рефераты скачать

МЕНЮ


Билеты по философии

человечеством.

№107

Другим видным представителем этого направления является Н.А. Бердяев (1874-

1948 гг.). Главной идеей его творчества была антропозиция, т.е. оправдание

человека в творчестве и через творчество. Оно упраздняет откровение Ветхого

Завета и возвещает о наступлении "творческой религиозной эпохи". Однако, по

Бердяеву, нельзя ждать третьего откровения, его должен совершить сам

человек, это будет делом его свободы и творчества. Творчество само является

религией, его целью становится поиск смысла, который всегда находится за

пределами мировой данности. Смысл есть ценность, поэтому всякое творческое

стремление ценностно окрашено. Творчество создает особый мир, оно

уподобляет человека Богу-Творцу.

№108

Противоположным рационализму явился иррационализм, видными

представителями которого были А. Шопенгауэр, С. Къеркегор и Ф. Ницше,

противопоставившие тезису рационалистов о разумности мира противоположным

тезис: мир неразумен, человеком управляет не разум, а единая воля,

инстинкты, страх и отчаяние.

№109

Человек есть экзистенциальный центр мира, наделенный страшно и последней

свободой. Однако свобода не выводима из бытия, она существует до бытия, она

"вкоренена" в небытие, в ничто. Человек есть дитя Божие и дитя

несотворенной свободы. Поэтому Бог-Творец всесилен над бытием, но не

обладает никакой властью над небытием, над несотворенной свободой. Эта

бездна первичной свободы, изначально предшествующей Богу, является

источником зла. Свобода отделена от Бога и человека. Поскольку творчество

также проистекает из свободы, то противоборство зла и творчества составляет

сущность новой религиозной эпохи - эпохи "третьего откровения"

№110

тезис: мир неразумен, человеком управляет не разум, а единая воля,

инстинкты, страх и отчаяние.

№111

Интеллект, по утверждению Шопенгауэра, сам того не сознавая, функционирует

не по своему рациональному плану, а по указаниям воли, которая признается

единой энергичной основой всех личных воль и самого объективного мира.

Интеллект - это лишь орудие воли к жизни, как почти и зубы зверя. Интеллект

утомляется, а воля неутомима. В качестве первопричины мира Шопенгауэр

выдвигал иррациональный момент человеческой психики - метафизическую

первоволю. По его утверждению, реальна только одна космически громадная

воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной. Мир есть

только зеркало этого веления, выступающего как представление.

№112

Страдание, по Шопенгауэру, неотвратимо присуще жизни. То, что называют

счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и

сводится лишь к освобождению от страданий, за которыми должно последовать

новое страдание или томительная скука. Этот мир есть не что иное, как арена

замученных и запуганных существ, которые живут лишь благодаря тому, что

одно существо истребляет другое, где поэтому каждый зверь представляет

собой живую собственность тысяч других, а его самосохранение - цепь

мучительных смертей. Из признания доминирующей роли страдания следует

сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборствующем

состояние духа препятствующим страданию явл состояние полного отсутствия

желания , симптомом кот выступает переход к полному аскетизму.

№113

"Экзистенциального мышления" В отличие от научного мышления, абстрактного и

безличного, исходит из теоретических принципов, экзистенциальное мышление

связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными

переживаниями. Именно такое мышление только и может быть подлинно

конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. Объективное мышление

безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции;

субъективный мыслитель - как экзистенциальный - заинтересован в своем

мышлении, он существует в нем. В силу этого он не может относиться к

реальности как к чему-то объективному как таковому, не затронутому

человеческой субъективностью.

№114

В "философии жизни" можно выделить три основных школы: академическую

"Философию жизни" (В. Дильтей, Г. Зиммель), Творческую эволюцию А.

Бергсона и его последователей, "Философию воли" Ф. Ницше и его

последователей.

№115

Философия жизни- она выступила за реабилитацию жизни против её ущемления и

объединения политическим, эк и др . утилитарными подходами. Понятие жизнь

призвано заменить понятие бытие.

