рефераты скачать

МЕНЮ


Философия (лекции)

частности в земной ее части. В этой связи сознание является универсальным

выражением организации как планетарного, так и космического сознания, т.е.

сознание, возникает связи с сами сложными системами действительности. Т.о.

в данном случае сознание является идеальным свойством наиболее высоко –

организованной системы, её оболочкой – общество. В той связи подчеркивается

социальная природа сознания. 4)Общенаучная концепция в данном случае

природа сознания связана с отражением и информацией. Отражение – в плане

того, что оно является универсальным свойством, то оно как бы включает в

себя сознание, а сознание возникает на основе усложнения форм отражения. От

простейших к более сложным. Сознание является высшей формой отражения.

Отражение является составной, центральной частью движения Отражение есть

способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах

особенности взаимодействующих с ними систем. Каждая из взаимодействующих

систем, воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения,

оставляет тем самым определенный «след» в той системе, на которую

воздействует и как бы запечатывает себя в результате этого воздействия.

Рассматривая материальное взаимодействие как необходимое условие и

основание всех процессов отражения, следует иметь в виду качественное

своеобразие этих процессов, их генетическую иерархию в развитии неживой,

живой и социальной материи. Развитие форм отражения материи рассматривается

как генетическая предпосылка возникновения сознания. Отражение есть обмен

свойствами между взаимодействующими объектами, а точнее обмен информацией.

Информация имеет 3 основных элемента. 1) Связан с восприимчивостью объекта,

его способностью воспринимать признаки др. объектов. 2) Связан со

способностью объекта к синтезированию полученной извне информации. 3)

Связан со способностью к передаче синтезированной информации к др. объекту.

Качество информации определяемое 3-м пунктом. 1) Т.о. понятие отражение и

информации однопорядковые 2) Понятие информации конкретизирует понятие

отражения. 3) Из понятия информации вытекает понятие коммуникабельности

объекта.

Структура и формы сознания.

В Ф. проблема структуры рассматривается следующим образом: в сознание

существует пассивная, т.е. зеркальная сторона, т.е. простое отражение,

копирование действительности. Сюда же входит отражение как обучение. 2-я

сторона – акивная, преобразующая, творческая сторона сознания. Сознание не

только отражает ми, но и творит его. В этом случае преобразование или

отражение мира в сознание происходит путем его обобщения в понятиях.

Понятие идеи – по сути дела все это есть опережающая информация данная

человеку путем сознания. В понятиях идеях – внутренняя энергия мира.

Сознание является идеальным свойством человека, организующим всю его

структуру. В то же время существует и проблема структуры самого сознания, в

более детальной конфигурации, организующим элементом всей структуры

сознания является мысль или мышление.

Сознание и язык

Структура сознания подразделяется также по основанию его носителя. В этой

связи выделяются следующие формы сознания. 1) Индивидуальное. 2) Групповое.

3) Национальное. 4) Классовое. 5) Сознание конкретного общества. 6)

Сознание всего человечества. В данном случае сознание определяется как дух,

выраженныйй в таких формах как 1) мораль. 2) религия. 3) наука, Ф. и

искусство (эстетика). Внутренние формы сознания подразделяются на 3 вида:

1) Пассивные формы (память и т.д.). 2) Полупассивные (взгляды, интересы).

3) Активные формы (истина, вера). Связующим звеном системы сознания

является мысль или мышление. Сознание не только обладает сложной внутренней

структурой, но и само существует в сложной психической структуре. В этой

связи понятие психического шире, чем сознание. Сознание является высшей

частью психики. В какой структуре существует сознание ? 1) Биологический

инстинкт. 2) Социальный инстинкт. 3) Доопытные интеллектуальные способности

человека. 4)Воля. а) воля активнее сознания. б) воля выступает связующим

звеном или организующим звеном всей психической структуры включая сознание.

Воля по отношению к сознанию выражается прежде всего в степени

напряженности мышления. В этом заключено качество сознания, его

эффективность. 1) Это проявляется прежде всего в активной памяти. 2) В

устойчивости интересов человека. 3) В поиске истины в стремлении к красоте.

Функции и типы языков

Язык является обобщением действительности выраженной в понятиях и

операциях с понятиями. Т.о. язык является материальной оболочкой сознания,

материальным его потребителем. Это относится и к речи и к письму и к

электронному (машинному) языку. Сущность связи сознания с языком выражается

в том, что сознание первично как идеальное свойство человека. Язык

вторичен, как материальный носитель сознания, т.е. сознание первично,

материя вторична в этом и заключается суть идеализма. В то же время

существует проблема первичности языка по отношению к сознанию. Существуют 3

основных правила языка: 1) прежде чем сказать подумай. 2) думай когда и

что говоришь. 3) не говори все то, о чем думаешь. Вопрос о функциях языка.

