рефераты скачать

МЕНЮ


Билеты по философии

к ответу на этот вопрос: познавательно-реалистичский и агностический.

№149

В прошлом веке изучение процесса познания выделялись в самостоятельную

науку - гносеологию (от греческого gnosis - познание). В последние

десятилетия философы обычно используют более употребительное в англоязычных

странах понятие эпистемология (от греческого episteme -; знание);

принципиальной разницы между двумя названиями нет.

№150

Представление - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений

действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без

непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Это

воспроизведение в сознании тех предметов и явлений, которые воздействовали

на наши органы чувств, воспринимались в прошлом и сохранились в нашей

памяти. Представления возникают на базе ощущений и восприятий и вместе с

ними входят в состав чувственного познания. Но они содержат элементы

обобщения и продолжают играть важную роль и в процессе

рационального познания.

№151

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего

субъекта и познаваемого объекта, Субъектом познания является человек,

человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления

действительности. Но Человек - это не просто индивид с определенными

биологическими свойствами, а прежде всего общественное существо. Поэтому он

мыслит и познает, постольку поскольку является членом общества, которое

через формы общественного сознания оказывает существенное влияние на

содержание познания. Познающее мышление есть активный процесс отражения

действительности в понятиях, суждениях, научных теориях. Оно всегда

предполагает наличие субъекта, который ставит цели, определяет средства их

достижения, производит корректировку этих целей на основе практики.

№152

Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального

или духовного мира или области действительности, на которую направлена

познавательная деятельность субьекта. Объект познания нельзя отождествлять

со всей материальной или духовной действительностью. Объектом становятся

только те области действительности, которые включаются в познавательную

деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной

деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным

исследованием.

№153

Предмет познания - это более или менее широкий фрагмент действительности,

выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один

и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук.

Мышление как объект познания является предметом исследования таких наук,

как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной

деятельности и других. В структурном отношении предмет познания отличается

от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства

изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного

исследования.

№154

Разум производит знания более глубокого и обобщенного характера. Он

схватывает объект в единстве противоположностей, ему свойственна гибкость,

он обеспечивает получение нестандартных, творческих решений. Разум способен

анализировать не только данные чувственного опыта, но и критически

оценивать собственные решения. Отличительной особенностью разума является

выход за пределы, ограниченные познавательной задачей, внеутилитарность и

новизна результатов. Разум дополняется рассудком, который выполняет

нетворческую работу мышления.

№155

Важным элементом чувственной деятельности и чувственного познания являются

эмоции. Эмоции - это комплексная и довольно сложная форма человеческой

чувственности, включающая в себя различные переживания и страсти, такие как

гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и

неудовольствие. Эмоции вполне определенно зависят от чувственной

организации отдельного человека, особенности его психики, индивидуальных

черт характера и темперамента. Они, с одной стороны, включают в себя

аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек,

с другой стороны, они фиксируют субъективное отношение человека к миру.

№156

Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление - это

процесс познавательной деятель-ности, для которого (' характерно создание

обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредо-вано

чувственным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее.

Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений

и выявляет присущие им общие и существеннейшие признаки. Оно осуществляется

в тесной связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью,

в которой мысль воплощается.

№157

Основными формами мышления явл.: понятие, суждение, умозаключение.

№158

Понятие - это узловая форма мышления, отражающая конкретно всеобщую

природу или "общий тип" определенного рода явлений, синоним понимания сути

дела. В понятии мыслятся предметы, свойства и отношения между ними в их

общих существенных признаках. Понятие является исходным моментом движения

мысли, создающей "стартовые условия" всего мыслительного процесса.

Формирование обогащенного, развернутого, развитого понятия завершает

мыслительный процесс.

№159

Истина - правильное, достоверное отражение предметов и явлений

действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово "истина"

происходит от старославянского "исть" - настоящий, несомненный,

действительный. Истина - это бытие, то, что есть. Таким образом, истина -

это то, что открыто для человеческого познания. Проблема истины является

ключевой в философии познания. Все проблемы философской теории познания

касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм сущестзования

истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений. Все они

концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.

№160

Обьективная реальность. Гносеология – раздел фил. О познании, Объективно ,

вне зависимости от наших знаний и представлений существует объект .

Альтернатива объективная реальности, субъективная реальность.

№161

Бытийственный аспект связан с фиксацией.в ней бытия, как предметно-

субстратного так и духовного, когда объектом познания индивида становится

духовный мир другого человека, установленные теории, система догматов. Само

же бытие является данным субъекту как объект, т.е. как объективная

реальность, хотя и сопряженная с субъектом, но находящаяся вне субъекта

познания.

