рефераты скачать

МЕНЮ


Философия (лекции)

так и внешний источник.

Система, структура и элементы.

Системность является всеобщим свойством (атрибутом) действительности,

т.е. это универсальное свойство действительности. Последняя организована в

иерархию систем, в этой связи существует проблема определения понятия

системы. Существует около 50 понятий систем. Система (по Садовскому) Напр.

Основатель теории систем Берк. С его точки зрения система есть комплекс

взаимодействующих элементов. Система – это есть отграниченное множество

элементов (по Садовскому) взаимодействующих (по Аверьянову тоже). В тоже

время отмеченные определения систем в большей мере отражают понятие

структуры, а не системы, поэтому в литературе путаются, отождествленные

понятия системы и структуры, хотя эти понятия сопряженные. Их сопряженность

определяется следующей последовательностью: - система – структура –

элемент. Система есть целостное образование, организованное в определенную

структуру и взаимодействующее как комплекс и самостоятельное целое с

другими целостными образованиями. Элемент является внутренней организующей

частью системы, которая является базисом последней. По сути дела элемент

является проникающим обстоятельством и структуры, и системы. Элемент не

тождественен понятию части или предпосылки. Часть и предпосылки это более

узкие понятия, чем элемент. Элемент является всегда относительно

самостоятельным целым и если существуют элементы, то существует и система.

Если брать экономическую систему в целом. Изначально можно говорить о двух

ее основных элементах, которые и составляют исходную структуру экономики:

производственные отношения и производственная сила. Проблема комплекса и

многообразия элементов системы и их классификации, это сложный вопрос для

современной науки. 1) Системообразующие элементы или базисы и ведущие

элементы в базисе. 2)Основные интегрирующие элементы (в экономических

системах их 10). 3) Неосновные элементы, дополнительные. 4) Недостающие

элементы в системах и их предпосылки, потенциальные элементы в системе. 5)

Инородные элементы в системе. Сопутствующие возбудители систем. 6) Элементы

– посредники, которые связывают одну систему с другой и которые являются

выражением структуры наиболее общих систем. В классификации элементов

существуют проблемы связанные с открытием конкретных элементов. Элементы

улавливаются в двух случаях. 1) если элементы взаимодействуют между собой;

2) если обнаруживаются элементы посредники. Структура. Её понятие: -

структура является связующим звеном между системой и элементами; -

структура определяет внутреннее содержание системы и ее основные свойства;

- структура характеризуется двумя компонентами, измерениями: элементы и

связи между ними. На основе этого определение структуры следующее: Это есть

совокупность основных элементов и связи между ними, определяющих

целостность системы, т.е. целостность системы, определяется структурой,

прежде всего. Изменение структуры ведет и к изменению системы.

Экономическая система базируется на определенной структуре, которая

является ее базисом, т.е. в этом случае не один из элементов не может быть

изъят, ибо это ведет к исчезновению всей экономической системы. Структура

также выражает необходимую логику связи между элементами, ее

последовательность и завершенность. Т.е. структура есть определенный цикл

движения. В структуре также каждой из основных элементов является

подсистемой или даже самостоятельной системой. В экономике: 1) элемент

собственности. В том случае, когда складывается система собственности, это

есть переходная экономическая система. 2) организация производства; 3)

система распределения; 4) система потребления. Т.о. структура определяет

качество системы, а система в свою очередь определяет качество организации.

Классификация систем: 1) По характеру: - закрытые; - открытые. Причем

открытые системы могут быть открытыми относительно. Экономические системы

на сегодняшний день характеризуются рамками 100 экономических систем.

Существует единая экономическая система со своими определенными элементами

и структурой. Например, системой банков, поэтому существовавшая ранее

экономика как совокупность экономик всех обществ не выражает мировую

экономическую систему. Классификация систем по формальному признаку

достаточно простая и в основном в научной литературе. Т.о. организация и

системность являются показателем и выражением решения вопроса о структуре

движения.

Понятие и структура природы.