Несмотря на то, что язык вторичен по отношению к сознанию, он универсален и

уникален. Эта универсальность проявляется в его функциях и типах. 1) Язык

является внешним выражением сознания, т.е. первейшее значение в языке имеет

его форма (качество формы). 2) Язык является средством передачи сознания,

т.е. определенной информационной оболочкой. 3) Язык фиксирует, закрепляет и

увековечивает сознание. 4) Язык систематизирует, организует и

классифицирует сознание. 5) Язык выполняет ф-ию общения между людьми.

Сознание и язык неразрывно связаны друг с другом и вместе выражают одну

материально-идеальную систему. Существуют 2 основных типа языков:

естественный язык, выраженный в устной речи и в форме письма и

искусственный язык, символический и технический.

Проблемы возникновения и природы человека.

Проблема человека является в целом комплексной: изучается не только Ф.,

но и всеми остальными науками. Эта проблема является центральной для

современной Ф. В рамках многих ф-ких школ вопрос о человеке считался

основным вопросом Ф. Если в др. ф-ких школах основным вопросом являлся

вопрос о соотношении материального и духовного, то в других школах

обоснование тезиса о том что человек является основным вопросом Ф. связан с

тем, что человек есть реальный синтез материального и духовного. В этой

связи многие философы представляют человека главной ф-кой проблемой. Когда,

при каких причинах возникает человек? Этот вопрос главный в Ф. В то же

время существует обоснование, что человек как существо наделенное

сознанием формируется приблизительно 60-70 тыс. лет назад. Человек

возникает в нескольких точках планеты одновременно, включая Азию, Африку и

Америку. В тоже время существует противоположное мнение, что человек

возникает в одной точке планеты. Оно связано с существованием

энергетической точки планеты (Тибет). Затем люди расселяются по планете. С

т.з. одного объяснения "Дарвинизм" -человек возникает в результате

эволюции. Данное положение имеет один недостаток: почему животные обладают

предпосылками сознания, но не развиваются как сознательные существа.

Противоположное объяснение заключается в том, что сознательное существо

возникает скоротечным (революционным) путем в результате особого стечения

обстоятельств, т.е. как и сама жизнь в целом, так и возникновение

сознательного существа является результатом творчества всей вселенной,

поэтому можно говорить о двух источниках природы человека. Что касается

внутренней природы человека, то на это указывают обстоятельства: 1) Человек

единственное из всех животных которое постоянно совершенствуется (т.е.

человек абсолютно открытая система). 2) Человек постоянно подчиняет себе

окружающую действительность и расширяет среду своего подчинения. Это

указывает на универсальную творческую сущность человека. Что касается

земной природы человека: 1) социальное в человеке является первичным, а

биологическое находится в подчинение у социального. 2) биологическое в

человеке это особенное биологическое, несравнимое с биологическим у

животных, т.е. др. химия и биологические процессы чем у животных. Сущность

человека есть совокупность социальных ценностей. Каждый человек отражается

в понятиях современного человека. В этой связи структура общества

представляет из себя троичный уровень связанный с : 1) с естественными

природными отношениями. 2) социальными отношениями, поэтому сущность

человека связана с данной троичностью, которая и обуславливает то, что в

человеке вырабатывается духовное начало, которое в своей структуре также

троично : 1) Чувство долга и ответственности. 2) Религиозность. 3) Вера и

любовь-Искусство

Данное духовное начало является изначальным. В то же время такие начала,

как наука Ф., теология и др. указывают в большой мере на космическую

природу человека.

Природа и сущность человека.

Проблема человека есть важная проблема ф-фии. Еще греки поняли, что

человек может начать философствовать только с познания самого себя. Однако

тезис Сократа «Познай самого себя» по-прежнему не реализован. Прошли

тысячелетия, а человек остался для себя загадкой. Что есть человек?

Существо, наделенное сознанием? Но вопрос о надчеловеческой природе

сознания не только не снят, но лишь на новом уровне поднят

естествоиспытателями XX в. Существо социальное? Но социобиологи утверждают,

бегемот якобы так же социален, как и человек. А может быть у человека

вообще нет природы, и каждый индивид есть невыразимая уникальность — то

«что сам из себя делает»? Философское учение о человеке, представленное

множеством идей и концепций, называется ф-кой антропологией. Оно зародилось

в древности, но не всегда и далеко не во всех ф-ких течениях занимало

центральное место. Современная ф-фия антропоцентрична. Антропологический

поворот характерен для западноевропейской ф-фии XIX—XX вв. Представленные в

мировой ф-фии определения природы и сущности человека можно

систематизировать по-разному. Остановимся на варианте, разграничивающем три

подхода: 1) субъективистский (человек — это прежде всего его внутренний,

субъективный мир); 2) объективистский (человек — продукт и носитель

внешних, объективных условий его существования); 3) синтезирующий (человек

— единство внутренней субъективности и внешней объективности).

