Эмпирическое направление в философии
продолжили такие философы, как Локк, Гоббс, Гельвеции, Гольбах. Сторонники
эмпиризма признавали чувственное восприятие главным источником наших знаний.
Иным, отличным от бэконовского путем
в разработке проблем методологии научного познания пошел выдающийся
французский мыслитель, ученый и философ Р. Декарт. В центре
его философии
13
стоит
человек — «Я» как «мыслящая вещь». Декарт был убежден в разумности мира и
человека. Совершенствование человека он связывал
с изобретением такого метода познания, который давал бы возможность решать все необходимые проблемы.
Декарт считал, что это должен быть
метод рациональной дедукции как движения от общего к частному.
Рационализм в лице Декарта, а также Спинозы,
Лейбница придавал решающее значение рациональному познанию, не отрицая
значения
чувственного познания в качестве механизма связи разума с материальным миром. Характеризуя
рационалистическую методологию, особо подчеркнем, что в философии
Нового времени под рациональностью, как
правило, понималась особая, универсальная, всеобщая и необходимая
логическая система, совокупность особых правил,
определяющая способность человеческого ума постигать мир и создавать истинные
знания. Мир устроен изначально просто и рационально, и он вполне поддается
анализу и объяснению.
Эпоха Просвещения рождает к концу XVIII в.
идею прогресса. Эта идея исходила из возможности достижения человечеством,
по их мнению, идеального состояния. Самосовершенствованию человеческого разума нет границ, и
потому процесс общественного развития
приобретает характер непрерывного восходящего движения к этой цели. С позиций гуманистического идеала
просветители видели назначение
человека в том, чтобы быть хозяином собственной жизни, властелином и творцом мира.
В XVII—XIX столетиях рационализм имел очень сильные позиции. Рационалисты
считали, что о сущности мира мы узнаем, лишь погрузившись в глубины самого
разума. Познавая собственное логическое
содержание, разум таким образом познает окружающий мир. Этот подход
получил дальнейшее развитие в классической немецкой
философии. Кант и Гегель выводят мир культуры из деятельности
человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания.
Центральный
интерес в философии Канта представляет этика, исходной
предпосылкой которой является убеждение в том, что всякая личность — самоцель человеческого развития.
Она ни в коем случае не должна
рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было
утилитарных задач, даже если это задачи всеобщего блага. Основным законом этики Кант провозгласил безусловное внутреннее повеление — категорический императив,
или моральный закон. Его суть состоит в следующем: «Поступай так, чтобы
человек и его благо были всегда как высшая
цель для тебя самого и для другого,
и никогда лишь как средство». И еще: «Поступай так, чтобы
14
основания твоего поступка могли бы стать основаниями всеобщего законодательства
в морали для всех людей». В своей этике Кант решал животрепещущую
проблему эпохи — проблему человеческой свободы. Доказательством и проявлением
свободы он считает способность человека добровольно, осознанно, разумно
подчиняться принуждению морального закона, а значит, безупречно следовать высшему долгу. Идея активности
личности как морального субъекта дополняется
ее познавательной активностью.
Теория познания, гносеологические проблемы в
философии И. Канта занимают особое место. Прежде всего это вопрос об источнике и границах знания. Здесь
речь идет о возможности априорных
(доопытных) синтетических суждений в математике, теоретическом естествознании, метафизике. Исследуя три
основные способности познания: чувственность, рассудок и разум, Кант
приходит к выводу, что ни ощущения чувственности, ни понятия и суждения рассудка не могут дать достоверное знание о «вещах в
себе». Вещи эти в сущности непознаваемы. Означает ли это, что Кант был агностиком? Есть ли сферы и предметы познания, где наука
бессильна?
Кант был ученым, верил в прогресс знания, но он выступал против
догматического предрассудка о всесилии научного знания, против переоценки возможностей науки.
Развитие немецкой классической философии достигает вершины в творчестве Гегеля. Гегель называл свою
философскую систему «абсолютным
идеализмом». Это связано с его стремлением охватить весь универсум, весь
природный и духовный мир единой системой категорий.
