Свободные экономические зоны в мире
Свободные экономические зоны в мире
ВВЕДЕНИЕ
Одной из составных частей перестройки народного
хозяйства СССР является радикальная реформа дея-
тельности внешнеэкономического комплекса. Кроме су-
щественного повышения его вклада в экономическое и
социальное развитие страны, реформа одновременно
предусматривает формирование в Советском Союзе эко-
номики открытого типа, что предполагает не только ее
тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и их со-
стязательность.
Концепция перестройки внешнеэкономических свя-
зей исходит из того, что в современном взаимозависи-
мом мире советская экономика является частью миро-
вой и не может успешно развиваться в отрыве от по-
следней. Поэтому стратегия экономического развития
нашей страны должна разрабатываться с ориентацией
на мировой уровень. Это подразумевает существенное
усиление влияния внешнеэкономических связей на тем-
пы, пропорции и характер экономического роста в стра-
не, внутреннее ценообразование и региональное разви-
тие;
Внешнеэкономические связи, таким образом, должны
стать самостоятельным источником увеличения нацио-
нального дохода Советского Союза, постоянной состав-
ляющей. при выборе путей решения народнохозяйствен-
ных задач.
В концепции перестройки внешнеэкономических свя-
зей СССР учтена необходимость изменения отношений
между формами собственности, существующими ~ на-
шей стране и в государствах Запада. Оставаясь Соци-
альными антиподами, они тем не менее образуют в точ-
ках соприкосновения своеобразные гибридные формы в
виде собственности совместных предприятии в СССР,
инвестиционных активов советских организаций как за
границей, так и на территории страны.
Новые формы внешнеэкономических связей (совме-
стное предпринимательство на территории СССР, сво-
бодные экономические зоны, зарубежное инвестирова-
ние и т. д.) призваны способствовйть усилению исполь-
зования в нашей экономике прогрессивной зарубежной
технологии и управленческого опыта, развитию экспорт-
ного сектора страны и расширению финансовой базы
модернизации народного хозяйства.
В свою очередь, советские капиталовложения за ру-
бежом и в свободных экономических зонах на террито-
рии СССР позволяют создать там инфраструктуру, не-
обходимую для увеличения советского экспорта (преж-
де всего машинотехнического), а также собственную
производственную базу для стабильного снабжения на-
шей страны различными товарами.
Существенно и то, что новые формы внешнеэкономи-
ческих связей предусматривают еще и решение такой за-
дачи, как вывести Советский Союз на статус уже не
только международного торговца, но и международно-
го инвестора.
Принципиально вам, иными словами, территорий бес-
пошлинного складирования товаров на период поиска
покупателей. Первоначально созда-
вались для развития местного рынка, а затем и для со-
действия расширению международной торговли. Напом-
ним, статус имели Генуя (с 1595 г.).
Венеция (с 1661 г.), Марсель (с 1669 г.), а в России -
Одесса (с 1817 г,), Владивосток (с 1862 г.) и Батуми
(с 1878 г.).
По мере монополизации рынка и усиления протек-
ционистской политики государств
стали упраздняться, а на их территориях и .в других
торговых центрах начали создаваться свободные эконо-
мические зоны, где все большее значение приобретала
переработка товара.
Основателями такого типа свободных экономических
зон были англичане П. Халл и С. Хоув, а также амери-
канец С. Бутлер, которые пришли к выводу, что госу-
дарственное вмешательство при различного рода кри-
зисных ситуациях не в состоянии предотвратить эконо-
мический упадок крупных промышленных центров. По
их мнению, не спасали положения и традиционные ме-
ры экономического и политического воздействия на хо-
зяйственную деятельность этих территорий.
Предпринимателям, желающим заниматься бизнесом
в районах, находящихся в тяжелом экономическом по-
ложении, предоставлялся ряд льгот по налогообложе-
нию, менее жестко регламентировалась и их деятель-
ность. Кроме того, бизнесмены могли осуществлять здесь
некоторые операции, которые обычно не разрешаются
нормативами местного законодательства (например, в
области банковских и страховых операций).
В пределах таких зон, скажем, банки могли свобод-
но моделировать с любыми валютами и поддерживать
деловые отношения с клиентами, проживающими вне зо-
ны. Следовательно, здесь не надо было устанавливать
контроль за валютным обменом, движением капиталов
и т; д.
