Экономическая география 50 вопросов
соц. сферы и ставится цель — правовое государство.
Россия стремилась укрепить свои позиции и на востоке. Современное
геополитическое и экон.-геогр. положение России, усложнение связей через
порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами независимых государств,
увеличивают значение портов Дальнего Востока. Возрастание роли стран
Азиатско-Тихоокеанского региона для внешнеэкономических связей России еще
более усиливает их значение. Регулярными стали встречи и переговоры с
руководством Японии, Индии, Китая, Южной Кореи, стран Персидского залива и
АСЕАН. Китай превратился в одного из основных торговых партнеров России.
Впервые за 30 лет Россия вышла на рынки АСЕАН, в основном с вооружением. В
то же время ослабли контакты с прежними партнерами — КНДР, Монголией,
Вьетнамом, Ираком. Но в целом «восточное» направление оставалось
второстепенным. С течением времени и со сменой министра иностранных дел
(вместо Козырева пришел Примаков) начали налаживаться более тесные контакты
со странами Востока, Израилем, Китаем, Японией. Но, например экон.
сотрудничеству с Ираком мешают международные санкции, договору о поставке
оборудования для атомных станций препятствовали США (по причине возможного
«двойного» использовании.
Доля в мировом экспорте России составляет 1,5%. Объем российского
экспорта в 98г составил 72млрд$, импорта - 44млрд$. 40% общего экспорта
приходится на ТЭК. Объемы экспорта нефти и газа росли в 98г (7% и 2%) Доля
продукции машиностроения составляет в 98г около 9% всего экспорта. Перед
страной стоит задача изменения структуры экспорта, в сторону снижения
сырьевой составляющей и увеличения продукции переработки и машиностроения.
В результате экон. кризиса внешнеторговый оборот в 98г сократился на 17%.
Сохранилась моносырьевая структура экспорта. В 85г - доля машин и
оборудования составляла 13,9%, доля топлива и электроэнергии - 54,1%. В 97г
экспорт нефти составил 24,5%, экспорт газа - 27%. Т.е. газ и нефть
составляет приблизительно столько же, сколько в советское время экспорт
всего ТЭК. 95% производимого в стране алюминия экспортируется из-за падения
внутренних потребностей. Часть идет через Лондонскую биржу металлов, в США,
на Украину и во многие др. страны. Экспорт России металлов и особенно стали
встречает нередко сопротивление конкурентов на мировом рынке. При этом нас
обвиняют в демпинговых ценах на металлы и грозят применить международные
санкции. Продукция машиностроительного комплекса поставляется в страны СНГ
и некоторые развивающиеся страны, (вследствие не конкурентоспособности этой
продукции). Конкурентоспособной остается продукции ВПК. Оружие и военная
техника закупают страны СНГ и Востока.
Снижение объемов с/х произ-ва в последние годы вынуждает импортировать
продовольствие из США и стран Европы. Россия — крупнейший импортер с/х
продукции. Многие годы завозилось зерно, и только с прошлого года Россия
обошлась без крупных закупок зерна. Падение произ-ва в фармацевтической
пром-ти вынуждает закупать многие виды лекарств в Индии, США, Германии и
др. странах.
В последнее время укрепляются внешнеэкономические связи со странами
Востока. Крепнут отношения с Индией, происходит погашение прежних долгов
Индии (90% экспорта идет в счет погашения долгов). Но основой нашего
экспорта является военная техника.
В России существуют совместные предприятия с западными фирмами, в
основном в пищевой пром-ти, кондитерской, табачной пром-ти, косметика
(Филипп Морис в С-Петербурге, Марс в Подмосковье, Мак Дональдс, Джонсон &
Джонсон). Но кризисная ситуация и нестабильная полит. обстановка не
способствует продвижению западных инвестиций в российскую экономику.
10. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ХОЗ-ГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
44. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ
Отраслевая структура нар. хоз-ва — это соотношение различных отраслей
материального произ-ва и непроиз-ной сферы. Произ-ная сфера включает
отрасли, производящие материальные блага (пром-ть) или осуществление
перемещения по территории (транспорт), строительство, торговля,
общественное питание. Непроиз-ная сфера — отрасли, обеспечивающие бытовые и
духовные потребности человека (образование, наука, жилищно-коммунальное хоз-
во). Межотраслевые комплексы — это объединения различных отраслей нар. хоз-
ва, совместно участвующих в произ-ве определенных видов продукции
(например, ТЭК, машиностроение, соц. комплекс, строительная пром-ть).
