рефераты скачать

МЕНЮ


Влияние ТНК на мировой экономический процесс

Глава III.

ТНК как фактор осуществления глобального влияния.

1. Взаимоотношения ТНК и государства.

Широкое распространение и рост ТНК в период после Второй мировой войны

является одним из важнейших феноменов последнего времени, что породило

многочисленные его исследования. Как уже отмечалось, при определении самого

понятия ТНК самими исследователями обращается внимание на то, что они

владеют, контролируют, производят или оказывают услуги вне той страны, где

они обоснованы, отмечается неоднозначный характер собственности ТНК,

которая может быть частной, государственной или корпоративной

(смешанной). По-разному оценивается роль ТНК в мировом экономическом

развитии и в международных отношениях, Но во всех странах общепризнанным

является факт очень широких возможностей ТНК и неуклонного расширения их

деятельности вне национальных границ. Обще признана также их роль в широких

вложениях капитала в национальную экономику. Сама оценка деятельности ТНК

дается весьма различно, начиная от крайне позитивной и заканчивая крайне

негативной. В качестве негативных факторов выделяется то, что внедряя

современные технологии, ТНК резко увеличивают безработицу, ухудшают

финансовые балансы и нарушают правила нормальной конкуренции. Во многих

странах указывается на то, что собственность и контроль над ключевыми

экономическими секторами переходит в руки иностранных предприятий, что

оказывает существенное влияние на политический суверенитет и на изменение

социокультурных ценностей, т.е. внесение зарубежных ценностей и принижение

роли или полное уничтожение местных ценностей. Широко обсуждается также

проблема влияния ТНК на увеличение благосостояния местного населения,

причем мнения высказываются самые различные, от того, что они поднимают, до

признания, что они снижают благосостояние. Обсуждается их взаимодействие

с профсоюзными организациями в странах, дискутируется роль ТНК в

формировании и реализации интересов потребителей, качества и цен товаров,

ими производимых.

Одной из чрезвычайно сложных и противоречивых проблем, которой дается

разная характеристика в трудах зарубежных авторов, является проблема

взаимоотношения ТНК с национальными правительствами. Здесь можно выделить

три основных подхода: либеральный (ортодоксальный), марксистский

(радикальный), националистический (неомарксистский) . Каждый из них по-

своему интерпретирует взаимоотношения ТНК и их национальных правительств.

За последние тридцать лет эти отношения претерпели большие перемены:

от конфликтов к сотрудничеству. Если раньше правительства пытались

ограничить деятельность ТНК, то сегодня ТНК рассматриваются ими как

средство укрепления национальных позиций, создания национальных

преимуществ.

Система отношений между государством и ТНК представляет собой

диалектическое единство противоречий. С одной стороны, ТНК являются

важным инструментом внешнеэкономического и внешнеполитического влияния, и

государство не может не использовать это в интересах своего утверждения на

мировой арене. С другой стороны, единство интересов не исключает наличие

противоречий, главным из которых является противоречие между

интернациональным глобальным характером операций ТНК и территориально

ограниченной юрисдикцией государства. Государство постоянно пытается

утвердить контроль над вывозом капитала, товаров, технологий. ТНК

осуществляя спою стратегию получения долгосрочных прибылей, оказывают

воздействие на экономическую конъюнктуру страны-базирования или принимающей

страны, и в результате вступают в противоречие с определенными мерами

государственного регулирования экономики.

Дж. Даннинг в своей статье "Правительство и ТНК: от конфронтации к

кооперации" развивая свою "эклектическую теорию, исследовал отношение между

правительствами и ТНК за последние три десятилетия и оценил перспективу их

развития. Вот основные его положения:

1. в прошлом государственная политика в отношении ТНК не была явно

связана с общей государственной стратегией либо потому, что ТНК

контролировали крайне незначительную часть экономики, либо потому, что

правительство считало результаты регулирования деятельности ТНК

незначительными;

2. сегодня правительства вынуждены рассматривать достижения

сравнительных преимуществ в области ресурсов, которые находятся под их

юрисдикцией, как самостоятельную экономическую цель, отводя все большее

значение как внешним, так и внутренним инвестициям. Это произошло

вследствие сближения экономических структур стран. Кроме того, ТНК

становятся все более независимыми в выборе места размещения своих филиалов.

