рефераты скачать

МЕНЮ


Философия (лекции)

взаимодействии между качествами. Качество, что это? Качество есть

определенность или ограниченность . Это то, что в корне отличает один

предмет о т другого. Т.е. нельзя отождествлять понятие качества с понятием

качественности. Качественность выражает только параметры качества и

выражается в количественной стороне. Т.е. количество не может существовать

само по себе. Кол-во находится в качестве. В то же время существует

некоторая тенденция отделения кол-0ва от качества. Возникает «дурная

бесконечность» (Гегель или неопределяемая бесконечность. (когда кол-во не

связано с качеством). Т.о. кол-во может существовать самостоятельно только

относительно. Между качеством и кол-вом существует неразрывная связь: 1)

качество выражается прежде всего в основных свойствах предмета, т.е. в

анализе объекта необходимо отделить основные св-ва от неосновных и

определить кол-во основных св-в предмета. 2) качество выражается также в

структуре объекта. Это означает, необходимо определить основные элементы

объекта и их кол-во. 3) Качество выражается в содержании объекта.

Содержание выражает самую сложную сторону качества предмета, оно

складывается из всех элементов и всех связей, свойств. Здесь кол-во

выражается в системной математич. Совокупности. Математич. Анализ

бесконечен, т.к. связан с кол-венным содержанием объекта. 4). Кол-во

выражается в счете множества качеств. Одного или одних рядов или классов

последних Кол-во также выражается в счете самих радов или классов качеств.

Взаимодействие между предметами, обладающими количественными

характеристиками не влида сопровождаются изменениями качеств. В каких

случаях количественные изменения ведут к качественному изменению? Данные

изменения связаны прежде всего с нарушениями меры обьекта. Меры есть

границы существования качеств. Нарушение меры связано с такими

количественными изменениями, которые прежде всего ведут к изменению

структуры. Изменение структуры ведет к изменению и исчезновению основных

свойств предмета. Таким образом проблема взаимосвязи качества и количества

выражается прежде всего на уровне структуры обьекта или процесса, а понятие

меры по сути дела отражает устойчивость стуктуры обьекта. Основными

понятиями данного закона являются следующие: 1) качественность, качество,

количество, свойства: основные и неосновные свойства, структура: 1)

основные и неосновные элементы. 2) понятия содержания и меры. Проблема

качественных и количественных взаимодействий отражается во всех науках.

Например в физике качество выражается в физических явлениях (магнетизм,

электричество), в геометрии в геометрических формах (круг, треугольник).

Количественные закономерности в высшей степени выражаются в математике и

информатике. В современных условиях применительно к научному исследованию

существует две проблемы, связанные с качественно-колличественным анализом

действительности:1) первая заключается в разработке и составлении общих

алгоритмов качества, количества и алоритма связи качества и количества.

Данные разработки связаны с проблемой ф-фии. Это ф-кая проблема. 2)

заключается в составлении соответствующих алгоритмов применительно к

анализу конкретных объектов. Таким образом проблема взаимосвязи качества и

количества выступает в качестве одной из основных научных проблем.

Закон взаимосвязи единства и борьбы противоположностей

Данный закон является центральным законом в системе диалектических

законов. В силу того, что этот закон отражает первопричины развития

(источник) этот закон имеет три элемента. Например в законе взаимосвязи

качества и количества также существует три основных элемента: качество,

количество, мера. В данном случае такими элементами являются: 1) борьба

противоположностей. 2) единство. 3) связь единства и борьбы

противоположностей.

Борьба противоположностей. Противоречие является самым очевидным

элементом, те это элемент находится на поверхности. Противоречие – это

органическая связь противоположностей. Или естественная связь различий. Чем

существенне различия, тем сильнее, динамичнее и глубже противоречие.

Противоречие носит всеобщий характер ,те это связано с всемирным законом

всеобщей связи. По сути дела любая связь есть противоречие, по этому по

выражению Гегеля: «Мир соткан из противоречий; Миром правит противоречие».

Из противоречий складываются процессы, в том числе и всеобщие процессы.

Действительность выступает в качестве процессов, таким образом противоречие

является всеобщей тканью действительности и существует проблема

классификации противоречий. Например существуют такие противоречия: 1)

внутренние и внешние. 2) антогонистические и неантогонистические. 3)

конструктивные и неконструктивные. 4) формальные и реальные и т.д. Развитие

противоречий имеет три этапа: 1) возникновение противоречия. 2) развитие

противоречия. 3) снятие противоречия. Противоречие есть главное средство

развития, но не его цель и смысл.

