Экономический анализ
степени влияния на рез-т; объединение возд-ия на рез-т полож-но и отриц-но
влияющих факторов; формулировка оценки рез-ов хоз-ого явления.
Приемы: методы сумм, суммы мест, геометрической средней, расстояний.
Метод сумм закл-ся в том, что алгебраически суммируются абс-ые или относ-ые
значения пок-лей, хар-ие данный процесс.У этого метода больше огран-ий, чем
возможн-ей. Ограничения:
- суммируются однонаправленные пок-ли (метод геометрической средней
базируется на приеме нормирования (за 1- идеал, наш объект - 0,5,1,2,3 - в
сравнении) и преодолевает недостаток однонаправленности).
- значимость пок-лей разная (метод суммы мест базир-ся на приеме
предварит-ог ранж-ия пок-лей по степени значимости. Каждому пок-лю
присваивается ранг в общей с-ме показателей).
Последний метод (расстояний) строится на дисперсионном анализе - счете
отклонений от объекта- эталона.
Если в процессе анал-го иссл-ия мы обнаружили, что связь м/у
пок-лями вероятностная-стохастическая, необходимо работать с помощью
экономико- математических методов. К ним относятся: методы мате-ой
статистики (регрессивный, трендовый, корелляционный); метоы матем-ого
программирования (лин-ое программирование ; методы исследования операций
(методы, позвол-ие разраб-ть действия, операции, теория игр, управление
запасами, ТМО, сетевое моделирование); методы экономической кибирнетики (
имитационное моделирование, теория распознавания образов, деловые игры);
эвристические методы («Справочник по функционально- стоимостному анализу»/
Майданчик).
1.Понятие спроса ,факторы его опред-щие.
Целями любого п/п явл-ся: получение прибыли, удовлетворение потребностей
общества. Основным фак-ом, влияющим на развитие п/п является спрос на его
продукцию.
Спрос - тот объем продукции, который потребитель хочет и в состоянии
приобрести при определенных условиях по опред-ой цене в течение опр-ого
периода времени и на конкретном рынке.На ряду со спросом нас интересует
функция спроса. Функция спроса - это зависимость от объема продукции, от
фак-ов, оказыв-щих влияние на спрос. Все фак-ра, которые оказывают влияние
на спрос надо разделить на 2 группы: цена (как осн-ой ф-ор) и неценовые ф-
ры (детерминанты).
Факторы: цена, по которой фирма продает продукцию, цена конкурента.
Зависимость м/у спросом и ценой предст законом спроса. Она закл-ся в
обратной зависимости м/у ценой продукции и спросом на нее при неизменности
всех прочих ф-ов. С ростом цены уменьшается спрос.К нецен-м ф-рам относ-ся:
доходы той группы нас-ия, кот-я является потенц-ым покуп-ем нашего товара.
Товары, срос на которые зависит от доходов насел-ия, называются тов-ми
первой категории (дорогостоящие) Товары низшей категории - изменение спроса
на котроые обратно измен-ю дохода насел-я.
реклама
состояние финансово-кред-ной сис-мы
общее число пок-ей, заинтересов-ых в этой продукции на рынке
предпочтения, вкусы, мода, национальные особенности
Функция спроса - зависимость м/у объемом продаж и всеми перечисл-ми
факторами. При этом в этой формуле знак будет означать направление влияния,
а по эфф будет означать степень зависимости изменения спроса.
Q= -k(p + l(D + L(r , L(0
D - дох пок на душу населения
r - % ставки
Виды, состояния спроса:
отрицательный спрос ( проибр продукции, как правило, из-за отсутствия
инф-ции); полное отсутствие спроса (по неинф-ти, есть аналоги);
нерегулярный спрос (колеблется в течение промежутка времени; нормальный
спрос, совпадающий свозм-ми выброса прод-ии на рынок; чрезмерный спрос
(спрос больше предложения); нерац-ый спрос - спрос на тов-ры, котор-е треб-
ют (табак, алкагольные изделия).
