Таким образом, сознание как процесс,
подобно другим видам человеческой
деятельности, носит опосредованный характер. Главными посредниками
человеческого отражения мира выступают сначала
орудия, затем словесные знаки, понятия и представления, духовные интересы и ценности других людей, их
общностей. Объективируя свою сущность
в орудиях и знаках, обмениваясь орудиями и знаками, плодами духовной деятельности, знаниями, овладевая культурным
наследием, человек познает не только внешний мир, но и свой собственный, внутренний, осознает свою общность и индивидуальность
относительно других людей. Он выступает для себя одновременно объектом и субъектом познания, общения, культурного
творчества. Направленность сознания на само себя называется самосознанием. Степень самосознания человека является показателем его психологического и
социально-нравственного развития, умения вырабатывать убеждения,
стратегию жизнедеятельности. Благо-
31
даря
самосознанию человек может контролировать свое поведение соответственно личным интересам, планам, идеалам и
отвечать за него перед обществом и
перед своей совестью (которая есть не что иное, как по существу принципы и
нормы общественной нравственности, усвоенные в личностном бытии исходя из
потребностей индивидуальности) .
Сознание не исчерпывает всего
богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике
человека существует еще сфера бессознательного. Бессознательное —
это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне
сферы человеческого разума,
безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания; это инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. В связи
с этим возникает вопрос: в каком же соотношении находятся осознанное и
бессознательное? Составляя относительно самостоятельные стороны единой психической реальности человека, они взаимосвязаны,
взаимодействуют между собой и способны достигать благоприятного единства. В
бессознательном заключены большие возможности
для оптимизации человеческой деятельности, особенно это касается творческой деятельности субъекта.
При изучении этой темы необходимо также раскрыть место человеческого сознания в мире. В человеческом духе,
в его разуме природа «осознала самое себя». На человеке лежит
высочайшая ответственность за решение глобальных проблем современности, за выживание
человеческого рода на планете. Необходимо возродить истинное уважение к подлинной духовности, высокой нравственности,
прекрасному, к свободному творчеству, способности к самостоятельному выбору, к
умению ориентироваться на высшие человеческие ценности и идеалы.
ПОЗНАНИЕ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Важное место в философской проблематике занимают вопросы, связанные с познанием окружающих человека
предметов, вещей, отношений, процессов.
«Познаваем ли мир?» — этот вопрос возник еще на заре философской
мысли, стремившейся к доказательному, рационально обоснованному постижению мира.
Вопрос о том, познаваем ли мир, имеет следующую формулировку: как относятся наши мысли об окружающем нас
мире к самому
32
I
этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать реальный мир, можем
ли мы в наших представлениях и понятиях о реальном мире составлять
верное отражение действительности, чтобы успешно действовать на практике?
Такое верное отражение действительности достигается только тогда, когда мы познаем сущность
предметов, явлений, ситуаций, процессов,
когда наша практическая деятельность
становится более эффективной и успешной. В истории философии, как
известно, происходит непрекращающееся противоборство агностицизма и гносеологического реализма. Особенность агностицизма
— в отрицании возможности познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. При этом вовсе
не отрицается возможность познания мира вообще или феноменологической,
поверхностной его стороны, данной в ощущениях или
в рассудке человека.
Отправной точкой гносеологии, как
свидетельствует история философии, был и остается вопрос: «Что такое
истина?»
Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих
проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни». От того, как
понимается истина, как решается вопрос о возможности ее достижения, часто
зависит и жизненная позиция личности, понимание ею своего назначения.
Хотя определений понятий «истина» имеется множество, в
классической концепции истина определяется как соответствие мыслей
действительности. Современная трактовка истины содержит следующие моменты.
Во-первых, понятие «действительность» понимают прежде всего как объективную
реальность, существующую до и независимо от нашего сознания и состоящую из
материальных систем и объектов, в неразрывном единстве их сущности и
явления. Во-вторых, в понятие «действительность» входит также и
субъективная действительность,
которая познается, отражается в истине в качестве духовной реальности. В-третьих, познание и его результат — истину, а также сам объект понимают как неразрывно
связанные с предметно-чувственной,
целенаправленной деятельностью человека, с практикой — непосредственно или
опосредованно. В-четвертых, истина есть
процесс. Такой подход отделяет диалектическое, адекватное действительности
понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.
Далее необходимо отметить следующие
аспекты: объективность истины, ее конкретность, соотношение относительной и
абсолютной форм истины, а также понимание истины как процесса.
