Свободные экономические зоны в мире
ли (за исключением тех, которые выпускали часы).
Такая эволюция, присущая в той или иной степени
практически всем свободным экономическим зонам, во
многом зависит от характера деятельности предприни-
мателей-пионеров. Если первые инвесторы были пред-
ставлены электронными компаниями, то и последующие
будут принадлежать к той же отрасли, способствуя тем
самым, как правило, созданию в экономической зоне
электронной монокультуры>.
Такая же тенденция характерна и для других отрас-
лей промышленности. В экспортно-промышленной зоне
Шри Ланки, например, на долю производства текстиля
и одежды приходится около 90% занятых, в Домини-
канской Республике - более 60, в Египте - 54.
Причина такого положения объясняется динамикой,
присущей развитию .самих экономических зон, отсутст-
вием контроля со стороны государственных органов по
отношению к иностранным инвестициям также сла-
бым взаимодействиям зональных предприятий, нацио-
нальных и иностранных кампаний.
В процессе развития некоторые свободные экономи-
ческие зоны стали специализироваться исключительно
на банковских и страховых. операциях. Они получили
название 6анковских. франковых зон.
В Люксембурге, например, активно действуют круп-
ные западногерманские банки, которые благодаря име-
ющимся в этой стране льготам государотвен-
ный закон по созданию обязательных денежных резер-
вов.
Наиболее известные банковские франковые зоны бы-
ли созданы ы Гонконге, Сингапуре; Бахрейне и Маниле,
а также на многочисленных островах в Карибском мо-
ре (на Багамах, Бермудах и т. д.).
Совокупный объем кредитных операций иностранных
банков, сосредоточенных в странах Карибского моря, по
самым минимальным оценкам в 80-е годы составлял бо-
лее 200 млрд. далл., что равнялоеь 13% общей, суммы
международных кредитных активов в капиталистическом
мире.
Такие финансовые центры, расположенные в разви-
вающихся странах, часто еще называют , а - ту или иную операцию
между иностранным (по отношению к месту ее совер-
шения) кредитором и заемщиком.
Член совета управляющих Федеральной резервной
системы США Г. Уоллик определяет
как географическую точку, где кредитные средства за-
имствуются у нерезидентов и предоставляются другим
нерезидентам через посредничество банков или иных фи-
нансовых институтов. Преобладание именно таких опе-
раций характерно для банковских франковых зон Ка-
рибского региона.
Следует отметить, что такие центры расположены не
только в развивающихся странах, но и в промышленно
развитых государствах. В отношении последних также
нередко используется термин , поскольку этот
банковский бизнес представляет собой вненациональную
банковскую деятельность на базе валютных кредитных
ресурсов в международных финансовых центрах, и преж-
де всего в Лондоне.
В свободных банковских зонах существуют очень
благоприятные условия для проведения кредитно-финан-
совых операций (чрезвычайно льготный режим налого-
обложения банков, а в некоторых зонах фактически пол-
ное отсутствие такового), что усиливает их привлека-
тельность для иностранных кредитных институтов и
международных капиталов. Именно поэтому их часто
называют , или ..
Успешная деятельность свободных банковских зон в
развивающихся странах весьма ощутимо влияет на фи-
нансовые интересы Соединенных Штатов Америки и
других капиталистических государств. Так, по оценке
американских экспертов, служба внутренних доходов
США ежегодно недополучает около 4 млрд. долл. в ре-
зультате совершения американскими банками операций
не на своей территории.
Общая утечка капиталов из США на банковские сче-
ха только в карибской экономической зоне составила к
середине 80-х годов почти 80 млрд. долл.
Стремясь укрепить финансовый центр в Нью-Йорке,
который в 70-е годы заметно сдал свои позиции на
международном рынке капиталов, правительственные
органы США создали там в 1981 г. свою свободную
банковскую зону. Они разрешили, подобно многим дру-
гим , местным и иностранным бан-
кам открывать в Нью-Йорке международные банковские
учреждения, которым предоставлены большая свобода
в осуществлении транснационального бизнеса и льгот-
ный налоговый режим.
Одна из главных целей создания таких зон в у разви-
тых капиталистических странах - переориентация меж-
дународных операций своих банков, основной объем ко-
торых совершается через в других
странах.
