рефераты скачать

МЕНЮ


Эрос как страсть

себя ребенка и даже после этого продолжать его любить.

Братская любовь, как она трактуется в типологии Э.Фромма, — это любовь

равных. Материнская любовь — это любовь к беспомощному. Отличаясь одна от

другой, эти две формы любви имеют между собой то общее, что они по самой

своей природе не ограничены одним человеком. Если я люблю своего брата, я

люблю всех своих братьев. Если я люблю своего ребенка, я люблю всех своих

детей. Более того, я люблю всех детей вообще, всех, кто нуждается в моей

помощи. (Гуревич П. С.)

Эрих Фромм из книги «Искусство любить»

Материнская любовь это безусловное утверждение в жизни ребенка и его

потребностей. Но здесь должно быть сделано одно важное дополнение.

Утверждение жизни ребенка имеет два аспекта: один - это забота и

ответственность, необходимые для сохранения жизни ребёнка и его роста.

Другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизни. Это установка,

которая внушает ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать, что

хорошо быть живым, хорошо быть маленьким мальчиком или девочкой, хорошо

жить на этой земле! Два этих аспекта материнской любви лаконично выражены в

библейском рассказе о творении. Бог создал мир и человека. Это

соответствует простой заботе и утверждению существования. Но бог вышел за

пределы этого минимального требования. Всякий день после творения природы -

и человека - бог говорит: „Это хорошо". Материнская любовь на этой второй

ступени заставляет ребенка почувствовать, как хорошо родиться на свет; она

внушает ребенку любовь к жизни, а не только желание оставаться

жизнеспособным. Та же идея может быть выражена и другим библейским

символом. Земля обетованная (земля это всегда материнский символ) описана

как „изобилующая молоком и медом". Молоко это символ первого аспекта любви,

заботы и утверждения. Мед символизирует радость жизни, любовь к ней, и

счастье быть живым. Большинство матерей способны дать" „молоко", но лишь

меньшинство дает также „мед". Чтобы быть способной давать мед, мать должна

быть не только хорошей матерью, но и счастливым человеком, а эта цель

достигается немногими. Воздействие матери на ребенка едва ли может быть

преувеличено. Материнская любовь к жизни так же заразительна, как и ее

тревога. Обе установки имеют глубокое воздействие на личность ребенка в

целом: среди детей и взрослых можно выделить тех, кто получил только

„молоко", и тех, кто получили и „молоко", и „мед".

В противоположность братской и эротической любви, которые являются

формами любви между равными, связь матери и ребенка это по самой своей

природе неравенство, где один полностью нуждается в помощи, а другой дает

ее. Из-за альтруистического, бескорыстного характера материнская любовь

считается высшим видом любви и наиболее священной изо всех эмоциональных

связей. Представляется все же, что действительным достижением материнской

любви является не любовь матери к младенцу, а ее любовь к растущему

ребенку. Действительно, огромное большинство матерей - любящие матери, пока

ребенок мал и полностью зависим от них. Большинство матерей хотят детей,

они счастливы с новорожденным ребенком и погружены в заботу о нем. И это

несмотря на то, что они ничего не получают от ребенка в ответ, кроме улыбки

или выражения удовольствия на лице. Эта установка на любовь отчасти

коренится в инстинктивной природе, которую можно обнаружить у самок, как

животных, так и людей. Но наряду с важностью инстинктивного фактора

существуют еще специфически человеческие психологические факторы,

ответственные за этот тип материнской любви. Один из них может быть

обнаружен в нарциссистском элементе материнской любви. Ввиду того, что

ребенок воспринимается как часть ее самой, любовь и слепое обожание матери

могут быть удовлетворением ее нарциссизса. Другие мотивации могут быть

обнаружены в материнском желании власти или обладания. Ребенок, существо

беспомощное и полностью зависимое от ее воли, это естественный объект

удовлетворения для женщины, властной и обладающей собственническими

чертами.

Хотя эти мотивации встречаются часто, они, вероятно, все же менее важны

и менее всеобщи, чем мотивация, которая может быть названа потребностью

трансцендирования. Потребность в трансцеидировании одна из основных

потребностей человека, коренящаяся в его самосознании. Он не удовлетворен

своей ролью в сотворенном мире, он не может воспринимать себя в качестве

игральной кости, наугад брошенной из кубка. Ему необходимо чувствовать себя

творцом, выйти за пределы пассивной роли сотворенного существа. Есть много

путей достижения удовлетворения творением; наиболее естественный и легкий

путь достижения это материнская забота и любовь к ее творению. Она выходит

за пределы себя в ребенке, ее любовь к нему придает значение и смысл ее

собственной жизни. (В самой неспособности мужчины удовлетворить свою

потребность в трансцендировании посредством рождения детей заключена его

страстная потребность выйти за пределы себя в творениях рук своих и идей).