Действия правительств в 1960 - 1970-е годы Дж. Даннинг оценивает как

нерегулярные и не скоординированные ими попытки разработать экономическую

стратегию и тактику с учетом роста прямых зарубежных инвестиций, обычно

приводили к конфронтации с

ТНК, причем первые стремились увеличить свою долю за счет деятельности ТНК.

В 1980-е годы глобализация экономики и научно-технический прогресс

способствовали переоценке правительствами политических последствий

деятельности ТНК и изменению отношения к ним.

В 1990-е годы, правительства стали играть координирующую роль в

использовании производственных возможностей, и зарубежные инвестиции

рассматриваются как дополнение к внутренним- Они разрабатывают

политику, стимулирующую приток иностранных инвестиций в их страны и

повышающую конкурентные преимущества их ТНК на зарубежных рынках.

Стратегическое единство интересов ТНК и государств вполне конкретно

проявляется и в том факте, что государственная политика, партийная система,

армия не могут существовать без опоры на финансово-техническую поддержку

ТНК. В постоянную долю издержек, необходимых для внешнеэкономической

экспансии ТНК, превратились расходы чисто политического порядка. Так,

стоимость парламентских выборов в Японии за последние двадцать лет

увеличилась в 70 раз. Общие расходы по выборам президента и состава

Конгресса США выросли с 1976 года по 1980 год со 160 млн. долларов до 2,2

млрд. долларов.

Естественно, невозможно получать от какой-либо организации многие

тысячи долларов и при этом не попадать под ее влияние. Действительно, 87 %

корпораций считают, что эти "пожертвования" в итоге выливаются в выгодное

для них законодательство и политический курс.

Целевой формой связи большого бизнеса с органами государственной

власти является система лоббирования, направленная на отстаивание

интересов ТНК. Современная лоббистская сеть ТНК включает в себя целые

отделы корпораций и их объединений, различные неформальные контактные

организации, фонды, бюро и т. д. Они ставят своей целью оказывать влияние

на принимаемые законодательные акты, деятельность партий, результаты

выборов и решения судебных органов. В своей деятельности лоббисты

используют различные методы: организации кампаний по привлечению

избирателей к участию в голосовании; налаживание контактов с политическими

деятелями и чиновниками госаппарата для дальнейшего влияния на их решения;

финансирование предвыборных кампаний, деятельности политических партий

и другие.

В ходе проведения конкретной политической кампании ТНК могут

мобилизовать для ее поддержки персонал своих предприятий и предприятий

субподрядчиков, банкиры - своих клиентов.

Кроме того, в последние десятилетия ТНК не ограничиваются только

финансированием каких-нибудь политических деятелей. Крупнейшие владельцы

ТНК сами входят в состав правительств и баллотируются на посты глав

государств. Так, в правительстве Р. Рейгана каждый четвертый член был

мультимиллионером. Более того, многим из них были вверены государственные

посты в секторах экономики, в которых они до назначения имели крупные

финансовые интересы.

Поскольку американские корпорации являются очень крупными

вкладчиками капитала, поскольку они оказывают важное влияние на зарубежную

производственную стратегию, постольку обычно основное внимание в вопросах

отношений ТНК и правительств уделяется именно им. Интересы американских

корпораций и внешней политики США в значительной степени совпадают.

Это совпадение интересов ведет к проведению более общей политики между

ТНК и американским правительством. Лидеры американских корпораций и лидеры

государства в общем и целом верят, что иностранная экспансия американских

ТНК служит наиболее важным интересам ТНК. Вследствие этого американская

политика за рубежом, как правило, защищает их. Совпадение интересов

существует в различных областях.

Так, до конца 1970-х годов американцы контролировали добычу большей

части мировых сырьевых материалов и нефти в несоциалистических странах и

гарантировали, таким образом, безопасность снабжения и предпочтения для

американских потребителей в периоды сокращения поставок. Например, во время

Корейской и Вьетнамской войн американцы в значительной мере регулировали

цены на поставки этих товаров. Это достигалось путем собственности и

контроля над ресурсами в других странах. Хотя они были существенно

подорваны в 1980-е годы, влияние американцев в этих секторах продолжает

оставаться весьма сильным.

