рефераты скачать

МЕНЮ


Влияние ценовой политики на факторы производства

последующая из них становится больше предыдущей, соответствуя размерам

привлекаемого капитала. Первый вывод из сказанного заключается в том,

что ценообразование на факторы производства, в

частности первичные ресурсы, такие как труд, земля и капитал,

определяется ценой конечных продуктов потребления, производимых с

помощью этих факторов. Именно этой особенностью объясняется

производный характер спроса фирм на факторы производства,

зависимость цен на все виды ресурсов от цен на потребительские

товары. Второй вывод: ценообразование на факторы производства следует

связывать с доходами собственников, владеющих этими факторами. Любой

человек получает свой доход от одного из перечисленных,

принадлежащих ему лично факторов производства: либо от своего труда, либо

от своего капитала, либо от своей земли. Доход, получаемый от

труда, называется заработной платой. Доход, получаемый с капитала

лицом, лично употребляющим его в дело, называется прибылью.

Доход, получаемый с капитала лицом, не употребляющим его в дело,

а ссужающим его другому лицу для производительного применения,

называется процентом, или денежным ростом. Он представляет собой

вознаграждение, уплачиваемое заемщиком заимодавцу за ту прибыль,

которую он имеет возможность извлечь с помощью капитала. Прибыль

принадлежит заемщику, но часть ее выплачивается заимодавцу за

предоставленный в ссуду капитал. Доход в форме ссудного процента

является производным доходом, выплачиваемым из прибыли, полученной

от применения взятых в ссуду денег. Доход, получаемый целиком с

земли и присваиваемый землевладельцем, называется рентой.

Доходы, основывающиеся на перераспределении собранных государством

налогов, в конечном итоге получаются за счет вес тех же трех первичных

факторов производства. Они - результат перераспределения заработной

платы, прибыли и ренты, которые поступают служащим в форме окладов;

престарелым - и форме пенсий; получателям различных рентных выплат,

социальных выплат и пособий. Логика доводов, относящихся к вопросу о

взаимосвязи доходов различных групп общества и цен на рынках

факторов производства, также прослеживается через движение цен на

потребительские товары. Так как цена любого из этих товаров, заключает

А. Смит, сводится к той или другой или ко всем трем составным

частям первичных факторов производства (труда, земли и капитала),

к таким же трем составным частям должна сводиться цена всего

годового продукта общества. Стоимость его должна распределяться

также в соответствующих трех формах первичных и вторичных доходов,

получаемых путем перераспределения через налоговую систему. Если

доходы общества растут, то спрос на факторы производства и их цена

также будут повышаться. И наоборот, снижение этих доходов вызовет

снижение цен на рынках факторов. Отмеченные выше взаимосвязи между

ценой потребительских товаров, а также доходов общества и

движением цен на рынках факторов производства не столь просты и

однолинейны. Обосновывая положения о единственной и рыночной цене

товаров, А. Смит отмечал, что в каждом обществе или каждой местности

существует обычная, или средняя, норма как заработной платы, так и

прибыли для каждого из различных приложений труда и капитала. Эта

норма регулируется общими условиями общества, уровнем его богатства или

бедности, застоя или упадка, а также особой природой того или иного

приложения труда и капитала. То же самое относится и к средней

норме ренты. Эти обычные, или средние, нормы А. Смит называет

естественными нормами заработной платы, прибыли и ренты для каждого

конкретного времени и места. Следовательно, естественная цена товара - это

цена не выше и не ниже того, что необходимо для оплаты в

соответствии с естественными нормами земельной ренты, зарплаты и

прибыли на капитал, затраченных для производства (добычи),

обработки и доставки его на рынок. Фактическая цена может

отклоняться от естественной, может и совпадать с нею в момент продажи

на рынке. Рыночная цена, по Смиту, определяется отношением между

количеством товара, фактически доставленным на рынок, и спросом на него со

стороны тех, кто готов уплатить его естественную цену или полную

стоимость ренты, заработной платы и прибыли, которые надлежит оплатить

для того, чтобы товар доставлялся на рынок. В приведенных доводах

А. Смита представлено его понимание действия закона спроса и предложения,

"управляющих" не только рынками потребительских товаров и услуг, но и

рынком экономических ресурсов, факторов производства.

