рефераты скачать

МЕНЮ


Философия и ее история

В развитии русской философской мысли, особенно важную роль играли проблемы нравственности. Впечатляющим примером может служить система нравственной философии Вл. Соловьева, где центральным компонентом содержания становится Добро как онтологическая сущность, “через все осуществляемая”. Русский мыслитель всегда ищет правду, стремится не только понять мир и жизнь, а постичь нравственные принципы мироздания, чтобы преобразить мир. Одной из крупных проблем русской мысли является отношение русского мира к культуре Западной Европы.


2.         В чем суть спора между приверженцами славянофильского учения о мессианской роли русского народа и западниками?

Источники:

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.144-145

Оригинальным русским философско-идеологическим течением является славянофильство А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин. Славянофилы опирались на “самобытность”, на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации.

Западники же поддерживали противоположную тенденцию, которая выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры.

Тема 5. Философская классика ХХ века.

 

1.         В чем суть философии неопозитивизма? Ее основные представители?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.317

Неопозитивизм - одно из направлений буржуазной философии ХХ в., современная форма позитивизма. Неопозитивизм лишает философию ее предмета, считая, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления (Аналитическая философия). Философский анализ с точки зрения неопозитивизма не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь «данным», то есть непосредственным, опытом или язы ком.

Л.С. Стеблинг, К. Айдукевич, Рейхенбах, Ч. Моррис.

2.         Каковы особенности современной религиозной философии?

Особенности:

Религиозная философия стала ближе к человеку

Освободилась от ряда догм

Стала большое внимание уделять социальной гармонии, нравственности, миру между народами.

Рассматриваемые вопросы: бытие Бога как творца всего сущего, бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь

Основные направления: неотомизм, персонализм.


3.         Философия экзистенциализма: в чем ее смысл? Представители этой философской школы?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.554-555

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.178-185

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (философия существования) - иррационалистическое направление в философии, возникшее в ХХ в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам буржуазной интеллигенции, и пользовавшееся большим влиянием в 40-60-е гг. Идейные истоки экзистенциализма - философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают Э. религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, С.Бовуар). Особняком стоит фундаментальная онтология Хайдеггера, которую нельзя безоговорочно отнести ни к религиозному, ни к атеистическому Э.

Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности.

Исходный пункт философии экзистенциализма - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциализма имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию.

Экзистенциализма объявляет предметом философии - бытие. “Современная философия, как и в прошлые времена, занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.


Раздел II.

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ

Тема 6. Проблема бытия. Философская, научная и религиозная картины мира.

 

1.         Что такое бытие? Основные формы бытия?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.55

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.420-424

Бытие – одно из центральных понятий философии на протяжении сей ее истории, философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе - процесса материальной жизни людей.

По форме существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний, или материальный, природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека.


2.         В чем суть диалектико-материалистической картины мироздания? Понятие материи?

Источники:

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С. 425-444

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 106-120

Категория “материя” обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него.

В отличие от специальных наук, изучающих законы развития и функционирования различных явлений природы и общества, Д. м. Изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения и взаимодействие человека с окружающей действительностью, и наиболее общие принципы ее познания и преобразования. Теоретическими источниками диалектико-материализма. явились, прежде всего, критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Основными системообразующими принципами диалектико-материализма являются: принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание, принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познаности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика, принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний др. и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов, принцип революционного преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества, достижения социальной справедливости и равноправия членов общества.


3.         В чем суть религиозно-идеалистической картины мира?

Источники:

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 120-130

Сущностью религиозно-идеалистической картины мира является, прежде всего, его удвоение, то есть признание существования наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потустороннего мира, в котором, согласно всем мировым религиям, находят или найдут свое идеальное разрешение все тревожащие человеческий дух противоречия земного бытия. Соответственно, и природа человека разделяется на две части, низшую и высшую: тело и душу, которую вдохнул Господь в момент рождения как свидетельство богопричастности человека и спасение которой и представляет собой цель, смысл земной жизни и возможность жизни вечной.

Модернизацией религиозного мировоззрения в данном контексте следует считать включение в него социальных мотивов, в частности, оформление социальной доктрины католицизма, возникновение исламских теократических учений и т.п.

С позиций религиоведения, интегративной чертой религиозного сознания следует признать религиозную веру. Она есть вера: а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом деятельности воображения, процесса гипостазирования; б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи (в молитве, в диалоге, в богослужении и т.д.); в) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к ним; г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.; д) в религиозные авторитеты -- "отцов", "учителей", "святых", "пророков", "харизматиков", "бодхисатв", "архатов", церковных иерархов, служителей культа и т.д.

