рефераты скачать

МЕНЮ


Философия (аспирантура ГУУ)

Философия (аспирантура ГУУ)

Квасов Г.Г., Гордиенко Л.Н.

К32 Философия: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЗАО "Фин-статинформ", 1998. — 64 с.

© Государственный университет управления, 1998 © Оформление. ЗАО «Финстатинформ», 1998

ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА

Для того чтобы понять сущность и своеобразие философии как типа мировоззрения, нужно остановиться прежде всего на анализе самого понятия «мировоззрение». Важно усвоить, что мировоззрение есть совокупность обобщенных взглядов на окружающую действи­тельность, на мир в целом, выражение отношения человека к этому миру, к людям, к самому себе и к своему месту в мире.

Для философии, в отличие от других типов мировоззрения, ха­рактерна особая роль теории. Это целостная система знаний, взгля­дов, призванная решать вопросы о сущности природы, общества, человека и его сознания. Ее ответы на глубочайшие вопросы окру­жающего мира и человеческой жизни логически непротиворечивы, доказательны, основаны на данных науки.

Исторически первой формой мировоззрения была мифология, возникшая в период становления человеческого общества. Ее харак­теризует образное, эмоциональное, целостное восприятие мира че­ловеком, в котором он как бы растворяется, сливается с природой.

В структуре мифологического мировоззрения господствуют пред­ставления и образы, уподобляющие природу явлениям повседневной человеческой жизни. Мифологическое мышление не знает абстракт­ных понятий, в нем отсутствует четкое различение необходимого и случайного, отдельного и общего, человеческого и природного, ес­тественного и сверхъестественного, духовного и телесного, чисто умозрительного и реально существующего. Сознание людей в пер­вобытном обществе, по мнению исследователей этого периода, но­сило недифференцированный, слитный, синкретический характер. Это был единый поток мифологических представлений о племенных божествах и сверхъестественных силах, зарождающихся нравствен­ных нормах, зачатках научных знаний.

Как и мифология, религия обращается к воображению человека и его чувствам, однако, в отличие от мифа, она не смешивает земное и священное, а как бы удваивает мир — на земной и сверхприродный, божественный мир. Сложившимся мировым религиям присущи пред­ставления о вечности, ценностное восприятие жизни, поиск ее выс­ших целей и смысла. В этом аспекте религиозные постулаты взаи­модействуют с философскими, а порой (например, этические) совпа­дают при общих мировоззренческих различиях.

Философия как мировоззрение охватывает фундаментальные ос­нования целостного мира, уделяя особое внимание человеку. Ее ин-

тересуют вечные вопросы: Как произошел человек? В чем сущность человека и смысл жизни? Что такое истина, добро, справедливость, красота? Что есть жизнь и смерть? Что такое бессмертие? Сущность философии в том, что она позволяет теоретически осмыслить бытие, дает знания о всеобщих началах, связях, отношениях целостного и противоречивого мира, что она есть духовно-ценностное постижение жизни человека. Она оперирует предельно общими, всеобщими по­нятиями, называемыми категориями, и осмысливает общечеловечес­кие духовные ценности, а потому и является всеобщей методологией научного познания и духовной культуры, социально-культурной, со­зидательной деятельности человека, межличностного общения.

Философские категории, такие, как материя, сознание, движение, пространство, время, причинность, возможность, необходимость, свобода, идеал, действительность, находятся в основании любого рода деятельности. А такие философские понятия, как истина, пре­красное, добро, справедливость, мораль, нравственность, разум, воз­вышенное, героическое, гармония, творчество, культура, гуманизм, яв­ляются мировоззренческой основой культуры.

Предмет философии следует рассматривать как круг проблем, раскрывающих основания познавательной, нравственной, художест­венной, практической деятельности, как осмысление сущности и со­держания высших ценностей, конечных целей человеческой жизни. Поэтому философия является учением о всеобщих формах бытия, мышления, ценностного отношения человека к действительности.

