рефераты скачать

МЕНЮ


Философия (аспирантура ГУУ)

Таким образом, сознание как процесс, подобно другим видам человеческой деятельности, носит опосредованный характер. Глав­ными посредниками человеческого отражения мира выступают сна­чала орудия, затем словесные знаки, понятия и представления, ду­ховные интересы и ценности других людей, их общностей. Объек­тивируя свою сущность в орудиях и знаках, обмениваясь орудиями и знаками, плодами духовной деятельности, знаниями, овладевая культурным наследием, человек познает не только внешний мир, но и свой собственный, внутренний, осознает свою общность и инди­видуальность относительно других людей. Он выступает для себя одновременно объектом и субъектом познания, общения, культур­ного творчества. Направленность сознания на само себя называется самосознанием. Степень самосознания человека является показате­лем его психологического и социально-нравственного развития, уме­ния вырабатывать убеждения, стратегию жизнедеятельности. Благо-


31

даря самосознанию человек может контролировать свое поведение соответственно личным интересам, планам, идеалам и отвечать за него перед обществом и перед своей совестью (которая есть не что иное, как по существу принципы и нормы общественной нравствен­ности, усвоенные в личностном бытии исходя из потребностей ин­дивидуальности) .

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни че­ловека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны со­знания; это инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. В связи с этим возникает вопрос: в каком же соотношении находятся осознанное и бессознательное? Составляя относительно самостоя­тельные стороны единой психической реальности человека, они вза­имосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать благоприятного единства. В бессознательном заключены большие возможности для оптимизации человеческой деятельности, особенно это касается творческой деятельности субъекта.

При изучении этой темы необходимо также раскрыть место че­ловеческого сознания в мире. В человеческом духе, в его разуме при­рода «осознала самое себя». На человеке лежит высочайшая ответ­ственность за решение глобальных проблем современности, за вы­живание человеческого рода на планете. Необходимо возродить ис­тинное уважение к подлинной духовности, высокой нравственности, прекрасному, к свободному творчеству, способности к самостоятель­ному выбору, к умению ориентироваться на высшие человеческие ценности и идеалы.

ПОЗНАНИЕ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Важное место в философской проблематике занимают вопросы, связанные с познанием окружающих человека предметов, вещей, от­ношений, процессов.

«Познаваем ли мир?» — этот вопрос возник еще на заре фило­софской мысли, стремившейся к доказательному, рационально обо­снованному постижению мира.

Вопрос о том, познаваем ли мир, имеет следующую формули­ровку: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому

32

I

этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать реальный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о реальном мире составлять верное отражение действительности, чтобы успешно действовать на практике? Такое верное отражение действительности достигается только тогда, когда мы познаем сущность предметов, явлений, ситуаций, процессов, когда наша практическая деятель­ность становится более эффективной и успешной. В истории фило­софии, как известно, происходит непрекращающееся противоборст­во агностицизма и гносеологического реализма. Особенность агнос­тицизма — в отрицании возможности познания сущности матери­альных систем, закономерностей природы и общества. При этом вовсе не отрицается возможность познания мира вообще или фено­менологической, поверхностной его стороны, данной в ощущениях или в рассудке человека.

Отправной точкой гносеологии, как свидетельствует история фи­лософии, был и остается вопрос: «Что такое истина?»

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе миро­воззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими по­нятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни». От того, как понимается истина, как решается вопрос о возможности ее до­стижения, часто зависит и жизненная позиция личности, понимание ею своего назначения.

Хотя определений понятий «истина» имеется множество, в клас­сической концепции истина определяется как соответствие мыслей действительности. Современная трактовка истины содержит следую­щие моменты. Во-первых, понятие «действительность» понимают прежде всего как объективную реальность, существующую до и не­зависимо от нашего сознания и состоящую из материальных систем и объектов, в неразрывном единстве их сущности и явления. Во-вто­рых, в понятие «действительность» входит также и субъективная дей­ствительность, которая познается, отражается в истине в качестве духовной реальности. В-третьих, познание и его результат — истину, а также сам объект понимают как неразрывно связанные с предмет­но-чувственной, целенаправленной деятельностью человека, с прак­тикой — непосредственно или опосредованно. В-четвертых, истина есть процесс. Такой подход отделяет диалектическое, адекватное дей­ствительности понимание истины от агностицизма, идеализма и уп­рощенного материализма.

Далее необходимо отметить следующие аспекты: объективность истины, ее конкретность, соотношение относительной и абсолютной форм истины, а также понимание истины как процесса.