Но ребенок должен расти. Он должен покинуть материнское лоно,

оторваться от материнской груди, наконец, стать совершенно независимым

человеческим существом. Сама сущность материнской любви - забота о росте

ребенка - предполагает желание, чтобы ребенок отделился от матери. В этом

основное ее отличие от любви эротической. В эротической любви два человека,

которые были разделены, становятся едины. В материнской любви два человека,

которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Мать должна не

просто терпеть, а именно хотеть и поддерживать отдаление ребенка. Именно на

этой стадии материнская любовь превращается в такую трудную задачу, потому

что требует бескорыстности, способности отдавать все и не желать взамен

ничего, кроме счастья любимого человека. Именно на этой стадии многие

матери оказываются неспособны решить задачу материнской любви.

Нарциссистская, властная, с собственнической установкой женщина может

успешно быть любящей матерью, пока ребенок мал. Но только действительно

любящая женщина, для которой больше счастья в том, чтобы отдавать, чем в

том, чтобы брать, которая крепко укоренилась в своем собственном

существовании, может быть любящей матерью, когда ребенок начинает

отделяться от нее.

Материнская любовь к растущему ребенку, любовь, которая ничего не

желает для себя, это, возможно, наиболее трудная форма любви из всех

достижимых, и наиболее обманчивая из-за легкости, с которой мать может

любить своего младенца. Но именно потому, что это трудно, женщина может

стать действительно любящей матерью, только если она способна любить

вообще; если она способна любить своего мужа, других детей, чужих людей,

всех людей. Женщина, которая не в состоянии любить в этом смысле, может

быть нежной матерью, пока ребенок мал, но она не может быть любящей

матерью, чья задача в том, чтобы быть готовой перенести отделение ребенка -

и даже после отделения продолжать любить его.

Изард К. Э. из книги «Психология эмоций»

Если согласиться с тем, что привязанность к другому человеку,

потребность защищать и заботиться — атрибуты чувства любви, то мы должны

будем признать, что любовь матери к ребенку — это особый тип любви. Ее

особенность проявляется, в частности, в том, что она жизненно необходима

ребенку, и подтверждение этому мы можем найти во многих источниках. Мы уже

говорили о том, какую важную роль в эволюции человека сыграли забота и

опека. Аргументы современной науки о поведении не менее убедительно

показывают значение материнской любви в жизни личности.

Что говорят о любви исследователи поведения? Большинство ученых

сходятся во мнении, что ребенок испытывает на себе любовь не только со

стороны матери и отца, но также со стороны братьев и сестер. Кроме того,

многие ученые считают, что взрослая женщина по сравнению с мужчиной имеет

существенные преимущества в возможностях исполнения родительских

обязанностей и проявления родительской любви. Гормоны, вырабатываемые

женским организмом, если и не предопределяют, то, во всяком случае,

благоприятствуют исполнению некоторых, хотя и не всех, материнских функций.

Это ни в коем случае не означает, что любая женщина может заменить ребенку

мать или что материнские обязанности может исполнять только женщина.

Исполнить материнские функции, понимаемые как любовь к ребенку и уход за

ним, вполне достойно и эффективно может и мужчина.

Точно так же и отцовство нельзя понимать только как биологическую

функцию. Отцовская любовь и отцовская забота играют значимую роль в

социализации и воспитании ребенка. Позволю себе забежать вперед и

подчеркнуть, что я не вижу существенных препятствий, которые мешали бы

единственному родителю любого пола адекватно и эффективно исполнять как

отцовские, так и материнские функции. Если единственному родителю удается

это, значит, он справляется с исполнением всего многообразия обязанностей,

которые обычно возложены на двоих родителей противоположного пола. По этой

причине требования к родителю-одиночке, особенно если он воспитывает

ребенка противоположного пола, чрезвычайно серьезны и разнообразны.

Учитывая все изложенное, давайте вернемся к рассмотрению элементов или

характеристик материнства и материнской любви.

Прежде всего, материнство предполагает теплое и ласковое объятие.

Знаменитые эксперименты с обезьянами, проведенные Гарри Харлоу (Harlow,

1971), убедительно продемонстрировали важность этой функции материнства.