Исходным понятием такой целостной системы является абсолютная идея. Это
субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей и процессов. Она существует вечно и содержит
в скрытом, «свернутом» виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений.
Философское наследие Гегеля
многогранно и противоречиво. Он развил диалектический метод познания и понимания мира, разработал
вопросы сущности теоретического
мышления, природы логических форм и категорий, в которых осуществляется
это теоретическое мышление. Большой вклад внес Гегель в понимание всеобщей
диалектической методологии науки, в
разработку многих других проблем.
Учитывая сложность и многогранность философских идей Гегеля, необходимо остановиться на вопросе о сущности
его диалектического метода, развитие которого философ считал своей главной
задачей. Его точка зрения состоит в том, что любой обыкновенный предмет,
если он рассматривается как характеристика реального целого, обнаруживает самопротиворечивость. «Противоречие есть
15
критерий
истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения». Этим дерзким
парадоксом Гегель попытался объединить в энциклопедическом
синтезе все достижения диалектической мысли человечества. Высшей познавательной способностью человека, считал
философ, является разум, а орудием познания — понятия, идеи, научные теории. Диалектика выступает у Гегеля прежде
всего как саморазвитие понятия,
абсолютного духа, которое выражается в восхождении от конкретно-чувственного к
абстрактному, а в теоретическом мышлении
--от абстрактного к конкретному, т.е. от простого и одностороннего к
развитой системе целостного познания явлений, процессов окружающего мира.
Предпосылкой учения о саморазвитии понятия
является идея разума как бесконечного и безусловного мышления, как не
ограниченной ничем внешним самодеятельности мысли.
Движение мысли от абстрактного к конкретному в теории он принял за реальный путь рождения и развития
конкретно-чувственных предметов действительности. Логическое и
историческое у него совпадают.
Если исходить из гегелевского диалектического метода, то возможности человеческого разума безграничны, но, по
его мнению, у нашего познания есть предел, обусловленный задачей самопознания
абсолютного духа, т.е. философия Гегеля содержит внутреннее противоречие.
Идеализм Гегеля был подвергнут
фундаментальной критике в философии Л. Фейербаха, основоположника
антропологического материализма. В центре его философских взглядов — человек
как «единственный, универсальный и высший предмет философии». В труде «Сущность
христианства» он раскрыл человеческую сущность религии, идеи Бога, в которой абсолютизирована
духовная сущность человека, обособленная от него и представленная как
самостоятельное существо. В идее Бога сконцентрированы самые благородные и совершенные
качества человека, ценности красоты, истины, добра и справедливости, подвергнутые возвышенному отчуждению от человека,
хотя в действительности они существуют только как свойства людей. Человеку нужен идеал, подчеркивал Фейербах,
но человеческий, соответствующий природе и культуре, а не сверхъестественный. Он
писал: «Пусть нашим идеалом будет не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, а цельный,
действительный, всесторонний,
совершенный развитый человек» [23, с. 778].
Раскрывая историческое значение материализма
Фейербаха, особенно
его критику христианской религии, важно отметить и слабые стороны мыслителя, не сумевшего показать
деятельностную историческую сущность
человека. Задача перехода от абстрактного инди-
16
вида к науке о действительных людях в их историческом развитии осталась
им не решенной. И это движение, выходящее за пределы философии Фейербаха,
было начато в работах Маркса и Энгельса.
Основоположник марксистской философии К.
Маркс (1818— 1883)
внес большой вклад в разработку материалистического понимания истории, в
раскрытие тайны отчуждения человека, например, от результатов его деятельности,
в поиск путей к вершинам человеческой
свободы. Маркс разработал концепцию системно-теоретического понимания общества, исходящую из учета
реальных, природных и социальных,
материально-предметных условий организации людей в конкретно-историческую общность.
