рефераты скачать

МЕНЮ


Эрос как страсть

как на неизбежность судьбы. В этом представлении отражается все положение

женщины.

Совершенно независимо от вопроса, угнетена ли женщина как пролетарка,

она угнетена в мире частной собственности как существо половое.

Многочисленные преграды и препятствия, неизвестные мужчине, для женщин

встречаются на каждом шагу. Многое, что позволено мужчине, ей запрещено;

масса общественных прав и свобод, которыми пользуется мужчина, для женщины

является проступками или преступлениями. Она страдает в двояком отношении:

как существо социальное и половое, и трудно сказать, в каком из них она

страдает больше. Поэтому понятно желание многих женщин родиться мужчиной.

Вопрос 12: Теория «либидо»

Психологический тип милой Гретхен, не выдержав стремительности XX века,

остался в прошлом. Салонные красавицы начала века, цепляющиеся за

представления об ушедшем этикете, воспринимались уже с иронией и насмешкой

новой интеллигенцией, увлекавшейся науками, поэзией, революцией. Мы легче

вообразим героиню начала XX столетия, вспомнив стихи Анны Ахматовой, Блока,

Гумилева...

Однако и в нашем столетии началось новое раскрепощение страстей.

Сначала оно было связано с распространением фрейдизма, учения о

главенствующей роли сексуальности в жизни человека. С конца XIX в. в обиход

вошло еще одно слово — «либидо», которое переводится как желание, влечение,

страсть. Немецкий ученый Альберт Молль, который ввел это слово в

повседневную речь, полагал, что глубинное сексуальное переживание

воздействует на всю психическую и нервную деятельность человека.

Для Фрейда понятие «либидо» стало одним из ключевых. Он отождествлял

это с эротической психической энергией. Секс, по мнению Фрейда, лежит в

основе всей человеческой жизни. Созданный Фрейдом психоанализ, став

массовой психотерапевтической практикой, естественно, содействовал

изменению сложившихся в обществе установок. О сексе стали говорить открыто,

как о чем-то существенно значимом для человека... (Гуревич П. С.)

Зигмунд Фрейд из книги «Основной инстинкт»

Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии

тем, что у них предполагается «половое влечение». При этом допускают

аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего слову

«голод» обозначения нет в обычном языке; наука пользуется словом «либидо».

Общепринятый взгляд содержит вполне определенные представления о

природе и свойствах этого полового влечения. В детстве его будто бы нет,

оно появляется приблизительно ко времени и в связи с процессами созревания,

в период возмужалости, выражается в непреодолимой притягательности, которую

один пол оказывает на другой, и цель его состоит в половом соединении или,

по крайней мере, в таких действиях, которые находятся на пути к нему.

С этими предположениями о химической основе сексуального возбуждения

прекрасно согласуются наши представления и наше понимание психических

проявлений сексуальной жизни. Мы выработали понятие о либидо как о

меняющейся количественно силе, которая может измерять все процессы и

превращения в области сексуального возбуждения. Либидо как вид энергии мы

отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных

процессов, в плане ее особого происхождения, приписывая этим ей также

особый качественный характер. Отделением либидозной психической энергии от

другой мы высказываем наше предположение, что сексуальные процессы

организма отличаются от процессов питания организма особым химизмом. Анализ

перверсий и психоневрозов убедил нас в том, что сексуальное возбуждение

возникает не только из так называемых половых частей, но из всех органов

тела. У нас, таким образом, возникает представление об определенном

количестве либидо, психически выраженное, как мы говорили, «Я - либидо»

(Ich-libido), продукция которого, увеличение или уменьшение, распределение

и сдвиг, должна дать нам возможность объяснить наблюдаемые психосексуальные

феномены. Но аналитическое исследование этого «Я - либидо» становится

доступным только тогда, когда это либидо нашло психическое применение,

чтобы вступить в связь с сексуальными объектами, т. е. превратиться в

«объект-либидо». Мы видим тогда, как либидо концентрируется на объектах,

фиксируется на них или оставляет эти объекты, переходит от них к другим и,

исходя из этого, направляет сексуальную деятельность индивида, которая

ведет к удовлетворению, т. е. частичному, временному потуханию либидо.

Психоанализ так называемых неврозов перенесения (истерия, невроз

навязчивости) дает нам возможность убедиться в этом.