Теорию распределения доходов по собственности на факторы

производства и цен этих факторов на конкурентных рынках можно

было бы считать достаточно абстрактной, тем более, что чисто

технический закон "затраты - выпуск" она не рассматривает. Этот

закон составляет основу теории производства или, как иногда ее называют в

науке, основу "функции производства".

Но именно теория распределения доходов по собственности на факторы

производства и цен этих факторов на конкурентных рынках дает ответ

на вопросы о том, каковы специфика и проблемы определения ренты на

землю, размеров оплаты труда, уровня процента за капитальные активы.

Доходы от факторов производства и рыночные цены каждого фактора

определяются их предельной производительностью. Начала теории

предельного продукта любого фактора производства рассмотрены Д.

Рикардо при разработке вопросов дифференциальной ренты. В 80-х годах

XIX столетия такие авторы, как Кларк, Уикстид и Виксслль, распространили

выводы Рикардо о ренте. На другие факторы производства, по их

утверждению, доход и цена любого переменного фактора определяются

предельным продуктом этого фактора. В этом смысле теория

предельного продукта стала осью теории ценообразования на факторы

производства, точнее той стороны процесса ценообразования, которая

определяется спросом фирм на каждый конкретный фактор. Выводы Дж.Б.

Кларка сводились к тому, что рыночный механизм ценообразования на факторы

производства обеспечивает распределение доходов "по справедливости",

так как каждый фактор вознаграждается по его предельной

производительности.

Однако при дефицитности большинства факторов и их неэластичном

предложении на рынках спрос и цена на них растут, нарушая принцип

"справедливого" распределения. Кроме того, в реальной экономике

обнаруживаются и другие причины, например технический прогресс. В его

условиях предельная производительность труда возрастает вследствие

применения более совершенных машин. Очевидно, что соблюсти

гармонию справедливого вознаграждения предельного продукта труда

работника без учета такого фактора производства, как техника, также

достаточно проблематично.

В отличие от спроса на обычные потребительские товары индивидуального

назначения, т.е. продукты конечного потребления, спрос на факторы

производства имеет свою специфику. Особенностью, специфической чертой

спроса на любые факторы производства является то, что он имеет

производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные

потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства

объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с

их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные

потребительские блага, т.е. товары или услуги обычного потребительского

назначения. Спрос на любой фактор производства может возрастать или

снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на

потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора

производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь

предприниматели, т. е. та часть

общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и

услуг, необходимых для конечного потребления. Предприниматели

стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные

конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям

информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров,

уровне издержек производства, объемах предложения и т.д. Для организации

производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника,

сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут

быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть

частично заменен техникой, и, наоборот, природные сырьевые материалы

могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и

сырье сопряжены и взаимодополняемы лишь в едином производственном

процессе. По отдельности каждый из них

бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих

факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только

этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например,

более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику

способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины,

заменяющие рабочую силу, и наоборот. Следовательно, спрос на факторы

производства - это взаимозависимый процесс, где объем каждого

привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на

каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и

факторы. Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них. Цена -

одно из важнейших условий изменения эластичности спроса

по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы,

которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это

позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснить дорогостоящие

факторы производства, снижать издержки производстве!. Высокие рыночные

цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные

факторы производства, имеющие относительно низкие цены.

Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства

может изменяться в зависимости от:

- уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию;

- возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и

факторов:

- наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства

по приемлемым ценам;

- стремления к новациям и т.д.

