Философия и ее история
Источники:
·
Философия: учебное
пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д:
«Феникс» 2004 г. с. 287-298
·
Философский словарь /
Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
Общество —
совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В
узком смысле слова, общество может рассматриваться как конкретное общество в
единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр., первобытное,
рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный
регион, страна (напр., индийское, американское и т. п.). До марксизма
господствовали идеалистические (порой религиозно-мистические) представления об обществе,
усматривавшие его основу в неком духовном начале, во взглядах и представлениях
людей. Свое теоретическое объяснение общественной жизни дает исторический
материализм. Общество в широком смысле — материальное образование,
обособившееся от природы, не сводимая к природе часть материального мира,
качественно высшая ступень его поступательного развития и вместе с тем его
составная часть, подчиненная всеобщим объективным законам, безотносительно к
конкретно-историческому этапу развития общества. В отличие от природы, где
действуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют люди, одаренные
сознанием и волей, ставящие перед собой цели и добивающиеся их осуществления.
На ряду с всеобщими в обществе действуют законы, отличные от законов эволюции
живой материи. Общество — сложная, исторически развивающаяся целостная система.
Становление общества — длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и
завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Решающим фактором
возникновения общества стал труд. “Что же такое общество, какова бы ни
была его форма? — ставил вопрос Маркс и отвечал: — Продукт взаимодействия
людей”. В этом определении указаны не только материальные носители и творцы общества
— деятельные существа, люди, но и материальный процесс, приведший к его появлению,—
их взаимодействие. Общество — не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет
человеческая деятельность в различных ее видах, и, прежде всего,
материально-производственная. На такой основе возникают общественные
отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления
этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах. Отражением
всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль в социальных
процессах (Общественное бытие и общественное сознание). Оставаясь в
постоянной зависимости от природы, общество оказывает на нее все
более глубокое противоречивое воздействие, становится глобальной (а ныне все
более и космической) силой по отношению к ней. При этом от общества требуется
особенно большая ответственность за судьбы природы как целостной системы (Глобальные
проблемы). Возникая на природной основе и взаимодействуя с ней, общество
находится в процессе закономерного изменения и развития, имеющего определенную
прогрессивную направленность. Магистральная линия прогресса общества не
исключает и периодов регресса. Основным, ключевым в научном понимании структуры
и прогрессивного развития общества является марксистско-ленинское учение об
общественно-экономической формации. Оно позволяет конкретизировать
представление об устройстве общества и движущих силах его развития, о
возникновении, развитии и ликвидации классово-антагонистических типов общества (Классы,
Революция социальная), показывает направленность социального прогресса.
Основные тенденции развития общества — усиление преобразующей роли и
общественного характера деятельности людей; совершенствование общественных
отношений; повышение степени организованности общества; возрастание роли и
значения общественного сознания. На общественное развитие оказывают серьезное
влияние природные и демографические факторы, которые, однако, не определяют
развития общества в целом.
2. Что отличает общество как систему
от других систем?
Источники:
·
Философия: учебное
пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д:
«Феникс» 2004 г. с. 287-298
Первым необходимым элементом социальной деятельности
являются живые человеческие индивиды – субъекты деятельности, с которыми
связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек
представляет целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом
деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.
Вторым элементом является объект социальной
деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:
1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают
воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди
осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её
вещественно–энергетической переделки, целенаправленного преобразования.
2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти
предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших
представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и
через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность.
Функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию,
служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям
согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов
связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение
людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую “телесную
оболочку” становясь материальными проводниками, “перевозчиками смысла”.
Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы
обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.
Механический набор людей вещей и символов не создаёт
целостное системное образование–общество. Для его существования необходима
сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных
предметов.
3. Что такое общественные материальные
отношения и идеальные общественные отношения?
Источники:
·
Философский словарь /
Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
·
Ю.А.Чернавин. Философия
в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 43.
Общественные отношения — отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной
практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеальные
(духовные).
Материальны отношения, возникают и складываются в ходе практической
деятельности человека, отражая и оформляя ее. Материальные отношения бывают:
- производственные отношения;
- отношения в системе «человек-природа»;
- отношения между людьми в процессе непосредственного
воспроизводства человека.
