рефераты скачать

МЕНЮ


Влияние ценовой политики на факторы производства

капитальными активами как факторами производства. Для сложных

производственных процессов в текущий момент или для осуществления их в

будущем требуется накопление денежных средств, которые по мере

превращения их в реальный капитал будут высокопроизводительными, а

следовательно, принесут более высокий доход в будущем. Именно с этой

целью осуществляется накопление капитала и его

инвестирование. Оценка прибыльности осуществляется на основе чистой

производительности капитала, исчисляемой, во-первых, после всех

платежей от прибыли, и, во-вторых, в сопоставлении с осуществленными

затратами. Эффективный инвестиционный проект Ч это проект, годовой доход от

которого не ниже рыночной нормы процента по любому другому капитальному

активу, включая банковскую процентную ставку.

1.3.Земля.

Третьим фактором производства является земля. Одной из важных

характеристик земли является ее ограниченная площадь. Человек не в

состоянии изменить ее размеры по своему желанию, землю невозможно

«производить». Использование определенного участка земли представляет

изначальное условие всего, что человек может делать.

Нужно заметить что, что термин «земля» употребляется в широком смысле

слова. Он охватывает все полезности, которые даны природой в определенном

объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля,

водные ресурсы или полезные ископаемые.

Определенные участки земной поверхности способствуют какой-то

определенной производственной деятельности человека: например, моря и реки

используют для рыболовства; участки, богатые полезными ископаемыми,

необходимы для добывающей промышленности; какую-то часть суши используют

для строительства (правда, в этом случае выбор делает не природа, а

человек). Но, все же, говоря о земле, в первую очередь имеем в виду ее

использование в сельском хозяйстве.

Отношения по поводу ценообразования и распределения доходов от

использования земли, ее ископаемых ресурсов и недвижимости называются

рентными. В более узком смысле под экономической рентой

подразумевается цена земли, уплачиваемая арендатором ее собственнику

за возможность производительного использования земли и получения

прибыли. Рента является частью этой прибыли и уплачивается путем ее

распределения в пользу собственника земли. Собственность на

землю с ее естественными ресурсами и недвижимостью в виде

построенных сооружений дает основание для получения чистой, т.е.

абсолютной, ренты, а также доходов в виде арендной платы. Зачастую

рента включает в себя и арендную плату, если земельный участок

арендуется для хозяйственного использования с построенными на нем

сооружениями. Арендная плата выступает самостоятельной формой платежа,

при которой используется лишь недвижимость, т.е. сооружения, здания и

т.п. На рынках факторов производства земля, ее ресурсы и недвижимость

включены в товарный оборот как ресурсы, не имеющие альтернатив

взаимозамещения во многих сферах хозяйствования. Экономическую

ренту они приносят потому, что их предложение на рынках неэластично

или недостаточно эластично. Если изобразить на графике кривую

предложения земли, то она будет иметь вид абсолютно вертикальной

линии. Можно повысить производительность земли, улучшить ее

качество, можно повысить рыночный уровень ренты как платы за землю или

снизить этот уровень до минимума, но количество совокупного

предложения этого фактора в каждый фиксированный момент времени

увеличить невозможно.

Чистая экономическая рента определяется соотношением спроса и

предложения земли на рынках.

[pic]

Рис.3 Рынок услуг земли.

Предложение земли в экономике фиксировано, как это наглядно показывает

кривая ST. Кривая спроса на услуги земли DT получена при помощи кривых,

отображающих предельную ценность земли для отдельных компаний. Если цены на

сельскохозяйственную продукцию растут, предельная доходность земли

увеличивается для всех компаний. Это показано в виде сдвига кривой спроса с

DT до DT’. Это приводит к росту ставки арендной платы на землю с R0 до R’.

На рис.3 Изображен рынок услуг земли. Предложение земли, а значит, и

предложение услуг земли характеризуется совершенной неэластичностью, так

что кривая приложения ST вертикальна. Кривая спроса DT показывает

производный спрос на услуги земли. Расположение и форма кривой зависят от

технологии в отраслях, использующих землю, количества других применяемых

ими факторов производства, а также от спроса на производимую ими продукцию.

