Философия (лекции)
так и внешний источник.
Система, структура и элементы.
Системность является всеобщим свойством (атрибутом) действительности,
т.е. это универсальное свойство действительности. Последняя организована в
иерархию систем, в этой связи существует проблема определения понятия
системы. Существует около 50 понятий систем. Система (по Садовскому) Напр.
Основатель теории систем Берк. С его точки зрения система есть комплекс
взаимодействующих элементов. Система – это есть отграниченное множество
элементов (по Садовскому) взаимодействующих (по Аверьянову тоже). В тоже
время отмеченные определения систем в большей мере отражают понятие
структуры, а не системы, поэтому в литературе путаются, отождествленные
понятия системы и структуры, хотя эти понятия сопряженные. Их сопряженность
определяется следующей последовательностью: - система – структура –
элемент. Система есть целостное образование, организованное в определенную
структуру и взаимодействующее как комплекс и самостоятельное целое с
другими целостными образованиями. Элемент является внутренней организующей
частью системы, которая является базисом последней. По сути дела элемент
является проникающим обстоятельством и структуры, и системы. Элемент не
тождественен понятию части или предпосылки. Часть и предпосылки это более
узкие понятия, чем элемент. Элемент является всегда относительно
самостоятельным целым и если существуют элементы, то существует и система.
Если брать экономическую систему в целом. Изначально можно говорить о двух
ее основных элементах, которые и составляют исходную структуру экономики:
производственные отношения и производственная сила. Проблема комплекса и
многообразия элементов системы и их классификации, это сложный вопрос для
современной науки. 1) Системообразующие элементы или базисы и ведущие
элементы в базисе. 2)Основные интегрирующие элементы (в экономических
системах их 10). 3) Неосновные элементы, дополнительные. 4) Недостающие
элементы в системах и их предпосылки, потенциальные элементы в системе. 5)
Инородные элементы в системе. Сопутствующие возбудители систем. 6) Элементы
– посредники, которые связывают одну систему с другой и которые являются
выражением структуры наиболее общих систем. В классификации элементов
существуют проблемы связанные с открытием конкретных элементов. Элементы
улавливаются в двух случаях. 1) если элементы взаимодействуют между собой;
2) если обнаруживаются элементы посредники. Структура. Её понятие: -
структура является связующим звеном между системой и элементами; -
структура определяет внутреннее содержание системы и ее основные свойства;
- структура характеризуется двумя компонентами, измерениями: элементы и
связи между ними. На основе этого определение структуры следующее: Это есть
совокупность основных элементов и связи между ними, определяющих
целостность системы, т.е. целостность системы, определяется структурой,
прежде всего. Изменение структуры ведет и к изменению системы.
Экономическая система базируется на определенной структуре, которая
является ее базисом, т.е. в этом случае не один из элементов не может быть
изъят, ибо это ведет к исчезновению всей экономической системы. Структура
также выражает необходимую логику связи между элементами, ее
последовательность и завершенность. Т.е. структура есть определенный цикл
движения. В структуре также каждой из основных элементов является
подсистемой или даже самостоятельной системой. В экономике: 1) элемент
собственности. В том случае, когда складывается система собственности, это
есть переходная экономическая система. 2) организация производства; 3)
система распределения; 4) система потребления. Т.о. структура определяет
качество системы, а система в свою очередь определяет качество организации.
Классификация систем: 1) По характеру: - закрытые; - открытые. Причем
открытые системы могут быть открытыми относительно. Экономические системы
на сегодняшний день характеризуются рамками 100 экономических систем.
Существует единая экономическая система со своими определенными элементами
и структурой. Например, системой банков, поэтому существовавшая ранее
экономика как совокупность экономик всех обществ не выражает мировую
экономическую систему. Классификация систем по формальному признаку
достаточно простая и в основном в научной литературе. Т.о. организация и
системность являются показателем и выражением решения вопроса о структуре
движения.
Понятие и структура природы.
