рефераты скачать

МЕНЮ


Философия (WinWord97/2000)

Философия (WinWord97/2000)

смотреть на рефераты похожие на "Философия (WinWord97/2000) "

2.Специфика ф-ого знания. 1
3. Структура ф-ого знания 2
4. Исторические типы мировозрения 2
5. Ф-ская мысль древнего Китая (Учения Конфуция, Лао-Цзы). 2
6. Ф-я древней Греции, ее основные школы. (ref) 3
7. Ф-я средневековья 3
8. Ф-я эпохи Возрождения. 4
9. Ф-я Нового времени. Эмпиризм и рационализм 4
10. Французский материализм 17-18 веков и его роль в истории философской мысли. 5
11. Классическая немецкая ф-я (конец 18-19 вв.) 6
12. Ф-я Канта. Категорический императив в его этике 6
13. Ф-ская система Гегеля и его диалект. метод. (см. шпарг.) 7
14. Антропологический материализм фейербаха 7
15. Ф-ская мысль в России в 19 и начале 20 века: Герцен, Чернышевский,
Бердяев. 8
16. Философские взгляды В.Соловьева. (см. шпарг.) 8
17. Социально-философские идеи К. Маркса. Принципы материалистического понимания истории. (см. шпарг.) 9
18. Материя как ф-ская категория. Основные формы движения материи. 10
19. Представления современной физики и астрономии о материи.(неполн)
10
20. Материя как субстанция. Ее атрибуты: движение, пространство, время.
11
21. Происхождение и сущность сознания. Сознание и идеальное. 11
22. Сознание и самосознание. 12
23. Бытие как ф-ская категория. Основные сферы бытия. 12
24. Принцип детерминизма. Критики индетерминизма. 12
25. Принцип историзма в познании. Единство исторического и логического в теоретическом мышлении. 13
26. Единство и борьба противоположностей как принцип диалектики. 13
27. Диалектический принцип взаимного перехода количественных изменений в качественные. 14
28. Принцип диалектического отрицания. 15
29. Основные категории диалектики и их роль в познании. 16
30. Понятие культуры, ее сущность, динамика, исторический характер. 16
31. Источники и детерминанты общественного развития. Общество как сложная система. 17
32. Периодизация человеческой истории как социально-ф-ская проблема.
Формационный и цивилизационный подходы. 18
33. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество: сущность и тенденции развития. 19
34. Общечеловеческая сущность морали. Основные категории этики. 19
35. Религия и мораль. Религия и светская культуры - две концепции духовности, их единство и существенные различия. 20
36. Ф-ская концепция человека. Диалектика биологического и социального в человеке.(неполн) 20
37. Назначение человека и смысл его жизни. 20
38. Ф-я экзистенциализма. (см. шпарг.) 21
39. Понятие науки. Социокультурные функции науки. 22
40. Эстетическое отношение человека к действительности и искусство. 23
41. Процесс информатизации общества и его философское значение (неполн)
24
42. Современные проблемы экологии и их философское значение. 25
43. Общественно-историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Критика волюнтаризма и фатализма. 25
44. Учение об истине. Критерии истины. Абсолютность и относительность истины. (см. шпарг) 26
45. Глобальные проблемы человечества и их философское значение. 27
46. Практика и ее роль в процессе познания. 28
47. Позитивизм и постпозитивизм как направления западной ф-ии. 28
48. Свобода и необходимость. Свобода выбора и ответственность. 30
49. Чувственное познание и его формы. 31
50. Рациональное познание и его формы. 32
51. Диалектика эмпирического и теоретического знания. 33
52. Особенности научного познания, его структура, формы и методы. 34


2.Специфика ф-ого знания.

С. ф. Выражается в с. ее языка. Язык ф. – язык категорий и понятий, т.е. ф. Оперирует понятиями, категориями – продуктами рассудка. Ф. является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями: 1) Исходным пунктом и целью ф-ии является человек, его место в мире и отношение к этому миру; 2) Ф-я изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого; 2) Основным средством познания является человеческий разум —
Логос; 3) Эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика; 4) Ф-я сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества) Ф-я — это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.