В частности, увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию

приводит к росту предельной доходности земли, которая равна предельному

продукту земли, умноженному на цены выпускаемой продукции. В результате

повышается спрос на землю при любой данной арендной ставке.

Что же происходит с рентными оценками услуг земли при росте спроса на

сельскохозяйственную продукцию? Увеличение спроса на услуги земли

изображено как сдвиг вверх кривой спроса до положения DT’.

Ставка арендной платы за один акр земли должна увеличится с R0 до R’ ,

для того чтобы спрос сравнялся с фиксированным предложением. Арендные

ставки вырастут из-за роста спроса на сельскохозяйственную продукцию.

В условиях относительно неэластичного предложения земли, ее

ресурсов и недвижимости как факторов производства рыночный спрос

выступает важнейшим условием ценообразования. Для предпринимателей спрос

на землю и связанные с ней факторы производства должны совпадать с

размером получаемого предельного продукта в денежном выражении. Наклон

кривой спроса означает постепенное убывание дохода, противодейство-вать

чему можно улучшением методов землепользования, применением прогрессивных

технологий и способов использования подобных факторов производства.

Дифференциальная рента - это рента, полученная с более выгодных

участков земли. Она содержит некоторую положительную разность

дохода, возникающего на более плодородных, более выгодно расположенных

землях, при менее глубинном и более производительном содержании

ископаемых ресурсов и т.д.

Деятельность фирм в условиях рыночного ценообразования на факторы

производства строится на экономических расчетах предельной

эффективности затрат и выпуска продукции. Критерием здесь

выступает предельная доходность ресурсов. Она измеряется

показателями изменения доходов фирмы от продажи выпускаемой

продукции, произведенной с помощью использования дополнительной

единицы каждого ресурса. Рыночное ценообразование на факторы

производства, особенности их предложения и спроса формируют условия,

укладывающиеся в классическую "модель" поведения фирм. В экономической

теории производства они получили название закона "затраты-выпуск" и

представляют собой систему инженерных расчетов производственной

функции фирмы. Каждая фирма осуществляет экономические расчеты объема

выпуска продукции и количества необходимых для этого ресурсных затрат.

В наиболее общем виде Ч это расчет фирмой собственной

производственной функции.

Производственную функцию любой фирмы можно представить в следующем

виде:

Q = Y (L,K)

где Q - объем выпуска продукции;

L - количество используемого труда;

К - объем капитала (технических средств) фирмы.

Это простая производственная функция, обычно используемая в

экономической теории. Наиболее известным примером может служить

производственная функция Кобба-Дугласа, которая задает выпуск (Y) в виде

следующей функции от затрат капитала (К) и труда (L):

Y = A Ka Lb

где А, а и b - это положительные константы.

Современная национальная экономика Ч это десятки миллионов

производственных функций. Для каждой фирмы вычисление своей

производственной функции означает нахождение наиболее оптимального

соотношения факторов производства для определенного объема выпуска

продукции. Для этого необходима информация о производительности

привлекаемых в производство факторов, ценах и издержках на их

приобретение, а также ценах и спросе на продукцию, выпускаемую с помощью

этих факторов.