Чрезвычайно жесткие нормативы, регулирующие
страховые операции, способствовали созданию свобод-
ных страховых зон. Примером может служить лондон-
ская компания по вопросам страхования ри-
сков особого типа (не входящих в разряд хищений, по-
жаров, гражданской ответственности и т. д.). Деятель-
ность компании по покрытию этих рисков, по
существу, содействовала превращению ее в монополи-
ста по страхованию нетрадиционных рисков.
По прототипу лондонской свободной страховой зо-
ны в 80-х годах подобные зоны были созданы в Нью-
Йорке. Правда, там ассоциации по контролю в защиту
потребителя ограничили льготный режим, допустив его
лишь для особых типов риска (например, анулирование
контрактов лизинга), а также для тех страховых конт-
рактов, в которых годовые премии превышают 100000
долл.
Как видим, создание свободных экономических зон
получило на Западе большое- развитие, Во многом их
развитие зависит от того, что такая зона может дать
национальной экономике в конкретных условиях хозяй-
ствования и в данной экономической ситуации.
СОВЕТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Постановление Совета Министров .РСФСР , принятое в
марте 1989 г., явилось основой для создания в поряд-
ке эксперимента на территории Советского Союза не-
скольких свободных экономических зон (у нас они по-
лучили название ).
При помощи экспертов ООН была разработана спе-
циальная концепция, учитывающая сложившийся в стра-
не подход к проблеме свободных зон, мировой опыт их
функционирования и конъюнктуру международного рын-
ка.
По мнению советских специалистов, создаваемые зо-
ны будут способствовать активизации инициативы ино-
странных фирм в производстве товаров, услуг, в тор-
говле, а также в других видах деятельности на терри-
тории СССР.
В таких зонах могут быть организованы производст-
во и сборка различных видов продукции на основе при-
менения иностранного оборудования, технологий и ма-
териалов с использованием местной электроэнергии,
сырья и рабочей силы.
Напомним, что в зарубежной практике свободные
экономические зоны являются, как правило, небольши-
ми территориальными анклавами с особо благоприят-
ным режимом для деятельности иностранного капита-
ла, слабо связанные с национальным рынком и ориенти-
рованные на экспорт. Однако в свете перестройки со-
ветской экономики такая ориентация свободных эконо-
мических зон должна быть существенно скорректирова-
на, а их деятельность подчинена не столько решению
внешнеэкономических, сколько общехозяйственных за-
дач страны.
В разработанной советской концепции создания сво-
бодных экономических зон они, сохраняя в целесообраз-
ных пределах экспортную ориентацию, призваны в то
же время прежде всего на внутренний ры-
нок СССР, способствуя насыщению его передовой тех-
нологией и высококачественными товарами.
Кроме того, зоны совместного предпринимательства
лолжны быть для страны центрами освоения и распро-
странения зарубежного управленческого опыта, полиго-
нами проверки новых форм хозяйствования.
Соответственно такие зоны' должны создаваться и
функционировать в экономике СССР как ее неотъемле-
мая составная часть, предусматривать благоприятный
режим деятельности не только для иностранных вклад-
чиков капитала, но и для советских предприятий.
Они могут формироватъся как в приграничных, так
и глубинных районах страны и занимать значительную
территорию. При этом необходимо обеспечивать поли-
тические интересы и экономическую безопасность Со-
ветекого Союза.
Следовательно, при разработке общих целей и задач
формирования зон совместного предпринимательства в
Советском Союзе исходили из того, что данная форма
внешнеэкономической деятельности должна использо-
ваться прежде всего в интересах развития экономики
страны и служить своеобразным между ней
и внешним рынком.
Среди основных задач решение которых возможно
с помощью создания свободных экономических зон на
территории Советского Союза, можно выделить следую-
щие.
Прежде всего это совершенствование отраслевой
структуры производства и ускорение социально-эконо-
мического развития территории, где расположены эко-
номические зоны. Последнее весьма актуально для ма-
лоосвоенных регионов страны.
Предусматривается также постепенное включение
экономики зон совместного предпринимательства или ее
отдельных производств в хозяйственную структуру со-
ответствувщих регионов. При этом будут апробировать-
ся различные варианты внедрения новых форм хозяйст-
вования, приспособленных к условиям мирового рынка.