Американские политические лидеры убеждены, что национальные

интересы США реализуются путем экспансии корпораций в производстве товаров

и услуг. Прямые иностранные вложения рассматриваются как основной

инструмент, посредством которого США могут поддерживать свои позиции на

зарубежных рынках. А зарубежная экспансия ТНК - как средство поддержания

американской доминирующей позиции в мировой всерасширяющейся экономике, и

прежде всего в Западной Европе и Японии. Эта экспансия считается более

эффективной, чем расширение экспорта из США. Производство товаров в

развивающихся странах, особенно производство, которое требует высоких

издержек труда, позволяет американским корпорациям успешно конкурировать в

области производства товаров, стоимость которых бывает низкой. Хотя

американские корпорации экспортируют капитал и технологии, их реальная сила

- финансы, исследования развития и управленческий контроль - остается в

США. ТНК других стран также развивают свое производство, стремясь

поддержать и увеличить свою долю на мировом рынке.

Считается также, что американские ТНК продолжают финансировать баланс

и являются главным источником сохранения обмена и баланса этого обмена с

зарубежными странами, что укрепляет американскую глобальную военную и

политическую позицию, поэтому они рассматриваются как важный фактор

американского экономического и политического благосостояния и глобального

влияния. Естественно, что ТНК, в свою очередь, боятся национализации или

определенного ограничения своей деятельности в зарубежных странах и

нуждаются в существенной поддержке и защите американского правительства.

ТНК оцениваются также как проводники глобального экономического

развития и механизм распространения американской свободной

предпринимательской системы. Начиная с Плана Маршалла, ТНК отводилась роль

усиления иностранных экономик и противостояния коммунизму и

социалистическим моделям экономического развития.

Так как ТНК по своему характеру являются международно-оперирующими,

помимо вышеперечисленных функций они выполняют и функцию дипломатии в

сфере внешних сношений, в которой они выступают как политические агенты,

имея в этом плане большой потенциал:

1. наличие густой и широкой сети филиалов, дочерних компаний,

представительств, связей, которую не имеет ни одно дипломатическое

ведомство;

2. присутствие ТНК в экономике принимающих стран, в их инфраструктуре,

внешней торговле, в отличие от официальной дипломатии, которая действует на

межгосударственном уровне;

3. распространение ТНК своего контроля на средства массовой

информации, связи, что означает обладание мощным оружием формирования

местного общественного мнения;

4. создание в зависимых странах послушной силы в лице представителей

местных политических, общественных кругов.

Таким образом, ТНК имеют огромные возможности участвовать в

политических процессах не только в странах базирования, но и принимающих

странах.

Однако роль инструмента проведения внешней политики одной страны

против другой и случае скрытого или прямого конфликта вызывает

неудовольствие бизнесменов, поскольку правительство США пытается

манипулировать или контролировать деятельность американских ТНК для

оказания давления на правительства других стран. Таких примеров можно

привести великое .множество. Например, в тех случаях, когда государство

проводит антиамериканскую позицию, принимаются ограничительные меры по

экспорту определенных товаров в эту страну. ТНК перестают поставлять им

необходимую технику и технологии, хотя зачастую, это бывает для них крайне

экономически не выгодно. Вообще, угроза непоставки техники и технологии

очень часто применяется правительством США. Принимаемые решения по

ограничению экспорта и импорта ставят другие страны под контроль и создают

для них большие трудности. Необходимо отметить и то, что правительства

других стран тоже все чаще стали рассматривать ТНК как инструмент своей

национальной политики, например, в плане большего безопасного обеспечения

своих стран сырьевыми материалами. В ряде случаев при ослаблении

американских ТНК их место занимают японские и другие корпорации.

Тесное отождествление корпоративных и национальных интересов стало

наблюдаться особенно после энергетического кризиса 1973 года. Определенные

круги ученых, профсоюзных деятелей, журналистов стали говорить и писать о

том, что иностранные капиталовложения надо использовать для осуществления

политики занятости, более эффективного распределения национального дохода и

повышения соревновательных позиций американской экономики. Сама по себе

позиция и действия ТНК в других странах стали подвергаться все большему

обсуждению и критике. Вместе с тем необходимо сказать, что в связи с

относительным упадком американской промышленности, большим торговым

дефицитом и ростом безработицы, хроническим упадком баланса платежей

утвердилось более критическое отношение к деятельности ТНК за рубежом.