Последователи этих подходов либо разделяют понятия «природа» и «сущность»

человека, либо — нет. В первом случае под природой человека понимается

своеобразие, специфика человека как живого существа, а под сущностью — его

определяющее, ведущее, интегрирующее основание.

На главную роль в ф-ком человековедении претендует экзистенциализм —

течение субъективистского типа. Последователи ее считают, что она —

единственная теория, придающая человеку достоинство, не делающая из него

объекта. Всякий материализм ведет к рассмотрению людей как предметов, т. е.

как совокупности определенных реакций, ничем не отличающихся от

совокупности тех качеств, которые образуют стол, стул или камень.

Субъективисты хотят создать царство человека как совокупность ценностей,

отличную от материального царства. Экзистенциализм сосредоточил внимание на

духовном мире человека — его чувствах и настроениях, эмоциях и

переживаниях, на уникальности и невыразимости внутреннего человеческого

бытия. Экзистенциализм привлек внимание к проблемам свободы, творчества,

активности человека, богатству его внутреннего мира, но справедливо

отмечено, что прожить на предлагаемом экзистенциалистами напряжении сил

«долго и массово» нельзя. В противоположном — объективистском — понимании

природы и сущности человека последний предстает как одно из множества

материальных образований. Ортодоксальные объективистские взгляды на природу

и сущность человека характерны для материализма и некоторых представителей

социобиологии человека. Для материализма человек — лишь физическое тело, а

его духовный мир — совокупность материальных процессов, которые можно

описать в терминах физики. Социобиология сводит природу человека к

особенностям биологии, а именно — к предрасположенности человека как живого

существа к изменениям и поведенческой пластичности. Осмысливая «ритуалы»,

«этику», «эстетические чувства», передачу опыта из поколения в поколение у

животных и человека, социобиологи не находят между ними принципиальных

различий. И хотя ряд тезисов материализма и социобиологии остается

недоказанным, эти направления побуждают ф-фию человека более тесно

сотрудничать с естествоиспытателями в осмыслении биологических оснований

природы человека, которые далеко не раскрыты. Таким образом, мы

познакомились с образцами субъективистского и объективистского типа ф-ких

учений о человеке. В качестве примера синтезирующего подхода рассмотрим

позицию философа-психоаналитика Э. Фромма (1900—1980). Он определяет

человека следующим образом: 1) он впервые является жизнью, которая осознает

сама себя; 2) он пленник природы, но несмотря на это, свободен в своем

мышлении, он часть природы, и все же, так сказать, ее причуда, он не

находится ни здесь, ни там; 3) человек — это животное, которое по сравнению

с другими животными недостаточно оснащено инстинктами, поэтому его

выживание гарантировано лишь в случае, если он производит средства,

удовлетворяющие его материальные потребности, и если он разовьет свой язык

и инструменты. Сущность человека, по Э. Фромму, — в противоречии между

двумя конфликтующими в нем самом мирами: животным (природным) и духовным,

телом и душой, ангелом и зверем. Человек разрешает этот конфликт или

возвращаясь в своем поведении к животной жизни, или развивая в себе

человеческие силы, главным образом, разум. Разнообразие и

взаимодополнительность, различных течений ф-кой антропологии XX века

убеждают: проблема природы и сущности находят все новые решения, интерес к

ней не иссякает. Ее дальнейшее осмысление предполагает диалог и

взаимообогащение различных течений ф-кой мысли. Завершая разговор о природе

и сущности человека, укажем на различия понятий «человек», «личность»,

«индивидуальность». Три уровня понятия ЧЕЛОВЕК: 1) человек вообще как

олицетворение человеческого рода в целом, родовое существо (пример — фраза

«человек — царь природы»); 2) человек конкретно-исторический (первобытный

человек и т. д.); 3) человек отдельно взятый как индивид. Понятие ЛИЧНОСТЬ

определяется в зависимости от подхода к природе и сущности человека. В

современной отечественной ф-фии, следующей традиции марксизма, личность —

это человек как социальное существо, поскольку его сущность сводится к

социальности. В течениях, связывающих сущность с духовностью, личность —

это человек как существо духовное, разумное и т. д. Иначе говоря, под

личностью понимается не «выдающийся человек», а сущностная характеристика

человека. Личность так же может быть рассмотрена как личность вообще,

личность конкретно-историческая и личность отдельно взятого человека.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — это целостная неповторимость, самобытность индивида в

отличие от типичности, общности.

Структура и основные свойства человека.