2.Эластичность спроса
Поскольку каждый из ф-ров имеет разную степень воздействия на величину
спроса в целях упр-я и рег-ия пр-а нам необходимо оценить степень
чувствительности D к изменению ф-ов спроса. Эластичность -
общеэкономический пок-ль, его назн-ие - измериьт насколько процентов
изменился результативный пок-ль вследствие изм-ия на 1% переменного ф-ра.
(=((y/y)(((x/x)=((y/(x)((x/y)
Эластичность измер-ся 2-мя способ-ми. Точечная эластичность. Кот-я измер-
ет зав-ть спроса от изменения к-л ф-ра в конкрет-ой точке ф-ии спроса.
Другой метод - дуговая эаст-ть, кот-ая хар-т среднюю зависим-ть спроса от
ф-ра на опред-ом отрезке ф-ии спроса.
Пример. Q=6600-5000p+1000A+50D+1000З; Q - спрос на билеты; P - цена
билета; А - создание одного пос-ого места; D - доходы на одного
потребителя; З - реклама;
р=5, А=7 мест; D=28; З=20; Q=10000 шт.
Точечная эластичность можно посчитать по любому из ф-ров. М/у спросом и
рекламой:
Эз=1000(20/10000=2 в точке (20:10000)
Эз=1000(50/40000=1,25 в точке (50:40000)
Дуговая эластичность хар-ет среднюю эластичность на отрезке кривой
спроса.
(з=((Q/(Q1+Q2)/2)/((З/(З1+З2)/2)=((Q/(З)(( (З1+З2)/(Q1+Q2));
(з=1000((50+20)/(40000+10000)=1,4
Дуговая эластичность применяется в расчетах тогда,когда колебания
переменной величины значительны и состав-ют более 10%. Если перем-ая вел-на
колеблется незначительно, то работают с точечной эластичностью.
Эластичность может быть рассчитана по любому из факторов спроса. Наиболее
распространение в практике получила ценовая эластичность, кот-ая колич-но
хар-ет степень изменения кол-ва продукции, запрашиваемое рынком, взависим-
ти от колебания цен на продукцию при неизменных значениях всех остальных
переменных в ф-ции спроса.
В точке р=5:
(р= -5000(5/10000= -2,5
(р= -5000(6/5000= -6 в точке р=6
Исходя из эластичности различают три вида спроса. Первый - эластичный
спрос (|(р|(1), при котором изменение цены на продукцию ведет к более
высоким темпам изменения количества продукции. Второй - стабильный спрос
(|(р |=1), то есть темпы изменения цены и количества равны. Неэластичный
спрос (|(р|(1), при котором изменение цены вызывает изменение кол-ва
прдукции в темпах меньших, чемсамо изменение цены.
Место графика
Эластичный спрос.
Влияние на доход роста цен ведет к уменьшению дохода и наоборот. При
стабильном спросе влияние на доход роста или понижения цен отсутствует.
При неэластичном спросе при росте цены доход будет уменьшаться и наоборот.
Спрос абсолютно неэластичен: (р=0 - какую бы цену мы ни назначили будут
прод-ся опр-ое кол-во товаров.
Абсолютная эластичность (р=[pic]. Можно продать сколько угодно товаров
по определенной цене.
|p |Q |TR |MR |элас|
| | | | |тичн|
| | | | |ость|
| | | | |дуго|
| | | | |вая |
|100|1 |100|( |( |
|90 |2 |180|80 |-6,3|
| | | | |3 |
|80 |3 |240|60 |-3,4|
| | | | |0 |
|70 |4 |280|40 |-2,1|
| | | | |4 |
|60 |5 |300|20 |-1,4|
| | | | |4 |
|50 |6 |300|0 |-1 |
|40 |7 |280|-20|-0,6|
| | | | |9 |
|30 |8 |240|-40|-0,4|
|20 |9 |180|-60|-0,2|
|10 |10|100|-80|-0,1|
| | | | |4 |
С 1 по5 включит-но - эластичный спрос, а с 7 по 10 неэластичный.