Итак, в центре философии находится теоретически обобщенное рассмотрение мира в целом как всеобщей реальности, как единства природы, человека и общества. Со времени И. Канта (1724—1804), представителя классической философии, главным вопросом фило­софского мировоззрения гуманистической направленности является вопрос: Что есть человек? Это краткое выражение самой глубокой сущности философии конкретизируется им в трех вопросах: что я могу знать (вопрос о возможностях разума и человеческого позна­ния)? Что я должен делать (вопрос о применении полученных знаний в практической деятельности, о нравственном долге перед общест­вом, перед людьми и перед самим собой)? На что я могу надеяться (вопрос о духовных силах человека, осознавшего свое высокое при­звание, благородный смысл жизни, опирающегося на силу чистой совести, народные традиции, солидарность добрых людей, силу на­стоящей любви, крепость своего характера)? Заметим, что нами дана современная трактовка этих вопросов, отвечающая содержанию представлений классика философской мысли, выдающегося гуманис­та.

В работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) сформулирован основной вопрос фи-

•фии, суть которого состояла в выделении двух основных начал

станций) существующего мира — материального и идеального, материи и сознания, духа. Главным было определение основопола­гающего значения одного из этих начал. Сегодня можно было бы употребить для выражения этой мысли термин «системообразующая роль» субстанции. В зависимости от того, как философ решает этот основной вопрос: какое из этих начал он считает определяющим, фундаментальным, порождающим другое, т.е. первичным нача­лом, — все философы, по представлению Энгельса, делятся на два лагеря. Те, которые утверждали, что дух, идеальное начало, суще­ствовал прежде природы, и, следовательно, так или иначе признавали сотворение мира, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, материю, примкнули к различ­ным школам материализма.

Позднее, в начале XX в., эти представления об основном вопросе философии и делении философов на два лагеря поддержал и поли­тизировал В.И. Ленин, связав это деление с принципом партийности в философии и классовой борьбой в обществе, хотя в своих «Фило­софских тетрадях», конспектируя «Науку логики» Гегеля, он обога­тил представление об идеализме, отделил «глупый материализм» 'односторонний, примитивный) от «умного материализма», носяще­го диалектический характер. Затем эти представления были еще более идеологизированы, упрощены и многократно тиражированы в учебной литературе по философии в период культа личности И.В. Сталина, вплоть до XX съезда КПСС (1956 г.), разоблачившего культ личности Сталина. После решений съезда в духовной культуре, в общественной науке начался этап освобождения марксистской мысли от догм и вульгарных искажений, этап ее творческого обнов­ления.

Что касается содержания, самой сущности основного вопроса фи­лософии о первичности материи или сознания, то определенное ра­циональное понимание его в качестве критерия для первоначального разделения философских систем на два самых крупных рода миро­воззренческих взглядов (идеализм или материализм) вполне право­мерно.

Заслуживает внимания и так называемая вторая сторона основ­ного вопроса философии, оценивающая соотношение бытия и мыш-я (сознания) с точки зрения теории познания (гносеологии). Этот аспект основного вопроса философии состоит в различении тех фи­лософов, которые стоят на позициях возможности и необходимости познания сущности вещей, явлений и процессов объективного мира:

природы, общества, человека (что касается человека, то при этом признается возможность познания, понимания его субъективного мира, мира мыслей, чувств, идеальных стремлений, велений воли, результатов духовной культуры в определенной мере). Процесс по­знания опирается на могущество практической деятельности, жиз­ненный опыт, силу человеческого разума, на развивающиеся сред­ства науки, техники, технологии, информатики, на духовные сред­ства образования, воспитания и самовоспитания, на уроки истории, богатство культурного наследия. Другие философы -- агностики, или скептики, — отвергают возможность познания сущности явлений окружающего мира и истинного понимания духовной жизни чело­века.