Отраслевой структуре свойственно межотраслевые пропорции и межотраслевые
произ-ные связи.
В хоз-ве РФ пром-ть и строительство занимают ведущее положение, в них
занято 43% активного населения, их валовой общественный продукт составляет
77% нац. продукта, нац. доход (от пром-ти и строительства) - 67%. Доля
занятых в с/х - 44%, валовой общественный продукт с/х — 12%, нац. доход -
15%. Транспорт и связь: доля занятых - 6%, валовой общественный продукт -
3,7%, нац. доход - 4,8%. На остальные отрасли: доля занятых - 35%, валовой
продукт - 6,7%, нац. доход - 13%.
Современный машиностроительный комплекс России состоит из нескольких
десятков отраслей, каждая из которых выпускает продукцию определенного
назначения. Число машиностроительных отраслей непрерывно растет.
Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем:
. проблемы, связанные с низкими темпами роста машиностроения, 4/5 продукции
имеют оборонное значение, огромные диспропорции в отдельных отраслях
(высокий уровень произ-ва больших тракторов, комбайнов, низкий уровень
произ-ва предметов для населения);
. низкое качество производимых машин, отставание от зарубежных аналогов
растет;
. сокращение объемов выпуска продукции из-за многих причин в годы реформ
(устаревшее оборудование и технологии, снижение капиталовложений в
отрасли, потеря рынков сбыта, неэффективное управление приватизированными
предприятиями и т.д.).
Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей и
агрегатов, изготовление которых производится на специализированных
предприятиях, поэтому эти предприятия устанавливают кооперационные связи. И
в разных р-нах страны строятся комплексы взаимосвязанных машиностроительных
предприятий. Комплексы состоят из групп заводов, большая часть которых —
филиалы для поставок сборочному заводу. Многие отрасли машиностроения
располагаются в р-нах с благоприятным ЭГП для организации кооперирования.
Например автомобилестроение — в европейском Центре и Поволжье.
Машиностроительные заводы располагаются вблизи крупных транспортных
магистралей, что необходимо для перевозки деталей и готовой продукции.
Ориентация на потребителя. Отрасли выпускающие машины и приборы для
населения ориентированы на потребителя и располагаются во всех р-нах
России.
Характеристика ТЭК (топливно-энергетический комплекс)
ТЭК — это межотраслевой комплекс по добыче и произ-ву топлива и энергии, их
транспортировке, распределению и использованию. ТЭК состоит:
1. топливной пром-ти, включая нефтяную, газовую, угольную, сланцевую,
торфяную и уранодобывающую отрасли;
2. энергетики, включающей электрические станции, средства транспортировки
топлива и энергии.
Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хоз-ва, производящие
разнообразные услуги. Услуги — это особый вид продукции, которая
потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Инфраструктурный
комплекс включает в себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и
связи) и сферу услуг (бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры,
жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических
организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги
можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое
обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование,
культура, здравоохранение, гос. управление, оборона, охрана правопорядка и
т.д.).
Инфраструктурный комплекс обеспечивает взаимодействие различных частей
нар. хоз-ва и отдельных территорий страны. С его помощью осуществляются и
межгосударственные связи. Входящие в нее отрасли подготавливают
квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери
времени от болезней и тем самым повышают производительность труда в произ-
ной сфере. Соц. влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует
духовный мир человека.
Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная
задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и
веществ. Транспорт выполняет задачи: обеспечения устойчивых связей между
отдельными отраслями и р-нами страны, своевременное и полное удовлетворение
потребностей нар. хоз-ва и населения в перевозках. С помощью одного вида
транспорта эту задачу выполнить трудно, поэтому все виды транспорта
взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя транспортную систему.
Основные виды транспорта: ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и
трубопроводный — образуют транспортный комплекс. Транспортная система — это
совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными
узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и
осуществляется обмен грузами. В России несколько сотен транспортных узлов,
крупнейший — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе
определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида
транспорта учитывают себестоимость и скорость, грузоподъемностью и влиянием
природных условий на его работу. Транспортная сеть формируется в основном
под влиянием соц.-экон. факторов, таких как размещение производительных
сил, концентрации произ-тв и их специализации их и развития, размещения
городов, направления экон. связей, размещения мест отдыха, курортов и т.д.
11. ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Назначение пищевой пром-ти — произ-во продуктов питания (пищевыми
концентратами, консервами, полуфабрикатами, переработанными продуктами
растениеводства и животноводства и т.д.). Пищевая пром-ть тесно связана с
с/х, которое поставляет ей сырье. По характеру сырья различают две группы:
1. отрасли использующие необработанное сырье (крупяная, маслодельная,
сахарная, чайная, консервная, рыбная),
2. отрасли использующие сырье прошедшее обработку (чаеразвесочная,
кондитерская, хлебопекарная, макаронная).
Пищевая пром-ть встречается всюду на территории страны, но первая группа
тяготеет к р-нам произ-ва сырья, т.к. вес готовой продукции значительно
меньше исходного сырья и снижаются затраты на транспортировку. Например,
предприятия рыбной пром-ти располагаются вблизи мест лова. Но произ-во
скоропортящихся продуктов располагаются вблизи потребителя. Но при этом
необходимо рассчитывать размеры производимого с/х сырья, во избежание
простаивания произ-ва. Таким образом, терр-ное размещение зависит от
наличия сырья и размера сырьевой базы. Вторая группа предприятий тяготеет к
местам потребления. Сырье используемое ими уже прошло первоначальную
обработку и перевозить его выгодней, чем готовую продукцию. Некоторые
отрасли ориентируются как на сырьевую базу, так и на потребителя.
Мясокомбинаты имеются во всех крупных и средних городах и во многих с/х
комплексах. Такой же характер размещения у молочной и мукомольной пром-ти.
Можно на примере Мордовии проследить закономерности размещения пищевой
пром-ти. Малые мукомольные предприятия, мельницы и крупорушки как правило
располагаются рядом с заготовительными предприятиями, которые располагаются
на пересечении крупных автомобильных дорог. Зерноперерабатывающие
предприятия за исключением спиртовых заводов располагаются здесь же (для
сокращения потерь при транспортировки). Предприятия перерабатывающие
картофель располагаются рядом с местами его произ-ва, для сокращения
потерь, связанных с биологической особенностью культуры — промерзании при
-1оС, подверженности гниению, потери качества при хранении выше +5оС).
Сахарный завод в Ромоданове находится в центре территории на которой
выращивают сахарную свеклу (по той же причине, с др. стороны он расположен
на ж/д узле (что необходимо для использовании привозного
сахаротростникового сырья). Предприятия, занимающиеся переработкой овощей и
фруктов, расположены в городах Саранске, Краснослободске, Рузаевке, т.к.
специализированные с/х предприятия расположены вблизи этих городов.
Остальные хоз-ва специализирующиеся на выращивании овощей и фруктов имеют
сеть более мелких перерабатывающих предприятий на местах. Предприятия
изготавливающие полуфабрикаты, колбасы из мяса птицы располагаются вблизи
птицефабрик. Так же как множество колбасных цехов расположенных в хоз-вах
специализирующихся на разведении скота. Крупные мясокомбинаты с колбасными
цехами имеются практически во всех крупных городах. Размещение
молокоперерабатывающей пром-ти диктуется необходимостью быстрой переработки
сырья, т.к. перевозка на расстояние свыше 25 км резко ухудшает качество.
Поэтому сеть предприятий отрасли охватывает практически все
административные р-ны Мордовии. Головные заводы размещены обычно в районных
центрах. Предприятия изготавливающие цельномолочную продукцию расположены в
крупных городах. Кондитерские, макаронные и многие др. предприятия пищевой
пром-ти как правило располагаются в крупных городах.
Пищевая пром-ть недостаточно эффективна, имеет устаревшее оборудование,
недостаточное капиталовложение, сырье низкого качества и т.д. Она не
обеспечивает всей потребности в продуктах питания.
12. ЭГ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА
Москва — экон. и полит. ядро страны и крупнейший пром-ный узел. Здесь
сконцентрирован огромный научно-технический потенциал.
Москва — территория древне- и старорусского заселения, центр
формирования Московского, а затем Русского государства, получивший
столичные функции (Москва — столица России).
ЭГП положение, природные условия и ресурсы. На формирование оказали
воздействие прежде всего ЭГП и особенности исторического развития. Выгодное
положение узла в период становления Русского государства и относительной
безопасности от внешних врагов способствовало быстрому заселению и освоению
ее территории и повлияло на роль Москвы как «собирательницы земли русской».
В дальнейшем экон. подъему и пром-ному развитию способствовало улучшение
транспортных связей с др. частями страны, особенно после создания ж/д
(транспортное положение). Преимущества ЭГП, наличие пром-ти и
квалифицированных кадров, столичное положение определили ее роль —
организатора индустриализации страны, а в настоящее время — решающую роль в
проведении коренных экон. реформ.