Относительно судеб «объект-либидо» мы можем еще сказать, что, будучи

отнятым у объектов, оно остается витающим в состоянии напряжения и,

наконец, возвращается к «Я», так что оно снова становится «Я - либидо». «Я

- либидо» в противоположность «объект-либидо» мы называем также

нарциссинеским либидо, и у нас образуется представление об отношении обеих

форм либидо. Нарциссическое, или «Я - либидо», кажется нам большим

резервуаром, из которого высылаются привязанности к объектам и в который

они снова возвращаются; нарциссическая привязанность либидо к «Я» кажется

состоянием, осуществленным в первом детстве, только прикрытым благодаря

поздним его отросткам, но в сущности оставшимся неизменным за их спиной.

Вопрос 13: Сексуальная революция

После второй мировой войны западное общество стало постепенно

превращаться в потребительское. Сказались результаты научно-технического

прогресса. Накопленное богатство, естественно, меняло ценностные ориентации

людей. Прежняя протестантская этика, предписывающая людям воздержание,

самоограничение, утрачивала популярность. Недавний производитель оказывался

одновременно и потребителем. Обнаружился невиданный запрос на

гедонистические установки. В этих условиях и разразилась так называемая

сексуальная революция, которая отвергла пуританские взгляды на эрос.

Нынешняя сексуальная революция началась в Америке, потом перекинулась в

Европу. Своего предельного пика она достигла в Швеции. Недаром русские

школьники написали в молодежную газету восторженное письмо о шведском

семейном стереотипе. Они, мол, уже изведали его прелести и призывают

взрослых последовать их примеру. Но вот парадокс. Когда Швеция превратилась

в потребительский рай, она неожиданно поразила мир самой высокой

статистикой самоубийств. Многие, обретя безграничное счастье, покончили с

собой...

Пошла на спад волна секса... Революция полов, взбудоражив сдержанных

северян, обнаружила вдруг острую тоску по обыкновенной любви. С ухаживанием

и цветами. С застенчивостью и добровольно принимаемыми ограничениями. С

преклонением и любовными ласками вместо демонстрации технических приемов.

Да что Швеция! Аналогичные процессы происходят сейчас во многих западных

странах. (Гуревич П. С.)

Р. Мэй из книги «Любовь и воля»

Я считаю, что нынешнее пуританство состоит из трех элементов. Первый

элемент — отчуждение от тела. Второй — отделение эмоции от разума. Третий —

использование тела как машины.

Новое пуританство считает слабое здоровье синонимом греха. Когда-то

грехом считалось удовлетворение своих сексуальных желаний; теперь грех —

это неполное сексуальное самовыражение. Современный пуританин считает, что

не выражать свое либидо аморально. По обе стороны океана дела обстоят

следующим образом: "Вряд ли можно найти более угнетающее зрелище, — пишет

лондонская Times Literary Supplement, — чем прогрессивный интеллектуал,

готовый лечь с кем-нибудь в постель из чувства нравственного долга... Самым

великодушным пуританином в мире является человек, проповедующий спасение

посредством правильно направленной страсти..." Раньше женщина чувствовала

себя грешницей, когда оказывалась в постели с мужчиной; теперь она

чувствует себя виновато, если после определенного количества свиданий она

все еще удерживается от этого; ее грех состоит в "подавлении своих эмоций",

в отказе "дать". И партнер, который всегда является вполне просвещенной

личностью (или, по крайней мере, притворяется таковой), ни за что не желает

смягчить это ее ощущение вины и откровенно сердится на нее (если бы она

могла ему достойно возразить, то ей было бы гораздо проще справиться с этим

конфликтом). Но при этом партнер великодушно остается рядом с ней и с

каждым свиданием он готов бескорыстно помочь ей освободиться от своего

греха. И в этом случае, ее "нет", разумеется, только усиливает ее ощущение

вины.

Все это, разумеется, означает, что люди не только обязаны учиться

исполнению своей сексуальной партии, но в то же самое время, должны быть

готовы исполнять ее, не поддаваясь страсти и не принимая на себя всякие

неуместные обязательства — последнее может быть истолковано как нездоровая

претензия к партнеру. В викторианскую эпоху человек искал любви без секса;

современный человек ищет секса без любви.

Однажды я развлечения ради набросал импрессионистский эскиз отношения

современной просвещенной личности к сексу и любви. Мне хотелось поделиться

с читателем своим представлением о том, кого я считаю "новым снобом".