Вопрос о понятие природы является открытым, т.е. не существует

однозначного определения природы. В этой связи можно заключить, что понятие

природы является научно – ф-кой проблемой, в тоже время существуют

различные подходы в понимании природы: - часто, в литературе понятие

природы отождествляется с понятием материи, что не правильно. Если взять

человека как биофизическое существо, то и в этом случае человеческий

организм не является полностью составной частью природы. – Если брать

биотехническую систему, созданную человеком, то в ней существует и

природная и неприродная (социальная) составная часть. Многие ученые

утверждают, что природа это очень сложное образование и находящаяся в

постоянном развитии, т.е. природа не является метафизическим, постоянным

существом. – третий подход заключается в том, что природа определяется как

сверхъестественное, сверхтайное явление, т.е. мистическое существо и в этой

связи многие отождествляют природу с самим Богом. – Под природой в ф. также

понимается сущность объекта, его первооснова, первопричина. – Можно

сказать, что существует научное определение природы. В данном случае под

природой понимаются: 1) Что это вселенское, бесконечное явление. С точки

зрения последних научных данных это относится и к жизни, как самому

существенному выражению природы. 2)Природа – это совокупность естественных,

физико-биологических, биопсихических процессов и явлений. Определенная

часть психических процессов является составной частью природы. 3)

Существует и узкое (земное) понятие природы. В данном случае природа есть

непосредственно физико-биологические условия и среда существования

человека. Данное понятие структурировано по определенной системе понятий:

Географическая среда, биосфера, геологическая среда, стратосфера,

атмосфера, солнечная система. Все эти понятия и выражают природу в узком

смысле слова. Самыми непосредственными природными условиями жизни общества

являются: 1) географический детерминизм. Развитие общества зависит от

географической среды, прежде всего. Данная закономерность взаимосвязи

природы и общества существует, но не выражается абсолютной степенью

зависимости. 2) Демографические природные условия жизни общества. Сама

масса людей не является обществом. Демография изучает данные природные

условия жизни общества. В этом случае существует биологический детерминизм,

отражающий зависимость качество людской массы на развитие общества.

Демографический фактор включает в себя следующие вопросы: - численность

населения на единицу площади; - рождаемость населения; - оптимальная

продолжительность жизни; - соотношение полов. Половозрастное соотношение,

возрастное соотношение. Все эти факторы являются не только природными, они

также детерминируются социальными обстоятельствами жизни.

Взаимосвязь и единство природы и общества.

Эту взаимосвязь нужно исследовать с двух сторон: 1) Первая сторона

определяется как историческая. В данном случае ставятся вопросы: -

обстоятельства возникновения данной связи; - об основных этапах развития

данной связи; - каковы перспективы развития связи между природой и

обществом. 2) Вторая сторона онтологическая. В данном случае вопрос

ставится о сущности и основах этой связи и о ее структуре. На сегодняшний

день природа и общество являются двумя составными или основными элементами

системы. Эта система определяется как социоприродная. Взаимосвязь природы и

общества усиливается и расширяется и с каждым разом становится все более

актуальной. В тоже время эта связь и единство все более четко

структурируется. В настоящее время обозначена более менее четко структура

системы природа – общество. Какова структура данной системы: основными

полярными элементами этой структуры являются природа общества. Связующими

элементами этой структуры и ее единства выступают следующие элементы. 1)

Сам человек как биосоциальное существо; 2)Это экологическая природа; 3)

ноосфера; 4) этосфера как особая часть природы представляющая из себя

научную, эстетическую и этическую ценность. Проблема взаимодействия природы

и общества относится к числу вечных проблем. Она постоянно актуальна, пока

существует общество, по-новому встает и по-новому решается в каждую

историческую эпоху. С новой небывалой остротой она возникла и в наше время.

Уже сейчас человечество стало главной силой в процессах миграции вещества и

энергии на поверхности нашей планеты, и эта тенденция будет нарастать

дальше. Масштабы человеческой деятельности уже не только сопоставимы с

геологическими процессами, но в некоторых отношениях их во много раз

превосходят. Ежегодно в моря и океаны сносится водой более 15 куб. км

верхнего слоя почвы. Объем же почвы, перемещаемой человеком только в ходе

земледельческих работ, достигал еще во времена академика А. Е Ферсмана,

приводившего этот пример, 3 тыс. куб. км. Однако для антропогенных

процессов важна не только их масштабность, но и сознательная регуляция.