На конкурентных рынках цены факторов производства формируются под

влиянием как спроса, так и предложения. Предложение факторов производства

- это то их количество, которое может быть представлено на рынках

по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов

производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках

обычных потребительских благ. Однако рынки факторов производства имеют

существенные особенности. Здесь предложение во многом зависит от

специфики каждого конкретного фактора производства как экономического

блага для осуществления производственной деятельности с целью получения

дохода. В целом же особенности предложения обусловлены

редкостью, ограниченностью экономических ресурсов и прежде всего таких,

как земля, труд, природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их

переработки. Ограниченность, редкость первичных экономических ресурсов и

производных от них факторов производства относительна. Они редки и

ограничены по сравнению с потребностью производства в них для выпуска

необходимых в каждый данный момент конечных благ. Если бы ресурсы не

были ограничены, они были бы бесплатными, как воздух, а

разнообразные потребности людей были бы раз и навсегда полностью

удовлетворены, отпала бы потребность в рынках каких-либо товаров,

не нужна была бы экономика, и никто бы не задумывался о ее надобности.

Однако люди неустанно и заинтересованно отслеживают показатели

количества пригодных к использованию земель и цены этого

использования: количества трудовых ресурсов, уровня их занятости и

оплаты труда; количества добываемого сырья и цен в этой области. На

основании этих и сопряженных с ними показателей выявляется динамика,

составляются прогнозы, меняется структура производства, а иногда и

экономики в целом. Это означает, что предложение факторов

производства испытывает на себе действие закона редкости,

ограниченности ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность всех

рынков, и в частности рынка предложения любого фактора

производства. На рынках обнаруживается, что предложение каждого

конкретного фактора производства имеет различную эластичность.

Первопричиной здесь также выступает закон

ограниченности, редкости ресурсов, хотя могут иметь место и воздействия

других факторов. Так, например, предложение земли чаще всего

неэластично, потому что в каждый данный момент ее размеры

фиксированы, альтернативного, заменяющего землю ресурса не

существует, она представляет собой уникальное, невоспроизводимое

экономическое благо. Практически невозобновляемы во времени и

ископаемые ресурсы сырья, но их предложение более эластично, если

найдены альтернативные, взаимозаменяемые, в том числе

искусственные виды сырья и материалов. Количество трудовых ресурсов

также в каждый данный момент фиксировано и изменяется достаточно

медленно. Но эластичность предложения труда рабочей силы может

зависеть от конкретной экономической ситуации, реализации

возможностей полной занятости при данных доходах и уровне заработной

платы.

Как реагирует спрос на фактор на изменение цен факторов производства и

продукции этих фирм. Для большей определенности сосредоточим свое внимание

на труде.

Раздел III Поведение фирмы в условиях изменения цен на ресурсы.

Каждая фирма стремится минимизировать свои издержки производства,

действуя по правилу: на каждую единицу дополнительных денежных затрат,

издержек на применяемые ресурсы и факторы - одинаковый предельный

продукт. Издержки производства на выпуск данного объема продукции

будут минимальными, если предельный продукт и издержки на его выпуск

одинаковы. Правило наименьших издержек можно представить в

следующем виде:

МР(a)/Р(a)=М(b)/Р(b)

где МР (a) - предельный продукт фактора А;

МР (b) - предельный продукт фактора В;

Р (a) - цена фактора А;

Р (b) - цена фактора В.

Очевидно, что если МР(a)/Р(a) > М(b)/Р(b) целесообразно осуществить

перелив издержек, сокращая их на фактор А и соответственно

увеличивая на фактор В, так как его предельный продукт выше. За

счет такого перелива издержек производства может быть достигнута

минимизация издержек на данный объем выпуска продукции. Как

скажется подобный перелив издержек на рынках факторов производства, их

ценообразовании? Ответ очевиден: спрос и высокие цены на факторы

производства побуждают к осуществлению замещения. В результате

дорогостоящие ресурсы и факторы производства "вытесняются"

альтернативными, но относительно дешевыми. На рынках факторов

производства происходит своеобразный перелив спроса от дорогостоящих к

более дешевым в цене факторам производства. Ценообразование на факторы

производства стимулирует процессы их замещения в производстве.