№116

В. Дильтей (1833-19110 и Г. Зиммель (1854-1918) определяют жизнь как

факты воли, побуждений, чувств и переживаний. С этой точки зрения,

действительность есть то, что содержится в опыте самой жизни, это чистое

переживание, "жизненный опыт", вне которого действительности не существует.

"Жизненный опыт" выступает объектом познания, он иррационален и несводим к

разуму. Жизнь - это поток, изменение, творчество. Знание как отражение

закономерного, всеобщего невозможно. Жизнь может быть постигнута только

через индивидуальное. Методом "наук о духе" является непосредственно

переживание исторических событий. Согласно Дильтею, историк должен не

просто воспроизвести истинную картину событий, но и "пережить" ее заново,

истолковать и воспроизвести в ее жизненности.

№117

На основе концепции "жизни" он стремился построить картину мира, которая бы

по-новому объяснила эволюцию природы и развитие человека, обосновала бы их

единство. Центральным понятием философского учения Бергсона является!,

"жизненный порыв"... По Бергсону, жизнь - это непрерывное творческое

становление. Материя" есть косное начало бытия, она хоть и оказывает

сопротивление, но все же подчиняется жизни, благодаря этому эволюция мира

природы становится творческой эволюцией. В результате мир предстает как

единый, непрерывно и необратимо развивающийся спонтанный и непредсказуемый.

Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного

становления.

№118

Наиболее сильное влияние "философия жизни" оказала на этику. Создателем

этической интерпретации "философии жизни" является немецкий философ Ф.

Ницше (1844-1900). Он развивал концепцию "воли к власти" на основе "воли к

жизни". Жизнь, согласно Ницше, стремится к максимуму чувства власти. "Воля

к власти" - это наиболее значимый критерий любого типа поведения любого

общественного явления. Она есть основа права сильного. Это право превыше

всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Именно таким

правом должен руководствоваться подлинный человек по всех сферах своей

жизнедеятельности. Из "воли к власти" как права сильного Ницше выводит все

основания морали. По его утверждению, мораль, определяющими понятиями

которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства

превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших} над рабами

(худшими). На протяжении всей истории рабы в виде духовной мести пытались

навязать свою мораль господам. Начало этому процессу положили евреи в

Ветхом Завете, а наивысшее развитие этот процесс получил в христианстве.

№119

С гносеологической точки зрения, эволюция представляет собой процесс, в

ходе которого первоначальная интуиция разделяется на инстинкт и интеллект.

В первом случае она лишается самосознания, во "втором - способности

проникать в сущность реальности. У человека интуиция почти целиком

принесена в жертву интеллекту. Однако утрата человечеством первоначальной

интуиции не была полной.

№120

Люди не есть одно одинаковое общество , из людей которые равны ;

неравенство исходит из концепции сверхчеловека . О марали для

недочеловечках говорить не приходится . Сверхчеловек обладает правом

достигать своих целей не согласуясь с моралью . Он ходит по недочеловечкам

, использует их , Сверхлюди в отношениях друг с другом высоко моральны,

благородны.

№121

феноменология, позитивизм': критический рационализм, прагматизм,

постпозитивизм, неокантианство, экзистенциализм, персонализм. Еще, одним

существенным направле нием современной западной философии является

структурализм

№122

Феноменология -.это философское направление, стремящееся освободить

философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной

области философского знания - рефлексии сознания о своих актах и о данном в

них содержании, выявить изначальные основы познания человеческого

существования и культуры.

№123

Позитивизм - это философское направление, основанное на нципе, что все

подлинное, позитивное знание может быть получено результат отдельных

специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как

особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не

имеет права на существование.

№125

Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX века. Его

основателем был французский философ О. Конт (1798-1857 гг.). Уделом науки,

по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не

способна ответить на вопрос: "Почему?", она должна ограничиться

констатацией фактов и отвечать на вопрос: "Как?". Лишь в этом случае наука

может стать позитивной. Это должно касаться как частных наук, так и

философии. Задача положительной философии состоит в систематизации

конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.

