рефераты скачать

МЕНЮ


Философия и ее история

Источники:

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 287-298

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

Общество — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле слова, общество может рассматриваться как конкретное общество в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр., первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный регион, страна (напр., индийское, американское и т. п.). До марксизма господствовали идеалистические (порой религиозно-мистические) представления об обществе, усматривавшие его основу в неком духовном начале, во взглядах и представлениях людей. Свое теоретическое объяснение общественной жизни дает исторический материализм. Общество в широком смысле — материальное образование, обособившееся от природы, не сводимая к природе часть материального мира, качественно высшая ступень его поступательного развития и вместе с тем его составная часть, подчиненная всеобщим объективным законам, безотносительно к конкретно-историческому этапу развития общества. В отличие от природы, где действуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей, ставящие перед собой цели и добивающиеся их осуществления. На ряду с всеобщими в обществе действуют законы, отличные от законов эволюции живой материи. Общество — сложная, исторически развивающаяся целостная система. Становление общества — длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Решающим фактором возникновения общества стал труд. “Что же такое общество, какова бы ни была его форма? — ставил вопрос Маркс и отвечал: — Продукт взаимодействия людей”. В этом определении указаны не только материальные носители и творцы общества — деятельные существа, люди, но и материальный процесс, приведший к его появлению,— их взаимодействие. Общество — не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и, прежде всего, материально-производственная. На такой основе возникают общественные отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах. Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль в социальных процессах (Общественное бытие и общественное сознание). Оставаясь в постоянной зависимости от природы, общество оказывает на нее все более глубокое противоречивое воздействие, становится глобальной (а ныне все более и космической) силой по отношению к ней. При этом от общества требуется особенно большая ответственность за судьбы природы как целостной системы (Глобальные проблемы). Возникая на природной основе и взаимодействуя с ней, общество находится в процессе закономерного изменения и развития, имеющего определенную прогрессивную направленность. Магистральная линия прогресса общества не исключает и периодов регресса. Основным, ключевым в научном понимании структуры и прогрессивного развития общества является марксистско-ленинское учение об общественно-экономической формации. Оно позволяет конкретизировать представление об устройстве общества и движущих силах его развития, о возникновении, развитии и ликвидации классово-антагонистических типов общества (Классы, Революция социальная), показывает направленность социального прогресса. Основные тенденции развития общества — усиление преобразующей роли и общественного характера деятельности людей; совершенствование общественных отношений; повышение степени организованности общества; возрастание роли и значения общественного сознания. На общественное развитие оказывают серьезное влияние природные и демографические факторы, которые, однако, не определяют развития общества в целом.

2.         Что отличает общество как систему от других систем?

Источники:

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 287-298

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды – субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно–энергетической переделки, целенаправленного преобразования.

2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую “телесную оболочку” становясь материальными проводниками, “перевозчиками смысла”.

Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.

Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное системное образование–общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.


3.         Что такое общественные материальные отношения и идеальные общественные отношения?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

·        Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 43.

Общественные отношения отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеальные (духовные).

Материальны отношения, возникают и складываются в ходе практической деятельности человека, отражая и оформляя ее. Материальные отношения бывают:

- производственные отношения;

- отношения в системе «человек-природа»;

- отношения между людьми в процессе непосредственного воспроизводства человека.

Идеальные (духовные) отношения формируются предварительно «проходя через сознание» людей (индивидуальное и групповое). Идеальные отношения могут быть:

- политические;

- правовые;

- нравственные;

- религиозные;

- философско-мировоззренческие;

- эстетические и т.д.


Тема 15. Сферы общественной жизни.

 

1.         В чем состоит содержание понятия “сфера общественной жизни”?

Общество представляет собой множество людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях. Естественно возникают вопросы: в силу каких причин в обществе на том или ином этапе возникают определенные общности, что они собой представляют, какие между ними устанавливаются связи, как и почему они развиваются, как функционируют, какова их историческая судьба, как складывается в обществе целостная картина связей и зависимостей этих общностей и складывается ли она вообще и т.д.?

Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни - его социальной сферы. В философско-социологической науке выделяют целый спектр социальных структур общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенческую), в основе, которой лежат различия между городом и деревней, социально-демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп, структуру профессиональную, по отраслям хозяйства. Существенно обогатились и научные представления об этнических общностях, и их дифференциации, макросоциальной структуре общества - первичных коллективах, семье и т.д. Вместе с тем сложилась никем особо не санкционируемая, но, тем не менее, довольно прочная традиция излишнего разделения, специализации изучения различных элементов социальной жизни. В рамках этой традиции отдельно изучались, скажем, классы и классовые отношения, этнические общности, коллективы, семья и т.д. Последствия подобного подхода все еще дают о себе знать, а новые проблемы осмыслены еще не в полной мере. Мы имеем в виду, например, рецидивы механистического сопоставления разных общностей, когда в тех или иных исследованиях они просто "сосуществуют", а не рассматриваются во взаимосвязи, "застылость" многих социальных определений, недооценку микросоциальной структуры общества, ее недостаточную связь с макросоциальными процессами, слабое внимание к общим методологическим проблемам, касающимся всех общностей, всех социальных связей, недостаточное вычленение именно общих законов всей социальной сферы и некоторые другие проблемы.