Экспериментаторы соорудили для новорожденных обезьян манекены, имитирующие

обезьяну-мать. Одни манекены были сделаны из металлической проволоки,

другие — из ткани. Четыре обезьяньих детеныша были помещены в клетку с

манекенами обоих видов, причем бутылочки с сосками, в которых находилось

молоко, были закреплены только на проволочных манекенах. Другие четыре

обезьяны также могли выбрать себе либо проволочную, либо тряпичную мать, но

бутылочки с молоком были закреплены на манекенах из ткани.

Почти с самого начала все детеныши обезьян, независимо от того, на

тряпичном или на проволочном манекене были закреплены бутылочки с молоком,

большую часть времени проводили на тряпичной матери. Даже обезьяны,

кормящиеся на манекене из проволоки, проводили на нем ровно столько

времени, сколько нужно для утоления голода. В результате этих экспериментов

Харлоу сделал вывод, что степень комфортности телесного контакта является

существенным фактором в привязанности между матерью и ребенком.

Аналогичные наблюдения проводились за детьми, воспитывающимися в Доме

малютки. Дети выказывали значительно большее предпочтение и гораздо

большую, привязанность к тому человеку, который играл с ними, а не к тому,

который только кормил, купал и одевал их. Таким образом можно заключить,

что маленькому человеку недостаточно только телесного контакта со взрослым.

Телесный контакт — важный, но не единственный фактор привязанности,

человеку необходимы и другие проявления внимания, главным образом,

психологической природы (Spitz, 1965).

Диапазон индивидуальных различий, выражающихся в разной частоте и

продолжительности физического контакта младенца с матерью, поистине

огромен; у одних младенцев потребность в телесном контакте выражена

сильнее, у других — слабее. Однако если ребенок совсем не проявляет этой

потребности, если он сопротивляется любой попытке нежного объятия, то это

должно привлечь внимание профессионала. Чтобы определить, сформирована ли у

ребенка нормальная привязанность к матери, необходимо оценить визуальный

контакт между ними. Если младенец сопротивляется ласке, но при этом часто и

подолгу разглядывает мать, поддерживает визуальный контакт с нею, то причин

для беспокойства, скорей всего, нет. Возможно, что визуальным контактом

ребенок замещает некоторую долю физического контакта.

Как уже отмечалось, одной из характеристик материнства и материнской

любви является привязанность или прочная эмоциональная связь между матерью

и ребенком. Вслед за Джоном Боулби (Bowlby. 1969, 1973) Мэри Эйнзуорт

(Ainsworth, Blehar, Waters, Wall, 1978) разработала методику для оценки

качества привязанности между матерью и младенцем. Наблюдая за реакциями

ребенка в различных ситуациях, смоделированных в незнакомой ему обстановке,

психолог может оценить качество привязанности.

Ребенка помещают в незнакомую комнату и дают ему игрушки, после чего

мать ребенка удаляется в другой конец комнаты. Процедура эксперимента

включает в себя несколько последовательных эпизодов: 1) к ребенку

приближается незнакомый человек; 2) мать оставляет ребенка наедине с

незнакомцем; 3) младенец остается в комнате один; 4) возвращение

незнакомца, который пытается успокоить ребенка, и наконец 5) возвращение

матери. Основываясь на наблюдении за поведением ребенка в каждой их этих

ситуаций, особенно в ситуации возвращения матери, можно оценить, насколько

устойчива его привязанность к ней. При неустойчивой привязанности ребенок

либо отстранится от матери (избегательная привязанность), либо отреагирует

протестом или равнодушием на ее возвращение (амбивалентно-резистентная

привязанность). Несмотря на то, что эта методика оценки качества

привязанности вызвала критические отзывы некоторых ученых и считается

недостаточно адекватной с научной точки зрения, на ее основе было проведено

немало исследований поданной теме, которые расширили наши представления о

процессе формирования привязанности между матерью и ребенком и показали

значение фактора привязанности для здоровья и благополучия ребенка.

Эта общая характеристика материнско-детской привязанности (устойчивость

— неустойчивость) доказала свою валидность и демонстрирует известную

стабильность, по крайней мере при отсутствии серьезных изменений в жизни

семьи. Развод, потеря работы одним или обоими родителями, напряженность в

отношениях, конфликты или какое-либо иное серьезное испытание семейных

отношений может изменить устойчивый характер привязанности на неустойчивый.