№127

Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм - возникла на

рубеже XIX-XX веков. Его ведущими представителями выступили австрийский

физик Э. Мах (1838-1916 гг.) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896

гг.). В отличие от "первого позитивизма", который в лице Конта рассматривал

философию как науку синтезирующую, "второй позитивизм" сводил ее к теории

познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания.

Эмпириокритицизм означал "критику опыта" и предполагал "очищение" опыта от

всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по Маху,

состоит из ощущений, которые у него фактически являются

№129

Прагматизм - это течение в современной философии, представители

которого считают практическую полезность знания источником опасности и

подчеркивают, что философия есть способ решения человеческих проблем.

Основными представителями этого направления являются американские философы

Ч. Пирс (1839-1914), Ч. Джемс (1862-1910), Дж.Дьюн (1859-1952).

№130

Основные идеи прагматизма впервые высказал Пирс, отрицавший врожденные идеи

и интуитивное познание. По его утверждению, исходным пунктом познания

выступает видимость. Понятие об объекте можно достигнуть лишь путем

рассмотрения всех практических следствий, вытекающих из действий с этим

объектом. Наше знание об объекте всегда является незавершенным и

опровержимым, гипотетичным. Это относится не только к обыденному знанию и

знанию естественно-научному, ном к математическим, и логическим суждениям,

всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами. Истина, в

понимании Пирса, - это ясное, отчетливое, непротиворечивое на

№131

Критический рационализм - это направление в современной философии,

занимающееся выработкой некой "чистой " модели рациональности, верной для

всех и во все времена. Он является одним из ведущих течений в

постпозитивизме и наиболее ярко представляет эту стадию в разработке

проблем методологии научного познания. Его основателем считается английский

философ К. Поппер (1902-1988 гг.).

№132

К, Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются

аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. Науке

нужен принцип фальсификации, т.е. опровержения (неистинности, фальсификация-

- это принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к

науке. К. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое высказывание,

которое не опровергнуто опытом. Если найдены условия, при - которых хотя бы

некоторые базисные "атомарные" высказывания какой-то теории или гипотезы

ложны, то данная теория или гипотеза опровержима. Если же опытное

опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться истинной или по

крайней мере оправданной. Для К. Поппера принцип фальсификации - это не

способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический

анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического

пересмотра всех его достижений. Наука - это постоянный динамичный процесс,

в котором непрерывно происходят какие-то изменения.

№133

Экзистенциализм - это иррационалистическое направление в/ современной

философии, возникшее в начале XX века и стремившееся! постигнуть бытие как

непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Известно

два направления экзистенциализма -религиозное, представленное такими

мыслителями, как К. Ясперс (1883-1969) и Г. Марсель (1889-1973) и

атеистическое, выразителями которого стали М. Хайдеггер (1889-1976), Ж.П.

Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960).

№134

Персонализм - это теистическое направление в современной философии,

признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной

ценностью, а весь мир - проявлением творческой активности верховной

личности, Бога. Персонализм существует в двух вариантах - французском, где

его основателями выступили Э. Мунье (1905-1950) и Ж. Лекруа и американском,

наиболее видными представителями которого являются Б.П. Боун (1847-1910),

Р. Флюэллинг (1871-1966) и Э. Брайтмен (1881-1953).

№136

Бытие - категория, занимающая центральное место в категориальном

аппарате большинства философских систем. "Бытие" традиционно мыслится по

крайней мере в двух значениях: 1) это все когда-либо существовавшее,

ныне существующее (определяемое как "наличное бытие") и все имеющее

внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь "бытие" однозначно таким

понятиям, как "Мир в целом" или "Универсум"; 2) под "бытием" понимается

исходное начало и основание 'Чнашего мира, его сущность, его метафизическая

определенность. Философы "бытие" в таком понимании обычно называют

"абсолютным бытием" - или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых

религиях это Бытие определяется как бог.