Согласно Марксу, общество есть целостная, внутренне структурированная и развивающаяся система многообразных
типов взаимодействия людей. Она детерминируется в своем развитии в
конечном счете действием материальных,
производственных факторов. При этом Маркс стремится доказать, что не буржуазный
строй, а социализм, вырастающий из капитализма и развивающийся в полный
коммунизм как торжество реального универсального гуманизма, является естественным, непрерывно
эволюционирующим состоянием человечества, именно состоянием, а не
целью. Коммунизм представляется в теории
добровольным объединением, ассоциацией свободных
производителей, занимающихся общественным трудом по общему плану. Это —
общество, на знамени которого написано: «Свободное
развитие каждого есть условие свободного развития всех». Маркс
исследовал крупномасштабные блоки социального организма — общественное бытие и
общественное сознание, материальное и духовное производство, системы
социальных отношений, политические и
идеологические надстройки. Выделение глубинных структур общества дает
возможность понять его социальную природу, соотношение в обществе материальных
и идеальных образований, выявить основные линии социальной детерминации и самодетерминации. Можно спорить о том, насколько
модель общества, предложенная Марксом, соответствует тенденциям развития
действительности. Но бесспорен сам факт открытия методологически нового подхода к рассмотрению общества в его
развитии.
Особая заслуга Маркса в том, что он
подхватил и развил глубокое понимание человеческой культуры и свободы. Как
Гегель верил в то, что дух стремится к более высокому самосознанию, так и Маркс верил в развитие
человеческой природы, в ее попытки достичь высот универсальной человеческой
личности, гармонии, всестороннего раскрытия творческих дарований. Делая акцент
на предметной самореализации человека,
Маркс связал свой идеал будущего
17
общества
со свободной индивидуальностью и универсальным развитием индивидов в условиях подлинной коллективности. Радикальный гуманизм особенно ярко проявился в его работах
«Экономи-ческо-философские рукописи
1844 года», «Немецкая идеология», в подготовительных
рукописях к «Капиталу».
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ (XIX — ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX в.)
Российская философия представляет собой
оригинальное направление мировой философской мысли. Возникнув в Киевской
Руси, оно постепенно
развивалось, отражая своеобразие истории России, культуры, духовного опыта народа.
В центре внимания русской философии с
момента ее возникновения и вплоть до XX в. оказалась аксеологическая
проблематика (аксеология — учение, исследующее духовные ценности и их
соотношение с миром
реальностей). Это не исключало интереса к онтологическим и гносеологическим
проблемам, которые не были центральными.
Видный философ В.В. Зеньковский, занимавшийся
историей русской философии, справедливо отмечал: «В целом русская философия не
теоцентрична... не космоцентрична... она больше всего занята темой о
человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории... Всюду доминирует
(даже в отвлеченных проблемах) моральная установка: здесь лежит один из самых
действительных и творческих истоков русского философствования» [12, с. 384].
Вторая важная черта: мысль постоянно сфокусирована на особенностях
исторического развития России, ее месте в мировой истории, на ее дальнейшей судьбе и предназначении.
Субъектом любого исторического действия русские философы считали человека, любые изменения социальной
реальности они рассматривали под углом зрения его судьбы, идеалов,
надежд и стремлений.
Вопрос о том, куда, к какой цели или финалу направляется мировая
история, каково будущее человечества, занимал всех; многие даже пытались обрисовать контуры этого будущего.
Важнейшими чертами русской философии
было стремление к цельности
как должному и желанному состоянию мира и человека; поиски смысла сущего,
эффективных путей органического и любов-
18
ного
единения человека со всем сущим. Не случайно центральным онтологическим понятием является всеединство
человеческого рода, означавшее, в
частности, некоторый идеальный строй или гармоничный лад бытия.
Все это особенно ярко проявилось во второй
четверти XIX в., когда русская философия достигает
периода зрелости. Основным объектом теоретических дискуссий становится вопрос о
путях развития России: нужно ли просто
следовать примеру Западной Европы или у нас особенная, самобытная судьба.