И наоборот, неустойчивая привязанность может со временем стать устойчивой,

если условия жизни, семейные отношения и отношение матери к своим

обязанностям изменятся к лучшему (Thompson, Lamb, Estes, 1982).

В одном из исследований изучали связь между характером материнско-

детской привязанности и качеством адаптации ребенка в последующие годы

(Matas, Arend, Sroufe, 1978). Результаты этого исследования показали, что

дети, которые в годовалом возрасте обнаруживали устойчивый тип

привязанности, как правило, адаптируются к условиям дошкольного учреждения

лучше и успешнее, по сравнению с теми детьми, которые в годовалом возрасте

демонстрировали неустойчивый тип привязанности. Хотя результаты этого

исследования не были подтверждены другими авторами, они позволяют

предположить, что вовремя сформированное чувство привязанности к матери

облегчает адаптацию ребенка и помогает ему обрести чувство уверенности и

компетентности.

Еще одной характеристикой материнства и материнской любви является

эмоциональная доступность. Эмоциональная доступность — это не просто

физическое присутствие или физическая близость матери, это ее готовность

дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание,

поддержку, одобрение.

Говоря о материнской любви, нельзя обойти вниманием такую ее

характеристику, как чувствительность матери к потребностям ребенка и

готовность удовлетворить их. В некотором смысле чувствительность к

потребностям ребенка просто необходима для его здоровья и благополучия.

Однако известно, насколько по-разному чувствительны матери к потребностям

своих детей и какой широкий диапазон отзывчивости — от назойливой опеки до

полной безучастности — способны снести дети.

Мы не располагаем достаточным количеством исследований на эту тему, но

кажется возможным предположить, что степень отзывчивости матери влияет на

формирование личности ребенка. Например, почти все описанные выше

характеристики материнства и материнской любви способствуют развитию у

ребенка чувства доверия к окружающему миру. Понятно, что это доверие,

прежде всего и главным образом направлено на мать или на человека,

заменяющего ее, но впоследствии оно распространяется и на заботливого отца

и на любящих братьев и сестер. Ребенок научается доверять членам своей

семьи, затем друзьям и другим окружающим его людям. Однако в конце

наступает момент, когда человек узнает, что доверие, как и любовь, нельзя

слепо дарить первому встречному. Рано или поздно он оказывается в ситуации,

которая учит его, что нельзя доверять без оглядки, что излишняя

доверчивость опасна. И все же каждый из нас нуждается в людях, на которых

можно положиться, и чем шире круг этих людей, тем более здоровыми,

благополучными и в конечном счете более счастливыми мы ощущаем себя.

Вопрос 17: Эротическая любовь

В отличие от этих двух типов эротическая любовь — это страстное желание

полного слияния, соединения с одним человеком. Это желание по самой своей

природе исключительна не всеобще-Эротическая любовь исключительна, чего

нельзя сказать о братской и материнской любви. Часто можно встретить двух

«любящих», которые не любят больше никого. В действительности их любовь —

это не что иное, как самовлюбленность. Им кажется, что они преодолели

одиночество, но отделенные от остальных людей, они остаются отделенными

друг от друга. Их ощущение соединения иллюзорно. Эротическая любовь

исключительна, но это любовь ко всему человечеству, ко всему живому в лице

одного человека. Она исключительна лишь в том смысле, что я могу слиться

полностью и страстно только с одним человеком. Эротическая любовь исключает

любовь к другим только в смысле эротического слияния, полной отдачи во всех

сторонах жизни, — но не в смысле братской любви.

В современной культуре считают, что любовь — это всплеск эмоций,

состояние, когда человек внезапно охвачен чувством, которому невозможно

противостоять. Замечают только особенности двух данных людей, а не то, что

каждый мужчина — часть Адама и каждая женщина — часть Евы. Эротическая

любовь требует чего-то индивидуального; в высшей степени личностного,

существующего только между конкретными людьми, а не между всеми. (Гуревич

П. С.)

Эрих Фромм из книги «Искусство любить»

Братская любовь - это любовь между равными; материнская любовь - это

любовь к беспомощному существу. Как бы они ни отличались друг от друга,

общее у них то, что они по своей природе не ограничиваются одним человеком.

Если я люблю своего брата, я люблю своих братьев; если я люблю своего

ребенка, я люблю всех своих детей; более того, л люблю всех детей, всех,

кто нуждается в моей помощи. Противоположность обоим этим типам любви

составляет эротическая любовь? она жаждет полного слияния, единства с

единственным человеком. Она по самой своей природе исключительна, а не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.