Идеальные (духовные) отношения формируются предварительно «проходя
через сознание» людей (индивидуальное и групповое). Идеальные отношения могут
быть:
- политические;
- правовые;
- нравственные;
- религиозные;
- философско-мировоззренческие;
- эстетические и т.д.
Тема 15. Сферы общественной жизни.
1. В чем состоит содержание понятия
“сфера общественной жизни”?
Общество представляет собой множество
людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают
определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся
между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях. Естественно
возникают вопросы: в силу каких причин в обществе на том или ином этапе
возникают определенные общности, что они собой представляют, какие между ними
устанавливаются связи, как и почему они развиваются, как функционируют, какова
их историческая судьба, как складывается в обществе целостная картина связей и
зависимостей этих общностей и складывается ли она вообще и т.д.?
Социальная философия изучает законы,
согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей,
отношения между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и
составляют содержание особой области общественной жизни - его социальной сферы.
В философско-социологической науке выделяют целый спектр социальных структур
общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенческую), в
основе, которой лежат различия между городом и деревней,
социально-демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп,
структуру профессиональную, по отраслям хозяйства. Существенно обогатились и
научные представления об этнических общностях, и их дифференциации,
макросоциальной структуре общества - первичных коллективах, семье и т.д. Вместе
с тем сложилась никем особо не санкционируемая, но, тем не менее, довольно
прочная традиция излишнего разделения, специализации изучения различных
элементов социальной жизни. В рамках этой традиции отдельно изучались, скажем,
классы и классовые отношения, этнические общности, коллективы, семья и т.д.
Последствия подобного подхода все еще дают о себе знать, а новые проблемы
осмыслены еще не в полной мере. Мы имеем в виду, например, рецидивы
механистического сопоставления разных общностей, когда в тех или иных
исследованиях они просто "сосуществуют", а не рассматриваются во взаимосвязи,
"застылость" многих социальных определений, недооценку
микросоциальной структуры общества, ее недостаточную связь с макросоциальными
процессами, слабое внимание к общим методологическим проблемам, касающимся всех
общностей, всех социальных связей, недостаточное вычленение именно общих
законов всей социальной сферы и некоторые другие проблемы.
Но развитие общества все с большей
настойчивостью требует преодоления раздельного изучения отдельных общностей,
требует интегрального анализа социальной жизни. На фоне возросших общественных
и научных потребностей все острее ощущаются недостатки раздельного анализа
социальных проблем, дефицит исследований, в которых социальная жизнь
рассматривалась бы комплексно. По-видимому, своеобразным стержнем развернувшейся
некоторое время назад дискуссии о социальной сфере был не столько вопрос о том,
выделять или не выделять социальную жизнь как отдельную сферу, сколько
обсуждение необходимости именно комплексного обобщающего анализа социальной
жизни.
2.Укажите сущность и структуру
материально-производственной (экономической) сферы общественной жизни?
Социальной? Политической? Духовной?
Источники:
·
Ю.А.Чернавин. Философия
в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 43-55.
Экономическая сфера общества – необходимая социальная система,
функционирующая по собственным законам, направленная на удовлетворение
материальных потребностей людей и обладающая своей основой в виде способа
производства материальных благ.
Структура:
А) способ производства материальных благ:
-производительные силы;
-производственные отношения.
Б) материально-производственная деятельность –
специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой
составляет производство, обмен, распределение, потребление материальных
ценностей.
В) субъекты материально-производственной
деятельности:
-работник;
-производственная бригада;
-предприятие, фирма банк, учреждение и др.;
-экономические министерства, ведомства и др.;
Г) объект материально-производственной
деятельности- производство, распределение, потребление материальных благ.
Д) экономическое сознание – форма общественного
сознания, складывающаяся в процессе материально-производственной деятельности
социальных субъектов.
Политическая сфера общества – необходимая, относительно самостоятельная
социальная система, характеризующаяся деятельностью социальных субъектов и
отношениями, складывающимися между ними по поводу завоевания, удержания,
упрочнения и использования государственной власти, проведения внутренней и
внешней политики.
Структура:
А) субъекты политической деятельности и отношений:
Политическая организация общества – система
целенаправленно создаваемых государственных и негосударственных организаций,
управляющих политическими процессами.
