рефераты скачать

МЕНЮ


Роль и место строительства в подъеме экономики Российской Федерации

структур, способных работать в саморегулирующемся режиме, исходя из

возможности выполнения конкретных строительно-монтажных операций с учетом

реалий материально-технического, транспортного, энергетического

обеспечения, наличия финансовых и трудовых ресурсов.

В систему капитального строительства включается целый ряд функций как

видов деятельности общего и специального характера. К ним относятся

планирование, финансирование, материально-техническое снабжение, а также

проектирование, транспортировка грузов, производство строительных

материалов, изготовление строительных деталей и конструкций, а также всех

видов оборудования, требующего монтажа; собственно строительное

производство. Носителями этих функций выступают различные субъекты: планово-

хозяйственные органы, финансирующие банки, заказчик, генподрядчик,

субподрядчик, объединения и т.д. Каждая функция имеет вполне определенный

объем деятельности, который распределяется между субъектами в соответствии

с профилем их деятельности и занимаемым местом в иерархии управления.

В современных условиях коренной перестройки управления экономикой,

связанной с резким расширением границ самостоятельности хозяйственных

единиц возникает необходимость более четкого определения критерия отнесения

субъекта хозяйственных отношений к участникам капитального строительства.

Таким критерием должна являться исключительно связь со строительством и его

конечным результатом - вводом конечного объекта в эксплуатацию. Воздействие

права на организацию строительного комплекса как на объект регулирования

нельзя ограничивать пределами установленных организационных форм и принятых

в экономике и технике понятий.

Хозяйственно-правовое обеспечение организации строительного комплекса

включает правовую регламентацию формирования организационных структур,

правовое закрепление функций хозяйственных образований, правовое

регулирование организации хозяйственных связей.

Функциональное разделение труда требует, чтобы каждое хозяйственное

образование, его органы и подразделения выполняли определенные функции, что

делает необходимым их рациональное четкое распределение и надлежащее

правовое закрепление, причем функции хозяйственных образований должны

соответствовать их оргструктуре и целям капитального строительства.

Таким образом, логика правового регулирования хозяйственных отношений

в капитальном строительстве позволяет представить схему правового

воздействия в системе хозяйственно-правового обеспечения организации

строительного комплекса и сформулировать главные направления ее дальнейшего

совершенствования:

правовое обеспечение соответствия оргструктур целям капитального

строительства;

правовое обеспечение соответствия функций хозяйственных образований их

оргструктуре и целям капитального строительства;

правовое обеспечение соответствия хозяйственной компетенции субъектов их

функциям;

правовое обеспечение соответствия организации хозяйственных связей их

целенаправленности.

Важным направлением является формирование и функционирование рыночных

хозяйствующих субъектов как открытых, социально-ориентированных систем.

Такая концепция означает поворот к рынку и потребителю. Каждая организация,

функционирующая в рыночной среде, обязана самостоятельно решать не только

вопросы внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней

средой. Социальная ориентированность организаций означает, что наряду

экономической функцией она выполняет и общественную роль. Последняя может

рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и

его запросы, то есть удовлетворения потребностей общества в товарах и

услугах, производимых предприятием, а также с позиций решения важнейших

социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания организации.

5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕНОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.

Развитие рыночного хозяйствования на российском рынке происходит с

учетом регионального самофинансирования и самообеспечения регионов

ресурсами, формирования собственного территориального рынка, что необходимо

учитывать в управлении на уровне государства.

Государственный вид собственности включает в себя:

министерства; учреждения социального обеспечения и здравоохранения;

учебные и культурные заведения; предприятия транспорта и связи, космос и

вооруженные силы;

республиканские и краевые органы власти;

местные органы власти; государственные (муниципальные) предприятия, а

также национализированные отрасли промышленности.

Государственным предприятием признается унитарное предприятие -

коммерческая организация, не наделенная правом собственности на

закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и

не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между

работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему

на праве оперативного управления или хозяйственного ведения и отражается на

самостоятельном балансе предприятия (ст. 113 ГК РФ).

Создание государственных предприятий на основе объединения имущества,

относящегося к государственной собственности нескольких субъектов, не

допускается. Организации, основанные на таком объединении, создаются

исключительно в форме хозяйственных обществ.

Государственное предприятие является юридическим лицом, имеет

фирменное наименование с указанием его организационно-правовой формы и

наименованием субъекта, к собственности которого относится имущество

предприятия.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем

принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам

собственника его имущества (ст. 113, п.5,6 ГК РФ).