33
Объективная истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это такое содержание
человеческих представлений, которое
не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины — в зависимости знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным
явлениям, от условий, места и
времени, в которых они существуют и развиваются. Это богатство
определений, отражающих связи и отношения действительности. Под абсолютной
истиной понимается такого рода знание, которое
тождественно самому предмету в максимальном объеме и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии
познания.
По отношению к достаточно развитому научному
теоретическому познанию абсолютная истина — это полное, исчерпывающее в
определенном
отношении (на данном историческом этапе или целостной истории человечества) знание о предмете. Относительная же истина — это неполное, уточняющееся со
временем знание о том же самом предмете. Диалектика состоит в том, что
абсолютная истина складывается из
развивающихся относительных истин и потому сама изменяется.
Свойство объективной истины быть процессом
проявляется двояко:
во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты и глубины
отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления
заблуждения в структуре и содержании концепций, теорий, научных гипотез.
В понимании истины очень важна
проблема критерия истины. При решении вопроса об истинности или неистинности теории недопустима
изоляция от практики во всем ее объеме: как индивидуального жизненного опыта и как единства общественного производства, социально-политической деятельности,
научного эксперимента. Практика — это целенаправленная предметно-чувственная
деятельность субъекта по преобразованию материального и духовного мира. Основные
гносеологические функции практики заключаются в том, что она есть а) основа
познания, б) его движущая сила, в) критерий истины и г) цель познания.
Диалектика практики как критерия истины
состоит в том, что у нее есть абсолютная и относительная стороны.
Абсолют ее в том, что в целостном, всемирно-историческом масштабе она обладает
огромной доказательной силой в раскрытии истины и в обретении ею правомерности
верно и правдиво отражать действительность. Относительность практики как
критерия истины состоит в том, что практика
ограничена данной ситуацией, историческими
условиями и реальными возможностями общественного человека, что она
сама совершенствуется, развивает свои потенции, средства, ресурсы и потому может подтвердить истинность научного
34
положения, теории, управленческого решения лишь в относительной мере.
Далее затронем вопрос об особенностях чувственного и рационального
познания, об их формах. Чувственное познание формируется в процессе непосредственного взаимодействия с внешними предметами.
Выделяются три его формы: ощущения, восприятия, представления.
Ощущения отражают, соответствуют отдельным
свойствам объектов.
Восприятия воспроизводят целостный образ предмета, конкретно-чувственную систему его свойств. Будучи генетической предпосылкой
восприятий и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения существуют преимущественно как части целостных восприятий.
Восприятие является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде. В
действительности, в контексте целостного восприятия, отдельные ощущения
обретают реальную значимость, подчас подвергаются как бы «исправлению», определенной интерпретации.
Чувственное представление характеризуется
отсутствием непосредственной
связи с отражаемым предметом, таковы образы памяти. В представлении больше, чем в восприятии, общих черт и сторон, иногда происходит «накладка» на конкретный образ
ранее воспринимавшихся аналогичных предметов. К представлению «подключены»
механизмы памяти, т.е. способность воспроизводить образы предметов, в данный момент не действующих на
человека. Без такой формы чувственного отражения действительности, как
представление, человек был бы привязан к
непосредственной ситуации (в плане жизненного опыта). Благодаря
способности представлять предметы субъект расширяет объем чувственного
материала, которым он располагает, вовлекая
в сферу своих ощущений и восприятий мира также и общественный чувственный опыт. В сфере представлений большую роль играет практика, деятельность человека
и связанные с практикой ценности,
цели и интересы людей. Высшей формой представлений является воображение — процесс первичного чувственного
обобщения наглядных образов при участии мышления. Этот процесс носит
осмысленный творческий характер. Подчас он получает словесное оформление. Поэтому представление стоит как бы на стыке чувственного и рационального познания.
Говоря о формах чувственного познания
как образах внешнего мира, необходимо подчеркнуть, что «образу» свойственно
не совпадение с
объектом, но лишь его более адекватное ему соответствие. Образ — не зеркальная копия, но и не знак, не
иероглифический
35
символ.
Это порождение человеческой способности отражать мир, согласующийся с конкретно-чувственным обликом предмета.
Роль чувственного отражения
действительности в процессе познания весьма существенна: органы чувств являются
единственным каналом,
который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром; без органов чувств человек не способен вообще ни к
познанию, ни к мышлению. Рациональное познание базируется на анализе того материала, который дают нам органы
чувств. Регулирование предметной
деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой
органами чувств; органы чувств дают
тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы
многосторонне познать объекты и развивать научное знание.
Исходной, основной и ведущей формой
рационального познания является понятие. В понятиях фиксируются общие,
существенные свойства, отношения предметов, явлений, процессов. Понятия помогают раскрывать смысл и значение
предметов и явлений. Наряду с понятиями
важной формой рационального осмысления действительности является суждение.