Б) объекты политической деятельности и отношений:
-завоевание, удержание, упрочение, использование
политической власти;
-проведение внутренней и внешней политики;
-управление политическими процессами.
В) политические отношения – складываются между
социальными и политическими субъектами на основе определенных идей и взглядов в
процессе деятельности по завоеванию, удержанию, использованию власти.
Г) политическая деятельность – деятельность
политических и социальных субъектов, направленная на завоевание и использование
власти, достижения своих коренных целей.
Д) политическое сознание – совокупность идей,
теорий, мнений, настроений выражающих коренные интересы социальных групп, их
отношение к государству, другим политическим институтам, политическому режиму,
другим государствам.
Духовная сфера общества – необходимая социальная система, характеризующаяся деятельностью и
отношениями определенных социальных субъектов, возникающими в процессе
производства, распределения, потребления духовных ценностей.
Структура:
А) субъекты духовной деятельности и отношений:
-идеологи, ученые, писатели, музыканты и т.д.;
-научные, творческие, образовательные организации;
-народные массы, как производитель и потребитель
духовных ценностей.
Б) объекты духовной деятельности и отношений – производство,
распределение, потребление духовных ценностей.
В) духовные отношения – отношений по поводу
производства, обмена, распределения, потребления духовных ценностей.
Г) духовная деятельность – деятельность по
производству, обмену, распределению, потреблению духовных ценностей.
Д) общественное и индивидуальное сознание – как
носитель духовных ценностей.
Социальная сфера общества – необходимая, относительно самостоятельная
общественная система, возникающая в процессе деятельности социальных субъектов
и характеризующая отношениями по поводу равенства и не равенства положений
людей и их групп в обществе.
Структура:
А) субъекты социальной деятельности и отношений
– личности, образуемые ими социальные группы, составляющие в процессе
взаимодействия социальную структуру общества.
Б) объекты социальной деятельности и отношений –
положение людей и их групп в обществе с точки зрения равенства и не равенства.
В) социальные отношения – отношения между
людьми и их группами по поводу положения в обществе с точки зрения равенства и
не равенства.
Г) социальная деятельность – деятельность
социальных субъектов, направленная на удержание, изменение (улучшение) своего
места (статуса) в обществе.
Д) социальная позиция (ориентация) – осознание
и оценка индивидом и социальной группой своего места (статуса) в обществе.
Е) социальный престиж – оценка общественным
мнением места, занимаемого индивидом или социальной группой в обществе.
Тема 16. Философские проблемы права.
1. В чем состоит сущность права?
Источники:
·
Философский словарь /
Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.375-376
Несмотря на то, что право существует на протяжении
тысячелетий, в отечественной и зарубежной литературе до сих пор не выработано
единого подхода к определению его сущности, однозначного представления о нем.
Вопрос о понятии права является весьма сложным и противоречивым. Сущность права
обычно дается в зависимости от типа правопонимания. Плюрализм существующих
подходов к определению права есть отражение сложности права как
самостоятельного явления.
Довольно широко распространено как в научной, так и в
учебной литературе следующее понятие права:
Право – это система официально установленных и охраняемых
норм, выступающих регулятором поведения людей.
Право, взятое в единстве формального и содержательного
признаков, обладает рядом специфических свойств.
1. Нормативность. Право упорядочивает,
гармонизирует общественные отношения при помощи регулятивных средств – норм
права. правовое регулирование действует на территории определенного государства
непрерывно, вплоть до его изменения или отмены. Главное назначение норм права –
оказывать на субъектов правового регулирования общее направленное воздействие,
ориентированное на правомерное поведение. Нормативность права является
официальной связью права и государства, поэтому деятельность уполномоченных на
то государственных органов (правотворческих) остается ведущим способом
регламентации общих моделей поведения.
2. Формальная определенность. Связана с
формальной выраженностью, которая предполагает, что нормы права обязательно
должны быть выражены вовне, т.е. закрепляться в юридическом источнике.
3. Обеспеченность. Так как право –
государственный регулятор общественных отношений, то государство должно и
заботиться о поддержании действенности права.
4. Системность. Право имеет свое внутреннее
строение, определенный порядок организации и расположения составляющих его
частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений.