Расчет производственной функции фирмы - это поиск оптимума,

выбор среди многих вариантов, предусматривающих различные

сочетания факторов производства, такого, который дает

максимально возможный объем выпуска продукции. В условиях растущих цен и

денежных затрат фирмы, т.е. издержек на приобретение факторов

производства, расчет производственной функции сосредоточен на поисках

такого варианта, который обеспечил бы максимизацию прибыли при наименьших

издержках. Условием равновесия фирмы, как известно, выступает равенство

предельных издержек и предельного дохода: МС = MR, где МС -

предельные издержки, MR - предельный доход. Расчет

производственной функции фирмы, стремящейся к достижению

указанного условия равновесия, будет сосредоточен на поиске

такого варианта, который обеспечит необходимый выпуск продукции при

минимальных издержках производства. Минимальные издержки определяются

на стадии расчетов производственной функции методом замещения,

вытеснения дорогостоящих или возросших в цене факторов производства

альтернативными, более дешевыми. Замещение осуществляется с помощью

сравнительного экономического анализа взаимозаменяемых и взаимодополняемых

факторов производства и их рыночных цен. Удовлетворительным будет такой

вариант, в котором комбинация факторов производства и заданный объем

выпуска продукции соответствуют критерию наименьших издержек

производства. Методика подобного поиска основывается не только на

сопоставлении рыночных цен факторов производства, но и цен предельного

продукта, получаемого от применения каждого данного фактора

производства. Критерий эффективности достигается при равенстве цены

каждого используемого ресурса (фактора производства) и цены

предельного продукта, произведенного с его помощью.

Раздел II. Ценовая политика и ее влияние на факторы производства.

Микроэкономическая теория более 150 лет исходила из того, что на сбыт

товара может влиять только с помощью цен. Переоценка этой характеристики

объясняется тем, что во время жизни Адама Смита и Давида Рикардо

производились преимущественно сырье и однородные потребительские товары и

не использовались возможности разнообразить продукцию и привлекать

покупателей с помощью упаковки, марок и рекламы. Одна из немногих

возможностей отрыва от конкурентов заключалась как раз в изменении цен. С

другой стороны, потребители при покупках также ориентировались прежде всего

на цену, так средний доход был тогда весьма низок.

Еще одна причина концентрации профессионального интереса на цене

продукта может заключаться в том, что цена является чисто количественной,

одномерной величиной и легко поддается операционализации. Благодаря этому

ее гораздо проще использовать в моделях спроса и предложения, чем

сравнительно сложные конструкции типа качество продукта, его имиджа или

влияние рекламы.

Наконец, рыночный механизм, основанный исключительно на регуляторе

ценовой конкуренции, представлялся надежным и убедительным основанием

свободного экономического порядка. Существовала уверенность, что свободные

цены позволяют проще всего добиться выравнивания спроса и предложения, а с

этим и максимально возможной макроэкономической эффективностью. В

классических моделях теории цен рост предложения ведет автоматически к

снижению цен и падению производства, в то время как спрос в этих условиях

растет, и наоборот. В итоге достигается равновесная цена, при которой

производится ровно столько, сколько покупается.

Эта закрытая модель ценообразования на совершенных рынках основывается

на множестве допущений, которые касаются в первую очередь участников

рынка, их целей, вида продуктов, обозримости рынка, отсутствия предпочтений

и скорости реакций обеих рыночных сторон. Многие из этих допущений далеки

от реальности.

Микроэкономическая модель ценообразования на совершенных рынках

основывается на допущении того, что продукты являются однородными, т.е.

полностью заменяемыми. В такой ситуации, которая отвечала реальностям

рынка на ранней стадии индустриализации, покупатель вынужден был

ориентироваться на характеристику «цена». Индустриализация, массовое

производство, рост среднего дохода на душу населения, превращение рынков в

рынки покупателя привели к коренным изменениям поведения потребителей и

структуры расходов семей. На ряду с ценой при принятии решения о покупки

все более важную роль играют другие характеристики товара - качество,

дизайн, технический уровень, марка и др.

Особое положение цены среди других характеристик продукта основывается

на том, что она выражается в деньгах, которые являются непосредственной

основой как производственного планирования (себестоимость, оборот,

прибыль), так и планирования семейного бюджета. Кроме того, высокая или

низкая цена может влиять на решение о покупке, в зависимости от

обстоятельств, положительно или отрицательно.

Модель ценообразования на совершенных рынках основывается на отсутствии

любых личных, временных или пространственных предпочтений. Это означает,

что транспортные затраты, затраты на доставку во всех случаях одинаковы, а

стоимость удовлетворения потребностей соответствует рыночной цене объекта

потребления. Удовлетворение потребности приписывается исключительно объекту

потребления. Подобные допущения, однако, не соответствуют реальности.

Например, места покупки вовсе не являются нейтральными с точки зрения

пользы. Они могут придать продукту дополнительную пользу (по причине

престижа, приятной атмосферы, консультации или глубокого ассортимента).