Формируются два течения: «славянофилы»
и «западники». Славянофилы (А. С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков) исходили из того, что у России свой особый путь, определяемый ее историей,
своеобразием русского национального
характера, русской «души». К чертам этого своеобразия они относили:
ориентацию на духовные (религиозные), а не на материальные ценности, примат веры над рациональностью, первенствующее
значение мотивов коллективизма — «соборности». Свой идеал они видели в свободной от порабощающей вещной зависимости,
высоконравственной личности. «Западники» (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.) считали, что Россия не может идти
исторической дорогой, противоположной западноевропейскому пути развития,
обеспечивающему прогресс общества и личности. При всем различии взглядов
западников и славянофилов у них было много общего: любовь к свободе, любовь к
России, гуманизм.
Русская философия изобилует многообразием тем, персоналий.
Предлагаем сосредоточить свое внимание на таких ключевых фигурах, как Вл.
Соловьев и Н. Бердяев. Философия Вл. Соловьева впитала в себя основные тенденции русской религиозной
мысли XIX
в. и оказалась ее завершающим синтезом. Основной пафос соловьев-ской
философии — «всеединство человечества», «оправдание добра», вытекающие из понимания «сущего»
как блага. Для Соловьева человек выступает связующим началом между
божественным и природным миром в силу
того, что он — нравственное существо. Жизнь человека имеет нравственный
характер, потому что «состоит в служении
Добру - "чистому, всестороннему и всесильному"».
Н.А. Бердяев стремится подчеркнуть
идею примата человеческой свободы над всем остальным. Основная тема его трудов
— духовное бытие человека. Человек — прежде всего духовная субстанция, которая
не является объектом, он имеет большую ценность, чем общество, государство,
нация. И если общество и государство ущемляют свободу личности, то его право — оградить
свою свободу от этих посягательств.
Нравственный долг личности --не послушание, а
19
творчество. Исходным принципом творчества, пробуждающего
духовные силы
человека, является признание самоценности личности.
Оригинальной составляющей русской философии является мировоззрение «космистов» (К.Э. Циолковский, А.Л.
Чижевский, Н.Ф. Федоров, В.И.
Вернадский и др.). Русские
философы подвергли переосмыслению центральный принцип техногенной цивилизации —
принцип преобразующего деяния,
направленного на покорение природы, потребление ее благ, всемерное
использование достижений науки и техники. Человек для космистов — существо еще
несовершенное, промежуточное, находящееся
в процессе роста, но вместе с тем и сознательное, творческое, призванное
преобразовать собственную природу, а через нее весь природно-мировой
порядок. Путь активного нравственного и
физического совершенствования — вытеснение тех природных качеств,
которые «заставляют пожирать, убивать,
умирать» (Н. Федоров).
Н. Федоров, русский философ, признанный
родоначальником активно-эволюционной, космической, ноосферной мысли XX в., активно разрабатывал идеи «регуляции
природы» как внесения в нее «воли и разума»; восходящего характера природной
эволюции; необходимости нового,
сознательно направленного ее этапа, ведущего ко все большему
одухотворению природы, человека и мира, к завоеванию
бессмертия человеческого рода.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX в.
В отличие от классической философии, которая
внесла существенный
вклад в познание мира и человека, в объяснение рациональных форм духовного опыта, философия XX в.
