уровня. Сущность исторического метода состоит в том, что

история изучаемого объекта воспроизводится во всем своем многообразии, с

учетом мельчайших зигзагов и случайностей. Области его применения — прежде

всего человеческая история, а также различные явления живой и неживой

природы (возникновение жизни на Земле, образование полезных ископаемых —

нефти, урана и др.). Этот метод позволяет получить представления о движении

и развитии того или иного объекта, процесса. Логический метод исследования

— это метод воспроизведения в мышлении сложного развивающегося объекта в

форме определенной теории. При логическом исследовании объекта мы

отвлекаемся от всех исторических случайностей, несущественных фактов,

зигзагов и даже попятных движений, вызванных теми или иными случайными

событиями. Из истории вычленяется самое главное, существенное, определяющее

общую направленность развития. Логическое воспроизведение истории должно в

общем и целом соответствовать действительной истории.

Принцип единства логического и исторического отвергает произвольные

спекуляции, домыслы, всякого рода вымышленные конструкции. Он требует,

чтобы логика мысли следовала за историческим процессом. Но при этом

мышление не должно быть пассивным. Активно вычленяя из истории

существенное, необходимое, человеческое познание обнажает саму суть

исторического процесса. Оно позволяет глубже понять действительные события.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.