№137

В истории фил для обозначения такой первоосновы которая не нуждается для

своего существования ни в чем кроме самой себя используется предельно

широкая категория "субстанция" (в (переводе с латинского - сущность; то,

что лежит в основе). Субстанция предстает и как естественное, "физическое"

основание бытия, и как его сверхприродное, "метафизическое" начало.

№138

Движение - это способ существования материи, оно абсолютно 1и

противоречиво, существуете различных формах, взаимодействующих 'друг с

другом..

№139-140

Важнейшими формами бытия материальной составляющей реальности выступают

пространство и время. Пространство – это всеобщая форма бытия

материи, ее важнейший атрибут, характеризующий протяженность

материи, ее структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во

всех материальных системах. Время - это форма бытия материи, выражающая

длительность ее существования, последовательность смены состояний в

изменении' и развитии всех материальных систем.

№141

В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность

пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Родоначальники

субстанциональной концепции - Демокрит (по проблеме пространства) и Платон

(во взглядах на время) – трактовали

№142

Противоположное Демокриту понимание пространства было сформулировано

Аристотелем. Его взгляды составили суть реляционной концепции. Аристотель

отрицает существование пустоты как таковой. Согласно Аристотелю,

пространство неоднородно и конечно, оно есть система естественных мест,

занимаемых материальными телами. Аристотель утверждал, что как в движении,

так и во времени всегда есть некоторое "прежде" и некоторое отличное от

него "после". Именно в силу движения мы распознаем различные, .не

совпадающие друг с другом "теперь". Время оказывается ни чем иным, как

последовательностью этих "теперь", их сменой, перечислением, счетом, числом

движения в связи предыдущего и последующего.

№143

Аристотель сформулировал парадокс времени, который затем был 10полнен

Августином Блаженным. По утверждению Аристотеля, прошлое ie существует уже,

будущее не существует еще, следовательно, актуально :уществует лишь

настоящее. Если предположить, что само настоящее стягивается в лишенное

длительности мгновение, то согласно Августину, настоящее тоже не

существует. Таким образом, оказывается, что время вообще не обладает

реальностью.

№144

Свою специфику имеет и социальное время, которое, в отличие от

биологического и планетарно-космического, протекает неравномерно. (Начав

свой отсчет на заре становления человечества, оно на протяжении тысячелетий

пребывало в мало заметных изменениях и лишь с первыми ощутимыми признаками

научно-технического прогресса в XVII - XVIII вв. стало заметно набирать

свои обороты. В XX столетии научно-техническая революция "спрессовала"

социальное пространство и неимоверно ускорила бег времени, придав взрывной

характер развитию общественно-экономических процессов. Планета стала

маленькой и тесной для человечества как единого целого, а время перемещения

из одного ее конца в другой теперь измеряется часами, что было немыслимо

еще в прошлом столетии. В сложной структуре социального времени выделяется

временная компонента индивидуального бытия конкретных людей, социальных

коллективов, отдельных сообществ, наций, государств, всего человечества.

Время и темпы жизни каждого из них различны и имеют свою специфику.

№145

Мир непреходящ как бесконечное целое и в то же время в отдельных своих

частях и проявлениях изменчив и преходящ. Он движется и развивается как по

пути становления и усложнения своей структуры, так и по пути разрушения и

деградации, что постоянно изменяет его количественные и качественные

характеристики. С одной стороны, мир в своем многообразии неоднороден, а с

другой - являет собой некую универсальную целостность, образуя неразрывное

единство всех своих составных частей.

№146

Познание - это процесс духовного освоения человеком мира; цель его -

постижение истины. До XIX в. познание изучалось в единстве с онтологией в

рамках теоретической философии.

№147

Цель познания – постижения истины, можно только постигать , но нельзя

постичь

- постижения тайны природы, общества- знания

- приобретения позитивного практического опыта, прикладного знания т.е

утилитарно полезного для людей.

№148

Эпистемология - это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание

о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или

недостоверно человеческое знание. В истории философии сложились два подхода

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.