33

Объективная истина — это адекватное отражение объекта по­знающим субъектом. Это такое содержание человеческих представ­лений, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины — в зависимости знания от свя­зей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Это бо­гатство определений, отражающих связи и отношения действитель­ности. Под абсолютной истиной понимается такого рода знание, ко­торое тождественно самому предмету в максимальном объеме и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

По отношению к достаточно развитому научному теоретическо­му познанию абсолютная истина — это полное, исчерпывающее в определенном отношении (на данном историческом этапе или це­лостной истории человечества) знание о предмете. Относительная же истина — это неполное, уточняющееся со временем знание о том же самом предмете. Диалектика состоит в том, что абсолютная ис­тина складывается из развивающихся относительных истин и потому сама изменяется.

Свойство объективной истины быть процессом проявляется дво­яко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты и глубины отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре и содержании концепций, тео­рий, научных гипотез.

В понимании истины очень важна проблема критерия истины. При решении вопроса об истинности или неистинности теории не­допустима изоляция от практики во всем ее объеме: как индивиду­ального жизненного опыта и как единства общественного производ­ства, социально-политической деятельности, научного эксперимента. Практика — это целенаправленная предметно-чувственная деятель­ность субъекта по преобразованию материального и духовного мира. Основные гносеологические функции практики заключаются в том, что она есть а) основа познания, б) его движущая сила, в) критерий истины и г) цель познания. Диалектика практики как критерия ис­тины состоит в том, что у нее есть абсолютная и относительная сто­роны. Абсолют ее в том, что в целостном, всемирно-историческом масштабе она обладает огромной доказательной силой в раскрытии истины и в обретении ею правомерности верно и правдиво отражать действительность. Относительность практики как критерия истины состоит в том, что практика ограничена данной ситуацией, истори­ческими условиями и реальными возможностями общественного че­ловека, что она сама совершенствуется, развивает свои потенции, средства, ресурсы и потому может подтвердить истинность научного

34

положения, теории, управленческого решения лишь в относительной мере.

Далее затронем вопрос об особенностях чувственного и рацио­нального познания, об их формах. Чувственное познание формиру­ется в процессе непосредственного взаимодействия с внешними пред­метами. Выделяются три его формы: ощущения, восприятия, пред­ставления.

Ощущения отражают, соответствуют отдельным свойствам объ­ектов. Восприятия воспроизводят целостный образ предмета, кон­кретно-чувственную систему его свойств. Будучи генетической пред­посылкой восприятий и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения существуют преимущественно как части це­лостных восприятий.

Восприятие является результатом активного, деятельного отно­шения человека к внешней среде. В действительности, в контексте целостного восприятия, отдельные ощущения обретают реальную значимость, подчас подвергаются как бы «исправлению», опреде­ленной интерпретации.

Чувственное представление характеризуется отсутствием непо­средственной связи с отражаемым предметом, таковы образы памя­ти. В представлении больше, чем в восприятии, общих черт и сторон, иногда происходит «накладка» на конкретный образ ранее воспри­нимавшихся аналогичных предметов. К представлению «подключе­ны» механизмы памяти, т.е. способность воспроизводить образы предметов, в данный момент не действующих на человека. Без такой формы чувственного отражения действительности, как представле­ние, человек был бы привязан к непосредственной ситуации (в плане жизненного опыта). Благодаря способности представлять предметы субъект расширяет объем чувственного материала, которым он рас­полагает, вовлекая в сферу своих ощущений и восприятий мира также и общественный чувственный опыт. В сфере представлений большую роль играет практика, деятельность человека и связанные с практикой ценности, цели и интересы людей. Высшей формой пред­ставлений является воображение — процесс первичного чувственно­го обобщения наглядных образов при участии мышления. Этот про­цесс носит осмысленный творческий характер. Подчас он получает словесное оформление. Поэтому представление стоит как бы на стыке чувственного и рационального познания.

Говоря о формах чувственного познания как образах внешнего мира, необходимо подчеркнуть, что «образу» свойственно не совпа­дение с объектом, но лишь его более адекватное ему соответствие. Образ — не зеркальная копия, но и не знак, не иероглифический

35


символ. Это порождение человеческой способности отражать мир, согласующийся с конкретно-чувственным обликом предмета.

Роль чувственного отражения действительности в процессе по­знания весьма существенна: органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром; без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению. Рациональное познание базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств. Регу­лирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств; органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты и развивать научное знание.