На наш взгляд, необходимо внести коррективы в несколько уп­рощенную трактовку основного вопроса философии: расширить со­относимые начала (материю и сознание, материальное и идеаль­ное) — если брать первую сторону этого вопроса — до соотношения бытия и мышления (сознания). Бытие, как будет показано ниже, -это самая всеобщая философская категория, включающая в себя все сферы реальности, все виды сущего: и природу, и общество, и чело­века (как целостность), и его сознание (как сферу бытия). При этом нельзя смешивать первую и вторую стороны вопроса. Формула о соотношении всего бытия и мышления относится ко второй стороне вопроса — о познании. Если ее употребить в первом аспекте, заменив материю бытием, то будет неясно, что первично, а что вторично -бытие или сознание, часть или целое, включающее в свою структуру эту часть как составляющую компоненту. В первом аспекте основ­ного вопроса речь идет о выяснении мировоззренческого взгляда на соотношение и роль двух субстанций бытия: материи и сознания, материального и идеального.

Во-вторых, некорректно абсолютизировать роль одной из суб­станций, в частности роль материального по отношению к идеаль­ному, доходя до принижения роли идеального, так же как нельзя абсолютизировать роль духа по отношению к природе, к жизни и деятельности человека, доходя до забвения значения материальных факторов, отношений, условий в генезисе и функционировании со­знания, роль идеальных стремлений. Необходимо понимать и учи­тывать специфичность границ преобладающей и определяющей роли каждой из этих субстанций, материального и идеального первоначал. Только такой подлинно диалектический подход к их взаимодейст­вию, раскрытие сложной диалектики объекта и субъекта, объектив­ного и субъективного в целостном единстве человеческого бытия и жизнедеятельности отдельного человека позволяет правильно ре-

шить вопрос о границах первичности и вторичности, многоуровне-вости и конкретной ситуативности взаимоотношения и взаимосвязи материального и идеального. Здесь правильным и обоснованным яв­ляется учет многообразия этого взаимоотношения, его исторически меняющихся типов и форм. Развитие общественной практики, куль­туры и науки ведет к дальнейшему изменению этих форм, выдвигает ьсе новые требования к уровню сознания, компетентности, управ­ленческому мастерству.

Абсолютизация материального, сводимого к объектам, содержа­ния гносеологического подхода к миру приводит к недооценке че­ловека как субъекта познания и как субъекта деятельности, преоб­разующей мир, его этических характеристик, нравственных возмож­ностей и других духовно-практических и идеальных сил.

В чем назначение философии и какова ее значимость для жизни общества и личности?

Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, ко­торые призвана выполнять философия по отношению к познаватель­ной, научной, социально-практической, культурной деятельности че­ловека, многообразных структур общества. Эти функции философии можно обозначить как собственно мировоззренческую, методологи­ческую, как теоретическое обоснование системы духовных ценнос­тей: нравственных, моральных (добра, справедливости, счастья, правды жизни) и борьбы с их антиподами — этическая функция; :^тетических, художественных (красоты, гармонии, возвышенного, героического) — эстетическая функция. Философия дает ответ на вопросы: что есть сущее и что есть должное? Как от должного перей­ти к сущему? И потому она выступает как основа стратегического программирования жизнедеятельности человека, формирования идеалов и жизненных планов личности, ее убеждений в системе ин­теллекта, чувств и характера.

Философия универсального, реального гуманизма помогает лич-л выработать индивидуальный стиль жизненного поведения, взаимоотношений с другими людьми, черты настоящего интелли-тента, патриота и гражданина. Этот стиль опирается на авторитет разума, достижения научного познания, его доказательность, кри­тичность, антидогматизм. Ему присущи высокие нравственные ка­чества личности: ее честность, надежность, правдивость, самокри­тичность, навыки самовоспитания, здорового образа жизни.

Философия является не только теоретическим самосознанием эпохи, она помогает также осмыслить гуманистическую сущность туры на всех этапах исторического становления человеческого общества.