Вопрос о понятие природы является открытым, т.е. не существует
однозначного определения природы. В этой связи можно заключить, что понятие
природы является научно – ф-кой проблемой, в тоже время существуют
различные подходы в понимании природы: - часто, в литературе понятие
природы отождествляется с понятием материи, что не правильно. Если взять
человека как биофизическое существо, то и в этом случае человеческий
организм не является полностью составной частью природы. – Если брать
биотехническую систему, созданную человеком, то в ней существует и
природная и неприродная (социальная) составная часть. Многие ученые
утверждают, что природа это очень сложное образование и находящаяся в
постоянном развитии, т.е. природа не является метафизическим, постоянным
существом. – третий подход заключается в том, что природа определяется как
сверхъестественное, сверхтайное явление, т.е. мистическое существо и в этой
связи многие отождествляют природу с самим Богом. – Под природой в ф. также
понимается сущность объекта, его первооснова, первопричина. – Можно
сказать, что существует научное определение природы. В данном случае под
природой понимаются: 1) Что это вселенское, бесконечное явление. С точки
зрения последних научных данных это относится и к жизни, как самому
существенному выражению природы. 2)Природа – это совокупность естественных,
физико-биологических, биопсихических процессов и явлений. Определенная
часть психических процессов является составной частью природы. 3)
Существует и узкое (земное) понятие природы. В данном случае природа есть
непосредственно физико-биологические условия и среда существования
человека. Данное понятие структурировано по определенной системе понятий:
Географическая среда, биосфера, геологическая среда, стратосфера,
атмосфера, солнечная система. Все эти понятия и выражают природу в узком
смысле слова. Самыми непосредственными природными условиями жизни общества
являются: 1) географический детерминизм. Развитие общества зависит от
географической среды, прежде всего. Данная закономерность взаимосвязи
природы и общества существует, но не выражается абсолютной степенью
зависимости. 2) Демографические природные условия жизни общества. Сама
масса людей не является обществом. Демография изучает данные природные
условия жизни общества. В этом случае существует биологический детерминизм,
отражающий зависимость качество людской массы на развитие общества.
Демографический фактор включает в себя следующие вопросы: - численность
населения на единицу площади; - рождаемость населения; - оптимальная
продолжительность жизни; - соотношение полов. Половозрастное соотношение,
возрастное соотношение. Все эти факторы являются не только природными, они
также детерминируются социальными обстоятельствами жизни.
Взаимосвязь и единство природы и общества.
Эту взаимосвязь нужно исследовать с двух сторон: 1) Первая сторона
определяется как историческая. В данном случае ставятся вопросы: -
обстоятельства возникновения данной связи; - об основных этапах развития
данной связи; - каковы перспективы развития связи между природой и
обществом. 2) Вторая сторона онтологическая. В данном случае вопрос
ставится о сущности и основах этой связи и о ее структуре. На сегодняшний
день природа и общество являются двумя составными или основными элементами
системы. Эта система определяется как социоприродная. Взаимосвязь природы и
общества усиливается и расширяется и с каждым разом становится все более
актуальной. В тоже время эта связь и единство все более четко
структурируется. В настоящее время обозначена более менее четко структура
системы природа – общество. Какова структура данной системы: основными
полярными элементами этой структуры являются природа общества. Связующими
элементами этой структуры и ее единства выступают следующие элементы. 1)
Сам человек как биосоциальное существо; 2)Это экологическая природа; 3)
ноосфера; 4) этосфера как особая часть природы представляющая из себя
научную, эстетическую и этическую ценность. Проблема взаимодействия природы
и общества относится к числу вечных проблем. Она постоянно актуальна, пока
существует общество, по-новому встает и по-новому решается в каждую
историческую эпоху. С новой небывалой остротой она возникла и в наше время.
Уже сейчас человечество стало главной силой в процессах миграции вещества и
энергии на поверхности нашей планеты, и эта тенденция будет нарастать
дальше. Масштабы человеческой деятельности уже не только сопоставимы с
геологическими процессами, но в некоторых отношениях их во много раз
превосходят. Ежегодно в моря и океаны сносится водой более 15 куб. км
верхнего слоя почвы. Объем же почвы, перемещаемой человеком только в ходе
земледельческих работ, достигал еще во времена академика А. Е Ферсмана,
приводившего этот пример, 3 тыс. куб. км. Однако для антропогенных
процессов важна не только их масштабность, но и сознательная регуляция.