Суждение — это форма мысли, в которой посредством
связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Понятие и суждение являются
«кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой
моменты сопоставления одних понятий другим, выражают процесс получения
новых результатов в познании. Умозаключение представляет собой рассуждения, в
ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).
Чувственное и рациональное познание глубоко взаимосвязаны. Реализация чувственной способности человека
включает в себя действие механизмов абстрактного мышления. Рациональное
пронизывает содержание чувственного
познания действительности. Реализация абстрактно-мысленной способности
человека совершается посредством обращения к результатам чувственного
отражения предметов, используемым также в
качестве средств достижения и выражения результатов рационального
познания. Иначе говоря, в реальном
человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное —
чувственным.
Следует иметь в виду, что рациональное мышление взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими —
внерациональны-ми — формами познания. Большое значение в процессе
познания имеют такие факторы, как фантазия,
эмоции и др. Среди них особенно
важную роль играет интуиция (внезапное озарение) — спо-
36
собность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных
логических рассуждений и доказательств.
Основная форма человеческого познания —
наука — направлена на
производство знаний о природе, обществе, человеке и о самом познании и мышлении. Целью науки является
постижение истины и открытие
объективных законов на основе обобщения реальных фактов отношений и
ситуаций в их взаимосвязи. Наука ориентируется
главным образом на общие, существенные свойства, необходимые
характеристики и связи предметов, явлений и процессов, выражая их в системе абстракций. Научное познание в
гносеологическом плане есть сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему
понятий, идей, концепций, теорий,
гипотез, законов и т.п.
Научное познание включает в себя два основных уровня — эмпирический
и теоретический. Наиболее развитой формой научного знания, дающей целостное отображение закономерных и существенных
связей, является теория. Важную роль в разработке научной теории играют
философские принципы и методы познания. Так, большую роль играют принципы
восхождения от абстрактного к конкретному
в теоретическом мышлении, единства исторического и логического и ряд
других. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой
способ теоретического исследования сложных и сверхсложных саморазвивающихся
системных объектов. Результат этого
восхождения — конкретно-всеобщее — есть плод синтеза всех абстрактных
понятий, участвующих в этом процессе
обобщающего мышления, многочисленных научных определений. При этом надо четко различать:
2) абстрактное
(абстракция), когда каждое абстрактное понятие
вскрывает и фиксирует в себе одно существенное отношение, одну
существенную
сторону;
3) конкретное в теоретическом
мышлении — плод восхождения,
синтеза абстракций, перехода от одностороннего рассудочного под
хода к разуму — целостному единству многообразных определений
на уровне всеобщего, истинно философского
мышления.
Дальнейшее
движение связано с познанием «специфической логики специфического предмета» (К. Маркс), с конкретным анализом
конкретной исторической ситуации. Это будет как бы возврат к конкретно-чувственному,
предметно-чувственному начальному этапу познания, но на уровне знания
закономерных связей, раскрытых конкретно-всеобщей научной теорией. При этом
открываются новые горизонты для
успешной практической деятельности.
37
Изложение результатов восхождения в
движении научной мысли начинается
с исходной абстракции («начало», «клеточка»), которая фиксирует всеобщие предпосылки функционирования и развития целого, проходит через последовательные этапы
углубления и расширения познания к желаемому результату — целостному,
мысленно-конкретному воспроизведению
в теории исследуемого предмета.
С принципом восхождения от абстрактного к
конкретному в теории органически связан принцип единства исторического и
логического.
Историческое — процесс становления и развития объекта со всеми изгибами, случайностями реального хода
событий. Логическое означает
теоретически выверенное, последовательное воспроизведение развивающегося объекта (явления) во всех его
существенных связях и отношениях. Отражая действительный исторический
процесс, логическое проясняет его сущность;
выявляя закономерные связи событий,
освобождается от хаоса случайностей, излишних подробностей. «Без истории предмета нет теории предмета,
как без теории предмета нет истории предмета», — справедливо отмечал
Н.Г. Чернышевский. Научное познание устремлено к нахождению законов, т.е. форм знания, которые выражают наличие в самих
вещах устойчивых, повторяющихся, сущностных, необходимых связей, «правил необходимого
существования» (И. Кант). Если та или иная форма знания, претендующая на статус
науки, таких правил не находит и не фиксирует,
то она не является подлинной наукой. В научном естествознании очень важно
объяснение, т.е. раскрытие сущности, внутренних
закономерностей исследуемых объектов или явлений. В гуманитарных науках необходимо еще и понимание, т.е.