Структура человека исследуется в 2-х направлениях 1) структура бытия

человека. 2) структура самого человека. Изначально была установлена двоякая

стр-ра человека: душа и тело. Затем была обоснована троякая стр-ра

человека: разум, тело, душа. Душа является ведущим началом, разум связующее

звено. В настоящее время стр-ра человека исследуется с новых позиций, с

позиций системно-структурного анализа, психоанализа, и др. В настоящее

время исследуется идеалогическая стр-ра человека (мозг) является основой

идеалогических, химических, психических, и других функций человека 1) соц

стр-ра человека. 2) психический уровень человека (уровень связанный с

сознанием человека). 3) уровень души, ее стр-ры и организации. 4) уровень

духовного в человеке связанный с чувствами долга, справедливости. Говоря об

универсальных св-вах человека можно выделить 3 свойства: 1) Нравственность.

2) Творчество. 3) Коллективность.

Смысл человеческого бытия.

Человек, желающий сознательно относиться к себе и к окружающему миру,

всегда задавался вопросами: откуда этот мир? кто им управляет? что такое

человек,? зачем он живет и в чем смысл его жизни?.. Имеет ли жизнь человека

какой-нибудь смысл? Если да, то что такое смысл жизни и в чем он состоит,

имеет ли он абстрактно-всеобщее содержание или представляет собой

уникальную характеристику жизни каждого человека? Многие философы отрицают

существование смысла жизни. Один из аргументов — утверждение, что человек —

лишь разновидность материальных объектов, а его жизнь — обычный для всякой

органической материи процесс рождения, увядания и гибели в общем потоке

вечного хаотического движения. Для объективистов говорить о смысле жизни

человека так же бессмысленно, как и о смысле жизни животного или камня:

«Материя движется, а движение всегда направлено. Это снимает вопросы о

первоисточнике, причине активности как моменте направленности, причинах

существования индивида в его целостности, а тем самым о смысле жизни,

предназначении человека». Другой распространенный аргумент опирается на

убеждение, что жизнь человека есть зло и страдание. Зло не может быть

смыслом человеческого бытия. Для многих мыслителей прошлого и современности

смысл жизни представляет собой предмет бесконечных и мучительных поисков.

Они воплощены в разнообразных выводах от неопределенно-пессимистических

типа: «мы в мире — как собаки и кошки в наших библиотеках, смысл неясен» до

однозначно-оптимистических: «Итак, смысл жизни заключается в ее добре...».

Что же такое смысл жизни? В отличие от других живых существ человек

осознает собственную жизнь. Отношение человека как сознательного существа к

своей жизни и самому себе выражается в смысле и цели его жизни. СМЫСЛ ЖИЗНИ

— это осознаваемая ценность (ценности), которой человек подчиняет свою

жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Он носит

функционально-ценностный характер, возникает только для того, кто не

«просто живет», а рефлектирует, ощущает, что нужно жить для чего-то. Смысл

— элемент ценностно-мотивационной сферы духовной жизни человека. В чем

состоит смысл жизни? К пониманию этого вопроса и, соответственно, его

решению философы подходят с двух разных позиций: с точки зрения отдельно

взятого человека и человека как родового существа, человечества. В первом

понимании смысл жизни — элемент уникальной внутренней духовной жизни

индивида, то, что формулирует для себя он сам независимо от господствующих

систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для

всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях

и на собственном опыте, выстраивая свою иерархию ценностей. Поиск смысла

жизни индивидуален для каждого размышляющего над ним человека.

Экзистенциальное понимание смысла жизни противостоит стремлениям навязать

«окончательно открытое» кем-то царство истины и смысла.

Осознание индивидом цели и смысла жизни — сложный и длительный процесс.

Исследования показали, что далеко не все люди способны сформулировать их,

не все живут осмысленной жизнью, «как не может младенец обратить умственный

взор на самого себя и, плача и радуясь знать, что с ним происходит...».

Мера осознанности — один из показателей развития духовного мира личности.

Осознание смысла — это непрерывная работа по осмыслению и переосмыслению

тех ценностей, ради которых живет человек. Процесс поиска идет параллельно

с его реализацией, в результате которой и происходит переоценка ценностей,

переформирование исходных целей и смыслов. Человек стремится привести свою

деятельность в соответствие с ними или изменяет сами цели и смыслы. Вместе

с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его

поиски представляют второй аспект понимания вопроса, в чем состоит смысл

жизни. Они подготовлены долгим процессом эволюции человека, развитием

рефлексивной способности его мышления, формированием самосознания.

Исторически первой формой осознания проблемы смысла жизни стали религиозные

представления. В дальнейшем их спутницей и оппонентом стала ф-фия.

Наибольшую верность поиску абстрактно-всеобщего смысла жизни человека

сохранила религиозная ф-фия. Она связывает смысл человеческой жизни с

созерцанием и воплощением божественного начала человека в вере, в

стремлении к сверхчеловеческой святыне, в приобщении к истине и высшему

благу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.