В течение длительного времени свободным экономи-
ческим зонам была присуща преимущественно коммер-
ческая деятельность. В экономических зонах товары
складировались и подвергались лишь тем операциям,
которые были направлены на обеспечение доброкачест-
венного хранения или же на улучшение общего вида
или внешнего оформления, что позволяло повысить их
качество.
И только в начале 60-х годов была разрешена обра-
ботка: товаров в свободных экономических зонах. Обыч-
но при этом осуществлялись операции, так или иначе
увеличивающие прибавочную стоимость товара.
Следовательно, из собирающих центров и пунктов
распределения свободные экономические зоны все чаще
становятся местом обработки и трансформации товаров.
При этом действуют льготные условия их экспорта из
упомянутых зон.
Отметим, что повышение прибавочной стоимости то-
вара при отсутствии таможенных и других пошлин ста-
новится отличительной чертой экономических зон, кото-
рые были созданы в Соединенных Штатах Америки.
Еще один этап развития свободных экономических
зон начался в 80-е годы благодаря ряду мер, направ-
ленных на. преодоление застоя в отдельных отраслях
промышленности, банковского и страхового дела. Ха-
рактерной чертой этого этапа можно считать усиление
экономического развития отдельных регионов, находя-
щихся в кризисном состоянии. Так, путем создания не-
больших экономических зон были выведены из кризиса
ряд департаментов Франции и около 25 районов Вели-
кобритании.
Другими важными тенденциями указанного этапа
развития свободных экономических зон являются льгот-
ные условия деятельности предприятий, расположенных
в этих зонах, по налогообложению, и дебюрократизация
их управления.
В практике экономических зон в настоящее время
применяется широкая гамма льгот и стимулов для ино-
странных вкладчиков капитала. Как правило, они зави-
сят от специфических условий каждой экономической зо-
ны. Обычно, кроме отмены таможенных пошлин, преду-
сматриваются следующие льготы:
отмена какого-либо налогообложения в счет права
на экспорт, освобождение от других налогов, прежде
всего на недвижимое имущество, а также местных (об-
ластных) налогов, имеющихся в ряде стран;
отмена налогов на доход иностранного персонала,
работающего в свободной экономической зоне;-
полная или частичная отмена налогов на прибыль
зональных предприятий на определенный срок и в за-
висимости от ряда условий.
Например, в Южной Корее предприятия, созданные
в свободной экономической зоне, в первые пять лет пол-
ностью освобождаются от налогов, а в последующие три
года налоги им снижаются на 50%.
В Шри Ланке полная отмена налогообложений длит-
ся от двух до десяти лет в зависимости от специфики
функционирования предприятий экономической зоны,
при этом учитывается число занятых на предприятии,
приток конвертируемой валюты, применяемая техноло-
гия и т. д.
Создание свободных экономических зон в разных
странах в настоящее время предполагает достижение
таких целей:
обеспечение более полной занятости рабочей силы
как непосредственно в экономической зоне, так и за ее
пределами;
привлечение инвестиций, особенно в свободно кон-
вертируемой валюте;
организация в экономических зонах таких произ-
водств, продукция которых шла бы на экспорт, не ущем-
ляя при этом уже существующие местные предприятия,
действующие на внутреннем рынке.
Кроме того, многие страны, создающие свободные
экономические зоны, считают, что они будут способст-
вовать развитию отсталых в экономическом отношении
районов, модернизации технологий, получению новых
ноу-хау, обучению собственных специалистов и рабочих
новым методам труда, а также использованию собствен-
ных сырьевых ресурсов для производства экспортной
продукции.
Классическим примером этого может служить Манаус в бразильской Амазонии, где ино-
странные предприятия, работающие на экспорт, обяза-
ны включать в производство оптовых изделий по край-
ней мере часть сырьевых ресурсов, имеющихся в дан-
ной местности.
Кстати, с этой первоначально экспортной промыш-
ленной зоной произошла интересная трансформация:
постепенно она превратилась ~в чисто импортную зону.
Теперь вся продукция, поступающая в , поглощается бразильским рынком.
Имеются и другие примеры, но несколько менее ра-
дикального перехода с обработки экспортных товаров
на импортные, Такие тенденции характерны для свобод-
ных экономических зон в Китае, Мексике, Барбадосе и
для ряда других стран.
