рефераты скачать

МЕНЮ


Философия и ее история

Выделяют рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социальную формации.


3.         Что такое цивилизация?

Источники:

·        Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 62.

Цивилизация – тип организации общества, характеризуемый специфической, общественно-производственной технологией, соответствующими ей социальной структурой и культурой, определенной философией, общественно значимыми ценностями.


Тема 18. Личность, ее свобода и ответственность.

 

1.         Что такое индивид, личность, индивидуальность?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Индивидуальность — неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер.


2.         В чем парадоксальность феномена свободы личности?

Источники:

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 515-520.

Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском, религиозном, этическом, социальном, политическом, экономическом. Философский аспект связан, прежде всего, с трактовкой свободы воли - самоопределяем или детерминирован человек в своих поступках. Иными словами, является ли воля ничем не обусловленной конечной причиной поступков и действий человека, или же они детерминированы, т.е. причинно обусловлены какими-то обстоятельствами. Отвечая по-разному на данный вопрос, сталкиваются две противоположные концепции - детерминизма и индетерминизма.

Концепция детерминизма исходит из того, что универсальная причинно-следственная связь определяет (детерминирует) как мотивы поступков, так и мысли людей. Концепция индетерминизма либо полностью отвергает предпосылку о причинной обусловленности всего сущего, либо предполагает разрыв причинного ряда природных явлений в сфере сознания. Следовательно, мотивы поступков, возникая спонтанно, самопроизвольно, зависят только от свободной воли человека. Сторонники индетерминизма настаивают на самополагающем характере первоначального акта выбора. Эта точка зрения приводит к оправданию волюнтаризма, своеволия и произвола.

Антиномия детерминизма и индетерминизма стара как сама философия. Жаркие споры по этому поводу велись, начиная с античной философии, не утихают они и поныне.

Так, Спиноза определил свободу как глубокое познание необходимости. Чем яснее и полнее человек понимает необходимость, тем в большей степени он становится свободным. Но для этого он должен познать и свою собственную природу как разумного существа и избавиться от аффектов и пристрастий, искажающих его человеческую сущность. Бессилие в укрощении аффектов (страстей, порывов, раздражения) Спиноза называл рабством, ибо человек, им подверженный, уже не владеет сам собой, он находится в руках фортуны и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему.

Гегель учил, что история человечества представляет собой прогресс в сознании свободы. С позиций диалектики он преодолел метафизическое противопоставление случайности и необходимости. Случайность - не плод человеческого незнания. Она существует объективно, в самих вещах и является формой выражения необходимости, ее дополнением. В каждой случайности есть элемент необходимости.

В марксистской философии свобода трактуется, во-первых, как познанная необходимость (закономерность), и, во-вторых, как практическое использование результатов этого познания (умение принимать решение со знанием дела). Свобода есть, прежде всего, свобода выбора. Диалектический материализм не отрицает свободу волеизъявления человека, но ограничивает эту свободу строго детерминированной системой реальных возможностей. Все, что находится вне пределов реальных возможностей, не должно быть объектом притязаний, иначе дело обернется бесплодным фантазированием, маниловщиной.

В полосе реальных возможностей человек свободен делать свой выбор. В каждом конкретном случае выбор носит случайный характер, но в массе случайностей пробивают себе дорогу объективно необходимые тенденции развития. Иногда выбор имеет альтернативный характер и ведет к диаметрально противоположным последствиям. Например, человек может быть законопослушным, а может встать на путь правонарушений. Это его выбор. Но в любом случае ему приходится считаться с существующей в данном обществе правоохранительной системой, общественным мнением и т.п.

Человек несет ответственность за свой выбор, и мера этой ответственности может быть чрезвычайно большой. Таким образом, концепция детерминизма не умаляет ни свободы, ни совести человека, ни нравственной и правовой оценки его действий.

Тема 19. Духовное в человеке.

 

1.         Как Вы понимаете духовность человека? Его бездуховность?

По моему мнению, обычной жизни, люди духовность связывают с добротой, интеллигентностью, моралью и со всем тем, что считается в нашем обществе хорошо, а бездуховность, в свою очередь, ассоциируется с тем, что плохо. На самом деле все на много глубже. Человек несет в себе нечто, что не поддается рассмотрению ни в какие микроскопы - Душу. Никто ее не видел, но каждый знает и чувствует, что она в нем есть. Каждый из нас, хоть однажды испытывал чувство стыда, а точнее то, что мы называем совестью. Это Душа нам дает о себе знать. Человек - эволюционное существо и каждый из нас продолжает свою эволюцию в процессе своей жизни. Вместе с человеком развивается его Душа и наступает такой момент, когда Душа выходит на первый план и начинает вести человека по жизни. Про таких людей говорят – это духовный человек.

Бездуховность - это такое состояние, когда полностью игнорируется существование Духа и духовных аспектов в жизни, когда доминирует Эго и оно руководит развитием личности.


2.         Что такое менталитет личности?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

Менталитет – образ мышления, общая духовная настроенность, миропонимание, мироощущение человека, группы или общества.