Но развитие общества все с большей настойчивостью требует преодоления раздельного изучения отдельных общностей, требует интегрального анализа социальной жизни. На фоне возросших общественных и научных потребностей все острее ощущаются недостатки раздельного анализа социальных проблем, дефицит исследований, в которых социальная жизнь рассматривалась бы комплексно. По-видимому, своеобразным стержнем развернувшейся некоторое время назад дискуссии о социальной сфере был не столько вопрос о том, выделять или не выделять социальную жизнь как отдельную сферу, сколько обсуждение необходимости именно комплексного обобщающего анализа социальной жизни.

2.Укажите сущность и структуру материально-производственной (экономической) сферы общественной жизни? Социальной? Политической? Духовной?

Источники:

·        Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 43-55.

Экономическая сфера общества – необходимая социальная система, функционирующая по собственным законам, направленная на удовлетворение материальных потребностей людей и обладающая своей основой в виде способа производства материальных благ.

Структура:

А) способ производства материальных благ:

-производительные силы;

-производственные отношения.

Б) материально-производственная деятельность – специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет производство, обмен, распределение, потребление материальных ценностей.

В) субъекты материально-производственной деятельности:

-работник;

-производственная бригада;

-предприятие, фирма банк, учреждение и др.;

-экономические министерства, ведомства и др.;

Г) объект материально-производственной деятельности- производство, распределение, потребление материальных благ.

Д) экономическое сознание – форма общественного сознания, складывающаяся в процессе материально-производственной деятельности социальных субъектов.

Политическая сфера общества – необходимая, относительно самостоятельная социальная система, характеризующаяся деятельностью социальных субъектов и отношениями, складывающимися между ними по поводу завоевания, удержания, упрочнения и использования государственной власти, проведения внутренней и внешней политики.

Структура:

А) субъекты политической деятельности и отношений:

Политическая организация общества – система целенаправленно создаваемых государственных и негосударственных организаций, управляющих политическими процессами.

Б) объекты политической деятельности и отношений:

-завоевание, удержание, упрочение, использование политической власти;

-проведение внутренней и внешней политики;

-управление политическими процессами.

В) политические отношения – складываются между социальными и политическими субъектами на основе определенных идей и взглядов в процессе деятельности по завоеванию, удержанию, использованию власти.

Г) политическая деятельность – деятельность политических и социальных субъектов, направленная на завоевание и использование власти, достижения своих коренных целей.

Д) политическое сознание – совокупность идей, теорий, мнений, настроений выражающих коренные интересы социальных групп, их отношение к государству, другим политическим институтам, политическому режиму, другим государствам.

Духовная сфера общества – необходимая социальная система, характеризующаяся деятельностью и отношениями определенных социальных субъектов, возникающими в процессе производства, распределения, потребления духовных ценностей.

Структура:

А) субъекты духовной деятельности и отношений:

-идеологи, ученые, писатели, музыканты и т.д.;

-научные, творческие, образовательные организации;

-народные массы, как производитель и потребитель духовных ценностей.

Б) объекты духовной деятельности и отношений – производство, распределение, потребление духовных ценностей.

В) духовные отношения – отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления духовных ценностей.

Г) духовная деятельность – деятельность по производству, обмену, распределению, потреблению духовных ценностей.

Д) общественное и индивидуальное сознание – как носитель духовных ценностей.

Социальная сфера общества – необходимая, относительно самостоятельная общественная система, возникающая в процессе деятельности социальных субъектов и характеризующая отношениями по поводу равенства и не равенства положений людей и их групп в обществе.

Структура:

А) субъекты социальной деятельности и отношений – личности, образуемые ими социальные группы, составляющие в процессе взаимодействия социальную структуру общества.

Б) объекты социальной деятельности и отношений – положение людей и их групп в обществе с точки зрения равенства и не равенства.

В) социальные отношения – отношения между людьми и их группами по поводу положения в обществе с точки зрения равенства и не равенства.

Г) социальная деятельность – деятельность социальных субъектов, направленная на удержание, изменение (улучшение) своего места (статуса) в обществе.

Д) социальная позиция (ориентация) – осознание и оценка индивидом и социальной группой своего места (статуса) в обществе.

Е) социальный престиж – оценка общественным мнением места, занимаемого индивидом или социальной группой в обществе.

 

Тема 16. Философские проблемы права.