TR=P(Q
MR=TRI=(TR/(Q=((P(Q)/(Q=(P(Q+Q(P)/(Q=P+Q(((P/(Q)=P(1+(Q/P)
(((P/(Q))=P((1+!/(p)
MR=P((1+!/(p)
P=MR/(1+!/(p)
Перекрестная эластичность.
Цена товара-заменителя может быть важнейшим фактором спроса на данный
товар. Взаимозаменяемые товары - это товары м/у которыми существует
зависимость (цены одного и объема продаж другого)
(р=((Q2/p1)((p1/Q2)
(р1(0 ( цена одного товара и спрос на другой изменяются в одном
направлении. Прямая хар-ет хорошо взаимозаменяемость товаров.
(р1(0 ( цена одного товара и спрос на другой изменяются в разных
направлениях. Прямая хар-ет взаимодополняемость товаров (комплиментарные
товары).
(р1=0 ( никакого влияния цены одного товара на спрос другого нет, то
есть товары неродственны.
Лекция№4 Анализ взаимосвязи затрат, выручки и прибыли.
Предварительный анализ.
Этот метод в зарубежной практике используется дост-но широко: «затраты -
объем - прибыль». Назначение этогометода -прогнозный анализ прибыли. Анализ
прибыли с использованием этого метода позволяет рассм-ть ф-ры, формирующие
с/с и цены, определить их колич-ое влияниена вел-ну прибыли, поэтому этот
анализ нашел широкое применение в управлении п/п.
В основе этого метода лежит свойство разли-ых составных частей с/с по-
разному реагироватьна изменение объема производства. П/п начинает получать
прибыль только тогда, когдавыручка отреализации покрывает понесенные п/п
затраты. Анализируя измен-ие постоянных и переменных затрат в зависимости
от суммарного объема производства, п/п может гибко и оперативно принимать
решения по управлению, испльзованию ставки маржинального дохода,
оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции.
При этом используется 2 основных подхода к максимизации массы, темпам
наращения прибыли: сопоставление выручки с суммарными , а также переменными
и постоянными затратами и сопоставление предельной выручки с предельными
затратами. Второй метод наиболее эффективен.
Метод анализ «затраты - объем - прибыль» называется анализом
безубыточности. При его проведении изучается влияние изменения цен на
прдукцию, уровня и структуры издержек иобъема продаж на прогнозируемую
прибыль. Анализ безубыточности эффективен для подготовки и оценки различных
проектов с точки зрения их возможной прибыльности или доходности.
Методика анализа соотношения «издержки - объем - прибыль»
Место схемы
При анализе безубыточности используются следующие базисные предположения:
. неизменные цены на продукцию; объем продаж в стоимостном выражении
меняется прямо пропорционально количеству проданного;
. совокупные издержки подраздел-ся на пост-ые и перем-ые;
. общие перемен-ые издержки меняются прямо пропорц-но объему проданного; то
есть переменные издержки остаются на постоянном уровне только в опред-ых
пределах;
. общие постоянные издержки сохраняются неизменными в пределах
рассматриваемого объема продаж;
. ассортимент прдукции ост-ся неизм-ым в пределах рассматриваемого объема
продаж;
. объем продаж равен объему производства, то есть объем запасов остается
неизмен-м.
Графический анализ безубыточности.
Представим взаимосвязь издержек, объема пр-ва и прибыли графически
Место графика
Две наиболее важные линии- линия выручки (общего дохода) и линия
совокупных издержек. Точка их пересечения показывает объем пр-ва, при кот-
ом прибыль равна нулю, то есть доход= общим издержкам. Эта точка называется
точкой критического объема продаж, точка безуб-сти или мертвая точка. Для
того, чтобы найти прибыль, необходимо найти разность по вертикали м/у
линиями выручки ТС вверх от точки безуб-сти. Зона убытков идет вниз слева
от точки безуб-сти. После определения точки безуб-сти имеется возможность
оценить возможность получения прибыли на любом отрезке времени в будущем.