Вторая сторона закона связана с понятием единства, с этой стороной

связана суть закона и в этом его ведущая сторона. Единство в развитии

выступает в качестве его цели и смысле. Единство выступает в качестве самой

глубокой причины развития. В этой связи встает вопрос: что заставляет

вступать в противоречие объекты? Какая сила? 1)различия существующие между

объектами по какому-то общему основанию. 2) определенные всеобщие процессы

и обстоятельства, которые стоят выше других процессов и которые

обуславливают устойчивость, системность, гармонию и целостность

действительности. В марксисткой ф-фии внешний источник развития — это

борьба противоположностей. Что же такое единство в целом? Единство

структурно, а точнее троично: первое — это то, что обуславливает связь

противоречий (потусторонняя сила), второе — единство — непосредственное

взаимодействие между противоположностями (взаимодополнительность,

взаимополагательность, взаимоисключение, взаимопроницаемость), третье — это

то обстоятельство, которое возникает в результате связи взаимодействий

противоположностей, как новый третий элемент. Таким образом источником

развития является единство в его троичности.

Третьим элементом этого закон является связь между единством и борьбой

противоположностей.

Закон отрицания отрицания.

Данный закон замыкает логику диалектических законов, фиксирует

заключительный этап развития и указывает на момент перехода. Этот момент в

данном случае определяется понятием скачка в развитии. Скачки бывают резкие

и плавные, скоротечные и длительные. Этот закон указывает так же на

направление развития и выражает последнюю его стадию. Из тезиса(1) и

антитезиса(2) следует синтез(3). Диалектическое отрицание – цепь

взаимообусловленных отрицаний, органическая связь старого и нового. Переход

основных элементов из старого в новое и их развитие в новых условиях.

(«Положительное» удержание старого в новом). Таким образом существует два

основных типа диалектического отрицания. 1) Связан с усложнением процессов

(может быть и положительным и отрицательным). 2) Связан с упрощением

процесса. Наряду с диалектическим отрицанием (логическим отрицанием)

существует метафизическое (неологическое) отрицание, которые связаны или

выражают «обрывы» (или «прорывы») в цепи развития, те. происходят как бы

неожиданные повороты в направлении развития. Данные обрывы в логическом

развитии характеризуются двумя основными типами: 1) Связан с прогрессом

(логическая цепь развития в данном случае не завершается циклом распада или

упрощения). 2) Связан с процессом обрыва цепи развития в сторону распада.

Вывод: проблемы движения и развития в целом отражаются в единстве двух

основных его форм: 1) Метафизическое движение, которое выражено в

определенной форме отрицания, в понятии единства, а также в понятии

качества и в других обстоятельствах связанных с идеальностью

действительности (понятие Бога). 2) Вторая сторона движения выражается в

его диалектичности, поэтому теория метафизики и диалектики должны

взаимодополнять друг другу, а не взаимоисключать.

Понятие материи. Материя сознания.

Данная тема дает обобщающее представление обо всем материальном мире.

Показывается место материального мира в бытие в целом. Категория материи

не является тождественной категории бытию, а также понятию природы. Материя

является частью бытия. В Марксистской ф-фии материя отождествляется с

бытием и поэтому категория материи была центральной, исходной. Из этого

следует Марксистская ф-фия — грубая форма материализма. Понятие материи

шире, чем понятие природы, т.е. в это понятие включается и сам человек и

биотехнические системы созданные им. Т.о. базовыми ф-кими категориями,

составляющими основу всей системы ф-ких категорий являются 3 категории:1)