Чрезвычайно важной в настоящее время является разработка общей теории

взаимодействия природы и общества. Такая теория призвана вскрыть наиболее

общие и глубокие законы развивающегося процесса взаимодействия природы и

общества, позволила бы видеть и оценивать не только ближайшие, но и более

отдаленные перспективы этого процесса. Общий фундамент такой теории заложен

классиками науки. Отдельные наметки есть в трудах социологов, философов,

естествоиспытателей. Всю историю можно в общих чертах разделить на

несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы и общества. 1.

Древнейший этап — характеризуется непосредственным присвоением и

употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота,

рыболовство, использование пещер под жилища). 2. Допромышленный этап —

экстенсивный рост земледелия, развитие ремесел, городов, гужевого

транспорта. К концу периода возникает простое товарное производство

(мануфактуры). 3. Промышленный этап — век пара, электричества, ядерной

энергетики. В хозяйственный оборот оказались втянутыми огромные количества

минеральных, органических и иных ресурсов. Получили бурное развитие города,

средства связи, наука. 4. Этап начала техногенной цивилизации. Природные

ресурсы не являются неисчерпаемыми. Техническая мощь человечества

становится сравнимой с мощностью природных планетных стихий (ветра, воды,

природного теплового баланса). Люди не могут более бесконтрольно потреблять

запасы природы. В настоящее время широкий размах приобретает сознательное

управление и преобразование природы. Человек уже сейчас располагает

средствами, позволяющими ему оказывать существенное воздействие на течение

процессов в биосфере. Выдвигаются грандиозные проекты перекрытия Берингова

пролива с целью перекачки теплой воды из Тихого океана в Ледовитый, что

привело бы к потеплению Арктической зоны и нижележащих зон. Более 20 лет

назад группа итальянских и немецких инженеров предложила проект орошения

Сахары путем поворота реки Конго на север. Мы сейчас подошли к такому

рубежу, когда человечество должно предвидеть последствия этих изменений.

Общество включено в структуру биосферы и должно считаться с отдаленными

последствиями этих изменений. Например, в целях развития производства будут

непрерывно наращиваться нормы выработки атомной энергии, а это связано с

большим выделением тепла. Подсчитано, что если тепло, испускаемое атомными

станциями, достигнет 10% от солнечной энергии, получаемой поверхностью

Земли, то это приведет к повышению температуры биосферы на 7°. Параллельно

увеличивается потепление от повышения содержания углекислого газа в

результате промышленной деятельности человечества. Это приведет в будущем к

таянию льдов мирового океана. В XX столетии понятие о сфере взаимодействия

природы и общества стало в науке особенно актуальным.

Общее понятие о познании.

В структуре общетеоретической ф-фии обычно выделяется три основных

направления: 1) онтология учения; 2) диалектика и логика; 3) Гносеология –

это учение о законах познания или о законах получения знания. Сама теория

познания включает в себя также три основных части: 1) общая теория

познания; 2) теория общенаучного познания; 3) эпистемология – теория

общенаучного познания. Все эти три части в тоже время объединяются в одну

систему, посредством таких общих понятий как: - практика; - субъект и

объект познания; - интуиция; - истина и вера и знания и др. Познание

определяется всеобщим свойством действительности – отражением. Отражение

характерно для всех объектов и процессов без исключения. Познание же

характеризует не все объекты действительности. Т.о. 1) Познание является

только одной из форм отражения. 2) Все объекты действительности

подразделяются на отражающие и познающие. Познание, будучи только одной из

форм отражения является всегда ограниченным. Впервые границы познания были

обоснованы в ф. Кантом. Данное учение, обосновывающее границы познания

называется агностицизмом. Т.е. агностицизм есть течение, останавливающее

границы познания, но не отрицающее познавательные возможности человека, его

потенциал. В рамках агностицизма утверждается, что познание является

постоянной проблемой человека. Поэтому ограниченность познания должна быть

компенсирована и компенсируется верой, т.е. вера выступает одной из форм

познания. Или его продолжением. Вера является связующим звеном между

знаниями и истинной. В данном случае под истинной понимается универсальный

путь развития. Прежде всего, общества и жизни человека. В данном случае

достижение истины невозможно и без знаний и без веры. В этой связи знания,

вера и истина являются единым комплексом, решающим проблему познания. В

данном случае данный комплекс есть практика.

Типы познания, источник, объект, субъект.