2. Укажите содержание традиционного
(“запретительного”) и либерального подходов к трактовке права.
Социальный институт права относится к регулятивной
сфере общественной жизни, ибо главное его назначение — регуляция и контроль
поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые
для общества в целом.
При всей очевидности функций и роли права в обществе
его сущность, природа и содержание продолжают оставаться предметом дискуссий. В
настоящее время обсуждаются в основном два подхода к пониманию сущности права:
традиционный, или «запретительный», и либеральный, опирающийся на идею
«естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности.
Традиционный подход фактически отождествляет право с законом.
Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей,
устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это «нормальная», так
сказать, житейская трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод
запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права
можно выразить принципом: «запрещено все то, что не разрешено».
Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает
концепция, условно названная нами либеральной, которая возникла во
второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связана с
именами Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Ч. Беккариа и др. Она
исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты и репрессии, не
ограничения поведения человека, а наоборот, — его права и свободы. Термину
«право» было, как бы возвращено его подлинное содержание, отражающее социальную
природу права: это, прежде всего, именно право человека на жизнь,
собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения и пр. Иными
словами, основой права, его первоначалом, первоэлементом признаются
естественные права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически,
независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента.
Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны
покушаться на его неотъемлемые права и свободы.
Тема 17. Проблема общественного развития:
формационная, цивилизационная, культурологическая концепции.
1. В чем суть циклической, линейной,
спиралевидной трактовки развития общества?
Линейное развитие – Прошлое. Оно свершилось, в нем
ничего нельзя изменить, но из него извлечь уроки. Настоящее. Человек –
активнодействующее лицо в настоящем, он может и должен влиять на ход событий,
на жизнь общества. Будущее. Оно лишь предстоит, оно неизвестно, но человек
своей активной деятельностью в настоящем может в той мере, в какой ему это
доступно – подготовить будущее.
Циклическое развитие – в подобных обществах развитие
идет медленно, циклами. Общество, относящееся к данному типу развития,
существует в рамках исторического времени, которое делятся на три ступени:
прошлое, настоящее, будущее.
Спиралевидное развитие – развитие общества идет по
спирали. Каждая новая спираль повторяет предыдущую, но на новом развитии.
2. Дайте определение, укажите
структуру общественно-экономической формации? Какие формации Вы знаете?
Источники:
·
Философский словарь /
Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
Общественно – экономическая формация —
исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства
и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от
первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм
к коммунистической формации. Понятие “Общественно – экономическая формация ”
впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень
материалистического понимания истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один
период истории от др. и вместо рассуждений об “обществе вообще” исследовать
исторические события в рамках определенных формаций; во-вторых, вскрыть общие и
существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития
производства (напр., в капиталистической Англии, во Франции, в ФРГ, США и т.
д.), а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости,
применение которого к общественной науке отрицают субъективисты; в-третьих, в
противовес эклектическим теориям, рассматривающим общество как механическую
совокупность общественных явлений (семьи, государства, церкви и т. д.), а
исторический процесс — как результат влияния различных факторов (природных
условий или просвещения, развития торговли или рождения гения и т. д.), понятие
“общественно – экономическая формация.” позволяет рассмотреть человеческое
общество в каждый период его развития как единый “социальный организм”,
включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и
взаимодействии на основе способа производства. Наконец, в-четвертых, оно
позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших
масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных
отношений данной формации. Понятие “общественно – экономическая формация” не
дает конкретных знаний об истории той или иной страны, отдельного региона или
человечества в целом, но оно формулирует основные теоретико-методологические
установки, требующие последовательного научного анализа фактов истории.
Использование данного понятия несовместимо с навязыванием историческому
познанию, каких бы то ни было априорных схем и субъективных конструкций. Каждая
Общественно – экономическая формация имеет свои особые законы возникновения и
развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их
в единый процесс мировой истории. Это в особенности относится к
коммунистической формации, этапом становления и развития которой является социализм.
В настоящее время в ходе революционной перестройки формируется новое
представление о социализме и, соответственно, о коммунистической общественно –
экономической формации. Главная цель — преодоление утопических взглядов,
трезвый учет реальности и длительности процессов становления и развития
социализма и коммунистической формации в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|