№162

Важное место в теории познания занимают такие формы истины, как абсолютная

и относительная. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого

рода знание, которое тождественно своему предмету, и потому не может быть

опровергнуто при дальнейшем развитии познания. В применении к достаточно

развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное,

исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизован-ной материальной системе

или мире в целом), относительная истина - это неполное знание о том же

самом предмете.

№163

Антиподом истины является ложь, которая представляет собой преднамеренное

возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь укоренена в

повседневной и социальной жизни, она есть функция любых человеческих

коммуникаций, при которых

№164

От этих понятий следует отличать заблуждение, под которым понимается

знание, не соответствующее своему предмету и не совпадающее с ним.

Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий

объекту, оно может порождаться как дезинформацией, так и другими факторами.

Будучи неадекватной формой знания, оно имеет своим главным источником

ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической

практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное

отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов

познания отдельных ее сторон. Заблуждения многообразны по своим формам.

Различаются заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические,

религиозные и философские, к которым относятся эмпиризм, рационализм,

софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.

№165

Обыденное познание - это житейское познание, складывающееся под влиянием

различных форм деятельности - производительной, политической, эстетической.

Оно является результатом коллективного опыта, накапливаемого поколениями

людей. Индивидуальное обыденное познание связано с эмоциональным

переживанием и осмыслением жизненного опыта личности. Предпосылки

обыденного познания коренятся в многообразных формах деятельности людей,

которая регламентируется обычаями, обрядами, праздниками и ритуалами,

коллективными действиями, нравственными и иными предписаниями и запретами.

№166

Философский оптимизм или гносеологический оптимизм гностицизм – мир

познаваем, агностицизм- мир не познаваем.

№167

Метод - это способ построения и обоснования системы философского знания;

совокупность приемов и операций теоретического и практического

освоения действительности

.

№168

Поскольку каждой науке присущи свои методы исследования, ее составной

частью является методология - система принципов и способов организации J

и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об

этой системе.

№169

Термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле -

это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой

исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле -

это определенный этап '"развития человеческой истории.

№170

Термином "социальная группа" обозначается относительно устойчивая

совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения,

складывающиеся в рамках исторически определенных типов обществ.

№171

натуралистический, согласно которому человеческое общество рассматривается

как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в

конечном итоге - Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход

истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений

(А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-

климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как

природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями

(сторонники социобиологии). Общество предстает как своеобразный эпифеномен

природы, ее высшее, но не самое удачное и устойчивое образование

№172

Согласно атомистической теории, общество есть сумма индивидов, . связанных

тем или иным взаимным договором. Хотя в "естественном" состоянии "человек

человеку - волк, люди, следуя гражданским законам, идеям свободы и

равенства, могут обеспечить свое существование. В данной модели общество

представляет собой конгломерат индивидов, связанных условными связями.

№173

К. Маркс разработал концепцию материалистического понимания истории, суть

которой составляет положение о способе производства, который складывается

объективно, независимо от воли и сознания людей. Согласно Марксу, людей в

социальный организм связывает не общая идея или общий Бог, а способ

производства, в который входят производительные силы. - система

субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих

обмен между обществом и природой в процессе общественного производства и

производственные отношения,

№174

производительные силы. - система субъективных (человек) и вещественных

(техника) элементов, осуществляющих обмен между обществом и природой в

процессе общественного производства

№175

Термин "природа" употребляется в философии в трех значениях. В широком

смысле им обозначают все

сущее, весь мир во всем многообразии его форм. Он распространяется на всю

объективную реальность и охватывает весь материально-энергетический и

информационный мир Вселенной, куда составной частью входит и человечество

как нечто целое, являющее собой единство материального и духовного начал.

Природа в узком смысле - часть объективной реальности, окружающая человека

среда или биосфера, "область жизни".

№176

социальной системе, под которой понимается все относящееся к системной

организации общества объединяющей индивидов разнообразными связями и

отношениями:

№177

Под общественной закономерностью понимается объективно существующая,

повторяющаяся существенная связь явлений общественной жизни или этапов

исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории.

№178

Такое положение характеризуется как экологический кризис, суть которого

состоит в том, что в результате чрезмерных перегрузок на природные системы,

многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей

среды (воды, воздуха, почв) происходит нарушение равновесия в естественных

природных процессах. В результате наступает глубокое расстройство

взаимосвязей внутри экологических систем и многих параметров системы

"общество - природа".

№179

Общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между

социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их

экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

№180

Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных

общественных отношений, которые подразделяются на материальные и духовные

(идеальные) отношения. Выделяются также межличностные отношения -

отношения между отдельными индивидами по различным основаниям, как

правило, не имеющим отношения к их вхождению в большие социальные группы.

№181

Специфической задачей регулятивной, или управленческой, деятельности, т.е.