Можно выделить три основных типа познания: - обыденное, повседневное,

познание (непосредственно отражающее действительность). – исследование

действительности с определенной целью, получение нового знания, не

существующего в системе знаний. В данном случае это и есть решение

познавательной проблемы, поэтому существует два понятия проблема и вопрос.

Проблема отражает отсутствие в системе знаний необходимого знания. Вопрос

есть отсутствие знания у субъекта познания, но его наличия в системе

знаний. – Освоение субъектом познания имеющихся или существующих знаний.

Данное познание отражается в таких понятиях как воспитание, обучение и

образование. Данный тип познания определяется как наиболее актуальный.

Источник познания неоднозначен. Он выражается в трех основных формах: 1)

Это внешние воздействия, направленные на предмет. Этот источник,

определяющий с точки зрения марксистской тории. 2) Источник познания связан

с самим предметом или субъектом познания, т.е. с тем, кто познает, т.е.

внутренние потребности, внутренние мотивы и раздражители самого предмета

или человека. С –точки зрения самого Канта именно этот источник является

определяющим, т.е. возбудители организации человека. 3) Источником познания

является противоречие. Между первым и вторым источником, т.е. нестыковка

первых и вторых возбудителей, конфликт между внутренними и внешними

возбудителями. Т.о. источник познания представляет из себя сложную

структуру. Целью или самоцелью познания является: 1) Объединение свойств

субъекта и объекта познания (свойств внутренней и внешней среды). 2)

Противопоставление или отторжение субъектом познания свойств внешней среды.

Т.е. цель познания также противоречива и неоднозначна. В целом, если

говорить о смысле познания, то познание связано, прежде всего, с

обогащением человеческого мира универсальными свойствами или дополнительной

энергией, выраженной, прежде всего в таких вещах как понятие о мире, идеях

и теориях. Т.о. границами познания выступают понятия, идеи, теории. За

пределами данных вещей существует чуждый или враждебный мир (человеку), а

отраженный в понятиях и теориях мир. Отсюда объектом познания является не

просто окружающий человека мир, а воздействующие на человека внешние

обстоятельства, воздействующие наиболее актуально и активно. Отсюда

познаются именно эти объекты. Т.о. познание всегда актуально.

Все предметы в мире находятся в постоянном взаимодействии и обладают

постоянным свойством отражения. В тоже время не все предметы выступают

субъектами познания. Субъектами познания являются: 1) активно реагирующие

не раздражители; 2) обладающие избирательны отражающими способностями; 3)

предметы, наделенные способностью изменять и приспосабливать раздражители

под собственные свойства. Итак, субъект познания являются предметы,

обладающие психикой, сознанием, душой и связанные с духовной реальностью.

Природа сознания. Сознание и отражение.

Вопрос о сознании в ф. исследуется в двух основных направлениях: -

сознание рассматривается как свойство всего человечества, общества. В этом

случае это вопрос об общественном сознании, его носителях (субъектах,

формах и уровнях), т.е. сознание прежде всего должно рассматриваться как

общественное, в этом его природа. – связано с исследованием сознания как

свойства человека. В данном случае речь идет об месте создания в структуре

человека, в его организации, а также ставится вопрос о формах и структуре

самого сознания. В этой связи данная лекция рассматривает сознание во

втором его аспекте: вопрос о сознании и проблема сознания является

комплексным, т.е. изучается большим количеством наук, в частности ф.,

психология, медицина, информатика, кибернетика и др. Природа сознания

исследуется с различных сторон, это объясняется тем, что сознание является

самым сложным свойством действительности. Т.о. существует несколько

основных концепций природы сознания: 1) Религиозная концепция утверждает,

что сознание связано или определяется божественной сущностью, т.е. дано

человеку от бога. В этой связи сущность сознания выражается разумом.

Основными формами сознания являются разум, истина и вера. 2) Это объективно

– идеалистическая концепция. В данном случае сознание определяется

существованием всеобщего духа, абсолютного разума. Сознание человека

является частью последнего. Т.е. получается, что абсолютный разум не может

существовать без человеческого сознания, а существование человеческого

сознания есть доказательство существования абсолютного разума (Гегель). 3)

Концепция естественно - научая космологическая. В этой связи сознание есть

продукт творчества всей вселенной, воплощенной в определенных ее частях, в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.