 

1.         В чем состоит сущность права?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.375-376

Несмотря на то, что право существует на протяжении тысячелетий, в отечественной и зарубежной литературе до сих пор не выработано единого подхода к определению его сущности, однозначного представления о нем. Вопрос о понятии права является весьма сложным и противоречивым. Сущность права обычно дается в зависимости от типа правопонимания. Плюрализм существующих подходов к определению права есть отражение сложности права как самостоятельного явления.

Довольно широко распространено как в научной, так и в учебной литературе следующее понятие права:

Право – это система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регулятором поведения людей.

Право, взятое в единстве формального и содержательного признаков, обладает рядом специфических свойств.

1. Нормативность. Право упорядочивает, гармонизирует общественные отношения при помощи регулятивных средств – норм права. правовое регулирование действует на территории определенного государства непрерывно, вплоть до его изменения или отмены. Главное назначение норм права – оказывать на субъектов правового регулирования общее направленное воздействие, ориентированное на правомерное поведение. Нормативность права является официальной связью права и государства, поэтому деятельность уполномоченных на то государственных органов (правотворческих) остается ведущим способом регламентации общих моделей поведения.

2. Формальная определенность. Связана с формальной выраженностью, которая предполагает, что нормы права обязательно должны быть выражены вовне, т.е. закрепляться в юридическом источнике.

3. Обеспеченность. Так как право – государственный регулятор общественных отношений, то государство должно и заботиться о поддержании действенности права.

4. Системность. Право имеет свое внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих его частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений.

2.         Укажите содержание традиционного (“запретительного”) и либерального подходов к трактовке права.

Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни, ибо главное его назначение — регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом.

При всей очевидности функций и роли права в обществе его сущность, природа и содержание продолжают оставаться предметом дискуссий. В настоящее время обсуждаются в основном два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или «запретительный», и либеральный, опирающийся на идею «естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности.

Традиционный подход фактически отождествляет право с законом. Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это «нормальная», так сказать, житейская трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права можно выразить принципом: «запрещено все то, что не разрешено».

Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает концепция, условно названная нами либеральной, которая возникла во второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связана с именами Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Ч. Беккариа и др. Она исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а наоборот, — его права и свободы. Термину «право» было, как бы возвращено его подлинное содержание, отражающее социальную природу права: это, прежде всего, именно право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения и пр. Иными словами, основой права, его первоначалом, первоэлементом признаются естественные права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.

Тема 17. Проблема общественного развития: формационная, цивилизационная, культурологическая концепции.

 

1.         В чем суть циклической, линейной, спиралевидной трактовки развития общества?

Линейное развитие – Прошлое. Оно свершилось, в нем ничего нельзя изменить, но из него извлечь уроки. Настоящее. Человек – активнодействующее лицо в настоящем, он может и должен влиять на ход событий, на жизнь общества. Будущее. Оно лишь предстоит, оно неизвестно, но человек своей активной деятельностью в настоящем может в той мере, в какой ему это доступно – подготовить будущее.

Циклическое развитие – в подобных обществах развитие идет медленно, циклами. Общество, относящееся к данному типу развития, существует в рамках исторического времени, которое делятся на три ступени: прошлое, настоящее, будущее.

Спиралевидное развитие – развитие общества идет по спирали. Каждая новая спираль повторяет предыдущую, но на новом развитии.


2.         Дайте определение, укажите структуру общественно-экономической формации? Какие формации Вы знаете?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

Общественно – экономическая формация — исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Понятие “Общественно – экономическая формация ” впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один период истории от др. и вместо рассуждений об “обществе вообще” исследовать исторические события в рамках определенных формаций; во-вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства (напр., в капиталистической Англии, во Франции, в ФРГ, США и т. д.), а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости, применение которого к общественной науке отрицают субъективисты; в-третьих, в противовес эклектическим теориям, рассматривающим общество как механическую совокупность общественных явлений (семьи, государства, церкви и т. д.), а исторический процесс — как результат влияния различных факторов (природных условий или просвещения, развития торговли или рождения гения и т. д.), понятие “общественно – экономическая формация.” позволяет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый “социальный организм”, включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства. Наконец, в-четвертых, оно позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации. Понятие “общественно – экономическая формация” не дает конкретных знаний об истории той или иной страны, отдельного региона или человечества в целом, но оно формулирует основные теоретико-методологические установки, требующие последовательного научного анализа фактов истории. Использование данного понятия несовместимо с навязыванием историческому познанию, каких бы то ни было априорных схем и субъективных конструкций. Каждая Общественно – экономическая формация имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Это в особенности относится к коммунистической формации, этапом становления и развития которой является социализм. В настоящее время в ходе революционной перестройки формируется новое представление о социализме и, соответственно, о коммунистической общественно – экономической формации. Главная цель — преодоление утопических взглядов, трезвый учет реальности и длительности процессов становления и развития социализма и коммунистической формации в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.