"Новый сноб кастрирован не обществом. Подобно Оригену, он сам себя

кастрировал. Секс и тело являются для него уже не чем-то само собой

разумеющимся, а орудиями, которые нужно оттачивать, подобно тому, как

телеведущий оттачивает свой голос. Новый сноб выражает свою страсть в

страстном поклонении нравственному принципу отказа от любой страсти, любви

ко всем и каждому, которая тем самым теряет силу для кого бы то ни было. Он

смертельно боится необузданных страстей, а уздой для них становится именно

теория полного самовыражения. Проповедуемая им догма свободы — это его

орудие подавления; а его принцип полного либидозного здоровья, полного

сексуального удовлетворения — это его отрицание эроса. Старый пуританин

боролся с сексом и при этом был человеком страсти; наш новый пуританин

борется со страстью и при этом является человеком секса. Его целью является

укрощение тела, превращение природы в своего раба. Исповедуемый новым

снобом железный принцип полной свободы — это вовсе не свобода, а новая

смирительная рубашка. Он поступает так только потому, что боится своего

тела и дремлющей в его природе страсти, боится примитивных желаний и своей

способности к воспроизводству. Это современный бэконианец, стремящийся

покорить природу, умножить свои знания с целью упрочения своей власти. И

именно с помощью полного самовыражения вы получаете власть над половым

влечением (так рабов заставляли работать до изнеможения, чтобы у них не

было сил даже думать о бунте). Для нас секс становится таким же орудием,

каким для пещерного человека были лук и стрелы, палица или топор. Секс —

новое орудие, Machina Ultima'",

Вильгельм Райх из книги «Сексуальная революция»

Целью сексуальной реформы является устранение недостатков сексуального

общественного бытия, коренящихся, в конечном счете, в способе

экономического существования и проявляющихся в духовной жизни членов

общества. В авторитарном обществе в связи с экономическими и

идеологическими конфликтами нарастают противоречия между действующей

моралью, навязываемой господствующими классами всему обществу в интересах

сохранения и укрепления их власти, и естественными сексуальными

потребностями в определенный момент. Такое нарастание противоречий доходит

до степени кризиса, неразрешимого в рамках существующего общества. Но

никогда еще в истории человечества это противоречие не приводило к столь

острым, объективно жестоким последствиям, выливающимся даже в убийства, как

на протяжении последних 30 лет. Поэтому никогда ранее не было написано

столь много, не шли столь бурные дискуссии по половым вопросам, как ныне, и

никогда также не уводили все стремления настолько далеко по ложному пути,

как теперь, в "век техники и науки".

Такая ситуация лишь кажется парадоксальной. Противоречие между

бедственным положением в сексуальной сфере, разлагающим образом,

воздействующим на половую жизнь, и гигантским прогрессом сексуальной науки

оказывается подобием другого противоречия — между экономической нищетой

трудящихся масс и выдающимися техническими достижениями нашего времени.

Ситуация, когда в век осуществления асептических операций и хирургического

искусства, достигшего в Германии совершенства, с 1920 по 1932 гг. ежегодно

умирали от последствий аборта около 20 тыс. женщин, а 75 тыс. каждый год

тяжело заболевали от последствий прерывания беременности, лишь кажется

абсурдной — точно так же, как и такая, когда с прогрессом рационализации

производства в 1930—1933 гг. все больше промышленных рабочих становились

безработными и обреченными вместе со своими семьями на физическую и

моральную гибель. Это противоречие, которое никак нельзя назвать абсурдным,

делается вполне рациональным, если не рассматривать его независимо от

экономической и общественной структуры, в которой оно возникло. Нам также

следует показать, что как факт сексуального убожества, так и неразрешимость

проблемы пола неотделимы от общественного строя, которому они обязаны своим

возникновением.

В рамки культурно-политического противоборства вписываются и стремления

к сексуальной реформе. Например, либерал Норман Хэйр, выступая за

сексуальную реформу, борется только против определенного недостатка

общества, не желая посягать на сам характер этого общества. Пацифистски

настроенный социалист, "реформист" предполагает, осуществив реформу,

сделать несколько шагов в направлении социалистического преобразования

существующего общества. Он пытается повернуть в обратном направлении ход

развития, начав с изменения экономической структуры.