При построении графика делаются следующие допущения:
. существуют неизменные цены реал-ии, с одной стороны, и цены на
потребляемые производ-ые ресурсы с другой;
. затраты п/п строго подраздел-ся на постоянные и перемен-ые;
пост выручка пропорц-на объему реал-ии;
. существует одна точка критического объема произ-ва;
. ассортимент изделий постоянный;
. объем производства равен объему реализации
Точку критического объема продаж можно опред-ть и алгебраически:
Прибыль - разность м/у выручкой и совокупными издержками.
П=р(Q-Спер(Q-Спост, где П - прибыль, р - цена, С - издержки; Q - объем
продаж.
В точке критического объема продаж прибыль равна нулю. Исходя из этого:
П=р(Q-Спер(Q-Спост=0
(р-Спер)(Q-Спост=0
Q=Спост/(р-Спер)
2. Критический объем продаж может быть определен и по след формуле:
Q=Спост+П/р-Спер - только при условии, что мы хотим определить
критический объем продаж этому ч. д. Необх прибыли.
Пример. Компания производит изделие: р=5000, Спер=3500, Спост=150000000.
Определить критический объем продаж, необходимый объем продаж при условии,
что п/п планирует получить прибыль, П=30000000.
1. Q=Спост/(р-Спер)=150000/(5-3,5)=100000.При произ-ве 100000 шт изделий
прибыль равна нулю.
2. Q=(150000+30000)/(5-3,5)=120000
Для того, чтобы получить прибыль равную 30000000 п/п должно произвести
120000 изделий.
Назначение анализа безубыточности:
. определить критическое значение объема продаж, реализация продукции ниже
которого стабильно будет приносить фирме убыток;
. определение объема прдвж, необходимого для получения определенной вел-ны
прибыли;
. с помощью анализа безубыточности просходит выбор оптимальной
производственной программы, номенклатуры, конкретного вида деятельности,
то есть анализ безубыточности является основой расчета производственной
программы;
. выбор оптимальной технологии;
. позволяет принимать решения в ситуации, когда для удовлетворения
потенциального спроса имеется недостаточно ресурсов (имеет место
ограничивающий фактор).
Все это является предварительным анализом продаж (реализации).
1.ФАКТОРЫ РОСТА ОБЪЕМА ПРОДАЖ.
В РФ есть 2 метода учета объема продаж : базовый (по отгрузке),кот.
предполагает определение момента реализации при передаче, предъявлении
покупателям расчетных документов за отгруженную продукцию, и кассовый (по
оплате), предполагающий определение момента реализации по оплате
отгруженной продукции, т.е. по поступлению денег на расчетный счет или в
кассу. Согласно Указу Президента №685 (в соответствие с международными
стандартами) ( если в договоре на поставку не указан особый (иной ) порядок
перехода права собственности на продукцию,то используется метод по
отгрузке.
Факторы, определяющие изменение объема продаж:
1). способ изменения объема продаж;
2). факторы, связанные со сбытом продукции;
Онереал. прод. на н. г.+П(произвед. продукция)=Р(реализов. продукция)+Ок.
г.
К реализации может относиться выплата з/п в натуральном выражении. Если
равенство не соблюдается , то - недостача или излишки продукции. Изменение
остатков нереализ. продукции за отчетный период отражается на балансе п/п
по сч. 40”готовая продукция” и сч. 45 “товары отгруженные” ,кот.
аналитически ведутся по след. направлениям:
- товары отгруженные, срок оплаты кот. не наступил;
- товары отгруженные, но неоплаченные в срок (просроченные товары );
- товары на ответственном хранении.
Способы регулирования поступления денежных средств:
1.предварительная форма оплаты за товары и услуги;
2.переход расчетов на вексельную форму оплаты. Письмо Минфина №142 от
01.10.94. “Положение по вексельному обращению” . Вексель - это не
дебиторская задолженность , а коммерческий кредит. Он является платежным
средством ( простой и переводной ) . Деньги за поступление товаров ,
оформленные векселем, могут быть получены с любого 3-го лица, кот. принял
этот вексель к учету.
