Свободные экономические зоны в мире
рентоспособной продукции.
По мнению автора, не будет особых сложностей во
взаимодействии совместных н кооперативных предприя-
тий, находящихся в экономических зонах, чего нельзя
сказать о предприятиях, являвшихся гос.
собственностью особенно о тех предприятиях, которые
изначально оказались в этих зонах.
Например, современный порт в свобод-
ной зоне Находка или Светлогорский целлюлозно-бу-
мажный комбинат, который войдет в Выборгскую зко-
номическую зону, или в проект , стоившие Со-
ветскому гос-ву десятки миллиардов инвалютных
рублей, приобретут весьма неопределенный статус.
Па мнению некоторых советских экономистов, такие
государственные предприятия, оказавшись в свободных
зонах должны быть взяты в аренду их коллективами с
условием, что после завершения выплаты арендной пла-
ты в установленный договорам срок предприятие станет
собственностью самого коллектива и превратится в
объект кооперативной собственности.
Не исключается и вариант продажи государственно-
го предприятия его коллективу или другой организации.
Причем среди них могут быть как кооперативы и кон-
церны, так и иностранные компании и фирмы.
Наконец, существует еще один вариант - создание
на базе государственного предприятия совместно с
иностранным капиталом предприятия того же или близ-
кого профиля.
Передача государственных предприятий в аренду
позволит обеспечить им большую автономность и неза-
висимость, подобную той, что имеют в настоящее время
совместные и кооперативные предприятия. Именно эта
новая ферма самостоятельности станет основой взаимо-
отношений советских государственных предприятий в
свободной зоне и органов управления как вне зоны, так
и внутри ее.
ЗАКЛЮЧЕН И Е
Идея свободных экономических зон не является для
нашей страны неожиданной. Уже давно многие совет-
ские ученые считали, что уровень техники .и технологии
в большинстве отраслей народного хозяйства весьма
низок, и как один из путей выхода из создавшегося по-
ложения предлагали создание анклавных территорий.
Несмотря на существующие различия в мнениях по
решению ряда конкретных вопросов организации свобод-
ных экономических зон, определился и общий подход.
Их создание должно быть активно использовано для
решения не только внешнеэкономических, но прежде
всего общехозяйственных задач страны, способствовать
насыщению внутреннего рынка СССР современными ви-
дами промышленной продукции, служить своего рода
для отработки новых методов хозяйствова-
ния в целях их последующего использования в экономи-
ке Советского Союза.
Создавая зоны совместного предпринимательства, мы
должны понимать, что привлечение западного капита-
ла требует определенных льготных условий хозяйствова-
ния. Значимость и качество льгот являются определяю-
щими в вопросе об объемах привлекаемых инвестиций.
Вот почему в свободных зонах, как правило уста-
навливается льготный режим экономической деятель-
ности для национальных, совместных, кооперативных и
иностранных предприятий, формируется - специфичный
для каждой такой зоны валютный механизм.
По сравнению с совместными предприятиями эконо-
мические зоны являются более перспективным вариан-
том эффективного привлечения иностранного капитала
и поиска форм взаимодействия советской и мировой эко-
номики.
Огромный рынок сбыта в СССР - главный притя-
гательный фактор для иностранного капитала. Сдержи-
вающим же фактором выступает неконвертируемость
рубля.
При решении этой проблемы рынок СССР будет весь-
ма притягательным для деловых кругов Запада. Пока
же основное направление капиталовложений можно ожи-
дать не столько в производство конечной продукции,
сколько в совершенствование соответствующей техники
и технологий.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Иностранный капитал в экономике Китая
Создание специальных экономических зон в Китай-
ской Народной Республике является важной частью ее
политики по осуществлению структурных экономиче-
ских реформ и способствует притоку в страну иностран-
ного капитала,' активному использованию передовой за-
рубежной техники, технологий и управленческого опы-
та.
Решение о проведении с 1979 г. открытой внешне-
>кономической политики было принято на 3-м пленуме
ЦК КПК 11-го созыва. Затем эта политика получила
юридическое отражение в Конституции КНР 1982 г. В
статье 18 Конституции говорится:
.
Первым шагом Китая в области открытой внешней
политики было учреждение в 1980 г. четырех специаль-
ных экономических зон - Шэньчжэнь, Чжухай, Шань-
тоу и Сямэнь - в Южных приморских провинциях Гуан-
дун и Фуцзянь.