Чрезвычайно важной в настоящее время является разработка общей теории
взаимодействия природы и общества. Такая теория призвана вскрыть наиболее
общие и глубокие законы развивающегося процесса взаимодействия природы и
общества, позволила бы видеть и оценивать не только ближайшие, но и более
отдаленные перспективы этого процесса. Общий фундамент такой теории заложен
классиками науки. Отдельные наметки есть в трудах социологов, философов,
естествоиспытателей. Всю историю можно в общих чертах разделить на
несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы и общества. 1.
Древнейший этап — характеризуется непосредственным присвоением и
употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота,
рыболовство, использование пещер под жилища). 2. Допромышленный этап —
экстенсивный рост земледелия, развитие ремесел, городов, гужевого
транспорта. К концу периода возникает простое товарное производство
(мануфактуры). 3. Промышленный этап — век пара, электричества, ядерной
энергетики. В хозяйственный оборот оказались втянутыми огромные количества
минеральных, органических и иных ресурсов. Получили бурное развитие города,
средства связи, наука. 4. Этап начала техногенной цивилизации. Природные
ресурсы не являются неисчерпаемыми. Техническая мощь человечества
становится сравнимой с мощностью природных планетных стихий (ветра, воды,
природного теплового баланса). Люди не могут более бесконтрольно потреблять
запасы природы. В настоящее время широкий размах приобретает сознательное
управление и преобразование природы. Человек уже сейчас располагает
средствами, позволяющими ему оказывать существенное воздействие на течение
процессов в биосфере. Выдвигаются грандиозные проекты перекрытия Берингова
пролива с целью перекачки теплой воды из Тихого океана в Ледовитый, что
привело бы к потеплению Арктической зоны и нижележащих зон. Более 20 лет
назад группа итальянских и немецких инженеров предложила проект орошения
Сахары путем поворота реки Конго на север. Мы сейчас подошли к такому
рубежу, когда человечество должно предвидеть последствия этих изменений.
Общество включено в структуру биосферы и должно считаться с отдаленными
последствиями этих изменений. Например, в целях развития производства будут
непрерывно наращиваться нормы выработки атомной энергии, а это связано с
большим выделением тепла. Подсчитано, что если тепло, испускаемое атомными
станциями, достигнет 10% от солнечной энергии, получаемой поверхностью
Земли, то это приведет к повышению температуры биосферы на 7°. Параллельно
увеличивается потепление от повышения содержания углекислого газа в
результате промышленной деятельности человечества. Это приведет в будущем к
таянию льдов мирового океана. В XX столетии понятие о сфере взаимодействия
природы и общества стало в науке особенно актуальным.
Общее понятие о познании.
В структуре общетеоретической ф-фии обычно выделяется три основных
направления: 1) онтология учения; 2) диалектика и логика; 3) Гносеология –
это учение о законах познания или о законах получения знания. Сама теория
познания включает в себя также три основных части: 1) общая теория
познания; 2) теория общенаучного познания; 3) эпистемология – теория
общенаучного познания. Все эти три части в тоже время объединяются в одну
систему, посредством таких общих понятий как: - практика; - субъект и
объект познания; - интуиция; - истина и вера и знания и др. Познание
определяется всеобщим свойством действительности – отражением. Отражение
характерно для всех объектов и процессов без исключения. Познание же
характеризует не все объекты действительности. Т.о. 1) Познание является
только одной из форм отражения. 2) Все объекты действительности
подразделяются на отражающие и познающие. Познание, будучи только одной из
форм отражения является всегда ограниченным. Впервые границы познания были
обоснованы в ф. Кантом. Данное учение, обосновывающее границы познания
называется агностицизмом. Т.е. агностицизм есть течение, останавливающее
границы познания, но не отрицающее познавательные возможности человека, его
потенциал. В рамках агностицизма утверждается, что познание является
постоянной проблемой человека. Поэтому ограниченность познания должна быть
компенсирована и компенсируется верой, т.е. вера выступает одной из форм
познания. Или его продолжением. Вера является связующим звеном между
знаниями и истинной. В данном случае под истинной понимается универсальный
путь развития. Прежде всего, общества и жизни человека. В данном случае
достижение истины невозможно и без знаний и без веры. В этой связи знания,
вера и истина являются единым комплексом, решающим проблему познания. В
данном случае данный комплекс есть практика.
Типы познания, источник, объект, субъект.