3.не работать с финансово ненадежными партнерами;
4.иметь гарантии любой 3-й стороны;
5.реально оценивать дебит. задолженность. Два метода оценки:
инвентаризация ( Приказ МФ №49 от 14.07.97. ) и резерв по сомнительным
долгам сч.82. Такая методика чаще всего ипользуется банками(определение
качества кредитного портфеля).
3). рост объема производства.
2.СОСТЯНИЕ И ОЦЕНКА ДЕБИТ. ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Рассмотрим только дебит. коммерческую зад-ть,т.е. задолженность п/п -
покупателей за купленную продукцию.
Дебит. задолженностьоценивается по фактическим затратам, возникающим у
данного п/п по этой зад-ти, к кот. относятся все затраты на производство и
реализацию продукции, в т.ч. затраты по транспортировке(в зависимости от
вида франко ), компенсация покупателям отсрочки платежа.
Согласно Указу Презта №2204 от20.12.94. “Об обеспечении правопорядка при
осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров(р,у)” и
Постановлению Прав-ва №817 от 18.08.95. “О мерах по обеспечению
правопорядка ...” разрешено в составе дебит. зад-ти держать только зад-ть ,
срок исполнения по кот. не превышает 4 месяцев со дня фактического
получения п/п-должнеком товаров. После истечения срока платежа плюс 4
месяца актив в виде дебит. зад-ти должен перейти в состав убытка, при этом
прибыль для целей налогообложения не уменьшается на эту сумму. Сумма зад-ти
переводится за баланс, где учитывается в течение 5 лет (срок исковой
давности) с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания.
Взысканная дебит. зад-ть образует прибыль прошлых лет.
В целях обеспечения платежеспособности дебит. зад-ти ст. ГК 395 правовым
образом закрепила статью упущенной выгоды за пользование деньгами (по
ставке рефинансирования).
Анализ дебит. задолженности.
Для анализа используются данные баланса об изменении объема дебит. зад-ти
за год и сведения аналитичесского учета, кот. группируются в своднуе
таблицы по срокам образования и погащения. Это позволяет прояснить общую
картину состояния расчетов и выявить просроченную и сомнительную деб. зад-
ти.
Для оценки оборачиваемости деб. зад-ти используется группа показателей:
1. Оборачиваемость деб. зад-ти = выручка от реализации ,полученная на
условиях последующейоплаты / средняя деб. зад-ть;
2. Период погашения деб. зад-ти = длительность анализируемого периода *
средняя деб. зад-ть / выручка от реализации;
3. Доля деб. зад-ти в общем объеме текущих активов;
4. Доля сомнительной деб. зад-ти, харатеризующая качество деб. зад-ти.
Его рост свидетельствует о снижении ликвидности.
Для регулирования деб. зад-ти необходимо контролировать просроченную зад-
ть, увеличивать число покупателей для снижения риска неуплаты, следить за
соотношением между деб. и кред. зад-тью, предоставлять скидки при досрочной
оплате.
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕРИТЕЛЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪМА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ.
Три вида измерителей: натуральный,стоимостной, трудовой.
Объем продукции в основном измеряется в стоимостных показателях, кот.
делятся на две группы:
- полностоимостные показатели - определяются на основе цены продукции:
прибыль и затраты. Наиболее популярный - товарная продукция(ТП).
- элементностоимостные показатели, исчисленные на основе отдельных статей
с/с или путем исключения из с/с некоторых элементов. Наиболее популярна-
чистая продукция.(ЧП). Данный показатель определяется на основе цены за
вычетом материальных затрат:ЧП=ТП(ВП) - мат. затраты -амортизация. ЧП
применяется при анализе соотношений темпов роста производительности труда и
средней з/п, для оценки уровня фондоотдачи и др.
Трудовые показатели: Объем выполненных работ определяет трудоемкость -
количество затраченного труда на единицу продукции. Позволяет выявить
влияние побочных факторов на показатели объема производства и выпуска.
Трудоекость определяется с помощью измерителей: 1) нормо-
часы(характеризуют затраты труда, но не качество); 2). нормативная
стоимость обработки: формируется на базе цена-прибыль-прямые материальные
затраты и характеризует только стоимость обработки; 3) нормативная з/п -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|