В экономических зонах намечено активно внедрять
в произ-во отечественные и зарубежные научно-
технические разработки и изобретения с последующим
их использованием в других отраслях народного хозяй--
ства, а также и на внешнем рынке.
Благодаря более интенсивному включению СССР в
систему международных экономических связей буде-
развиваться экспортная база и, значит, увеличиваться
наши валютные поступления.
Хозяйственные потребности страны, а также интере-
сы самого эксперимента подсказывают целесообразность
создания в СССР сразу нескольких вариантов таких
зон. По своим целям свободные экономические зоны в
нашей стране могут быть: (~~ )
комплексные (производственного назначения);
внешнеторговые (свободные таможенные зоны и по-
сты, включая зоны экспортного производства, транспорт-
ные зоны);
функциональные, или отраслевые (технологические
парки и технополисы, туристические, страховые, банков-
ские зоны).
Перечисленные варианты экономических зон могут
выполнять различные народнохозяйственные и внешне-
экономические функции.
С точки зрения решения перспективных задач разви-
тия экономики и внешнеэкономических связей СССР и
отдельных регионов наибольший интерес представляют
комплексные экономические зоны, в которых будут соз-
даны новые производства, выпускающие продукцию как
для внутреннего рынка, так и для экспорта, поскольку
они будут функционировать на основе механизма, наи-
более приближенного к условиям мирового рынка.
Отметим, что создание экономических зон внешне-
торговой направленности не требует ни крупных перво-
начальных инвестиций, ни длительных сроков форми-
рования, ни сложного механизма функционирования и
взаимодействия с экономикой нашей страны. В большин-
стве случаев - это таможенный анклав, позволяющий
существенно повысить прибыльность внешнеторговых и
сопутствующих им операций.
Такие экономические зоны практически не взаимо-
действуют с предприятиями вне ее территории, хотя при
активном развитии здесь экспортных производств мож-
по предусмотреть специальные таможенный и налого-
вый механизмы, -ориентирующие эти производства на
увеличение территорий будут осуществляться бы-
стрее, чем в среднем по стране.
С одной стороны, это может привести к усилению
межрегиональных различий в уровне социально-эконо-
мического развития, И очевидно, этого полностью избе-
жать нельзя.
С другой стороны, неодинаковое по интенсивности
и по формам участие регионов во внешнезкономических
связях всегда было характерно для нашей страны.
В частности, это проявляется в том, что экспортная
ориентация хозяйства регионов, скажем, добывающих
нефть и таз, значительно сильнее, чем у других регио-
нов, прямой товарообмен более развит в приграничных
районах, а совместные предприятия тяготеют к круп-
ным городам и т. д.
Этот закономерный процесс до сих пор осуществлял-
ся стихийно. Образование зон совместного предприни-
мателъства позволит в определенной мере управлять
им, способствуя постепенному формированию рацио-
нальной территориальной организации внешнеэкономи-
ческой деятельности в пределах СССР.
Отметим, что советская концепция экономических
зон разработана на период до завершения общеэконо-
мической реформы в стране и введения конвертируемо-
го рубля. После накопления определенного практическо-
го Опыта по формированию зон совместного предприни-
мательства можно будет приступить к разработке комп-
лексной программы их создания, которая должна пре-
дусматривать систематизацию этого процесса в целях
постепенного распространения влияния свободных зон
на более крупные регионы и отрасли народного хозяй-
ства.
В последующий период механизм действия свобод-
ных экономических зон на территории СССР будет
трансформироватъся.
ЗОНЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СССР
На международном семинаре , который проходил в Москве в сен-
тябре 1989 г., и был организован центром ООН по
транснациональным корпорациям; было объявлено, что
в Советском Союзе в порядке эксперимента начиная с
1990 г, будет формироваться несколько свободных эко-
номических зон.
Первые зоны совместного предпринимательства на-
мечено создать в Находке, Новгороде и Выборге. Пред-
ставители еще около 60 городов и регионов страны на-
правили свои предложения в Совет Министров СССР о
создании подобных зон. Среди них Сахалин, Одесса и
даже один из городов-спутников Москвы (ориентиро-
вочно Зеленоград).