Распространилось мнение о необходимости больше вкладывать в американскую

экономику и ограничить передачу американских технологий.

Несмотря на осуществление в 1980-е годы очень энергичной поддержки

прямых иностранных капиталовложений, политические чувства в Америке по

этому вопросу характеризуются все большими и большими противоречиями. Сами

американцы стремятся увеличить экспорт продукции, производимой в США, и

получить прибыль от иностранных капиталовложений в американскую экономику.

Однако, основной позицией американского правительства остается поддержка

прямых иностранных капиталовложений в экономике зарубежных стран.

В 1980-е годы увеличивается поток зарубежных

капиталовложений в экономику США, что бесспорно послужило ослаблению

враждебности в отношении американских капиталовложений. Однако,

несмотря на это, американское общественное мнение становится в последние

годы все более и более критично настроенным к иностранным

капиталовложениям и деятельности ТНК. В США широко распространяется мнение,

что прямые американские вложения в другие страны создают условия

деиндустриализации американской экономики. Стала утверждаться точка зрения

на американскую промышленность как простую сборщицу готовых компонентов,

произведенных за рубежом.

Сами американцы задают много вопросов, причем сами эти вопросы

формулируются порой в весьма категоричной форме. Например, что произойдет,

если американским фирмам будет запрещено вкладывание капитала за рубежом?

Улучшит или ухудшит это положение США? Таким образом, мы должны скачать о

том, что отношение американцев к правительству и ТНК в последнее время

стало чаще меняться и подвергаться сомнению.

2. Деятельность ТНК в развивающихся странах.

На мой взгляд, было бы неполным рассмотрение только отношения

политических деятелей и общественности развитых стран к деятельности ТНК.

Необходим анализ отношения слаборазвитых стран к активности ТНК. Здесь

могут даваться совершенно разные варианты ответов. Например, либералы могут

утверждать, что установление цен не связано с деятельностью национального

или многонационального предпринимательства, что национальная

собственность на средства производства не оказывает существенного влияния

на модель экономического поведения.

Даже руководители ряда развитых стран очень остро реагировали на

деятельность ТНК. Таковой была реакция Президента Франции Ш. де Голля в

1960-е годы.

Но особенно рельефно эта проблема взаимодействия правительства и ТНК

проявилась в развивающихся странах. На этом вопросе я и хотел бы

остановиться.

Прежде всего хотелось бы отметить, что проблема иностранных

капиталовложений, их роли, также стара, как и деятельность Ост-Индских

компаний - это факт, который обычно широко отмечается в зарубежной

литературе. Но, на наш взгляд, эта позиция еще более стара, чем

деятельность Ост-Индских компаний. Ее можно увидеть и в деятельности Ганзы,

и в деятельности Венеции и Генуи, а явные истоки ее лежат гораздо глубже, и

сама проблема, очевидно, впервые возникла, когда начал формироваться

Великий шелковый путь.

В современном мире можно выделить три основных волны таких

капиталовложений. В XVII - XVIII веках в эпоху старого колониализма

английских, голландских, испанских и других компаний создавались шахты и

плантации в различных частях земного шара, которые сопровождались

эксплуатацией местного населения и извлечением минеральных и других

богатств. Расцвет второй волны пришелся на конец XIX века, на эпоху, так

называемого, нового империализма, когда Африка, Юго-Восточная Азия и другие

страны мира были включены в имперские системы. Хотя в этот период времени

эксплуатация и извлечение богатств из этих стран продолжались, для

обеспечения и облегчения этой эксплуатации европейцы стали вкладывать

средства в развитие портового хозяйства, строительство железных дорог,

городских центров, т.е. в создание инфраструктуры, весьма важной для

слаборазвитых государств,

Третья волна началась в 1960-е годы XX века, когда слаборазвитые страны

стали использовать импортозамещающую стратегию как наиболее быстрый

путь осуществления индустриализации. Существование высоких торговых

барьеров, различных налогов и т.д. вынудило США и другие развитые

государства субсидировать производство вне своих собственных границ.

Этот период в мировой литературе часто называется революцией растущих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.