деятельности различного рода администраторов, управляющих, политиков,

является поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и

общественных отношений. Для поддержания наиболее важных.и необходимых

социальных связей формируются специализированные виды регулятивной

деятельности и соответствующие им организации, деятельность которых

направлена на обеспечение согласованности, упорядоченности различных сфер

общественной деятельности.

№182

Материальное производство призвано создавать определенные вещи, необходимые

для удовлетворения потребностей людей, поддержания их активности в любой

сфере. Складывающиеся в производственной сфере социальные отношения

традиционно отличались особой степенью напряженности и конфликтностью.

№183

В процессе 'духовного производства производятся идеи, образы, научные и

художественные ценности, которые так или иначе материализуются в физических

вещах, носителях этих духовных ценностей - книгах, картинах, скульптурах. В

процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его

многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностного сознания,

определяя значение тех или иных явлений для людей, глубже познает самого

себя и свой духовный мир. Благодаря полученным знаниям , совершенствуются

все формы деятельности.

№184

Под политической системой понимается совокупность государственных' и

политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих

политические отношения в обществе.

№186

Он обозначал попытку осмысления сути развития общества, его идеай и целей.

№187-188

Диалектическая пара- категории кот. противоположны , но в тоже время едины.

Борьба противоположностей .Добро и зло, хорошо и плохо, иня-янь, Тенденции

к единству и многообразию –это диалектическая пара. Едиными могут быть

только многообразные сущности , но они не создают целостную систему .

Условием единства является многообразие и наоборот.

№189

Термином "человек" обозначается высшая ступень живых, организмов на

Земле, субъект общественно-исторического развития деятельности и культуры.

Человек является предметом изучения различных областей знания, таких как

социология, филосоия, психология, история, антропология и многих других.

№190

Антропология наука о человеке, его становлении, развитии и будущем.

№191

философии экзистенциализма. В начале XX в. возникает антропософия -

развиваемое Р. Штейнером оккультно-мистическое учение о человеке как

носителе тайных, духовных сил.

№192

Фатализм - это мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый

человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального

предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

№193

Волюнтаризм - это признание примата воли над другими проявлениями духовной

жизни человека, включая мышление.

№194

Одним из основных способов нормативной регуляции действий человека в

обществе является

'мораль, или нравственность. Мораль выступает как особая форма

общественного сознавая и как вид общественных отношений. Она является

предметом изучения этики

№195

является предметом изучения этики - филоской. науки, изучающей мораль,

нравственность, во-первых как форму общественного сознания; во-вторых, как

одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, в-третьих, как

специфическое явление общественной жизни.

№196

По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам

общества: материальные (экономические), политические социальные и

духовные. Материалы ценности включают производственно потребительские

(утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п.

Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические,

религиозные и другие идеи, представления, знания.

№197

Всякая культура включает в себя устойчивые элементы, т.e. культурные

универсалии К культурным универсалиям относятся все родовые,

общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд

и игра, досуг и общение, общественный порядок и управление, образование и

воспитание, духовная жизнь.

№198

Культура есть социоэнтегративная система. 1) превращает случайный набор

индивидов в общество.2) она интегрирует в общество новых членов. Культура

может быть понята через функционирование её элементов ( язык, нормы(

моральные и правовые) , ценности ( материальные и духовные) и немаловажный

показатель стабильности традиции отображающие преемственность культуры.

№199

Первоначально нравственность выражалась в том как фактически вели себя

люди , какие поступки они позволяли себе и др. , как они оценивали эти

поступки с точки зрения их полезности для коллектива .Так возникли нравы –

обычаи , имеющие нравственные значение поддерживаемое в обществе

посредством моральных отношений ,или наоборот, представляющие собой

отступление от требований нравственности. На уровне повседневного поведения

эти правила переходят в привычки – действия и поступки выполнение кот стало

потребностью. Привычки выступают как укоренившиеся в психики людей способы

поведения.

№200

Глобальные проблемы характеризуются следующими особенностями. Во-первых,

для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и

объединения усилий большинства населения планеты. Во-вторых, глобальные

проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и

судьбу всего человечества. В-третьих, эти проблемы являются объективным

фактором мирового развития и не могут быть никем проигнорированы. В-

четвертых, нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к

серьезным, даже непоправимым последствиям для всего человечества и среды

его обитания.

№22 Энгельс Ф. №49 Антисфен , Кратет, Диоген Синопский. №68 Ф. Бэкон№71Р.

Декарт №80 И. Кант , И Фихте, Ф Шеллинг, Г Гегель, Л. Фейербах. №99 Н.Г

Чернышевский, Г.В. Плеханов. №100 В.С Соловьев, Н.А. Бердяев. №102 Плеханов

Г.В. №104 В.С Соловьев №108 А Шопенгауэр, С. Къеркегор, Ф. Ницше. №124 О.

Конт. №126 Э Мах, Р. Авенариус. №128 М . Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах.

Л. Витгенштейн. №185 Вольтер.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.