бытие. 2) материя. 3) дух. Т.о. бытие прежде всего представляется как

соединение (единство) двух противоположных начал: материального и

духовного. Связь между ними является сквозной проблемой всей ф-фии, ее

основным вопросом. Отсюда: материализм и идеализм являются естественными

составными частями ф-фии. Идеализм в ф-фии доминирует. Это связано с тем,

что ведущим началом человеческого бытия является не материя, а дух

(всеобщий дух), сознание, выраженное в морали, религии, образовании, …) Он

первичен применительно к человеческому бытию. Понятие материи является

понятием не физическим, а ф-ким. Понятие материи есть результат обобщения

всех понятий о материальном мире, начиная с обыденных понятий, так же

понятий научных (естественных, технич, гуманит.наук). Понятие материи есть

синтез всех понятий о материальном мире, поэтому в каждом материальном

объекте существует несколько уровней информации: обыденной, естественно-

научно., технической, гуманитарной и ф-кой. Философский уровень – самый

обобщающая информация о материальном объекте: 1) каждый материальный объект

объективен, т.е. находится в бесконечных связях со всеми материальными

объектами в мире. 2) -=- находится в «прогрессивном» (релятивном)

состоянии, т.е. находится в постоянной изменчивости. Каждый материальный

объект течет. Нельзя говорить № все течет все изменяется» (Гераклит). Это

справедливо только для материальных объектов. 3) -=- воспринимается

человеком прежде всего через чувства: естественные и искусственные и только

после этого через сознание. Через чувство матер. Объект воспринимается

односторонне, поверхностно, через сознание всесторонне и на уровне

сущности. Т.о. матер. Объекты даны человеку прежде всего через чувства, а

категорию материи только через сознание, т.е. это есть абстракция, т.е.

обобщение матер. Мира.

Строение и формы материального мира.

Существует 3 основных типа организации материального мира: Неживой,

живой, социально-организованный. Социально-организованный тип материи –

живые люди и биотехнические системы. В то же время неживая и живая материя

определенным образом представлена в социально-организованной материи. 2

основных уровня организации материального мира: 1) макроуровень. В неживой

системе это – тела, планеты, звезды, галактики, метагалактики), в живой –

макро организмы, популяции. В социальной Орг. Материи – макроэкономика,

этнос, тех. Системы,…2) Микро уровень: клетки, микроорганизмы, экономика

(микро).

Материальный мир представлен также различными материальными формами:

Существуют 3 основные формы организ. Матер. Мира: тела, вещество, поле.

Долгое время считалось, что поле не является формой организации матер.

Мира. А по сему этот вопрос решался на уровне таких понятий как эфир и

пустота. Поле является самой сложной формой организации матер. Мира,

поэтому современная наука знает лишь небольшое кол-во полей. Именно поле

являются основным связующим звеном единого матер мира. Поле – это есть

проникающая связующая материя. Самые сложные поля связаны с человеком, с

его существованием, именно человек способен улавливать отражать поля,

именно человеком вырабатываются самые сложные поля, такие как биологич.

Поля, психич., биолотех., интеллектуальные. Эти обстоятельства связаны

прежде всего с деятельностью челов. Мира, как главного инструмента

взаимодействия социально организованной материи.

Основные формы, виды движения в материальном мире.

Вся совокупность матер. Взаимодействия. В науке классифицируется по

основным формам и видам движения. Виды движения являются составными частями

определенной формы. Виды движения: тепловые, электрические,

электромагнитные, световые. Традиционно классификация основных форм

движения рассматривается в рамках работы Энгельса «Диалектика природы».,

где дана классификация основных форм движения матер. От простейших к

сложным. Это: механическая форма, физическая, химическая, биологическая,

соц. Организованная. Каждая из последующих форм движения включает в себя

все предыдущие и базируется на них. Выделяется новая форма движения

материи: психическая как особый случай движения на уровне соц.

Организованной материи. ( Возникла самостоятельная наука психология, т.е.

каждая относительно самостоятельная наука изучает определенную форму

движения материи или определенный ее вид. Встал вопрос об особых формах

движения в материальном мире – синтетических, формах движения, на основе

изучения которых и возникли столовые (стоковые !?) науки, как самые

передовые науки: биохимия, биофизика, соц. Механика. Синтетические орг.

Движения самые сложные на сегодняшний день формы. Стык всех форм движения в

матер. Мире реализован на 2-х уровнях: 1) Человеческие индивиды, как

материальные существа. 2) Уровень постоянной массы. Здесь происходит

особый, уникальный синтез всех ф. Форм движения осуществляется на

человеческих индивидах. Поэтому человек определяется в современной науке

как микрокосмос. Микрокосмос всех форм движения осуществляется на уровне

постоянной людской массы т.е. людная масса есть средоточение космоса.

Организация, самоорганизация и основные типы систем.

