Билеты по философии
этого человек должен побороть страх пред богами и страх перед смертью, быть
уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями.
Поскольку человек - это прежде всего телесное чувственное существо,
постольку всякое благо и зло в его жизни проистекает от его способности
управлять своими ощущениями. Высшим благом для человека является достижение
им блаженства, наслаждения. Однако действительно длительными и прочными
могут быть только духовные наслаждения и блага, такие как дружба и знание.
Высшая форма блаженства - состояние полного душевного покоя,
невозмутимости, отрешенности от всех проблем этого мира – атаракси
№47
Стоицизм исходит из представления о предопределенности всего существующего.
Все события, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей
закономерности, которая выступает как неотвратимая необходимость.
№48
В истории средневековой философии выделяется два этапа!патристика (VI-Х
века) и схоластика (XI-XV века). Патристика обозначаем совокупность
теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских
мыслителей I-III веков.
№50
Антисфен проповедовал отказ от каких-либо потребностей, презирая роскошь и
стремление к наслаждению, он призывал быть ближе к природе. По его мнению,
не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака.. Его
последователи резко осуждали рабство.
№51
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) - центральная фигура средневековой философии
позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор
ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух ее господствующих
направлений - томизма. Исходным принципом в его учении является
божественное откровение, через которое человек для своего спасения узнает
нечто такое, что ускользает от его разума. Предметом философии являются
истины разума, предметом теологии - истины откровения. Конечным объектом и
источником всякой истины является Бог, поэтому нет принципиального различия
между философией и теологией.
№52
В целом философия средневековья характеризуется следующими чертами:
1)ей был свойственен Библейский традиционализм и ретроспективность,
поскольку Библия стала отправным источником и мерой оценки любых теорий
философии;
2)поскольку Библия понималась как свод законов бытия и повелений Бога,
особое значение приобретала экзегетика - искусство правильного толкования и
разъяснения положений Завета;
3)философии средневековья была присуща тенденция к назидательству и
учительству.
№53
Развитие фил мысли периода средневековья В таких условиях было пронизано
проблемами религии. Церковь монополизировала все процессы развития
образования и научного знания. философия могла развиваться только с позиции
церкви. Ее содержание и развитие полностью зависело от теологии, или
богословия, которое представляло собой совокупность религиозных доктрин о
сущности действии Бога.
№54
Схоластика - это тиг религиозной философии, хар принципиальным подчинением
примату теологии, соединением догматических предпосылок с
рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической
проблематике. Он получил наиболее полное развитие в Западной Европе.
№55
Центральной категорией философии Аквинского является бытие но есть, и оно
есть истина. Предельной полнотой бытия, частью которой являются
изменяющиеся вещи, является Бог. Он есть конечная реальность, его силы
постоянно в действии. Он может сотворить и безначальное, и бесконечное во
времени и в пространстве, поскольку он сам вне времени и пространства.
№56
Аврелий Августин разработал теорию о гармонии веры и разума, в которой
выступил с требованием признания двух путей приобщения 'людей к религии:
понятийно-рационального и нерационального.
№57
Теоцентризм также характеризуется креационизмом – учение о сотворении мира
Богом.
№58
Многие характерные особенности средневековой философии проявились в
происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма.
Под реализмом понималось учение, согласно которому подлинной реальностью
обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы,
существующие в эмпирическом мире.
№59
Номинализм - это философское учение, отрицающее онтологическое |К значение
общих понятий и утверждающее, что они существуют не в р действительности, а
только в мышлении. По утверждению номиналистов, общие понятия - это только
имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо
единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков,
общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Поэтому универсалии
существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты доказывали даже, что
реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в
человеческом уме. ч.
№60
Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и
общего, поставленной еще Аристотелем, который различал первичные и
вторичные сущности, но затруднялся в определении онтологического статуса и
тех, и других.
№61
Целью религиозного интеллектуализма была выработка у человека
сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на
авторитет, но и подкрепленное разумными доводами. Его представители
допускали участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и
оценки в религиозной жизни людей, стремились поставить разум на службу
вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности
рациональных средств воздействия на человека.
№62
Августин Аврелий теолог (богослов) он опирался на христианскую религию. Он
стоит у истоков христианской философии ( патристика от слова «патер»
отец) Человек не по своей воле умирает, рождается. За него решает Бог. Но
человек властен над своей волей . Человек обладает силой воли , но не
властен над телом.
№63
антропоцентризмом - учением об исключительной роли человека среди творений
Бога;
№64
Начиная с XV века, в социально-экономической и духовной жизни Западной
Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи,
которая вошла в историю под названием Возрождение. Она характеризуется
развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и,
соответственно, техники, естествознания, механики, математики. Все это
требовало поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному
познанию мира и человека. Новая эпоха осознает себя как возрождение
античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования,
откуда идет и само название - Ренессанс (Возрождение). Однако Возрождение
возникло как итог развития средневековой культуры, хотя и противопоставляло
себя средневековому христианству.