истолкование, интерпретация познаваемого в соответствии с целями и
идеалами человека.
Одна из главных линий становления
постклассического этапа развития науки состоит в том, что в науку входит аксеологический (ценностный) момент. Понятие научной рациональности
включает не только логическую и методологическую упорядоченность логического
мышления. Сегодня надо не просто искать «объектные» законосообразные истины, а
соотносить их с живым человеческим смыслом и
ценностями. Лишь та наука действительно социально значима, высоко
оценивается обществом, которая обеспечивает сохранение и дальнейшее развитие человечества и самого человека, его интеллекта,
его творческих способностей, возвышает его духовный мир.
Познанный человеком мир — это не сумма
объективных законов и качеств, и сам человек не является подлинным человеком
без ду-
38
ховных ценностей, эмоций, симпатий и антипатий, идеалов, стремлений,
желаний. Самостоятельным типом познания является ценностное познание. Точнее было бы говорить
о ценностном освоении действительности, что
делает возможным соотнесение ее с человеческими потребностями, с собственным
миром человека. Так, социальная истина — это «прорыв» в мир ценностей,
выражение идеалов справедливости, добра и
красоты, равенства и дружбы людей и народов. В этом смысле общественные
отношения, социальные институты,
политические действия по-настоящему истинны только в том случае, если
они выражают предел осуществления этих идеалов в соответствии с реальными возможностями развития и возвышения человека. Мерой их истинности выступает полнота
этого развития, степень достижения
человеческой свободы.
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ
Объективная логика философского
познания, которое стремится к раскрытию взаимозависимости явлений и
процессов мира, его целостности, ведет к проблеме развития. Принцип развития
дает ответ на вопрос о том, остается ли мир всегда тождественным себе или он постоянно
претерпевает значительные количественные и качественные изменения. Развитие является
основным предметом изучения диалектики, а
сама диалектика выступает как всеобщая методология и всестороннее целостное
учение о принципах и законах развития природы,
общества, человека и его духовного мира. Диалектика включает в себя бытийное содержание, реализует
особый мировоззренческий подход. Характерная особенность последнего —
объединение идей материальности природного
и социального миров с идеей универсальности
развития и саморазвития явлений и процессов объективной и субъективной действительности.
Понимание сущности развития и его процессов
является едва ли не самой трудной философской задачей и требует глубокого
изучения всех сторон и элементов диалектики в их взаимосвязи и целостности.
Важное место в диалектике занимает идея всеобщей
взаимосвязи явлений. Взаимосвязь, переходы
одних явлений в другие отражают всеобщее
свойство движущейся материи и явлений духовного бытия. Все это есть проявление всемирной универсальной
связи объектов, а в человеческом
бытии — и субъектов, «всего со всем». Такие уни-
39
версальные
связи бытия стали центральным аспектом диалектики. Формой познания
сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат
категории диалектики. Категориальные связи постепенно
осмысливались как диалектические закономерности. Существование всеобщей
универсальной связи всех явлений является исходной предпосылкой
принципа детерминизма. Детерминизм -это учение о
всеобщей обусловленности объективных явлений, о порождении одними
явлениями других. В полном объеме сущность диалектической концепции детерминизма
раскрывается с опорой на целостную систему
философских категорий. Среди них такие, как «причина» и «следствие», «сущность» и «явление», «необходимость» и
«случайность», «возможность» и «действительность», «необходимость» и «свобода» и др. Для выявления
причинно-следственной связи в системе всеобщего взаимодействия важно
раскрыть генетическую связь явлений и отличить ее от связей одновременного существования
или от простого предшествования одного явления другому во времени. Древние говорили: «После этого не значит вследствие этого». Важно выявлять функциональную
природу некоторых причинно-следственных отношений. Методологически целесообразно отличать механистическое понимание
детерминизма, сводящее все к
однозначной связи причины и следствия, от современной диалектической концепции
детерминизма, раскрывающей многообразие причин и следствий, их неоднозначность,
специфичность, системность, иерархированность. Антиподом детерминизма
выступает индетерминизм, принципиально отвергающий объективные причинно-следственные связи и таким образом подрывающий
возможность рационального
истолкования природных и социальных явлений и событий,
законосообразного, естественно-исторического характера их возникновения, существования и исчезновения.
Вершиной диалектического понимания детерминизма является раскрытие роли
самодетерминации в человеческом и
социальном бытии: роль идей, мотивов, идеалов, программ, планов,
нравственных качеств в жизненном творчестве. В истории познания прослеживается
также другой категориальный ряд, выражающий
структурированность, организованность
бытия: единичное — особенное — общее — всеобщее, часть и целое, форма — содержание и др.