Носителем и выразителем ментальности, ее порождающим началом должен быть каждый индивид в культуре того или иного общества.







3.         Каковы особенности русской ментальности?

Источники:

·        Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 67.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ:

1) Идеалистическая основа русского сознания

Доминирование особой психологической формулы науки, когда сверхценностью является эмоция. Поиск ситуации сопереживания. Не решить проблему, а пережить ее.

2) Внутренняя противоречивость русского менталитета, доведенная до крайности

·        Самый коллективистский народ и самый индивидуалистический;

·        Самый мирный и самый жестокий;

·        Самый щедрый и самый скаредный;

·        Высокоответственный и беспечный.

3) Противоположность русской и западной ментальности

·        Русский народ – движущийся. Постоянные перемещения вырабатывают внутреннюю готовность всегда сняться с места. Черта западного менталитета – устойчивость.

·        Византийская вера внушила понимание: земная жизнь временна.

4) русский менталитет динамично развивающийся

Русский менталитет сложился в результате отбора и трансформации; он не боится заимствований;

Окончание советского и постсоветского периода российской истории. Эпоха нулевых ценностей. Возможность – выбора национальной модели культуры.

Тема 20. Исторические типы взаимоотношения человека и общества.

 

1.         Раскройте содержание основных типов исторического взаимодействия общества и человека - отношений личной зависимости, вещной зависимости, свободных индивидуальностей?

Источники:

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.397-403

К.Маркс выделял три основные исторические типа социальности:  отношения личной зависимости (1), отношения вещной зависимости  при  личной  независимости (2), отношения свободных индивидуальностей (3).

1.) Отношения личной зависимости характерны для всех докапиталистических обществ, как доклассовых, так и для классово-антогонистических. Общим  для них  является включение индивида  в  жестко  регламентированную  локализованную систему общественных связей (род, община, сословие, каста, цех и т.д.). И  эта система является  весьма  устойчивой,  замкнутой  и  давлеющей  над  человеком, определяет существенные особенности его поведения (дворянин защищает не просто свою честь, а себя как дворянина). Различие же заключается в том, что в доклассовом обществе отсутствует эксплуатация, и здесь личная зависимость  проявляется как непосредственная зависимость человека от  первобытного  коллектива. Индивид  и реально, и в своем  сознании не выделяется  из коллектива и осознает себя принадлежащим роду.

2.) С развитием капиталистического  товарного производства  ломаются костные социальные  структуры; сословные и прочие перегородки рушатся. Произошло разделение общества на множество индивидов - частных лиц, уже не связанных отношениями личной зависимости. Это обусловлено осуществляющимися при переходе к капитализму глубокими изменениями в характере труда. Ликвидируется система внешнеэкономического  принуждения к труду, что и означает освобождение трудящегося от личной зависимости. С развитием капитализма перед индивидом открывается возможность присвоения накопленных человечеством богатств материальной и духовной культуры. Если в условиях натурального хозяйства человек производил продукт, нужный для потребления ему, его семье или его господину, то в условиях товарного производства вещь эта производится для продажи. Таким образом, становление личности в  рамках  вещных  отношений  представляет собой противоречивый процесс: наряду с освобождением человека  от сословных  и прочих уз, формированием предприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием форм и ростом масштабов общения нарастают многообразные формы отчуждения личностей от общества и друг от друга.

3.) На основе общественной собственности складывается  новый, коллективный тип личности. Этот  тип взаимоотношений отличается как от примитивных форм первобытной коллективности, где человек был слит с коллективом, так и от тех обществ, в которых преобладают антагонизм личных и общественных интересов, различные формы отчуждения, иллюзорные формы коллективности. Социалистический тип коллективности призван не подавлять личность, а быть основой ее свободного и всестороннего развития, не нивелировать людей, а способствовать проявлению богатства индивидуальностей, не  ставить личность в зависимое положение от коллектива, а сочетать интересы личности и коллектива. При таком гармоническом сочетании личность становится столь же заинтересованной в развитии коллектива, как и коллектив в развитии личности.

Тема 21. Человек в мире культуры. Восток-Запад-Россия: культурные типы.

 

1.         В чем заключается философский смысл понятия культуры?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.425-430

Философский подход к культуре отличается от других подходов тем, что путем анализа в жизни общества выделяют некоторые черты, характеристики, закономерности. Их-то и понимают как то, что составляет основание культуры или причину ее развития. Этот подход предполагает проникновение в сущность культуры. При этом культура понимается как “содержание” или способ бытия общества.

Культура:

- это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству

- это символическое выражение, коренящееся в подсознательном и привносимое в общественное сознание, где оно сохраняется и остается в истории


2.         Каковы наиболее известные концепции и определения культуры?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.425-440

На сегодняшний день существует множество концепций и определений культуры. Современная наука пришла к необходимости выделения конкретных аспектов культуры как общественного явления:

1.)Генетический аспект.

Культура предстает как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох (“цивилизаций”), этнических и национальных общностей.

“Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу”.

(Альберт Швейцер)

“Термин “культура” вбирает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми”.

( Зигмунд Фрейд)

2.) Гносеологический (познавательный) аспект.

Культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения.

“Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов”.

(П. А. Сорокин)

3.) Гуманистический аспект.

Культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.

“Культура – это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.”

(В. М. Межуев)

4.) Нормативный аспект.

Культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т. д.). Это – тоже культура.

“культура есть исторически и социально обусловленное, объективированное в разнообразных продуктах человеческой деятельности отношение человек к природе, обществу, самому себе.”.

(И. П. Вайнберг)

Ядром такого определения является слово «отношение», ибо, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, способность «относиться» есть только человеческое свойство, отличающее человека от животного.

5.) Социологический аспект.

Культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений.

Культура:

– это прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта

( У. Бекет);

– наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи, ценности

(В. Малиновский);

– общий и принятый способ мышления

(К. Юнг).

Таким образом, культура – это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека


3.         Какова специфика культур Запада и Востока? Специфика культуры России?

Источники:

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 557-568.

·        Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 67.

Исторически сложившиеся черты западной культуры:

·        высокий нравственный престиж труда и его результатов.

·        рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор.

·        классовая структура общества, развитые формы классовой организации.

·        идеология индивидуализма.

Исторически сложившиеся черты восточной культуры:

·        циклическое развитие общества;

·        сосредоточенность на духовном;

·        общества построены на принципах коллективизма.














Некоторые культурные различия Запада и Востока:

Запад

Восток

Антропологизм; человек – мера всех вещей; автономность личности; значимость индивидуальности.


Приоритет общества, коллективно существования человека; автономность личности слаба.

Склонность к неустанным поискам; неудовлетворенность достигнутым; уверенность в том, что новое должно быть лучше старого.


Созерцательное отношение к миру; ценность гармонии; мнение о необходимости уравновешенности старого и нового

Рациональность; упорное стремление к познанию мира, знаниям; вера в науку, технику, возможность и необходимость переустройства мира.


Сохранение традиционных духовных ценностей; принцип внутреннего единения человека с природой; представление о том, что знания, наука, техника в отрыве от духовности человека теряют свое гуманитарное содержание.

Российская культура имеет двойственный характер, объединяет в себе культуру востока и запада.

 

Тема 22. Человечество перед лицом глобальных проблем.

 

1.         В чем заключается происхождение и сущность глобальных проблем современности?

Источники:

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 542-557.

В настоящее время все большее количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Ускорение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию  глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.

Что следует понимать под термином глобализация социальных и культурных процессов? Этимологический термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» – то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальные проблемы современности»: экологические, демографические, политические и т.п. Все эти проблемы важны для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии и т.д. Философы же концентрируют внимание на мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества.

Глобальные проблемы современности поставили перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.


2.         Укажите основные глобальные проблемы современности и пути их решения?

Источники:

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 542-557.

·        Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 69.

Глобальные проблемы современности представляют собой единую, динамичную, т.е. изменяющую свое состояние во времени, систему, которая является открытой, - в нее могут входить вновь возникающие проблемы общечеловеческой значимости, а прежние по мере их решения исчезать.

Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым  подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6  млрд. человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это свидетельствует о том, что мировое сообщество еще не созрело для  полного предотвращения войн, хотя объективные  условия  настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены, прежде всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений – своеобразную раковую опухоль человечества. Проблема разоружения, прекращения войн не нова. Она издавна волновала мыслителей и гуманистов разных стран. Разоружение - это острая необходимость, но это не одномоментный акт, а тяжелый и длительный процесс, где неприменимо требование «все или ничего». Решение этой проблемы должны быть посвящены нарастающие усилия народов и государств.

Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы.

Что бы преодолеть экологический кризис человеку нужно прекратить вторгаться в биосферу, загрязнять природную среду…

Сейчас приобрела взрывоопасный характер демографическая ситуация на Земле. На переломе XIX – XX веков население удваивалось за 75 лет и возросло с 1 до 2 млрд. Третий млрд. прибавился к началу 60-х годов – за половину этого срока. К 1975 году –  уже  через  13  лет  население  планеты возросло до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь, каждое десятилетие почти на млрд., население превысило цифру 5,5 млрд. и грозит  через  три-четыре десятилетия дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд. человек).

При этом крайне неблагоприятным фактором является то, что рост населения наблюдается прежде всего в развивающихся странах, где проживает до 80% жителей планеты, а многие государства вообще не обладают средствами для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для характеристики того разрыва бедности и богатства, которое существует между разными регионами Земли, экологи приводят следующие данные: каждый ребенок, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов  планеты, чем ребенок в стране «третьего мира».

Четвертая, не менее страшная угроза – кризис человеческой духовности. Нет свежего взгляда на мир. Общество человеческое как-то утратило смысл.

Решение глобальных проблем современности – это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволили бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально – политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.