Вслед за этим в 1984 г. было решено открыть для
иностранного капитала 14 портовых городов вдоль все-
го китайского побережья, а также остров Хайнянь. Го-
лом позже были объявлены открытые экономические
районы в дельтах рек Яицзы и Чжуцзян и на юге про-
винции Фуцзянь. Многие из этих городов и ра~онов яв-
ляются важнейшими портами и традиционными цент-
рами экономической. деятельности страны.
Уже с первых шагов специальные экономические зо
ны рассматривалис~. как средство не только стимулир~
вания внешнеакономйческой деятельности, но и разви-
тня промышленности в тех районах, которые географи-
чески и эконемически тяготеют к зарубежным промыш-
ненным й торговым центрам Юго-Восточной Азии.
Так, специальнйе экыоми~еские зоны 'Шэньчжэнь и
Чжухай имеют прямое морское и железнодорожное со-
общение с Гонконгом и Макао. Особый режим их фуик-
цнонирования позватл упростить таможенные и погра-
ничные формальности, связанные с передвижением тран-
спортных средств и перевозкой грузов.
Зкономические зоны Шаньтоу и Сямэнь сложились
как крупные торговые центры. Эти территории истори-
чески теснее связаны с внешним рынком, чем с внутрен-
ними райенами Китая. Статус специальных экономиче-
дких зон лишь расширил и углубил их внешнеэкономи-
ческив связи.
Как считают в Китае, .невозможно привлечь иност-
ранный капитал, передовую технологию и квалифи.циро-
ванный аппарат управления зарубежных фирм без при-
нятия в стуане или в ее отдельных частях специаль-
ных мер стимулирования.
Вот почему центральные правительственные органы
' КНР предеставляю1 местным властям автономные пра-
ва в ведении дел в специальных экономических зонах.
В частности, в формулировании местного законодатель-
ства или правил, которые могут распространяться лишь
на определенную кат.егорию инвесторов или же на от-
дельную отрасль производства.
Что касается зарубежных вкладчиков капитала, то
принятые специальнйе меры способствуют формирова-
нию в таких звнах благоприятных для них условий, и
прежде в.сеге для хозяйственной деятельности и упраь-
ления проиавЩством, 3десь действуют льготный нало-
говый (практически вдвое более низкий, чем на осталь-
ной террювуик страны) и таможенный режимы для ино-
страннога капитала, особенко в случае экспортной ори-
ентации пумюводства..
Более мюрокие полиомочия иностранные вкладчики
капитала имеют и при найме рабочей силы, определе-
нии уровия оплаты труда, органиэации пройзводства и
т. п.
Сам термин Го-
ворит о том, что специальным в них является как раз
экономнческий аспект. Иностранный капйтал - гл4в-
ный источник финансирования создания и развития'спе-
циальных экономических зон.
По замыслу, экономические зоны должны стать свое-
образными во внешний мир, через которые бу-
дут поступать капиталы, современиая технология, зна-
ния, уирааленческий опыт для последующего их исполь-
зования на предприятиях всех отраслей народного хо-
зяйства страны.
Кроме того, специальные эйономические зоны дол-
жны быть ориентированы на развитие экспортных про-
изводств и превратиться в постоянный источник иност-
ранной валюты.
Как нодчеркивается в китаГ~ской печати, 'одного объ-
явления открытой политики во внешнеэкономической об-
ласти еще недостаточно. Иностранные инвесторы не 5у-
дут вкладывать свои капиталы в те сферы экономики
Китая, где не созданы условия для его эффективного
использования, где не будет обеспечена норма прибы-
ли более высокая, чем банковский процент по вкладаМ,
и где нет гарантии безопасности их прибылям и их
собственности.
И в этом плане в КНР прадприняты меры, чтобы
максимально усилить заинтересованность иностранных
инвесторов.
Прежде всего это ускоренное развитие основной
инфраструктуры (транспорта,'энергетики, дальней свя-
зи). Огромное внимание было уделено развитию тран-
спорта и транспортным перевозкам, расширению и мо-
дернизации уже существующих портов и строительству
новых.
В Шанхае, например, для обслуживания контейнеро-
возов было усовершенствовано 5 причалов. В Даляне
расширен международный аэропорт, который получил
воэможность принимать .
Самолетам гражданской авиации было разрешено
пользоваться тремя военными аэродромами, что дало
возможность открыть новые авиатрассы. Планируется
строительство ноэых аэропортов.