В действительности существуют универсальные свойства, которые характерны

для всех объектов и процессов такие как пространство, время, отражение. К

таким свойствам относятся и свойства системности, организованности и

структурности. В то же время, что касается свойства самоорганизации, то это

свойство, как показывает современная наука, не является всеобщим

универсальным, поэтому существуют различные формы организации систем. Так,

например, самоорганизация не охватывает всю природу ее неживой части. В то

же время во всех биологических, социальных и биотехнических системах

действуют законы самоорганизации, поэтому эти системы представляют особый

интерес для науки. Проблемы системности и в особенности самоорганизации

оставались до недавнего времени как бы вне поля наук. Наука, изучающая

системность, организацию и саморганизацию в материальном мире, определяется

как синергетика. Родоначальниками этой науки являются Пригожин и Хакин. В

материальном мире существуют два основных типа систем: - замкнутые или

закрытые, которые характеризуются процессами равновесия, процессами

линейного движения, максимальной степени неупорядоченности движения атомов

или элементарных частиц. В этих системах преобладает хаос, т.е. эти системы

характеризуются признаком энтропии. Данные системы наиболее сложно

поддаются изучению – открытые системы. В этих системах помимо того, что в

них существуют элементы Хаоса, существуют устойчивые структуры, которые и

являются показателем самоорганизации систем. Эти системы характеризуются

неравномерностью, нелинейностью движения. До недавнего времени в

естествознании считалось, что действительность составляет в основном

замкнутые системы, в которых однородность считается самой актуальной

проблемой. К концу 20в. ситуация изменилась. Сегодня считается что,

наиболее актуальным являются открытые системы с неоднородность и

неустойчивостью. Начало этому подходу положило открытие принципа

дополнительности при взаимодействии различных элементов в области квантовой

физики (Н. Бор). В результате этого открытия было показано или объяснено,

что процессы самоорганизации возможны и в закрытых системах, но для этого

необходима внешняя причина, внешний толчок, энергия. С этого момента в

теории систем самоорганизации стало придаваться моменту случайности,

моменту внешнего толчка. Это важно по отношению к закрытым системам. В

открытых системах случайность является нормальным явлением. В этой связи

понятие случайности обретает научное значение. 1) В данном случае момент

случайности является внешним фактором по отношению к замкнутым системам. 2)

Замкнутые системы находятся в состоянии термодинамического равновесия. 3)

Элементы этой системы ведут себя независимо по отношению друг к другу.

Только при определенном импульсе со стороны открытых систем, замкнутые

системы переходят в возбуждение. Элементы начинают взаимодействовать. Т.о.

в теории систем вносятся дополнения относительно внутреннего источника

движения систем, связанных с самоорганизацией. До этого считалось, что

источник движения самоорганизации надо искать внутри систем. В новом случае

считалось, что источником оживления систем являются внешние обстоятельства.

Применительно к открытым системам делаются дополнения, что открытые системы

обладают двойным источником самоорганизации. Сам принцип дополнительности

распространяется на оба типа систем, то из этого следует вывод о

необходимости взаимодействия различных типов систем. Если замкнутые системы

стремятся к изоляции, т.е. предоставлены сами себе, то в этом случае в

системах начинают преобладать процессы равновесия энтропии и деградации,

т.е. существует закон, что энтропия в закрытых системах возрастает, т.е. в

этих системах все менее и менее осуществляется корреляция различных форм

энергии, по сути дела все формы энергии могут превратиться в одну. В этом

случае и формируются абсолютно – замкнутые системы. Замкнутые системы

могут, как распадаться, так и формироваться. Известно ученым, что в свое

время был сделан вывод, что со временем возможна тепловая смерть вселенной.

Этот вывод делался на следующем допущение: 1) причина законов поведения

закрытых систем (они стремятся к одной простейшей форме энергии –

тепловой). 2) Закрытые системы составляют большую часть вселенной. Т.о.

проблема системности, прежде всего, связана с процессами самоорганизации в

системах, с процессами движения развития не закрытых систем, а открытых и

сих взаимодействием с закрытыми системами, отсюда организация или

системность мира представляется в 3-х уровнях: 1) уровень замкнутых систем;

2) уровень открытых систем; 3)уровень неопределенных систем, существующих

на стыках открытых и закрытых. Источником процессов самоорганизации в

замкнутых системах является определенный внешний импульс. Источником в

открытых системах являются два равноправных обстоятельства как внутренний,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.