Исходной, основной и ведущей формой рационального познания является понятие. В понятиях фиксируются общие, существенные свойства, отношения предметов, явлений, процессов. Понятия помо­гают раскрывать смысл и значение предметов и явлений. Наряду с понятиями важной формой рационального осмысления действитель­ности является суждение. Суждение — это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Понятие и суждение являются «кирпичиками» для по­строения умозаключений, которые представляют собой моменты со­поставления одних понятий другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение представляет собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

Чувственное и рациональное познание глубоко взаимосвязаны. Реализация чувственной способности человека включает в себя дей­ствие механизмов абстрактного мышления. Рациональное пронизы­вает содержание чувственного познания действительности. Реализа­ция абстрактно-мысленной способности человека совершается по­средством обращения к результатам чувственного отражения пред­метов, используемым также в качестве средств достижения и выра­жения результатов рационального познания. Иначе говоря, в реаль­ном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное — чувственным.

Следует иметь в виду, что рациональное мышление взаимосвя­зано не только с чувственным, но и с другими — внерациональны-ми — формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как фантазия, эмоции и др. Среди них осо­бенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) — спо-

36

собность прямого, непосредственного постижения истины без пред­варительных логических рассуждений и доказательств.

Основная форма человеческого познания — наука — направлена на производство знаний о природе, обществе, человеке и о самом познании и мышлении. Целью науки является постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов отношений и ситуаций в их взаимосвязи. Наука ориентиру­ется главным образом на общие, существенные свойства, необходи­мые характеристики и связи предметов, явлений и процессов, выра­жая их в системе абстракций. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный, противоречивый процесс воспроизводства зна­ний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, идей, концепций, теорий, гипотез, законов и т.п.

Научное познание включает в себя два основных уровня — эм­пирический и теоретический. Наиболее развитой формой научного знания, дающей целостное отображение закономерных и существен­ных связей, является теория. Важную роль в разработке научной тео­рии играют философские принципы и методы познания. Так, боль­шую роль играют принципы восхождения от абстрактного к кон­кретному в теоретическом мышлении, единства исторического и ло­гического и ряд других. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой способ теоретического исследова­ния сложных и сверхсложных саморазвивающихся системных объ­ектов. Результат этого восхождения — конкретно-всеобщее — есть плод синтеза всех абстрактных понятий, участвующих в этом про­цессе обобщающего мышления, многочисленных научных определе­ний. При этом надо четко различать:

1)     конкретно-чувственное (уровень чувственного познания);

2)     абстрактное (абстракция), когда каждое абстрактное понятие
вскрывает и фиксирует в себе одно существенное отношение, одну
существенную сторону;

3)     конкретное в теоретическом мышлении — плод восхождения,
синтеза абстракций, перехода от одностороннего рассудочного под­
хода к разуму — целостному единству многообразных определений
на уровне всеобщего, истинно философского мышления.

Дальнейшее движение связано с познанием «специфической ло­гики специфического предмета» (К. Маркс), с конкретным анализом конкретной исторической ситуации. Это будет как бы возврат к кон­кретно-чувственному, предметно-чувственному начальному этапу познания, но на уровне знания закономерных связей, раскрытых кон­кретно-всеобщей научной теорией. При этом открываются новые го­ризонты для успешной практической деятельности.

37

Изложение результатов восхождения в движении научной мысли начинается с исходной абстракции («начало», «клеточка»), которая фиксирует всеобщие предпосылки функционирования и развития це­лого, проходит через последовательные этапы углубления и расши­рения познания к желаемому результату — целостному, мысленно-конкретному воспроизведению в теории исследуемого предмета.

С принципом восхождения от абстрактного к конкретному в тео­рии органически связан принцип единства исторического и логичес­кого. Историческое — процесс становления и развития объекта со всеми изгибами, случайностями реального хода событий. Логическое означает теоретически выверенное, последовательное воспроизведе­ние развивающегося объекта (явления) во всех его существенных свя­зях и отношениях. Отражая действительный исторический процесс, логическое проясняет его сущность; выявляя закономерные связи со­бытий, освобождается от хаоса случайностей, излишних подробнос­тей. «Без истории предмета нет теории предмета, как без теории пред­мета нет истории предмета», — справедливо отмечал Н.Г. Черны­шевский. Научное познание устремлено к нахождению законов, т.е. форм знания, которые выражают наличие в самих вещах устойчивых, повторяющихся, сущностных, необходимых связей, «правил необхо­димого существования» (И. Кант). Если та или иная форма знания, претендующая на статус науки, таких правил не находит и не фик­сирует, то она не является подлинной наукой. В научном естество­знании очень важно объяснение, т.е. раскрытие сущности, внутрен­них закономерностей исследуемых объектов или явлений. В гумани­тарных науках необходимо еще и понимание, т.е. истолкование, ин­терпретация познаваемого в соответствии с целями и идеалами че­ловека.