Можно выделить три основных типа познания: - обыденное, повседневное,
познание (непосредственно отражающее действительность). – исследование
действительности с определенной целью, получение нового знания, не
существующего в системе знаний. В данном случае это и есть решение
познавательной проблемы, поэтому существует два понятия проблема и вопрос.
Проблема отражает отсутствие в системе знаний необходимого знания. Вопрос
есть отсутствие знания у субъекта познания, но его наличия в системе
знаний. – Освоение субъектом познания имеющихся или существующих знаний.
Данное познание отражается в таких понятиях как воспитание, обучение и
образование. Данный тип познания определяется как наиболее актуальный.
Источник познания неоднозначен. Он выражается в трех основных формах: 1)
Это внешние воздействия, направленные на предмет. Этот источник,
определяющий с точки зрения марксистской тории. 2) Источник познания связан
с самим предметом или субъектом познания, т.е. с тем, кто познает, т.е.
внутренние потребности, внутренние мотивы и раздражители самого предмета
или человека. С –точки зрения самого Канта именно этот источник является
определяющим, т.е. возбудители организации человека. 3) Источником познания
является противоречие. Между первым и вторым источником, т.е. нестыковка
первых и вторых возбудителей, конфликт между внутренними и внешними
возбудителями. Т.о. источник познания представляет из себя сложную
структуру. Целью или самоцелью познания является: 1) Объединение свойств
субъекта и объекта познания (свойств внутренней и внешней среды). 2)
Противопоставление или отторжение субъектом познания свойств внешней среды.
Т.е. цель познания также противоречива и неоднозначна. В целом, если
говорить о смысле познания, то познание связано, прежде всего, с
обогащением человеческого мира универсальными свойствами или дополнительной
энергией, выраженной, прежде всего в таких вещах как понятие о мире, идеях
и теориях. Т.о. границами познания выступают понятия, идеи, теории. За
пределами данных вещей существует чуждый или враждебный мир (человеку), а
отраженный в понятиях и теориях мир. Отсюда объектом познания является не
просто окружающий человека мир, а воздействующие на человека внешние
обстоятельства, воздействующие наиболее актуально и активно. Отсюда
познаются именно эти объекты. Т.о. познание всегда актуально.
Все предметы в мире находятся в постоянном взаимодействии и обладают
постоянным свойством отражения. В тоже время не все предметы выступают
субъектами познания. Субъектами познания являются: 1) активно реагирующие
не раздражители; 2) обладающие избирательны отражающими способностями; 3)
предметы, наделенные способностью изменять и приспосабливать раздражители
под собственные свойства. Итак, субъект познания являются предметы,
обладающие психикой, сознанием, душой и связанные с духовной реальностью.
Природа сознания. Сознание и отражение.
Вопрос о сознании в ф. исследуется в двух основных направлениях: -
сознание рассматривается как свойство всего человечества, общества. В этом
случае это вопрос об общественном сознании, его носителях (субъектах,
формах и уровнях), т.е. сознание прежде всего должно рассматриваться как
общественное, в этом его природа. – связано с исследованием сознания как
свойства человека. В данном случае речь идет об месте создания в структуре
человека, в его организации, а также ставится вопрос о формах и структуре
самого сознания. В этой связи данная лекция рассматривает сознание во
втором его аспекте: вопрос о сознании и проблема сознания является
комплексным, т.е. изучается большим количеством наук, в частности ф.,
психология, медицина, информатика, кибернетика и др. Природа сознания
исследуется с различных сторон, это объясняется тем, что сознание является
самым сложным свойством действительности. Т.о. существует несколько
основных концепций природы сознания: 1) Религиозная концепция утверждает,
что сознание связано или определяется божественной сущностью, т.е. дано
человеку от бога. В этой связи сущность сознания выражается разумом.
Основными формами сознания являются разум, истина и вера. 2) Это объективно
– идеалистическая концепция. В данном случае сознание определяется
существованием всеобщего духа, абсолютного разума. Сознание человека
является частью последнего. Т.е. получается, что абсолютный разум не может
существовать без человеческого сознания, а существование человеческого
сознания есть доказательство существования абсолютного разума (Гегель). 3)
Концепция естественно - научая космологическая. В этой связи сознание есть
продукт творчества всей вселенной, воплощенной в определенных ее частях, в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|