Греческая философия не только открывала первоосновы жизни всемирной, космической, но и стремилась к познанию человека. Это чрезвычайно важная проблема, на изучение которой необходимо об­ратить особое внимание. Именно Сократ познание вещей решил на­чать с себя: «Познай самого себя». Для него загадка природы имеет смысл прежде всего постольку, поскольку она есть загадка человека. Сократ первым осознал в качестве философской проблемы отноше­ние души и тела, смысла и цели человеческой жизни. По вопросу о сущности человеческого совершенства он резко расходится с софис­тами, также пытавшимися выявить цели и задачи человека. Если Сократ считал, что человек погружен в мир природы и живет в ней, опираясь на представления о гармонии Вселенной, то софисты впер­вые обозначили границы особой сферы жизнедеятельности челове­ка — сферы культуры. Протагору принадлежит знаменитый фило­софский девиз: «Человек есть мера всех вещей».

Особый интерес представляют этические взгляды древнеримских философов-стоиков, эпикурейцев. Главный вопрос, который рас­сматривают стоики, — это определение места человека в Космосе. Их исходным представлением является убеждение, что законы бытия неподвластны воле человека и он должен смириться с этим, соблюдая спокойствие духа, стойко и мужественно воспринимая удары судьбы, преодолевая жизненные испытания. Эпикурейцы подчеркивали, что они не страшатся смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Важно ценить жизнь как высшее на­слаждение. Результатом их этических поисков становится образ муд­реца-философа, воплощающего в себе идеал достойной человека жизни, невозмутимости и глубины человеческого духа.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В средние века философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. Связь эта, однако, носит сложный характер, и через полемику разных на­правлений это можно увидеть. Средневековое мышление по сути своей теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог. Бог-творец дарит вещам бытие. Только в Боге бытие и сущность совпадают. Философия средневековья раз­ворачивается как размышления в области богословия и в основном

10

;::лчинена истолкованию божественного начала. Философия высту-

по сути, служанкой богословия.

Вся средневековая философия делится на период патристики и период схоластики. Фактором, отделяющим патристику от свобод-философского исследования, каким его знала античная фило-:я, становится идея откровения. Исходящее от Бога знание рас­сматривается как абсолютный критерий человеческого поведения и сознания. Противопоставление веры и разума еще не характерно патристики, стремившейся истолковать философию как разъяс­нение Библии, а Библию — как подтверждение текстов Платона и Аристотеля. Онтология построена вокруг идеи Бога как абсолютного

11Я.

Характеризуя первый этап средневековой философии, необходи­мо особо остановиться на фигуре Августина Блаженного, который :ервым заговорил о субъективном моменте человеческого выбора и рением психологическом измерении души. В философском плане приводит к открытию самосознания как особой реальности -••бъективной, но при этом более достоверной и открытой человеку, чем любая внешняя реальность. Таким образом, теологические идеи оказались подчинены у Августина идее личности и ее индивидуаль-юго восхождения к Богу. Его формула «Верую, чтобы понимать» ывает дорогу средневековому рационализму. Схоластика — новый период в средневековой философии. Это время логических споров и дискуссий, когда теология видела в фи-сософии лишь средство для решения своих проблем, для интерпре­тации текстов Священного писания.

Со временем философия обретает собственное поле деятельности. v становится исследование природного и человеческого мира в его ствошении к Богу, проблема универсалий (общих понятий), «дока-ств» бытия Бога, соотношение веры и разума. Проблема уни-•ерсалий — это по существу проблема соотношения общего и от­ельного, единого и многого, которая изучается всякой философской зктемой. Но для христианской теологии эта проблема имела особое •пение в связи с догматом о триединстве Бога. Нужно было до-ь^1гь. что единый Бог существует в трех ипостасях. Все же «дока-оьства» бытия Бога сводились к одному: наисовершеннейшей ре-зостью, вершиной, первой абсолютной причиной, высшим смыс-

;лью всего сущего является Бог.