3. Структура ф-ого знания

Структура фил. знания: 1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология (теория познания) - наука о том, как ч-к познает мир и самого себя. 3) Онтология - учение о бытии. 4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах развития обва. От общей соц. отделились такие науки : этика, политология, религиоведение и др., которые сущ. сегодня как самостоятельные науки. 5)
Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном смысле слова, 1-3 фил. в узком смысле слова. Онтология равнозначно метафизике изучает высшие, недоступные органам чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязятельное для всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Онтология выступает как систеа умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания действительности. Гносеология
- важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Материалистическая гносеол. исходит из признания объективности внешнего мира и возможности его познания.
Идеалистическая гносеол. либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир создается в процессе восприятия, т.к. предметы суть “комплексы ощущений”, либо в принципе отрицает возможность познания мира. Аксеология - раздел ф-ии, посвященный учению о ценностях. Преобразую окружающий мир, люди создают матер. и духовн. ценнсти. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы, художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Религиозно-христ. мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершиласть разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, гос- во и социальная справедливость.


4. Исторические типы мировозрения

Мировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.- эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень-интеллектуальный аспект мировоз- я(действительность через призму законов). Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифология-самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологич.сознание сущ-ет и сейчас. Религия-это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов(монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган. Ф-я (с греческ. “любовь к мудрости”)- это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Осн.фил-ие проблемы: 1.онтология(теория познания).
2. гносеология (учение о бытие).3.методология(учение о развитии).4.социология(соц.проблемы). 5.этика(учение о морали).
6.эстетика(учение о прекрасном). 7.антропология(учение о человеке).
8.аксиология(уч.о ценностях). 9.диалектика(уч.о действительности). 10. метафизика(уч.о смысле жизни).
Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет,чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решениии этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М., к-ая вырыжается посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей от греч. methods- способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из основных ф-ий Ф.является обоснование оправдание и анализ М. Ф.- теоритическое ядро М.


5. Ф-ская мысль древнего Китая (Учения Конфуция, Лао-Цзы).

Наибольшее распространение и влияние получила ф-я конфуцианства, основоположником которой был Конфуций (VI-V в. до н.э.). Это было этико- политическое учение, основными принципами которого считались следующие: • взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе); • человеколюбие ( почитание родителей, культ предков); • сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства). На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством.
Это управление было уподоблено им управлению колесницей: император правит, чиновники — вожжи, закон и мораль — узда, уголовное наказание — бич, народ
— лошади. Конфуций выступал против чрезмерного насилия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами». В этот же период получило распространение учение Лаоцзы о священном дао (даосизм). Все вещи, согласно этому учению, рождаются и умирают благодаря собственному пути (дао). Человек должен следовать естественным законам, отказаться от мудрствования. Лаоцзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию и незнанию.
Высшая добродетель, по его мнению, — недеяние и молчание. В конфуцианстве, как и в буддизме, всякая уникальность человека рассматривалась как зло.
Главным было обнаружить безличный абсолют.


6. Ф-я древней Греции, ее основные школы.