Процессы замещения стабилизируют рынок каждого данного фактора при

достижении равновесия между его ценой и ценой получаемого от его

использования предельного продукта. Следовательно, замещение факторов и

ресурсов в самом производстве вызывает изменение их рыночных цен.

Вытесняемые из производства факторы снижаются в цене из-за сокращения

спроса на них, а на замечающие их факторы спрос и цена вновь могут

возрасти. Колебания спроса и цен на рынках факторов

производства продолжаются постоянно. Главным импульсом подобных

колебаний служит политика фирм относительно объемов своего выпуска

продукции при минимальных издержках и максимальной прибыли.

Размеры выпуска продукции ограничиваются спросом и ее рыночными

ценами. Фирмы заинтересованы не в наибольшем выпуске продукции, а в

таком его объеме, который потребует наименьших издержек и обеспечит

при этом максимизацию прибыли. В этом критерий экономической

эффективности фирмы, а ее главная цель - максимизация прибыли -

достигается при равенстве предельных издержек и предельного дохода: МС =

MR. Именно в рамках этого равенства стабилизируется спрос фирм на

факторы производства. Соответственно, ценовое равновесие на рынках

факторов производства стабилизируется на уровне предъявляемого фирмами

спроса. Другими словами, фирме потребуется такое количество и

соотношение факторов производства при их данных рыночных ценах,

которое необходимо для выпуска продукции в пределах равенства МС и MR.

Деятельность любой фирмы - это своеобразный перекресток по меньшей

мере двух рынков: потребительских товаров индивидуального спроса

и капитальных товаров, т.е. факторов производства. На

потребительских рынках фирма выступает как поставщик готовой

продукции конечного потребительского назначения. На рынках

капитальных товаров фирма является покупателем факторов производства.

Информация о рыночных ценах готовой продукции позволяет

осуществлять расчет потенциального дохода и прибыли от ее продажи.

Одновременно цены на рынках факторов производства позволяют вычислить

издержки производства в денежном выражении. Суммируя информацию о ценах

и сопоставляя рыночную цену каждого фактора производства с ценой

полученного от его использования предельного продукта, фирма может

обеспечить себе равновесие МС и MR, при котором достигается

максимизация прибыли.

Количество предельных продуктов, умноженное на величину

предельного дохода в денежном выражении, называют доходом от

предельного продукта - MRP. Этот доход фирма исчисляет в денежном

выражении после продажи всего предельного продукта, произведенного

с помощью того или иного фактора производства. Для каждого фактора

производства может быть рассчитан предельный продукт в денежном выражении.

[pic]

Рис.4 Влияние роста цен выпуска на уровень занятости.

На совершенно конкурентном рынке рост цен выпуска увеличивает предельную

доходность труда для любого уровня занятости. Кривая MRPL смещается вверх,

с MRPL0 до MRPL1. В результате этого сдвига уровень оптимальной занятости

фирм увеличивается с L0 до L1. Увеличение спроса на продукцию, выпускаемую

несовершенно конкурентной фирмой, как правило, так же сдвигает кривую MRPL

вверх, тем самым увеличивая уровень занятости, обеспечивающий максимум

прибыли.

Кривая спроса на труд, предъявляемого фирмой (кривая MRPL), направлена

вниз из-за убывающей отдачи и уменьшающихся объемов предельного дохода.

Следовательно, рост ставок заработной платы заставляет фирму сократить

объемы труда, на которые она предъявляет спрос. Но что определяет масштабы

этого сокращения при данном росте зарплаты? Или, точнее, что определяет

степень эластичности спроса фирмы на труд по зарплате? Чем выше эта

эластичность, тем больше процентное уменьшение занятости при данном

процентном росте уровня заработной платы.

Основной принцип может быть сформулирован так: чем легче замещается

какой-либо фактор, тем более эластичен спрос на него, предъявляемый фирмой.