№65
Представители другого направления - религиозного антиинтеллектуализма
полагают, что рассудочный подход к религии, содержащий себе момент
принудительности и обязательности для Бога, исключает в нем творческое
начало, свободу, произвол, всемогущество. Действия Бога неподвластны
законам разума. Бог абсолютно свободен, его действия абсолютно
непредсказуемы. На пути к Богу разум является помехой.Слепую и бездумную
веру Его представители рассматривали античную культуру как ложные,
противоречивые по своей природе воззрения, уводящие людей от их подлинного
назначения - спасения своей души.
№66
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы.
Специфической чертой натурфилософии Возрождения является пантеизм -
философское учение, отождествляющее мир и 5ога. В нем христианский Бог
утрачивает свой в неприродный характер, сливается с природой, которая тем
самым обожествляется.
№67
Другим путем в разработке проблем методологии научногсТ исследования пошел
французский философ Р. Декарт (1598-1650 гг.)! представитель
рационалистического подхода к изучению явлений природы. Рационализм
представляет собой философское направление, признающее разум основой
познания и поведения людей.
№69
провиденциализмом - учением о предназначен ности человека к
сверхъестественной судьбе; эсхатологизмом - учением о конце мира и
наступлении "царства божьего".
№70
Под эмпиризмом мается направление в теории познания, признающее
чувственный источником знаний и считающее, что содержание знания может
представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
№72
Декарт сформулировал три следующих правит дедуктивного метода:
1).во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;
2) это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы
исследование было направлено на постижение имент этого неизвестного;
3) в вопросе должно содержаться нечто известное.
№73
единая субстанция обладает двумя атрибутами неотъемлемыми Свойствами
-протяжением и мышлением. Наряду с протяжением, материя, начиняя от камня и
заканчивая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени;
человеческое мышление есть лишь частный случай мышления вообще.
№74
Понятие монада используется в ряде философских систем для обозначения
конститутивных (определяющих) элементов бытия. Лейбница этим термином
обозначается самостоятельно существующая' субстанция. Монада проста, не
состоит из частей, а потому неделима. Она не может быть чем-то материально-
протяженным, т.к. все материальное, будучи протяженным, делимо до
бесконечности .Сущноеуь каждой монады оставляет деятельность т.е.
1)представление или восприятие 2) стремление.
№76
характерными особенностями философии эпохи Просвещения является сциентизм
- мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о
научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием
ориентации человека в мире.
№77
деизм - религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог,
сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в
закономерное течение его событий.
№78
Одной из важнейших характеристик философии этого периода является
рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что
инструментом познания является разум, а ощущения и опыт имеют
второстепенное значение. В этом смысле он противостоит сенсуализму,
придающему решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и
восприятиям, и эмпиризму, выдвигающему на первое место в познании опыт.
№79
Главной идеей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.) была проблема социального
неравенства и его преодоления. Уже в своем первом социально философском
сочинении он выступил против современной цивилизаций как цивилизации
неравенства, осуждая социальную культуру, оторванную от народа и освящавшую
неравенство. Этой цивилизации он противопоставил простоту и невинность
первобытных людей, живущих в согласии с природой и ведущих нравственный
образ жизни.Возникновение неравенства было одновременно и прогрессом, и
регрессом в жизни общества.
№81
Субъект познающий , по Фихте «я» , Гегель- тождество субъекта и объекта
№82
Кант выдвинул новую -концепцию субъекта, на основе которой провел
разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои
возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия. Он
ограничил познавательные способности субъекта миром явлений, оставив
нерешенной проблему связи явлений с "вещами самими по себе".
№83
Исходное понятие системы Фихте- « я» , которое утверждает себя как
такового в акте самосознания. «Я « есть волевое действующее существо.
Существует индивидуальное и абсолютное «я»
№84
В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира
явлений и мира свободы как субъективного деятельностного "Я" на основе
учения об их тождестве, т.е. тождестве субъекта и объекта. Абсолютный
субъект в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира,
абсолютное тождеств субъекта и объекта, точку "безразличия" их обоих.
Возникновение из этого первоначального тождества всего многообразия
определений этого мира есть "творческий акт", который будучи непознаваемым
для разума, является предметом особого рода иррационального познания -
интеллектуальной интуиции недоступна всем смертным, она дана лишь особо
одаренным людям, гениям.
№85
Движение сознания это восхождение от абстрактного к конкретному, каждая
послед ступень заключает в себе все предыдущие , воспроизводя их на новом ,
более высоком уровне, в тоже время последующие ступени предвосхищается на
более ранних этапах, диалектического пути развития. – сознание
–самосознание –разум -дух.