Однако в указанной трансформации прослеживаются
и негативные моменты. Главный из них тот, что ино-
странные компании, действующие в свободных зонах
некоторых государств, стремятся использовать их для
сбыта некачественных товаров, которые не имеют спро-
са на рынках других стран.
Таким образом, создание свободной экономической
зоны в любой стране предусматривает прежде всего
ускоренное развитие той или иной территории. Разви-
тие таких зон позволяет правительствам принимающих
стран смягчать кризисные ситуации в национальной эко-
номике и преодолевать трудности в государственных ка-
питаловложениях в регионе.
Важным моментом с точки зрения создания свобод-
ных экономических зон является роль различных госу-
дарственных и муниципальных органов управления. В
большинстве стран, как развитых, так и развивавщих-
ся, экономические зоны учреждаются решением цент-
ральных правительственных органов, министерствами
планирования или финансов. Эти органы имеют необ-
ходимый опыт в сфере управления крупными проектами,
а также весьма компетентны в области внешнеэкономи-
ческих свяэей. Однако имеется достаточно много приме-
ров, когда экономические зоны создаются и управляют-
ся местными муниципальными властями.
Среди свободных экономических зон,
наиболее распространенных в настоящее время, можно
отметить следующие."
беспошлинные зоны, расположенные на основных пе-
рекрестках международных транспортных систем;
зкспортные промышленные зоны, ориентированные
главным образом на внешнюю торговлю;
парки технологического развития, которые создают-
ся на основе существующего в принимающей стране на-
учно-техиического потенциала, но с участием иностран-
ного капитала и с использованием .прогрессивного обо-
рудования, ноу-хау, а также зарубежного управленче-
ского, коммерческого или маркетингового опыта;
зоны _ страховых и банковских услуг, способствую-
щие укреплению этой исключительно важной сферы эко-
номики;
импортно-промышленные зоны и зоны по замещению
импорта, которые призваны обеспечить принимающую
страну современными товарами, а местные . предприя-
тия - передовой технологией.
На практике в перечисленные эконо-
мические зоны встречаются редко. Обычно для каждой
из них присуще сочетание характерных тенденций ука-
занных свободных экономических зон. К примеру, мало-
вероятно, чтобы парки технологического развития не
оказывали таких ключевых услуг, как банковские опе-
рации, страхование или торговля.
Подавляющее большинство предприятий в существу-
ющих ныне свободных экономических зонах - это пред-
приятия легкой промышленности, нуждающиеся в отно-
сительно скромных капиталовложениях. Они произво-
дят текстиль и одежду, бытовую электронику, спортив-
ный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продо-
вольствие, напитки.
Однако учредители некоторых свободных зон пошли
по другому пути и стали способствовать развитию пред-
приятий тяжелой промышленности. Например, в
экспортно-промышленной зоне Тринидада и Тобаго дре-
обладает переработка нефти и нефтехимическая про-
мышленность. В Грне предприятия свободной экономи-
ческой зоны занимаются переработкой добываемых там
бокситов в глинозем и алюминий. В экономических зо-
нах Объединенных Арабских Эмиратов действует це-
лый ряд химических, нефтехимических и автомобиль-
ных компаний.
Создание предприятий тяжелой промышленности в
свободных зонах указанных стран, конечно, связано с
их природными ресурсами, В Ганв - это бокситы, в
Тринидаде и Тобаго - нефть, в Объединенных Араб-
ских Эмиратах - нефть и природный газ.
И все же- следует отметить, что политика прави-
тельств указанных трех стран была направлена не столь-
ко на развитие тяжелой промышленности в своих эконо-
мических зонах, сколько на создание экспортных про-
мышленных зон на основе уже существующих предприя-
тий тяжелой промышленности. Это прежде. всего отно-
сится к первым двум странам.
Что касается Объединенных Арабских Эмиратов, то
здесь произошла закономерная эволюция: появление
предприятий, связанных с добычей и переработкой неф-
ти и газа сопровождалось созданием предприятий тяже-
лой промышленности в несмежных отраслях, в частно-
сти в машиностроении.
Одна из характерных черт промышленного разви-
тия .большинства свободных экономических зон заклю-
чается в том, что находящиеся там компании, как пра-
вило, стремятся к минимальному использованию мест-
ных ресурсов.