На степень легкости, с которой капитал и труд могут замещать друг друга

и которая от отрасли к отрасли изменяется в широких пределах, является

важной причиной, определяющий долговременную эластичность спроса на труд.

Если труд и капитал хорошо замещают друг друга, эластичность спроса фирмы

на труд высока и небольшое увеличение зарплаты вызовет относительно сильное

сокращение уровня занятости в долгосрочном периоде.

Что произойдет со спросом фирмы на другие факторы производства, скажем

на капитал, в случае роста ставок зарплаты? Ранее мы установили, что

увеличение ставок зарплаты должно привести к уменьшению оптимального для

фирмы уровня капитала вооруженности, поскольку издержки найма рабочей силы

теперь увеличились относительно издержек использования капитала. Этот

эффект, эффект замещения, увеличивает спрос на капитал в случае роста

ставок зарплаты. Однако существует и противодействующий этому действию

эффект. Рост зарплаты увеличивает уровень предельных издержек для каждого

уровня выпуска. Чем выше предельные издержки фирмы, тем ниже оптимальный

уровень выпуска, - как при совершенной, так и при несовершенной

конкуренции. Этот эффект масштаба выпуска сокращает рост на капитал в

условиях роста зарплаты. В каждом конкретном случае может доминировать тот

или иной эффект, в результате чего увеличение ставок зарплаты может

приводить и к повышению объемов применяемого капитала, и к их сокращению.

Заключение.

В экономической науке любую деятельность, связанную с использованием

естественных ресурсов, включая в ресурсы самого человека, для получения

как материальных, так и нематериальных благ называют производством. Блага,

необходимые для организации процесса производства, называют факторами

производства. К ним относятся капитал, труд, земля. Соединив их в едином

процессе, получим новые блага и услуги, необходимые потребителю.

Зависимость между максимальным объемом производимого продукта и

затратами на приобретение факторов характеризует производственная функция.

Задача производителя состоит в том, чтобы использовать все бюджетные

средства на приобретение факторов производства, получить наибольший объем

продуктов. Минимизируя издержки, фирма должна выбрать такие объемы

использования каждого фактора, при которых отношение цены фактора к

предельному продукту составляет одинаковую величину для всех факторов.

Величина этой нормы при максимизации массы прибыли должна быть равна

величине предельного дохода.

При данной цене выпуска увеличение цены какого-либо фактора вызывает

сокращение масштабов спроса, предъявляемого на него фирмой. Спрос фирмы на

какой либо фактор является функцией его реальной цены, т.е. номинальной

цены этого фактора, деленной на номинальную цену выпуска. Чем выше степень

замещения данного фактора, тем более эластичен спрос фирмы на него.

Всякая конкурентная фирма рассматривает цену выпуска как заданную

величину. Однако в случае, если все фирмы в отрасли изменяют объемы

потребления какого-либо фактора при изменении цены на них, изменяется и

объем предложения производимых ими товаров. Следовательно, эластичность

отраслевого спроса на какой-либо производственный фактор отражает

качественные возможности замещения этого фактора, эластичность спроса на

производимую отраслью продукцию, а так же степень важности данного фактора

для отрасли, понимаемую как доля этого фактора в совокупных издержках.

Список используемой литературы.

( Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т.:

Пер. с англ. - М.: Республика, 1992. Т. 2.

( Основы экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. - М.: Изд. МГТУ,

1996.

( Самуэльсон П. Экономика.: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1964.

( Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.: Пер. с

англ. - М.: Соцэкгиз, 1962. Кн. 1.

( Учебник по основам экономической теории. / Под ред. В.Д.Камаева. - М.:

Владос: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1994.

Фишер С. Экономика.: Пер. с англ. со 2-го изд. - М. :

«Дело ЛТД», 1993.

( Хейне Пол. Экономический образ мышления.: Пер. с англ.- М.: Изд-во

«Новости», 1991.

( Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства). / Под ред.

В.Д.Камаева. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1993.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.