№86
Гегель называл свою философскую систему абсолютным идеализмом. Он стремился
охватить весь природный и духовный мир одним понятием. Таким исходным
понятием гегелевской системы является "Абсолютная идея", под которой
понимается разумное мышление как первоначало или субстанция всего
существующего. Абсолютная идея существует вечно и содержит в скрытом
"свернутом" виде все возможные определения природных, общественных и
духовных явлений. В процессе саморазвития она проходит различные стадии в
виде последовательного движения от абстрактного, т.е. общих определений, к
определениям, обогащенным конкретным содержанием.
№87
диалектический метод, предполагающий рассмотрение всех явлений и '
процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Гегель
характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как
принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.
Диалектический метод Гегеля также включает в себя принципы анализа
действительности: восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие
исторического и логического, всесторонность и другие.
№88
Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в
центре философии должен находиться человек как высшее) существо природы.
Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве
его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и
мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо
со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в
качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.
№89
Система завершенная, дает полное объяснение происхождения мира, причины
существования, к чему придет. Система трансцедентальна, абсолютная идея
совершенно бесконечна , ничего кроме неё нет . Сама себя познает в
собственных проявлениях. Создает природу мир, человека для создания
культуры и искусства. Метод диалектический применим в любой из отраслей
науки фил. Подвижен универсален.
№90
К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась
реальная возможность теоретического обоснования принципов
материалистической диалектики. В этот период получили развитие такие науки,
как физиология, эмбриология, геология. Был сделан ряд открытий,
свидетельствовавших о диалектическом характере процессов природы: открытие
немецким биологом Т. Шванном и М. Шлейденом клеточного строения животных и
растительных организмов, обоснование немецкими учеными Р. Майером и
Г.Гельмгольцем и английским физиком Дж. Джоулем закона сохранения и
превращения энергии, разработка Ч. Дарвином эволюционной теории.
№91
Они ввели в научный оборот понятие "материалистическое, понимание истории
,суть которого заключается в признании Определяющей роли материального
производства по отношению к другим сферам общественной жизни. При этом они
подчеркивали, что социально-экономическую детерминацию не следует
абсолютизировать и рассматривать как однонаправленный процесс. Духовная
жизнь общества имеет собственные законы функционирования и оказывает
значительное влияние на процессы в обществе, ускоряя или замедляя их
развитие.
№92
Субъект в системе Фейербаха - это реальный, .целостный человек в единстве
его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и
мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо
со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в
качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить
№93
Механисты утверждали, что не может существовать обособленной сферы
философствования, диалектики склонялись к тому, что философия обладает
самостоятельным статусом и имеет свое собственное содержание.
№94-95
В 40-50 годы XIX века по ряду общефилософских вопросов русск; общественная
и философская мысль разделилась на 2 направления западничество и
славянофильство. Представители западничества или западники, утверждали, что
Россия уже с петровских времен необратимо привязана к Западу
№101
Для Чернышевского область нравственного - это лишь функциональный придаток
физиологического, которое, в свою очередь, приводится в действие
социальным. Поэтому человек при одних обстоятельствах бывает добрым, а при
других - злым. Чтобы направить человека в сторону нравственного развития,
необходимо прежде всего изменить реальные условия его жизни, преобразовать
социальным. Нравственный мир, по Чернышевскому, как и мир физический
подчинен закону причинности. Все происходящие в нем явления 'взаимосвязаны
между собой и строго предопределены природой человека. Мышление заключается
в отборе ощущений и представлений, которые соответствуют потребности
мыслящего организма в данную минуту, а действия и поступки сводятся к
достижению результатов, намеченных мышлением. Все люди - эгоисты, ими
движет желание добра для себя. Добро - это большая польза, а т.к. желания у
всех одинаковы, то простая расчетливость и рассудительность обязывают
умерять эгоизм и придавать ему разумную форму (теория "разумного эгоизма").
№103
Географическая среда, по его мнению, определяет характер производительных
сил, создает объективные предпосылки для скачкообразного развития
социальной надстройки.
№105
основой такого мировоззрения по замыслу Соловьева должно стать
христианство Соловьев выступал за объединение всех христианских конфессий.
Он попытался включить в христианское мировоззрение новейшие достижения
естествознания , истории и фил, создать синтез религии и науки.
№106
Призванием человека выступает мессианская (по отношению к природе) роль -
роль ее освободителя и спасителя. Именно человечество является посредником
между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма
всеединства. В силу своего посреднического положения человек призван
видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда
цель мировой истории - единство Бога и небожественного мира, возглавляемого
Страницы: 1, 2, 3, 4
|