Древнегреческая ф-я – совокупность философских учений, развивающихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н.э. – 6 в. н.э.
Характерно: 1) Единое, своеобразное, хотя отнюдь неизолированное явление в развитии ф-ого сознания человечества. 2) Связь с учениями о природе, потом это будут самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. 3)
Нерасчлененность единства первоначальных философских понятий и понятий научных. 4) Представляет единство двух линий развития: материализм и идеализм. 5) Начало формирования двух методов познания: диалектики и метафизики.
Первые греческие философы - диалектики.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит): 1) Пытаются заменить мифологическое мировоззрение рациональным объяснением. 2)
Оперируют понятием «природа». Природа - совокупность самых разнообразных материальных явлений, которые возникают, функционируют и уходят в небытие.
3) Природа – совокупность преходящих друг в друга свойств, качеств, состояний (холод и тепло, влага и сухое и пр.). 4) Хотят найти первоматерию
(«первопричину»). 5) Намечаются элементы диалектики. Гераклит: «В мире нет ничего постоянного. Все меняется. Абсолютного бытия нет.»
ШКОЛА ЭЛЛИАТОВ (Парменид, Зенон - «против учения Гераклита»): Парменид: абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы.
Мы можем выразить то, что существует, что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что небытия нет. Гераклит - линия материализма,
Парменид – идеализма. Для Парменида вещь и мысли об этой вещи одно и тоже.
Эту идею в последующем примет Гегель. Зенон: прославился апориями – затруднительного положения, в которое попадает разум при анализе явления. С его точки зрения наше понятие о времени, бытии непонятны, неправильны.
Движение - противоречивое явление. Он способствовал развитию диалектики, правильному понятию вещей.
ПЛАТОН – представитель объективного идеализма. Существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей – тот мир, с которым человек контактирует постоянно. Материальные предметы крайне несовершенны, они возникают и исчезают. Мир идей совершенен, любая вещь - слабая копия идеи. Идея абсолютна, неизменна, совершенна. Мир идей определяет мир вещей. Идея
Платона - идеальное государство. Основа – труд рабов. Аристократическая республика, правят философы, охраняют воины, материальные блага производят ремесленники. Единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным возмущениям.


7. Ф-я средневековья

В период Средневековья ф-я развивалась преимущественно в лоне теологии. Она- служанка богословия. Ее основные направления: апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму), патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией), схоластика
(рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной ф-ии). Космоцентризм древнегреческой ф-ии вытеснен тео-центризмом, исходная идея которого заключается в следующем: все изменяемое сотворено богом из «ничего» и стремится в конце концов к ничтожному. Природное и социальное бытие-результат божественного предопределения. Следствие этого тезиса-идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов. Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли - причина зла, которое необходимо для гармонии мира. Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления - суммарный обзор, комментарии, цитирование.
В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания.
Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть которой выражена в афоризме: «Верю, ибо абсурдно». Напротив, Ф. Аквинский считал, что вера в
Бога должна опираться на систему рациональных доказательств: 1) доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, который и есть Бог); 2) доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины — Бога); 3) доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать.
Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе.
Следовательно, существует необходимая причина, производящая их); 4) доказательство от совершенства (все существующее совер-, шенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует); 5) доказательство от целесообразности (все в мире упорядочено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит).
В Средневековье возник ряд еретических учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало ф-ии Нового времени: 1) учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт); 2) учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Ж.Буридан); 3) учения о соотношении вещей и понятий о них: номинализм (реально существуют только вещи, понятия
- лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей); 4) учение об опыте как о мериле истинности понятий
(У.Оккам). Итак, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Средневековая ф-я внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы.


8. Ф-я эпохи Возрождения.

Возрождение – ф-ские. и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что ф-я перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Успехи географические, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике. сломлено господство церкви (Декамерон, Гаргантюа, Эразм Роттердамский). Сначала искусство и и Италии, затем везде. Особенности 1) отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой природы ; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека.
Прежде всего возр. проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, ее способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение - высшее благо. На личном благе строятся отношения людей в обществе. Добродетель есть не только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести нравственность из самой природы человека. Для
В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. Натуралистический - Бруно- одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.
Мистический - Кузанский - растворение природы в боге. бог стоит выше противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу. в боге совпадают все противоположности - абсолютный мин и абс макс, единичное и множественное и т.д. Несмотря на мистико-- идеалистическую направленность, предвосхитил появление бесконечно малях, проблема бесконечности, методология математических понятий для познания природы. ряд диалектических идей - единство и борьба противоположностей и. т.д.
Наибольшую роль в ф-ии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции
(Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в ф-ии были: 1) методы экспериментально - математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине приводят два метода: резолютивный
(аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный
(синтетический, осмысление явления в целостности). Плюс эксперимент= научная методология. В нее вводится количественный анализ, опытно- индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ исследования природы. 2) детерминистское истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость. 3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).
Определяющими чертами натурф-ого направления в ф-ии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм-предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека, презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы.
В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием кот.является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.