Учредительным документом государственного предприятия является устав,

утверждаемый органом, уполномоченным собственником, в котором помимо иных

сведений, предусмотренных законодательством, должны указываться акт органа

государственной власти, являющийся решением о его создании, предмет и цель

деятельности предприятия.

Управление государственным предприятием осуществляется в соответствии

с законодательством и уставом предприятия. Предприятие самостоятельно

определяет структуру органов управления и затраты на их содержание.

Собственник предприятия или уполномоченные им органы могут полностью или

частично делегировать эти права высшему органу управления предприятия,

предусмотренному его уставом (Совету предприятия, правлению и т.д.).

Руководитель государственного предприятия действует на принципе

единоначалия и несет ответственность перед собственником предприятия за

последствия своих действий в соответствии с законодательством РФ и

заключенным с ним контрактом. Он не вправе иметь личный финансовый интерес

в сделке, стороной которой является или намеревается быть предприятие.

В соответствии с проектом закона о государственных и муниципальных

предприятиях, государственные предприятия действуют в следующих

организационно-правовых формах:

федеральное предприятие (федеральное казенное предприятие),

основанное на праве оперативного управления;

государственное предприятие (государственное коммерческое

предприятие), основанное на праве хозяйственного ведения.

Федеральное казенное предприятие

Федеральное казенное предприятие может быть создано при выполнении

одного из следующих условий:

если осуществляемая им деятельность допускается федеральными законами

исключительно для государственных предприятий;

если преобладающая или значительная часть производимой предприятием

продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) поставляется для

федеральных государственных нужд.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав,

утверждаемый Правительством РФ. Фирменное наименование предприятия,

основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на

то, что предприятие является казенным. Права казенного предприятия на

закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и

297 ГК РФ.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по

обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества

(ст.115 ГК РФ).

Руководитель федерального казенного предприятия является

государственным служащим, назначение которого на должность и освобождение

от нее осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ для

государственных служащих. Руководитель федерального казенного предприятия

пользуется всеми правами и несет все обязательства, предусмотренные

законодательством и уставом предприятия.

В случаях отказа государства от заключения с казенным предприятием

государственного контракта или контрактов, обеспечивающих в совокупности

закупку у предприятия не менее 50% производимой им продукции предприятие

должно быть в течение 6 месяцев в установленном порядке ликвидировано или

реорганизовано, в том числе путем преобразования в акционерное общество

открытого типа.

Государственное коммерческое предприятие

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения,

создается по решению уполномоченного на то государственного органа или

органа местного самоуправления. Учредительным документом предприятия,

основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав,

утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом

местного самоуправления (ст. 114 ГК РФ).

Имущество государственного коммерческого предприятия формируется за

счет средств, выделяемых целевым назначением из соответствующего бюджета,

имущества, передаваемого предприятию собственником, доходов от собственной

предпринимательской деятельности, других источников.

В уставе государственного коммерческого предприятия указывается размер

его уставного фонда, который не может быть менее 1000 установленных

законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда или большей

суммы, установленной законодательством РФ на дату регистрации предприятия.

Государственное коммерческое предприятие обязано:

формировать резервный фонд в размерах, определяемых его уставом и

составляющих не менее 10% от его уставного фонда, направляя на эти цели

остающуюся в его распоряжении прибыль до достижения резервным фондом

установленной величины;

использовать средства резервного фонда исключительно на покрытие убытков,

а также на возврат бюджетных ссуд и выплату процентов по целевым

государственным кредитам в случае недостаточности средств предприятия;

перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его

распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей и

формирования резервного фонда в размерах, определяемых собственником в

пределах 10% чистой прибыли предприятия.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения,

может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие

путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в

хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

Права государственного коммерческого предприятия на закрепленное за

ним имущество определяются в соответствии со статьей 295 ГК РФ.

Степень имущественной обособленности у различных предприятий различна.

Так, степень имущественной обособленности государственных унитарных

предприятий, не являющихся собственниками переданного им государственного

имущества, выражается в закреплении за ними такого имущества на праве

хозяйственного ведения. Ясно, что по отношению к этому имуществу

предприятие обладает меньшей совокупностью прав, нежели собственник по

отношению к своему имуществу.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в

соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения

предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации,

назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием

по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования

имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве

хозяйственного ведения имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог,

вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных

обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без

согласия собственника.