Таким образом, еще одно допущение классической теории цен оказывается

фикцией. Кроме того, как польза, так и стоимость удовлетворения потребности

касается часто не только покупателя (внешние эффекты).

Из этих рассуждений следует, что политика цен понимается здесь в

широком смысле. Отправной точкой является процесс принятия решения о

покупке, при котором оцениваются средства удовлетворения потребности,

предлагаемые на рынке. С этой точки зрения можно легко прийти к единому

мнению, что нет «цены в себе», а всегда есть «цена на что-то». Это делает

понятие отношения «цена - качество» центральным элементом решений в рамках

политики цен. Объектом решений является формирование отношения «цена -

качество», соответствующего требованиям рынка и целям предприятия.

Под качеством понимается необходимая потребителю совокупность всех

вещественных и нематериальных элементов и свойств продукта. Под ценой в

широком смысле понимаются все субъективные и объективные затраты, связанные

для потребителя с приобретением продукта - носителя качества. Цена может

быть возмещена в денежной или натуральной форме, форме услуг или путем

каких либо иных расходов покупателей.

С точки зрения покупателя цена распадается на две части : первая

представляет собой эквивалент товара определенного качества. При этом один

экономический субъект возмещает связанные с производством и распределением

продукта затраты другого. Сумма отражает обычно в соответствии денежного

требования продавца и согласия покупателя с этим требованием. В этой связи

под ценой иногда понимаются непосредственно установимые, выраженные в

денежных единицах требования, в то время как понятие «возмещение»

охватывает также скидки, бонусы, условия поставки и платежа; вторая часть

цены - это сопутствующие покупке затраты, которые несет покупатель. При

возмещении таких затрат средства поступают не продавцу товара, а

направляются на то, что бы иметь возможность приобрести товар или

использовать его (например, затраты, связанные с приобретением

автомобиля). Сюда же относятся все внешние эффекты.

Проблема ценообразования на факторы производства по-разному

трактуется различными экономическими школами. Рассмотрим,

например, ценообразование на факторы производства по А. Смиту.

Методология и логика подходов к анализу проблем ценообразования на

факторы производства содержится в "Исследовании о природе и причинах

богатства народов" А. Смита. Исходной предпосылкой выступает

деление первичных экономических ресурсов на такие факторы производства,

как труд, земля и капитал. Любой предмет конечного потребления людей -

это товар, цена которого определяется затратами труда на его производство,

выраженными в рабочем времени,

мастерстве и таланте работника. При обмене готового товара на деньги,

труд или другие продукты, отмечает А. Смит, помимо оплаты цены

материален и заработной платы работников, должна быть учтена еще

некоторая сумма для прибыли предпринимателя, рискующего своим капиталом

в этом деле. Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости

материалов, распадается на две части, из которых одна идет на их

заработную плату, а другая - на оплату прибыли предпринимателя на

капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы.

Прибыль на капитал не похожа на заработную плату и устанавливается совсем

на иных началах. Она определяется стоимостью употребленного в дело

капитала и бывает больше или меньше в зависимости от размеров этого

капитала. С тех пор, продолжает А. Смит, как земля превратилась в частную

собственность, землевладельцы, подобно всем другим людям, хотят пожинать

там, где не сеяли, и начинают требовать ренту даже за естественные плоды

земли. Устанавливается определенная добавочная цена за все, что есть на

земле, за ее «естественные произведения» и ископаемые ресурсы. Эта часть

платежей земельному собственнику составляет земельную ренту, которая

также включается в цену готового продукта, произведенного с помощью

использования земли. Таким образом, согласно А. Смиту, цена

каждого товара конечного потребления людей прежде всего сводится к

трем составным частям затрат: труда, капитала и земли.

Если какой-либо товар конечного потребления нуждается в более глубокой

обработке, то большей становится та часть цены, которая приходится на

заработную плату и промышленную прибыль, сравнительно с той

частью, которая приходится на земельную ренту. Обрабатывающая

промышленность увеличивает последовательный ряд прибылей, и каждая

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.