Население. Москва — территория, заселения русского народа. Москва
(8,8млн. чел.), Резко преобладает городское население. Вокруг них
сформировались городские агломерации.
Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва складывались под влиянием
ряда факторов:
1. роли как главной научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз
страны;
2. старопромышленного характера;
3. наличия высококвалифицированных кадров;
4. выгодного экон.-геогр. положения, в том числе столичного;
5. благоприятных транспортных связей;
6. формирования собственной мощной металлургической базы на основе ресурсов
КМА;
7. в Москве и городах ЦР была создана оборонная пром-ть, защищенная мощной
противоракетной обороной.
Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр
науки и культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение
(станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др.
отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки
Москвы, хим., полиграфической.
Москва специализируется на наукоемком квалифицированном
машиностроении. Особое место занимают наука и научно-техническое
обслуживание, а также управление, высшее образование, культура и искусство,
а в последние годы туристско-экскурсионная деятельность.
Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием выпускаемой
продукции, так и тем, что основная продукция комплекса предназначена для
сей страны. Особое значение для коренной технологической перестройки самого
машиностроения приобретают станкостроение, электроника, радиоэлектроника,
приборостроение, вычислительная техника.
Кроме того Москва специализируется на произ-ве энергетического и
электротехнического оборудования. Здесь производится продукции
транспортного машиностроения. Аэрокосмический комплекс Москвы и ее
пригородов (Калининград) и предприятия оборонного комплекса в настоящее
время проходят стадию конверсии, т.е. переходят в значительной мере на
выпуск гражданской продукции.
Москва и Подмосковье стали основным в стране производителем всех видов
тканей. Главные центры — Москва, Иваново, города Московской обл. (Орехово-
Зуево, Ногинск).
ТПК использует в основном топливо и энергию др. р-нов.
Для Москвы, где много р-нов значительной концентрации пром-ных
предприятий, сосредоточения городских поселений, важно рациональное
использование территорий и природных ресурсов, выделение крупных участков
для рекреации, внедрения новых технологий с безотходными системами произ-
ств.
Для обеспечения экономики Москвы сырьем и топливом создан мощный
транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть,
отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени
напоминает конфигурацию ж/д. Начинается создание скоростной ж/д
Москва—Санкт-Петербург. Намечены реконструкция и развитие новых
автомагистралей и аэропортов.
Крупнейшая в стране система авиалиний расходится от Москвы.
В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры,
начинает активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная.
Близ крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех
городах все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших —
управление, наука и высшее образование.
Радиально-кольцевая структура города дополняется новыми кольцами и
радиусами. В перспективе развитие столицы предусматривает полную
реконструкцию пром-ти, научных институтов, городского хоз-ва. Это позволит
ликвидировать непроизводительный труд, ограничит экстенсивный рост города.
В Москве, находящейся на постиндустриальной стадии развития, не
предполагается создание новых пром-ных гигантов. Москва должна стать прежде
всего центром науки, культуры, образования, финансовой деятельности. В
городе резко возрастет роль предприятий сферы услуг при сокращении числа
работающих в пром-ти и строительстве. Особое внимание будет уделено
реконструкции центра города, сохранению и восстановлению ценнейших
памятников архитектуры, истории.
13. ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ТПК)
Пром-ть имеет сложную структуру, на ее развитие влияет форма организации
общественного произ-ва, специализация, концентрация, комбинирование.
Концентрация — процесс увеличения размеров предприятий и повышение доли
крупных предприятий в объеме произ-ва товаров. Наиболее высока концентрация
в черной металлургии, энергетике, тяжелом машиностроении.
Специализация — сосредоточение произ-ва определенного продукта или его
части или технологического процесса обособленно в отдельных отраслях или
предприятиях. Специализация бывает: предметная, подетальная,
технологическая.
Кооперирование — система длительных и устойчивых произ-ных связей между
предприятиями, совместно изготавливающих определенную продукцию.
Комбинирование — сочетание на одном предприятии разных произ-ных процессов
и произ-тв, при которых из одного вида сырья или энергии получается
несколько видов продукции.
ТПК — это взаимосвязанное научно обоснованное сочетание различных
предприятий и систем расселения на общей территории, которые могут дать
большую экономию средств и труда (повышение производительности труда,
обеспечение решения проблем экологии, улучшения условий жизни отдыха
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|