Слабые обратные связи этих компаний с предприя-
тиями принимающей страны объясняются закрытым ха-
рактером экономических зон, профилем действующих
там предприятий и относительно неразвитым потенциа-
лом национальных поставщиков. И в этом смысле прак-
тика указанных выше государств является исключе-
нием.
В то же время многие иностранные компании, дей-
ствующие в развивающихся странах, весьма охотно ис-
пользуют местные сырьевые ресурсы и полуфабрикаты,
произведенные на их основе (сталь, алюминий, основ-
ные химикаты, резину, древесину и т. п.). Некоторые из
них создали крупную перерабатывающую промышлен-
ность на основе местного сырья - хорошо развитые и
организованные предприятия, которые Действуют в при-
нимающих странах в течение многих десятилетий, т. е.
до создания первых свободных экономических зон.
Вот почему такие компании не испытывают потреб-
иости в использовании возможностей недавно создан-
ных экономических зон. Кроме того, сказывается и еще
один фактор: перерабатывающие предприятия, исполь-
зующие местное сырье, как правило, находятся недале-
ко от его источников (будь то шахта, нефтяная сква-
жина или гидроэлектростанция), в то время как экспорт-
но-промышленные зоны обычно формируются вблизи
крупных населенных пунктов или промышленных цент-
ров.
Помимо того, экономические зоны создаются учре-
дителями для быстрого решения проблем промышленно-
го развития какой-либо территории. Отсюда примитив-
ные производственные помещения, похожие на времян-
ки, и незначительные затраты на оборудование иност-
ранных инвесторов.
Компании, занимающиеся переработкой сырьевых
ресурсов, как правило, являются относительно крупны-
ми и действуют на основе долгосрочных договоров, пла-
нируя свою деятельность на многие годы вперед. Этим
они отличаются от обычного завода по сборке электрон-
ных изделий или специализированной компании по по-
шиву одежды в свободной экономической зоне.
Обычно считается, что свободные экономические зо-
ны способствуют прямым иностранным инвестициям от-
носительно крупных и имеющих хорошую репутацию
компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт,
мощные транснациональные корпорации не очень нуж-
даются в привилегиях и возможностях свободных зон.
Они могут успешно функционировать в обычных ус-
ловиях практически любой страны. И если условия ка-
кого-либо государства слишком неблагоприятны, то пре-
имущества, предлагаемые свободными экономическими
зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их
стратегию международного развития.
Это одна из основных причин того, что в большин-
стве стран инвесторами в свободных зонах являютея
не крупные, хорошо известные транснационадьные кор-
порации, а небольшие фирмы, которые часто выходят на
рынок иностранных инвестиций в первый раз.
Опыт таких стран, как Мексика, Ямайка или Маври-
кий, намеренно привлекающих в свои экономические
зоны мелких иностранных инвесторов, подтверждает, что
средние или мелкие фирмы промышленно развитых го-
сударств или стран, недавно вставших на путь индуст-
риального развития, с пользой для дела дополняют дея-
тельность крупных компаний.
Мелкие фирмы более гибко реагируют на быстроме-
няющуюся обстановку и в состоянии удовлетворить на-
сущные потребности внутреннего рынка этих стран. Учи-
тывая стремление многих государств как можно быст-
рее привлень иностранных инвесторов, такие компании
оказались лучшей краткосрочной альтернативой, чем
крупные транснациональные корпорации, которые дей-
ствуют гораздо медленнее.
Создание и функционирование; свободных экюмоииче-
ских зон часто отклоняющихся от первоначальных проек-
тов. Например, когда в начале 60 годов на Маврикий
было предусмотренно создание первой экспортно-промыш-
ленной зоны, то предполагалось, что удельный вес про-
дукции предприятий электронной .промышленности бу-
дет равен 30 предприятии текстильной промышленно-
сти - 25, металлообрабатывавших предприятий - 15,
предприятий по обработке сырья - 10~4.
Однако уже к середине 8(Н годов на текстильные
предприятия и предприятия но пошиву одежды прихо-
доилось 87 занятого в экономической зоне населения,
на предприятия по производству мебели и изделий из
дерева - .2,5 и на предприятия, выпускающие ювелир-
ные изделия, - 2%.
Предприятия электронной промышленности, которые
активно развивались в первые годы, затем почти исчез-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|