Можно выделить комплекс задач, которые будут ре-
шать специальные экономические зоны Китая.
Г~авная из них - максимально возможное привле-
чение иностранного капитала, передовой зарубежной
тв~ники, технологии и управленческого опыта в целях
технической реконструкции ныне действующих пред-
приятий, модернизации имеющейся промышленной ба-
зы, ускорения научно-технического прогресса.
Важным аспектом функционирования специальных
экономических зон.в Китае является необхадимость уве-
личения лоступлений иностранной валюты, что находит-
ся в прямой зависимости от экспортного потенциала
страны. Имея это в виду, перед специальными зонами
поставлена задача повышения качества выпускаемой
продукции, расширения номенклатуры традиционных и
освоение выпуска новых товаров, увеличения про'извод-
ства экспортной конкурентоспособной продукции, все-
мерного освоения мирового рйнка.
Любая экспортируемая продукция должна обладать
конкурентоспособностью не только по цене, но и по ка-
честву, сортности, красочности упаковки и срокам до-
ставки. Причем, и вто подчеркивается в китайских до-
кументах, нужно производить то, что имеет спрос на
мировом рынке, а не вкспортнровать, как раньше, то,
что произвели.
Ставится также задача, используя потенциал специ-
альных экономических зон, оживить экономику внутрен-
них районов Китая. Пр признаниям китайской печати,
после образования КНР и вплоть до настоящего време-
ни практически не существует достаточно устойчивых
хозяйственных связей между наиболее развитыми во-
сточными и слаборазвитыми западными районами стра-
ны. ф, ф.
Специальные экономические зоны должны стать свое-
образными испытательными полигонами для внутрен-
них районов Китая, определять для них пути осуществ-
ления реформы хозяйственной системы, осваивать и за-
тем лередавать им наиболее прогрессивную - технику,
выбирать лучшее из зарубежного опыта управления.
Восточные и южные районы страны, где расположе-
ны специальные экономичмкие зоны, а также откры-
тые порты, кроме того, должны оказывать внутренним
районам кадровуж, информационыую, финансовую и ма-
териальную помощь. Такая роль этих зон, по мнению
китайских руководителей, будет способствовать реали-
зации курса .
Китай постепенно распространяет практику предо-
ставления льгот и формирования особого режима хо-
зяйствования на другие районы и провинции, раскрывая
тем самым их потенциальные возможности в развитии
внешнеэкономических связей. Такую политику Китай,
судя по всему, намерен проводить и впредь.
Например, планируется, что вся приморская часть
страны, где проживает около 200 млн. человек, со вре-
менем будет в большей степени ориентирована на внеш-
неэкономические связи, Напомним, что на приморские
райоиы приходится почти 52% продукции отраслей ма-
шиностроения и электроники, 41% общего числа заня-
тых и свыше 60% экспорта страны.
Как считают в Китае, с точки зрения подготовлен-
ности инфраструктуры' и экономического потенциала
портовые города являются для иностранных инвесторов
более привлекательными, чем специальные экономиче-
ские зоны. В частности, 14 упомянутых городов, срели
которых крупнейшие в стране Шанхай, 7яньцзинь, Гуан-
чжоу, Далянь, производят около 20% всей промышлен-
ной продукции Китая.
Учитывая это, китайское руководство распростраии-
ло льготы, предоставляемые иностраиному капиталу в
пределах специальных экономических зон, на открытые
порты и остров Хайнань.
Кроме того, они были также наделены большими пра-
вами в решении вопросов об учреждении предприятий
с иностранным инвестиционным участием, была увели-
чена и стоимость проектов, которые городские власти
могут утверждать без согласования с центральными ор-
ганами.
Так, максимальный объем капиталовложений, само-
стоятельно утверждаемый отраслевыми министерствами
и провинциями Китая на всей территории страны, равен
5 млн. долл. В городах Шанхай и Тяньцзинь
он увеличен до 30 млн., а в специальных экономических
зонах - до 50 млн. долл.
Властям же южных провинций Гуандун и Фуцзянь,
пользующимся особыми полномочиями в осуществлении
, предоставлена возможность ут-
верждать проекты с любым объемом капитальнык в~
жений.
Для более концентрированного расположения объек-
тов, привлекающих иностранныФ капитал, 1:1' из 14 от-
крытым портам дано право.с.ожщвать специальные ерай-
оны вкономического развития> или. . Таким районам предоставлявт-
ея еще большие лъготы в отношеник ино~анних инве-
сторов, что приблииает: их по преференциальным усле-
виям к специальним эконожическим. зонам.