Одна из главных линий становления постклассического этапа развития науки состоит в том, что в науку входит аксеологический (ценностный) момент. Понятие научной рациональности включает не только логическую и методологическую упорядоченность логи­ческого мышления. Сегодня надо не просто искать «объектные» за­коносообразные истины, а соотносить их с живым человеческим смыслом и ценностями. Лишь та наука действительно социально зна­чима, высоко оценивается обществом, которая обеспечивает сохра­нение и дальнейшее развитие человечества и самого человека, его интеллекта, его творческих способностей, возвышает его духовный мир.

Познанный человеком мир — это не сумма объективных законов и качеств, и сам человек не является подлинным человеком без ду-

38

ховных ценностей, эмоций, симпатий и антипатий, идеалов, стрем­лений, желаний. Самостоятельным типом познания является цен­ностное познание. Точнее было бы говорить о ценностном освоении действительности, что делает возможным соотнесение ее с челове­ческими потребностями, с собственным миром человека. Так, соци­альная истина — это «прорыв» в мир ценностей, выражение идеалов справедливости, добра и красоты, равенства и дружбы людей и на­родов. В этом смысле общественные отношения, социальные инсти­туты, политические действия по-настоящему истинны только в том случае, если они выражают предел осуществления этих идеалов в соответствии с реальными возможностями развития и возвышения человека. Мерой их истинности выступает полнота этого развития, степень достижения человеческой свободы.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ

Объективная логика философского познания, которое стремится к раскрытию взаимозависимости явлений и процессов мира, его це­лостности, ведет к проблеме развития. Принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает значительные количественные и качест­венные изменения. Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как всеобщая методология и всестороннее целостное учение о принципах и законах развития природы, общества, человека и его духовного мира. Диалектика включает в себя бытийное содержание, реализует особый мировоз­зренческий подход. Характерная особенность последнего — объеди­нение идей материальности природного и социального миров с идеей универсальности развития и саморазвития явлений и процессов объ­ективной и субъективной действительности.

Понимание сущности развития и его процессов является едва ли не самой трудной философской задачей и требует глубокого изучения всех сторон и элементов диалектики в их взаимосвязи и целостности.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Взаимосвязь, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи и явлений духовного бытия. Все это есть проявление всемирной универсальной связи объектов, а в человеческом бытии — и субъектов, «всего со всем». Такие уни-

39

версальные связи бытия стали центральным аспектом диалектики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности. Су­ществование всеобщей универсальной связи всех явлений является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм -это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений, о по­рождении одними явлениями других. В полном объеме сущность диа­лектической концепции детерминизма раскрывается с опорой на це­лостную систему философских категорий. Среди них такие, как «при­чина» и «следствие», «сущность» и «явление», «необходимость» и «случайность», «возможность» и «действительность», «необходи­мость» и «свобода» и др. Для выявления причинно-следственной связи в системе всеобщего взаимодействия важно раскрыть генети­ческую связь явлений и отличить ее от связей одновременного су­ществования или от простого предшествования одного явления дру­гому во времени. Древние говорили: «После этого не значит вслед­ствие этого». Важно выявлять функциональную природу некоторых причинно-следственных отношений. Методологически целесообраз­но отличать механистическое понимание детерминизма, сводящее все к однозначной связи причины и следствия, от современной диалек­тической концепции детерминизма, раскрывающей многообразие причин и следствий, их неоднозначность, специфичность, систем­ность, иерархированность. Антиподом детерминизма выступает ин­детерминизм, принципиально отвергающий объективные причинно-следственные связи и таким образом подрывающий возможность ра­ционального истолкования природных и социальных явлений и со­бытий, законосообразного, естественно-исторического характера их возникновения, существования и исчезновения. Вершиной диалекти­ческого понимания детерминизма является раскрытие роли самоде­терминации в человеческом и социальном бытии: роль идей, моти­вов, идеалов, программ, планов, нравственных качеств в жизненном творчестве. В истории познания прослеживается также другой кате­гориальный ряд, выражающий структурированность, организован­ность бытия: единичное — особенное — общее — всеобщее, часть и целое, форма — содержание и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.