(«философия жизни», экзистенциализм, психоаналитическая философия, неофрейдизм)
все большее внимание стала уделять целостности, спонтанности человеческого
духовного опыта, специфике и существенному значению его иррациональных элементов. Основную задачу
философии представители этих школ видят не в
познании законов объективного мира, а в определении форм и норм
построения субъективного мира личности, в
утверждении ее внутренней духовно-нравственной жизни. Теоретико-познавательному и деятельностному
отношению человека к миру,
выраженному в системах рационализма, иррационализм противопоставляет
спонтанный подход «раскованного» бытия. С философией жизни вводится
новое исходное понятие — «жизнь», которой
20
придается философский статус. В ней — первичная реальность, целостный процесс, непрерывное
творческое становление «живого». Жизнь
можно улавливать, постигать с помощью интуиции, а отнюдь не с помощью разума. Подобная трактовка жизни
носит надличностный характер. Жизнь
толкуется как метафизически-космический процесс, как жизненный порыв,
творческая эволюция. И хотя «философия жизни» не ставила перед собой задачу
создать новую антропологию, немалое место занимают в ней проблемы слабости человеческой
природы, мысли об ущербности человека как биологического существа, невозможности для него преодолеть негативное влияние
влечений, чувственных импульсов и инстинктов. При этом неустойчивость бытия
индивида превращается в онтологическую неуравновешенность всего мироздания.
Ф. Ницше представлял жизнь как
вечное движение, становление, постоянное течение. Такое представление о бытии
определило у него понимание всех жизненных процессов как проявление
действия воли к власти, т.е. как присущую всему живому тягу к самоутверждению, подчинению
чужой воли.
Если классический рационализм наделял
человека всепроникающим
сознанием, которое помогало ему найти верный ориентир для собственных
поступков, то новейшая философия лишала индивида такой путеводной линии. Она вообще порождала крайне критическое отношение
к любым нравственным предписаниям. Человеку предлагается вступить в мир индивидуальных самостоятельных решений, отыскать собственный выбор в конкретной ситуации.
Согласно экзистенциализму, возлагание на себя
ответственности за собственное существование открывается перед каждым человеком
в процессе его
индивидуального бытия. Основной принцип человеческого существования — это
быть-в-мире, причем под этим понимается мир вещей, мир «заботы», мир
коллективностей и конформизма. Подлинное
существование, экзистенция, становится важнейшим понятием философии М. Хайдеггера, Ж. П. Сартра, К Ясперса. Оно означает истинное, внутриличностное бытие
человека, поток его переживаний, не сводимый ни к каким внешним
предметным объективированным формам. Это истинное «Я», не выразимое в логике,
выбирающее свою свободу и ответственное за нее. Основная проблема, которую ставят экзистенциалисты, — дать
описание того, как индивидуальное сознание постигает существование, как
достигаются оптимальные отношения с миром и
другими людьми, опираясь на
которые, формируются гуманистические понятия и ценности. Понятие свободы
является центральным для всей философии экзистенциализма. Так, в
философии Сартра свобода есть «ничто», ко-
21
торое мы
переживаем, когда мы сознаем то, что мы есть, и это дает нам возможность выбора
того, чем мы будем в будущем, выбора ценностей
и смыслов. То, что я выбираю, есть моя сущность, специфический жизненный путь, моя судьба и моя
трагедия. Для Сартра свобода
абсолютна, ничем не обусловлена, неизбежна.
Психоаналитическая теория3. Фрейда
исходит из того, что в любом обществе человека можно превратить в самосознающего и
свободного, самостоятельно определяющего свою судьбу субъекта, если сделать осознанным его индивидуальное
бессознательное, или, по словам Фрейда, его «Оно» (инстинкты, вытесненные из
сознания влечения). Кроме «Оно» в
структуре человеческого духовного опыта присутствуют общественные нормы
и социальные установки, которые ученый
назвал «сверх-Я». Сознательное «Я» — это посредник между «Оно» и внешним миром,
сформировавшийся в ходе социализации
индивида. Если «Я» примет решение или совершит действие, подчиняясь только бессознательному и не считаясь с
общественными запретами, под
воздействием «сверх-Я» в нем возникнут чувства вины, укора совести, страха. Чрезмерное давление «сверх-Я» как бы
провоцирует усиление мощи «Оно». В результате человек не может свободно
осуществлять свою жизнедеятельность, полностью освободиться от силы
инстинктов. Выход — в осмыслении существования этих сил и их влияний и в
установлении между ними компромисса. Только в этом случае расширяется
пространство человеческой свободы, а
следовательно, пространство сознания.