Несмотря на сколь угодно деловую аргументацию с нашей стороны, человек,

занимающий позицию моралиста, никогда не поймет, что сексуальные бедствия

являются одним из признаков защищаемой им принудительной морали. Он видит

причины такого состояния или в греховности человека или в таинственной

"Ананке" (гр. — внеземное принуждение; судьба. — Прим. пер.) или в не менее

таинственной воле к страданию, а то и верит, что сексуальные бедствия столь

велики из-за пренебрежения к тем требованиям аскетизма и моногамии, которые

он выдвигает. Но мы не хотим считать его способным на признание своей доли

вины в процессе возникновения того, что он, — поверим ему в этом! —

преисполнясь сострадания, хочет устранить с помощью реформ. Последствия

такого вывода могли бы при определенных условиях потрясти тот экономический

базис, основываясь на котором, он хотел бы осуществить свою реформу. Такой

моралист еще не понял, что фашист любого типа не намерен шутить серьезными

вещами и, не колеблясь, прикажет заменить либерального пацифиста палачом,

когда речь пойдет о его, фашиста, существовании.

Приверженцы сексуальной реформы на протяжении многих десятилетий

пытаются смягчить тяжелое положение в этой сфере. В центре внимания

общественности постоянно находятся такие проблемы, как проституция,

венерические заболевания, сексуальные бедствия, прерывание беременности и

убийства на сексуальной почве, а также неврозы. Ни одна из принятых мер не

смогла каким-либо образом улучшить нынешнее преимущественно бедственное

положение сексуальной сфере, более того, предложения по осуществлению

сексуальной реформы все еще отстают от действительных изменений в

отношениях между полами.

Снижение числа заключаемых браков, возрастание числа разводов и

нарушений супружеской верности делают настоятельно необходимой дискуссию о

реформе брака. Внебрачные половые контакты завоевывают все большее

признание вопреки воззрениям представителей сексуальной науки,

ориентирующихся на этические ценности. В то время как сторонники

сексуальной реформы все еще бьются над вопросами о том, не стоит ли

продлить воздержание в период полового созревания до возраста старше

двадцати и не надо ли признать онанизм естественным явлением, фактом по

вседневной жизни становится начало половой жизни у большей части молодежи в

возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет. В то время как приверженцы

сексуальной реформы продолжают ломать голову над вопросом о том, не следует

ли наряду с медицинскими показаниями к прерыванию беременности признать и

социальные, "криминальный" аборт и половые сношения с предохранением

становятся, все более популярными. Это отставание реформаторских

стремлений, а также тот факт, что конкретные энергичные изменения в половой

жизни далеко обогнали усилия пропагандистов сексуальной реформы, едва ли

достойные упоминания, ясно свидетельствуют о том, что во внутренней сути

реформаторских стремлений что-то несостоятельно, что внутреннее

противоречие, подобно тормозному устройству, препятствует каждому движению

и обрекает эти стремления на безрезультатность.

Эрих Фромм из книги «Искусство любить»

В годы после нерпой мировой воины этому предшествовало понятие любви,

где в основу удовлетворительных любовных отношении и в особенности

счастливого брака было положено обоюдное сексуальное удовлетворение. Были

убеждены, что причины множества несчастливых браков надо искать в том, что

партнеры и (факс не достигали „сексуального соответствия"; причину этой

беды видели в незнании „правильного" сексуального поведения, то есть, в

незнании сексуальной техники одним или обоими партнерами. Чтобы „излечить"

эту беду и помочь неудачливым парам, которые не смогли любить друг друга,

многие книги давали инструкции и советы относительно правильного

сексуального поведения и обещали, скрыто или явно, что тогда наступит

счастье и любовь. Основополагающая идея состояла в том, что любовь дитя

сексуального наслаждения, и если два человека научатся сексуально

удовлетворять друг друга, то они будут любить друг друга. В соответствии с

общей иллюзией времени, считалось, что использование правильной техники это

решение не только технических проблем индустриального производства, но

также и всех человеческих Проблем. Игнорировался тог факт, что истина прямо

противоположна этому основополагающему предположению. Любовь не является

результатом адекватного сексуального удовлетворения, сексуальное счастье –

даже знание так называемой сексуальной техники - это результат любви. Если

бы этот тезис нуждался в ином, кроме повседневного наблюдение

доказательстве, то такое доказательство можно найти в обширном материале

психоаналитических данных. Изучение наиболее часто встречающихся

сексуальных проблем - фригидность у женщин и более или менее острые формы

психической импотенции у мужчин - показывает, что причина здесь не в

отсутствии знания правильной техники, а в торможениях, производящих эту

неспособность любить. Страх или ненависть к другому полу служат причиной

тех трудностей, которые мешают человеку отдаваться полностью, действовать

стихийно, непосредственно и просто довериться сексуальному партнеру в

физической близости. Если человек с сексуальными торможениями сможет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.