Например, с предприятий проивведстввннего харак-
тера, создаваемых в этих районах, подоходный налог
взимается: в размере 15~~ (иными еловами, как: в спе-
циальных зонах), плата за аренду земли здесь ниже.
Однако эти льготы распростраияются только на произ-
водственные предприятия, разрабатывающие новую тех-
нологию и новые виды продукции, а также исследова-
тельские центры.
Остров Хайнань недавно был выделен в новую про-
винцию Китая и превращен в пятую по счету крупней-
шую из всех ныне имеющихся специальную экономи-
ческую зону. Ее ведущее положение по отношению к
иругим специальным зонам и портовым городам заклю-
чается в том, что главенствующую роль в ькономике
здесь играет рыночное регулирование, а в структуре
собственности основное место займут совмеатные пред-
приятия; т. а использующие иностранный капитал, ко-
оперативные, а также предприятия, полноатью принад-
лежащие иностранным компаниям. В остальных специ-
альных экономических зонах различные фермы собст-
венности соеуществуют при ведущей роли государствен-
ной собственности.
Как отмечается в китайской печати, рыночная эко-
номика, которую планщуется сформировать на острове,
,
Поскольиу остров Хайвань рЬсположен- в субтропи-
ках, предполагается превратить его в ведущий центр Ки-
тая по производству тропических сельскоховяйственных
культур, Для этого там создаются значительные про-
мышленныв мощности по переработке каучука, пальмо-
вого волокна, кокосов, сахарного тростника и чая.
Предусматривается также развитие лесного хозяйст-
ва, животноводства, рыболовства и выращивание раз-
личных мооских культур, Это должно заложить проч-
ную базу для проивводства лесоматериалов, иродуктов
жюотного происхождения.и даров моря.
Кроме того, на .острове планируется всемернае раз-
витие угальной и совдание нефтехимической промыш-
ленности. В Чанпо с 1984 г. ведутся работы по сраданию
карьера площадью,почти 60 км' для добычи буроге угля
открытым апособом. Заключаются контракты с зарубеж-
ными компаниями на разработку иеточннков нефти и
гааа.ка~ва суше, так и на морском шельфе.
. -Совмесзные предприятия и предприятин, полностью
принадлежащие иностранному капиталу, являются ос-
новными в специальных зкономинеских звнах и в от-
крытых партах Китая. Хотя они сосуществуют с госу-
дарственными предпривтиями, с предприятиями, нахо-
дящимися в коллективном и частном владении, на их
долю прихадится ббльшая часть валового национально-
го продукта, производимого в экономических зонах, а
также и основная часть стоимости экспорта.
Оборудование, сырье и материалы для производст-
ва, как правило, приобретаются за границей. Вся про-
дукция специальных экономических зон и прибрежных
районов Китая предназначена в основном для экспорта.
Выживание предприятий, созданных при участии ино-
странного капитала в таких зонах, завусит от того, на-
сколько успешно они конкурируют на мировом рынке.
На внутренний рынок страны эти предприятия выходят
в очень редких случаях по специальному разрешению
правительства.
В экономике китайских специальных зон главную
роль играет не плановый, а рыночный механизм. Их хо-
зяйственная деятельность регулируется рыночными си-
лами в рамках общего государственного макропланиро-
вания, приводя в действие такие экономические .факто-
ры, как цены, заработная плата, издержки производст-
ва, прибыли, налоги, валютные курсы и процентные
стайки. Рынечный механизм - основное отличительное
свойство экономики специальных зон от экономики
остальной части страны.
Следует отметить, что в Китае среди многочислен-
ных вопресов, связаннмх с созданием специальных эко-
номических Эон, особое место занимают проблемы орга-
низации и управления.
В КНР особый внешнеэкономический режим вводит-
ся либо в существующих административно-тсрритори-
альных единицах разного уровня (городах и городскиМ
районах, уездах, провинциях), либо такие единицы соз-
даются специалъно. Они управляются местными орга-
нами власти, имеющими для этого соответствующие пол-
номочия.
В стране. одновременно функционируют , , , , в провинции Хайнань. Они
различаются между собой по степени открытости для
взаимодействия с заграницей, но одновременно имеют
большие полномочия по ведению внешнеэкономической
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|