Основные решения проблемы соотношения веры и разума в сред-•сюой философии выглядели так: «Верую, потому что абсурдно» :ан), «Верую и понимаю» (Ансельм Кентерберийский), «По-в свете разума то, что уже принято верой» (Августин), «Гар-

11

мония между верой и разумом при приоритете веры» (Фома Аквин-ский). Каждая из этих позиций претендовала на наиболее полное выражение смысла религиозной веры, которую стремились рацио­налистически обосновать.

В целом схоластике присуща логика одностороннего анализа, ло­гика всевозможных классификаций и выведения бесконечных след­ствий из одних и тех же положений.

Теоцентризм средневековой мысли сузил границы познания че­ловека. Теология утверждала: субъективно человек действует сво­бодно, но все, что он делает, делает через него Бог. Личность рас­сматривается не в ее собственном человеческом существе, а в том, как она отражает свою потустороннюю предназначенность. Даже Августин, открывая «внутреннего человека», целиком обращает его к надкосмическому творцу. Глубины души такого человека доступны только Богу.

Ярким периодом высочайшего взлета философской мысли и гу­манистического мировоззрения стала эпоха Возрождения.

В борьбе со средневековым теоцентризмом на первый план куль­туры Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Теологическое презрение к земному естеству заменяется признанием могущества творческих способностей человека, одухо­творяющей силы его красоты, правомочности его стремления к зем­ному счастью. Следует особенно подчеркнуть, что гуманизм — это типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне свет­ский индивидуализм. Именно самой личности предоставляется право решать, что истинно, а что ложно. Гуманизм исходит из того, что человек находится в центре мира. Человек — венец творения, краса мира, в разуме своем подобен Богу. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование, ис­пользуя собственную волю и свободный выбор. К главным предста­вителям ренессансного гуманизма относятся Пико делла Мирандола, Балла, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, отстаивавшие идею независимости и самостоятельности человеческой личности, ее высокое моральное достоинство.

Идеи наивысшей ценности и достоинства человека, идеалы сво­боды мысли и творчества являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы — натуралистический пан­теизм. Параллельно с философией природы развивается новое есте­ствознание, на первый план выдвинувшее исследование природы, эксперимент, принцип математизации науки (Леонардо да Винчи, Ко­перник, Галилей). Дж. Бруно и Н. Кузанский создали одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма в XVI в. Тезис Дж. Бруно —

12

«природа есть либо сам Бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах» — был направлен против христианского учения о со­творении мира Богом. В натуралистическом пантеизме Бог сохра­няется в качестве духовного творческого начала, сливающегося с природой. По сути природа не создана Богом, а есть бесконечное начало, состоящее из множества миров.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII —XIX вв.)

Наступившее после эпохи Ренессанса Новое время, исходя из по­требности нарождающегося буржуазного социального строя, разви­тия промышленности и науки, начало формировать принципиально новое отношение к природе и духовному миру человека. Расширение интеллектуального мира личности, начавшееся в период Возрожде­ния, захватило весь духовный облик эпохи, культуру, философию. В XVII в. высшей ценностью провозглашается наука, а ее централь­ным объектом — природа и способы ее познания. В конечном счете речь шла об изменении отношения человека к миру и об изменении самого человека. Европейская философия XVII в. опирается на идеи самоценности разума, с одной стороны, и важности эксперименталь­но-опытного изучения мира — с другой.

Первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей фи­лософии, был Ф. Бэкон, родоначальник английского материализма. Для него основная задача философии состоит в познании природы из нее самой и в критическом исследовании природы человеческого ума, очищении его от заблуждений (от «идолов», «призраков»). Ис­ходным моментом любой познавательной деятельности являются, по Бэкону, прежде всего чувства, чувственный эмпирический опыт. Поэ­тому его часто называют основателем эмпиризма — направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.