Во всех технико-зкономических обоснованиях созда-
ния экономических зон на территории Советского Сою-
за отмечается необходимость на первом этапе вводить
индивидуальные юридические акты для каждой из этих
зон и только после приобретения достаточного опыта
целесообразно установить всесоюзное правовое регули-
рование.
Общей точкой зрения специалистов является и то,
что планируемые зоны совместного предпринимательст-
ва не должны быть ориентированы только на экспорт,
как большинство свободных вон в мире, а должны быть
тесно связаны с советской экономикой и способствовать
ее развитию. Лишь в этом случае свободные зоны смо-
гут с привлечением иностранного капитала не только
создавать высокие технологии, но и осуществлять их
передачу другим отраслям экономики, а также прода-
жу произведенных в таких зонах товаров на советском
рынке.
Стратегия развития зон совместного предпринима-
тельства позволяет найти в них самое различное при-
менение иностранного капитала, поскольку в экспери-
менте предусмотрено определенное их разнообразие. Так,
в комплексных зонах предусмотрено создание новых вы-
сокотехнологичных производств, выпускающих продук-
цию для внутреннего рынка СССР и экспорта, что бу-
дет способствовать ускоренному развитию регионов.
Функциональные зоны будут создаваться для освое-
ния новой техники, для хранения, перевалки и подра-
ботки внешнеторговых грузов, а также для туристиче-
ских, транзитных и других нужд. Надо отметить, что
создание такого типа зон позволит нашей стране без ка-
ких-либо ограничений максимально использовать миро-
вой опыт ведения хозяйства.
Во-первых, в пределах небольшой территории стра-
ны устанавливается особый режим, предусматривающий
не только производство конкурентоспособной продук-
ции, но и ее реализацию на мировом рынке.
Во-вторых, в таких зонах формируется свой валют-
ный режим, вводятся льготные нормы по переводу при-
былей и Другие преференции.
Все, что будет идти на- благо региональному разви-
тию, легко может быть перенесено на более крупные
территории и даже на всю экономику Советского Союза-
за.
Вместе с тем при создании свободных экономические
зон возникают определенные социальные проблемы, в
частности, для населения, проживающего в них. Так,
по мнению некоторых советских людей, создание сво-
бодных зон в нашей стране не что иное, как распрода-
жа территории Советского Союза и, следовательно, по-
теря суверенитета над ними. На самом деле речь идет
лишь о том, чтобы с помощью свободных зон решить
часть экономических проблем страны.
Одним из важных элементов системы взаимодейст-
вия советских предприятий, расположенных в экономи-
ческой зоне, является возможность улучшить свое фи-
нансовое положение благодаря получению дополнитель-
ной валюты либо за счет производства экспортной или
импортозамещающей продукции и оказания услуг дру-
гим предприятиям свободной зоны.
Характеризуя финансовую основу деятельности со-
ветских предприятий в свободных зонах, в концепции
рассматриваются два ее варианта.
Первый вариант - это использование для расчетов
какой-либо конвертируемой валюты (например, амери-
канского доллара). Второй вариант - это введение осо-
бой советской валюты.
Хотя первый вариант предпочтительнее с точки зре-
ния упрощения интеграции свободных зон в мировую
экономику, тем не менее второй вариант обеспечивает
более действенный контроль за финансовыми операция-
ми.
Кроме того, в зависимости от масштабов хозяйст-
венной деятельности в экономических зонах появляется
реальная возможность хотя бы частично использовать
новую конвертируемую, но советскую валюту для ук-
репления денежного оборота страны за счет размеще-
ния этих денег и на внутреннем рынке.
Важное преимущество, которое могут получить со-
ветские предприятия, расположенные в свободных зо-
нах, это быстрота формирования кооперационных связей
с поставщиками, субпоставщиками, посредниками и по-
требителями в других странах. Экономическая зона дол-
жна будет обеспечить для этого все необходимое: ком-
муникации, связь, транспорт, склады и т..д
Характерно, что заинтересованное отношение к со-
зданию зон прежде всего проявили совместные предирия-
тия и организации. Основывается. оно на том, что их со-
здание будет способствовать решив тех органиэааион-
но-экономических проблем, которые уже длительное
время негативно влияют на развитие народного хозяй-
ства. Главные из них - это нерацнональиая структура
народного хозяйства, недостаточно высокий технический
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|