 

Тема 7. Проблема развития в философии.

 

1.         В чем суть диалектики и метафизики?

Источники:

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 130-140

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.526-538

Из многообразия определений диалектики можно выделить три наиболее характерных: учение о всеобщей связи; учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей

Истинно научное понимание диалектики было создано только Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной диалектике органически сочетаются законы развития, как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме.

Термин „метафизика" возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает „то, что следует после физики". Сам Аристотель называл этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения „первой философией", исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук.

В новое время возникает понимание метафизики, как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.


2.         Каковы основные принципы диалектики? В чем их суть?

Источники:

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 143-146

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.526-538

Предпосылочные принципы – принципы объективности, системности, историзма и диалектической противоречивости.

Конструктивные принципы (здесь в качестве главного выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Принцип всеобщей связи – целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Системность - означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно.

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира и его существования и развитие во времени, которое длится всегда.


3.         Дайте формулировки основных законов диалектики.

Источники:

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 162-165

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.538-567

Закон диалектического синтеза: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.

Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой качественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

Закон единства и борьбы противоположностей. Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.

 

Тема 8. Философия сознания.

 

1.         Каким образом понимали сознание античные философы?

- философы Средневековья?

- философы-идеалисты Нового времени?

- представители марксистской философии?

Источники:

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 229-245

 Каждая эпоха имела свое представление о том, что такое сознание. Философы античности понимали что сознание есть всеобщая связь между человеком и миром. Форму этой связи они попытались передать с помощью метафоры вощенной дощечки на которой писец процарапывал специальной острой палочкой буквы. Печать на воске – метафора для описания сознания. Ее использовали Платон, Аристотель: как буквы отпечатываются на воске, так предметы отпечатываются на «дощечке» разума. Античность открыла только одну сторону сознания – направленность на объект. Другая же сторона – умение человека сосредотачиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир – не была проработана.

В культуре христианства произошло важное культурное событие: обострение потребности человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир. Христиан можно характеризовать как «новых» людей, появившихся в результате мощного, сравнимого с космическим, «этического» взрыва, сопровождавшего пришествие Христа. Начиная с Бл. Августина сознание рассматривается как такое состояние, в котором «Я» живет раздвоенной жизнью: ему приходится постоянно соотносить жизнь «по стихиям мира сего» и жизнь в Боге. В акте сознания особо выделяется способность понимать, что человек создан по образцу и подобию божьему, а потому должен соответствующим образом строить свой жизненный путь. Христианство вводит впервые в структуру сознания время: строгое противопоставление настоящего, прошлого и будущего. Сознание есть знание необратимости времени, а потому сознание понимает хрупкость и эфемерность момента настоящего, которое неумолимо мгновенно становится прошлым.

Метафоры сознания в философии Нового времени и античности имели противоположные смыслы, но они совпадали в том, что содержание сознания отождествлялось с предметным. В разработке проблемы сознания философия Нового времени воспользовалась открытым в середине века умением сосредотачивать свое внимание на внутреннем опыте. Но если в средневековой философии сознание было по определению мистично, то в Новое время из его содержания устраняется всякое религиозно-мистическое содержание. Так Декарт отождествляет сознание с мышлением, логические процедуры имеют дело только с характеристиками предметного мира. Он заложил основы отнесения к содержанию сознания только предметно-логического содержания.


2.         Какова структура сознания?

Источники:

·        Чернавин Ю.А. Философия в структурно-логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 г. с. 33

Тема 9. Проблема познания в философии. Учение об истине.

 

1.         Что такое гносеология?

Источники:

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 229-245

Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие  предпосылки  познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания,  и ряд других проблем.

Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis»— знание и «logos»—понятие, учение, т. е. учение (понятие) о знании. В современной литературе данный термин употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является  научное познание в его специфических характеристиках. В этом случае чаще всего используется термин «эпистемология». Однако в ряде случаев термины «гносеология», «теория познания» и «эпистемология» совпадают по содержанию, являются тождественными.


2.         Что такое агностицизм?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

Агностицизм (от греч . agnostos - недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.


3.         Что такое истина? Абсолютная истина? Относительная истина?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.217-226

Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина - это адекватная информация о объекте, получаемая посредством нго чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.  Таким образом истина существует как субъективная реальность в ее информативном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.

Объективная истина – такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желаний субъекта. Истина не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием отражаемого объекта, что и обуславливает ее объективность.

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованный материальной системе или мире в целом).

Тема 10. Формы и методы познания (особенности познавательной деятельности человека).

1.         Каковы формы чувственного познания? Рационального познания?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.368-369

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.