Учреждения, не являющиеся собственниками закрепленного за ними

имущества, владеют и пользуются им на праве оперативного управления. Права

такого юридического лица по отношению к закрепленному за ним имуществу еще

уже, чем при осуществлении права хозяйственного ведения. Такое предприятие

вправе отчуждать или иным способом распоряжаться за ним имуществом лишь с

согласия собственника этого имущества. При переходе права собственности на

учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного

управления на принадлежащее ему имущество.

Действовавшая ранее схема взаимоотношений государства и хозяйственных

субъектов строительной отрасли предполагала возможность управления

строительными организациями только через вертикальные структуры и связи

управления посредством командно-административного воздействия. В настоящее

время такая схема для основной массы функционирующих строительных

организаций устарела.

Командно-административная система требовала от строительных

организаций безупречного исполнения указаний “сверху”. При этом сами

строительные организации обязаны были расходовать заработанные средства

(прибыль) на производственное и социальное развитие в строго выделенных

размерах, получать сырье от закрепленных за ними поставщиков и передавать

готовую продукцию заранее определенным потребителям по стабильным ценам,

установленным вышестоящими органами управления. Потребитель к производителю

был привязан планом и создавать конкуренцию в тех экономических условиях не

мог.

При переходе на новые хозяйственные отношения при преобразовании

прежних органов управления всех уровней была нарушена полностью

управленческая вертикаль. Кроме того, при преобразовании государственных

предприятий в акционерные общества изменились принципы управления ими.

Государство (или уполномоченный им орган) может прямо влиять на

хозяйственную деятельность акционерного предприятия, владея контрольным

пакетом акций.

Распределение строительных организаций по формам собственности

представлено в нижеследующей таблице.

Таблица 4

| |Количество, тыс. ед. |Процентное отношение |

|Число организаций всего |127,8 |100.0 |

|В том числе по формам | | |

|собственности: | | |

|частная |108.7 |85.1 |

|смешанная |12.7 |9.9 |

|индивидуальная |4.7 |3.7 |

|муниципальная |1.7 |1.3 |

Таким образом, данные этой таблицы свидетельствуют о том, что

государственная форма собственности теряет свои доминирующие позиции,

уступая ведущую роль частным предприятиям.

6. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.

Вместо единого общего рынка предприятиям сейчас приходится действовать

в условиях раздробленности, при которой в каждом рыночном анклаве имеют

место свои юридические, экономические и национальные особенности, в том

числе и в ценообразовании. Намного труднее становится разрешение проблем и

с производством, снабжением, организацией отношений, расчетами,

планированием, маркетингом. В деятельности строительных компаний немалую

роль играет давление со стороны местных органов власти с тем, чтобы в

рамках производства и реализации продукции и услуг, в социальном

обслуживании, политике занятости в первую очередь учитывались местные

интересы.

Для развития российского бизнеса, в частности - строительного бизнеса

не имеется пока серьезной правовой основы. В каждом регионе действуют свои

законы, в том числе и о налогах. Решения вышестоящих органов порой так

“корректируются” местными властями, что по существу вообще перечеркиваются.

Все уровни управления вводят дополнительные налоги или другие аналогичные

платежи. Нередко постановления центральных и местных властей противоречат

друг другу, вводятся задним числом. В результате предприятия несут

неожиданные убытки и оказываются на грани банкротства.

Тем не менее в теперешних условиях в России просматривается тенденция

перемещения центров хозяйствования на уровень регионов, экономическая

самостоятельность которых в переходный период растет. С одной стороны, это

приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах,

чему является подтверждением все вышесказанное, а с другой - существенно

упрощает систему управления национальным хозяйством в целом, снижает

элемент случайности и способствует росту управляемости экономики России.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским

поселениям, а также другим муниципальным образованьям, является

муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права

собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их

компетенции, установленных актами, определяющими статус этих органов, а

также юридические лица и граждане.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за

муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и

распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, закрепленное

за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную

казну соответствующего городского, сельского поселения или другого

муниципального образования (ст.215 ГК РФ).

Муниципальное предприятие учреждается местными органами. Имущество

муниципального предприятия образуется за счет ассигнований из средств

соответствующего местного бюджета и (или) вкладов других муниципальных

предприятий, а также полученных доходов. Указанное имущество передается в

хозяйственное ведение предприятию в лице его трудового коллектива.

Руководитель муниципального предприятия пользуется правами, несет

обязанности и ответственность, предусмотренные законодательством, уставом

предприятия и заключенным с ним контрактом.

Уставом предприятия могут быть определены другие категории должностных

лиц, нанимаемых по контракту, заключаемому с собственником или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.